Объектами налогообложения по транспортному налогу не являются промысловые морские и речные суда

Опубликовано: 11.05.2024

5.1 Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля ­ ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ ­ екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде ­ ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен ­ ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек ­ том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик ­ лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз ­ мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп ­ лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод ­ ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста ­ новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ ­ ностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для исполь ­ зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви ­ гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре ­ тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос ­ ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто ­ машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро ­ ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе ­ мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо ­ зяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен ­ ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис ­ полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реест ­ ре судов.

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс ­ портных средств следующим образом:

Категории транспортных средств

Транспортные средства, имеющие дви ­ гатели

Мощность двигателя транспорт ­ ного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактив ­ ного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар ­ ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз ­ душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус ­ ловиях в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп ­ ределяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистро ­ вых тоннах

Иные водные и воздушные транспорт ­ ные средства

Единица транспортного средства

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — первый квартал, второй квартал, тре ­ тий квартал.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра ­ ве не устанавливать отчетные периоды.

Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление законами субъектов РФ дифференци ­ рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс ­ портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле ­ ния сумм налога для организаций и физических лиц

Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво ­ дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот ­ ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляет ­ ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа ­ щая уплате в бюджет, оп ­ ределяется в отношении каждого транспортного средства как произведе ­ ние соответствующей на ­ логовой базы и налоговой ставки

Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога про ­ изводится в порядке и сроки, установленные зако ­ нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом .

Физические лица уплачивают транс ­ портный налог на ос ­ новании уведомления налогового органа.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, сле ­ дующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполне ­ ния налогового расчета определены приказом Минфина России.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.

Ежегодно до 1 декабря владельцы легковых авто, грузовиков, автобусов, мотоциклов, тракторов и иной техники, передвигающейся по дорогам общего пользования, обязаны оплатить транспортный налог. Такая же обязанность лежит и на тех, кому принадлежит водный транспорт.

Кто обязан платить транспортный налог

Перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения определен ст. 357 — 358 НК РФ. В число физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, на которых возложена обязанность по оплате, относятся и владельцы плавательных аппаратов.

Однако разнообразие морских и речных судов настолько велико, что нужно погрузиться в изучение перечня техники, которая требует от собственника совершения платежей в казну, более детально.

Не являются объектами налогообложения весельные лодки и те, на которые установлены моторы мощностью не более 5 л.с.

Несмотря на это исключение, парусные суда, в том числе и яхты, налогом облагаются.

Не нужно платить налог и на транспорт, предназначенный для промысловой деятельности. Кроме того, не взимается сбор и с собственников плавательной техники, если основное ее предназначение — пассажирские перевозки или доставка грузов. При этом транспортные услуги должны быть основным видом деятельности владельца ТС. Это исключение распространяется только на юридических лиц и предпринимателей.

Объектом налогообложения является только тот транспорт, который поставлен на учет в соответствии с действующими в РФ нормами и правилами.

Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не подлежат регистрации суда, масса которых не превышает 200 килограмм. Даже в том случае, если на них установлены двигатели мощностью до 8 кВт. Также не ставят на учет спортивные парусные суда (без двигателей и длиной менее 9 м), и несамоходные беспалубные ТС длиной менее 12 м.

Под массой ТС подразумевается оснащенная масса в соответствии с требованиями «Норм оснащения маломерных судов»

Льготные категории объектов налогообложения и плательщиков

Согласно НК РФ, освобождаются от уплаты транспортного налога владельцы ТС, находящихся в угоне. Это правило распространяется как на те суда, в отношении которых ведутся розыскные мероприятия, так и на транспорт, розыск которого остановлен.

Поскольку налог на транспорт является региональным, перечень льгот определяется законами, принимаемыми на уровне каждого субъекта. Получить подробную информацию о том, кому положены льготы можно на горячей линии ФНС, либо на сайте Службы в разделе со справочной информацией.

На государственном уровне освобождены от необходимости оплачивать сбор собственники ТС, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, а также буровые суда и установки.

Как узнать сумму транспортного налога

Чтобы посчитать, какую сумму нужно оплатить до 1 декабря, гражданину нужно владеть следующей информацией:

  • действующая в регионе ставка налога;
  • мощность двигателя в л.с. (при его наличии);
  • период владения ТС за отчетный год;
  • наличие или отсутствие льгот;
  • реквизиты налогового органа.

Физическим лицам информация о сумме, которую необходимо оплатить, поступает в виде уведомления от ФНС по месту жительства. Также эти сведения отображаются в Личном кабинете налогоплательщика на сайте службы.

В том случае, если уведомление не поступило в установленный срок по какой-либо причине, владелец транспорта обязан самостоятельно произвести расчет и оплату. Отсутствие уведомления не является поводом для уклонения от оплаты налогов.

Самостоятельный расчет транспортного налога на водный транспорт можно рассчитать по формуле:

СУММА = T x N x S
Где T — период владения, N — мощность, S — региональная ставка. Период владения определяется как соотношения количества полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на плательщика, к 12. Полным считается месяц, в котором право собственности зарегистрировано надлежащим образом более 50% дней.

Базовые ставки налога зафиксированы в ст. 361 НК РФ. Однако, учитывая региональный принцип, каждый субъект государства имеет право изменять их собственными законодательными актами. Но коэффициент увеличения или уменьшения не может превышать 10.

Для расчета транспортного налога на водный транспорт используются ставки, применяемые в регионе, в котором зарегистрировано ТС.

Что будет, если не платить транспортный налог

Отчетным периодом оплаты для транспортного налога является предыдущий год. После его окончания у граждан есть 11 месяцев (до 1.12 текущего года), чтобы перечислить средства. Как правило, все платежи осуществляются после рассылки уведомлений со стороны ФНС.

Организации обязуются ежеквартально вносить авансовые платежи, а последний платеж по итогам года перевести не позднее 1 марта.

Когда гражданин или юридическое лицо арендует ТС, обязанность по оплате возлагается не на пользователя, а на собственника.

Если своевременно налог не будет оплачен, на его сумму автоматически начисляются пени: ежедневно в размере 1/300 ставки рефинансирования от общего размера задолженности. Если долг не оплачивается длительное время, представители регионального налогового органа получают судебный приказ и накладывают арест на счета неплательщика. Могут быть применены и иные способы взыскания: в том числе арест имущества в судебном порядке.

Статья 358. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) утратил силу с 1 января 2020 года. - Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда;

11) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края";

12) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края".

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 358. Объект налогообложения

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Основанием для принятия решения в обжалуемой части послужили выводы инспекции о том, что в нарушение статьи 346.2, пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, общество неправомерно исчислило налог на прибыль по налоговой ставке 0 процентов и не исчислило транспортный налог в связи с отнесением себя к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда как фактически общество таковым не является.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Муфтахов оспаривает конституционность статьи 210 ГК Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих понятие налогоплательщика и объекта налогообложения для целей уплаты транспортного налога.

В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Положения Налогового кодекса Российской Федерации (включая статью 358 об объектах налогообложения транспортным налогом) не возлагают на владельца транспортных средств, находящихся в розыске, обязанность по представлению в налоговую инспекцию документа, подтверждающего факт угона (кражи) соответствующего транспортного средства.

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение.

Федеральная налоговая служба направляет для сведения письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2008 N 03-05-04-01/4 о применении подпункта 6 пункта 2 статьи 358, подпункта 2 пункта 4 статьи 374, пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в статье 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом признаются объекты, соответствующие двум критериям: объект является транспортным средством, то есть соответствует определенным физическим характеристикам (статья 38 НК РФ), и объект зарегистрирован в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса.

Понятие "транспортное средство", используемое для целей применения главы 28 "Транспортный налог" Кодекса, определено статьей 358 Кодекса. Согласно указанной статье Кодекса под транспортными средствами понимаются, в частности, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) установлено, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (пункт 1 статьи 363.1 Кодекса). При этом исчисление суммы транспортного налога (статья 362 Кодекса), подлежащей уплате в установленные сроки (статья 363 Кодекса), осуществляется исходя из налоговой базы (статья 359 Кодекса) и налоговой ставки (статья 361 Кодекса) в зависимости от регистрации (снятия с регистрации) транспортных средств, а также с учетом налоговых льгот (статья 356 Кодекса) и (или) налоговых преференций (статья 358 Кодекса).



Амнистия по налогу

Кроме сборов налогов, налоговая система России разрабатывает принципы введения и прекращения местного и регионального налогообложения, изменяет или прекращает обязанность некоторых категорий лиц оплачивать налоги, регулирует порядок совершения данных обязательств, определяет ответственность за нарушение норм налогового права.

Амнистия по транспортному налогу физических лиц

Во время пресс-конференции в Москве 14 декабря 2020 года Президент сказал, что неплохо бы амнистировать граждан страны от тяжелого бремени — накопившихся задолженностей по налогам за давностью лет. В Госдуме сразу началась работа над проектом налоговой амнистии, которая завершилась в короткие сроки. Итогом стало Постановление правительства, опубликованное 29 декабря 2017 года. И вот уже с 1 января этого года вступил в законную силу ФЗ о списании задолженности по налогам от 28.12.2017 года № 436 о налоговой амнистии, включающей прощение долгов по:

  • налогу на транспортное средство;
  • имущественному налогу;
  • налогу на землю.

Обратите внимание! Списываться могут только долги физлиц и ИП.



НК РФ

Амнистия по налогам физических лиц — это прощение, забвение, послабление, позволяющее налогоплательщику:

  • уменьшить налог и сбор;
  • аннулировать штрафы и пени;
  • аннулировать накопившийся долг.

Из информации ФНС России налоговая задолженность более, чем на 60 млрд рублей списана с граждан России в рамках данного законопроекта.

Раннее на территории России уже 3 раза проводились амнистии, освобождающие граждан от уплаты долгов. Но списание задолженности по налогам в полном объеме не происходило. Все они имели определенные ограничения и цель — пополнение бюджета страны. Полного освобождения от долгов не было. Амнистия 2020 года отличается от предыдущих полным прощением долгов определенной категории граждан. Работать по истекшим задолженностям налоговики начали сразу.



Транспортный налог

Дополнительная информация! Задолженности компаний по налогам и страховым взносам не относят к данной амнистии 2020 года.


Как будут списываться долги?

С 1 января 2020 года долги по транспортному налогу будут списываться автоматически. Гражданину не нужно обращаться в органы, писать заявление и так далее. В один прекрасный день в личном кабинете на сайте ФНС он сможет увидеть, что сумма задолженности стала значительно меньше.

Напомним, подобный законопроект уже принимался в 2011 году. Общая сумма долга по налогам была значительно меньше, чем в текущем году, что объясняется увеличением тарифов и нежеланием граждан платить налоги.

Причины и цель назначения

Декларация по транспортному налогу

«Безнадежных» долгов населения перед налоговой инспекцией накопилось свыше 100 млрд рублей. Такие расчеты тормозили работу сотрудников и делали ее фактически бесполезной, так как взыскать эти суммы уже не представлялось возможным. Постоянный учет этих долгов — пустая работа с привлечением дополнительного штата сотрудников. Непогашенные задолженности обрастают новыми штрафами и ежедневно автоматически начисляемыми пенями. Суммы становятся еще больше неподъемными и пугающими налогоплательщика. Пришло время наведения порядка внутри системы собирания налогов и освобождения ее от балласта многолетних задолженностей, которые уже никогда не будут взысканы.

Поэтому было принято решение об амнистии, именно такого масштаба, чтобы разом облегчить работу налоговиков и снизить бремя долгов граждан. Эта «чистка», в будущем позволит принимать новые положения и преференции в НК РФ, которые обеспечат благоприятную экономическую атмосферу.



Амнистия

На кого распространяется

Налоговая амнистия 2020 года особая, так как без бюрократических проволочек она фактически полностью освобождает физлицо и ИП от просроченных задолженностей, начисленных штрафов, возникших до 2015 года.

Заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу

Данный акт распространяется на абсолютно всех физлиц — граждан России и индивидуальных предпринимателей, имеющих в собственности автомобиль и являющихся налогоплательщиками транспортного налога. А это свыше 20 миллионов человек.

Дополнительная информация! Действие амнистии не ограничивается статусом автомобилиста (безработный, пенсионер, инвалид и т.д.), местом проживания, семейным доходом, периодом владения транспорта, причинами возникшего долга и т.д. Любая сумма долга перед ИФНС за налог на транспорт, числящаяся за налогоплательщиком на 1 января 2020 года, будет списана.

Как происходит

Узнать задолженность по транспортному налогу

Списание недоимок и задолженностей происходит в ИФНС по месту регистрации плательщика, без его участия и согласия. Достаточными основаниями списания являются сведения, находящиеся в базах налоговой службы. После принятия решения ИФНС удаляет информацию о долгах из своих информационных баз.

Закон не накладывает на налоговую службу обязанность уведомления должника о списании с него задолженности. Информацию об этом можно найти на официальном сайте налоговой инспекции или сайте госуслуг.



Сайт

Если человек узнал, что по каким-либо причинам налог на транспорт, числящийся до 2020 года, не списан, надо обратиться а налоговую службу по месту регистрации для исправления ошибки.

Важно! Следует знать, что оплаченные в добровольно или взысканные налоговиками самостоятельно долги по налогу на транспорт, возникшие до 2020 года, возвращаться из федерального бюджета не будут.

Налоговая амнистия для ИП

Безнадежными к взысканию взносами будут признаны задолженности действующих либо бывших предпринимателей. По приблизительным подсчетам, общая сумма их долгов составляет около 16 млрд. руб.

Для бизнесменов будет списана задолженность, которая появилась до начала 2020 года. Амнистия коснется предпринимателей, которые до сих пор работают, и тех, кто уже закрыл свой бизнес и лишился статуса ИП.

Налоговая амнистия для ИП позволит списать просроченные платежи без привлечения самих бизнесменов. Все бюрократические издержки возьмет на себя налоговая служба.

Долги по каким налогам простят индивидуальным предпринимателям

Все предприниматели работают по одной из нескольких систем налогообложения, в соответствии с ними происходит перечисление налоговых сборов.

Все просроченные выплаты будут подлежать списанию. Сюда входят платежи по НДФЛ, единому налогу по УСН, патентной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход.

Закон не распространяется на:

  • получение полезных ископаемых,
  • акцизы и налоги, которые связаны с транспортировкой товаров за рубеж.

Приятной новостью для должников станет то, что сумма аннулирования задолженности, связанной с предпринимательской деятельностью, не ограничена.

Налоговая амнистия по страховым взносам для ИП

Просрочки по страховым выплатам являются самыми внушительными. В общей сложности российские бизнесмены накопили долгов на 127 млрд. руб.

По подсчетам чиновников, значительная часть этой суммы начислена несправедливо. Например, человек оформил ИП, открыл собственный бизнес, но дело не пошло.

Гражданин устроился на официальную работу, но не стал лишаться статуса предпринимателя. Все это время ему начисляли страховые взносы (они могут составлять до 200 тыс. руб. в год).

Большая часть таких задолженностей будет прощена. Аннулируют просроченные страховые платежи, которые образовались до 2020 года, если предприниматель не отчитывался перед государством. Не подлежат списыванию долги в следующих случаях:

  • если выплаты касаются наемных рабочих,
  • если выплаты совершались, но иногда допускалась задержка.

Если возбуждены исполнительные производства по уплате транспортного налога

Действия, которые должны совершить физлица и ИП для того, чтобы отсутствие задолженности было оформлено законным документом, касается должников, в отношении которых уже были возбуждены исполнительные производства судебными приставами. В таких случаях требуется:

  • Подать официальное заявление в свою налоговую инспекцию о выдаче документа об отсутствии задолженности по транспортному налогу или уменьшению суммы задолженности на сегодняшний день.
  • В УФССП по месту регистрации подать заявление о закрытии исполнительного производства или уменьшении указанной в нем суммы на основании документа налоговой инспекции и ФЗ от 28.12.2017 г. № 436.

Ждать, когда это случится или надеяться, что все произойдет автоматически, не надо. В отличии от налоговой инспекции, судебные приставы не обязаны самостоятельно списывать с должника недоимки по транспортному налогу, даже на основании амнистии. На основании этих документов судебные приставы-исполнители прекратят взыскания по исполнительному листу или уменьшат сумму взыскания, о чем выдадут официальный документ. Исполнительский сбор в этом случае списан не будет, так как он не входит в условия амнистии.



Образец

Достоинства налоговой амнистии уже описаны выше и неоспоримы. Но, к сожалению, по мнению некоторых законодателей существуют и недостатки этого акта, к которым относятся осознания плательщиками возможности в будущем сокрытия доходов от фискальных служб и неоплаты налогов. Возможна также негативная реакция добросовестных плательщиков, которые не допускали задолженности, каким бы трудным не было материальное положение.

Как остановить начисление транспортного налога при уничтожении или изъятии автомобиля

Владелец транспортного средства, которое было уничтожено или отчуждено, может остановить начисление транспортного налога, подав соответствующее заявление в налоговые органы.

Соответствующие разъяснения приводит ФНС в своем сообщении от 01.11.2019.

Ведомство уточнило порядок расчета транспортного налога, если транспортное средство было уничтожено в результате пожара, аварии, стихийного бедствия и т.п. либо принудительно отчуждено в рамках исполнительного производства. В подобных случаях остановить начисление транспортного налога можно независимо от даты снятия транспортного средства с регистрационного учета

В частности, одним из оснований для прекращения права собственности и начисления транспортного налога является гибель или уничтожение объекта налогообложения, которое влечет полную и безвозвратную его утрату.

В связи с этим документально подтвержденные сведения о том, что транспортное средство полностью уничтожено, свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения независимо от даты снятия его с регистрационного учета.

Если имущество принудительно отчуждается в связи с неисполнением обязательств его владельца, это также служит основанием для прекращения права собственности. При этом закон не возлагает на предыдущего собственника арестованного транспортного средства бремя его содержания, так как оно было принудительно отчуждено в рамках исполнительного производства. В такой ситуации уплачивать налог должен новый собственник транспортного средства.

В указанных случаях налогоплательщик может прекратить налогообложение, подав в налоговую инспекцию заявление об уничтожении объекта или о его отчуждении в рамках исполнительного производства. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уничтожение или отчуждение объекта.

Наряду с угнанными транспортными средствами от обложения транспортным налогом освобождаются промысловые и пассажирские морские и речные суда, автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами.

Налог также не уплачивается за тракторы и специальные автомашины, зарегистрированные на сельхозпроизводителей. Кроме того, не облагаются налогом морские стационарные и плавучие платформы, а также буровые суда.

Физлица обязаны уплачивать транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В противном случае физлицу начислят пени и штраф. Штраф может составить 20% от неуплаченной суммы налога.

С 2020 года транспортный налог можно оплатить путем внесения на счет ИФНС единого налогового платежа. Этот платеж вносится одной платежкой в счет уплаты одного или сразу нескольких имущественных налогов физлица.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Об определении места нахождения судов внутреннего водного транспорта в целях уплаты транспортного налога и представления декларации по данному налогу

Вопрос: Об определении места нахождения судов внутреннего водного транспорта в целях уплаты транспортного налога и представления декларации по данному налогу.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 1 октября 2014 г. N БС-4-11/20192@

ФНС России рассмотрела обращение ООО по вопросу определения места нахождения водных транспортных средств в целях уплаты транспортного налога и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 83 Кодекса установлено, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения, месту нахождения обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Минфином России письмом от 28.03.2012 N 03-05-04-04/11 доведены разъяснения Минтранса России письмом от 15.03.2012 N 05-10-831 по вопросу применения понятия "порт приписки" при определении места нахождения судов внутреннего водного транспорта в целях уплаты транспортного налога. В указанном разъяснении Минтранса России сообщено, что Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации не содержит понятия "порт приписки", в связи с чем, по мнению Минтранса России, под местом нахождения судна внутреннего водного транспорта следует понимать местонахождение территориального органа, осуществляющего регистрацию судов внутреннего водного транспорта.
С учетом изложенного Минфин России также полагает, что местом нахождения судов внутреннего водного транспорта в целях уплаты транспортного налога является место их государственной регистрации.
В соответствии с копией Свидетельства о праве собственности на судно, приведенной в приложении к обращению ООО, свидетельство о регистрации судна, принадлежащего ООО, выдано Волжским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Согласно сведениям Единого государственного реестра налогоплательщиков адрес места нахождения указанного регистрирующего органа: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород.
Сведения о регистрации транспортных средств по месту нахождения организаций, их обособленных подразделений направляются в соответствующие налоговые органы, которые на основании указанных сведений осуществляют постановку на учет организаций и направляют им уведомления о постановке на учет.
Учитывая изложенное, уплата транспортного налога осуществляется в бюджет бюджетной системы Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.
Инспекцией ФНС России по району г. Нижнего Новгорода было направлено уведомление о постановке на учет ООО по месту государственной регистрации водного транспортного средства с присвоением КПП на основании сведений Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
С учетом вышеизложенного ООО должно представлять налоговую декларацию по транспортному налогу в Инспекцию ФНС России по району г. Нижнего Новгорода.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Читайте также: