Нужны ли покупателю для налогового учета тн и ттн при договоре транспортной экспедиции

Опубликовано: 03.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/1/15512 от 11.03.2019

Минфин России в письме от 11.03.2019 г. № 03-03-06/1/15512 разъяснил что, только если все необходимые документы будут в наличии и оформлены по всем правилам, расходы по договору транспортной экспедиции можно будет учесть в расходах при налогообложении прибыли.

При этом финансисты ссылаются на законодательство, согласно которому расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. А под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством России (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В данном случае для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции нужны документы, подтверждающие фактическое оказание услуг.

Договор транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Необходимой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, которые нужно оформлять в установленном порядке в соответствии со следующими нормативными актами:

  • Законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г. № 554;
  • приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов».

К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Факт заключения договора перевозки груза подтверждает транспортная накладная, составленная строго по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 (письмо Минфина России от 28.08.2018 г. № 03-03-06/1/61110).

Обратите внимание: товарная накладная по форме ТОРГ-12 для этого не подходит. Она не свидетельствует о доставке товара, а только о его сдаче-приемке.

Если в транспортной накладной нет итоговой стоимости перевозки, в дополнение к ней следует составить первичный документ, в котором она определена.Таким документом может быть УПД.

УПД можно оформить при отгрузке товаров, приеме-передаче оказанных услуг и результатов выполненных работ, передаче имущественных прав.

Переходить на применение УПД не обязательно. Можно оформлять привычный пакет документов. Даже если использовать УПД, авансовые счета-фактуры все равно выставлять придется. То же самое касается и товарно-транспортных накладных.

А если транспортной накладной у вас нет, списать расходы на перевозку не получиться.

Транспортная накладная

Все нюансы заполнения транспортной накладной обобщены в таблице.

Кто доставляет товар Кто составляет транспортную накладную (ТН) Кто указан грузоотправителем Кто указан грузополучателем Примечание
Покупатель ТН не составляется. Договор перевозки не заключается
Продавец. Покупатель отдельно перевозку не оплачивает: в договоре цена перевозки отдельно не выделена
Продавец. Покупатель оплачивает перевозку (цена перевозки в договоре выделена отдельно) Продавец – в двух экземплярах продавец покупатель В ТН в качестве перевозчика указывается продавец
Перевозчик, нанятый покупателем – или покупатель;
– или перевозчик от имени покупателя
покупатель покупатель Для получения товара у продавца покупатель должен выдать перевозчику доверенность
Перевозчик, нанятый продавцом – или продавец;
– или перевозчик (экспедитор) от имени продавца (по доверенности)
продавец покупатель ТН служит документом, подтверждающим реальность сделки купли-продажи товара

Форма транспортной накладной содержит 17 пунктов, в которых указывается информация о грузоотправителе, грузополучателе, наименовании груза, сопроводительных документах, условиях перевозки.

Транспортную накладную должен выписать грузоотправитель (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ). Форму и порядок заполнения транспортной накладной регламентируют правила перевозок грузов (Постановление Правительства России от 15.04.2011 г. № 272).

Накладную составляют на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве. Если для перевозки используется несколько автомобилей, то транспортные накладные составляют в соответствии с количеством автомобилей.

Транспортную накладную оформляют в трех экземплярах:

  • первый остается у грузоотправителя;
  • второй предназначен для грузополучателя;
  • третий экземпляр передают автотранспортной организации – перевозчику.

На каждой из трех экземпляров накладной необходима расшифровка подписи грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика или их уполномоченных лиц.

Перед отправкой груза грузоотправитель передает водителю автотранспортной компании второй и третий экземпляры накладной.

Доставив груз, второй и третий экземпляры накладной водитель передает грузополучателю. Их подписывает работник, который принял товары. Подпись необходимо расшифровать, а вот заверять печатью не нужно.

После этого третий экземпляр транспортной накладной возвращают водителю, а он сдает его в бухгалтерию автотранспортной организации.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

"Главная книга", 2012, N 10

Многие покупатели по условиям договора сами забирают товар со склада поставщика. А для доставки товара привлекают экспедиторов по договору транспортной экспедиции. И бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов и госкомстатовскую ТТН (форму N 1-Т), и правительственную ТН . Поскольку они опасаются, что при отсутствии обеих этих накладных налоговики при проверке исключат из "прибыльных" расходов затраты на доставку товаров.

Экспедиторы же, как правило, отказываются представлять ТН и ТТН клиентам, указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки.

Давайте посмотрим, а нужны ли в такой ситуации покупателю ТТН и ТН, сможет ли покупатель получить эти накладные от экспедитора и на основании каких документов можно учитывать затраты на доставку.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза .

О том, когда нужно оформлять транспортную накладную, и о порядке ее заполнения в различных ситуациях вы можете прочитать: журнал "Главная книга", 2011, N 20, с. 54.

Приложение N 4 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
Пункт 1 ст. 801 ГК РФ.

Минфин и ФНС теперь согласны на любую транспортную накладную

Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны "как транспортная накладная, так и накладная по форме N 1-Т" . Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные - и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных - либо ТН, либо ТТН.

А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН. Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целей .

О том, кому, когда и зачем нужна ТТН, читайте: журнал "Главная книга", 2011, N 6, с. 61.

А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения. В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных - либо ТН, либо ТТН. Главное, чтобы она была правильно оформлена. Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документа .

Раз уж ФНС проявила лояльность к налогоплательщикам, может, теперь и Минфин изменит свое мнение? И оказывается, да.

Из авторитетных источников

Бахвалова Александра Сергеевна, консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

"Сейчас позиция Минфина изменилась, она отражена в Письме ФНС, которое согласовано с Минфином. На данный момент оба ведомства придерживаются мнения, что и ТТН, и новая транспортная накладная содержат практически идентичные реквизиты.

Следовательно, организации вправе по своему усмотрению заполнять только одну из приведенных форм накладных. Для целей налогового учета будет приниматься любая из них".

Но все эти разъяснения - по договору перевозки. Про подтверждение расходов на доставку по договорам транспортной экспедиции ни ФНС, ни Минфин не высказывались.

А вот московские налоговики ранее разъясняли, что для подтверждения расходов на перевозку в рамках договора транспортной экспедиции нужен комплект ТН плюс ТОРГ-12. Ведь по сути ТОРГ-12 представляет собой товарный раздел ТТН, а ТН - транспортный раздел ТТН. При этом они указали, что ТН является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор, и не важно, сам он перевозит груз или привлекает для этого перевозчика .

Мы решили обратиться к специалисту Минфина с вопросом, разделяет ли он эту позицию. И получили такой ответ.

Из авторитетных источников

Бахвалова А.С., Минфин России

"Когда заключается договор с транспортно-экспедиционной компанией, по которому экспедитор выполняет услуги по перевозке груза, у заказчика такой перевозки (покупателя товара) не возникает обязанности подтверждать расходы с помощью любой из транспортных накладных. В такой ситуации покупателю достаточно иметь на руках: экспедиторскую расписку, где отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товаре ; акт оказанных услуг; счет-фактуру. При наличии этих документов расходы на перевозку груза принимаются для целей налогового учета".

Как видим, мнения контролирующих органов несколько разошлись. Но на проверки-то ходят налоговики, которые запросто могут исключить из "прибыльных" расходов затраты, не подтвержденные, по их мнению, из-за того, что у вас нет ТН или ТТН. Поэтому посмотрим, всегда ли клиент (покупатель товара) может и должен получить от экспедитора эти документы.

Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, N 03-03-06/1/498.
Письма Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-06/1/99, от 25.11.2011 N 03-03-06/1/780, от 11.11.2011 N 03-03-06/1/746.
Письмо ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@.
Письма УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@, от 27.09.2011 N 16-15/093505@.
Пункт 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554; Приложение N 2 к Приказу Минтранса России от 11.02.2008 N 23.

Когда от экспедитора можно получить ТН или ТТН, а когда нельзя

Прежде всего вспомним, что и ТТН, и ТН составляются только при заключении договора перевозки. То есть когда правоотношения возникают между владельцем автотранспорта (перевозчиком) и заказчиком автотранспорта (грузоотправителем). И по общему правилу ТН и ТТН составляет грузоотправитель, то есть тот, кто заказывает перевозку .

В таблице мы свели разные ситуации, когда покупатель сможет получить ТН или ТТН от экспедитора и когда нет.

После оказания экспедиторских услуг у покупателя будет такой комплект документов :

  • договор транспортной экспедиции;
  • экспедиторская расписка;
  • акт об оказании услуг;
  • отчет экспедитора;
  • счет-фактура на услуги, оказанные экспедитором;
  • платежные документы на оплату оказанных услуг.

Даже если экспедитор сам является перевозчиком, он все равно выдаст только экспедиторские документы, а не ТН или ТТН. Ведь с покупателем заключен именно договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки. Кстати, практики также считают, что экспедиторы не должны выдавать покупателям ни ТН, ни ТТН.

Из авторитетных источников

Ражковский Дмитрий Николаевич, главный бухгалтер ОАО "Российские коммунальные системы"

"Если покупатель для доставки товара от поставщика заключает договор транспортной экспедиции (далее - договор ТЭ), в этом случае взаимоотношения покупателя и экспедитора регулируются нормами законодательства о транспортной экспедиции: гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ, Правилами ТЭД , и Порядком оформления и формами экспедиторских документов .

Так, экспедиторская расписка - документ, который подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от указанного клиентом грузоотправителя. Она заполняется в двух экземплярах, и ее оригинал вручается клиенту .

Когда между покупателем и поставщиком заключается договор поставки, в рамках которого покупатель забирает товары со склада грузоотправителя, то поставщик оформляет товарную накладную по форме N ТОРГ-12 в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика, и на его основании он списывает товары, а второй - передается покупателю и является основанием для оприходования этих товаров у него. Таким образом, ни ТТН по форме N 1-Т, ни транспортную накладную стороны сделок оформлять не обязаны. Расходы по доставке товаров в рамках договора ТЭ принимаются покупателем в налоговом учете на основании акта оказанных услуг и экспедиторской расписки .

Если экспедитор является одновременно и перевозчиком, все равно применяются правила ТЭ . А значит, экспедитор-перевозчик должен использовать документооборот, предусмотренный Законом N 87-ФЗ. То есть оформлять экспедиторскую расписку".

Таким образом, перечисленных выше экспедиторских документов вполне достаточно, чтобы покупатель учел затраты на приобретение и доставку товара в расходах . Вместе с тем, поскольку налоговики считают, что при доставке товара автотранспортом у покупателя обязательно должна быть ТТН или ТН, есть вероятность, что без этих документов правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде.

В большинстве случаев судьи соглашаются с тем, что расходы на доставку товара при исчислении налога на прибыль можно учесть и без ТТН, например при наличии экспедиторских документов и ТОРГ-12. Ведь НК не содержит перечня документов, которыми подтверждаются произведенные расходы, и не ограничивает перечень документов, косвенно подтверждающих эти расходы .

В то же время некоторые судьи считают, что ТТН является единственным документом, подтверждающим затраты по доставке товаров, в том числе и по договорам транспортной экспедиции .

Ну и напоследок о приятном. Со следующего года унифицированные формы документов в бухучете перестанут быть обязательными. Утверждать формы первичных документов будет руководитель организации . А значит, у налоговиков уже не останется оснований указывать, что затраты на перевозку в налоговых целях подтверждает только ТТН .

Пункт 2 ст. 785 ГК РФ; п. 1 ст. 8 Закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ; п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272; разд. 2 Указаний, утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Письмо Минэкономразвития России от 26.08.2011 N ОГ-Д05-1114.
Порядок, утв. Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.
Утвержден Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Статья 2 Закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ; п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554; п. 28 Порядка, утв. Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.
Пункт 1 ст. 252 НК РФ.
Пункт 2 ст. 801 ГК РФ.
Постановления ФАС ЗСО от 25.03.2010 по делу N А45-12262/2009, от 11.03.2010 по делу N А27-9842/2009; ФАС МО от 15.11.2011 по делу N А40-143454/10-76-862, от 13.09.2011 по делу N А40-114362/10-4-649, от 14.10.2010 N КА-А40/11847-10; ФАС ПО от 28.03.2011 по делу N А55-13299/2010, от 21.10.2010 по делу N А49-442/2010, от 26.01.2010 по делу N А65-3382/2009, от 03.06.2009 по делу N А12-17030/2008, от 07.04.2009 по делу N А12-14314/2008; ФАС СЗО от 08.10.2009 по делу N А56-2075/2009, от 24.07.2009 по делу N А56-52305/2008; ФАС ЦО от 18.02.2010 по делу N А35-5033/08-С21.
Постановления ФАС ЗСО от 15.12.2011 по делу N А46-3538/2011; ФАС ПО от 14.02.2008 по делу N А65-9200/2007; ФАС СЗО от 20.02.2009 по делу N А13-5043/2007.
Пункт 4 ст. 9, ст. 32 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс РФ, часть II.
  • Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности".
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2008 № А19-9946/07-18-Ф02-391/08 по делу № А19-9946/07-18.
  • Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-309/08-С2 по делу № А76-7974/07.

    Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

    А в соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса РФ, договор транспортной экспедиции представляет собой правоотношения, в котором одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть также предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Транспортно – экспедиционные услуги обязательно оформляются договором транспортной экспедиции.

    Услуги, оказываемые экспедитором в рамках транспортно-экспедиционного договора, можно разделить на основные и дополнительные.

    К основным услугам экспедитора относятся организация перевозки груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой.

    Экспедитор может оказывать клиенту и дополнительные (агентские) услуги в соответствии с условиями договора, например, получать документы, требующиеся для экспорта или импорта товаров, выполнять таможенные процедуры, затаривать, маркировать груз, проверять его количество и состояние, осуществлять погрузо-разгрузочные работы, оплачивать возлагаемые на клиента пошлины, сборы и расходы и т.д.

    Правовая природа транспортно – экспедиционного договора подразумевает, что экспедитор может, как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозки груза, так и осуществлять организацию перевозки, что не является одним и тем же понятием.

    Важным моментом юридического и бухгалтерского оформления договора транспортной экспедиции является вопрос о том, какие документы должны оформляться для данного договора.

    Общий перечень и порядок оформления транспортно – экспедиционных документов изложен в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. В статье 5 Правил называются три документа, которые должны являться неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и оформляться сторонами: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции), экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя) и складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Таким образом, перечисленные документы должны в обязательном порядке оформляться при реализации договора транспортной экспедиции. В п.6. Правил дополнительно указывается, что в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, сторонами могут оформляться и другие документы.

    Что же говорит закон по поводу необходимости оформления транспортной накладной (товарно-транспортной накладной) в случае заключения договора транспортной экспедиции?

    При первоначальном анализе статей, как мы можем видеть, действующие нормативно-правовые акты не обязывают стороны оформлять эти документы.

    Отметим, что транспортная накладная - это первичный учетный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Поэтому если нет заключенного договора перевозки груза, то не должно быть и транспортной накладной. И наоборот, наличие договора перевозки изначально предполагает оформление транспортной накладной. Транспортная накладная составляется только в случае, если для перевозки товара привлекается транспортная компания. Транспортная накладная необходима покупателям продукции и товаров (заказчикам перевозки) только для отражения транспортных расходов по отдельному договору перевозки.

    Что касается товарно-транспортной накладной (далее – ТТН), то по общему правилу она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, то есть является основным перевозочным документом, который оформляется при перевозке груза. ТТН включает в себя два раздела – товарный и транспортный. Товарный определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей, а также служит основанием для списания материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а транспортный раздел определяет взаимоотношения между грузоотправителями-заказчиками и организацией-перевозчиком, служит для учета работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.

    Налоговые органы, как это принято в их практике, занимают в этом вопросе совершенно четкую позицию – отсутствие ТТН не дает налогоплательщику НДС права на применение налоговых вычетов по приобретенному имуществу, а в целях налогообложения прибыли – учитывать расходы по доставке товара в качестве транспортных расходов. При отсутствии ТТН у участника отношений по перевозке груза налоговые органы в принципе ставят под сомнение сам факт поставки товара.

    Причем налоговикам в этом случае не важно, кто занимается доставкой товаров: грузоотправитель, грузополучатель или специализированная транспортно - экспедиционная организация. Справедливости ради надо отметить, что арбитражные суды не поддерживают такую позицию налоговых органов и выносят в большинстве своем решения в пользу налогоплательщиков, однако надо понимать, что в случае отсутствия ТТН при перевозке груза у покупателя имеется реальный шанс стать участником арбитражного судопроизводства (Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-309/08-С2 по делу № А76-7974/07, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2008 № А19-9946/07-18-Ф02-391/08 по делу № А19-9946/07-18).

    Вообще, в юридической практике по данному вопросу существует еще одно мнение, заключающееся в том, что документальное оформление договора зависит от того, от того, каким образом урегулирован вопрос оплаты услуг экспедитора. Так, если договором транспортной экспедиции предусмотрена оплата услуг экспедитора четко фиксированной суммой, включающей в себя вознаграждение экспедитора и все его издержки, связанные с исполнением договора, то для подтверждения расходов, понесенных экспедитором и содержащихся в этой фиксированной плате, не нужно представление клиенту железнодорожных и товарно-транспортных накладных. Расходы клиента в этом случае подтверждаются экспедиторской распиской, которая согласно вышеупомянутым Правилам является обязательным экспедиторским документом и акт об оказании экспедиторских услуг.

    В том же случае, когда договором транспортной экспедиции предусмотрена фиксированная плата - вознаграждение экспедитору и отдельно возмещение расходов экспедитора, то клиент должен подтвердить в своем налоговом учете отдельно каждый элемент суммы оплаты экспедитору (вознаграждение и возмещение расходов). В этом случае товарно-транспортная накладная необходима.

    Учитывая изложенное выше, считаем, что экспедитор все же, в целях избежания возможных проблем, в том числе с налоговыми органами, должен оформлять ТТН, особенно, когда оплата услуг по договору транспортной экспедиции предусматривает отдельно оплату услуг экспедитора и возмещение иных расходов. При этом следует обратить внимание, что в случае если в обязанности экспедитора входит выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, то в ТТН указываются его данные; в случае если экспедитор только организует перевозку, то в ТТН указываются данные организации-перевозчика.

    Договор транспортной экспедиции, в соответствии с нормами гражданского законодательства, представляет собой правоотношения, в котором экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента-грузоотправителя или грузополучателя выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть также предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

    Перечень документов, сопровождающих перевозку груза экспедитором, предусмотрен в законе. К таким документам относятся поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка.

    Однако на практике бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов товарно-транспортную и товарную накладную, т.к. опасаются, что при отсутствии этих документов налоговые органы при проверке исключат из расходов затраты на доставку товаров, а то и вообще поставят под сомнение сам факт поставки товара. И надо заметить, что опасения их вовсе не беспочвенны. А экспедиторы, как правило, отказывают в предоставлении накладных, утверждая, что указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки.

    И хотя законом прямо предусмотрены документы, которые должны оформляться при заключении договора транспортной перевозки груза, а между сторонами транспортной экспедиции действительно заключается соответствующий договор, а не договор перевозки, следует иметь ввиду позицию налоговых органов, которые считают незаконным отсутствие ТТН у покупателя, в связи с чем правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде. Правда, следует отметить, что в большинстве случаев арбитражные суды соглашаются с тем, что расходы на доставку товара при исчислении налога на прибыль можно учесть и без ТТН, только при наличии экспедиторских документов и встают на сторону налогоплательщика.

    В целях избежания возможной судебной процедуры и претензий со стороны налоговых органов, все же рекомендуем сторонам договора транспортной экспедиции оформлять товарно-транспортную накладную, указывая в ТТН данные экспедитора, если он перевозит груз, и данные организации – перевозчика, если экспедитор оказывает услуги по организации перевозки груза.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!

    Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

    Консультация предоставлена 23.04.2015 г.

    Организация, осуществляющая услуги транспортной экспедиции, отказывается представить транспортную накладную (перевозка осуществлялась с привлечением перевозчика).

    Необходимо ли в данном случае наличие транспортной накладной для документального подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Отсутствие транспортной накладной в рассматриваемой ситуации не является фактом, свидетельствующим о невозможности признания расходов на транспортно-экспедиционные услуги при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, но повышает налоговые риски.

    Обоснование вывода:

    Документально подтвержденные расходы

    Одним из обязательных условий включения расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль организаций является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Под документально подтвержденными расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

    Конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения расходов на услуги транспортной экспедиции, нормы главы 25 НК РФ не содержат.

    Первичные учетные документы

    Из ст. 313 НК РФ следует, что основанием для ведения налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) (смотрите также письмо Минфина России от 28.06.2013 N 03-03-06/1/24663).

    Таким образом, полагаем, что основанием для признания в расходах затрат по договору транспортной экспедиции, в первую очередь, является первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания данных услуг (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 14.12.2011 N 03-03-06/1/824).

    В настоящее время формы первичных учетных документов, необходимых для оформления тех или иных фактов хозяйственной жизни, определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

    Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что факт оказания услуг по договору транспортной экспедиции может быть подтвержден любым документом, отвечающим требованиям ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, утвержденным для указанной цели, например, актом.

    Транспортная накладная

    Как следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, транспортная накладная, форма которой утверждена в качестве Приложения N 4 к Правилам, является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, а не договора транспортной экспедиции. При этом нормы ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" не возлагают на экспедитора обязанности передать клиенту-грузоотправителю транспортную накладную (дополнительно смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.05.2012 N Ф07-3324/12 по делу N А42-3191/2011).

    По умолчанию транспортная накладная не является первичным учетным документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке груза, равно как и экспедиторские документы (п.п. 5, 6 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554).

    Однако транспортная накладная является документом, свидетельствующим о реальности осуществления перевозки и передачи груза грузополучателю (дополнительно смотрите постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 N 13АП-7037/13).

    Таким образом, на наш взгляд, отсутствие транспортной накладной в рассматриваемой ситуации не может являться фактом, однозначно свидетельствующим о невозможности признания расходов на транспортно-экспедиционные услуги при наличии, например, надлежащим образом оформленного первичного учетного документа, подтверждающего факт их оказания, экспедиторских документов, но приводит к возникновению налоговых рисков.

    Так, в письмах УФНС по г. Москве от 13.04.2012 N 16-15/032829@, от 01.11.2011 N 16-15/105695@, от 17.10.2011 N 16-15/100092@ отмечается, что при оказании услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов в рамках главы 25 НК РФ, помимо акта сдачи-приемки оказанных услуг, необходимы договор транспортной экспедиции, экспедиторские документы, доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом), и перевозочные документы. При этом, по мнению специалистов налоговых органов, транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка.

    Транспортная накладная и в письме Минфина России от 16.08.2012 N 03-11-06/2/110 наряду с договором транспортной экспедиции и актом поименована в качестве одного из документов, которыми могут быть подтверждены расходы по договору транспортной экспедиции.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налог на прибыль

    В настоящее время достаточно распространена деятельность, связанная с оказанием транспортно-экспедиционных услуг. Как показывает практика, при заключении договоров, связанных с перевозкой грузов, оформлении заказов на транспортировку возникает много нарушений и неточностей. Из этой статьи вы узнаете о том, какими документами оформляются эти операции, как избежать ошибок при отражении операций в бухгалтерском учете и при налогообложении.

    Правовые основы

    Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется главой 41 ГК РФ, а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).

    Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно разделить на основные (связанные с перевозкой груза) и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.

    К числу основных услуг относятся: заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении; оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку; оплата провозных платежей; заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

    В качестве дополнительных услуг экспедитор может взять на себя получение требующихся для экспорта и импорта документов, растаможку грузов, а также может осуществлять проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, хранение груза, его получение в пункте назначения, маркировку и затаривание груза, проверку состояния упаковки, складирование, а также совершение других операций с грузом (п. 1 ст. 801 ГК РФ) .

    Клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры как от собственного имени, так и от имени клиента. Последний должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (п. 2 ст. 802 ГК РФ).

    Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию об особенностях груза, об условиях его перевозки, иные сведения, а также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля (ст. 804 ГК РФ, ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

    В свою очередь экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента дополнительные данные. Лучше предоставлять информацию в письменном виде (п. 2 ст. 804 ГК РФ).

    Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

    Документальное оформление

    Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

    В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

    • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
    • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
    • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

    Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

    В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

    Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.

    К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

    Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

    Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

    Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.

    В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

    • наименование и дату составления документа;
    • наименование организации, от имени которой составлен документ;
    • содержание хозяйственной операции;
    • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
    • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления
    • личные подписи и их расшифровки.

    Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.

    Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами «работы выполнены в полном объеме» и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

    В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:

    • договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;
    • акт выполненных работ;
    • отрывной талон путевого листа автомобиля;
    • третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее – ТТН);
    • счет-фактура экспедитора.

    Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.

    Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.

    Для организации железнодорожной перевозки необходимы:

    • копия договора, заключенного экспедитором с ОАО «Российские железные дороги»;
    • копия железнодорожной накладной;
    • копия счета-фактуры ОАО «РЖД»;
    • копии железнодорожных квитанций разных сборов.

    Бухгалтерский учет перевозок

    Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента для оплаты транспортных услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

    Выплаты, произведенные организацией в адрес третьих лиц, привлеченных для исполнения договора транспортной экспедиции, за счет клиента, не признаются расходами организации на основании пунктов 2, 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В момент оказания таких услуг их стоимость относится на расчеты с клиентом по договору транспортной экспедиции.

    На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

    Денежные средства, полученные по договору транспортной экспедиции от клиента в качестве предварительной оплаты экспедиторских услуг, не признаются доходами экспедитора (п. 3 ПБУ 9/99). В силу п. 14 ст. 167, абзаца третьего п. 1 ст. 154 НК РФ организация-экспедитор сумму полученной предоплаты обязана включить в налоговую базу по НДС, отразить начисление НДС в учете и выписать счет-фактуру.

    На дату подписания документа, подтверждающего факт оказания экспедиторских услуг, в учете экспедитора признается выручка от оказания данных услуг (вознаграждение за оказание экспедиторских услуг), являющаяся для него доходом от обычных видов деятельности на основании п. 5 ПБУ 9/99.

    На дату оказания экспедиторских услуг сумму НДС, исчисленную и уплаченную с суммы предоплаты, полученной в счет вознаграждения за оказание экспедиторских услуг, организация вправе принять к налоговому вычету (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

    В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

    Дебет 51 – Кредит 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

    – поступили денежные средства клиента в оплату услуг по договору транспортной экспедиции (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

    Дебет 51 – Кредит 62/«Авансы»

    – отражена сумма вознаграждения, полученная авансом за оказание экспедиторских услуг (договор транспортной экспедиции, выписка по расчетному счету);

    Дебет 76/«НДС с авансов» – Кредит 68/«НДС»*

    – начислен НДС с суммы поступившей предоплаты (счет-фактура) в единственном экземпляре;

    * В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

    – принят к учету груз, подлежащий перевозке (договор транспортной экспедиции, поручение экспедитору и экспедиторская расписка);

    Дебет 76/«Расчеты с перевозчиком»*– Кредит 51

    – оплачены услуги перевозчика (договор перевозки, выписка по расчетному счету);

    Дебет 76/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 76/«Расчеты с перевозчиком»

    – стоимость перевозки списана за счет клиента по экспедиционному договору (акт сдачи-приемки транспортных услуг, товарно-транспортная накладная);

    Дебет 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции» – Кредит 90/«Выручка»

    – отражено вознаграждение по договору транспортной экспедиции (акт сдачи-приемки услуг, отчет экспедитора);

    Дебет 90/«НДС» – Кредит 68/«НДС»**

    – начислен НДС с суммы вознаграждения по договору транспортной экспедиции (счет-фактура);

    * В аналогичном порядке отражаются операции по привлечению экспедитором третьих лиц для оказания услуг транспортной экспедиции. Такими лицами могут выступать таможенный брокер, организация, оказывающая услуги склада временного хранения, и т.д.

    ** В случае оказания транспортно-экспедиционных услуг в отношении товара, вывозимого на экспорт, НДС не начисляется.

    Дебет 90/«Себестоимость услуг» – Кредит 20

    – списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг (бухгалтерская справка-расчет);

    Кредит 002

    – товар сдан клиенту или грузополучателю (товарно-транспортная накладная);

    Дебет 62/«Авансы» – Кредит 62/«Расчеты по договору транспортной экспедиции»

    – ранее полученная предоплата зачтена в счет уплаты экспедиторского вознаграждения;

    Дебет 68/«НДС» – Кредит 76/«НДС с авансов»**

    – принят к вычету НДС, исчисленный с суммы полученной предоплаты (счет-фактура).

    Рассмотрим два варианта взаимоотношений экспедитора с клиентом.

    1. В договоре предусмотрена компенсация расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента.

    налог на прибыль

    При исчислении налога на прибыль в составе расходов не учитываются затраты в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору. Не учитываются в расходах также затраты, произведенные комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не учитываются в расходах комиссионера, агента и (или) иного поверенного согласно заключенным договорам. Такой порядок предусмотрен п. 9 ст. 270 НК РФ.

    На основании изложенного считаем, что экспедитор в данном случае не имеет права включать в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы, компенсируемые ему клиентом.

    Также в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ экспедитор не включает в состав доходов при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. Это касается и возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

    Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

    Обратите внимание! Вышеизложенное относится исключительно к услугам, при оказании которых экспедитор является посредником.

    Если экспедитором оказываются услуги лично, то, по нашему мнению, оснований не включать их в состав доходов (исключать затраты, осуществленные для получения дохода, из состава расходов) при исчислении налога на прибыль у экспедитора не имеется.

    В целях минимизации налоговых рисков рекомендуем выделять в договоре размер вознаграждения экспедитора за организацию перевозки и стоимость услуг, оказываемых самим экспедитором, а также расходы, подлежащие компенсации.

    Налог на добавленную стоимость

    Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ).

    Договор экспедиции не перечислен в данной статье, но учитывая его сходство с агентским договором, считаем, что по отношению к нему также применяются положения ст. 156 НК РФ.

    У экспедиторов-посредников налоговая база по НДС определяется согласно ст. 156 НК РФ как сумма дохода, полученная экспедитором в виде вознаграждения.

    Порядок оформления счетов-фактур при посреднических операциях изложен в пунктах 3, 7, 11 и 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

    Согласно указанным нормам счета-фактуры, полученные от перевозчиков и других контрагентов по сопутствующим договорам, экспедитор перевыставляет клиенту от своего имени. При этом он отражает показатели, указанные в счетах-фактурах перевозчиков и контрагентов. Полученные и выставленные счета-фактуры экспедитор не регистрирует в книге покупок и книге продаж.

    От своего имени он также составляет счет-фактуру на сумму вознаграждения и с этой суммы исчисляет НДС. Счет-фактура выставляется в течение пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг и регистрируется экспедитором в книге продаж.

    Таким образом, у экспедиторов налоговая база по НДС определяется как сумма дохода, полученная им в виде вознаграждения, без включения в нее суммы компенсации.

    Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 30.03.2005 №03-04-11/69 и от 21.06.2004 № 03-03-11/103.

    Обратите внимание! Экспедитор не имеет права принять к вычету суммы НДС по расходам, подлежащим последующей компенсации клиентом, так как данные расходы произведены по операциям, в дальнейшем не признаваемым объектом обложения НДС.

    Кроме того, в договоре можно указать, что вознаграждение исчисляется и уплачивается на основании отчета экспедитора. Это позволит избежать необходимости выделения из поступающих от клиента денежных сумм суммы вознаграждения экспедитора, а соответственно и уплаты НДС с авансов.

    2. В затраты по оказанию услуг, связанных с перевозкой, включается вознаграждение, предназначенное экспедитору

    В этом случае в экспедиционном договоре сумма вознаграждения отдельно не выделяется.

    Налог на прибыль

    В таком случае оснований для исключения из состава расходов при исчислении налога на прибыль расходов, связанных с исполнением экспедитором обязательств, не имеется.

    Экспедитор также обязан включить данные суммы в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Иными словами, экспедитор должен определить налогооблагаемые доходы исходя из всех поступлений от клиента, связанных с расчетами за реализованные услуги.

    Налог на добавленную стоимость

    При такой схеме работы налоговая база должна определяться с учетом всей суммы вознаграждения без исключения из нее расходов, связанных с исполнением обязательств.

    При этом учесть в составе налоговых вычетов суммы НДС, предъявленные экспедитору в связи с исполнением им своих обязанностей, можно в полном объеме.

    В этом случае экспедитор несет налоговые риски в пределах всей суммы договора.

    Читайте также: