Надо ли платить транспортный налог за 2014 год

Опубликовано: 24.04.2024

Общие принципы уплаты транспортного налога установлены 28-й главой Налогового кодекса. В каждом регионе транспортный налог вводится в действие региональным законом. Если в регионе нет такого закона, то платить налог не нужно.

Налогоплательщики

Транспортный налог платят фирмы (российские и иностранные) и предприниматели, на которых зарегистрированы транспортные средства, перечисленные в статье 358 Налогового кодекса.

Трудности в определении плательщика налога могут возникнуть, если транспортное средство, зарегистрированное на физическое лицо, передано другому лицу на основании доверенности. При этом могут возникнуть две ситуации:

  • если доверенность была выдана до 30 июля 2002 года (даты официального опубликования главы 28 «Транспортный налог»), то налог будет платить тот, кто указан в доверенности;
  • если доверенность была выдана после 30 июля 2002 года, то налог будет платить прежний владелец транспортного средства.

При этом в первом случае граждане, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны уведомить налоговую инспекцию по месту своей регистрации о передаче по доверенности указанных транспортных средств.

Объект налогообложения

Транспортные средства, которые облагаются налогом (ст. 358 НК РФ), можно выделить в три группы:

  1. автотранспортные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу);
  2. водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и др.);
  3. воздушные (самолеты, вертолеты и др.).

Все эти транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения:

  • весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, полученные через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей;
  • транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда по Российскому международному реестру.

Налоговая база

По транспортным средствам, имеющим двигатель (например, автомобиль, самолет, катер), налоговой базой будет паспортная мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговая база у несамоходных (буксируемых) судов – их вместимость в тоннах. По остальному водному и воздушному транспорту налоговую базу определяют исходя из количества транспортных средств.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период по транспортному налогу – год. Отчетные периоды по авансовым платежам для фирм – I, II и III кварталы. Однако власти регионов вправе отчетные периоды не вводить.

Ставка налога

Базовые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 Налогового кодекса. Региональные власти могут уменьшить или увеличить ставки транспортного налога не более чем в десять раз. Кроме того, региональные власти могут устанавливать налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Если ставки налога в регионах не определены, то применяются ставки, установленные Налоговым кодексом:

Вид транспортного средства

Ставка налога,
руб. в год

Легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы)

УСН | ТОЧКА ОТЧЕТА

Веляев К. А.,
налоговый консультант

Транспортный налог за 2014 год

С этого года вступают в силу изменения в законодательстве, касающиеся транспортного налога. Например, теперь налогоплательщики должны ориентироваться на ставки, порядок и сроки уплаты этого налога, установленные в регионе. При этом расчет транспортного налога за 2014 год остался прежним.

Ряд изменений, не влияющих на расчет налога, вступил в силу с 2015 года. В частности, уточнено, что, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. Также законодатель конкретизировал две категории налогоплательщиков транспортного налога: это организации и физические лица. Индивидуальные предприниматели теперь будут платить налог как физические лица; кстати, для данной категории налогоплательщиков налог теперь уплачивается в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, независимо от фактической эксплуатации транспортного средства.

Кроме того, с 2015 года налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу с учетом повышающего коэффициента, указанного в п. 2 ст. 362 НК РФ. Срок уплаты авансовых платежей не изменяется (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).

Также во многих регионах повысились налоговые ставки. Например, в Волгоградской области налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 9,00 руб. с каждой лошадиной силы.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Декларация по транспортному налогу

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). С 01 января 2011 года в течение налогового периода расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу в налоговый орган не представляются.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Право изменять этот срок субъектам РФ не предоставлено (письмо Минфина России от 15.03.2006 № 03-06-04-04/08).

При отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, организация налогоплательщиком не признается, соответственно, представлять декларации по транспортному налогу не должна. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, декларацию по транспортному налогу не представляют.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@. За 2014 год необходимо отчитываться по этой форме с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 25.04.2014 № ММВ-7-11/254@.

Особенности подачи декларации при реорганизации

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником (правопреемниками). Следовательно, правопреемник (правопреемники) уплачивает транспортный налог в сроки, установленные законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Также правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ). Таким образом, при реорганизации юридического лица налоговая декларация по транспортному налогу в налоговый орган представляется правопреемником (правопреемниками) в порядке, предусмотренном ст. 363.1 НК РФ. При этом последний налоговый период для реорганизованной организации определяется в порядке, установленном п. 3 ст. 55 НК РФ.

Если транспортные средства реорганизованной организации переходят правопреемнику, правопреемник реорганизованной организации обязан представить единую декларацию по транспортному налогу за весь налоговый период. В декларации необходимо исчислить сумму транспортного налога в отношении всех транспортных средств, ранее принадлежавших реорганизованной организации и принятых на баланс вновь возникшими юридическими лицами (письма ФНС России от 11.11.2010 № ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 24.05.2011 № 16-15/050649@).

При представлении в налоговый орган по месту учета организацией-правопреемником декларации за последний налоговый период и уточненных деклараций за реорганизованную организацию (в форме присоединения к другому юридическому лицу, слияния нескольких юридических лиц, разделения юридического лица, преобразования одного юридического лица в другое) в Титульном листе по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "260" или "216" (приложение № 3 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@), а в верхней его части указываются ИНН и КПП правопреемника. В реквизите "налогоплательщик" указывается наименование реорганизованной организации. Код ОКТМО указывается того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация или ее обособленные подразделения. В реквизите "ИНН/КПП реорганизованной организации" указываются, соответственно, ИНН и КПП, которые были присвоены организации до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения. Коды форм реорганизации и код ликвидации организации приведены в приложении № 2 к Порядку.

Налоговая база по транспортному налогу

Налоговая база по транспортному налогу определяется:

1) как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) – в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением транспортных средств, указанных в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

Мощность двигателя устанавливается исходя из технической документации на соответствующее ТС и указывается в регистрационных документах, в частности, в паспорте транспортного средства (ПТС) (п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177).

Согласно п. 19 Методических рекомендаций в случае, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), соответствующий перерасчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент: 1 кВт = 1,35962 л. с.). Это равносильно выражению 1 л. с. = 0,73549875 кВт (письмо Минпромторга России от 18.10.2012 № 20-3729). При этом округление конечного результата должно производиться с точностью до второго знака после запятой.

Мощность двигателя автомобиля в ПТС в лошадиных силах не указана. Согласно ПТС мощность двигателя в метрических единицах мощности составляет 184 кВт.

Налоговая база в целях исчисления транспортного налога составит:

184 кВт х 1,35962 = 250,17 л. с.

2) как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы – в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ);

3) как валовая вместимость в регистровых тоннах – в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость (пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ). Валовая вместимость устанавливается исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Методических рекомендаций);

4) как единица транспортного средства в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, например, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (п. 23 Методических рекомендаций).

Налоговая база определяется по каждому транспортному средству в отношении транспортных средств, указанных в пп.пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно.

- Пункт 2 ст. 359 НК РФ.

В случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на ТС, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на ТС для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ (п. 22 Методических рекомендаций, п. 2 письма УМНС РФ по г. Санкт-Петербургу от 26.06.2003 № 07-04/1307). По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством (п. 20 Методических рекомендаций).

В целях исчисления транспортного налога по гибридным автомобилям (автомобилям, имеющим двигатели, работающие на разных видах энергии, например, бензиновый и электродвигатель) учитывается совокупная или суммарная мощность двух двигателей в качестве налоговой базы по транспортному налогу.

- Письмо Минфина России от 31.10.2012 № 03-05-07-04/18.

Порядок исчисления транспортного налога

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.

Формула для исчисления транспортного налога:

ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);

НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;

СТН – ставка транспортного налога (руб.).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями за налоговый период, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении транспортного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Налогоплательщиками-организациями, исчисляющими и уплачивающими авансовые платежи по отчетным периодам, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется по формуле:

ТН = ( НБ х СТН) – САП,

ТН – транспортный налог (за налоговый период) (руб.);

НБ – налоговая база, определенная в соответствии со ст. 359 НК РФ;

СТН – ставка транспортного налога (руб.);

САП – сумма авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (руб.).

Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством

В случае регистрации транспортного средства и(или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) производится с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Коэффициент, учитывающий период владения транспортным средством, определяется по формуле:

МП – число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика;

МК – число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается за один полный месяц (письма Минфина России от 19.09.2012 № 03-05-06-04/163, от 31.08.2011 № 03-05-06-04/269).

Если в течение налогового периода собственник менялся, налог уплачивается и прежним, и новым владельцем транспорта исходя из количества полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на каждого из них (письмо Минфина России от 04.10.2013 № 03-05-06-04/41284). Получается, что за месяц, в котором ТС было продано и куплено, налог уплачивают и прежний, и новый владельцы. Специалисты финансового ведомства разъясняют, что уплата налога каждым из собственников за одно и то же ТС не приводит к двойному налогообложению, поскольку объект налогообложения возникает у разных налогоплательщиков (письма Минфина России от 01.02.2013 № 03-05-06-04/21, от 18.10.2011 № 03-05-06-04/298). Исключением являются случаи перерегистрации одного и того же транспортного средства, осуществленные на одного и того же налогоплательщика в одном месяце, например при договоре лизинга (письмо Минфина России от 25.12.2007 № 03-05-06-04/45).

Транспортные средства, находящиеся в розыске, не являются объектом обложения налогом на период розыска автомобиля при наличии подтверждающих документов (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Причем месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

В июле текущего года у организации (г. Саратов) угнан автомобиль с мощностью двигателя 127 л. с., о чем заявлено в соответствующий орган и получены документы, подтверждающие факт угона. В ноябре текущего года автомобиль найден и возвращен владельцу. Ставка транспортного налога для данного автомобиля ст. 2 Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО установлена в размере 30 руб./л. с. Предположим, что авансовые платежи по транспортному налогу в данном регионе не предусмотрены.

Период нахождения автомобиля у владельца в целях исчисления транспортного налога составляет 9 месяцев (с января по июль и с ноября по декабрь).

Рассчитаем корректирующий коэффициент для расчета транспортного налога за год:

9 мес. : 12 мес. = 0,75.

Транспортный налог за год составит:

127 л. с. х 30 руб./л. с. х 0,75 = 2857,5 руб.

Если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц следует уплачивать по месту нахождения транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца (письма Минфина России от 27.08.2009 № 03-05-05-04/11, от 27.03.2007 № 03-05-06-04/16).

На 01 января на балансе организации находился легковой автомобиль, который был зарегистрирован по месту нахождения головной организации. Автомобиль снят с учета в регистрирующих органах 10 июля того же года и передан в обособленное подразделение, находящееся на территории другого субъекта РФ. Автомобиль зарегистрирован 15 июля того же года по месту нахождения обособленного подразделения.

В этом случае уплата транспортного налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения головной организации с января по июль, а по месту нахождения обособленного подразделения – с августа.

Повышающий коэффициент

С 01 января 2014 года в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента. Размер повышающих коэффициентов зависит от средней стоимости автомобилей и количества лет, прошедших с года их выпуска:

Здравствуйте. Налоговая начислила налог по автотранспорту за 2014, 2015,2016 и 2017 годы. Скажите пожалуйста имеет ли право налоговая взыскать денежные средства в судебном порядке за 2014 год. Спасибо

Здравствуйте. Налоговая начислила налог по автотранспорту за 2014, 2015,2016 и 2017 годы. Скажите пожалуйста имеет ли право налоговая взыскать денежные средства в судебном порядке за 2014 год. Спасибо

Вячеслав

К Вам ранее направлялось требование об уплате налога за 2014 год?

ст. 363 НК РФ:

3. Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Если направление было в 2019 году, то требовать могут лишь за 2018, 2017 и 2016 годы.

Вячеслав, добрый день! Согласно ст. 363 НК РФ граждане уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

исходя из этого надо смотреть когда в Ваш адрес было направлено налоговое уведомление по транспортному налогу за 2014 год

В силу положений Федерального Закона № 436, которым в России введена, так называемая, «налоговая, амнистия»,

Соответственно, Вам нужно обратиться в ИФНС РФ, с письменным обращением, в порядке требований Федерального Закона № 59 «Об обращениях граждан. », с требованием о вынесении инспекцией письменного Решения о признании данной задолженности как безнадежной и подлежащей списанию.

В соответствии с требованиями ФЗ 59, ИФНС обязаны Вам ответить (вынести решение) в течении 30 дней. с даты подачи письменного обращения.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 12 ФЗ — 436 (налоговая амнистия),

Решение принимается в ИФНС, без участия налогоплательщика.

а № 436, которым в России введена, так называемая, «налоговая, амнистия»,

Василий Катаев

Коллега, на 01.01.2015 задолженность по транспортному налогу за 2014 году не могла еще возникнуть поэтому оснований применять положения данного закона нет

Соглашусь. Недоимка еще не успела образоваться… Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 3 части 1 статьи 363 НК РФ). Виноват, не правильно понял вопрос. Поспешил.

Здравствуйте Вячеслав, задолженность по налогу за 2014 год Вам должны списать.

в п. 3 ст. 363 НК РФ закреплено: «Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Срок исковой давности определяется с учетом дня выявления недоимки и даты направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ).

В соответствии с поручением Президента РФ и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 г., а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

Обращаться в налоговую по этому вопросу следует только, если задолженность Вам не списали самостоятельно налоговые органы.

Содержание статьи:

Транспортный налог (ТН) является обязательным к уплате на территории всех регионов федерации. На территории субъектов законодательные органы сами определяют ставку налогообложения и назначают льготы для граждан.
Погашение ТН и платежей по авансовым отчислениям за сбор производится по средствам передвижения, находящимся в собственности у гражданина, в установленном законодательством порядке и в срок, который назначается в субъектах федерации. Подробнее обо всех нюансах и деталях далее в статье.

Кто обязан уплачивать налог на транспорт

Транспортный налог должны платить физические лица (индивидуальные предприниматели в том числе) и компании, на которых оформлены в собственности средства передвижения с двигателем, признаваемые объектом налогообложения. Категории граждан, которые обязаны платить госпошлину, определены в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации.

Плательщиком ТН всегда является гражданин или организация, на которых зарегистрирован транспорт. Но важно понимать, что автолюбитель не во всех случаях обязан регистрировать машину на себя: по обоюдному соглашению сторон на основе договора лизинга можно определить кто именно будет платить налог (лизингодатель или получатель лизинга).

Для некоторых категорий граждан госпошлину платить не обязательно. Прерогативы устанавливаются на региональном уровне, и, чтобы получить скидку или вовсе избавить себя от уплаты ТН, необходимо вовремя подать подтверждающие документы в ФСН по месту жительства.

Список транспортных средств за которые нужно и не нужно платить налоги

Установление вариативных ставок в отношении различных категорий транспорта допустимо на законодательном уровне. Ставка налогов вычисляется специальными службами для каждого транспортного имущества отдельно с учетом их возраста. Она формируется в зависимости от мощности мотора, места регистрации автомобиля, от валовой совместимости, от класса транспортного имущества, тяги реактивного двигателя и других факторов.

В зависимости от машины, которая записана на гражданина, налогоплательщик обязан или не обязан по закону вносить денежные средства в бюджет. Ставка налога может быть изменена (увеличена или уменьшена), но не более чем в пять раз. Подробнее обо всех нюансах далее в подпунктах.

Подлежат налогообложению

В зависимости от категории ТС рассчитываются ставки транспортного сбора для каждого региона в отдельности. Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы, которые применяются даже в том случае, если гражданин управляет одним из нижеперечисленных транспортных средств. Объектами налогообложения являются следующие средства передвижения:

  • мотокатера и моторные лодки с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно;
  • средства передвижения и машины на гусеницах или пневматике;
  • грузовики с различной мощностью двигателей: до 100 л.с., свыше 100 до 250 л.с. включительно, а также свыше 250 л.с. включительно;
  • автобусы с мощностью двигателей до 200 л.с. и свыше 200 л.с.;
  • аквабайки, двигатель которых мощностью до 100 л.с. и свыше 100 л.с.;
  • винтокрылые машины, самолеты, а также другие воздушные транспортные средства с двигателями;
  • самолеты, с реактивными двигателями (с каждого кг. тяги);
  • снегокаты и мотосани с мощностью моторов до 50 л.с. включительно, свыше 50 л.с.;
  • легковой автотранспорт с вариативной мощностью двигателей: до 100 л.с. включительно, свыше 100 л.с. до 250 л.с. включительно, а также свыше 250 л.с. включительно;
  • мотороллеры и мотоциклы с различными ставками в зависимости от мощности двигателей: до 20 лошадиных сил до 35 л.с., а также свыше 35 л.с.;
  • парусные суда с мотором, мощность моторов которых до 100 лошадиных сил включительно;
  • а также другие ТС, не имеющие двигателей (с ед. транспортного средства).

Не подлежат налогообложению

Даже если гражданин не подходит ни под одну из льготных категорий граждан, он может иметь некоторые средства передвижения в собственности и быть освобожденным от налогообложения. Следующие средства передвижения не являются объектами налогообложения:

  • суда, зарегистрированные в российской международной базе;
  • суда, предназначенные для передвижения по рекам и морям, основной деятельностью которых является добыча рыбы;
  • моторные лодки, мощность моторов которых не превышает пять лошадиных сил;
  • суда (морские, воздушные, мелководные), которые занимаются перевозкой пассажиров и принадлежат организации, занимающейся перевозкой;
  • самолеты и винтокрылые машины, которые числятся за санитарными службами и медицинскими организациями;
  • сельскохозяйственная техника: молоковозы, комбайны, тракторы, скотовозы, транспорт ветеринарной службы, машины для транспортировки удобрений и птиц. Эта техника должны быть зарегистрирована на организацию, которая занимается сельскохозяйственной деятельностью;
  • лодки, которые управляются веслами;
  • автотранспорт, который находится в угоне (необходим подтверждающий документ);
  • легковые авто, которые оборудованы для эксплуатации инвалидами (мощность моторов которых не выше 100 лошадиных сил);
  • ТС, оформленные на органы исполнительной власти и предназначены для военной или приравненной к военной деятельности.

Формула и порядок расчета налога

Компании обязаны вычислять необходимые к оплате суммы самолично, вычисления производятся для каждого средства передвижения отдельно по истечению налогового срока. При расчете налога на ТС учитываются пункты налогового кодекса, формирующего ставку именно в этом регионе страны.

Формула расчета транспортного налога в 2018 году проста: итоговый платеж сбора равен произведению налоговой ставки на налоговую базу (мощность автотранспорта в лошадиных силах). В некоторых регионах РФ формула расчета другая (из-за существования отчетных промежуточных авансовых платежей): разовый аванс за 90 дней равен общей сумме налога разделенной на 4 или разовый аванс за 90 дней равен произведению налоговой базы на налоговую ставку, разделенную на 4.

Итоговая сумма, которая должна попасть в казну, составляет разницу вычета аванса из общей суммы налога.

Если ТС числилось за учреждением не весь год, тогда для вычисления придется определить «Коэффициент Кв», который отражает в течение скольких полноценных месяцев имущество было оформлено на компанию. Если в каком-то регионе орган власти определил промежуточные периоды выплат, то за каждый определенный квартал необходимо перечислить денежные средства в казну. Оставшаяся часть суммы за госпошлину перечисляется до окончания года. Если таких отчетных кварталов нет, то по завершению года налог уплачивают одноразово.

Примеры расчета транспортного налога

Для наилучшего понимания необходимо продемонстрировать аналог вычислений:

Автолюбитель владеет легковым автомобилем с мощностью двигателя 138 лошадиных сил сроком восемь полных месяцев. Ставка налога для легкового автомобиля берется из Налогового кодекса по общим ставкам, где представлены все категории транспорта. Для данного случая налоговая ставка составляет 3,5 рубля. Расчет: 138 л.с. x 3,5 р. (8 мес./12 мес.) = 322 рубля.

Важно помнить, что налоговая ставка берется для каждого региона своя. Посему, приведем еще один пример:

Гражданин, проживающий в Москве, целый год владеет мотоциклом с мощностью двигателя 36 лошадиных сил. Налоговая ставка берется для Московского региона. Расчет: 36 л.с. х 50 р. = 1800 рублей.

По каким критериям устанавливается налоговая ставка на ТС

За региональными властями остается право изменять ставки налогообложения. Региональные власти формируют налоговые ставки исходя из следующих критериев:

  • Общее количество зарегистрированных транспортных средств в пользовании граждан;
  • Мощность двигателя;
  • Уровень жизни и заработная плата в регионе;
  • Категория средства передвижения;
  • Период эксплуатации автомобиля гражданином;
  • Стоимость автотранспорта (если авто стоит больше трех миллионов рублей, то вводится коэффициент увеличения ставки).

Как платить налог в случае угона ТС

Законодательством Российской Федерации установлено, что налогоплательщиком является гражданин, на которого официально оформлено транспортное средство. Но как быть, если машину угнали, ведь даже после угона авто значится за автовладельцем?

Государственную пошлину не нужно платить за средство передвижения, которое находится в угоне, ведь такие авто налогом не облагаются. Чтобы налог не платить, необходимо в органах внутренних дел РФ получить справку установленного образца о том, что автомобиль украден. В налоговой инспекции могут потребовать предоставить для подтверждения оригинал, а также дополнительно копию документа. Затем налоговая служба отправит запрос в министерство внутренних дел РФ, чтобы оттуда пришло подтверждение о факте угона Вашего имущества.

Если все-таки Ваш автомобиль был похищен, а налоговое извещение об уплате сбора все равно пришло, то владелец должен выполнить следующие процедуры, чтобы избавить себя от уплаты:

  1. Обратиться в госорганы внутренних дел своего района и написать заявление о факте кражи имущества. На этом основании, сотрудники возбудят криминальное разбирательство по факту угона автотранспорта.
  2. Взять справку у сотрудников МВД о возбуждении дела или о факте похищения имущества.
  3. Автовладелец может написать просьбу о приостановлении регистрации автотранспорта, а служащие государственной автоинспекции в течение десяти рабочих суток направят в налоговую службу уведомление об этом.
  4. В налоговую организацию отнести справку, если необходимо, то написать заявление о перерасчете госпошлины.

Налоговое уведомление

Бланк извещения направляется к лицу, на которое оформлено транспортное имущество, не позднее чем за месяц до истечения срока внесения оплаты. В этом документе предоставляется информация о транспортном средстве, сроке оплаты сбора, сумма сбора, а также данные налогоплательщика.

Бланк с уведомлением о транспортном сборе передается лично в руки физлицу или его представителю под расписку, также оно может быть направлено почтой заказным письмом или в электронном виде другими способами. По истечении шести суток с того момента, как письмо с уведомлением пришло, оно автоматически считается полученным.

В бланке транспортного сбора содержится следующая информация:

  • Сумма всех налогов по транспортным средствам, которые записаны на автовладельца, записанная в таблице;
  • Перерасчет налогового сбора за прошлые годы в табличном виде.

Гражданин, который получает извещение, чтобы не допустить недоразумений, должен проверить все данные по расчету:

  • корректность сроков регистрации средства передвижения;
  • сколько именно средств указано в бланке, соответствует ли это действительности;
  • корректность налоговой базы, из которой были взяты данные для проведения расчета.

Что делать если налогового уведомления не поступало?

Если уведомление о транспортном сборе не поступало к вам на адрес прописки, а также нет электронного извещения, то необходимо самолично проявить инициативу. Автовладелец должен выполнить следующие простые действия:

  • на сайте ФНС составить обращение с просьбой разрешить ему посетить ведомство в определенный день и в строго назначенный час;
  • посетить учреждение налоговой службы по месту регистрации;
  • погасить налоговый сбор на основании выданного в отделении бланка.

Если извещение направлено было по месту прописки, а не по месту проживания автолюбителя, то это может означать, что в ведомстве не уведомлены о том, что ваше место проживания сменилось. Необходимо своевременно уведомить налоговую организацию о смене места жительства, сделать запрос на новое уведомление на фактический адрес проживания с признанием прежнего выданного бланка недействительным.

Как поступить если налог в уведомлении рассчитан не верно?

В следующих случаях допускается провести перерасчет:

  • Транспортное средство было похищено, что привело к заведению уголовного дела по факту кражи, о чем уведомляет справка установленного образца из государственной автоинспекции.
  • Владелец имущества сменил место жительства.
  • Был оформлен договор купли-продажи, и автотранспорт был продан другому гражданину в отчетный период, а информация об этом не поступила в соответствующие органы своевременно.
  • Налоговая служба совершила ошибку (технические проблемы или человеческий фактор).

Если Вы обнаружили ошибки в бланке о транспортном сборе, то проделайте следующие процедуры:

Если автовладелец заплатил сверх необходимого, то у него есть два варианта: эту сумму могут перевести в счет оплаты сбора в следующем периоде или же полноценная сумма будет возвращена гражданскому лицу или организации. Чтобы таких неприятностей в будущем избежать необходимо тщательно проверять все сведения.

Процедура и сроки уплаты транспортного налога

Граждане, которые обязаны выплачивать государству сумму за владение автомобилем, вносят денежные средства в казну государства основании налогового уведомления. Срок уплаты транспортного налога определен региональными законодательными органами, но он не может быть назначен ранее первого февраля года, который следует за отчетным.

Организации вносят плату денежных средств в бюджет государства не позднее первого декабря года, следующего за тем, за который налог начисляется. Важно, чтобы дата оплаты госпошлины не была осуществлена раньше, чем налоговая декларация будет подана.

Организации могут оплатить госпошлину со своего счета по реквизитам налогового уведомления. Транспортный налог для физлиц может быть оплачен несколькими способами:

  • Оплатить госпошлину онлайн при помощи банковской карточки или с помощью электронных систем.
  • Оплатить в терминале ТН в разделе «Региональные налоги».
  • Оплатить налог в отделении банка, имея на руках уведомление, присланное налоговой службой.

Штрафные санкции за неуплату

За неуплату налогового сбора любой гражданин, который обязан оплатить госпошлину, возможно будет подвержен следующим мерам наказания:

  • Штраф;
  • Ограничение передвижений гражданина (запрет на пересечение границы);
  • Начисление пени за просрочку оплаты;
  • Взыскание с гражданина денежных средств, путем удержания с банковской карточки определенной части заработной платы;
  • Арест на собственность должника (в том числе и на транспорт, который находится во владении должника);
  • Удержание наличных средств для оплаты долга.

Налоговая служба по закону может подать в суд на гражданина-должника для взыскания с него материальных средств для оплаты задолженности. В зависимости от срока неуплаты сумма в штрафной квитанции может быть различной. Размер штрафа равен двадцати процентам от суммы непогашенного долга, но если в суде будет доказано, что гражданин не производил уплату налогов умышленно, то сумма штрафа будет равна сорока процентам от общего долга.

В течение восьми рабочих дней гражданин обязан уплатить долг по налогу. Для расчета пени применяют следующую формулу: НС (сумма несвоевременно уплаченного транспортного сбора) умножается на ПС (процентная ставка), умножается на единицу, разделенную на 300, а также умножается на Д (количество просроченных дней).

Федеральные и региональные налоговые льготы при уплате транспортного налога

Каждый территориальный субъект устанавливает перечень прерогатив для тех или иных граждан индивидуально, чтобы точно знать действуют ли какие-либо послабления в Вашем регионе, нужно обратится в местное отделение налогового ведомства. Чтобы получить льготы, необходимо написать заявление, указав ссылку на статью регионального законодательства. К этому заявлению нужно приложить все ксерокопии необходимых документов, подтверждающих за Вами право получения льгот.

Льготы могут быть федеральными и региональными. Региональные действуют только в границах определенного региона, а федеральные применимы для всех регионов или субъектов федерации. Льготы могут изменятся и очень сильно отличатся в разных регионах страны. На одной территории послабления некоторым гражданам положены, а на соседней, к примеру, они неприменимы. Если гражданин принадлежит сразу к нескольким категориям льготников, то он может выбрать между ними только одну положенную льготу.

Несколько законных советов о том, как сэкономить на транспортном налоге:

  • Можно оформить свой автотранспорт на человека, который принадлежит к льготной категории граждан, но даже если этот человек не будет претендовать на ваше авто, то после его смерти могут объявится законные наследники, а что-либо доказать в вашу пользу будет сложно.
  • Самый простой и безопасный способ – это поставить ТС на учет в том регионе страны, где налоговые ставки будут самыми низкими.

Когда физическое лицо освобождается от уплаты налога на транспорт

Граждане освобождаются от налогов, если они принадлежат особому разряду физлиц, которые по закону в тех или иных субъектах федерации избавлены от уплаты госпошлины. К таким категориям относятся:

  • Люди, достигшие пенсионного возраста от пятидесяти пяти до шестидесяти лет, которые получают деньги от государства.
  • Люди, работавшие в условиях крайнего севера и достигшие возраста от 45 до 55 лет, получающие пенсию от государства.
  • Гражданские лица с ограниченными возможностями первой и второй групп.
  • Ветераны великой Отечественной Войны, узники концлагерей и гетто.
  • Граждане, здоровье которых пострадало вследствие облучения из-за взрыва на Чернобыльской АЭС.
  • Люди, которые испытывали ядерное и термоядерное оружие, а также ликвидировали последствия аварий.
  • Ветераны других войн и боевых операций, а также инвалиды, получившие инвалидность вследствие боевых действий.
  • Кто-либо из родителей, у которых многодетная семья или есть ребенок-инвалид.
  • Герои Советского союза, а также Российской Федерации, которые получили за выдающиеся заслуги Орден Славы любой степени.
  • В нескольких регионах ветераны труда и люди с ограниченными возможностями, относящиеся к третьей группе, также освобождаются от налогов.

От уплаты налогов освобождаются лица, которые владеют средствами передвижения, не признающимися объектами налогообложения. Также освобождаются лица, у которых незаконно отобрали автомобиль, но они должны предоставить справку, подтверждающую этот факт.

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: