Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении замену запчастей в автомобиле

Опубликовано: 22.04.2024

Практически каждая организация имеет в составе своих основных средств автотранспорт, часто и не одно-два наименования. Это значит, что для него необходимо периодически покупать запасные части, кроме того, они могут появиться в результате разборки списываемого авто.

Как провести эти средства по бухгалтерии и отразить на балансе или забалансовых счетах? Можно сделать это автоматически через программу 1-С, нужно только помнить о важных нюансах. Разберемся в статье.

Где юрлицу брать запчасти

Поскольку содержание автомобильного транспорта является постоянной статьей расходов, организации заключают договоры на поставку запасных частей с одним или несколькими поставщиками. Коммерческие организации используют обычные договоры поставки. Если речь идет о транспорте бюджетных организаций, то регламент поставок запчастей выписан в следующих законодательных актах:

  • ФЗ №44 – для казенных учреждений;
  • ФЗ №223 – для автономных организаций;
  • За счет субсидий либо дохода от сопутствующей деятельности (согласно положений вышеупомянутых ФЗ) – для бюджетной сферы.

Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Посмотреть ответ

В зависимости от объема будущих заказов их можно делать с единственным поставщиком либо с группой, которых нужно выбирать свободно либо конкурентно (путем конкурса, аукциона, сравнивания коммерческих предложений и т.п.).

ВАЖНО! У одного поставщика можно брать запчасти для фирмы на сумму не более 100 тыс. руб., если закупаемое количество относительно невелико — в течение года на них тратится меньше 2 млн руб. либо 5% всех закупок.

Бухучет запасных частей для авто

Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:

  • приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
  • могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

ВАЖНО! Образец ведомости учета расходных материалов и запчастей от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему.

Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Отражение приобретенных запчастей

Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами. Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Представим, что ООО «Трансмагистраль» приобрело у поставщика для замены новый аккумулятор для легкового автомобиля. Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 10.5, кредит 60 – уплачена сумма за приобретение автоаккумулятора;
  • дебет 19 «НДС», кредит 60 – отражение НДС поставщика;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 – предъявление НДС к вычету.

Учет запчастей, поступивших от разборки

Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии. Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом. Все это и нужно поставить на бухгалтерский учет. Происходит это на ту дату, когда было списано транспортное средство. Вся остальная стоимость, что не войдет в результаты демонтажа, списывается по кредиту 91.1 «Прочие расходы».

Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:

  • дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
  • дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).

ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:

  • дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.

Учет запчастей, оставшихся после ремонта

Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п. Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91. Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:

  • если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
  • если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
  • в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.

Учет отпуска запасных частей

Когда запчасти идут «в дело» – все равно, в продажу или в эксплуатацию, нужно правильно провести оценку их себестоимости. Для этого нужно определить в учетной политике, какой именно способ будет принят на фирме:

  • учитывается себестоимость каждой детали отдельно;
  • средняя себестоимость запчастей;
  • метод ФИФО – отражение себестоимости в порядке поступления запчастей на баланс, так называемый «кто раньше пришел, тот первым уходит».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Какой бы ни был способ закреплен в нормативных актах фирмы, если запчасти разнородные и не могут заменить друг друга, их надо оценивать каждую по своей себестоимости.

Запчасти списываются в эксплуатацию по дебету счета 20 «Основное производство» или «Вспомогательные производства».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. На складе находится несколько аналогичных автомобильных редукторов. Они поступили в разное время, поэтому стоимость их разная. Один из них забирают для использования в основном производстве. В зависимости от выбранной политики себестоимость списания может быть:

  • такой же, какой она была при поступлении;
  • средней от себестоимости всех имеющихся редукторов;
  • такой, какая была у первого поступившего редуктора.

  • дебет 20, кредит 10.5 – отражена себестоимость списанного в эксплуатацию редуктора.

Окончательное списание запчастей

Если дальнейшее применение снятой запасной части уже невозможно, а ремонт ее нецелесообразен, ее нужно списать уже бесповоротно. Однако она все еще имеет некоторую материальную ценность: цену лома (утильсырья). Организация сдает металл или сырье на специализированные пункты, получая за это определенные деньги. Эти средства и нужно оприходовать.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Старая машина, разбитая в результате аварии, не подлежит восстановлению. Фирма сдала ее на пункт приема металлолома. Была произведена оценка, и на счет фирмы поступила некая стоимость металлолома, которая будет совпадать с текущей стоимостью списываемого авто. Проводки будут выглядеть так:

  • дебет 10.5 «Запасные части», кредит 91.1 «Прочие расходы» – оприходование металлических частей авто (по цене лома);
  • дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение продажи металлолома;
  • дебет 91.2, кредит 10.5 – списана стоимость металлолома.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация находится на ОСНО. Для ремонта арендуемого у физического лица автомобиля была приобретена запчасть стоимостью 21 000 руб. Запчасть была передана в сервисный центр для замены. Запчасть приобретена без НДС, работы по замене запчасти облагаются НДС.
Как правильно отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете? Как правильно оформить списание запчасти в налоговом учете?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация может в целях налогообложения прибыли учесть расходы на приобретение запчасти для арендованного автомобиля и расходы на замену запчасти при условии, если с физическим лицом заключен договор аренды без экипажа.
НДС по выполненным работам принимается к вычету в общеустановленном порядке.
Схема проводок приведена в тексте ответа.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики имеют право признавать расходы на ремонт основных средств (ОС). Данные расходы рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (вне зависимости от их оплаты), в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ). Положения ст. 260 НК РФ применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых ОС, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (п. 2 ст. 260 НК РФ).
В некоторых своих письмах Минфин России высказывал позицию, что п. 2 ст. 260 НК РФ позволяет учесть расходы на ремонт арендованных амортизируемых ОС, то есть амортизируемыми они должны быть у собственника (арендодателя). При этом имущество, принадлежащее физическим лицам, не относится к амортизируемым ОС, поэтому расходы на ремонт такого арендованного имущества в целях налогообложения не учитываются (письма Минфина России от 12.08.2008 N 03-03-06/1/462, от 16.04.2007 N 03-03-06/1/240).
При этом в пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ указано, что расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание ОС и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Следовательно, расходы, связанные с ремонтом иного имущества, предоставленного в аренду физическим лицом, которое не относится к амортизируемым ОС, и по условиям договора аренды не возмещаются арендодателем, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/773, от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470). Аналогичные выводы изложены в постановлениях ФАС Поволжского округа от 08.08.2013 N А65-24102/2012, ФАС Уральского округа от 18.07.2012 N Ф09-2618/12 по делу N А47-12122/2011.
В других разъяснениях уполномоченные органы предлагают учитывать расходы на ремонт арендованных автомобилей у физических лиц на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на содержание служебного транспорта при условии, что арендованный автомобиль используется организацией-арендатором в деятельности, связанной с получением доходов, а произведенные расходы соответствуют критериям, изложенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2011 N 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 N 03-03-06/1/649, от 13.02.2007 N 03-03-06/1/81, УФНС России по г. Москве от 17.08.2012 N 16-15/076207@)*(1).
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Подтверждающими документами в целях налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) (ст. 313 НК РФ). Причем налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письмо Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002). Для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 названного закона, письма Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).
Факт использования арендованного автомобиля в деятельности, направленной на получение дохода, подтверждают путевые листы, которые содержат информацию о маршруте следования автомобиля (письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.1, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129).
Целесообразность замены запчастей обосновывается дефектной ведомостью*(2).
Приобретение запчасти подтверждается товарной накладной либо авансовым отчетом с приложенными к нему подотчетным лицом документами (кассовый чек, товарный чек).
Передача в ремонт запчасти сопровождается составлением накладной (может использоваться накладная по форме М-15).
Расходы на ремонт может подтвердить акт приемки-передачи выполненных работ, в котором в отдельном разделе указываются "Материалы заказчика" с указанием их стоимости (в данном случае переданная запчасть). В окончательную сумму акта стоимость израсходованных материалов заказчика не включается, обычно делается запись "За минусом материалов заказчика" (смотрите также письма Минфина России от 23.12.2009 N 03-11-09/413, УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@). Кроме того, обычно составляются заказ-наряд, приемо-сдаточный акт на автомобиль от заказчика исполнителю (передача в ремонт), и приемо-сдаточный акт от исполнителя заказчику (возврат из ремонта) (п.п. 15, 16, 18, 35 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290))*(3).

НДС

Если арендованный транспорт используется организацией для осуществления облагаемых НДС операций, то она сможет претендовать на применение налогового вычета НДС, предъявленного ей исполнителем работ по ремонту (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Подтверждать использование автомобиля в облагаемой НДС деятельности будут те же документы, что и в налоговом учете (например, путевые листы). Налоговый вычет производится на основании счета-фактуры исполнителя после принятия на учет результатов выполненных работ (п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 169 НК РФ)*(4).

Бухгалтерский учет

Приобретенная для ремонта запасная часть к автомобилю учитывается в составе материально-производственных запасов (МПЗ) по фактической себестоимости (п.п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01):
Дебет 10, субсчет "Запасные части" Кредит 60
- оприходована запасная часть;
Дебет 60 Кредит 51
- стоимость запасной части оплачена поставщику.
Организация, передавшая свои материалы другой организации для выполнения работ как давальческие материалы, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете) (п. 157 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н):
Дебет 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону" Кредит 10, субсчет "Запасные части"
- отражена передача запчасти сервисной организации*(5).
Затраты на ремонт арендованного имущества, используемого в производственной деятельности организации, отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (расходы по содержанию и эксплуатации ОС) на основании п. 7 ПБУ 10/99. Такие расходы отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся (п. 18 ПБУ 10/99):
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону"
- на основании подписанного двумя сторонами акта приемки-передачи выполненных работ списывается запчасть;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 60
- учтена стоимость работ по ремонту (акт приемки-передачи выполненных работ);
Дебет 19 Кредит 60
- отражена сумма НДС по ремонтным работам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- НДС по выполненным работам принят к вычету;
Дебет 60 Кредит 51
- оплачена стоимость выполненных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

22 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях определения налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (смотрите также определения КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Нормы п. 2 ст. 260, пп. 2 п. 1 ст. 253, пп.пп. 11, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ не обуславливают возможность учета поименованных в них затрат от того, на кого договором аренды возложены обязанности по содержанию и ремонту арендованного имущества. Возможность учета затрат также не ставится в зависимость от вида заключенного договора аренды.
При этом нормы ГК РФ, регламентирующие аренду транспортных средств, в отличие от общих положений об аренде (ст. 616 ГК РФ), содержат императивные нормы, возлагающие обязанности по ремонту транспортных средств на ту или иную строну договора.
Так, согласно ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. В течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ). В указанной норме нет такой оговорки как "_если иное не предусмотрено договором аренды". То есть иное не может быть предусмотрено договором.
Поэтому, если в рассматриваемой ситуации заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, то расходы организации являются обоснованными и уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Если же заключен договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ), то обязанность поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, возложена на арендодателя (ст. 634 ГК РФ). В этом случае риск признания расходов на ремонт у арендатора не обоснованными очень велик. Поэтому учет таких расходов в целях налогообложения прибыли с большой долей вероятности может привести к спорам с налоговыми органами (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 03-03-06/3/38845).
При этом отметим, что согласно ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов определяется исключительно налоговым законодательством.
В п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Суды придерживаются позиции, что нарушение норм гражданского законодательства влияет на налогообложение лишь в случаях, специально предусмотренных законодательством. Если налоговая норма не обуславливает применение содержащегося в ней правила соблюдения норм гражданского законодательства, это правило должно применяться вне зависимости от того, соблюдены нормы гражданского законодательства или нет (смотрите, например, постановления Четырнадцатого ААС от 28.11.2018 N 14АП-9079/18, Четвертого ААС от 06.05.2016 N 04АП-1842/16, от 08.05.2013 N 04АП-1268/13, Пятого ААС от 08.09.2014 N 05АП-10980/14, Десятого ААС от 21.11.2012 N 10АП-7889/12).
Пункт 2 ст. 260 содержит лишь условие о том, что расходы на ремонт не должны возмещаться арендодателем. Поэтому, с учетом приведенных судебных решений, полагаем, организация может учесть расходы на ремонт даже если заключен договор аренды транспортного средства с экипажем, но в случае использования автомобиля в деятельности, приносящей доход, при наличии подтверждающих расходы документов и при отсутствии возмещения затрат арендодателем. Прямого запрета на учет рассматриваемых нами расходов ст. 270 НК РФ не содержит. Однако данную позицию организации, возможно, придется отстаивать в суде.
*(2) Примерная форма дефектной ведомости (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
*(3) Примерная форма акта приемки-передачи автотранспортного средства и выполненных работ (оказанных услуг) от исполнителя к заказчику после выполнения ремонтных работ (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
*(4) Из норм гл. 21 НК РФ следует, что право на применение вычета по НДС, предъявленного поставщиком при приобретении товаров (работ, услуг), не зависит от признания в целях исчисления налога на прибыль расходов на приобретение этих товаров (работ и услуг).
Отметим, что в НК РФ прямо прописаны лишь несколько ситуаций, в которых вычет НДС действительно зависит от порядка учета затрат при расчете налога на прибыль. Такое ограничение установлено для представительских расходов, а также для затрат на командировки (п. 7 ст. 171 НК РФ). Косвенно данный вывод следует из письма ФНС России от 23.07.2009 N 3-1-11/531. То, что факт признания расходов в целях налогообложения прибыли для вычета НДС решающего значения не имеет, следует также из ряда разъяснений Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-07-08/220, от 24.03.2010 N 03-07-08/77).
По мнению судей, принятие к вычету сумм НДС не зависит от экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов (см. постановления ФАС Поволжского округа от 23.01.2013 N Ф06-10902/12, ФАС Московского округа от 13.06.2012 N Ф05-5388/12, от 15.06.2009 N КА-А40/5288-09, Западно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу N А67-10633/2009 и др.).
Однако наличие арбитражной практики показывает, что споры с налоговыми органами возможны.
*(5) Передача материалов исполнителю на давальческих условиях для проведения ремонтных работ не является реализацией, так как к исполнителю работ не переходит право собственности на материальные ценности, и, соответственно, данная операция НДС не облагается (письмо Минфина России от 17.03.2011 N 03-07-10/05).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

В практике хозяйственной деятельности предприятий все чаще встречаются случаи покупки техники, бывшей в употреблении (б/у). На то могут быть разные причины. Иногда имеет смысл купить не новое оборудование, автомобили, станки, погрузчики и т.д., что дает возможность при меньших капитальных затратах получить планируемую выручку.

Обычно б/у техника приобретается:

  • для использования по прямому функциональному назначению. Чаще временно, так как оставшийся ресурс такой техники все же небольшой;
  • для продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Рассмотрим эти случаи подробнее.

Для временного использования в своих нуждах

При приобретении техники для использования в своих нуждах с последующей возможной разборкой на запчасти приходуем объект на счете 01 (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30.03.2001 г. № 26н).

После чего амортизация в процессе использования техники как основного средства начисляется в обычном порядке. Через некоторое время, когда затраты на возможный ремонт превысят доход, получаемый от эксплуатации данного ОС, принимается решение о его разборке, так как это стало более выгодно экономически.

Далее производим разборку основного средства. Стоимость материальных ценностей, полученных при разборке, можно определить исходя из пропорционального уменьшения их стоимости с учетом начисленной амортизации и количества деталей.

Имеет смысл создать на фирме комиссию по определению возможности использования отдельных узлов, деталей и прочих комплектующих выбывающего объекта ОС и определению их текущей рыночной стоимости по данным сторонних организаций. Например, в виде приказа, который может быть Приложением к учетной политике или одним из ее пунктов (Пример 1).

Пример 1

Таблица к статье

Пример 2

Организация приобрела бывший в употреблении шлифовальный станок, уплатив за него 118 000 рублей (включая НДС).

Бухгалтеру следует отразить операцию следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60 – 118 000 руб. – оплата поставщику техники;

Дебет 01 Кредит 08 – 100 000 руб. – приняли на учет основное средство;

Дебет 19 Кредит 08 – 18 000 руб. – учтен НДС;

Дебет 68 Кредит 19 – 18 000 руб. – принят к вычету НДС.

Руководство приняло решение о списании шлифовального станка, несмотря на то, что это ОС не до конца амортизируемо. Бухгалтер делает следующие проводки:

Дебет 01-2 Кредит 01-1 – 100 000 руб. – списана стоимость ­основного средства;

Дебет 02 Кредит 01-2 – 20 000 руб. – списан начисленный износ;

Дебет 91-2 Кредит 01-2 – 80 000 руб. – определен результат ­от выбытия основного средства.

Разобрав основное средство, фирма отражает произведенные операции в бухгалтерском учете предприятия:

Дебет 91-2 Кредит 60 – 15 000 руб. – расходы, связанные с разборкой ОС;

Дебет 19 Кредит 60 – 2 700 руб. – сумма НДС;

Дебет 68 Кредит 19 – 2 700 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 10-5 Кредит 91-1 – 90 000 руб. – оприходованы запчасти по текущей рыночной стоимости плюс затраты на разборку (15 000 руб. + + 75 000 руб. = 90 000 руб.) (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н (далее – ПБУ 5/01), письмо Минфина РФ от 10.09.2007 г. № 03-03-06/1/656).

Рыночная цена по данным пунктов приема металлолома и т.п. составляет 25 000 руб. Соответственно, бухгалтер делает следующую проводку:

Дебет 10-6 Кредит 91-1 – 25 000 руб. – оприходован металлолом по рыночной стоимости.

Кроме того, в подобных случаях имеет смысл использовать дефектную ведомость, которая может быть использована как приложение к акту списания (см. Пример 3).

Пример 3

Таблица к статье

В налоговом учете появляются внереализационные доходы согласно пунк­ту 13 статьи 250 Налогового кодекса. Доход будет признан на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ), то есть непосредственно в тот момент, когда была проведена ликвидация (письмо Минфина РФ от 19.09.2007 г. № 03-03-06/1/675), что существенно при выведении объекта из эксплуатации и ликвидации в разных налоговых периодах.

Акт следует составить по форме № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7.

Также следует составить приходный ордер по форме № М-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а (далее – Постановление № 71а). Приходный ордер является основанием для оприходования материалов, полученных при демонтаже ­ликвидированных основных средств.

Но при учете запчастей (металлолома) в ремонтных работах или при реализации в расходы можно будет списать лишь сумму налога на прибыль (стоимость запчастей × 24%) (п. 2 ст. 254 НК РФ – при учете в ремонтных работах, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ – при реализации).

В нашем примере 90 000 руб. × 24% + 25 000 руб. × 24% = 27 600 руб.

Данный подход объясняется позицией, согласно которой в расходы принимаются затраты, реально понесенные налогоплательщиком, а в данном случае это как раз налог на прибыль, исчисленный с внереализационного дохода.

Датой расхода в случае использования запчасти в ремонте будет дата передачи материалов в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ). При этом составляется требование-накладная по форме № М-11 (утв. Постановлением № 71а).

В случае реализации (продажи) запчастей расход принимается на дату продажи (ст. 320 НКРФ) и одновременно составляется накладная на отпуск материалов на сторону по форме № М-15 (утв. Постановлением № 71а).

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не включается в доходы стоимость материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к указанной Конвенции (ратифицирована законом от 05.11.1997 г. № 138-ФЗ).

Также обращаем внимание, что при использовании запчастей в оборотах, не облагаемых НДС (например, гарантийный ремонт), следует восстановить НДС на остаточную стоимость следующей проводкой: Дебет 68 Кредит 19.

В бухучете НДС будет списан проводкой: Дебет 91 Кредит 19.

В налоговом учете он не будет принят в уменьшение налоговой базы налога на прибыль. Возникает постоянное налоговое обязательство, которое следует отразить проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль (согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет расходов по налогу на прибыль ­организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н).

В случае использования запчастей в операциях, облагаемых НДС (случаи, рассмотренные выше, – продажа, обычный ремонт техники), налог восстанавливать не требуется.

Приобретение техники для последующей продажи или для разборки на запчасти

При приобретении б/у техники для продажи отражаем ее приобретение по счету 41 «Товары» согласно пункту 2 ПБУ 5/01.

Если с течением времени выясняется отсутствие спроса на данный вид б/у техники, то принимается решение разобрать ее на запчасти и продать по частям или использовать запчасти в ремонтных работах, производимых предприятием.

Согласно ОК005-93 (утв. постановлением Госкомстандарта от 30.12.1993 г. № 301) детали, полученные при разборке, квалифицируем как материальные ценности, так как б/у техника выполняет в данном случае своего рода роль материала для переработки, в результате которой мы получим запчасти.

Поэтому после решения о разборке («переработке») б/у техники ­отражаем ее на счетах бухгалтерского учета как материалы.
Полученные при разборке запасные части следует оприходовать на одноименный счет 10-5 «Запасные части». Согласно пункту 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, цену ­оприходования определяем следующим образом:

Цена оприходования = Сумма разборки (сч. 70, сч. 69. ) + Стоимость б/у техники (сч. 41) – Стоимость некондиции (сч. 10-6).

Подетально стоимость запчастей можно определить пропорционально исходя из общей суммы деталей, их количества и общей стоимости ­б/у техники за минусом количества некондиционных деталей.

Пример 4

Организация приобрела технику, бывшую в употреблении. Бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 41 Кредит 60 – 118 000 руб. – оприходование техники;

Дебет 19 Кредит 60 – 18 000 руб. – учтен НДС.

Организация приняла решение о разборке приобретенной техники. ­Бухгалтер сделал следующие записи:

Дебет 10-1 Кредит 41 – 100 000 руб. – отражаем б/у технику как материалы;

Дебет 20 Кредит 10-1 – 100 000 руб. – переданы в разборку («переработку»);

Дебет 20 Кредит 70, 69… – 35 000 руб. – расходы на разборку ­(зарплата, начисление на зарплату и прочее).

Полученные при разборке запчасти бухгалтер приходует на счет 10-5.

Цена оприходования = 35 000 руб. + 100 000 руб. – 10 000 руб. = 125 000 руб.

Дебет 10-5 Кредит 20 – 125 000 руб. – оприходованы запчасти.

Часть деталей после разборки техники оказалась в некондиции.

Дебет 10-6 Кредит 20 – 10 000 руб. – оприходованы некондиционные детали.

В данном случае отсутствует внереализационый доход, так как отсутствует безвозмездность получения запчастей. Производится разборка неиспользовавшегося основного средства, поскольку оно было куплено не для использования его по прямому назначению, а для разборки на детали, из которых ОС состоит.

Также следует отметить, что при последующем использовании запчастей (в ремонте или продаже) в расходах налогового учета принимается стоимость оприходования на счете 10-5, то есть в сумме реально понесенных затрат на покупку деталей в составе б/у техники.

Все письма ФНС РФ касаются разборки ОС после их использования на предприятии. В данном же случае происходит покупка по сути дела деталей, которые могли продать оптом (без разборки ОС) или по частям (разобрав ОС).

Следует отметить, что по деталям, которые нельзя реализовать (некондиция), Налоговый кодекс не предусматривает включения их стоимости в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, то есть это будет убыток, покрываемый за счет собственных средств предприятия.

По таким деталям следует составить акт о ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15). Первый экземпляр отдают в бухгалтерию для списания потерь ТМЦ, второй остается в подразделении, третий – ­у материально ответственного лица.

Также необходимо восстановить НДС по этим списанным материальным ценностям, так как они не будут использоваться в операциях, облагаемых НДС, следовательно, вычета по ним не будет (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Если при покупке «входной» НДС по ним был уже принят к вычету, то его необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором списаны реализованные детали. НДС можно определить из пропорции стоимости списанных и проданных материальных ценностей.

Дебет 68 Кредит 19 – НДС на остаточную стоимость (сторно) и далее списать в бухучете проводкой Дебет 91 Кредит 19.

Как и в предыдущем примере, этот НДС не будет учтен в расходах по налоговому учету. Кроме того, здесь также возникает постоянное налоговое обязательство, оформленное проводкой Дебет 99 Кредит 68/прибыль.

Костакова Е. В.

Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? - читайте в статье.

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.


Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. - автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. - начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

ТОО, ОУР, плательщик НДС

У ТОО имеется упаковочный автомат в качестве основного средства. Получен комплект запасных частей для замены.

Как отразить в учете замену запасных частей основного средства?

В соответствии с положениями п. 8 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» такие статьи, как запасные части, резервное оборудование и вспомогательное оборудование признаются в отчетности в соответствии с настоящим МСФО, если они отвечают определению основных средств. В противном случае такие статьи классифицируются как запасы.

Следовательно, комплект запасных частей к основному средству признается запасом.

Согласно положениям п. 35 МСФО (IAS) 2 «Запасы» некоторые запасы могут относиться на другие счета активов, например, запасы, использованные в качестве компонента основных средств, созданных собственными силами. Запасы, отнесенные на другие активы, признаются в качестве расходов на протяжении срока полезного использования соответствующего актива.

Согласно положениям п. 12 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» организация не включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на повседневное техническое обслуживание объекта. Эти затраты признаются в составе прибыли или убытка по мере их возникновения. Затраты на повседневное техническое обслуживание состоят, главным образом, из затрат на оплату труда и приобретение расходных материалов, а также могут включать стоимость мелких комплектующих частей. Назначение этих затрат часто описывается как «ремонт и текущее обслуживание» объекта основных средств.

В указанном в вопросе случае замена запасных частей в основном средстве не относится к текущему ремонту (повседневному техническому обслуживанию объекта), в связи с чем, нельзя приобретенный комплект запасных частей для основного средства отнести на расходы периода, необходимо отнести их стоимость на первоначальную стоимость основного средства.

Исходя из положений п. 13 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» элементы некоторых объектов основных средств могут требовать регулярной замены. Например, печь может требовать смены футеровки по истечении установленного количества часов использования, а внутреннее оснащение самолета, например, сиденья или бортовая кухня, может подлежать неоднократной замене в течение срока службы фюзеляжа. Объекты основных средств также могут приобретаться для целей периодической замены, осуществляемой с меньшей регулярностью, например для замены внутренних перегородок в здании, или для того, чтобы произвести однократную замену. Организация включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты по частичной замене такого объекта в момент их возникновения, если удовлетворяются критерии признания. При этом балансовая стоимость заменяемых частей списывается в соответствии с положениями настоящего стандарта о прекращении признания (см. п. 67-72 МСФО (IAS) 16 «Основные средства»).

Учитывая положения п. 70 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», если организация признает в балансовой стоимости объекта основных средств затраты на замену части этого объекта, то она прекращает признание балансовой стоимости замененной части вне зависимости от того, амортизировалась эта часть отдельно или нет. Если для организации практически невозможно определить балансовую стоимость замененной таким образом части, то организация может использовать величину затрат на замену как показатель стоимости замененной части на момент, когда она была приобретена или построена.

Бухгалтерские проводки:

Дебет 1310 Кредит 3310 – оприходование приобретенного комплекта запасных частей в состав запасов;

Дебет 2933 Кредит 1310 – списание приобретенного комплекта запасных частей на капитальный ремонт основного средства;

Дебет 2410 Кредит 2933 – отнесение накопленных расходов по капитальному ремонту на первоначальную стоимость основного средства;

Дебет 7410 Кредит 2410 – списание старых запасных частей из первоначальной стоимости основного средства.

Читайте также: