Государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств какой бюджет

Опубликовано: 17.05.2024

Дата публикации 15.07.2020

Бюджетное учреждение приобрело новый легковой автомобиль. Включать ли в первоначальную стоимость расходы на его регистрацию в ГИББД (госпошлину)?

Первоначальная стоимость объекта основных средств определяется в соответствии с разд. IV СГС "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - СГС "Основные средства"). По общему правилу ее формируют любые фактические затраты на приобретение, создание объекта (в т.ч. на доставку к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации). Перечень затрат, которые не включаются в первоначальную стоимость основного средства, приведен в п. 17 СГС "Основные средства".

На основании п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 владельцы транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД:

    • в течение срока действия регистрационного знака "Транзит";
    • в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Государственная регистрация автомобиля является обязательной, поэтому госпошлину за регистрацию транспортного средства в ГИБДД можно включить в первоначальную стоимость объекта.

Первоначальная стоимость автомобиля формируется на счете 106 01 "Вложения в основные средства" (п. 130 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н) и прекращается, когда объект становится пригоден для использования по назначению. Соответственно, до формирования первоначальной стоимости с учетом госпошлины за регистрацию переводить автомобиль на счет 101 00 не нужно (разд. 5 методических рекомендаций по применению СГС "Основные средства", доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).

Однако автомобиль может быть введен в эксплуатацию до регистрации в ГИБДД. Отсутствие госрегистрации не является препятствием для учета автомобиля в составе основных средств. Транспортное средство, не зарегистрированное в ГИБДД, обладает признаками актива (п. 36 СГС "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Учреждение может эксплуатировать его на своей территории, а также распоряжаться им. В таком случае госпошлина учитывается в составе текущих расходов и не изменяет стоимость автомомбиля (письмо Минфина России от 24.07.2018 № 03-03-06/3/51800).

Расходы по уплате государственной пошлины отражаются по элементу вида расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ (п. 48.8.5.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, п. 10.9.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

В соответствии с п. 259 Инструкции № 157н расчеты по иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством, учитываются с использованием счета 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения государственная пошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД может быть отражена следующим образом:

Дебет КРБ 852 Х 106 Х1 310 Кредит КРБ 852 Х 303 05 731 - включена в первоначальную стоимость автомобиля госпошлина за регистрацию в ГИБДД (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н);

Дебет КРБ 852 Х 109 ХХ 291 (Х 401 20 291) Кредит КРБ 852 Х 303 05 731 - начислена госпошлина за регистрацию транспортного средства в случае, когда автомобиль уже введен в эксплуатацию (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 852 Х 303 05 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение счета 18 (КВР 852, КОСГУ 291) - уплачена госпошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД (п. 133 Инструкции № 174н).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

При приобретении транспортного средства организация сталкивается с необходимостью уплаты госпошлины за регистрацию его в органах ГИБДД или в Гостехнадзоре. В данной публикации рассматривается нюансы учета пошлины на государственную регистрацию автомобиля в 1С: уплаты пошлины в бюджет и учет затрат на нее.

  • как отразить факт уплаты госпошлины в программе;
  • каким документом отражать пошлину в бухгалтерском и налоговом учете.

Пошаговая инструкция

04 апреля автомобиль Ford Mondeo зарегистрирован в органах ГИБДД по месту нахождения Организации. За его регистрацию уплачена госпошлина в размере 2 850 руб.

Руководство планирует использовать автомобиль на дорогах общего пользования.

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Уплата госпошлины за регистрацию авто

Учет госпошлины в первоначальной стоимости ОС

Уплата госпошлины за регистрацию авто в органах ГИБДД

При постановке автомобиля на учет в органах ГИБДД до выдачи документов уплачивается государственная пошлина (пп. 4 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). Размеры государственной пошлины за регистрационный учет автомобиля регламентированы пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Оплата государственной пошлины за регистрацию автомобиля в органах ГИБДД оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога в разделе Банк и касса — Банковские выписки — Списание .


В документе указывается:

  • Дата — дата уплаты пошлины, согласно выписке банка.
  • По документу № от — номер и дата платежного поручения.
  • Налог — Госпошлина за регистрацию транспортных средств, выбирается из справочника Налоги и взносы и влияет на автоматическое заполнение поля Счет дебета .
  • Вид обязательства — Налог.
  • Получатель — государственный орган, куда перечисляется пошлина, выбирается из справочника Контрагенты, Вид контрагентаГосударственный орган. PDF
  • Отражение в бухгалтерском учете :
    • Счет дебета — 68.10 «Прочие налоги и сборы».
    • Виды платежей в бюджет — Налог (взносы): начислено / уплачено.
    • Уровни бюджета — Федеральный бюджет.
  • Сумма — сумма оплаты, согласно выписке банка.
  • Назначение платежа — информация для идентификации платежа, заполняется автоматически по шаблону из справочника Налоги и взносы. При необходимости поле можно отредактировать.

Проводки по документу


Документ формирует проводку:

  • Дт 68.10 Кт 51 — уплачена госпошлина в связи с регистрацией автомобиля в ГИБДД.

Учет госпошлины за регистрацию автомобиля в органах ГИБДД

Нормативное регулирование

В БУ государственная пошлина, уплачиваемая в связи с приобретением автомобиля:

  • до постановки на учет в качестве ОС включается в его первоначальную стоимость и отражается по Дт 08.04.1 «Приобретение компонентов основных средств» (п. 8 ПБУ 6/01, план счетов 1С);
  • после — в расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы, в зависимости от того, в какой деятельности планируется использовать ОС (п. 5, 11 ПБУ 10/99).

В НУ пошлина учитывается:

  • в первоначальной стоимости ОС, если она уплачена до его ввода в эксплуатацию (п. 1 ст. 257 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295);
  • в прочие (косвенные) расходы, если госпошлина уплачена позже (п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 24.07.2018 N 03-03-06/3/51800). В этом случае сумма госпошлины признается единовременно в расходах на дату ее начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Подробнее Госпошлина за регистрацию ТС: Минфин стоит на своем

Если руководство планирует использовать автомобиль на дорогах общего пользования, то зарегистрировать его в ГИБДД необходимо до постановки на учет в качестве ОС и до начала его эксплуатации, т. к. без государственной регистрации эксплуатировать автомобиль в этих целях не получится. Поэтому в нашем примере госпошлина будет включаться в первоначальную стоимость и в БУ, и в НУ.

Учет в 1С

Учет затрат на госпошлину отражается документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции — Бухгалтерский учет — Операции, введенные вручную.


  • Дебет — 08.04.1 «Приобретение компонентов основных средств»: счет учета формирования первоначальной стоимости ОС;
  • Кол. — не заполняется: в количественном учете 1 штука внеоборотного актива уже принята на счет 08.04.1;
  • Субконто 1 — Автомобиль Ford Mondeo: регистрируемый в ГИБДД автомобиль;
  • Субконто 2 — место хранения объекта ОС — Склад , указанный в документе поступления ОС;
  • Субконто 3 — документ поступления ОС, заполняется только в том случае, если Способ оценки МПЗ — по ФИФО. Аналитика должна быть такая же, как при приобретении авто. PDF
  • Кредит — 68.10 «Прочие налоги и сборы»;
  • Сумма — сумма госпошлины;
  • Сумма НУ ДТ — сумма госпошлины.

При постановке на учет транспортного средства в органах ГИБДД Организация становится плательщиком транспортного налога (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ). Ставки транспортного налога индивидуальны для каждого региона и устанавливаются региональным законодательством. Налоговая база зависит от вида транспортного средства и устанавливается от мощности двигателя (п. 1 ст. 359 НК РФ).

Узнать подробнее про Расчет и начисление транспортного налога


Проверьте себя! Пройдите тест на эту тему по ссылке >>

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Тест № 34. Учет пошлины за государственную регистрацию автомобиля.
  2. Платежное поручение на уплату государственной пошлины за регистрацию авто в ГИБДДДля перечисления госпошлины безналичным способом необходимо предоставить банку платежное поручение.
  3. Тест № 36. Платежное поручение на уплату государственной пошлины за регистрацию авто в ГИБДД.
  4. Госпошлина за регистрацию автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете: законодательствоСпоры вокруг учета государственной пошлины за регистрацию автомобиля ведутся не.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Спасибо! Все интересно, кратко, профессионально. Марина Аркадьевна, Вы и Ваша команда просто молодцы, дай бог Вам всем здоровья, успехов.

Вопрос:Являются ли взимаемые областным комитетом гостехнадзора сборы за изготовление и транспортировку выдаваемых регистрационных знаков, удостоверений тракториста-машиниста, паспортов самоходных машин и другой полиграфической продукции, которые поступают в областной бюджет, видом государственной пошлины?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25.10.2007 № 03-05-06-03/83

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу взимания областным комитетом гостехнадзора сборов за изготовление и транспортировку выдаваемых регистрационных знаков, удостоверений тракториста-машиниста, паспортов самоходных машин и другой полиграфической продукции, которые поступают в областной бюджет, и сообщает.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 1 сентября 1995 г. введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, а также предусмотрено обеспечение предприятий-изготовителей бланками паспортов на самоходные машины и другие виды техники соответствующими органами государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

Пунктом 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", установлено, что органами государственного технического надзора подлежат взиманию сборы в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 16.07.1999 N 543 утвержден Перечень сборов, взимаемых органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с п. 2 ст. 333.16 Кодекса государственные органы не вправе взимать иные, кроме государственной пошлины, платежи за совершение тех юридически значимых действий, которые предусмотрены гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.

Подпунктами 29 - 40 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные, мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 N 326-О-П положения ст. ст. 8 и 333.16 и пп. 36 п. 1 ст. 333.33 Кодекса означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения.

В Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2006 (дело N 66-Г06-2 и дело N 72-Г06-1) указано на то, что размер платы, взимаемой органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, признать недействующим в той мере, в какой предусмотренные в нем действия могут быть отнесены к иным регистрационным действиям, связанным с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, т.к. установление субъектом Российской Федерации взимания региональных сборов за совершение регистрационных действий, за совершение которых предусмотрена уплата государственной пошлины пп. 29 п. 1 ст. 333.33 Кодекса, является незаконным. После введения в действие гл. 25.3 Кодекса субъект Российской Федерации утратил право на определение размеров и взимание сборов за вышеуказанные действия.

Что касается иных видов платежей (например, взимание сборов за проведение государственного технического осмотра машин, за оценку технического состояния и определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования по запросам владельцев, государственных и других органов, за участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники), то возможность их установления региональными органами власти установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291. При этом данные платежи не являются аналогичными предусмотренным Кодексом действиям, за которые уплачивается государственная пошлина. Платежи за совершение данных действий являются неналоговыми доходами региональных бюджетов, и их взимание не противоречит Кодексу.

Таким образом, государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств и совершением иных регистрационных действий, а также с выдачей иных документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в пп. 29, 32, 36, 38 п. 1 ст. 333.33 Кодекса внесены изменения, предусматривающие с 1 января 2008 г. снижение размера государственной пошлины за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, и установление уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с выдачей удостоверения тракториста-машиниста (тракториста). Также указанный пункт Кодекса дополнен пп. 39.1, устанавливающим с 1 января 2008 г. уплату государственной пошлины за выдачу учебным учреждениям свидетельств о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для рассмотрения вопроса соответствующими органами об аккредитации и за выдачу указанным учреждениям лицензий на право подготовки трактористов и машинистов самоходных машин.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

О статусе информационных материалов, размещаемых на сайте Управления:
- письмо ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716@ «О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
- уведомление о статусе информации на сайте УФНС России по Пермскому краю.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (приватизация, аренда, ипотека, право собственности на землю, внесение изменений, выдача повторного свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество ) при подаче заявления в офисы Росреестра (в офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации), исполнительных органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, осуществляющих переданные полномочия Росреестра в установленных сферах деятельности (Госкомрегистр и Севреестр) и МФЦ в зависимости от места подачи заявителем документов на государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней применяются следующие коды бюджетной классификации (КБК):

32110807020011000110 – при подаче заявления в офисы Росреестра (офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра"), Госкомрегистра и Севреестра

32110807020018000110 – при подаче заявления в МФЦ



Реквизиты территориальных органов Росреестра, а также Госкомрегистра и Севреестра указаны в региональных информационных блоках. Переход в региональный блок осуществляется после выбора соответствующего региона в верхней панели сайта.



Реквизиты центрального аппарата Росреестра

В центральном аппарате Росреестра осуществляется только регистрация прав на предприятия как имущественные комплексы (линейные сооружения).


Реквизиты центрального аппарата Росреестра для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на имущественные комплексы (линейные сооружения) - скачать

Для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (приватизация, аренда, ипотека, право собственности на землю, внесение изменений, выдача повторного свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) при подаче заявления в офисы Росреестра (в офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) и МФЦ применяются в зависимости от места подачи заявителем документов на государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней следующие коды бюджетной классификации (КБК):

32110807020011000110 - при подаче заявления в офисы Росреестра (офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра")

32110807020018000110 - при подаче заявления в МФЦ

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ:

Получатель платежа : УФК по Московской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области),

ИНН получателя: 7727270299,

КПП получателя : 502401001,

Банк получателя : ГУ Банка России по ЦФО// УФК по Московской области , г. Москва

БИК Банка : 0 04525987 ,

Единый казначейский счет: 40102810845370000004 ,

Казначейский счет: 03100643000000014800,

ОКТМО ( выбор осуществляется из перечня кодов ОКТМО ).

Бланк квитанции на оплату госпошлины ( для физических лиц) при подаче заявления в офисы Росреестра ( офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации)

Бланк платежного поручения на оплату госпошлины (для юридических лиц) при подаче заявления в офисы Росреестра ( офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации)

Бланк квитанции на оплату госпошлины ( для физических лиц) при подаче заявления в МФЦ

Бланк платежного поручения на оплату госпошлины (для юридических лиц) при подаче заявления в МФЦ

Внимание! Реквизиты на оплату действительны с 01.01.2021!

Для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (приватизация, аренда, ипотека, право собственности на землю, внесение изменений, выдача повторного свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) при подаче заявления в офисы Росреестра (в офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) и МФЦ применяются в зависимости от места подачи заявителем документов на государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней следующие коды бюджетной классификации (КБК):

32110807020011000110 - при подаче заявления в офисы Росреестра (офисы Управлений Росреестра и филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра")

32110807020018000110 - при подаче заявления в МФЦ

Обращаем Ваше внимание, что плательщиками государственной пошлины являются лица, в отношении которых осуществляются учетно-регистрационные действия.

В соответствии с п. 1 и п. 8 ст. 45 Налогового кодекса РФ уплата государственной пошлины может осуществляться за плательщика иным лицом, в том числе представителем. За плательщика государственной пошлины в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что представитель или иное лицо действует от имени ее плательщика, т.е. в назначении платежа указывается ФИО лица, в отношении которого осуществляются учетно-регистрационные действия.

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ:

Получатель - УФК по г. Москве (Управление Росреестра по Москве л/с 04731 W 00660)

ИНН получателя - 7726639745

КПП получателя - 772601001

Банк получателя – ГУ Банка России по ЦФО//УФК по г. Москве г. Москва

За что уплачивается госпошлина?

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за этими действиями обратились.

Юридически значимые действия, где требуется заплатить госпошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

Например, госпошлину нужно уплатить:

  • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, а также к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составление доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на ее территорию видов животных и растений,подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
  • и другие юридически значимые действия.

Особенности уплаты госпошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина в большинстве случаев уплачивается до совершения юридически значимого действия. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • проигравшие судебный спор ответчики — в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т.д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Документ, подтверждающий уплату:

  • Квитанция — если пошлина уплачена наличными. Квитанция выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата.
  • Платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до одного года. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную госпошлину можно вернуть в следующих случаях:

  • Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  • Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  • Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  • Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  • Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  • И в некоторых других случаях.

Пошлину, уплаченную за заключение или расторжение брака и другие действия ЗАГС, вернуть нельзя. Также не возвращается пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в тот государственный орган, который совершает действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению нужно приложить квитанцию с подтверждением оплаты. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Госпошлина за выдачу водительского удостоверения, регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на транспортные средства, паспорта а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не уплачивается гражданами проживающими на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Зачисление

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, а также за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т.д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

В остальных случаях госпошлина в полном объеме (100%) зачисляется в доход федерального бюджета.

Читайте также: