Декларация по транспортному налогу 2014

Опубликовано: 02.05.2024

Приказ Федеральной налоговой службы от 25.04.2014 № ММВ-7-11/254, лишь недавно прошедший регистрацию в Минюсте, вносит поправки в декларацию по транспортному налогу и порядок ее заполнения. Применять обновленную форму декларации нужно будет с отчета за 2014 год.

Приказ ФНС России от 25.04.2014 № ММВ-7-11/254 вступил в силу 29 сентября. Он вносит поправки в декларацию по транспортному налогу и порядок ее заполнения. Применять обновленную форму декларации нужно с отчета за 2014 год.

Декларация по транспортному налогу утверждена приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99. Этим же приказом утвержден и порядок заполнения декларации (далее – Порядок). Декларация включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздел 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».

Представить декларацию по транспортному налогу за год нужно не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Однако в 2015 году 1 февраля приходится на воскресенье. Поэтому декларацию нужно будет сдать не позднее 2 февраля 2015 года.

Причины изменений

С 1 января 2014 года Законом от 23.07.2013 № 214-ФЗ в пункт 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ внесены изменения, устанавливающие повышающие коэффициенты, которые нужно применять к так называемым «дорогостоящим» автомобилям – автомобилям стоимостью свыше трех миллионов рублей. Значения коэффициентов приведены в таблице (п. 2 ст. 362 НК РФ):

Стоимость автомобиляПовышающий коэффициентКоличество лет прошедших
с года выпуска легкового автомобиля
от 3 до 5 млн. руб.
1,5 менее 1 года
1,3от 1 до 2 лет
1,1 от 2 до 3 лет
от 5 до 10 млн. руб.2менее 5 лет
от 10 до 15 млн. руб3менее 10 лет
от 15 млн. руб.3менее 20 лет

Как видно из таблицы коэффициентов, нужное значение подбирают в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Значение средней стоимости автомобиля не равно цене, по которой вы его приобрели. Ее рассчитывает Минпромторг России. Каждый год не позднее 1 марта ведомство должно разместить эти данные на своем официальном сайте вместе с перечнем автомобилей, к налогу по которым должны применяться коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ в редакции Закона № 214-ФЗ). Для расчета средней стоимости существует специальный порядок. Он утвержден приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Описывать этот порядок мы не будем. Скажем только, что для расчета чиновники используют значения розничных цен, рекомендуемых производителями автомобилей по состоянию на 1 июля и 1 декабря налогового периода, или, если данных о рекомендуемых ценах нет, – данные о розничных ценах базовых версий по состоянию на 31 декабря налогового периода, указанные в российских автомобильных каталогах.

Показатель количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, определяется по состоянию на 1 января каждого налогового периода (п. 3 ст. 361 НК РФ). Отсчет количества лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска автомобиля, и включает в себя год, за который уплачивается налог (письмо Минфина России от 29.03.2010 № 03-05-05-04/08).

Плательщиками транспортного налога являются компании, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Транспортные средства регистрируются за собственниками транспортных средств, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 20 Правил регистрации транспортных средств, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001).

То есть обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога возникает не у лица, в чьей собственности находится автомобиль, а у лица, на которое он зарегистрирован (ч. 1 ст. 357 НК РФ). Таким образом, теперь в декларации по налогу надлежит отражать факт нахождения транспортного средства в долевой собственности, поскольку у одного автомобиля может быть несколько собственников.

Форма декларации

На титульном листе и разделе 1 декларации поменялись штрих-коды: соответственно с «05406012» на «05407019» и с «05406029» на «05407026». Других изменений в этих частях декларации нет (п. 1.2.1. приказа № ММВ-7-11/254).

Главные поправки были внесены в раздел 2 декларации (приложение № 1 к приказу № ММВ-7-11/254). В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог: вид транспортного средства и его характеристики, количество лет, прошедших с года выпуска, количество месяцев владения, льготы по налогу (разные их виды) и пр.

В разделе 2 добавились две новые строки. По строке 120 в виде простой дроби отражается доля организации в праве на транспортное средство. Если собственник один – значение доли равно единице, если два – указывается 1/2, если три – 1/3 и т д. В строке 150 указывается повышающий коэффициент (Кл), если лист заполняется по легковому дорогостоящему автомобилю. То есть сначала налог по нему рассчитывается по общим правилам, а потом полученная сумма умножается на повышающий коэффициент.

Нумерация строк раздела 2 декларации в связи с добавлением строк соответствующим образом изменилась, начиная с новой строки 120. В результате указывать начисленную сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по данному автомобилю, нужно по строке 250 (ранее это была строка 230).

Заполнять новую строку 250 нужно так, как указано в обновленном пункте 5.23 Порядка (п. 1.4.19. приказа № ММВ-7-11/254). Значение строки 250 определяется как разность значений строк с кодами 160 (сумма исчисленного налога) и 200 (сумма налоговой льготы в виде освобождения от налога) или разность значений строк с кодами 160 и 220 (сумма налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога), 240 (сумма налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки). То есть имеем две формулы:

код строки 250=код строки 160код строки 200

код строки 250=код строки 160код строки 220код строки 240


Листов раздела 2 декларации заполнять нужно столько, сколько автомобилей зарегистрировано на налогоплательщика по месту подачи декларации. Суммарное значение показателя новой строки 250 по всем листам раздела 2 переходит в строку 021 раздела 1 декларации «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период». Напомним, что далее в разделе 1 декларации идут строки с кодами 023, 025, 027, где указываются суммы квартальных авансовых платежей, а по строкам 030 и 040 – соответственно суммы налога, исчисленного к уплате в бюджет или к уменьшению (все значения указываются по соответствующим ОКТМО).

Порядок заполнения декларации

Все изменения Порядка заполнения декларации даны в приложении № 3 к приказу № ММВ-7-11/254) (п. 1.4 приказа). Разумеется, введение новых показателей и изменение номеров кодов строк раздела 2 декларации сказалось и на тексте порядка ее заполнения. А введение повышающего коэффициента и требование указания размера доли в праве собственности на автомобиль повлияло как на порядок расчета суммы налога, так и сумм налоговых льгот, на которые имеет право налогоплательщик.

Пункт 5.14 Порядка изложен в следующей редакции (п. 1.4.10. приказа № ММВ-7-11/254): «По коду строки 160 указывается сумма исчисленного налога, значение которой определяется как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 140, доли в праве, указанной в строке с кодом 120, коэффициента, указанного в строке с кодом 130, и повышающего коэффициента, указанного в строке с кодом 150».

А пункт 5.18 Порядка изложен так (п. 1.4.14. приказа № ММВ-7-11/254): «По коду строки 200 указывается сумма налоговой льготы. В случае установления льготы по транспортному налогу в виде освобождения от налогообложения сумма налоговой льготы рассчитывается как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 140, доли в праве, указанной в строке с кодом 120, повышающего коэффициента, указанного в строке с кодом 150 и коэффициента, указанного в строке с кодом 180».

В аналогичном порядке расписаны порядок определения налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, и налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки (п. 5.20. и п. 5.22 Порядка в редакции соответственно п. 1.4.16. и п. 1.4.18. приказа № ММВ-7-11/254). Надеемся, что никаких сложностей с отчетом по транспортному налогу вы не испытаете. Добавим только, что новую форму вам предстоит применять только с годовой декларации, поскольку авансовых платежей, если вы их должны были платить по законодательству вашего региона, новшества не коснулись.

Б.Л. Сваин, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Профессиональная пресса для бухгалтера

Для тех, кто не может отказать себе в удовольствии полистать свежий журнал, почитать проверенные экспертами качественно сверстанные статьи. Выбрать журнал >>

"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 3

Не позднее 2 февраля 2015 г. организации, признаваемые плательщиками транспортного налога, обязаны представить в ИФНС по месту нахождения транспортных средств декларацию по этому налогу за 2014 г. Вообще согласно п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса (далее - Кодекс) крайним сроком на представление декларации по транспортному налогу является 1 февраля месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Между тем п. 7 ст. 6.1 Кодекса предусмотрено, что окончанием срока, последний день которого приходится на выходной и (или) праздник, считается ближайший следующий рабочий день. В 2015 г. 1 февраля выпадает на воскресенье. Соответственно, "час икс" на представление декларации по транспортному налогу переносится на понедельник - 2 февраля.

Форма декларации по транспортному налогу утверждена Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@. При этом Приказом ФНС России от 25 апреля 2014 г. N ММВ-7-11/254@ в данную форму и Порядок ее заполнения были внесены изменения, что обусловлено в первую очередь налоговыми нововведениями, которые вступили в силу с 1 января 2014 г. В первую очередь речь идет о появлении повышающих коэффициентов, которые с 1 января 2014 г. применяются в отношении так называемых роскошных автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб. (п. 2 ст. 362 НК). Однако обо всем по порядку.

Плательщики транспортного налога

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Таковым в соответствии со ст. 358 Кодекса признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Перечень ТС, которые не являются объектом обложения транспортным налогом, приведен в ст. 358 Кодекса. Налоговым кодексом к ним отнесены, в частности, весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через собес и т.д. В этом же перечне упомянуты и транспортные средства, находящиеся в розыске. Но тут же сделана оговорка, из которой следует, что они не будут являться объектом налогообложения только при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. То есть при отсутствии соответствующей справки из ОВД оснований для прекращения исчисления транспортного налога в отношении украденного автомобиля нет. В то же время, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 9 августа 2013 г. N 03-05-04-04/32382, заменить эту справку может также справка о возбуждении уголовного дела.

Таким образом, если на организацию зарегистрирован автомобиль, который является объектом налогообложения, то она признается плательщиком транспортного налога. В данном случае важен именно факт регистрации ТС. А такие обстоятельства, как нахождение автомобиля на ремонте, пригодность его к эксплуатации и т.д. и т.п., здесь, как говорится, "погоды не делают", до тех пор, пока ТС не будет снято с регистрационного учета, в отношении его придется уплачивать транспортный налог (см. Письма Минфина России от 24 января 2012 г. N 03-05-06-04/09, от 24 марта 2011 г. N 03-05-06-04/123, ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. N 12223/10).

Состав декларации

Итак, плательщики транспортного налога не позднее 2 февраля 2015 г. должны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (или по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика) декларацию по транспортному налогу за 2014 г. Ее форма, как мы уже сказали, утверждена Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. N ММВ-7-11/99@ с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС России от 25 апреля N ММВ-7-11/254@. Несмотря на нововведения, состав декларации остался неизменным. Она, как и прежде, состоит из титульного листа и двух разделов:

  • разд. 1 "Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет";
  • разд. 2 "Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству".

Обратите внимание! Индивидуальные предприниматели, которые признаются плательщиками транспортного налога, уплачивают налог на основании налогового уведомления, полученного из налогового органа. И декларацию по транспортному налогу они не подают (п. 3 ст. 363 НК, ст. 363.1 НК).

Общие правила заполнения декларации остались прежними:

  1. все значения стоимостных показателей указываем в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля;
  2. допущенные ошибки нельзя исправлять с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  3. не допускается двусторонняя печать декларации на бумажном носителе и скрепление листов декларации, приводящее к ее порче;
  4. заполняем декларацию заглавными печатными символами и используем для этого только чернила черного, фиолетового или синего цвета;
  5. поля декларации заполняем слева направо, начиная с первого (левого) знако-места. В лишних ячейках ставим прочерки. Если же какой-либо показатель и вовсе отсутствует, то во всех знако-местах соответствующего поля проставляем прочерк по всей длине этого поля.

Основные изменения затронули разд. 2 декларации. С него, собственно говоря, и нужно начинать заполнять декларацию.

Раздел 2 - расчет налога по каждому ТС

В этом разделе рассчитывается налог по каждому транспортному средству, признаваемому объектом налогообложения. То есть в зависимости от того, сколько автомобилей было зарегистрировано на организацию в течение 2014 г., столько же листов разд. 2 и нужно будет заполнить.

По коду строки 020 указывается код ОКТМО, на которой зарегистрировано транспортное средство.

Данные о ТС

По строкам 030 - 060 вносятся данные непосредственно об автомобиле. Так, в строку 030 вписываем код вида транспортного средства. Его берем в приложении N 5 к Порядку заполнения декларации. Если автомобиль легковой (не медпомощь), то ему соответствует код "51004"; для грузовиков же предусмотрен код "52001" и т.д.

По коду строки 040 вписываем идентификационный номер ТС (по наземному транспорту это VIN, по водному - ИМО, по воздушному - идентификационный номер судна).

В строке 050 указывается марка транспортного средства из документа о его госрегистрации. А по коду строки 060 вписываем регистрационный знак ТС.

Налоговая база

По коду строки 070 указывается налоговая база. В соответствии со ст. 359 Кодекса она определяется по каждому ТС отдельно:

  1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  2. в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  3. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость судна в регистровых тоннах;
  4. в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше, - как единица транспортного средства. То есть в строке 070 проставляем "1".

Обратите внимание! Если транспортное средство имеет несколько двигателей, налоговая база в отношении данного ТС определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах. Соответственно, в таких случаях в строку 070 вносится полученная сумма.

По коду строки 080 указывается код единицы измерения налоговой базы. Его нужно взять в Приложении N 6 к Порядку. Например, если налоговой базой является мощность двигателя в л. с., то в эту строку вносим код "251".

Региональные особенности

Прежде чем перейти к заполнению оставшихся строк, вспомним, что транспортный налог является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Соответственно, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В п. 1 ст. 361 Кодекса определены лишь базовые налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств. Законом субъекта РФ они могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз. Названное ограничение размера уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно. В отношении данных ТС региональные власти при желании могут обнулить налоговые ставки.

Плюс ко всему законом субъекта РФ может быть установлена своя дифференциация налоговых ставок в зависимости от категории ТС, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Все эти "налоговые" возможности субъектов РФ нашли отражение и в разд. 2 декларации.

Так, в строке 090 отражается экологический класс транспортного средства. Соответствующая информация содержится в действующих на территории РФ документах, идентифицирующих транспортное средство (например, в ПТС). Если в этих документах сведений об экологическом классе нет, то в строке 090 ставится прочерк. Очевидно, что данный показатель необходим в том случае, если законом субъекта РФ введена дифференциация налоговых ставок в зависимости от экологического класса авто. В противном случае он никак не влияет на обязательства налогоплательщика перед бюджетом.

Далее по коду строки 100 вносится срок использования транспортного средства. Заполнять эту строку нужно только в случае, если региональным законом установлена зависимость размера налоговых ставок от СПИ автомобиля. В противном случае в этой строке проставляем прочерк.

Отметим, что если подобного рода дифференциация налоговых ставок установлена, то при заполнении строки 100 нужно учитывать следующее. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС. При этом в расчет принимается и отчетный год (см., напр., Письма Минфина России от 30 января 2012 г. N 03-05-05-04/02, от 27 мая 2011 г. N 03-05-05-01/36 и т.д.). К примеру, автомобиль выпущен в сентябре 2010 г. Соответственно, для целей исчисления транспортного налога за 2014 г. его "возраст" составит 3 года (период с 2011 по 2014 гг.). То есть в этом случае в строку 100 мы внесем "3".

Новые вводные

По коду строки 110 указывается количество полных месяцев владения транспортным средством в отчетном году. Этот показатель нужен для того, чтобы скорректировать налоговые обязательства перед бюджетом по налогам в случае, если ТС было зарегистрировано на компанию не целый год. Иными словами, сумма налога исчисляется с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с учета принимается за полный месяц. Из этого правила есть только одно исключение - автомобиль поставлен на учет и снят с такового в течение одного месяца. В этом случае считается, что налогоплательщик в целях исчисления транспортного налога владел им один месяц. Теперь на это указано непосредственно в п. 5.11 Порядка заполнения декларации.

В разд. 2 появилась и новая строка - 120. В ней указывается доля налогоплательщика в праве на транспортное средство (в виде правильной простой дроби). Если налогоплательщик является единственным собственником ТС, то данный показатель будет заполнен так:

В случае когда автомобиль оформлен в совместную собственность организации и, к примеру, ее учредителя, то этот показатель заполним следующим образом:

Несколько удивляет количество ячеек, которые предусмотрены для внесения показателя доли налогоплательщика. Скорее всего, чиновники это сделали, что называется, про запас. Во всех лишних ячейках ставим прочерки.

Далее идут две уже знакомые нам с прошлой отчетности строки, у которых изменились лишь номера. Так, по коду строки 130 указывается коэффициент (Кв) - коэффициент владения ТС. Он определяется как отношение числа полных месяцев, указанных по строке 110, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12). Значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

По коду строки 140 вписываем налоговую ставку транспортного налога (берем из регионального закона).

"Роскошный" коэффициент

В разд. 2 декларации в редакции Приказа ФНС России от 25 апреля 2014 г. N ММВ-7-11/254@ появилась и еще одна новая строка - 150. В ней нужно указывать повышающий коэффициент (Кп). Напомним, что он установлен п. 2 ст. 362 Кодекса. И в данном случае речь идет о коэффициенте, который частенько именуют "роскошным", поскольку он применяется в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. Если автомобиль компании не относится к роскошным, то данный коэффициент будет равен единице.

Отметим, что размер повышающего коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и от периода, прошедшего с года его выпуска.

Таблица. "Роскошные" коэффициенты

Стоимость, млн руб.

Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска ТС

Годовая декларация по транспортному налогу представляется теми организациями, которые обладают регистрационным правом на средства передвижения. Прочим юрлицам, не имеющим в пользовании соответствующие объекты налогообложения (стат. 358 НК), не нужно подавать отчетность в ИФНС и уплачивать сбор в региональный бюджет. Где брать бланк декларации? В какие сроки и куда представлять документ? Все подробности – далее.

Декларация на транспортный налог – 2018

Форма отчетности была обновлена в 2016 году. Актуальный бланк утвержден ФНС в Приказе № ММВ-7-21/668@ от 05.12.16 г. Налогоплательщики обязаны отчитываться по новому документу уже за 2017 г. Период подачи – календарный год, по отчетным периодам (кварталам) формировать и представлять в контрольные органы бланк не требуется.

Несмотря на то, что транспортный налог (ТН) относится к региональным видам фискальных платежей, законодательные требования к подаче декларации на транспортное средство устанавливает стат. 363.1 НК. Изменять сроки и порядок представления отчета власти субъектов РФ не вправе. На местном уровне могут утверждаться ставки ТН, сроки его уплаты, механизм льготирования, отчетные периоды. В Налоговом Кодексе определено, кто и куда сдает отчетность, в какие сроки. Как следует из положений стат. 363.1 представлять декларацию обязаны юрлица-налогоплательщики ТН по итогам календарного года. При этом не имеет значения, на какой системе налогообложения находится компания или в какой сфере ведется деятельность.

Обратите внимание! Не признаются налогоплательщиками ТН фирмы, распоряжающиеся транспортом на условиях договора аренды, поскольку обязанность по начислению налога лежит на фактических владельцах ТС (стат. 357 НК). Если же предмет приобретен по лизинговой сделке, плательщиком ТН признается та сторона договора, у которой на основании закрепленных условий числится объект на балансовом учете.

Порядок составления документа, равно как и особенности электронного формата подачи, регулируются Приказом № ММВ-7-21/668@. Здесь приведен обновленный бланк отчетности, состав декларации, требования к ее заполнению. Документ состоит из титульного листа и двух разделов. В отдельных приложениях (1-5) содержатся коды, используемые при заполнении сведений в отчете.

Налоговая декларация по транспортному налогу – сроки подачи

Налоговая декларация по транспортному налогу в 2018 году представляется по тем же срокам, что и ранее. Никаких изменений не произошло. Общий срок установлен до 1 февраля по п. 3 стат. 363.1 НК. Если у компании нет зарегистрированных ТС, сдавать пустой нулевой отчет нет необходимости. Формат представления может быть электронным (через ТКС) или на бумажном бланке. Подать документы разрешается лично, по почте (с помощью ценного письма с наличием подтверждающей отправку описи вложения) или через уполномоченного представителя. В последнем случае потребуется оформление нотариальной доверенности.

Днем сдачи декларации признается день отправки документов по почте (дата указывается на описи), день представления при личном визите в ИФНС (дата проставляется налоговым сотрудником на бумажном бланке с помощью штампа), день отправки по ТКС (дата фиксируется в протоколе отправки). Выбирая формат представления – электронный или бумажный, налогоплательщику следует помнить о требованиях стат. 80 НК, а именно п. 3. Здесь определено, что отчитываться «на бумаге» вправе только налогоплательщики с численностью штата менее 100 чел., при превышении указанного показателя требуется формировать декларации только в электронном виде. Срок подачи является общим и не изменяется от варианта представления данных. То есть в любом случае, отчитывается ли налогоплательщик электронно или посредством представления бумажной документации, подать декларацию нужно до 1 февраля. Отчитаться за 2017 г. следует до 01.02.18 г.

Транспортная декларация – куда представляется

Контрольным органом, администрирующим ТН, является налоговая инспекция. В соответствии с п. 1 стат. 363.1 декларация сдается налогоплательщиками-юрлицами в территориальное подразделение ИФНС по месту нахождения ТС. Если предприятие причислено к крупнейшим налогоплательщикам, подать отчет необходимо в ту ИФНС, где юридическое лицо поставлено на налоговый учет в статусе крупнейшего налогоплательщика.

Что делать, если у организации есть обособленные подразделения в иных субъектах РФ? И за такими ОП числятся средства передвижения. В этом случае отчетность по ТН подается по месту налогового учета подразделения. Поскольку автоналог относится к региональным, его начисление будет происходить в ИФНС по месту учета ОП. А если перечисление сбора выполнять в бюджет того региона, где зарегистрирована головная организация, образуется перекос – начисление будет происходить в налоговой ОП, а уплата в налоговой головной фирмы.

Соответственно, на лицевом счете налогоплательщика-подразделения будут начислены пени и «висеть» недоимка. Чтобы избежать разбирательств с госорганами, необходимо правильно подавать декларацию и платить налог. В бланке на каждой странице предусмотрены графы для указания ИНН и КПП налогоплательщика, а также есть строки с ОКТМО, которые помогают корректно заполнить сведения. При сдаче декларации подразделением юрлица вносится ИНН организации и КПП ОП, дополнительно вносится соответствующий территории ТН код ОКТМО.

Обязан ли ИП сдавать на транспортный налог декларацию по транспортному налогу?

Законодательная обязанность по своевременной сдаче декларации по ТН возлагается исключительно на юрлиц. Гражданам не нужно подавать отчетность и самостоятельно начислять налог – эти функции выполнят за граждан налоговые органы. Перечисление сумм физлицами осуществляется согласно полученным налоговым уведомлениям, которые высылаются адресатам из ИФНС (п. 3 стат. 363). Для исчисления ТН сотрудники инспекции используют данные о регистрации (снятии с учета) средств передвижения. Информация поступает в ИФНС из госорганов (п. 1 стат. 362).

А обязан ли индивидуальный предприниматель подавать декларацию по ТН? Ведь наряду с юрлицами ИП нередко используют в своей коммерческой деятельности личные транспортные средства. Для ответа следует вспомнить, что регистрация прав собственности на объекты, включая ТС, выполняется не на ИП, а на физлицо. А по стат. 24 ГК предприниматели отвечают по своим обязательствам, вытекающим из деятельности, всем принадлежащим им имуществом. Следовательно, уплачивать ТН, а также подавать декларацию от лица ИП не нужно. У предпринимателя такой обязанности не возникает. А перечисление сумм налога за средства передвижения будет осуществляться от лица гражданина, но не бизнесмена. То есть на основании полученных из налоговой инспекции уведомлений.

Как определяется налоговая база в декларации по транспортному налогу

По нормам стат. 359 НК налоговая база по ТС определяется в соответствии с данными о мощности двигателя, указанными в регистрационной или технической документации на автотранспорт. В некоторых случаях при расчете налога по отдельным средствам передвижения действует иной порядок. К примеру, по воздушным ТС за налоговую базу принимается тяга реактивного двигателя в кг силы в определенных условиях (подп. 1.1 п. 1 стат. 359). А по водным ТС (небуксируемым) берется показатель валовой вместимости, выраженный в регистровых т (подп. 2 п. 1 стат. 359).

В декларации по ТН величина налоговой базы указывается в разд. 2, где осуществляется расчет суммы налога в отношении каждого из объектов. Показатель записывают в стр. 090 в соответствии с законодательными требованиями стат. 359. Затем, исходя из данных налоговой базы, действующей в регионе тарифной ставки и специальных коэффициентов (повышающего и владения) рассчитывается величина налога за период. Если налогоплательщику в соответствии с нормами регионального законодательства полагаются льготы по ТН, в стр. 220, 240, 260 указываются соответствующие коды льгот, а по стр. 230, 250, 270 приводят суммы в руб.

Обратите внимание! При наличии у юрлица нескольких транспортных объектов, чтобы заполнить отчет без ошибок и рассчитать фискальный платеж правильно, нужно определять сумму налога по каждому объекту отдельно.

В конце августа Минюст России зарегистрировал изменения в форму декларации по транспортному налогу (приказ ФНС России от 25.04.14 № ММВ-7-11/254@). По обновленной форме нужно будет отчитаться уже за 2014 год (см. «Изменены форма декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения»). Расскажем, для чего понадобились изменения и кому потребуется отражать в декларации новые показатели.

Вводная информация

Транспортная декларация, по сути, является отчетом перед налоговой инспекцией о сумме транспортного налога по всем имеющимся у организации транспортным средствам. Сумму транспортного налога, которая отражена в декларации, необходимо уплатить в бюджет.

Плательщиками транспортного налога являются компании, на которых зарегистрированы транспортные средства. Чтобы выяснить, необходимо ли уплачивать налог, следует обратиться к статье 358 НК РФ, где приведен перечень транспорта, являющегося объектом налогообложения.

Изменения в форме декларации

Декларация по транспортному налогу включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
  • раздел 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».

Раздел 1 декларации почти не изменился. Все его изменения исчерпываются тем, что на титульном листе обновили штрих-коды. Существенные поправки были внесены лишь в раздел 2 декларации и в порядок ее заполнения.

Напомним, что отдельные листы раздела 2 нужно заполнять по каждому транспортному средству, зарегистрированному по месту подачи декларации. В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог (например, вид транспортного средства, количество месяцев владения). В этот раздел добавилось две новые строки, показатели которых повлияют на итоговую сумму налога.

Строка 120

По этой строке потребуется отразить долю организации в праве на транспортное средство (в виде правильной простой дроби). Смыл в том, что у одного транспортного средства может быть несколько собственников. Если собственник один — доля в праве принимается за единицу, если несколько — учитывается часть доли (1/2, 1/3 и т п.).

Строка 150

В этой нужно будет указать повышающий коэффициент, установленный пунктом 2 статьи 362 НК РФ. Необходимость таких изменений вызвана особенностями расчета транспортного налога по легковым автомобилям, средняя стоимость которых превышает 3 млн. рублей (с 2014 года законодательство требует применять к ним повышающий коэффициент). Для расчета применятся следующая формула:

Сумма транспортного налога = сумму налога, рассчитанная по общим правилам × повышающий коэффициент.

Размер повышающего коэффициента зависит от двух величин — года выпуска автомобиля и его средней стоимости. Показатели коэффициентов приведем в таблице:

Повышающие коэффициенты для легковых автомобилей

Стоимость автомобиля

Повышающий коэффициент

Количество лет прошедших с года выпуска легкового автомобиля

от 3 млн. до 5 млн. руб.

от 5 млн. до 10 млн. руб.

от 10 млн. до 15 млн. руб.

При определении подходящего коэффициента следует иметь в виду, что показатель (количество лет) определяется по состоянию на 1 января каждого налогового периода. Отсчет количества лет начинается с года, следующего за годом выпуска автомобиля (п. 3 ст. 361 НК РФ, письмо ФНС России от 24.03.14 № БС-4-11/5316). Так, при исчислении транспортного налога в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. количество лет, прошедших с года выпуска этого автомобиля, составит не более 1 года. Следовательно, при исчислении транспортного налога за 2014 год необходимо применять повышающий коэффициент 1,5 (письмо ФНС России от 07.07.14 № БС-4-11/13195@).

Также заметим, что средняя стоимость автомобиля — это не та цена, по которой был приобретен автомобиль. Каждый год не позднее 1 марта Минпромторг России должен размещать перечень дорогостоящих автомобилей и их стоимость на своем официальном сайте (п. 2 ст. 362 НК РФ). Среднюю стоимость по таким автомобилям должна рассчитываться Минпромторгом в соответствии со специальным Порядком, который утвержден приказом Минпромторга России от 28.02.14 № 316.

Авансовые платежи

Порядок расчета налога зависит от того, установлены ли региональным законодательством отчетные периоды по транспортному налогу. К примеру, в Московской области такие периоды установлены (ст. 2 Закона Московской области от 16.11.02 № 129/2002-ОЗ). В такой ситуации организации должны рассчитывать авансовые платежи, которые составляют 1/4 годовой суммы налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Однако повышающий коэффициент необходимо применять к сумме налога при уплате транспортного налога за налоговый период, то есть за год (п. 1 ст. 55 НК РФ). К авансовым платежам повышающий коэффициент не применяется (Письмо ФНС России от 24.03.14 № БС-4-11/5316; см. «ФНС разъяснила, как применять повышающий коэффициент при расчете транспортного налога по дорогим автомобилям»).

Если транспортное средство было зарегистрировано на организацию не весь налоговый период, к авансовым платежам следует применять специальный понижающий коэффициент. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых автомобиль зарегистрирован на организацию, к числу календарных месяцев в году (п. 3 ст. 362 НК РФ). Уточнения в этой части внесены в пункт 4.5 «Порядка заполнения декларации» (утв. Приказом ФНС России от 20.02.12 № ММВ-7-11/99@).

Когда подавать декларацию за 2014 год

По общему правилу представить обновленную декларацию по транспортному налогу нужно не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Однако в 2015 году 1 февраля приходится на воскресенье. Поэтому декларацию потребуется сдать не позднее 2 февраля 2015 года.

Способ представления декларации

Декларацию по транспортному налогу можно сдать в инспекцию (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • на бумаге — лично, через уполномоченного представителя организации или по почте;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Бесплатно сдать декларацию по транспортному налогу и другую отчетность в электронном виде

Зарегистрирован в Минюсте РФ 20 августа 2014 г.

Регистрационный N 33695

В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824, 2013, N 52, ст. 6985) в целях реализации положений главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2002, N 30, ст. 3027; 2013, N 52, ст. 6985) приказываю:

1. Внести следующие изменения в приказ Федеральной налоговой службы от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.03.2012, регистрационный номер 23657, Российская газета, 2012, 13 июля) с изменениями, внесенными приказами Федеральной налоговой службы от 26.10.2012 N ММВ-7-11/808@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2012, регистрационный номер 26196, Российская газета, 2012, 24 декабря) и от 14.11.2013 N ММВ-7-3/501@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2013, регистрационный номер 30673, Российская газета, 2013, 23 декабря):

1.1. В названии и в пункте 1 Приказа слова "в электронном виде" заменить словами "в электронной форме".

1.2. В приложении N 1 к Приказу "Налоговая декларация по транспортному налогу":

1.2.1. штрих-код "05406012" заменить на "05407019", штрих-код "05406029" заменить на "05407026";

1.2.2. "Раздел 2. Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству" формы налоговой декларации по транспортному налогу изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.3. Приложение N 2 к Приказу "Формат представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде" изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

1.4. В приложении N 3 к Приказу "Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу":

1.4.1. В пункте 4.4 слова "с кодом 230" заменить словами "с кодом 250".

1.4.2. Пункт 4.5 после слов "(пункт 2.1 статьи 362 Кодекса)" дополнить словами "с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3 статьи 362 Кодекса)".

1.4.3. В абзаце первом пункта 5.1 слова "с кодом 120" заменить словами "с кодом 130".

1.4.4. В пункте 5.4 слово "заводской" заменить словом "(идентификационный)".

1.4.5. Пункт 5.11 дополнить абзацем:

"При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (пункт 3 статьи 362 Кодекса).".

1.4.6. Дополнить пунктом 5.11 1 в следующей редакции:

"5.11 1 . По коду строки 120 указывается доля налогоплательщика в праве на транспортное средство (в виде правильной простой дроби), например:

1.4.7. Пункт 5.12 изложить в следующей редакции:

"5.12. По коду строки 130 указывается коэффициент (Кв), определяемый как отношение числа полных месяцев, указанных по строке 110, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде), значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.".

1.4.8. В пункте 5.13 слова "строки 130" заменить словами "строки 140".

1.4.9. Дополнить пунктом 5.13 1 в следующей редакции:

"5.13 1 . По коду строки 150 указывается повышающий коэффициент (Кп), установленный пунктом 2 статьи 362 Кодекса.".

1.4.10. Пункт 5.14 изложить в следующей редакции:

"5.14. По коду строки 160 указывается сумма исчисленного налога, значение которой определяется как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 140, доли в праве, указанной в строке с кодом 120, коэффициента, указанного в строке с кодом 130, и повышающего коэффициента, указанного в строке с кодом 150.".

1.4.11. В пункте 5.15 слова "строки 150" заменить словами "строки 170".

1.4.12. В пункте 5.16 слова "строки 160" заменить словами "строки 180".

1.4.13. В пункте 5.17:

в абзаце первом слова "строки 170" заменить словами "строки 190";

в абзаце втором слова "с кодом 170" заменить словами "с кодом 190";

в абзаце пятом слова "с кодом 170" заменить словами "с кодом 190";

в абзаце шестом пункта слова "строки 170" заменить словами "строки 190".

1.4.14. Пункт 5.18 изложить в следующей редакции:

"5.18. По коду строки 200 указывается сумма налоговой льготы.

В случае установления льготы по транспортному налогу в виде освобождения от налогообложения сумма налоговой льготы рассчитывается как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 140, доли в праве, указанной в строке с кодом 120, повышающего коэффициента, указанного в строке с кодом 150 и коэффициента, указанного в строке с кодом 180.".

1.4.15. В пункте 5.19:

в абзаце первом слова "строки 190" заменить словами "строки 210";

в абзаце втором слова "строки 190" заменить словами "строки 210".

1.4.16. Пункт 5.20 изложить в следующей редакции:

"5.20. По коду строки 220 указывается сумма налоговой льготы.

В случае установления льготы по транспортному налогу законом субъекта Российской Федерации, уменьшающей исчисленную сумму налога в процентах (например, исчисленная сумма налога уменьшается на 50%), сумма налоговой льготы рассчитывается как произведение налоговой базы, указанной в строке с кодом 070, налоговой ставки, указанной в строке с кодом 140, доли в праве, указанной в строке с кодом 120, повышающего коэффициента, указанного в строке с кодом 150, коэффициента, указанного в строке с кодом 180, и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога, деленное на сто.".

1.4.17. В пункте 5.21:

в абзаце первом слова "строки 210" заменить словами "строки 230";

в абзаце втором слова "с кодом 210" заменить словами "с кодом 230".

1.4.18. Пункт 5.22 изложить в следующей редакции:

"5.22. По коду строки 240 указывается сумма налоговой льготы.

В случае установления льготы по транспортному налогу законом субъекта Российской Федерации в виде снижения налоговой ставки сумма налоговой льготы исчисляется как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженная на долю в праве, указанной в строке с кодом 120, повышающий коэффициент, указанный в строке с кодом 150, и коэффициент, отражаемый в строке с кодом 180:

Код строки 240 = код строки 070 x (налоговая ставка - пониженная ставка): 100 x код строки 120 х код строки 150 х код строки 180.".

1.4.19. Пункт 5.23 изложить в следующей редакции:

"5.23. По коду строки 250 указывается исчисленная сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, значение которой определяется как разность значений строк с кодом 160 и 200 или разность значений строк с кодом 160 и значений строк с кодом 220, 240:

Код строки 250 = код строки 160 - код строки 200 или код строки 250 = код строки 160 - код строки 220 - код строки 240.".

2. Настоящий приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период 2014 года, но не ранее чем через месяц после опубликования.

Руководитель Федеральной налоговой службы М. Мишустин

Читайте также: