Украина налог на недвижимость 2013

Опубликовано: 03.05.2024

Особенности уплаты налога на недвижимость в 2016-2017 годах

Налог на недвижимость – еще несколько лет назад такая категория бюджетных отчислений вызвала бы у рядовых граждан, по крайней мере, удивление, но сейчас это наши реалии.

Так, с началом налоговой реформы в 2013 году были внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины, и с тех пор налог на недвижимость перешел в реальную плоскость и применяется как к физическим так и к юридическим лицам. С целью оптимизации процесса налогообложения и обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений ежегодно в Налоговый кодекс Украины (далее также – НКУ ) вносились определенные коррективы, касающиеся данной категории налога. Так и 2016 год не стал исключением, принеся украинцам новые налоговые правила (Закон Украины № 909- VIII ). Кто именно и в каких случаях должен оплачивать такой налог и в каком размере установлены его ставки?

Кто платит?

- По-прежнему указанный налог платят физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые являются владельцами объектов недвижимости: (1) жилой (квартиры, дома) или (2) нежилой (офисные, торговые здания, склады, гаражи и т.д.) . Не изменилась и база налогообложения – общая площадь объектов жилой и нежилой недвижимости, находящейся в собственности лица.

Стоит отметить, что база налогообложения определяется, в первую очередь, по данным Государственного реестра прав на недвижимое имущество, который стал работать только с 01 января 2013 года. Как известно, на данный момент к нему внесена далеко не вся недвижимость, что фактически существует в стране. Речь идет о недвижимости (преимущественно в сельской местности), что приобретена в собственность задолго до 2013 года и в дальнейшем не отчуждалась. Этот факт на сегодняшний день остается главной проблемой точного расчета и взимания налога на недвижимость.

В то же время, многие жители сельской местности имеют приватизированные хозяйственные постройки (сараи, хлева, мастерские и т.д.) значительной площади, что на сегодняшний день обязывает их платить налог на недвижимость. Поэтому, возможно, отсутствие в налоговой службы данных по объему их недвижимости и, как следствие, несообщение таких лиц о необходимости уплаты налога остается для них единственной возможностью (без прямого нарушения закона) избежать уплаты обременительного налога на недвижимость, просто несоизмеримым с уровнем среднего дохода таких граждан.

Сколько?

Главные изменения по налогу на недвижимость в этом году коснулись в первую очередь ставок налога. Так, согласно последним изменениям в НКУ , установлен предельный размер ставки, не превышает 3% размера минимальной заработной платы по состоянию на 1 января отчетного года, за 1 кв. м. базы. То есть, в 2016 году максимальный предел налога составляет 41,34 грн. за 1 кв.м. недвижимости.

При этом окончательные ставки налога устанавливаются органами местной власти – сельскими, поселковыми и городскими советами. Так, например, среди городов областного значения самая высокая ставка налога установлена, в частности, в Харькове и Запорожье – 2%, несколько ниже в Киеве и Днепропетровске – 1%, а самая низкая в Кировограде и Одессе – 0,1%.

Для физических лиц, являющихся собственниками жилой недвижимости, сохранены “льготные” метры, не облагаются:

  • Для квартир – 60 кв. м .;
  • Для жилых домов – 120 кв. м .;
  • Для различных типов жилой недвижимости (когда в собственности лица является и квартира, и дом, и/или их части) – 180 кв. м.

Таким образом, налогообложению подлежат только сверхурочная площадь жилья, которое рассчитывается по следующей формуле: от общей площади жилой недвижимости вычитается “льготная” площадь и умножается на ставку налога в соответствующем населенном пункте. Например, лицо, имеющее в собственности в г. Киеве квартиру площадью 120 кв. м и жилой дом площадью 400 кв.м, должно уплатить годовой налог в общем размере около 4500 гривен:


Новации

В то же время в 2016 году введено еще одно новшество, которое касается владельцев большой жилой недвижимости. Так, в отношении лиц, в собственности которых находится квартиры площадью более 300 кв.м и / или жилые дома площадью более 500 кв.м, установлено дополнительную ставку налога в фиксированном размере 25 000,00 грн. То есть, фактически к таким объектам будет применяться двойная ставка налога: (1) на общих основаниях в% от минимальной заработной платы, и (2) в фиксированном размере. Итак, если указанная выше физическое лицо, кроме указанных квартиры и дома, на началу 2016 года приобрела еще один жилой дом в г.. Киеве площадью 700 кв.м, то его должно быть уплачено около 35 000 грн налога, рассчитывается следующим образом:


В данном случае “льготные” метры уже не применяются, поскольку фактически они учтены по другой недвижимости физического лица. Также “льготные” метры не действуют, если жилая недвижимость сдается в аренду или используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Как не платить?

Отдельно следует отметить, что de facto основанием освобождения от уплаты налога на жилую недвижимость является изменение формы ее собственности на общую долевую (например, между супругами). В таком случае “льготные” метры будут распространяться на каждого из совладельцев. То есть, если квартира площадью 120 кв.м поровну поделена между двумя совладельцами (каждый имеет по 60 “льготных” метров), налог на недвижимость за нее платить не нужно.

Что же касается нежилой недвижимости, здесь “льготных” метров нет. Ставка налога применяется за каждый метр площади объекта.

Порядок оплаты

Стоит остановиться и на порядке оплаты налога на недвижимость.

Так, в 2016 году физические лица уплачивают налог по ставкам и с учетом льгот, которые действовали в 2015 году (в м. Киеве 12,18 грн за каждый кв.м более “льготную” площадь). По новым ставкам (указанными выше) налог будет уплачиваться начиная с 2017 года. В то же время юридические лица в 2016 году уплачивают налог уже по новым ставкам.

Основанием осуществления оплаты является налоговое уведомление-решение с указанием платежных реквизитов и общей суммы налога. Оно должно быть направлено / вручены на налоговый адрес лица (по месту ее регистрации) до 01 июля 2016 года. После получения такого уведомления-решения физическому лицу предоставляется период в течение 60 дней для оплаты налога, но не позднее 28 августа 2016.

В случае выявления расхождений в базе налогообложения между данными государственной налоговой инспекции и данными физического лица (что подтверждается оригиналами соответствующих правоустанавливающих документов), контролирующий орган производит перерасчет суммы налога и вручает плательщику новое налоговое уведомление-решение. В этом случае предварительное считается отмененным.

Если же лицо в течение 60 дней не уплатило налог, то появляется налоговый долг, который в дальнейшем позволяет налоговому инспектору обеспечить уплату такого долга путем внесения имущества лица в налоговый залог. В случае длительного уклонения лица от уплаты налога, имущество, находящееся в налоговом залоге может быть реализовано. Однако реализовать такое имущество можно только после обращения в суд, получение соответствующего судебного решения и открытия исполнительного производства. То есть, указанные действия уполномоченные осуществлять только сотрудники государственной исполнительной службы в рамках соответствующего исполнительного производства.

Кроме того, стоит отметить, что налоговый орган вправе определять сумму налоговых обязательств в течение 1095 дней. Поэтому если в течение указанного срока налоговый орган не выполнит возложенных на него обязанностей и отсутствии направит налоговое уведомление-решение, то лицо считается освобожденным от такого денежного обязательства.

Итак, подводя итог, есть все основания считать, что передача права определять ставку налога на недвижимость на местный уровень, бесспорно, стала полезной. Ведь, как показывает практика, очень определенный размер ставки (в 3%) не применяется в одном населенном пункте и уменьшает финансовую нагрузку на рядовых граждан. В то же время введение дополнительной фиксированной ставки налога на крупные объекты недвижимости имеет существенно увеличить поступления в местные бюджеты и на практике касается ограниченной категории лиц, учитывая уровень их достатка.

Юрий Некляев, юрист судебной практики ЕПАП Украина

С этого года в Украине действует налог на недвижимое имущество: 1 января вступили в силу соответствующие изменения в Налоговый кодекс. В Европе подобный налог работает уже несколько сотен лет, причем в некоторых странах, например, в Нидерландах или Великобритании, поступления от него в местные бюджеты на 90% превышают поступления от других налоговых доходов. По подсчетам Минфина, новый налог принесет местным бюджетам около 75 миллионов гривен в год, а под его действие попадет не так много украинцев. Итак, что это за налог, кто и как обязан его платить?

"Налог на второе жилье"

Плательщиками нового налога являются и физические, и юридические лица, но только владельцы недвижимого имущества – новшество не распространяется на тех, кто арендует помещения. Налог платится только за жилую недвижимость, то есть здания жилого фонда, садовые и дачные дома, причем начисляется он только на жилую площадь. Жилая площадь – это сумма площадей жилых комнат. Любая квартира состоит из жилых комнат, которые и составляют жилую площадь, и подсобных помещений (это кухня, прихожая, ванная комната, душевая, туалет и др.).

За что надо будет платить? Платить надо будет за метраж: ставка нового налога устанавливается за квадратный метр жилой площади, причем ее размер определяет сельский, поселковый или городской совет. В то же время законодатель очертил граничные рамки этой ставки:

  • для квартир площадью до 240 квадратных метров и жилых домов площадью до 500 квадратных метров налог должен составить до 1% минимальной зарплаты, установленной на 1 января налогового года (это 1147 гривен, то есть ставка – до 11,47 грн. за каждый метр);
  • для квартир свыше 240 квадратных метров и жилых домов свыше 500 квадратных метров ставка налога – не более 2,7% минимальной зарплаты (то есть 30,96 грн. за каждый метр).

Один из главных моментов – нововведение дает несколько ощутимых уступок для физлиц. Основная из них – квартиры площадью до 120 метров и дома до 250 метров налогом не облагаются вообще. Причем эта норма распространяется на каждого из владельцев той или иной недвижимости. Кроме того, не попадает под налог недвижимость, принадлежащая многодетным и приемным семьям, здания детских домов семейного типа, общежития.

Однако эти льготы можно использовать только один раз в год и относительно только одного объекта недвижимости. Получается так: если человек владеет квартирой площадью, допустим, 140 квадратных метров, то налог будет насчитан на "лишние" 20 метров. Если же человек владеет двумя квартирами по 70 "квадратов" каждая, то одна из них налогом облагаться не будет, а за вторую, несмотря на то, что она меньше "льготных" 120 метров, придется платить налог, причем за все 70 "квадратов", - потому это уже второй объект недвижимости. Именно из-за этого эксперты прозвали нововведение "налогом на второе жилье".

Законодатель установил, что льгота применяется к тому жилому помещению, в котором владелец прописан, однако по выбору налогоплательщика она может быть применена и к другому объекту, который находится в его собственности.

На юрлиц льгота "по метражу" не распространяется: они будут платить налог на недвижимость за все жилые объекты независимо от их площади.

Налоговый кодекс предусмотрел ситуацию, когда в течение года меняется собственник недвижимости. В таком случае налог платят и бывший, и новый владельцы – каждый за свой период.

Как законно уклониться от налога на недвижимость?

Юристы отмечают, что есть несколько абсолютно законных способов избежать налога на недвижимость. Напомним, льгота "за метраж" касается каждого владельца того или иного помещения. Разделяя площадь квартиры или дома на нескольких собственников, можно сократить сумму налога или даже свести ее к нулю. Например, если супружеская пара совместно владеет квартирой площадью 240 метров, то каждый из супругов может воспользоваться льготой на 120 "квадратов", и таким образом семья вообще избежит уплаты налога.

Даже если изначально никакого совместного владения нет, право собственности можно переоформить, опять-таки разделив жилплощадь на родственников – жену, детей и так далее. Однако по мнению экспертов, этот путь не будет очень востребованным, в основном – из-за своей дороговизны: затраты на переоформление вполне могут коррелировать с самой суммой налога. К примеру, при оформлении дарственной на "гостинку" стоимостью 45 тысяч долларов необходимо заплатить 1% госпошлины (то есть 450 долларов), приблизительно в 100 долларов обойдутся услуги нотариуса и еще в 50 долларов – работа оценщика. В итоге переоформление будет стоить 600-650 долларов. Раздел квартиры на доли между членами семьи также можно оформить или как продажу, или как дарение, что предусматривает примерно те же затраты.

Другой способ, который гораздо менее популярен, но, тем не менее, имеет место – перепланировка. Поскольку налогом облагается только жилая площадь, некоторые владельцы больших квартир заказывают перепланировку, чтобы сократить жилую площадь за счет, к примеру, кухни или прихожей, за которые платить не надо. Правда, подобное решение вызывает некоторые сомнения в его целесообразности, поскольку узаконить перепланировку в Украине стоит немалых денег и требует немало времени. Насколько эти затраты меньше, чем возможная налоговая ставка, - вопрос.

Подводные камни

Хотя норма Налогового кодекса достаточно четко расписывает, кому и за что платить, с ее реализацией на практике могут возникнуть трудности. Первым подводным камнем может стать формирование базы потенциальных налогоплательщиков. Напомним, ГНС намерена получать данные о размерах жилплощади граждан из Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Насколько полной будет это база плательщиков и в какой мере она будет отражать реальное положение вещей – большой вопрос. Причина – этот Госреестр формируется по заявочному принципу, то есть, чтобы попасть в реестр, собственник должен подать соответствующее заявление, но в то же время он вовсе не обязан этого делать. Кроме того, работает реестр, как и новый налог, совсем недавно, и по этой причине назвать его базу полноценной - невозможно. На что будет ориентироваться налоговая при формировании списков плательщиков налога на недвижимость - пока неясно.

Второй момент – уведомление гражданином налоговых органов о своем желании выбрать "льготный" объект недвижимости. Напомним, по умолчанию под льготу подпадает жилье, в котором человек прописан, но закон позволяет использовать как льготный и другой объект. Как конкретно физлицо должно сообщить налоговой о своем выборе – закон умалчивает. Куда обращаться, если выбранный налогоплательщиком "льготный" объект или же наоборот жилье, на которое будет начисляться налог, находится в другом регионе?

И третий не совсем понятный вопрос – с ситуацией, когда в течение года жилье меняет собственника. Налог на недвижимость начисляется на год. Послушный налогоплательщик до 31 августа должен заплатить за "лишние" метры, и получается, что он авансом вносит плату до конца года. Если осенью этот собственник продаст свою квартиру или дом, то кто и как будет возвращать ему переплату?

В целом, эксперты склоняются к мнению, что налог на недвижимость в Украине необходим – в конце концов, это признанная европейская практика. Однако остается непонятным, почему налогом облагается только жилая недвижимость, а коммерческая, которая приносит своим владельцам доход, - нет?

Еще один спорный момент - выбранная для налогообложения база. В нашем законе – это количество квадратных метров. Дело в том, что этот показатель далек от объективности. Ведь очевидно, что одинаковая по метражу квартира в новострое и 9-этажной "панельке" советской застройки стоит разных денег, точно так же, как и, к примеру, дом одной площади в Киеве и Винницкой области. То есть эти квадратные метры имеют разную "экономическую ценность" и по идее должны облагаться разными налоговыми обязательствами. В Украине – не так. Кстати, в некоторых странах при расчете налоговой ставки принимаются во внимание и другие критерии: в Чехии – местонахождение объекта, в Греции – его возраст, в Италии – наличие в платящей налог семье детей.

Возможно, в силу этих причин Министерство финансов уже выступило с реформаторской инициативой. Минфин предлагает заменить налог на недвижимость налогом на богатство и предметы роскоши. Согласно законопроекту, налогом будут облагаться квартиры стоимостью более 1 тысячи размеров минимальной заработной платы (1,147 тыс. грн), общая площадь которых превышает 200 квадратных метров; дачные, садовые дома, коттеджи, жилые дома усадебного типа стоимостью более 2,5 тыс. МЗП, общая площадь которых превышает 500 "квадратов". В случае наличия у налогоплательщика нескольких объектов налогообложению подлежат объекты стоимостью более 3 тыс. МЗП, общая площадь которых превышает 600 метров. Законопроект также предусматривает взимание налога и с нежилых помещений.

Елена

Владельцы квартир площадью свыше 120 м2 и домов жилой площадью более 250 м2 обязаны заплатить за каждый лишний метр до 11,47 грн. в год. Если площадь квартиры превышает 240 м2, а дома — 500 м2, то за каждый лишний метр придется заплатить 30,97 грн. в год.

Кто будет платить налог на недвижимость в 2013 году

Физические и юридические лица, в собственности которых находятся квартиры и дома являются плательщиками Нового налога на недвижимость, который вступил в действие с 2013 года.

Не облагаются налогом на недвижимость садовые дома и дачные домики.

Также налог на недвижимость не платят многодетные семьи и приемные семьи, в которых воспитывается трое и более детей.

Квартиры и жилые дома, площадь которых не превышает 120 кв. м и 250 кв. м соответственно облагаться налогом не будут.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда у человека имеется несколько объектов жилой недвижимости.

Ставки налога на недвижимость в 2013 году

Если жилая площадь квартиры превышает 120 кв.м. или площадь дома превышает 250 кв.м., то такие жилые объекты попадают под налогообложение.

Например, собственник квартиры площадью 150 кв.м. будет обязан уплатить налог с 30 м 2 (150 - 120 = 30).

Если в собственности находятся два объекта жилой недвижимости, то в независимости от размера. за вторую квартиру или жилой дом налог на недвижимость придется заплатить полностью, но владелец сам выбирает к какому объекту он применит льготу.

Не путайте п о к а налог оплачивается только за квадратные метры жилой площади.

Юридические лица льготами не пользуются и обязаны уплатить налог на недвижимость со всех квартир и жилых домов.

Сколько платить налогов за недвижимость

Ставка налога на недвижимость устанавливается местным советом за 1 м 2 жилой площади.

Пункт 265.5.1 тп.265.5 ст.265 Налогового кодекса предусматривает, что ее размер не может превышать 1% минимальной заработной платы для квартир, площадь которых не превышает 240 м 2, и жилых домов, площадь которых не превышает 500 м 2 . По состоянию на 1 января 2013 года это 11,47 грн.

Если же площадь квартиры превышает 240 м 2 , а дома — 500 м 2 , то ставка налога составляет 2,7% минимальной заработной платы. По состоянию на 1 января 2013 года это 30,97 грн.

Ставки налога для города Киева за 1 кв. метр жилой площади

(решение Киевского городского совета от 23.06.2011 года № 242/5629):

Особенности льготного налогообложения недвижимости

Согласно разъяснениям налоговых органов, льгота применяется только у одному объекту недвижимости, в котором зарегистрировано физическое лицо — налогоплательщик.

Налоговый Кодекс разрешает применить налоговую льготу к другому объекту. Например, если гражданин зарегистрирован в квартире площадью 230 м 2 , то он имеет право применить льготу ко второй квартире площадью 250 м 2 (чтобы сэкономить 2540 грн.). Но какой объект будет выбирать налоговая пока непонятно. Например, в решениях Киевского и Одесского городских советов ничего не указано о порядке выбора объекта. А в решении Севастопольского выбор разрешен, но ограничен в сроках - либо до 15 апреля отчетного года, либо в течение 60 дней с момента покупки недвижимости. Иначе льгота автоматически распространится на то имущество, где гражданин зарегистрирован.

Наверное тем, кто имеет в собственности несколько объектов, следует уже сейчас провести перерегистрацию или же поставить в известность налоговую по месту жительства какой именно объект вы выбираете. С увеличением ставок налога, возможно некоторым придется и переоформить несколько объектов на родственников.

Особенности с общей совместной собственностью.

Если объект недвижимости не поделен в натуре, то плательщиком является один из сособственников.

Срок уплаты налога на недвижимость

Юридические лица — собственники жилой недвижимости обязаны самостоятельно рассчитать налог на недвижимость на 1 января и до 1 февраля подать декларацию, в которой сумма налога будет разделена на равные части поквартально с уплатой не позднее 30 числа каждого месяца.

Министерство юстиции Украины обязано передать до 15.04 2013 г все данные о собственниках недвижимости в Министерство доходов и сборов, которое самостоятельно рассчитает сумму налога и перешлет уведомление-решение с суммой собственнику.

Срок уплаты налога на недвижимость 60 дней. Если в течение двух месяцев не заплатите налог, в течение следующих 30 дней применяется пеня 10% от суммы начисленного налога, далее ставка увеличивается до 20%.

В настоящее время рассматривается законопроект Министерства финансов, который предлагает заменить слова "жилая площадь" на "общая площадь", тем самым значительно увеличить размеры налога.

Налог на недвижимость в Украине: кто будет платить и сколько?

С 1 января 2013 года в Украине вводится налог на недвижимость. Об этом информагентству Cxid.info сообщили в пресс-службе ГНС в Луганской области.

Все нюансы уплаты налога на недвижимость регулируются статьей 265 Налогового кодекса Украины. В частности, ею предусмотрено, что налоговый период равен одному календарному году.

Это значит, что платить налог на недвижимость нужно один раз в год. При этом до 1 июля 2013-го все физические лица - владельцы недвижимости, попадающей под налогообложение, получат от налоговой службы уведомление-решение, в котором будет указана сумма, подлежащая к уплате в бюджет.

Налогом на недвижимость облагается жилая площадь объектов жилой недвижимости, то есть дома, квартиры, коттеджи, комнаты в многосемейках.

При этом налоговики отмечают, что закон предоставил значительные льготы по его уплате. В частности, жилая недвижимость, которая находится в собственности физического лица, не облагается налогом в определенных пределах. Для квартир - это 120 квадратных метров, для жилых домов - 250.

Налоговым кодексом предусмотрено, что садовый или дачный домик не облагается налогом на недвижимость, но только если в собственности плательщика имеется не больше одного такого объекта недвижимости.

Что касается ставок налога, то за каждый квадратный метр сверх льготной площади для квартир жилой площадью от 120 до 240 квадратных метров и домов жилой площадью от 250 до 500 квадратных метров необходимо будет платить 1% минимальной зарплаты, установленной на 1 января текущего года. Для квартир жилой площадью более 240 квадратных метров и домов жилой площадью более 500 квадратных метров определена ставка в размере 2,7% «минималки».

В налоговой понимают, что налог на недвижимость для страны новый, его администрирование должно пройти стадию апробации. Поэтому при налоговой службе открыта специальная телефонная консультационная линия (0-800-501-007), позвонив на которую, можно уточнить все особенности уплаты данного налога.

Кроме того, за консультацией можно обращаться в ГНС в Луганской области по телефону 507-613, а также в Центры обслуживания плательщиков налогов в городах и районах области.

Экономика - 14 декабря 2012
2431

Будем весьма признательны, если поделитесь этой новостью в социальных сетях

Сколько Vodafone зарабатывает на украинцах

Сколько Vodafone зарабатывает на украинцах

Квартальный доход «Vodafone Украина» вырос на 8% и достиг 4,73 млрд грн.

Предприниматели Луганщины уплатили более 1 млрд ЕСВ

Предприниматели Луганщины уплатили более 1 млрд ЕСВ

Плательщики Луганщины перечислили в бюджет более 1,2. млрд гривен единого социального взноса.

Курс валют в Луганске на 18 мая

Курс валют в Луганске на 18 мая

Отсутствие электроснабжения в Луганске 18 мая

Отсутствие электроснабжения в Луганске 18 мая

Электроснабжение по некоторым адресам Жовтневого района Луганска будет временно отсутствовать из-за ремонта ЛЭП.

Bitcoin упал почти на треть со своего исторического максимума

Bitcoin упал почти на треть со своего исторического максимума

Стоимость биткоина упала примерно на 30% с пикового уровня в $64,8 тыс., который был достигнут в середине апреля.

Кабмин: АЗС всё не так поняли. Цены будут расти

Кабмин: АЗС всё не так поняли. Цены будут расти

Под регулятор цен попадают исключительно социальные виды топлива, а не «фирменные».

Ловушки нового налога на недвижимость - фото

С 1 января 2013 года вступил в действие новый для украинской налоговой системы вид местного налога – так называемый налог на недвижимость. Необходимо отметить, что данный налог упоминался еще в Законе "Про систему налогообложения", но так и не был реализован до момента принятия Налогового кодекса Украины.

С 1 января 2013 года вступил в действие новый для украинской налоговой системы вид местного налога – так называемый налог на недвижимость. Необходимо отметить, что данный налог упоминался еще в Законе "Про систему налогообложения" в редакции Закона Украины N 3904-12 от 02.02.1994 года, но так и не был реализован до момента принятия Налогового кодекса Украины.

Юлия Божко, адвокат, партнер юридической компании „Закон Победы”, судья третейского суда для UBR.UA

  • Минфин предлагает начислять налог на жилье по общей, а не жилой площади
  • Налоги в Украине будут искать через соцсети
  • Налог на недвижимость: кто будет платить, сколько и когда

В Налоговом кодексе Украины налогу на недвижимость посвящена статья 265 "Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка", однако его введение согласно с Заключительными положениями предусматривалось законодателем с января 2012 года.

В дальнейшем введение налога было отложено до 1 июля 2012 года, а затем – до 1 января 2013 года, поскольку многие эксперты неоднократно настаивали на необходимости разработки абсолютно новой концепции этого налога, которая бы отвечала экономической природе налога на недвижимость и особенностям объекта налогообложения.

К сожалению, ни один из предложенных законопроектов так и не был принят и, соответственно, с 1 января налог на недвижимость "заработал" в изначально предложенном авторами Кодекса варианте со всеми его спорными моментами.

Отвечая простым языком на вопрос, кто и сколько будет платить, можно с уверенностью сказать, что многих украинцев – владельцев только одной "типовой" квартиры или жилого дома налог на недвижимость не коснется вообще. Это вызвано особенностями объекта налогообложения, а также предусмотренными Кодексом льготами по уплате налога.

Так, законодателем предусмотрена уплата налога собственниками (физическими и юридическими лицами, в том числе нерезидентами) жилой недвижимости и только исходя из жилой площади такого объекта, которая и является базой налогообложения.

Тем самым, нежилая недвижимость по понятным только разработчикам налога причинам вообще не является объектом налогообложения.

Хотя формулировка названия статьи Кодекса предусматривает регулирование налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, а понятие "недвижимое имущество" по своей сути охватывает как жилую, так и нежилую недвижимость.

При этом установлены льготы, согласно которым база налогообложения объекта жилой недвижимости, находящейся в собственности физического лица-налогоплательщика, уменьшается на 120 кв.м. для квартиры и на 250 кв.м. – для жилого дома. Это означает, что собственники квартир жилой площадью до 120 кв.м. и жилых домов – до 250 кв.м. фактически освобождаются от уплаты налога на недвижимость. При этом открытым остается вопрос, возможно ли применение подобной льготы к каждому из указанных объектов недвижимости, принадлежащих одному налогоплательщику, или только к одному из них – дому или квартире по выбору собственника.

Согласно с Кодексом такое уменьшение предоставляется один раз за календарный год (базовый (налоговый) отчетный период) и применяется к объекту жилой недвижимости по месту регистрации налогоплательщика или же по его выбору к любому другому принадлежащему ему на праве собственности объекту. Соответственно, по нашему мнению, льгота будет предоставляться только к одному из принадлежащих собственнику объектов по его выбору (к квартире или дому) и, скорее всего, аналогичным образом применять указанную норму будет и налоговая служба.

Не менее важной в аспекте обязанных к уплате налога лиц, а также подлежащих к оплате сумм налога является норма Кодекса, согласно которой не являются объектами налогообложения и, соответственно, за них не нужно будет платить налог на недвижимость, садовые или дачные дома, но не более одного такого объекта на одного налогоплательщика.

Не облагаются налогом и здания детских домов семейного типа, объекты жилой недвижимости, находящиеся в зонах отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, а также принадлежащие многодетным семьям и приёмным семьям, в которых воспитывается трое и более детей, но не более одного объекта на семью.

Однако необходимо также учитывать, что, налогоплательщик, владея несколькими объектами жилой недвижимости, должен будет рассчитывать налог на каждый из них отдельно. То есть, нельзя просто просуммировать общую жилую площадь в принадлежащих лицу нескольких квартирах и/или жилых домах, а также уменьшить налогооблагаемую жилую площадь в одном объекте недвижимости за счет другого с целью использования льгот.. Например, лицу, единолично владеющему двумя квартирами жилой площадью 60 кв.м. и 100 кв.м., необходимо будет решить, к какой из этих квартир применять льготу. Выбрав для применения льготы квартиру жилой площадью 100 кв.м., собственник должен будет заплатить налог на недвижимость за вторую квартиру, исходя из общего размера ее жилой площади – 60 кв.м.

Если же, к примеру, человек владеет только одной квартирой жилой площадью до 120 кв.м. и садовым (дачным) домом, то платить налог на недвижимость ни с одного из этих объектов он вообще не будет.

Необходимо учитывать и особенности определения налогоплательщика в случае, если объект недвижимости принадлежит нескольким собственникам на праве общей совместной (например, купленная в браке квартира или дом) или общей частичной (приватизированная на несколько членов семьи квартира) собственности. Так, если объект жилой недвижимости находится в общей частичной собственности или объект общей совместной собственности поделен в натуре, налогоплательщиком является каждый из сособственников за принадлежащую ему часть. Если же объект находится в общей совместной собственности, но не поделен в натуре – один из сособственников по их согласию, если иное не установлено судом. В этом случае обращаем внимание, что право на применение вышеуказанных льгот имеет каждый из сособственников к принадлежащей ему части недвижимости.

Отдельного внимания заслуживает уже упомянутая проблема жизнеспособности налога на недвижимость, связанная с его исчислением налоговой службой на основании данных Государственного реестра имущественных прав на недвижимое имущество, который, также как и новый налог, заработал только с 1 января этого года и на данный момент еще полноценно не наполнен.

Причиной отсутствия в реестре информации о принадлежащей лицу жилой недвижимости, на которую право собственности фактически возникло ранее, в этом случае могут стать нормы законодательства, предусматривающие внесение этой информации в реестр только на основании соответствующего заявления такого собственника.

При этом обязанность последнего обратиться с таким заявлением для внесения в реестр необходимой информации законодательством не предусмотрена. Соответственно, в подобных случаях налоговая служба просто не сможет определить базу налогообложения и начислить налог (как и для жилых "домов-самостроев", незаконных перепланировок в квартирах и домах).

Существует еще и проблема с понятийным аппаратом. Например, дачный дом, который не является объектом налогообложения налогом на недвижимость, определен в Налоговом кодексе как жилой дом для использования на протяжении года с целью загородного отдыха. Налогоплательщику в этом случае, чтобы не платить налог, придется доказывать, что его дом, например, в садовом товариществе, действительно является "дачным" в понимании ст. 265 Кодекса. Подобная проблема актуальна и для такого объекта жилой недвижимости, не являющегося согласно с Кодексом объектом налогообложения налогом на недвижимость, как здания детских домов семейного типа.

Обращаем внимание, что Кодексом прямо предусмотрена возможность налогоплательщика обратиться в налоговую службу для сверки данных относительно жилой площади принадлежащей ему жилой недвижимости, льгот по уплате налога, ставки налога и насчитанной суммы налога для проведения налоговой службой соответствующего перерасчета суммы налога.

При этом, по нашему мнению, существующие проблемы с Государственным реестром имущественных прав на недвижимое имущество – это отдельные проблемы, требующие урегулирования законодателем, как и все проблемы, связанные с несовершенством нового налога.

Их необходимо решать комплексно и ответственно, с учетом справедливости налогообложения как одного из основных принципов налогового права, а также экономической сути налога на недвижимость и наиболее эффективной практики регулирования аналогичных налогов в других странах.

Необходима системная и последовательная работа законодателя, которая позволила бы до 1 июля этого года, то есть крайнего срока направления налоговой службой решений-уведомлений, устранить существующие проблемы и создать действенный механизм налога на недвижимость.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Читайте также: