Указ 187 налог на недвижимость

Опубликовано: 23.04.2024

Зарегистрировано в НРПА РБ 31 марта 2008 г. N 1/9582

В целях обеспечения необходимых условий для уплаты налога на недвижимость ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений.

2. Установить, что на проведение в соответствии с настоящим Указом оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений ежегодно направляется до 2 процентов поступлений в местные бюджеты от налога на недвижимость с физических лиц.

3. Совету Министров Республики Беларусь в двухмесячный срок обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

1. Настоящим Положением определяется порядок оценки принадлежащих физическим лицам капитальных строений (зданий и сооружений (их частей), в том числе жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), нежилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, иных зданий и сооружений, включая не завершенные строительством, машино-мест (далее - здания и сооружения), для исчисления налога на недвижимость.

2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и определения:

базовая расчетная стоимость одного квадратного метра типового здания или сооружения - стоимость одного квадратного метра однотипных зданий и сооружений в соответствующем населенном пункте (на иной территории), установленная по укрупненным группам таких зданий и сооружений в размерах согласно приложению 1;

коэффициенты качества среды - коэффициенты, устанавливаемые не реже одного раза в 5 лет горисполкомами и райисполкомами с учетом отдаленности оцениваемого объекта от центра населенного пункта, транспортной связи с другими его участками, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологических факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, и уточняемые по сложившейся конъюнктуре на рынке недвижимости соответствующего населенного пункта;

коэффициенты типа населенного пункта - коэффициенты, утверждаемые Министерством архитектуры и строительства с учетом места нахождения оцениваемого объекта в населенном пункте определенного типа;

коэффициенты переоценки зданий и сооружений - коэффициенты изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1 января текущего года, ежегодно утверждаемые Министерством архитектуры и строительства.

3. Оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится:

3.1. территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организации по государственной регистрации) согласно оценочной стоимости зданий и сооружений на 1 января текущего года (далее - оценочная стоимость). При оценке жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), хозяйственных построек, гаражей учитываются коэффициенты качества среды, коэффициенты типа населенного пункта, общие индексы изменения стоимости материальных ресурсов по областям и г. Минску (для работ, освобождаемых от налога на добавленную стоимость), при оценке нежилых помещений, машино-мест и иных зданий и сооружений - коэффициенты качества среды, коэффициенты типа населенного пункта, коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств.

Оценочная стоимость определяется в отношении:

зданий и сооружений (в том числе жилых помещений в блокированных жилых домах), за исключением жилых помещений (квартир, комнат) в многоквартирных жилых домах и нежилых помещений, машино-мест в многоквартирных или иных жилых домах (зданиях, сооружениях), - на основании норм для оценки жилых домов, садовых домиков, дач, примыкающих к ним строений, а также расположенных отдельно от них хозяйственных (подсобных и дворовых) построек и гаражей, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь. Если в данных нормах не указаны объекты, подлежащие оценке, то оценка таких зданий и сооружений производится в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего проведение оценки стоимости объектов гражданских прав;

жилых помещений (квартир, комнат) в многоквартирных жилых домах - исходя из первоначальной стоимости многоквартирного жилого дома в базисном уровне цен, определенной на дату ввода жилого дома в эксплуатацию, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений (квартир, комнат) жилого дома и общей площади жилого помещения (квартиры, комнаты);

нежилых помещений, машино-мест в многоквартирных жилых домах или иных зданиях, сооружениях - исходя из первоначальной стоимости нежилых помещений, не предназначенных для эксплуатации многоквартирного жилого дома, машино-мест или иного здания, сооружения в базисном уровне цен, рассчитываемой исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади (кубического метра объема) соответствующих нежилых помещений, машино-мест или здания, сооружения и общей площади (объема) нежилого помещения, машино-места.

Заказчиками работ по определению оценочной стоимости зданий и сооружений выступают местные исполнительные комитеты, заключившие договоры о проведении оценки зданий и сооружений с организациями по государственной регистрации. При этом по заказам местных исполнительных комитетов оценке подлежат здания и сооружения, оценка которых организациями по государственной регистрации для целей исчисления налога на недвижимость не производилась либо производилась 5 и более лет назад.

Перечни зданий и сооружений, подлежащих оценке по их оценочной стоимости в текущем календарном году, определяются местными исполнительными комитетами по согласованию с соответствующими инспекциями Министерства по налогам и сборам (далее - налоговые органы).

По итогам работы организации по государственной регистрации не позднее 1 марта текущего года представляют в местные исполнительные комитеты и соответствующие налоговые органы сводную ведомость оценки зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, по форме согласно приложению 2;

3.2. налоговыми органами, организациями, взявшими в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц здания и сооружения (в части таких зданий и сооружений), при отсутствии в текущем году оценки зданий и сооружений по их оценочной стоимости, определенной в соответствии с частями первой и второй подпункта 3.1 настоящего пункта, по стоимости, определяемой:

3.2.1. путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений.

Данные коэффициенты не позднее 10 февраля текущего года доводятся Министерством архитектуры и строительства до сведения Министерства по налогам и сборам и Государственного комитета по имуществу;

3.2.2. исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений, применяемых в порядке, установленном в части третьей настоящего подпункта, и общей площади оцениваемого здания либо сооружения - при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году.

Стоимость одного квадратного метра здания или сооружения на 1 января 2013 г. определяется в размере базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения.

В дальнейшем с 1 января 2014 г. стоимость одного квадратного метра здания или сооружения на 1 января года, за который производится исчисление налога на недвижимость, определяется путем умножения базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения последовательно на все коэффициенты переоценки зданий и сооружений, установленные Министерством архитектуры и строительства, начиная с 1 января 2014 г.

4. Не производится оценка не завершенных строительством зданий и сооружений, не имеющих фундамента, стен, крыши (если согласно проектно-сметной документации и (или) назначению зданий и сооружений их возведение предполагается).

6. Физическое лицо вправе не позднее 31 декабря года, за который исчисляется налог на недвижимость, представить в налоговый орган заключение об оценке, определенной на 1 января текущего года с использованием рыночных методов оценки зданий и сооружений, выданное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим оценочную деятельность, или заключение об оценке по оценочной стоимости на 1 января текущего года, определенной в соответствии с частями первой и второй подпункта 3.1 пункта 3 настоящего Положения, выданное организацией по государственной регистрации. Рыночная или оценочная стоимость зданий и сооружений принимается налоговым органом в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.

Приложение 1
к Положению о порядке оценки
принадлежащих физическим
лицам зданий и сооружений
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
22.10.2012 N 480)

РАЗМЕРЫ БАЗОВОЙ РАСЧЕТНОЙ СТОИМОСТИ ОДНОГО КВАДРАТНОГО МЕТРА ТИПОВОГО ЗДАНИЯ ИЛИ СООРУЖЕНИЯ

(в рублях за один квадратный метр)

Приложение 2
к Положению о порядке оценки
принадлежащих физическим
лицам зданий и сооружений

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 17.07.2019 № 343, от 27.03.2020 № 214)

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" постановляю:

1. Предоставить право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации":

а) гражданам Украины, не имеющим гражданства (подданства) другого государства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

б) лицам без гражданства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

в) гражданам Украины и лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее - разрешение на временное проживание), вид на жительство в Российской Федерации (далее - вид на жительство), удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее - свидетельство о предоставлении временного убежища) или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшим на территориях Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2019 № 343)

г) иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственникам по прямой нисходящей линии, усыновленным (удочеренным) детям и супругам;

д) гражданам Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям.

2. Установить, что заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подаются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, по форме согласно приложению в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по их месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных пунктом 3, абзацем третьим пункта 4, абзацами первым и третьим пункта 5 и пунктом 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

3. Граждане Украины, другие иностранные граждане и лица без гражданства, названные в пункте 1 настоящего Указа, вместе с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:

а) документы, удостоверяющие личность, гражданство либо отсутствие гражданства;

б) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и которые предусмотрены перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Названные документы не представляются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

в) сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Названный сертификат не представляется иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", а также гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

г) один из документов, подтверждающих степень родства (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении (удочерении) или иной документ).

4. Вместе с документами, перечисленными в пункте 3 настоящего Указа, представляются:

а) гражданами Украины и лицами без гражданства, названными соответственно в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (виза, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" либо международным договором Российской Федерации);

один из документов, подтверждающих рождение на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя (свидетельство о рождении или выписка из книги государственной регистрации актов гражданского состояния);

один из документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя (выписка из домовой или похозяйственной книги, копия поквартирной карточки или финансового лицевого счета либо иной документ). Представление таких документов не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность;

б) гражданами Украины и лицами без гражданства, названными в подпункте "в" пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища), или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

документ, подтверждающий постоянное проживание на территориях Донецкой или Луганской области Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, с отметкой о регистрации по месту жительства на этих территориях, в том числе выданный органами, фактически действующими на территориях отдельных районов названных областей. Представление такого документа не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.07.2019 № 343)

в) иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в подпункте "г" пункта 1 настоящего Указа, - вид на жительство, выданный в соответствии с пунктом 35 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", или вид на жительство и справка о реабилитации, выданная органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом;

г) иностранными гражданами, названными в подпункте "д" пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (виза, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" либо международным договором Российской Федерации);

один из документов, подтверждающих рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР (свидетельство о рождении, а в случае его отсутствия - паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения).

5. Оригиналы документов, перечисленных в подпунктах "а" и "г" пункта 3 и в пункте 4 настоящего Указа, подлежат возврату. К заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации приобщаются копии этих документов, соответствие которых оригиналам проверяется должностным лицом территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа. В случае представления копий других документов они должны быть засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

6. Установить, что, помимо случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, поданное гражданином Украины, другим иностранным гражданином или лицом без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, отклоняется в случае их участия в деятельности организации, включенной в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества гражданина Украины, другого иностранного гражданина, лица без гражданства, либо в случае наличия вступившего в законную силу решения суда о приостановлении операций по банковским счетам и других операций с их денежными средствами или иным имуществом.

7. Установить, что:

а) срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, поданных гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, и принятия по ним решений территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации не должен превышать три месяца. В случае необходимости уточнения обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами "а" - "в", "е" части первой статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" оснований для отклонения таких заявлений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.03.2020 № 214)

б) Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, применяется к правоотношениям, возникающим в связи с рассмотрением заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, поданных гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, и принятием по ним решений, в части, не урегулированной настоящим Указом.

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Здесь представлена актуальная информация о ставке налога на недвижимость для физических лиц в Беларуси.

Ставки налога на недвижимость установлены в следующих размерах:

  • 0,1 % от оценочной или рыночной стоимости недвижимости за год. [∗] подпункт 1.2 статьи 230 Налогового кодекса Республики Беларусь
  • 0,2 % от оценочной или рыночной стоимости недвижимости за год – для тех, кто имеет в собственности два и больше жилых помещения В том числе принятые по наследству, а также доли в праве собственности или доли в наследстве на такие жилые помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах (в отношении таких жилых помещений). [∗] подпункт 1.2 статьи 230 Налогового кодекса Республики Беларусь


Справочно:

В большинстве случаев граждане от налога на недвижимость освобождаются. Так, в частности, налог на недвижимость не уплачивается на: [∗] полный перечень перечислен в статье 228 Налогового кодекса Республики Беларусь

  • принадлежащее гражданину 1 жилое помещение Квартира, комната, доля в квартире, комнате в многоквартирном или в блокированном жилом доме Блокированный жилой дом - жилой дом, состоящий из двух и более квартир, каждая из которых имеет вход непосредственно с придомовой территории (если у гражданина 2 и более жилых помещения, то от налога освобождается только одно из них, приобретенное раньше остальных, либо любое другое по его выбору Для выбора жилого помещения, которое будет освобождено от налога гражданин должен подать в налоговую инспекцию письменное заявление ); [∗] подпункт 4.4 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь
  • недвижимость, принадлежащую многодетным семьям ; [∗] подпункт 4.3 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь
  • недвижимость, принадлежащую пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним детям, недееспособным гражданам (при отсутствии зарегистрированных в них по месту их жительства трудоспособных граждан); [∗] подпункты 4.5 и 4.6 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь
  • недвижимость расположенную в сельской местности и принадлежащую гражданам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности и работающим в расположенных в сельской местности организациях Структурных или обособленных подразделений таких организаций сельского хозяйства, учреждениях здравоохранения, культуры, образования и социальной защиты, а также пенсионерам, ранее работавшим в этих организациях. [∗] подпункт 4.7 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь

Граждане освобождаются от налога на недвижимость с 1 числа месяца, в котором у них возникло право на льготу, а при утрате права на льготу налог уплачивается начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором льгота была утрачена. [∗] пункт 15 статьи 232 Налогового кодекса Республики Беларусь

Налог на недвижимость уплачивается на принадлежащие В том числе принятые по наследству и находящиеся в лизинге гражданам и расположенные на территории Беларуси: жилые дома, квартиры, комнаты, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки, машино-места, нежилые помещения, не завершенную строительством Имеющую фундамент, стены, крышу, строительство которой продолжается, приостановлено, прекращено или законсервировано недвижимость, доли в праве собственности на перечисленную недвижимость. [∗] пункт 3 статьи 227 Налогового кодекса Республики Беларусь

Налог на недвижимость уплачивается с ее оценочной стоимости, которая определяется без участия гражданина. В то же время, если гражданин представит в налоговую инспекцию заключение об оценке, где определена рыночная стоимость недвижимости, то налог будет исчисляться со стоимости, указанной в таком заключении. [∗] пункт 6 Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187

Налог на недвижимость исчисляется за период с 1 января, либо с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором: [∗] пункт 13 статьи 232 Налогового кодекса Республики Беларусь

  • возникло право собственности на недвижимость;
  • открыто наследство в отношении недвижимости, принятой по наследству;
  • приобретена (получена, возведена) недвижимость, не завершенная строительством.

При отчуждении недвижимости налог на недвижимость уплачивается до конца месяца, в котором прекращено право собственности. [∗] пункт 14 статьи 232 Налогового кодекса Республики Беларусь

Если недвижимость находится в общей долевой собственности нескольких граждан, то налог на недвижимость исчисляется каждому из них пропорционально их доле. [∗] пункт 16 статьи 232 Налогового кодекса Республики Беларусь

Граждане уплачивают налог на недвижимость ежегодно не позже 15 ноября на основании извещения из налоговой инспекции, вручаемого Извещение может быть вручено лично под роспись или путем направления по почте заказным письмом либо с его согласия электронным способом. В случае направления по почте заказным письмом или электронным способом извещение считается врученным по истечении 10 календарных дней со дня такого направления. до 1 сентября. Если извещение было вручено позже срока оплаты, то оплата производится не позднее 30 дней со дня его вручения. [∗] пункты 4 и 5 статьи 233 Налогового кодекса Республики Беларусь

Что такое налог на недвижимость?

В одних государствах установлен единый налог на недвижимость (США, Канада, Молдавия), который распространяется на земельный участок и строения на нем. В других странах существует несколько отдельных налогов. Для России характерна последняя концепция, что обусловлено определенными историческими предпосылками.

Налог на недвижимость, прежде всего, является налогом на имущество. Не уходя в дискуссию о делении имущества на движимое и недвижимое, отметим, что имущественные налоги на недвижимость, были одними из первых налогов, взимаемых государством в обязательном порядке.

В Древней Руси основным недвижимым объектом налогообложения выступала земля. За пользование землей взымалась посошная подать, при которой единицей налогообложения было отдельное хозяйство с землей – соха. К концу XVII века в результате реформы системы налогообложения посошная подать была заменена подворной податью. Единицей налогообложения стал огражденный двор, однако с целью уклонения от налога родственники, соседи начали злоупотреблять своим положением и объединять дворы единым забором.

В Российской Империи были заложены новые принципы налогообложения. Вместо прежних подворных сборов при Петре I в 1724 году была введена подушная подать как личный прямой налог для мужчин определенных сословий независимо от возраста, величины дохода и имущества согласно переписи населения.

Конец XIX века ознаменовался поэтапной отменой подушной подати и другими финансовыми реформами. Так, в 1863 году в городах вместо подушной подати вводился всесословный государственный налог на городское недвижимое имущество, которым облагались не только земли, но и здания в пределах городской черты.

В этот период совершенствуется система оценки недвижимости и определения налогового бремени: в 1884 году была осуществлена оценка всех городских поселений по раскладочной системе, а в 1910 году была введена окладная система, которая устанавливала процентные ставки налога (оклад) в зависимости от стоимости (доходоспособности) имущества (5-10 %).

Параллельно налогу на городское недвижимое имущество с 1894 года взимался государственный квартирный налог. Квартирный налог уплачивали лица, которые занимали жилые помещения в городах согласно утвержденному перечню. Населенные пункты были разделены на пять классов по уровню арендной платы, а сами жилые помещения подразделялись на разряды в зависимости от размера вмененной арендной платы. Если было невозможно определить размер арендной платы, то арендная плата устанавливалась как 4 % от оценочной стоимости недвижимого имущества.

Основным налогом на недвижимость оставался налог на городскую недвижимость: налоговые поступления в 1913 году составили около 37 млн рублей против 9 млн рублей с квартирного налога.

В советское время система налогообложения недвижимости претерпела существенные изменения: земля фактически перестала быть объектом налогообложения, но платежи за пользование землей имели место быть вплоть до 1981 года, а в период новой экономической политики был введен подоходно-поимущественный налог как для физических, так и юридических лиц (с 1924 года – подоходный налог).

Следствием таких изменений стал раздельный правовой режим земельных участков и построенных на них объектов, для которых были свои обязательные платежи. Так, Указ Президиума ВС СССР от 10.04.1942 № 24 «О местных налогах и сборах» устанавливал налог на строения (0,75-2 % от стоимости строения) и земельную ренту.

Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 «О местных налогах и сборах» были введены налог с владельцев строений и земельный налог как для физических, так и юридических лиц. Налог с владельцев строений определялся в размере 0,5 % стоимости жилого строения и 1% от стоимости иных строений, а земельный налог рассчитывался с земельных участков за квадратный метр в зависимости от класса населенных пунктов (1 класс – 1,8 копеек, 6 класс – 0,4 копейки).

В постсоветской России с появлением частной собственности недвижимое имущество облагалось в рамках отдельных налогов на имущество предприятий и физических лиц. Земельный налог был урегулирован Законом РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 № 1738-1, согласно которому размер налога устанавливался в виде стабильных платежей за единицу площади земельного участка в расчете на год.

Согласно Закону РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», данным налогом облагались основные средства, в том числе здания и строения, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, на основе среднегодовой стоимости имущества предприятия. Налог на имущество физических лиц, согласно Закону РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», включал в себя налог со строений, помещений и сооружений, ставка которого определялась как 0,1 % от их инвентаризационной стоимости.

В настоящее время налог на имущество предприятий преобразован в налог на имущество организаций и регулируется с 1 января 2004 года главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года регулируется главой 32 НК РФ. Земельный налог регламентируется главой 31 НК РФ.

Помимо регулирования на федеральном уровне, налог на имущество организаций регулируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (региональный уровень регулирования - Закон Удмуртской Республики от 25.11.2003 № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций», Закон Курской области от 26.11.2003 № 57-ЗКО «О налоге на имущество организаций»), а налог на имущество физических лиц и земельный налог - нормативными правовыми актами муниципальных образований (местный уровень регулирования - Закон г. Москвы от 19.11.2014 № 51 «О налоге на имущество физических лиц», Решение Курского городского собрания от 23.10.2015 № 143-5-РС «Об установлении на территории муниципального образования «Город Курск» налога на имущество физических лиц», Решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 21.11.2017 № 241 «О земельном налоге»).

Регулирование налога сегодня.

На федеральном уровне НК РФ устанавливает такие обязательные элементы налога как:

- предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления;

- налоговые льготы и порядок исчисления налога.

На региональном и местном уровне при установлении налога определяются:

- конкретные ставки налога;

- особенности определения налоговой базы недвижимого имущества;

- дополнительные налоговые льготы;

- порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций.

Сегодня налог на недвижимость состоит из трех налогов: налога на имущество организаций, налога на имущества физических лиц и земельного налога. Несмотря на то, что в первоначальной редакции НК РФ 1998 года в составе региональных налогов и сборов был единый налог на недвижимость и предпринимались попытки его реализации как эксперимент в Новгороде и Твери, в 2004 году законодатель отказался от этой концепции.

Согласно принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, земельные участки и здания в гражданском обороте рассматриваются как единый объект. Однако они налогооблагаются по отдельности и разными методами. Из-за раздельного налогообложения земельных участков и иных объектов недвижимости понятие «налог на недвижимость» является собирательным для налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц, а земельный участок отдельно облагается земельным налогом.

Таким образом, налог на недвижимость является обязательным безвозмездным платежом, который уплачивается в региональный или местный бюджет юридическими и физическими лицами со стоимости недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Немного статистики.

Согласно статистическим данным Федеральной налоговой службы, по состоянию на 1 января 2020 года в консолидированный бюджет субъектов за 2019 год поступило:

- с налога на имущество физических лиц - 70,6 млрд рублей;

- с налога на имущество организаций - 918, 6 млрд рублей[1].

По состоянию на 1 апреля 2020 года поступления в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации составили:

- с налога на имущество физических лиц - 5,4 млрд рублей;

- с налога на имущество организаций - 82,7 млрд рублей[2].

Важно отметить, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество организаций. В результате был исключен разрыв в налогообложении однотипного недвижимого имущества граждан и организаций, что определенно оценивается положительно.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Какой налог с продажи недвижимости в 2020 - 2021 году? Правда ли, что в 2020 году отменили срок владения недвижимостью 5 лет? Как рассчитать налог с продажи недвижимости?

С каждым годом в нашей стране постоянно что-то меняется, появляются новые законы, поправки и так далее. Правительство постоянно экспериментирует. В итоге в 2020 году есть нововведения, которые отменяют прежние правила уплаты НДФЛ введенные в 2016 году. Что предстоит продавцу и сколько нужно платить при продаже квартиры, загородного дома или земельного участка в 2020 или 2021 году.

Налог с продажи недвижимости в 2020 году

Налог на доход (НДФЛ)

Сразу оговорим, что физические лица обязательно платят налог на доход. То есть, если квартира была куплена за 3 млн. руб, а продается за 5 млн. руб, то доход продавца составляет 2 млн. руб. Непосредственно с этой суммы и предстоит уплатить налог НДФЛ (налог на доход физических лиц) 13%.

Обратный пример: если некто купил дом за 15 млн. рублей, а через 2 года этот некто решил дом продать за ту же цену (15 млн. рублей) налог на доход платить не придется, при такой сделке - дохода не возникает.

Если нет документа подтверждающего покупку недвижимости (договор купли-продажи не выдается при получении наследства, оформлении дарственной) и стоимость объекта неизвестна (получен безвозмездно: приватизация, дарственная), собственник может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета при продаже недвижимости (1 млн. рублей).

К примеру, была подарена квартира. Через год новый собственник продает ее за 20 млн. рублей. Доход - 20 млн. рублей. Сумму дохода можно уменьшить на 1 млн. рублей благодаря имущественному вычету. Итого доход 19 млн. Именно с этой суммы и будет рассчитан налог НДФЛ 13%

Минимальный срок владения недвижимым имуществом

В России есть термин "минимальный срок владения недвижимым имуществом" в период которого при продаже недвижимости, необходимо будет уплатить налог НДФЛ 13%.

До 2016 года минимальный срок владения недвижимым имуществом составлял 3 года. На сегодняшний день, согласно основанию п. 17.1 ст. 217 НК РФ, п. 4 ст. 229 НК РФ от 14 января 2015 № 03-04-05/146 срок минимального владения увеличен и составляет 5 лет с момента оформления недвижимости в собственность, либо полной оплаты по ДДУ.

Каков же минимальный срок владения недвижимостью с 2020 году (чтобы при продаже недвижимости не платить налог)?

Для недвижимости, купленной до 01.01.2016, срок минимального владения составляет 3 года.
Если Вы приобрели недвижимость до 01.01.2016 года, то при продаже этого объекта недвижимости в 2020 году Вы освобождаетесь от уплаты налога. Стоить отметить, что не имеет значения каким путем была получена недвижимость - будь то дарение, приватизация, договор купли-продажи (купчая), наследство - налог НДФЛ не платим!

Для недвижимости, купленной после 01.01.2016, срок минимального владения составляет 5 лет.
Если Вы приобрели недвижимость после 01.01.2016 года, и срок владения меньше пяти лет (а в 2020 году срок владения все еще меньше 5 лет), то придется заплатить налог НДФЛ 13%. Также не забываем обратить внимание на начало статьи, где указано, что НДФЛ - это именно налог на доход. Проверьте, возможно в Вашем случае доход и не возник.

Как законно не платить налог с продажи недвижимости в 2020 и 2021 году?

Есть ряд исключений, дополненный в 2020 году. Эти исключения могут законно освободить от 5-летнего минимального срока. Ознакомьтесь, возможно, этот как раз Ваш случай:

  • Правило "единственной недвижимости". При продаже единственной жилой недвижимости для собственника (начиная с 2020 года) будет действовать особый минимальный срок - 3 года владения. Правило коснется только продажи ЕДИНСТВЕННОГО жилья. Недвижимость считается "единственной" если у собственника она одна, и сохраняет статус "единственной" в течении 90 дней после покупки второго объекта недвижимости.

Пример: 01.01.2017 была куплена квартира1, 01.01.2020 куплена квартира2, продать квартиру1 без уплаты НДФЛ можно в течении 90 дней от дня приобретения квартиры2, то есть до 01.03.2020 квартиру1 можно продать без уплаты НДФЛ

  • Недвижимость, полученная от близких родственников путем дарения или вступления в наследство, может быть продана после 3 лет владения (без уплаты налога НДФЛ).

Близкие родственники - это кровные родственники: родители, дети, братья, сестры, внуки (супруги не являются "близкими" родственниками).

  • Приватизация. Квартира, полученная в собственность путем приватизации, может быть продана 3 года спустя, без уплаты владельцем налога НДФЛ.
  • Недвижимость, полученная по договору пожизненного содержания с иждивением, может быть продана владельцем без уплаты НДФЛ спустя 3 года минимального владения.

Что касается ДДУ и нового Ф3 374?

Полная оплата недвижимости по ДДУ, также начинает отсчет срока минимального владения недвижимостью. Это принято Федеральным законом от 23 ноября 2020 года N 374-ФЗ, долгожданная поправка к статье 217.1 п.2 Налогового кодекса Российской федерации о минимальном сроке владения для квартир, купленных по Договору Долевого Участия.

К примеру, в марте 2016 году я купил по ДДУ квартиру на котловане в новостройке. Документы о праве собственности я получил только в 2020 году. В апреле 2021 года я продаю квартиру за любую сумму без налога. Так, как согласно 374-ФЗ, я полностью выдержал безналоговый период в 5 лет.

С какой суммы платится налог НДФЛ при продаже недвижимости?

Если же собственник владеет недвижимостью менее минимального установленного законом срока и доход при продаже образовывается (например, покупал дом за 10 млн, продает за 12 млн), то придется заплатить налог НДФЛ.

При продаже недвижимости, купленной после 01.01.2016 года, налог НДФЛ составит 13% от суммы договора купли-продажи или 70% от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Налог будет начислен на бОльшую стоимость. Узнать кадастровую стоимость и рассчитать налог можно на сайте ЛИВЛА в разделе КАДАСТР.

К примеру, Я продаю дом, который построил в 2019 году за 20 млн. рублей. В Договоре купли-продажи мы указываем сумму 20 млн. рублей, а кадастровая стоимость объекта недвижимости, согласно Росреестру - 40 млн. рублей. НДФЛ будет начислен из расчета 70% от кадастровой стоимости, так как она выше суммы указанной в ДКП.

С 1 ноября 2020 года заработал Калькулятор налога при продаже недвижимости , который со 100% точностью рассчитывает налог, который необходимо уплатить при продаже недвижимости такой как - дом, квартира или земельный участок. Расчет стоимости налога осуществляется - on-line и совершенно бесплатно! http://www.livla.ru/nalogndfl/

количество просмотров
123504 количество комментариев
190

Читайте также: