Система налогов и сборов в сфере недвижимости

Опубликовано: 24.04.2024

date image
2014-02-09 views image
989

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



ТЕМА 14. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ

С введением в действие II части Налогового кодекса Российской Федерации с 2001 г. в сфере недвижимости установлено 16 различных налогов и сборов, которые можно классифицировать, по меньшей мере, по четырем признакам.

1. Основная группировка налогов и сборов на рынке недвижимости формируется по наиболее практически значимому субъектному признаку, отражающему субъектно-объектные отношения собственности – отношения людей (физических лиц) и хозяйствующих единиц (предприятий, организаций) к предметам недвижимого имущества, т.е. по категориям налогоплательщиков, которые владеют, пользуются и распоряжаются различными объектами недвижимости:

- налоги, исчисляемые и взимаемые с физических лиц (граждане России; иностранные граждане; лица без гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году; лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от недвижимости, расположенной в Российской Федерации);

- налоги, исчисляемые и взимаемые с предприятий – юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранных фирм (компаний), обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законами иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, созданных на территории Российской Федерации.

2. Существенное экономическое значение в системе налогообложения недвижимости имеет группировка налогов и / или сборов по уровням государственного управления в стране, соответствующим укрупненному административному устройству России как федерального государства по иерархическим уровням (рис. 14.1):

- федеральные – устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;

- региональные – устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и взимаются только на территории соответствующих субъектов;

- местные – вводятся в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих муниципальных образований.

Рис. 14.1. Виды налогов и сборов в области недвижимости по уровням государственного управления

3. В организационном отношении по объектам налогообложения все налоги и сборы в области недвижимости можно подразделить на две взаимосвязанные, но имеющие специфические особенности, разновидности:

- налоги на недвижимые объекты как овеществленный инвестиционный капитал в форме имущества, используемого для удовлетворения личных потребностей или осуществления бизнеса, периодически выплачиваемые в течение всего периода нахождения имущества в собственности физических, а также и во владении и пользовании юридических лиц;

- налоги и сборы, выплачиваемые при совершении с объектами недвижимости сделок купли-продажи, дарения, наследования, сдачи внаем или аренду, ипотеки и др.

4. По физической природе объектов недвижимости и их функционально-целевому назначению выделяются следующие виды налогов и сборов:

- налог на пользование недрами;

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на водно-воздушные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации и приравненные к недвижимым предметам.

С введением в действие части второй НК РФ (ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ) с 2001 г. в сфере недвижимости установлено 16 различных налогов и сборов, которые можно классифицировать по меньшей мере по четырем признакам.

Основная группировка налогов и сборов на рынке недвижимости формируется по наиболее практически значимому субъектному признаку, отражающему субъектно-объектные отношения собственности - отношения людей (физических лиц) и хозяйствующих единиц (предприятий, организаций) к предметам недвижимого имущества, т.е. по категориям налогоплательщиков, которые владеют, пользуются и распоряжаются различными объектами недвижимости.

1. Налоги, исчисляемые и взимаемые с физических лиц. При

этом к физическим лицам - плательщикам налогов и (или) сборов в сфере недвижимости относятся:

  • o соответствующие налоговые резиденты РФ - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
  • o физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников (недвижимости), расположенных в Российской Федерации.
  • 2. Налоги с предприятий - юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, а также иностранных фирм (компаний), обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законами иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, созданных на территории РФ (схема 23.1).

Существенное экономическое значение в системе налогообложения недвижимости имеет группировка налогов и (или) сборов но уровням государственного управления в стране, соответствующим укрупненному административному устройству России как федерального государства по иерархическим уровням.

НК РФ выделяет три вида налогов и сборов:

  • o федеральные - устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;
  • o региональные - устанавливаются в соответствии с НК РФ вводятся в действие законами субъектов РФ и взимаются только на территории соответствующих субъектов;
  • o местные - вводятся в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют па территории соответствующих муниципальных образований (схема 23.2).

В организационном отношении по объектам налогообложения все налоги и сборы в области недвижимости можно подразделить на две взаимосвязанные, но имеющие специфические особенности, разновидности:

Схема 23.1. Виды налогов и сборов на недвижимое имущество и сделки с ним

Виды налогов и сборов на недвижимое имущество и сделки с ним

o налоги на недвижимые объекты как овеществленный инвестиционный капитал в форме имущества, используемого для удовлетворения личных потребностей или осуществления бизнеса, не-

Схема 23.2. Группировка налогов и сборов в сфере недвижимости по уровням управления в стране (ст. 13-15 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.07.2004 № 95-ФЗ)

Группировка налогов и сборов в сфере недвижимости по уровням управления в стране (ст. 13-15 НК РФ, в ред. ФЗ от 29.07.2004 № 95-ФЗ)

риодически выплачиваемые в течение всего периода нахождения имущества в собственности физических, а также и во владении и пользовании юридических лиц;

o налоги и сборы, выплачиваемые при совершении с объектами недвижимости сделок купли-продажи, сдачи внаем или аренду, ипотеки и др. (см. схему 23.2).

По четвертому признаку - физической природе объектов недвижимости и их функционально-целевому назначению выделяются следующие виды налогов и сборов:

  • - земельный налог;
  • - налог на добычу полезных ископаемых.

Любой вид налога считается установленным только в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

  • o объект налогообложения;
  • o налоговая база;
  • o налоговый период;
  • o налоговая ставка;
  • o порядок исчисления налога;
  • o порядок и сроки уплаты налога;
  • o возможные налоговые льготы в необходимых случаях.

При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налог на недвижимость проходит экспериментальную проверку в городах Новгороде и Твери с 1997 г. Предусмотрено, что с момента введения налога на недвижимость юридические и физические лица освобождаются поэтапно от уплаты налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц (за исключением налога на транспортные средства) и земельного налога.

Налог на недвижимость является местным налогом и вводится представительными органами местного самоуправления. Средства от налога на недвижимость поступают в доход бюджетов городов Новгорода и Твери. Принципиальные положения проводимого эксперимента следующие.

  • 1. Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное имущество.
  • 2. Налоговая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начисляются платежи. Методика оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения устанавливается представительными органами местного самоуправления.
  • 3. На период проведения эксперимента налоговая база налога на недвижимость жилого назначения составляет не более 50% оценки рыночной стоимости квартир и жилых помещений.
  • 4. Плательщиками налога на недвижимость являются:
    • - по недвижимости, находящейся в государственной и (или) муниципальной собственности, - юридические и физические лица, обладающие вещными и (или) обязательственными правами на недвижимость, находящуюся в государственной и (или) муниципальной собственности;
    • - по недвижимости, находящейся в частной и иных формах собственности, - собственники недвижимости.
  • 5. Налогом на недвижимость не облагаются объекты недвижимости, находящихся в собственности иностранных государств и международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.
  • 6. Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы по видам недвижимости, а также предоставлять дотации отдельным категориям налогоплательщиков на уплату налога на недвижимость жилого помещения.
  • 7. В целях избежания двойного налогообложения налогоплательщиков, зарегистрированных за пределами территорий городов Новгорода и Твери, в налогооблагаемую базу налога на имущество этих налогоплательщиков, определяемую в соответствии с НК РФ, не включается недвижимость, находящаяся на территориях городов Новгорода и Твери.
  • 8. Для целей налогообложения создается и ведется налоговый реестр объектов недвижимости.
  • 9. Отнесение объектов незавершенного строительства к объектам недвижимости определяют органы исполнительной власти.
  • 10. Уплаченная сумма налога на недвижимость относится на издержки производства для юридических лиц и (или) не включается в совокупный доход физических лиц.
  • 11. Ставки налога на недвижимость устанавливают представительные органы местного самоуправления в процентах от рыночной стоимости объектов:
    • - индивидуальные жилые дома, квартиры, дачи - не более 0,5%;
    • - гаражи - до 1%;
    • - объекты промышленного производства - не более 2%;
    • - иные объекты - до 5%.

С 01.01.2011 налог на имущество физических лиц исчисляется на основании инвентаризационной стоимости на 1 января каждого года, порядок определения которой устанавливает Росреестр.

Налог на недвижимость – это обязательный безвозмездный платеж в бюджет со стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности физического или юридического лица. Налогом на недвижимость облагаются здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.

Классификация налога недвижимость

Налоговым Кодексом РФ налог на недвижимость установлен как региональный налог.

Отметим, что региональным и муниципальным властям законодательство предоставляет право определять размер налоговой ставки, а также вводить дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков.

Виды налога недвижимость

Налог на недвижимость включает в себя отдельные налоги:

налог на имущество физических лиц.

Возникновение обязанности по уплате налог на недвижимость

Возникновение обязанности по уплате налога на недвижимость происходит в случае одновременного соблюдения нескольких условий:

признание имущества объектом налогообложения;

наличие у лица права собственности на конкретное имущество;

получение уведомления от налоговой инспекции на уплату налога на данный объект.

Освобождение от данной обязанности предусмотрено лишь при наличии у плательщика права на соответствующую льготу.

Кто обязан платить налог на недвижимое имущество

Физические и юридические лица, за исключением тех, которым предоставлены соответствующие льготы, обязаны производить своевременную уплату налога за ту недвижимость, которая находится в их собственности.

Основные элементы налога на недвижимость

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ любой налог считается действующим, если для него определены такие элементы, как:

порядок исчисления и сроки уплаты.

В некоторых случаях для тех или иных налогов могут устанавливаться льготы (пункт 2 статьи 17 НК РФ).

Объекты налогообложения

Налоговым кодексом РФ в качестве объектов налогообложения определены:

единый недвижимый комплекс;

квартира, комната или иного рода жилое помещение;

жилой дом (к данной категории может быть причислено любое жилое строение, возведенное на территории, выделенной под личное подсобное или дачное хозяйство, занятие огородничеством или садоводством);

гараж или парковочное место;

недостроенный недвижимый объект;

прочие здания, строения и помещения, в том числе коммерческая недвижимость, если речь идет о юридических лицах – налогоплательщиках.

Не причисляется к объектам налогообложения имущество, которое является частью общего имущества, относящегося к многоквартирному дому.

Налоговая база и налог на недвижимость

Налог на недвижимость обязаны уплачивать все собственники имущества: квартир, дач, гаражей, торговых и офисных зданий и даже недостроенных объектов.

Налоговая база определяется в зависимости от стоимости имущества.

Причём, теперь в большинстве случаев налог на недвижимость будет рассчитываться с кадастровой стоимости, которая близка к рыночной цене.

Напомним, что ранее налог на недвижимость рассчитывался с инвентаризационной стоимости, которая была намного меньше кадастровой стоимости объекта.

Однако до 2020 года в некоторых регионах по-прежнему может сохраняться принцип расчета суммы налоговых отчислений исходя из инвентаризационной стоимости имущества, которая на практике оказывается существенно более низкой, чем рыночная стоимость.

Таким образом, налог на недвижимость в течение 2015–2019 годов может определяться как от инвентаризационной стоимости (если регион еще не отказался от такого расчета), так и от кадастровой (если решение о применении такой базы в регионе принято). С 2020 года расчет налога будет возможен только от кадастровой стоимости.

Налоговый период

Налоговый период по налогу на недвижимость составляет год.

Размер налога на недвижимость

Согласно нормам Налогового Кодекса Российской Федерации:

0,1% кадастровой стоимости взимается: с гаражных построек, помещений, приспособленных для жилья, недвижимых комплексов, машино-мест, зданий, не превышающих 50 кв. м, предназначенных под ИЖС (Индивидуальное жилищное строительство), ЛПХ (Личное подсобное хозяйство), содержание садов и огородов и дач, а также постройки, находящиеся в стадии строительства, если они в будущем будут использованы как жильё;

2% кадастровой стоимости взимается: имущества, оцененного более, чем на 300 млн. руб.;

0,5 % взимается со всех остальных объектов налогообложения.

Налоговые вычеты и льготы, позволяющие уменьшить налог на недвижимость

Отметим, что действующим законодательством предусмотрены определённые налоговые вычеты и льготы, которые позволяют уменьшить общую сумму налога на недвижимость, подлежащего уплате в бюджет. Так, для каждого вида помещения или строения предоставляется налоговый вычет, который уменьшает общую площадь жилья, облагаемого налогом. Так Налоговый Кодекс РФ предусматривает возможность получения плательщиками налоговых вычетов, размер которых зависит от типа недвижимости:

стоимость 50 квадратных метров площади – для дома;

стоимость 20 квадратных метров площади – для квартиры;

цена 10 квадратных метров – для комнаты;

1 миллион рублей – для недвижимого комплекса с жилыми помещениями.

Кроме этого, льготные категории граждан (ветераны, пенсионеры, инвалиды 1, 2 групп и прочие) полностью освобождаются от уплаты налога на один объект каждого вида недвижимости по желанию владельца собственности.

Например, если гражданин владеет двумя квартирами и двумя гаражами, то льготой можно воспользоваться в отношении одной квартиры и одного гаража, а за прочие объекты недвижимости придётся заплатить на общих основаниях.

Порядок расчета налога на недвижимость

Налог на недвижимое имущество рассчитывается сотрудниками ФНС, которые затем отправляют уведомление по месту жительства плательщика. Однако это касается исключительно физических лиц, поскольку юридических лиц законодательство обязывает самостоятельно производить расчет данного сбора, подавать декларацию и производить оплату.

Для того чтобы рассчитать общую сумму налога на недвижимость, надо:

Узнать кадастровую стоимость объекта.

Определить для каждого объекта налоговый вычет и уменьшить облагаемую налогом площадь на соответствующее значение.

Полученный результат умножить на ставку, определённую для конкретного вида строения.

Сроки уплаты налога на недвижимость и штрафные санкции

Законодательство обязывает производить уплату налога на недвижимость физическими лицами до наступления 1 декабря года, идущего за налоговым периодом.

Уплачивается налог на недвижимость по факту получения от ФНС налогового уведомления. Перечислить платеж нужно по реквизитам подразделения ФНС, отвечающего за налоговый контроль территории, на которой расположен объект недвижимости.

Для юридических лиц сроки уплаты устанавливаются каждым субъектом РФ по своему усмотрению. Налог на недвижимость входит в число обязательных платежей для всех физических и юридических лиц. Уклонение от уплаты налога на недвижимость влечет за собой применение штрафных санкций.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Как мы писали ранее, налог на недвижимость состоит из двух однотипных налогов:
- налога на имущество организаций (Глава 30 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (Глава 31 НК РФ).

Под однотипностью имеется в виду налогообложение экономически однотипного недвижимого имущества юридических или физических лиц. Но следует помнить, что налог на имущество организаций региональный, то есть регулируется на федеральном и региональном уровнях, а налог на имущество физических лиц местный, то есть регулируется на федеральном и местном (муниципальном) уровне. Для полного понимания налога на недвижимость рассмотрим детальнее его основные элементы.

Налогоплательщики

Кто же должен платить налог на недвижимость? Плательщиками налога являются юридические и физические лица, обладающие соответствующим недвижимым имуществом.
Так, согласно определению организации (ст. 11 НК РФ) и субъектов налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ) обязанность по уплате налога вменена:
- российским юридическим лицам;
- иностранным организациям с постоянным представительством в Российской Федерации;
- иностранным организациям с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации (в случае отсутствия постоянного представительства).

Если у организации нет надлежащего объекта налогообложения согласно статье 374 НК РФ, например, если на балансе числятся только движимые вещи, то она не обязана платить налог на имущество организаций.

С налогом на имущество физических лиц, соответственно, все проще. Этот налог платят все физические лица независимо от гражданства, если они имеют в собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 401 НК РФ.

Объект налогообложения

Казалось бы, все очевидно: само словосочетание «налог на недвижимость» говорит о том, что данным налогом облагается только недвижимое имущество. Однако такая ситуация была не всегда.
Продолжительное время налог на имущество организаций распространялся как на недвижимое, так и на движимое имущество, в то время как налог на имущество физических лиц - только на недвижимость. Подобный разрыв в двух типовых налогах не один раз критиковали специалисты.

В результате налог на имущество организаций в части движимого имущества был отменен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», что привело к сокращению поступлений в региональные бюджеты. Фактически он стал налогом на недвижимость организаций, так как объектом налогообложения осталось только недвижимое имущество, а именно:
- недвижимое имущество, которое числится на балансе организации, как основные средства, и облагается налогом по балансовой (среднегодовой) стоимости;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении организации или получено по концессионному соглашению и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Объекты по налогу на имущество физических лиц в законе определены более конкретно, и к ним относятся:
- жилой дом, в том числе на земельном участке ЛПХ и ИЖС;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здания, строения, сооружения и помещения.

Как бы ни было очевидно, что налогом на недвижимость облагается только недвижимое имущество, на практике часто возникают вопросы, является ли тот или иной объект недвижимостью, какими нормами руководствоваться при разграничении движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения. Без бутылки… глубокого погружения в законодательство и судебную практику не разобраться, поэтому подробнее этот аспект будет рассмотрен позже в отдельной статье.

Исключенное из налогообложения имущество.
Налогом на имущество организаций не облагаются:

  • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы – потому как у земельных участков есть свой налог, а водные и природные ресурсы, как правило, являются ограниченными в обороте и находятся в федеральной собственности;
  • памятники истории и культуры федерального значения – государство само себе налог платить не будет;
  • космические объекты – сложно представить возможную выездную налоговую проверку;
  • имущество госоргана с военной или приравненной к ней службой – сами попробуйте с военных налоги получить;
  • ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками (ЯУЭ) и суда атомно-технологического обслуживания (АТО);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • суда участников специальных административных районов, в том числе воздушные.

Налогом на имущество физических лиц, в свою очередь, не облагается общее имущество многоквартирного дома. Тому также есть объяснение: администрировать налогообложение такого имущества очень сложно. Площадь, количество комнат и собственников конкретной квартиры рассчитать не представляет труда – все данные есть в Едином государственном реестре недвижимости. Но вот тех же данных об общем имуществе в многоквартирном доме нет, поэтому было просто решено исключить это имущество из налогооблагаемого.

Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база, то есть стоимостная оценка объекта налогообложения, определяется двумя способами: по среднегодовой (балансовой) стоимости или кадастровой стоимости.

Среднегодовая (балансовая) стоимость – стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете, которая берет в расчет первоначальную стоимость объекта (на основании индивидуальных затрат) и ежегодный износ.
Кадастровая стоимость - стоимость недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки, которая наиболее близка к рыночной.

Статья 375 НК РФ закрепляет, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость объекта. Но во-первых, далеко не всегда, а во-вторых, через несколько лет этот способ определения налоговой базы станет историей.

В некоторых случаях сейчас, а вскоре – в любом случае, используется кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Так, организации должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости:

с торгово-офисной недвижимости согласно специальному региональному перечню;

Найти соответствующий Перечень, который действует в конкретном субъекте Российской Федерации, Вы можете с помощью реестра региональных перечней - мы специально для Вас его подготовили.

  • с жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также садовых домов и строений на земельных участках ЛПХ и ИЖС.

Кроме того, когда иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянное представительство или просто не использует объекты недвижимости, она также уплачивает налог по кадастровой стоимости.

В отношении налога на имущество физических лиц налогооблагаемая база всегда определяется как кадастровая стоимость объекта.

Ранее использовалась инвентаризационная стоимость, которую определяло Бюро технической инвентаризации (БТИ) с учетом первоначальной стоимости (на основании общих затрат) и износа объекта недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ инвентаризационная стоимость не применяется с 1 января 2020 года. Если до этого срока регион не перешел на порядок определения налогооблагаемой базы по кадастровой стоимости, то используется инвентаризационная стоимость объекта по данным на 1 марта 2013 года.

Отметим, что налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости имеет свои нюансы (особенности), о которых подробнее мы расскажем в отдельной статье.

Налоговые ставки

Согласно статье 380 НК РФ региональные ставки налога на имущество организаций не могут превышать 2,2 %, а для объектов недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости – 2 %.

Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика и объекта налогообложения. Например, в Пермском крае действуют дифференцированные ставки 0,6-1,1 % на объекты, используемые в строительстве, рыболовстве, сельском хозяйстве[1]. На федеральном уровне для объектов газодобычи, добычи полезных ископаемых и некоторых других объектов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р, ставка налога определена на уровне 0 %. Это некое скрытое исключение объектов из перечня налогооблагаемых: они как бы налогом облагаются, но по ставке «0%».

Ставки налога на имущество физических лиц зависят от вида и стоимости объекта. Так, в отношении жилого дома, квартиры, комнаты, гаража, машино-места ставка не может превышать 0,1 %, в отношении иного имущества – 0,5 %, но, если оно дороже 300 млн – 2 %.
При этом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), базовые ставки могут быть уменьшены до нуля либо увеличены, но не более чем в три раза.

Для более удобного способа получения информации о ставках по субъектам Российской Федерации мы подготовили для Вас специальный реестр или можете получить справочную информацию о ставках налога на сайте ФНС России.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения размера бывают федеральные и региональные.
На федеральном уровне закреплен довольно большой перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Согласно статье 381 НК РФ он включает в себя:

  • общественные организации инвалидов[2]
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • инновационные научно-технические центры;
  • управляющие компании, участники экономических зон;
  • некоторые фармацевтические компании и другие организации.

В данном случае налоговая льгота распространяется преимущественно только на то недвижимое имущество, что используется организацией по целевому назначению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные налоговые льготы, которые действует только на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Например, благодаря подобной налоговой льготе в Москве налог на имущество не платят жилищно-строительные кооперативы, религиозные организации[3], в Красноярском крае – спортивные и медицинские организации по территориальным программам[4], а в Челябинской области для организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность, возможно уменьшить сумму налога до 50 %[5].

Льготы по налогу на имущество физических лиц подразделяются на федеральные и местные.
Перечень лиц, которые освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, содержится в статье 407 НК РФ (федеральная льгота) и включает в себя такие категории граждан как:

  • Герои СССР и Герои Российской Федерации;
  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • дети-инвалиды, инвалиды с детства;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны;
  • уволенные военнослужащие с выслугой более 20 лет и другие.

Граждане могут не платить налог на имущество в отношении жилых домов, квартир, их части, комнат, гаражей или машино-мест. Важно отметить, что возможно только по одному объекту каждого вида, то есть, при наличии дома и квартиры гражданин освобождается от уплаты налога в полной мере, а при наличии двух домов и квартиры за один дом необходимо будет заплатить налог.
На местном уровне устанавливаются дополнительные льготы, тем самым расширяется список «освобожденного имущества» и граждан-льготников. Так, в городе Мурманск действует льгота в размере 100 % для детей-сирот и собственников помещений в аварийных многоквартирных домах[6].

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Источники
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
5. Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций».
6. Закон Мурманской области № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016
«Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» .
7. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций».
8. Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р «Об утверждении перечня недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия».
10. Письмо ФНС России от 10.07.2018 № БС-4-21/13205@ «О направлении письма Минфина России о применении положений пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
11. Письмо Минфина России от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»

[1] Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае»
[2] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148
[3] Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
[4] Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций»
[5] Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций»
[6] Закон Мурманской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:10, реферат

Краткое описание

В теории финансового права отмечается, что «формальная, техническая рецепция гражданско-правовых категорий в финансовое законодательство породила множество недоразумений и коллизий в правоприменительной практике и привела к частичному параличу отдельных положений Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и иных актов, содержащих нормы финансового законодательства». Во-вторых, немало проблем возникает из-за нечеткости и противоречивости уже некоторых налогово-правовых норм.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом………………………………..9
1.1. Исторические аспекты налогообложения недвижимого имущества……………..9 1.2. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимого имущества…..15
1.3. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества……………………20
ГЛАВА 2. Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации………………………………………………………………………………..24
2.1. Налог на объекты недвижимости как имущество………………………………. 24
2.1.1. Налог на недвижимое имущество физических лиц……………………………..24
2.1.2. Налогообложение недвижимости предприятий………………………………. 28
2.2. Земельный налог…………………………………………………………………….34
2.3. Налог на операции с недвижимостью…………………………………………….. 39
2.3.1. Налог на доходы физических лиц, получаемые от операций с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 41
2.3.2. Налогообложение при наследовании или получении недвижимости в порядке дарения……………………………………………………………………………………43
2.3.3. Налог на добавленную стоимость при операциях с недвижимым имуществом……………………………………………………………………………… 44
2.3.4. Налог на прибыль предприятий и организаций, совершающих сделки с недвижимым имуществом……………………………………………………………… 45
ГЛАВА 3. Перспективы введения налога на недвижимость………………………….46
3.1. Необходимость реформирования налогообложения недвижимого имущества………………………………………………………………………………. 47
3.2. Принципы построения и практика налогообложения недвижимости за рубежом………………………………………………………………………………. …50
3.3. Перспективы построения налога на недвижимость в Российской
Федерации………………………………………………………………………………. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа по экономике недвижимости.doc

экономики и управления

на предприятии (в строительстве)

Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества

Автор курсовой работы Меркулова Е.Н.

Специальность 080502 Экономика и управление на

предприятии (в строительстве)

Обозначение курсовой работы КР-02069964-080502-26-07

Руководитель работы В.И. Белоглазов

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

Факультет архитектурно – строительный

Кафедра экономики и управления

на предприятии (строительство)

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студента 411 группы Щукиной Олеси Николаевны

1. Тема: Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества

2. Срок предоставления работы к защите: 15.12.2011

3. Исходные данные для научного исследования: учебная, методическая научная литература, налоговый кодекс РФ, гражданский кодекс РФ, федеральные законы.

4. Содержание курсовой работы

4.1 Теоретические основы правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом

4.2 Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации

4.3 Перспективы введения налога на недвижимость

Руководитель работы ____________________________ Белоглазов В.И.

Задание к исполнению принял _________________________ Меркулова Е.Н.

Курсовая работа содержит 59 страниц, 2 таблицы, 24 использованных источника.

НАЛОГИ И СБОРЫ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТИ, НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ, ПЕРСПЕКТИВА ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ.

Объект исследования: общественные финансовые отношения по взиманию налогов и иных обязательных платежей, обусловленных сделками с недвижимым имуществом.

Предмет исследования: правовые нормы, регулирующие налогообложение, обусловленное сделками с недвижимым имуществом, и практика применения указанных норм.

Цель работы: выявление и анализ теоретических и прикладных правовых проблем налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- выявить особенности налогов и иных обязательных платежей, обусловленных сделками с недвижимым имуществом, в системе налогов и сборов Российской Федерации;
- провести классификацию налогов и иных обязательных платежей, обусловленных сделками с недвижимым имуществом;

- выяснить влияние сделок с недвижимостью на возникновение и динамику правоотношений по взиманию налогов и иных обязательных платежей в казну;
- проанализировать правовые проблемы, возникающие при налогообложении недвижимости, доходов от ее реализации, приобретения и использования в связи с совершением сделок;

- выработать предложения по совершенствованию правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, системного анализа, а также частнонаучные методы: сравнительный, технико-юридический и другие. В процессе исследования проанализированы соответствующие положения Конституции Российской Федерации, федеральных законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати, затрагивающие различные аспекты исследуемых проблем.

При проведении исследования были использованы работы: Алексеевой С.С., Асаула А.Н., Ардемасова Е.Б., Балабанова И.Г., Винницкого Д.В, Горбунова А.А., Горемкина В.А., Грачевой Е.Ю., Коростелева С. П., Кусковой Т.А., Максимова С.Н., Песоцкой Е.В., Пушкарёвой В.М., Скворцова О.Ю., Старинского В.Н., Тарасевича Е.И., Химичевой Н.И., Цыпкина С.Д., Черника Д.Г., Щербаковой Н.А.,

Область применения – в практике студента по изучению курса «Экономика недвижимости».

Степень внедрения – частичная.

ГЛАВА 1. Теоретические основы правового регулирования налогообложения, обусловленного сделками с недвижимым имуществом………………………………..9
1.1. Исторические аспекты налогообложения недвижимого имущества……………..9 1.2. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимого имущества…..15

1.3. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества……………………20

ГЛАВА 2. Анализ современного налогообложения недвижимости в Российской Федерации……………………………………………………… ………………………..24
2.1. Налог на объекты недвижимости как имущество………………………………. 24
2.1.1. Налог на недвижимое имущество физических лиц……………………………..24
2.1.2. Налогообложение недвижимости предприятий………………………………. 28
2.2. Земельный налог………………………………………………………………… ….34

2.3. Налог на операции с недвижимостью…………………………………………… .. 39

2.3.1. Налог на доходы физических лиц, получаемые от операций с недвижимым имуществом…………………………………………………… ………………………… 41
2.3.2. Налогообложение при наследовании или получении недвижимости в порядке дарения…………………………………………………………… ………………………43
2.3.3. Налог на добавленную стоимость при операциях с недвижимым имуществом…………………………………………………… ………………………… 44
2.3.4. Налог на прибыль предприятий и организаций, совершающих сделки с недвижимым имуществом…………………………………………………… ………… 45

ГЛАВА 3. Перспективы введения налога на недвижимость………………………….46
3.1. Необходимость реформирования налогообложения недвижимого имущества……………………………………………………… ………………………. 47

3.2. Принципы построения и практика налогообложения недвижимости за рубежом…………………………………………………………… …………………. …50
3.3. Перспективы построения налога на недвижимость в Российской
Федерации……………………………………………………… ………………………. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования в виде натуральных сборов обнаруживаются примерно в пятом веке до нашей эры. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны.

На протяжении многих столетий в основе налогообложения граждан и их коллективов лежат результаты их производственной и иной экономической деятельности. В частности, земля, строения, сооружения и другие объекты недвижимости, а также доходы от них всегда являлись для государства достаточно удобными и стабильными с точки зрения пополнения казны предметами налогообложения. Объекты недвижимости в силу их тесной связи с землей, как правило, всегда находятся в определенном месте, а их владельцы легко идентифицируются. Особенности правового режима недвижимости в современных условиях (необходимость государственной регистрации вещных прав на нее, ограничений этих прав, их возникновения, перехода, прекращения; исполнение обязательства, предметом которого является недвижимость, в месте ее нахождения; зависимость при совершении сделки прав на земельный участок от прав на строение и т.д.) предопределяют особый порядок совершения сделок с ней, что в свою очередь обусловливает и специфику налогообложения недвижимости и связанных с ней доходов.

Анализ законодательства РФ о налогах и сборах и практики его применения свидетельствует о наличии многих проблем при налогообложении, обусловленном сделками с недвижимым имуществом. Данные проблемы коренятся, во-первых, в несоответствии отдельных положений налогового законодательства нормам гражданского права. Например, при взимании некоторых налогов (с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; на доходы физических лиц) не учитываются особенности правового режима недвижимости и сделок с ним, установленного Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В теории финансового права отмечается, что «формальная, техническая рецепция гражданско-правовых категорий в финансовое законодательство породила множество недоразумений и коллизий в правоприменительной практике и привела к частичному параличу отдельных положений Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и иных актов, содержащих нормы финансового законодательства». Во-вторых, немало проблем возникает из-за нечеткости и противоречивости уже некоторых налогово-правовых норм.

Причина несогласованности норм гражданского и налогового права состоит в основном в том, что система налогов и сборов России в значительной мере сформировалась до принятия ГК РФ, закрепившего фундаментальные рыночные законы и механизмы, виды обязательств, права и ответственность участников гражданско-правовых отношений, в первую очередь, по поводу собственности на землю и другие объекты недвижимого имущества. В частности, изменения в правовом регулировании сделок с недвижимым имуществом, роль которых в хозяйственном обороте страны заметно возросла, не были должным образом отражены в законодательных актах о налогах, обусловленных этими сделками.

Необходимость выявления и разрешения указанных проблем продиктована не только соблюдением принципа законности в налоговых и гражданских правоотношениях, но и созданием стимулов для развития производства, инфраструктуры, перспективностью с фискальной и экономической точек зрения налогов, обусловленных сделками с недвижимым имуществом.

Практическая реализация названных задач невозможна без теоретической разработки проблем налогообложения доходов, прибыли и недвижимости, условием которых являются сделки с недвижимым имуществом. Значимость последних в жизни и деятельности граждан и организаций, тесная взаимосвязь недвижимого имущества и связанных с ним доходов как предметов налогообложения, учет (неучет) которых серьезно влияет на эффективность налоговой политики государства, требуют комплексного рассмотрения теоретических и практических вопросов в сфере подоходного и имущественного налогообложения.

Читайте также: