Недвижимость как товар налог на имущество

Опубликовано: 24.04.2024

Нужно ли облагать налогом на имущество недвижимость, которую собственник решил больше не использовать в своей деятельности, а решил продать? Поможет ли ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» законно вывести из-под налогообложения те активы, которые выставлены на продажу? Применяется ли это ПБУ к недвижимости, которая облагается налогом по кадастру? Будем разбираться.

Что облагают налогом на имущество

Налогом на имущество организаций облагается недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Это:

  • недвижимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если налоговая база определяется как среднегодовая стоимость;
  • недвижимость, которая находится на территории РФ, принадлежит организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость, и входящая в региональные перечни кадастровых объектов.

Таким образом, условия для обложения налогом на имущество:

  • для объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости – учет на балансе в составе основных средств. Это бухгалтерские счета 01 и 03;
  • для объектов, облагаемых по кадастровой стоимости – вхождение в региональные перечни, устанавливающие особенности налогообложения таких объектов.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Когда основное средство перестает быть основным средством

Нередко имущество, которое фирма ранее использовала в своей деятельности, ей больше не нужно. Тогда она решает его продать.

Сначала выпускают приказ директора. В нем пишут, что эксплуатация актива прекращается и возобновлять его использование фирма не намерена. Также может быть даже заключено соглашение о продаже с будущим покупателем. Затем объект начинают готовить к продаже.

Возможно, что продажа быстро не произойдет, и до того объект придется даже уценивать, и не один раз.

Неважно: эта ситуация как раз подпадает под действие ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», в которое Приказом Минфина от 5 апреля 2019 г. № 54н были внесены изменения: введен новый вид активов - долгосрочные активы к продаже.

Новые нормы дают возможность переклассификации объекта основных средств в долгосрочный актив к продаже. Раньше такого не было, но с 2020 год применение внесенных изменений стало обязательным. А основания для проведения переклассификации – это все перечисленные выше действия фирмы, связанные с принятым решение о продаже.

Объект, который фирма не использует временно, долгосрочным активом к продаже считаться не может.

С момента переклассификации долгосрочный актив к продаже отражается уже не в составе основных средств. Он перестает быть внеоборотным активом, продажа которого не предусмотрена (это, как вы знаете, одно из условий для отнесения имущества к ОС).

«Переклассифицированный» объект переносится в бухучете в состав оборотных активов, где его учитывают на отдельном субсчете к одному из счетов, на котором отражаются материально-производственные запасы. Это может быть счет 10 «Материалы», счет 41 «Товары».

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

В дальнейшем этот объект оценивается по правилам, действующим для оценки запасов.

Это соответствует требованию ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», где говорится, что стоимость долгосрочных активов к продаже отражается в бухгалтерском балансе в разделе «Оборотные активы» отдельной статьей либо включается в другую статью бухгалтерского баланса, например «Прочие оборотные активы». В качестве стоимости актива на момент переклассификации принимается его балансовая стоимость (т.е. остаточная стоимость с учетом переоценок и обесценения, если они имели место).

Налоги на долгосрочный актив к продаже

С налогом на прибыль – все просто.

С момента переклассификации амортизацию по уже бывшему основному средству в расходах признавать нельзя. Ведь оно перестает использоваться для извлечения дохода и, следовательно, больше не является амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).

При обложении налогом на имущество нужно учитывать два нюанса.

Первый. Когда актив перестает учитываться в составе основных средств, он перестает быть объектом обложения имущественным налогом с налоговой базой «среднегодовая стоимость».

Долгосрочный актив к продаже не учитывается в бухучете в составе ОС. Значит, он не должен облагаться налогом на имущество организаций, если налоговая база определяется как среднегодовая стоимость.

А что с кадастровыми объектами?

Для налогообложения кадастрового объекта не имеет значения, на каком балансовом счете отражена его стоимость – 01, 03, 08, 41. Важно, что у него определена кадастровая стоимость, и он значится в перечне объектов, которые облагаются налогом по кадастровой стоимости, утверждаемом властями региона на очередной налоговый период.

Это значит, что на такой объект нужно начислять налог на имущество, даже если его решили продавать и перевели в состав долгосрочных активов к продаже. И так до самого момента продажи, то есть до выбытия.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Право собственности на квартиры было оформлено после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Через полгода после этого был закрыт договор с генподрядчиком, получен акт по форме КС-11. До этого времени выполнялись работы по доведению помещений до состояния, пригодного к использованию, подлежащие включению в стоимость строящегося объекта. После выполнения этих работ была сформирована первоначальная стоимость квартир, и квартиры были поставлены на учет на счете 41.

Ответ

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п. 1 ст. 14 НК РФ), устанавливается и вводится в действие НК РФ и законами субъектов РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ), поэтому при его исчислении на территории г. Москвы, помимо главы 30 НК РФ, следует руководствоваться также Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон N 64) (см. также письмо Минфина России от 21.03.2016 N 03-05-04-01/15503).

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, согласно пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (норма была введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2015), налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектом налогообложения жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Указанный порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости применяется в отношении собственников таких объектов или организаций, владеющих такими объектами на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ (пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина России от 13.12.2017 N 03-05-05-01/83122, от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30747, ФНС России от 01.11.2018 N БС-4-21/31317@, от 06.12.2017 N БС-4-21/24674@).

При этом, право собственности за застройщиком регистрируется на квартиры, поэтому именно квартиры будут признаваться жилыми помещениями (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 2 ст. 15, ч.ч. 1, 3 ст. 16 ЖК РФ) и, соответственно, объектами налогообложения для целей пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 (статья 1.1 была дополнена пунктом 4 Законом г. Москвы от 24.06.2015 N 29, вступившим в силу с 01.01.2016) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении двух лет со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету.

Таким образом, с 01.01.2016 на территории г. Москвы жилые дома и жилые помещения признаются объектом налогообложения и облагаются по кадастровой стоимости при условии, что они:

Не учитываются на балансе в качестве объектов основных средств.

Со дня принятия их к бухгалтерскому учету прошло более двух лет.

То есть, для применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 необходимыми условиями являются факт принятия объекта к бухгалтерскому учету (но не в качестве объектов основных средств) и период времени, в течение которого объект отражается в бухгалтерском учете организации (более двух лет).

Правоприменительная практика по рассматриваемому вопросу, которой мы располагаем, касается применения нормы пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Так, для целей пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ счет, на котором отражены объекты недвижимого имущества в бухгалтерском учете, значения не имеют. В соответствии с разъяснениями официальных органов жилые дома и жилые помещения, в отношении которых определена кадастровая стоимость, подлежат налогообложению при постановке на соответствующий счет бухгалтерского учета активов, отличных от основных средств, в том числе на счета учета товаров, готовой продукции, материальных запасов, а также на счет вложений во внеоборотные активы (письма Минфина России от 19.05.2017 N 03-05-05-01/30753, от 12.01.2017 N 03-05-05-01/432, от 17.03.2016 N 03-05-05-01/14936, от 16.03.2016 N 03-05-05-01/14575, от 30.07.2015 N 03-05-05-01/44047, от 22.07.2015 N 03-05-05-01/41959, от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, ФНС России от 23.04.2015 N БС-4-11/7028@)).

Таким образом, в силу пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ жилые дома и жилые помещения, в том числе, квартиры, реализуемые застройщиком, на которого зарегистрировано право собственности, независимо от порядка ведения их бухгалтерского учета, признаются объектом налогообложения исходя из кадастровой стоимости до момента регистрации перехода права собственности на них к покупателю (см. также письма Минфина России от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, ФНС России от 21.01.2016 N БС-4-11/697).

При этом в соответствии с позицией чиновников такие квартиры могут отражаться, в том числе на счете 08 «Внеоборотные активы», а неотъемлемыми условиями для признания квартир объектом налогообложения являются наличие государственной регистрации права собственности на них и определенной в отношении этих квартир кадастровых стоимостей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для целей применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 принятием к учету квартир может признаваться отражение затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а два года следует отсчитывать с момента государственной регистрации права собственности на квартиры и определения их кадастровых стоимостей. С учетом вышеприведенных разъяснений Минфина России именно такую позицию могут занять налоговые органы.

В тоже время в ряде разъяснений Минфина России высказывается позиция, согласно которой правовых оснований для применения пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в отношении незавершенного строительством жилого дома (в том числе жилых помещений в нем), не введенного в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, не имеется (п. 3 письма Минфина России от 29.08.2017 N 03-05-05-01/55262, от 17.04.2017 N 03-05-05-01/22623).

При этом, например, из постановления Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10 следует, что получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации.

Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (спор касался объекта недвижимого имущества, подлежащего учету в составе основных средств).

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2015 N Ф04-19867/2015 по делу N А45-7966/2014 был сделан вывод о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не является документом, подтверждающим момент определения фактической суммы затрат в отношении объекта долевого строительства по итогам строительства жилого дома; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не исключает обязанность застройщика довести объект до нормативного состояния.

Из совокупного смысла приведенных писем Минфина России и судебной практики можно сделать вывод о том, что в ситуации, когда дом введен в эксплуатацию, но фактически не доведен до состояния готовности к эксплуатации, пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ применяться не должен, то есть, квартиры в этом доме не признаются объектом налогообложения на основании этой нормы до завершения всех работ. Эти квартиры признаются объектом налогообложения только после завершения всех работ по строительству дома, формирования их учетных стоимостей и принятия их к бухгалтерскому учету.

Кроме того, на наш взгляд, «принятие указанных объектов к бухгалтерскому учету», предусмотренное п. 4 ст. 1.1 Закона N 64, больше соответствует принятию к учету непосредственно самих квартир на счете 41 «Товары», а не отражению затрат на строительство дома на счете 08 «Внеоборотные активы»*(1).

Товары, являясь частью материально-производственных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п.п. 2, 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). Согласно п. 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, актив признается в бухгалтерском балансе, в частности, когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Как мы поняли, в данной ситуации на момент регистрации права собственности на квартиры их первоначальная стоимость по объективным причинам не могла быть сформирована (продолжали выполняться строительно-монтажные работы по доведению помещений до состояния, пригодного к использованию, подлежащие включению в стоимость квартир), поэтому у организации на тот момент не было оснований для учета этих квартир на счете 41 «Товары». Квартиры были приняты к учету в качестве товаров после завершения всех работ и формирования их фактической себестоимости.

Таким образом, полагаем, что по рассматриваемому вопросу существует и другая точка зрения. Она заключается в том, что, несмотря на получение разрешения на ввод в эксплуатацию дома (п. 1 ст. 55 ГрК РФ) и регистрацию права собственности на квартиры, для целей применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 два года следует отсчитывать с момента принятия квартир к учету в качестве товаров на счете 41.

Разъяснениями официальных органов и материалами арбитражной практики по вопросу применения п. 4 ст. 1.1 Закона N 64 в рассматриваемой ситуации мы не располагаем.

В виду отсутствия в анализируемых нормах налогового законодательства РФ прямой взаимосвязи между формированием стоимости квартир на счете 41 «Товары» и порядком расчета налога на имущество по кадастровой стоимости, а также подтверждающей правоприменительной практики, данная точка зрения является нашим экспертным мнением.

Следование ему может привести к налоговому спору, поскольку налоговые органы скорей всего займут иную позицию. В частности, полагаем, что налоговики принятием к учету квартир могут признавать отражение затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отсчитывать два года, предусмотренные п. 4 ст. 1.1 Закона N 64, с даты регистрации права собственности и установления кадастровой стоимости на эти объекты.

Признавая неоднозначность налоговых последствий в данной ситуации, рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями в официальные органы. При этом поскольку вопросы об установлении особенностей налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости относятся к компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ (письма Минфина России от 07.02.2018 N 03-05-05-01/7139, от 02.11.2017 N 03-05-03-01/72248, от 21.01.2016 N 03-03-06/2034, от 12.10.2015 N 03-05-05-01/58080), полагаем, что организация может обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Наличие разъяснений официальных органов в случае спора с налоговым органом будет считаться обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

*(1) В соответствии с разъяснениями налоговых органов организация-застройщик может вести учет затрат на строительство дома на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с последующим оприходованием предназначенных для продажи квартир на счете 41 «Товары» (письма УМНС по г. Москве от 22.06.2000 N 03-12/28309, от 27.02.2001 N 03-12/9722-м).

Как мы писали ранее, налог на недвижимость состоит из двух однотипных налогов:
- налога на имущество организаций (Глава 30 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (Глава 31 НК РФ).

Под однотипностью имеется в виду налогообложение экономически однотипного недвижимого имущества юридических или физических лиц. Но следует помнить, что налог на имущество организаций региональный, то есть регулируется на федеральном и региональном уровнях, а налог на имущество физических лиц местный, то есть регулируется на федеральном и местном (муниципальном) уровне. Для полного понимания налога на недвижимость рассмотрим детальнее его основные элементы.

Налогоплательщики

Кто же должен платить налог на недвижимость? Плательщиками налога являются юридические и физические лица, обладающие соответствующим недвижимым имуществом.
Так, согласно определению организации (ст. 11 НК РФ) и субъектов налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ) обязанность по уплате налога вменена:
- российским юридическим лицам;
- иностранным организациям с постоянным представительством в Российской Федерации;
- иностранным организациям с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации (в случае отсутствия постоянного представительства).

Если у организации нет надлежащего объекта налогообложения согласно статье 374 НК РФ, например, если на балансе числятся только движимые вещи, то она не обязана платить налог на имущество организаций.

С налогом на имущество физических лиц, соответственно, все проще. Этот налог платят все физические лица независимо от гражданства, если они имеют в собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 401 НК РФ.

Объект налогообложения

Казалось бы, все очевидно: само словосочетание «налог на недвижимость» говорит о том, что данным налогом облагается только недвижимое имущество. Однако такая ситуация была не всегда.
Продолжительное время налог на имущество организаций распространялся как на недвижимое, так и на движимое имущество, в то время как налог на имущество физических лиц - только на недвижимость. Подобный разрыв в двух типовых налогах не один раз критиковали специалисты.

В результате налог на имущество организаций в части движимого имущества был отменен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», что привело к сокращению поступлений в региональные бюджеты. Фактически он стал налогом на недвижимость организаций, так как объектом налогообложения осталось только недвижимое имущество, а именно:
- недвижимое имущество, которое числится на балансе организации, как основные средства, и облагается налогом по балансовой (среднегодовой) стоимости;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении организации или получено по концессионному соглашению и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Объекты по налогу на имущество физических лиц в законе определены более конкретно, и к ним относятся:
- жилой дом, в том числе на земельном участке ЛПХ и ИЖС;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здания, строения, сооружения и помещения.

Как бы ни было очевидно, что налогом на недвижимость облагается только недвижимое имущество, на практике часто возникают вопросы, является ли тот или иной объект недвижимостью, какими нормами руководствоваться при разграничении движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения. Без бутылки… глубокого погружения в законодательство и судебную практику не разобраться, поэтому подробнее этот аспект будет рассмотрен позже в отдельной статье.

Исключенное из налогообложения имущество.
Налогом на имущество организаций не облагаются:

  • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы – потому как у земельных участков есть свой налог, а водные и природные ресурсы, как правило, являются ограниченными в обороте и находятся в федеральной собственности;
  • памятники истории и культуры федерального значения – государство само себе налог платить не будет;
  • космические объекты – сложно представить возможную выездную налоговую проверку;
  • имущество госоргана с военной или приравненной к ней службой – сами попробуйте с военных налоги получить;
  • ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками (ЯУЭ) и суда атомно-технологического обслуживания (АТО);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • суда участников специальных административных районов, в том числе воздушные.

Налогом на имущество физических лиц, в свою очередь, не облагается общее имущество многоквартирного дома. Тому также есть объяснение: администрировать налогообложение такого имущества очень сложно. Площадь, количество комнат и собственников конкретной квартиры рассчитать не представляет труда – все данные есть в Едином государственном реестре недвижимости. Но вот тех же данных об общем имуществе в многоквартирном доме нет, поэтому было просто решено исключить это имущество из налогооблагаемого.

Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база, то есть стоимостная оценка объекта налогообложения, определяется двумя способами: по среднегодовой (балансовой) стоимости или кадастровой стоимости.

Среднегодовая (балансовая) стоимость – стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете, которая берет в расчет первоначальную стоимость объекта (на основании индивидуальных затрат) и ежегодный износ.
Кадастровая стоимость - стоимость недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки, которая наиболее близка к рыночной.

Статья 375 НК РФ закрепляет, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость объекта. Но во-первых, далеко не всегда, а во-вторых, через несколько лет этот способ определения налоговой базы станет историей.

В некоторых случаях сейчас, а вскоре – в любом случае, используется кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Так, организации должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости:

с торгово-офисной недвижимости согласно специальному региональному перечню;

Найти соответствующий Перечень, который действует в конкретном субъекте Российской Федерации, Вы можете с помощью реестра региональных перечней - мы специально для Вас его подготовили.

  • с жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также садовых домов и строений на земельных участках ЛПХ и ИЖС.

Кроме того, когда иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянное представительство или просто не использует объекты недвижимости, она также уплачивает налог по кадастровой стоимости.

В отношении налога на имущество физических лиц налогооблагаемая база всегда определяется как кадастровая стоимость объекта.

Ранее использовалась инвентаризационная стоимость, которую определяло Бюро технической инвентаризации (БТИ) с учетом первоначальной стоимости (на основании общих затрат) и износа объекта недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ инвентаризационная стоимость не применяется с 1 января 2020 года. Если до этого срока регион не перешел на порядок определения налогооблагаемой базы по кадастровой стоимости, то используется инвентаризационная стоимость объекта по данным на 1 марта 2013 года.

Отметим, что налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости имеет свои нюансы (особенности), о которых подробнее мы расскажем в отдельной статье.

Налоговые ставки

Согласно статье 380 НК РФ региональные ставки налога на имущество организаций не могут превышать 2,2 %, а для объектов недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости – 2 %.

Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика и объекта налогообложения. Например, в Пермском крае действуют дифференцированные ставки 0,6-1,1 % на объекты, используемые в строительстве, рыболовстве, сельском хозяйстве[1]. На федеральном уровне для объектов газодобычи, добычи полезных ископаемых и некоторых других объектов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р, ставка налога определена на уровне 0 %. Это некое скрытое исключение объектов из перечня налогооблагаемых: они как бы налогом облагаются, но по ставке «0%».

Ставки налога на имущество физических лиц зависят от вида и стоимости объекта. Так, в отношении жилого дома, квартиры, комнаты, гаража, машино-места ставка не может превышать 0,1 %, в отношении иного имущества – 0,5 %, но, если оно дороже 300 млн – 2 %.
При этом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), базовые ставки могут быть уменьшены до нуля либо увеличены, но не более чем в три раза.

Для более удобного способа получения информации о ставках по субъектам Российской Федерации мы подготовили для Вас специальный реестр или можете получить справочную информацию о ставках налога на сайте ФНС России.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения размера бывают федеральные и региональные.
На федеральном уровне закреплен довольно большой перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Согласно статье 381 НК РФ он включает в себя:

  • общественные организации инвалидов[2]
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • инновационные научно-технические центры;
  • управляющие компании, участники экономических зон;
  • некоторые фармацевтические компании и другие организации.

В данном случае налоговая льгота распространяется преимущественно только на то недвижимое имущество, что используется организацией по целевому назначению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные налоговые льготы, которые действует только на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Например, благодаря подобной налоговой льготе в Москве налог на имущество не платят жилищно-строительные кооперативы, религиозные организации[3], в Красноярском крае – спортивные и медицинские организации по территориальным программам[4], а в Челябинской области для организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность, возможно уменьшить сумму налога до 50 %[5].

Льготы по налогу на имущество физических лиц подразделяются на федеральные и местные.
Перечень лиц, которые освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, содержится в статье 407 НК РФ (федеральная льгота) и включает в себя такие категории граждан как:

  • Герои СССР и Герои Российской Федерации;
  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • дети-инвалиды, инвалиды с детства;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны;
  • уволенные военнослужащие с выслугой более 20 лет и другие.

Граждане могут не платить налог на имущество в отношении жилых домов, квартир, их части, комнат, гаражей или машино-мест. Важно отметить, что возможно только по одному объекту каждого вида, то есть, при наличии дома и квартиры гражданин освобождается от уплаты налога в полной мере, а при наличии двух домов и квартиры за один дом необходимо будет заплатить налог.
На местном уровне устанавливаются дополнительные льготы, тем самым расширяется список «освобожденного имущества» и граждан-льготников. Так, в городе Мурманск действует льгота в размере 100 % для детей-сирот и собственников помещений в аварийных многоквартирных домах[6].

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Источники
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
5. Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций».
6. Закон Мурманской области № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016
«Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» .
7. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций».
8. Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р «Об утверждении перечня недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия».
10. Письмо ФНС России от 10.07.2018 № БС-4-21/13205@ «О направлении письма Минфина России о применении положений пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
11. Письмо Минфина России от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»

[1] Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае»
[2] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148
[3] Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
[4] Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций»
[5] Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций»
[6] Закон Мурманской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016.

Читайте также: