Налог на недвижимость в азербайджане

Опубликовано: 04.05.2024

База данных "Законодательство Азербайджана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Азербайджана

Общие сведения

Законодательство Азербайджанской Республики о налогах и сборах является кодифицированным. Статья 2 Налогового кодекса Азербайджанской Республики устанавливает, что оно состоит из:

  • Конституции Азербайджанской Республики;
  • настоящего Кодекса ;
  • принятых на их основании нормативных актов.

Налоговая система является трехуровневой. Налоги делятся на:

  • государственные (обязательны для всей страны)
  • налоги Автономной Нахчыванской Республики
  • местные

Конституция Азербайджанской Республики является главным законом государства, содержит в статье 73 общую декларативную норму налогового законодательства, провозглашающую обязанность граждан выплачивать установленные законом налоги и сборы, а также гарантирующую защиту от взимания налогов и сборов при отсутствии на то законных оснований и сверх установленных законом объемов. Согласно Конституции полномочия по введению новых налогов и сборов принадлежат исключительно законодательным органам власти соответствующего уровня.

Конкретизируются нормы законодательства о налогах в общегосударственных, местных нормативных актах, а также в нормативно-правовых актах Автономной Республики Нахчывань. Главным таким нормативным актом является Налоговый кодекс Азербайджанской Республики. Именно он устанавливает перечень налогов государственного и муниципального уровней, а также налоги, поступающие в бюджет Нахчыванской Автономной Республики. Кодекс регулирует общие основы законодательства, устанавливает права и обязанности участников налоговых правоотношений, ответственность за нарушение налогового законодательства, детально прописывает процедуры налогового контроля, сроки и порядок обжалования действий должностных лиц налоговых органов.

Государственные налоги

  • подоходный налог с физических лиц. Плательщики – физические лица, объект – разность совокупного дохода за налоговый период и налогового вычета, предусмотренного законодательством. Минимальная ставка – 14 процентов, при доходе свыше 2500 манат – 250 манат плюс 25 процентов от суммы свыше 30000.
  • на прибыль юридических лиц. Плательщики – предприятия. Объект – разность доходов и расходов предприятия. Ставка – 20 процентов. В государственный бюджет не идет налог, полученный от муниципальных предприятий.
  • на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели. Объект налогообложения – предоставление товаров, выполнение работ, оказание услуг, импорт. Ставка налога – 18 процентов от стоимости каждой операции, облагаемой НДС.
  • акцизы. Плательщики – предприятия и физические лица, производящие или ввозящие внутрь страны подакцизную продукцию. К такой продукции относятся: алкогольная и табачная продукция, нефтепродукты, легковые машины, водный транспорт, драгметаллы, драгоценные камни, ювелирные изделия. Ставки для разных товаров разные.
  • налог на имущество. Плательщики – предприятия и физические лица-собственники объектов налогообложения. Налогом облагаются: недвижимое имущество, водные и воздушные транспортные средства. Ставки налога различны, для недвижимого имущества определяются, исходя из его площади и месторасположения. Для транспорта – в зависимости от мощности. В государственный бюджет идет налог, полученный от плательщиков–предприятий. Налог, полученный от граждан, поступает в местные бюджеты.
  • земельный налог. Плательщики – собственники или законные владельцы участков, расположенных на территории страны. Налог представляет собой ежегодный фиксированный платеж. Ставка – 0.06 манат за 1 условный балл. Количество баллов зависит от месторасположения, вида разрешенного использования, кадастровой стоимости участка. Налог, полученный от физических лиц, идет в местный бюджет.
  • дорожный налог. Плательщики – нерезиденты-владельцы транспорта, въезжающего внутрь государства, использующие этот транспорт для различных видов перевозок, а также производители или импортеры нефтепродуктов. Объект налогообложения – автотранспортные средства иностранных государств и нефтепродукты местного производства или импортируемые в страну. Для транспорта ставка зависит от мощности двигателя и срока его нахождения в Азербайджане. Для нефтепродуктов ставка зависит от его оптовой или таможенной стоимости.
  • промысловый налог. Плательщики – предприятия и физические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Ставка зависит от разновидности ископаемых, самая высокая - на нефть (26 процентов от оптовой стоимости кубометра). Налог на строительные материалы местного значения идет в местные бюджеты.
  • упрощенный налог. Плательщики – предприятия и граждане, осуществляющие некоторые виды деятельности, при условии, что общая стоимость операций, облагаемых налогами, за годовой налоговый период не выше, чем 200 000 манат. Ставка для города Баку – 4 процента, для других городов и районов – 2 процента от объема валовой выручки.

Налоги Автономной Нахчыванской Республики

Согласно статье 7 Налогового Кодекса в бюджет республики поступают все государственные налоги, собираемые на ее территории.

Местные налоги

Статья 8 Налогового кодекса Азербайджанской республики к местным налогам относит:

  • земельный налог с физических лиц
  • налог на имущество физических лиц
  • промысловый налогна строительные материалы местного значения;
  • налог на прибыльпредприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Таким образом, в местные бюджеты идут те же самые налоги, что и в государственный, их конечное назначение зависит от личности плательщика, а в случае с промысловым налогом – от объекта налогообложения. Данное обстоятельство позволяет пополнить местный бюджет, не создавая для налогоплательщиков излишнего налогового бремени.

Заключительные положения

В целом налоговое законодательство Азербайджанской Республики можно охарактеризовать как современное и удобное для понимания, прочтения и применения, общее количество налогов и налоговые ставки не являются чрезмерными. Данные обстоятельства создают благоприятные условия для эффективной работы налоговой системы.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Заур Расулзаде 27 сентября 2015, 15:22

Собственников квартир и земельных участков в Азербайджане с января нынешнего года обложили налогом. Владельцы недвижимости уже начали получать квитанции с указанием суммы в зависимости от квадратных метров и местоположения их имущества.

Квитанции за подписями глав муниципалитетов пришли во многие квартиры, и надо заметить, что не все счастливые обладатели собственного жилья в Баку и других городах страны согласны с проставленными там суммами, хотя в среднем они не так уж и высоки - от 30 до 60 манатов в год.


В принципе, кадастровую стоимость жилья или земельного участка можно оспорить, однако на сегодняшний день судебная практика в этой сфере поменялась в нашей стране не в пользу заявителя, не согласного с оценкой его имущества. И случилось это в первую очередь потому, что согласно поправкам в налоговое законодательство, с 1 января физические лица будут выплачивать налог на недвижимость в зависимости от ее площади из расчета 0,4 маната за кв.метр (Баку), 0,3 (Сумгаит, Гянджа) и 0,2 – другие города страны. Имеется, правда, уточнение, что налогообложению подлежит только недвижимость, площадь которой превышает 30 квадратных метров.

К перспективе применения налога на недвижимость в Азербайджане весьма скептически отнесся маститый экономист Октай Ахвердиев, который в беседе с haqqin.az прежде всего отметил, что механизмы применения подобного закона очень сложно подготовить и что для каждой страны они должны разрабатываться индивидуально, с учетам множества факторов.

«Перед тем как начать платить налоги, мы должны определить, каким образом будет определяться рыночная стоимость земли, - справедливо считает О.Ахвердиев. - Еще в 70-е годы прошлого века в Азербайджане 5 лет пытались определить стоимость земли, но так ничего и не добились. Такая же ситуация с имущественным налогом. Весь вопрос в том, с кого этот налог на имущество будет взиматься и каким образом».

Не исключено, считает эксперт, что имущественное законодательство пересматривается в спешном порядке в связи с тем, что доходов в бюджет уже в нынешнем году может быть меньше, чем прежде, а потому правительство изыскивает новые источники дохода. В любом случае, ситуация со всеми налоговыми новшествами заставляет задуматься, куда пойдут новые фискальные сборы – на улучшение жизни граждан или на еще одну статью пополнения бюджета.

Понятно, что госбюджет – это тоже наша с вами жизнь, наше благополучие, но в связи с тем, что экономический кризис уже больно ударил по населению, причем самому малоимущему, неплохо бы правительству как-то смягчить этот удар, а не облагать граждан дополнительным бременем.


Для сравнения информация о применении налога на недвижимость в странах Евросоюза. Такого вида сборов из членов ЕС нет только в Ирландии и на Мальте. Ставка чаще всего рассчитывается на основе кадастровой стоимости, которая обычно меньше рыночной. Обычно налоговый сбор в государствах Европы вносится раз в год и, как правило, минимальная ставка не превышает 1% , то есть в среднем владельцы платят 100-400 евро. Определяется налог на недвижимость несколькими способами: по прогрессивной шкале определяется ставка, пропорциональная стоимости недвижимости (подобная система принята в большинстве стран); налог назначается в расчете на квадратный метр (в Польше, Словакии, Чехии, частично в Венгрии); также существует фиксированная плата, размер которой устанавливают муниципалитеты (в Великобритании и Франции).

В странах, где принято начислять определенный процент от стоимости объекта, меньше всего платят владельцы недорогой недвижимости на Кипре, где по данным Global Property Guide (GPG), жилье стоимостью до 120 тыс. евро налогом не облагается. В Болгарии, Нидерландах, Словении и Эстонии минимальная ставка составляет 0,1% от стоимости недвижимости. По ставке менее 1% (нижний порог) налоги платят собственники в Австрии, Испании, Италии, Латвии, Люксембурге, Португалии, Румынии, Финляндии и Швеции. По фиксированной ставке - 1% от оценочной стоимости - платят владельцы жилья в Литве. Самые высокие налоги - в Германии и Дании. По данным GPG, в этих странах минимальная ставка налога составляет 2,6% от оценочной стоимости и достигает 10 и 6,4% соответственно. В Великобритании нет единого налога на недвижимость. Однако собственники платят муниципальный налог, средства от которого идут на уборку улиц, содержание полиции и государственных учреждений. Его сумма зависит от региона и колеблется от 200 до 2500 фунтов стерлингов (примерно 230 - 3000 евро) в год.

Во Франции есть два типа налогов на недвижимость: taxe fonciere (платят владельцы, независимо от того, проживают ли они в доме) и taxe d'habitation (платят жильцы - владельцы или арендаторы). Сумма налога зависит от площади жилья и региона. В год собственники платят от 400 до 1500 евро. Это заметная сумма, но и уровень благосостояния в Великобритании, Германии и Франции тоже гораздо выше, чем в целом по Европе.

Так что, в принципе, налогами на недвижимость облагается население практически всех цивилизованных стран. Однако здесь важна одна небольшая деталь – сумма фискальных сборов с собственников жилья и земельных участков напрямую зависит от усредненных доходов населения, то есть от зарплат и пенсий.

________________
* Соглашение вступило в силу 3 июля 1998 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Азербайджанской Республики,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2
Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым в Договаривающихся Государствах, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доход и имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода, общей суммы имущества или с отдельных элементов дохода или имущества, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества.

3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

а) в Азербайджанской Республике:

(i) налог на прибыль и отдельные виды доходов юридических лиц;

(ii) подоходный налог с физических лиц; и

(iii) налог на имущество

(далее именуемые "налоги Азербайджана");

b) в Российской Федерации:

(i) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

(ii) подоходный налог с физических лиц;

(iii) налог на имущество с предприятий; и

(iv) налог на имущество физических лиц

(далее именуемые "российские налоги").

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомляют друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующем налоговом законодательстве.

Статья 3
Общие определения

1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

а) термины "одно Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означают, в зависимости от контекста, Азербайджанскую Республику или Российскую Федерацию;

b) термин "лицо" означает физическое лицо, юридическое лицо или любое другое объединение лиц;

с) термины "предприятие одного Договаривающегося Государства" и "предприятие другого Договаривающегося Государства" означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одного Договаривающегося Государства, и предприятие, управляемое резидентом другого Договаривающегося Государства;

d) термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое другое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения;

е) термин "международная перевозка" означает любую перевозку водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортным средством, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такое транспортное средство эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве;

f) термин "компетентный орган" означает:

(i) применительно к Азербайджанской Республике - Министерство финансов или его уполномоченного представителя;

(ii) применительно к Российской Федерации - Министерство финансов или его уполномоченного представителя.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой не определенный в нем термин будет, если из контекста не вытекает иное, иметь то значение, которое он имеет в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства.

Статья 4
Резидент

1. Для целей настоящего Соглашения термин "резидент Договаривающегося Государства" означает лицо, которое по законодательству этого Договаривающегося Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, места управления или любого другого аналогичного критерия. Этот термин, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его статус определяется следующим образом:

а) оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если оно располагает постоянным жильем в обоих Договаривающихся Государствах, то оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если Договаривающееся Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не имеет постоянного жилья ни в одном из Договаривающихся Государств, то оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно обычно проживает;

с) если оно обычно проживает в обоих Договаривающихся Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, то оно считается резидентом того Договаривающегося Государства, гражданином которого оно является;

d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает его в качестве своего гражданина или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают вопрос о налогообложении такого лица по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то такое лицо является резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно зарегистрировано.

Статья 5
Постоянное представительство

1. Для целей настоящего Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Термин "постоянное представительство", в частности, включает:

а) место управления;

b) филиал (отделение);

f) шахту, рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер, установку, сооружение или любое другое место разведки, добычи и разработки природных ресурсов.

3. Строительная площадка, монтажный или сборочный объект образуют постоянное представительство, только если они существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.

4. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи, термин "постоянное представительство" не включает:

а) использование сооружений и содержание запасов товаров и изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей их хранения и демонстрации;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно в целях переработки другим предприятием;

с) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью закупки товаров или изделий или сбора информации для предприятия;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в подпунктах а) - е).

5. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, о котором говорится в пункте 6 настоящей статьи, осуществляет деятельность в одном Договаривающемся Государстве от имени предприятия другого Договаривающегося Государства и имеет и обычно использует в первом Договаривающемся Государстве полномочия заключать контракты или содержит запасы товаров и изделий, принадлежащих предприятию, из которых осуществляется регулярная поставка этих товаров и изделий от имени предприятия, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4 настоящей статьи.

6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом Договаривающемся Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

7. Тот факт, что предприятие одного Договаривающегося Государства контролирует или контролируется предприятием другого Договаривающегося Государства или осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Договаривающемся Государстве (через постоянное представительство или иным образом), сам по себе не превращает одно из этих предприятий в постоянное представительство другого предприятия.

Статья 6
Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского и лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет в законодательстве Договаривающегося Государства, в котором находится данное имущество. Этот термин в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения национального законодательства, касающиеся земельной собственности, права, известные как узуфрукт недвижимого имущества, и права на переменные или фиксированные платежи, выплачиваемые в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов. Транспортные средства, упомянутые в подпункте е) пункта 1 статьи 3 настоящего Соглашения, не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются к доходам, получаемым от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

4. Положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи применяются также к доходам от недвижимого имущества предприятий и к доходам от недвижимого имущества, используемого для оказания независимых личных услуг.

Статья 7
Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся в нем постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как указано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить в случае, если бы было отдельным и самостоятельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Договаривающемся Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами, в рамках норм, устанавливаемых внутренним законодательством этого Государства.

4. Если в Договаривающемся Государстве определение прибыли, относящейся к постоянному представительству, осуществляется обычно путем распределения общей суммы прибыли предприятия между его различными подразделениями, то ничто в пункте 2 настоящей статьи не будет мешать данному Договаривающемуся Государству определять налогооблагаемую прибыль посредством такого распределения, исходя из обычной практики.

5. Если прибыль включает виды доходов, которые рассматриваются отдельно в других статьях настоящего Соглашения, то положения этих статей не затрагиваются положениями настоящей статьи.

Статья 8
Международные перевозки

1. Доход (прибыль), получаемый предприятием одного Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в подпункте е) пункта 1 статьи 3 настоящего Соглашения, облагается налогом только в этом Государстве.

2. Для целей настоящего Соглашения доход (прибыль) от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, означает доход (прибыль), получаемый лицом, эксплуатирующим такие транспортные средства, от их прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме, включая использование, содержание или сдачу в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования.

3. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются также к доходам от участия в пуле, в совместном предприятии или к международной организации по эксплуатации транспортных средств.

Статья 9
Ассоциированные предприятия

а) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого Договаривающегося Государства, или

b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства,

Improvement problems the mechanism of taxation of real estate in Azerbaijan

Ахмедов Мирага Махаррам оглы
доцент
Азербайджанская республика, Азербайджанский Государственный Экономический Университет
fizuli-economist@rambler.ru

В данной статье раскроена сущность налогa на недвижимость, eго разновидности, а также изучены и обобщены особенности применения в разных странах мира. Исследованы современное состояние и последние изменения применения налога на недвижимость в Азербайджане, определены пути ее совершенствования.

муниципальный налог, налоговое законодательство, рентная форма налогообложения, механизмы применения налога на недвижимость.

Ahmedov Miraga Maharram ogly
Associate Professor
Republic of Azerbaijan, Azerbaijan State Economic University
fizuli-economist@rambler.ru

In the article was examined essence of real estate taxes and his diversity of species, and features of the application in different countries of the world studied and generalized. In Azerbaijan the current state and recent changes of the estate taxation were analyzed and identified the ways to improved.

estate tax, municipal tax, tax law, the rent form of taxation, estate tax the use of mechanisms, the application mechanism of real estate tax.

Налог на имущество считается наиболее древней и распространенной формой фискального бремени, он был известен уже в Римской империи. В средневековой Европе вплоть до семнадцатого столетия налог на имущество и землю оставался одним из главных видов налогообложения. Им облагалась собственность на земельные участки и иное недвижимое имущество. В наши дни практически во всех государствах мира с рыночной экономикой применяется та или иная система фискальных сборов с владельцев недвижимости.

Налог на имущество в системе налогов является прямым налогом. С учетом субъектного состава этот налог имеет двух разновидностей: налог на имущество с физических лиц; налог на имущество с юридических лиц.
Согласно ст. 6 и ст. 8 Налогового Кодекса Азербайджанской Республики, налог на имущество с физических лиц поступает в муниципальный бюджет, а налог на имущество с юридических лиц – в государственный бюджет [1]. Или, например, в соответствии со ст.12 Налогового Кодекса Российской Федерации, налог на имущество с юридических лиц является источником дохода региональных (субъектов федерации) бюджетов, налог на имущество с юридических лиц – местных (муниципальных) бюджетов [2, 10-11].

Следует отметить, что налог на недвижимость применяется во всех странах Евросоюза, кроме Ирландии и Мальты. Ставка чаще всего рассчитывается на основе кадастровой стоимости, которая обычно меньше рыночной стоимости. Как правило, налог уплачивается раз в год. В большинстве стран Евросоюза минимальная ставка не превышает 1% и в год владельцы платят в среднем 100-400 евро. Налог на недвижимость рассчитывается тремя способами: по прогрессивной шкале определяется ставка, пропорциональная стоимости недвижимости — такая система принята в большинстве стран; ставка назначается в расчете на квадратный метр — в Польше, Словакии, Чехии, частично в Венгрии[3]; существует фиксированная плата, размер которой устанавливают муниципалитеты — в Великобритании и Франции[4].

Среди стран, где принято начислять определенный процент от стоимости объекта, меньше всего платят владельцы недорогой недвижимости на Кипре. По данным Global Property Guide (GPG), жилье стоимостью до 120 тыс. евро налогом не облагается. Собственники недвижимости, рыночная стоимость которой от 120 тыс. до 800 тыс. евро, платят по ставке от 4 до 7%. Если объект стоит более 800 тыс., он облагается налогом по максимальной ставке 8 %. В Греции налогом не облагаются объекты, оценочная стоимость которых менее 200 тыс. евро. Все, что дороже, подлежит оплате по ставке от 0,2 до 2,0 %. Кроме того, местные муниципалитеты добавляют еще 0,025-0,035%. В Болгарии, Нидерландах, Словении и Эстонии минимальная ставка составляет 0,1% от стоимости недвижимости[4].

Кроме того, по ставке менее 1% (нижний порог) налоги платят собственники в Австрии, Испании, Италии, Латвии, Люксембурге, Португалии, Румынии, Финляндии и Швеции. По фиксированной ставке — 1 % от оценочной стоимости — платят владельцы жилья в Литве. В Бельгии ставка немного больше — 1,25-2,5 %. Самые высокие налоги — в Германии и Дании. По данным GPG, в этих странах минимальная ставка налога составляет 2,6% от оценочной стоимости и достигает 10 и 6,4% соответственно. В Берлине жилец (собственник или арендатор) квартиры с одной спальней платит от 200 до 500 евро в год [6].

По данным GPG, в трех странах Евросоюза ставка определяется в расчете на квадратный метр: в Польше собственники платят 0,17 евро/ кв. м, в Словакии — 0,033 евро/ кв. м, в Чехии — от 0,08 до 0,4 евро/ кв. м в год [3]. В Великобритании нет единого налога на недвижимость[4, c.46]. Однако собственники платят муниципальный налог, средства от которого идут на уборку улиц, содержание полиции и государственных учреждений. Его сумма зависит от региона и колеблется от 200 до 2500 фунтов стерлингов (примерно 230 — 3000 евро) в год. Во Франции есть два типа налогов на недвижимость: taxe fonciere (платят владельцы, независимо от того, проживают ли они в доме) и taxe d’habitation (платят жильцы — владельцы или арендаторы). Сумма налога зависит от площади жилья и региона. В год собственники платят от 400 до 1500 евро [5]. В свою очередь, в Украине налогом не будут облагаться владельцы недвижимости, если жилая площадь их квартиры меньше 120 кв. м., а жилая площадь дома — меньше 250 кв. м. При этом он уточнил, что льгота в 120 и 250 кв. м распространяется только на один объект недвижимости, а если у гражданина есть две квартиры или квартира и дом, то, согласно закону, он освобождается от уплаты налога за один объект по выбору, а за второй он платит налог в полном объеме [3].

В США есть понятие основного (первого) дома с точки зрения налогообложения недвижимости и второго домов с точки зрения федерального налога с его продажи. Кстати, первый (основной) дом (квартира), и уж тем более единственный (ая), налогом с его (ее) продажи вообще не облагается[4].

В некоторых странах Восточной Европы, в том числе, Чехии, Беларусь, Украине налоговыми законодательствами этих стран налоги на недвижимость и с юридических, и с физических лиц отводятся к категории общегосударственных налогов и перечисляются в государственные бюджеты этих стран. Однако, в системе налогов Польши и Словакии налог на имущество, независимо от категории налогоплательщиков, является доходом муниципальных бюджетов [3, 298; 30; 258; 112; 218].

В большинство из стран Европы, например, в Испании, Германии, Великобритании и других странах ЕС налог на недвижимость с юридических и с физических лиц является муниципальным налогом [6, 104].

Падение цен на нефть на мировых рынках вызвало в странах — экспортерах углеводородных ресурсов в СНГ инициирование законодательных актов, направленных на увеличение сбора налогов с преуспевающих слоев населения. В отличие от США, на пространстве СНГ в законодательной власти не формируются политические партии, которые жестко поддерживали бы интересы средних слоев населения.
Обретший независимость Азербайджан в 90-е годы прошлого века также ввел налоги на имущество и землю. Фискальное бремя на имущество физических лиц и землю относится к местным налогам и их сборы осуществляют органы местного самоуправления — муниципалитеты. Однако долгое время эти структуры испытывали проблемы с формированием единой системы учета собранных и уплаченных в местный бюджет налогов, отсутствовали точные сведения о налогооблагаемой базе и налогоплательщиках. Эта неразбериха способствовала массовому уклонению от уплаты фискальных сборов на имущество и землю. Наиболее действенным шагом, коренным образом переформатировавшим механизм сбора муниципальных налогов, стали вступившие в силу с 1 января 2015 года поправки в Налоговый кодекс.

Согласно изменениям в Налоговом кодексе , отныне физические лица будут выплачивать налог на имущество и земельный налог в зависимости от их площади. Этот прозрачный и понятный механизм устраняет все существовавшие в прошлом проблемы муниципалитетов, связанные с оценкой инвентарной стоимости имущества и, соответственно, начислением и сбором данного вида налога. До последнего времени инвентарная стоимость зданий или квартир, находящихся в собственности физических лиц, определялась согласно «Правилам расчета инвентарной стоимости зданий, находящихся в собственности физических лиц», утвержденным решением Кабинета Министров еще пятнадцать лет назад. Ставка налога составляла 0,1% инвентарной стоимости жилья.

Несмотря на предоставление муниципалитетам полномочий по переоценке стоимости имущества, они сталкивались с рядом проблем, и прежде всего затруднялись оплачивать весьма немалые суммы оценочным компаниям, привлекаемым к этому процессу. Все это, безусловно, рождало немалые сложности, в особенности в сельской местности, где не была определена инвентарная стоимость 90% зданий. При этом деятельность более 80% муниципалитетов охватывает именно сельскую местность.

Теперь же, благодаря изменениям, внесенным в Налоговый кодекс, органы местного самоуправления получили возможность полного и точного расчета налога на имущество, что окажет положительное влияние на формирование бюджетов муниципалитетов.

По новым правилам вводится так называемая рентная форма налогообложения. Фискальные сборы будут привязаны к размеру имущества физических лиц, и в налогооблагаемую базу будет включена недвижимость, общая площадь которого превышает 30 кв. м. При этом искомые тридцать квадратов будут вычитаться из общей площади, а оставшиеся метры будут умножаться на определенную сумму, зависящую от того, расположен ли объект в столице или других городах и селах страны. Так, ставка ежегодного налога для Гянджи, Сумгайыта и Абшеронского района установлена в размере 0,3 маната с каждого кв. м имущества, в других городах и районных центрах будет взиматься 0,2 маната, а в поселках и селах ставка составит 0,1 маната.

Для недвижимости в Баку ставка налога составит 0,4 маната. Однако в зависимости от удаленности или близости к историческому центру столицы в отношении имущества будут применяться ставки с понижающими или повышающими коэффициентами не ниже 0,7 и не выше 1,5.

Главным положительным моментом изменений в Налоговом кодексе является освобождение от налогов большей части владельцев небольших однокомнатных квартир, независимо от их рыночной стоимости, что согласуется с европейскими стандартами и, безусловно, соответствует принципам социальной справедливости. В прошлом от налога на имущество освобождались квартиры стоимостью меньше 5 тысяч манатов, и за каждый лишний квадрат взимался налог в размере 0,1% от стоимости, то теперь от налога освобождены квартиры площадью до 30 квадратных метров, а процентная ставка заменена на денежный эквивалент. Нужно согласиться, что в настоящее время в Баку нет квартир за 5 тысяч манатов. Кроме того, изменение процентной ставки на денежный эквивалент облегчает подсчет налога для владельцев частных домов, и налог будет определяться в зависимости от рыночных цен.

Схожая схема расчета муниципального налога на землю также вступила в силу с 1 января 2015 года. Так, будут действовать ставки налога на каждые 100 кв. м земельных участков, при этом они будут диверсифицированы не только по регионам, но и по размеру — до и более 10 тысяч кв. м. Вместе с тем изменения в Налоговом кодексе не коснутся земельных участков сельскохозяйственного назначения. Они охватят земельные участки промышленного, строительного, транспортного, коммуникационного, торгово-бытового и прочего назначений, а также земельные участки под дачи, приусадебные участки и участки жилых фондов.

Главным положительным моментом данных изменений является то, что практически владельцы однокомнатных квартир, независимо от стоимости квартиры, освобождаются от налогов, что соответствует европейским стандартам.

Эти изменения в пользу населению. Они рассчитаны на обеспечение справедливого распределения налогов, в зависимости от уровня доходов населения; на то, чтобы владельцы более дорогих квартир платили более высокий налог, владельцы дешевых квартир – были освобождены от налога, владельцы квартир средней цены – на среднем уровне налог.

Другим изменением является то, что владельцы частных домов будут оплачивать налог на имущество муниципалитетам, что расширит финансовые возможности муниципалитетов.

За последние годы в Азербайджане был принят ряд законодательных актов, направленных на увеличение сбора налогов с населения, которые нацелены, скорее всего, на доходы среднего класса. К ним можно отнести не только повышение акцизов на приобретение автомобилей, золото, алкогольные и табачные изделия, но и изменение системы выплат налога на недвижимость. В результате изменений, именно средний класс, который, как правило, покупает квартиры в новостройках в «престижных» районах столицы, в которых квадратура заметно превышает льготные 30 квадратных метров, не облагаемых налогов.

Примечательно, что не только в Азербайджане, но и в России с 1 января налог на недвижимость будет измеряться в соответствие новой методике. Налог на недвижимое имущество физических лиц в 2015 году будет рассчитываться по новым правилам в отдельных регионах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Согласно нормам Налогового кодекса РФ, которые вступают в силу с 1 января 2015 года, базой для исчисления налога станет не стоимость БТИ, а кадастровая оценка, которая наиболее приближена к рынку. Новый закон предполагает введение трехуровневой ставки налога на имущество. Ставка 0,1% от кадастровой стоимости будет применяться для жилых домов и квартир, гаражей, машиномест и хозяйственных построек. Ставка 0,5% — для «иных зданий, строений, помещений, сооружений», а 2% — для дорогой недвижимости (кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей), а также торговых и офисных центров. В 2015 году эта система заработает в 23 регионах России.

Предпринятые меры в России и Азербайджане указывают, что страны, находящиеся в значительной зависимости от финансовых поступлений от реализации на мировых рынках нефти и природного газа, будут ужесточать налоговое законодательство.

Необходимость пополнить выпадающие доходы от нефтегазового сектора приведет к дальнейшему увеличению налогообложения в отраслях не нефтяного сектора и увеличению нагрузки непосредственно на средний класс. Но шаги, направленные на увеличение налоговой нагрузки на средний класс, в конечном итоге, могут привести к снижению деловой активности данной группы. Тогда как именно средний класс во многих странах является главной движущей силой экономического роста и политической стабильности в стране.

Раньше налог на недвижимость исчислялся на основе инвентаризационной стоимости недвижимости. Государственный комитет по вопросам имущества Азербайджана занимался определением инвентаризационной стоимости, на основании которой раз в год владельцы недвижимости выплачивали налог. При этом инвентаризационная стоимость включала в себя расходы на строительство объекта и не отражала ее рыночной стоимости.

Еще в 2011 году общественное объединение "Содействие экономическим реформам" предложило правительству две альтернативы существующей системе налогообложения земли и имущества. Применение налога на недвижимость является одним из приоритетных направлений налоговой политики страны на ближайшие годы, говорится в проекте Концепции социально-экономического развития Азербайджана на 2014 год и последующие три года. Налог на недвижимость будет применен на базе имущественного и земельного налогов. Параллельно с этим правительство намерено перейти на систему подсчета налогов на основе рыночных цен.

Сбором налога у юридических лиц занимается Министерство налогов. Что касается физических лиц, то сбором налога занимаются муниципалитеты.

Земельный налог взимается по кадастровой стоимости, которая вычисляется исходя из качества земли. Что касается налога на имущество, то он вычисляется исходя из инвентарной стоимости имущества. Если земельный налог муниципалитетам удается собирать, то с имущественным налогом есть проблемы. Дело в том, что для вычисления инвентарной стоимости должна быть купчая дома. В то время как треть квартир и частных домов в Азербайджане не имеет этого документа. В регионах показатель еще выше. Поэтому целесообразно создать на базе имущественного и земельного налогов налог на недвижимость. Причем нами предлагается два механизма применения налога. В первом случае налог должен исходить из рыночной стоимости недвижимости. Во втором — налог должен подсчитываться по квадратуре недвижимости.

В мире много механизмов взимания налога на недвижимость. Весь вопрос в том, какой путь выберет правительство Азербайджана. В любом случае необходимо установить конкретный лимит для налога и для лиц, собственность которых не будет облагаться налогом. Например, люди получающие адресную социальную помощь и живущие в социальных домах, должны быть освобождены от уплаты налога на недвижимость. Если будет применен механизм налогообложения недвижимости на основе квадратуры, то можно применить пример Украины и установить лимитную площадь. Тем самым налог может взиматься, если площадь недвижимости выше установленного лимита. Что касается другого механизма, когда налог будет взиматься на основе рыночной стоимости жилья, то определенную часть стоимости недвижимости (10-20 тыс. манатов), можно освободить от выплаты налога. Вся суть нового подхода к налогообложению недвижимости заключается в том, что граждане без надобности не будут строить огромные здания или держать в собственности крупные земельные участки. В противном случае им придется платить за него крупный налог. Вместе с тем, на первый период процентные ставки налога не должны быть высокими, для того, чтобы граждане не были "напуганы" ростом своих расходов.

Механизмы применения налога на недвижимость крайне сложно разработать. Например, каким образом будет определяться рыночная стоимость земли? Еще в 70-е годы прошлого века, в Азербайджане 5 лет пытались определить стоимость земли. Но так ничего не добились. Такая же ситуация с имущественным налогом. Весь вопрос в том, с кого этот налог на имущество будет взиматься и каким образом.

Но Азербайджан еще не готов к столь глубоким реформам. Новые виды налогообложения могут породить социальное напряжение, поэтому к таким вопросам необходимо осторожно относиться. Все эти вопросы появляются ввиду того, что в бюджетных доходов в следующем году может быть меньше, чем в предыдущие годы. Поэтому правительство ищет новые источники дохода. Но для этого было бы целесообразнее рассмотреть теневую экономику. Если легализовать хотя бы 10% теневой экономики, то сложностей с исполнением бюджета не будет.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2016 г. N 03-07-08/47864 О применении НДС и налога на прибыль организаций при оказании российской организацией азербайджанской организации услуг по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджанской Республики

Вопрос: Между азербайджанской организацией (заказчиком) и российской организацией (подрядчиком) заключен договор, по условиям которого российская организация на территории Российской Федерации оказывает услуги по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджанской Республики.

Российская организация не имеет на территории Азербайджанской Республики постоянного представительства (филиала), а азербайджанская организация не имеет постоянного представительства (филиала) на территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное, прошу разъяснить порядок налогообложения данной операции и ответить на следующие вопросы:

1. Должна ли российская организация (подрядчик) облагать реализацию услуг по разработке проектной документации НДС (18%) или же такие услуги относятся к инжиниринговым услугам, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается на основании пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ?

2. Вправе ли азербайджанская организация (заказчик) при перечислении оплаты выполненных работ удерживать налог с дохода организации - резидента Российской Федерации в случае, если российская организация фактически выполняет работы на территории Российской Федерации и не имеет на территории Азербайджанской Республики постоянного представительства? Применяется ли в этом случае порядок, установленный п. 1 ст. 7 Соглашения "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" подписанного 03.07.1997 Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики, согласно которому российская организация в рассматриваемой ситуации обязана с полученного от азербайджанской организации дохода заплатить только налог на прибыль на территории Российской Федерации?

3. В случае удержания азербайджанской организацией налога с дохода, полученного российской организации, может ли сумма удержанного налога быть возвращена российской организацией из азербайджанского бюджета или зачитываться российской организацией при уплате налога на прибыль на территории Российской Федерации? Каков порядок такого возврата или зачета?

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при оказании российской организацией азербайджанской организации услуг по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджанской Республики Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Так, на основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации инжиниринговых услуг не признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом к инжиниринговым услугам в целях применения данного подпункта относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

Таким образом, местом реализации оказываемых российской организацией азербайджанской организации услуг по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджанской Республики территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Что касается применения налога на прибыль организаций, то согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 3 июля 1997 года (далее - Соглашение) прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся в нем постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность как указано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 "Постоянное представительство" Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности" через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, определение содержит следующие условия:

- существование места деятельности, то есть помещения или оборудования;

- место деятельности должно быть "постоянным", то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;

- осуществление коммерческой деятельности предприятия через постоянное место деятельности. Это означает, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят деятельность предприятия в государстве, в котором находится постоянное место деятельности.

Под местом деятельности понимаются любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство.

Для того, чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Учитывая, что в соответствии с договором, заключенным с азербайджанской организацией, российская организация оказывает услуги по разработке проектной документации для строительства объекта на территории Азербайджанской Республики, а также принимая во внимание, что деятельность данной российской организации по разработке проектной документации осуществляется на территории Российской Федерации, такая деятельность российской организации не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства на территории Азербайджана. Следовательно, согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения прибыль российской организации облагается налогом на прибыль организаций в Российской Федерации.

В случае удержания азербайджанской стороной налога с дохода, полученного данной российской организацией от оказания услуг по разработке проектной документации, необходимо осуществить возврат суммы налога, удержанного на территории Азербайджанской Республики, в соответствии с азербайджанский налоговым законодательством.

Одновременно сообщается, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Российская компания оказывает азербайджанской организации услуги по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджана. Возник вопрос об НДС и налоге на прибыль.

Разъяснено, что местом реализации оказываемых услуг по разработке проектной документации для последующего строительства объекта на территории Азербайджана территория России не признается. Соответственно, они не облагаются НДС в нашей стране.

Ссылаясь на Соглашение между Россией и Азербайджаном об избежании двойного налогообложения, Минфин России пояснил следующее.

Деятельность российской организации по разработке проектной документации осуществляется на территории нашей страны. Соответственно, такая деятельность не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства на территории Азербайджана. Поэтому прибыль российской организации облагается налогом на прибыль в России.

В случае удержания азербайджанской стороной налога с дохода, полученного данной российской организацией от оказания услуг по разработке проектной документации, необходимо осуществить возврат суммы налога, удержанного на территории Азербайджана.

Читайте также: