Единый недвижимый комплекс налог на имущество

Опубликовано: 30.04.2024


Введение в Гражданский кодекс нового объекта вещных прав — единого недвижимого комплекса призвано упростить процедуру оформления и повысить эффективность оборота комплексных инфраструктурных объектов. Практическая востребованность данной правовой конструкции во многом будет зависеть от последующей гармонизации корреспондирующих положений законодательства.

В рамках продолжающейся реформы гражданского законодательства 1 октября 2013 года вступили в силу поправки, внесенные в Гражданский кодекс Законом № 142 ФЗ 1 . Изменения, помимо прочего, касаются понятия и состава объектов гражданских прав. Введен новый вид недвижимого имущества — единый недвижимый комплекс (далее — ЕНК) 2 , а также внесен ряд корреспондирующих уточнений в понятие неделимой вещи.

Правовая конструкция ЕНК
Под ЕНК понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь 3 . При этом ЕНК признается недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, и к нему применяются правила о неделимых вещах.
Введение в гражданское законодательство такого понятия, как "ЕНК", вероятно, призвано закрепить правовой статус и, следовательно, упростить процедуру оформления, а также повысить эффективность использования в гражданском обороте комплексных инфраструктурных объектов (включая линейные).
До настоящего времени при определении статуса таких объектов не возникало трудностей только в отношении линейно-кабельных сооружений связи, которые отнесены к недвижимому имуществу в силу прямого указания закона. Так, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126 ФЗ "О связи" предусмотрено, что сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу.
В других случаях, ввиду отсутствия специального законодательства, статус вышеуказанных объектов определялся нередко в том числе судом на основании анализа технических и иных характеристик конкретных объектов с учетом нормативно-правовых актов, регулирующих порядок их эксплуатации. При этом из-за отсутствия специального регулирования в судебной практике складывались различные подходы к определению правового статуса таких объектов.
С учетом изложенного выше, правовая конструкция ЕНК, вероятно, может представлять интерес для владельцев сложных промышленных и (или) комплексных инфраструктурных объектов в тех случаях, когда оформление и оборот данных активов предполагается в виде единого объекта. Однако эффективность, целесообразность и практическая востребованность такой конструкции во многом будут зависеть от развития и гармонизации корреспондирующих положений законодательства в части регулирования земельных и градостроительных отношений, а также вопросов кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.
Так, уже предусмотренная гражданским законодательством концепция признания предприятия в целом как имущественного комплекса недвижимостью не нашла широкого применения, в том числе в связи с практическими трудностями регистрации предприятий как единых объектов.

Предприятие и ЕНК
Следует отметить, что первоначально обсуждалась возможность исключить из Гражданского кодекса понятие "предприятие" и оставить только "единый недвижимый комплекс" (в качестве одного из исходных названий предлагалось понятие "единый имущественный комплекс"), но в итоговом варианте Закона № 142 ФЗ понятие "предприятие" сохранено.
Обе вышеуказанные правовые конструкции предполагают, что в их состав могут входить как недвижимые, так и движимые вещи, которые в целом признаются недвижимым имуществом в силу прямого указания закона. Вместе с тем данные конструкции имеют и существенные различия, к которым, в частности, можно отнести следующие:

  • ЕНК отнесен законом к неделимым вещам, в то время как предприятие может участвовать в коммерческом обороте и как единый объект, и по частям;
  • в отличие от предприятия в состав ЕНК входят только вещи и не входят имущественные права и обязанности, а также исключительные права;
  • обязательным признаком предприятия является его использование для осуществления предпринимательской деятельности, в то время как в отношении ЕНК законом такого требования не установлено;
  • в отношении предприятия законом прямо установлен порядок совершения отдельных видов сделок, в то время как правовой статус ЕНК регулируется только общими положениями.

Несмотря на наличие вышеуказанных различий между ЕНК и предприятием, в настоящее время представляется затруднительным оценить, как именно будут соотноситься между собой указанные два понятия по вопросам кадастрового учета, регистрации прав, налогообложения и бухгалтерского учета.

Перспективы применения конструкции ЕНК в гражданском обороте
Как отмечено выше, Законом № 142 ФЗ установлены лишь общие положения касательно правового статуса ЕНК, при этом отсутствие последовательного правового регулирования порядка и правил применения ЕНК в гражданском обороте может привести к снижению практической привлекательности данной конструкции для хозяйствующих субъектов. Рассмотрим некоторые аспекты, которые, по нашему мнению, требуют внимания с точки зрения дальнейших перспектив применения правовой конструкции ЕНК в гражданском обороте.

1. Кадастровый учет и регистрация прав на ЕНК
В настоящее время законодательство не предусматривает специальных и последовательных правил ни в отношении порядка постановки ЕНК на кадастровый учет, ни в отношении государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества.

2. Реализация собственником ЕНК исключительного права на приватизацию или аренду земельного участка под ЕНК
Статья 36 Земельного кодекса предусматривает исключительное право собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, на которых такие здания, строения и сооружения расположены. ЕНК прямо не поименован в названной статье, однако представляется, что и собственник ЕНК также должен быть наделен указанным выше исключительным правом в отношении земельного участка под ЕНК.
Кроме того, необходимо учитывать то, что объекты недвижимого имущества в составе ЕНК могут вводиться в эксплуатацию в разное время. При этом, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ 4 , земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса, именно и только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений. Применение же указанного порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно только в случаях, прямо указанных в законе. Таким образом, если данная позиция суда будет применена и к ЕНК, то реализовать исключительное право на выкуп земельного участка под ЕНК будет возможно только после завершения строительства всех объектов недвижимого имущества в составе данного комплекса.

3. Вопросы раздела и обращения взыскания на ЕНК
Как указано выше, к ЕНК применяются правила о неделимых вещах. Понятие неделимой вещи 5 было изменено Законом № 142 ФЗ, вероятно, и для целей учета особенностей ЕНК как нового вида недвижимого имущества. Ранее к неделимым относились вещи, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь устанавливались соответствующими нормами Гражданского кодекса в отношении раздела имущества, находящегося в долевой собственности 6 .
С 1 октября 2013 года под неделимой понимается вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав 7 . При этом уточнено, что неделимой может быть и вещь, имеющая составные части.
Кроме того, Законом № 142 ФЗ дополнено, что замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются 8 . Взыскание может быть обращено на неделимую вещь только в целом, если законом или судебным актом не установлена возможность выделения из вещи ее составной части, в том числе в целях продажи ее отдельно 9 . Отношения по поводу долей в праве собственности на неделимую вещь регулируются правилами главы 16 и статьи 1168 Гражданского кодекса. Таким образом, применяя конструкцию ЕНК, хозяйствующий субъект должен учитывать перечисленные выше особенности в части порядка и правил отчуждения ЕНК и порядка обращения взыскания на него, а также правил и порядка распоряжения ЕНК при его нахождении в общей собственности.

4. Налог на имущество организаций и особенности бухгалтерского учета в отношении ЕНК
Отдельного внимания заслуживают вопросы налогообложения и бухгалтерского учета операций в отношении ЕНК. По общему правилу, объектами налогообложения для российских организаций признаются движимое и недвижимое имущество, учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (далее — ОС) в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета 10 . При этом не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС с 1 января 2013 года 11 .
ЕНК как новый вид недвижимого имущества, безусловно, попадает в категорию имущества для целей обложения налогом на имущество. При этом, несмотря на то что в состав ЕНК могут входить как недвижимые вещи, так и движимое имущество, ЕНК в силу закона является недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект. Следовательно, в отсутствие специальных правил налогообложения включение в состав ЕНК движимого имущества фактически может привести к увеличению налогового бремени, то есть для целей налогообложения организации будет более выгодно не регистрировать совокупность движимых и недвижимых объектов в качестве ЕНК (то есть единой недвижимой вещи), а учитывать объекты движимого имущества (которые были приняты на учет в качестве ОС с 01.01.2013) в качестве самостоятельных объектов, так как в таком случае стоимость таких объектов не будет учитываться при расчете налога на имущество организаций.
Законом № 142 ФЗ фактически предусмотрена возможность, а не обязанность собственника зарегистрировать в качестве ЕНК совокупность принадлежащих ему объектов движимого и недвижимого имущества, отвечающих критериям, установленным статьей 133.1 Гражданского кодекса. При этом в настоящее время в силу новизны правовой конструкции ЕНК затруднительно предположить, какой именно подход в отношении порядка расчета налога на имущество может быть применен налоговыми органами в ситуации, когда организацией будет принято решение о регистрации совокупности отдельных объектов в качестве ЕНК, но при этом для целей оптимизации налогообложения ряд движимых вещей не будет включен в состав такого ЕНК.

  • Так, согласно разъяснениям Минфина России организация может не включать отдельные инвентарные объекты движимого имущества в состав здания или другой недвижимости, если эти объекты соответствуют следующим критериям 12 :
  • учитываются как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (ОС);
  • могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;
  • демонтаж таких объектов не причиняет несоразмерного ущерба назначению недвижимого имущества;
  • функциональное предназначение указанных объектов не является неотъемлемой частью функционирования самого недвижимого имущества.

С учетом изложенного выше, нельзя исключить, что при использовании конструкции ЕНК и невключении в состав ЕНК ряда объектов движимого имущества организации придется доказывать соответствие таких объектов движимого имущества вышеуказанным критериям, а следовательно — обоснованность самостоятельного учета таких объектов для целей налогообложения.
С точки зрения бухгалтерского учета, включая вопросы списания стоимости объектов ОС, также сложно предположить, будет ли обязан хозяйствующий субъект в любом случае учитывать ЕНК как один инвентарный объект или будет вправе учитывать объекты в составе ЕНК отдельно, если сроки полезного использования таких объектов существенно отличаются. Также на данном этапе сложно оценить, могут, будут ли и в какой мере применяться к ЕНК правила, используемые для целей бухгалтерского учета в отношении имущественных комплексов и сложных вещей.
Таким образом, практическая востребованность и эффективность применения конструкции ЕНК в гражданском обороте будут во многом определяться уточнением и усовершенствованием соответствующих положений земельного и градостроительного законодательства, законодательства по вопросам кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество, а также вопросов налогообложения и бухгалтерского учета с целью создания понятных и последовательных механизмов для использования ЕНК в гражданском обороте, не приводящих к возникновению дополнительных практических трудностей для хозяйствующих субъектов при применении данной конструкции.

Сноски:
1 Федеральный закон от 02.07.2013 № 142-ФЗ (далее — Закон № 142-ФЗ)
2 п. 5 ст. 1 Закона № 142-ФЗ
3 ст. 133.1 ГК РФ
4 пост. Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 № 8985/08
5 ст. 133 ГК РФ
6 ст. 252, 258 ГК РФ
7 п. 1 ст. 133 ГК РФ
8 п. 2 ст. 133 ГК РФ
9 п. 3 ст. 133 ГК РФ
10 п. 1 ст. 374 НК РФ
11 подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ
12 письма Минфина России от 22.05.2013 № 03-05-05-01/18212, от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество организаций


Налог на имущество в последние годы стал весьма ощутимой статьей расходов организаций, в связи с чем вопросам определения объектов налогообложения по данному налогу уделяется повышенное внимание. При этом с 2020 года изменились отдельные правила исчисления налога на имущество. Контролирующие органы, в частности ФНС, предпринимают попытки донести свое видение порядка расчета налога на имущество организаций до налогоплательщиков. Детали — в нашем материале.

Новые правила налогообложения с 2020 года

Так, прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. При этом сохраняются иные условия, а именно:

  • о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
  • о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона (ст. 378.2 НК РФ).
К видам объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, теперь дополнительно отнесены гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозпостройки, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

Напомним, чтобы перейти к исчислению налога на имущество организаций по кадастровой стоимости объектов недвижимости, субъект РФ должен принять соответствующий закон. Если кадастровая стоимость таких объектов не определена, то налог или суммы авансовых платежей по нему в текущем налоговом периоде исчисляются по их среднегодовой стоимости.

Кроме того, с налогового периода 2020 года плательщик налога на имущество организаций, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять декларацию по налогу в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке подачи декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления декларации в течение налогового периода не допускается. Таким образом, вместо нескольких налоговых органов для представления налоговой декларации можно выбрать один. Но указанные положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

К сведению:

На сайте ФНС заработала промостраница «Новый порядок налогообложения имущества организаций». Она содержит все актуальные разъяснения по этой теме и поможет налогоплательщикам разобраться в нововведениях, действующих в налоговом периоде — 2020.

Движимое или недвижимое?

Проблема связана с тем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам также относятся помещения и машино-места. Кроме этого, федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.

Также в соответствии со ст. 131 ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН.

Не далее как в феврале 2020 года ФНС направила своим сотрудникам, осуществляющим администрирование налогообложения имущества организаций, Письмо от 14.02.2020 № БС-4-21/2584@, в котором дала рекомендации по разграничению движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов обложения налогом на имущество организации. Эти рекомендации были основаны на Письме Минэкономразвития России от 12.02.2020 № Д23и-4183. Представители ведомств пришли к следующим выводам:

1. Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в п. 10 ст. 1 ГрК РФ и определено как «здание. сооружение. за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)». В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить «настоящие» объекты капитального строительства от «ложных», которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие «составная часть»), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые, хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

2. Что касается соотношения между понятиями «объект капитального строительства» и «недвижимая вещь», следует отметить отсутствие полного соответствия. Указанные понятия разные по своему объему, ведь недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места, также они применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие «объект капитального строительства» применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство оперирует понятиями «недвижимая вещь», «недвижимость», «недвижимое имущество» для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Соответственно, строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности — к объектам недвижимости. Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

3. Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, гражданское право считает их с большей вероятностью неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка. Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов [1] , использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

4. В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется. Таким образом, объекты, подпадающие под регулирование данной нормы, не могут являться объектами капитального строительства.

В итоге был сделан окончательный вывод: если объекты построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Какая-то ясность в этих разъяснениях есть, тем более что они направлены в территориальные налоговые органы для использования в работе. Но не прошло и 10 дней, как данное письмо было отозвано (Письмо ФНС России от 25.02.2020 № БС-4-21/3137@). Это говорит только о том, что четкой и однозначной позиции по рассматриваемому вопросу пока не сформировано.

Правоприменительная практика, касающаяся квалификации недвижимого имущества

Представители ФНС считают, что для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства — наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.
При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из действующих нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13

Постановление АС МО от 14.07.2016 по делу № А41-19566/2015 (Определением ВС РФ от 11.11.2016 № 305-КГ16-14860 оставлено без изменения)

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

За последние годы правилах уплаты налога на имущество появились некоторые новшества. Изменилась форма декларации, скорректирован порядок расчета налога по кадастровой стоимости и появились новые основания, по которым её можно изменить. Мы расскажем о ставках налога, льготах, отчетности и штрафах по налогу на имущество в 2020 и 2021 году.

Как изменится налог на имущество в 2021 году

В 2020 году приняли несколько законов, которые повлияли на порядок налогообложения имущественным налогом. Среди изменений можно выделить следующие:

  • Обновили форму декларации по налогу на имущество — новый бланк нужно использовать уже для отчетности за 2020 год (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@ ). В новой форме учтены коронавирусные льготы, а также добавлены особые строи для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений.
  • Появились новые коды федеральных и региональных льгот, связанные с коронавирусом.
  • Больше неважно, учтена ли недвижимость как основное средство, налог платить все равно придется, если регион не решит иначе.
  • Увеличен список недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости. Теперь это все объекты, которые облагаются налогом на имущество физлиц. К старым объектам добавились жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения на участках для личного хозяйства или ИЖС.
  • Бухгалтерам больше не нужно сдавать авансовые расчеты по налогу, их отменили с 1 января 2020 года.
  • Декларацию по налогу можно сдавать централизованно. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору.

С каких объектов платят налог на имущество в 2021 году


С какого имущества организации платят налог? Главный признак такого имущества — оно относится к недвижимости. В перечень недвижимого имущества попадают:

  • здания, строения, сооружения, садовые дома, хозяйственные сооружения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • гаражи, машино-места;
  • жилые и нежилые помещения с неотделимыми улучшениями;
  • предприятие, единый недвижимый комплекс;
  • воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, зарегистрированные в установленном порядке.

Еще с 2019 года чиновники отменили налогообложение движимого имущества. Чтобы разобраться, какое имущество относится к движимому, а какое нет, ознакомьтесь со статьей 130 ГК РФ. Все объекты, которые не отнесены к недвижимости, признаются движимым имуществом, включая деньги и ценные бумаги. Кроме того, Минфин обращает внимание на то, что об объекте имущества должна быть запись в ЕГРН или наличие оснований, подтверждающих невозможность перемещения объекта без значительного ущерба. При этом записи в ЕГРН может и не быть, суды признают недвижимостью даже незарегистрированные объекты.

Еще один признак — учет на балансе в качестве основных средств. Это касается объектов недвижимости, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости, и прописано в п. 1 ст. 374 НК РФ. Основное средство должно отвечать ряду условий:

  • его планируют использовать в производстве, сдавать в аренду или применять для управленческих целей;
  • его планируют использовать более года;
  • его не планируют перепродавать с целью извлечения прибыли;
  • объект может приносить экономический доход.

Такое имущество переводится на бухгалтерский счет 01 «Основные средства» и подлежит налогообложению, даже если объект находится во временном или совместном пользовании. Также компании платят налог по кадастровой стоимости с жилых помещений и домов, которые не отражены в составе основных средств (для этого должны быть выполнены дополнительные условия, о которых мы расскажем ниже). Недвижимость, учтенная на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», тоже облагается налогом.

В правилах уплаты налога на имущество есть свои тонкости: если основное средство используется, его стоимость включают в налоговую базу. Это делается, даже если средство еще не введено в эксплуатацию, не переведено на счет 01 и на объект не зарегистрированы права. Важно, чтобы при этом налоговая база определялась как кадстровая стоимость. Оборудование к установке, отраженное на счете 07, не облагается налогом.

Кроме того, НК РФ теперь устанавливает налог с кадастровой стоимости в отношении объектов, которые подпадают под налог на имущество для физлиц. Это касается и организаций на спецрежимах.

Под налог не подпадает имущество, которое перечислено в п. 4 ст. 374 НК РФ: земельные участки, культурные объекты, ледоколы, космические корабли и объекты, включенные в первую и вторую амортизационную группу по Классификатору ОС.

Льготы при уплате налога на имущество в 2021 году

Для некоторых видов организаций применяются льготы, освобождающие от уплаты налога на имущество (см. статью 381 НК РФ):

  • организация входит в свободную экономическую зону, принадлежит к религиозной сфере или уголовно-исполнительной системе;
  • «сколковцы», протезно-ортопедические предприятия, адвокатские и юридические консультации, государственных научные центры, управляющие компании инновационных НТЦ;
  • управляющие компании, участники, резиденты различных экономических зон;
  • производители фармацевтической продукции, общественные организации инвалидов.

Также от налога освобождены некоторые виды недвижимости: федеральные автодороги общего пользования, Б/у энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов.

Регионы могут устанавливать собственные льготы, уменьшать ставки и освобождать от уплаты налога (п. 2 ст. 372 НК РФ). В 2020 году дополнительные льготы могли получить арендодатели, которые дали отсрочку по арендным платежам своим арендаторам. Льгота заключается в уменьшении суммы налога. Уточняйте данные по льготам и ставкам в своем регионе на официальном сайте налоговой службы.

В связи с распространением COVID-19 ряд организаций освободили от уплаты налога и авансовых платежей за период владения недвижимостью с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Система рассчитает налог, подготовит платежку


« Бухгалтерия — удобная программа. Спасибо разработчикам. С Контуром работаю уже давно. И кадры удобно вести, никогда ничего не упустишь в начислении заработной платы. Налоги сами рассчитываются. Отчеты все вовремя попадают к адресату. Все обновляется в ногу со временем. Мне очень нравится, все удобно. А когда бывает что-то непонятно, можно позвонить — и вам всегда придут на помощь. Еще раз спасибо разработчикам » .

Наталия Аббасова, бухгалтер, ст. Вешенская, Ростовская обл.

Как рассчитать налог на имущество в 2021 году

За предпринимателей налог рассчитывает налоговая служба и присылает им уведомление на уплату. Организации должны рассчитать налог самостоятельно. В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете сделать это автоматически.

  • Сначала нужно разобраться, какое имущество из имеющегося облагается налогом.
  • Далее, следует проверить, имеет ли организация право на льготы — данные о льготах содержатся в региональных законах.
  • Выяснить базу для исчисления налога.
  • Выяснить налоговые ставки, установленные в регионе.
  • Исчислить налог к уплате в бюджет.

Базой для исчисления налога на имущество может быть среднегодовая стоимость недвижимости или кадастровая стоимость. Отчего это зависит, разберем далее.

По среднегодовой стоимости

По среднегодовой стоимости облагается недвижимость, которая:

  • не облагается по кадастровой стоимости в соответствии с региональным законодательством;
  • принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • принята к учету в составе основных средств и отражена на счетах 01 или 03.

Недвижимость, которая получена по концессионному соглашению и отражена на забалансовых счетах тоже облагается налогом по среднегодовой стоимости.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются ежеквартально. Расчет за квартал ведется согласно следующей формуле:

Налог на имущество по среднегодовой стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС × Ставка налога / 4

Например, для расчета авансового платежа за первый квартал нужно сложить остаточную стоимость недвижимости на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля. Полученный результат делится на 4. Для расчета по итогам года порядок аналогичный.

Обособленные подразделения платят налог по ставке того региона, где зарегистрировано подразделение. Если недвижимость расположена не по месту регистрации головной организации или подразделения, то налог рассчитывают по ставке того региона, где недвижимость находится.

Пример расчета налога на имущество по среднегодовой стоимости

Налоговая база вычисляется сложением показателей остаточной стоимости каждого объекта на первое число каждого месяца и на последний день расчетного периода. Налоговая база амортизированных объектов — нулевая, но объекты включают в отчет.

Остаточная стоимость объекта ОС:

  • 1 января — 150 000 рублей
  • 1 февраля — 145 000 рублей
  • 1 марта — 140 000 рублей
  • 1 апреля — 135 000 рублей
  • 1 мая — 130 000 рублей
  • 1 июня — 125 000 рублей
  • 1 июля — 120 000 рублей
  • 1 августа — 115 000 рублей
  • 1 сентября — 110 000 рублей
  • 1 октября — 105 000 рублей
  • 1 ноября — 100 000 рублей
  • 1 декабря — 95 000 рублей
  • 31 декабря — 90 000 рублей

Авансовый платеж за 1 квартал

Налоговая база = (150 000 + 145 000 + 140 000 + 135 000) / 4 = 142 500 рублей
Платеж = 142 500 × 2,2% / 4 = 783,75 рублей

Авансовый платеж за полугодие

Налоговая база = (150 000 + … +125 000 + 120 000) / 7 = 135 000 рублей
Платеж = 135 000 × 2,2% / 4 = 742,5 рублей

Авансовый платеж за 9 месяцев

Налоговая база = (150 000 + … + 105 000) / 10 = 127 500 рублей
Платеж = 127 500 × 2,2% / 4 = 701,25 рублей

Доплата налога за год

Налоговая база = (150 000 + … + 90 000) / 13 = 120 000 рублей
Платеж = 120 000 × 2,2% – (783,75 + 742,5 + 701,25) = 412,5 рублей

По кадастровой стоимости

Многие компании рассчитывают налог по кадастровой стоимости. Власти должны предупредить организации и опубликовать список имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости до 1 января на официальном сайте региона. Закрытый перечень объектов недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, дан в статье 378.2 НК РФ.

Всего есть четыре обязательных условия для налогообложения недвижимости по кадастровой стоимости:

  • недвижимость находится на территории РФ;
  • недвижимость принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или получена по концессионному соглашению;
  • кадастровая стоимость недвижимости определена регионом;
  • в регионе утвержден порядок налогообложения недвижимости и прописаны конкретные виды имущества из статьи 378.2 НК РФ, на которые он распространяется.

Если объект в законе не прописан, то он облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если же вид объектов указан в законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налог тоже платится со среднегодовой стоимости.

Порядок бухучета недвижимости для кадастрового налога не имеет значения. Она может числиться как в составе ОС, так и в составе оборотных активов или за балансом.

Налоговая база в данном случае — кадастровая стоимость недвижимости, указанная в ЕГРН на 1 января года, за который рассчитывается платеж. По каждому объекту база определяется отдельно.

Отчетными периодами для налога на имущество, исчисленного по кадастровой стоимости, являются 1 квартал, 2 квартал и 3 квартал. Налог считайте по формуле:

Налог на имущество по кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества на 1 января × Ставка налога

Если в вашем регионе предусмотрены авансовые платежи, то квартальный платеж равен четверти суммы налога. При расчете итогового платежа за год просто отнимите перечисленные авансовые платежи от полученной суммы.

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

ООО «Воздушный Шар» владеет торговым центром, который облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости. На 1 января 2021 года его кадастровая стоимость составила 120 000 000 рублей. Ставка налога на имущество в регионе — 2 %.

Авансовый платеж за I квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за II квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Авансовый платеж за III квартал = 120 000 000 × 2 % / 4 = 600 000 рублей;

Налог к уплате по итогам года = 120 000 000 × 2 % – 1 800 0000 = 600 000 рублей.

Особенности расчета налога и авансовых платежей

В некоторых случаях формула для расчета налога меняется. Особенности могут быть при получении льгот, наличии данных о кадастровой стоимости только по всему зданию, покупке или продаже недвижимости в середине года или изменении кадастровой стоимости. Рассмотрим их все:

1. На недвижимость распространяется льгота. Льгота может быть предоставлена в виде необлагаемой части кадастровой стоимости или уменьшения налога. В первом случае нужно вычесть из кадастровой стоимости, утвержденной на 1 января в ЕГРН, необлагаемую часть кадастровой стоимости и рассчитать налог с остатка. Во втором случае — отнять сумму льготы от рассчитанного по стандартной формуле налога.

2. Кадастровая стоимость определена только для здания, а вы владеете помещением. Считайте налог за год и авансовые платежи в обычном порядке. Чтобы определить налоговую базу, найдите кадастровую стоимость своего помещения пропорционально его площади в здании целиком.

3. Недвижимость купили или продали в середине года. Воспользуйтесь коэффициентом владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Он показывает соотношение количества месяцев, в которых вы владели недвижимостью, к общему числу месяцев в году или квартале.

4. Кадастровую стоимость пересмотрели в середине года. Если характеристики объекта изменились и его стоимость была пересмотрена, скорректируйте налог и авансовые платежи (п. 5.1 ст. 382 НК РФ). Корректировочный коэффициент показывает соотношение числа месяцев, в которых действовала старая стоимость, к общему числу месяцев.

5. Власти в середине года исключили объект из перечня имущества для уплаты налога по кадастровой стоимости. Пересчитайте налог с начала года по среднегодовой стоимости.

Отчетность по налогу на имущество организаций

По авансовым платежам больше не нужно сдавать ежеквартальные расчеты, остался только отчет по итогам года — декларация по налогу на имущество. С 2021 года изменяется форма декларации, она утверждена Приказом ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@.

В новой форме изменения незначительные. В первом разделе добавилась строка «Признак налогоплательщика» в которой надо указать, перенесены ли в организации даты авансовых платежей и по какой причине. Также добавлена строка для организаций , заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Для раздела 2 утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом.

Декларация по налогу на имущество за 2020 год сдается до 30 марта 2021 года, с учетом переноса.

Сдавайте отчетность по имуществу в налоговую по месту нахождения имущества. Если налогоплательщик стоит на учете одновременно в нескольких налоговых органах по месту нахождения его имущества, то он имеет право сдавать декларацию в одну из инспекций по своему выбору. За непредставление декларации в срок предусмотрен штраф по ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ.

Попробуйте легко и быстро подготовить расчет по налогу на имущество в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. В конце года сформируйте и отправьте через Контур.Бухгалтерию отчет по налогу на имущество и другие налоговые декларации и отчеты в фонды.

Что такое единый недвижимый комплекс?

Что в Гражданском кодексе РФ. Единый недвижимый комплекс — это новое понятие, введённое ст. 133-1 Гражданского кодекса РФ. Под ним понимается совокупность объединённых единым назначением вещей, либо неразрывно связанных друг с другом, либо находящихся на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов как на одну недвижимую вещь. Закон содержит примерное перечисление вещей, которые могут быть неразрыно связаны друг с другом. К ним относятся: здания, сооружения, линейные объекты (железные дороги, линии электропередач, трубопроводы).

Как видно из нормы закона, предусмотрено два случая для создания ЕНК: объединение собственником нескольких объектов одним целевым назначением и объединение в единый комплекс нескольких зданий, расположенных на одном земельном участке.

Правда не решен вопрос ни о судьбе земельного участка, расположенного под зданиями и сооружениями, объединенными в ЕНК по своему целевому назначению, ни о возможности регистрации других объектов недвижимости на том земельном участке, на котором есть ЕНК.

Согласно абзацу второму статьи 133-1 ГК РФ на единый недвижимый комплекс (ЕНК) распространяются правила о неделимых вещах, предусмотренные статьёй 133 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так удобно регистрировать сложные комплексные объекты, которые впоследствии не планируется разбивать на составные части. Если в будущем разделение объекта всё-таки возможно, например, если речь идёт об административном здании, которое будет продаваться частями либо будут продаваться отдельные помещения внутри него, стоит заранее задуматься о распределении площадей и кадастровом учёте частей этого здания. В противном случае на такой объект возникает только право общей долевой собственности. Помимо обычных для таких «многонаселённых» зданий конфликтов по поводу мест общего пользования, из-за того, что на него была установлена общая долевая собственность, к ним присоединился целый пласт проблем, связанных с правами участников общей собственности, — правом преимущественной покупки, определением порядка пользования. Любая общая долевая собственность — это потенциальный конфликт в будущем

Для его регистрации нужно определить состав комплекса, указав на это в заявлении. Кроме того, рекомендуется отразить иные сведения. Например, данные о технологической связи, если совокупность зданий, сооружений и иных вещей, объединенных единым назначением, неразрывно связана технологически.
В отношении комплекса не проводится кадастровый учет, если он не является зданием, сооружением, помещением, объектом незавершенного строительства. Однако для госрегистрации права на комплекс сведения о входящих в него объектах должны содержаться в кадастре.
Закон о регистрации не содержат норм о том, что для объединения объектов недвижимости в единый комплекс необходимо согласие третьих лиц. Однако в каждом конкретном случае вопрос о необходимости его получения должен решаться индивидуально. Например, включаемый в комплекс объект недвижимости может быть предметом ипотеки или аренды. В силу ГК РФ к комплексам применяются правила о неделимых вещах. Таким образом, нужно заменить предмет ипотеки (аренды), т. е. внести изменения в соответствующий договор.

На практике же зарегистрировать такое право на ЕНК пока невозможно. Так как БТИ не умеет сделать такой техпаспорт, а упрощенной регистрации права не предусмотрено. И непонятно, что делать с земельным участком.

Поскольку иное не установлено ГК, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на единый недвижимый комплекс сделок с ним осуществляется в порядке, который на данный момент установлен действующей редакцией Закона о регистрации.

ГК, Закон о регистрации не содержат норм, препятствующих правообладателю объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объединить данные объекты в единый недвижимый комплекс.

При этом необходимо учитывать, что в статье 133.1 ГК отсутствует норма, согласно которой единый недвижимый комплекс и находящийся под ним земельный участок являются одним объектом (то есть земельный участок является частью единого недвижимого комплекса); единый недвижимый комплекс не является сложной вещью, к единым недвижимым комплексам согласно статье 133.1 ГК применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями; соответственно впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости).

Поскольку иное не установлено ГК, Законом о регистрации, иным правовым актом, заявитель должен определить состав единого недвижимого комплекса (объекты, подлежащие включению в единый недвижимый комплекс), указав на это в заявлении о государственной регистрации прав.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости (здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства) в орган кадастрового учета лицами, указанными в статье 20 Закона о кадастре, представляются заявление и технический план, оформленный в соответствии с требованиями к подготовке технического плана здания, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 01.09.2010 N 403, требованиями к подготовке технического плана сооружения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693, требованиями к подготовке технического плана помещения, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 583, требованиями к подготовке технического плана объекта незавершенного строительства, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 10.02.2012 N 52.

В соответствии со статьей 1 Закона о кадастре:

государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи…

кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства;

положения Закона о кадастре не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Таким образом, если единый недвижимый комплекс не является зданием, сооружением, помещением, объектом незавершенного строительства, в отношении него кадастровый учет осуществлен быть не может.

Однако, принимая во внимание пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, для государственной регистрации права на единый недвижимый комплекс сведения о входящих в его состав объектах недвижимости должны содержаться в государственном кадастре недвижимости (быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества, например, линейного сооружения, или учтены все вещи, являющиеся объектами недвижимости, составляющими данный единый недвижимый комплекс).

Как следует из статьи 133.1 ГК, для отнесения недвижимой вещи, участвующей в обороте как единый объект, к единому недвижимому комплексу необходимо наличие одного из следующих критериев:

неразрывная физическая или технологическая связь объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие);

расположение на одном земельном участке объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей.

Таким образом, при объединении в единый недвижимый комплекс зданий, сооружений и иных вещей, объединенных единым назначением и неразрывно связанных физически или технологически, расположение их на одном земельном участке не обязательно. Соответственно, не обязательно и включение в ЕНК и самого участка.

Также Статья 133.1 ГК, Закон о регистрации не содержат норм о том, что для объединения объектов недвижимости в единый недвижимый комплекс необходимо согласие третьих лиц.

Вместе с тем в каждом конкретном случае вопрос о необходимости получения такого согласия должен решаться индивидуально, учитывая правовой статус объекта недвижимости, включаемого в состав единого недвижимого комплекса. Так, например, включаемый в состав единого недвижимого комплекса объект недвижимости может быть предметом ипотеки или аренды. При этом, поскольку к единым недвижимым комплексам согласно статье 133.1 ГК применяются правила о неделимых вещах, должна быть осуществлена замена предмета ипотеки (аренды) (внесены изменения в соответствующий договор).

Пока кадастра объектов недвижимости как единых объектов не существует, и госорганы не знают, как сделать технический план или паспорт на ЕНК, а уж тем более посчитать его кадастровую стоимость. В частности, и как отразить те самые неразрывные технологические или физические связи.

Ну и остается решение собственника, а не захочет ли он в будущем разделить, раздробить свой ЕНК. Сейчас это происходит все чаще, и объединение ЕНК может стать проблемой в будущем. Так как в очередной раз госорганы не будут знать, как это сделать.

Теперь о налогах. Здесь нужны подробные расчеты в зависимости от «масштабов» и кадастровых стоимостей частей ЕНК. В частности, для жилой недвижимости. Например, по налгу на имущество по жилому дому вы будете иметь необлагаемые 50 кв.м., а по ЕНК такой льготы не будет. То же и по налогу с продажи. Если вы объедините в ЕНК несколько построек, и будете владеть этим имуществом менее 5 лет, после чего захотите продать – у вас будет один стандартный налоговый вычет с продажи. Если оставите несколько отдельных объектов кадастрового учета – несколько.

Налог на имущество юридических лиц от кадастровой стоимости также намекает на то, что объединение ЕНК не очень выгодно:

Законом Республики Башкортостан № 141-з определен перечень объектов, в отношении которых налог на имущество будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, и налоговые ставки. В перечень объектов вошли:
– административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений);
– объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ.

Налоговая ставка в отношении перечисленных выше объектов, устанавливается в следующем размере:
– в 2015 году — 1,5 процента;
– в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

Торговый центр (комплекс) – это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из двух условий. Первое условие — один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания. Второе условие — здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания. То же самое для офисного комплекса

Как определить предназначение и фактическое использование здания

Предназначение здания нужно определять по кадастровому паспорту или документу технического учета (инвентаризации). Если по этим бумагам не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры (централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковок), то здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. Если же не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то здание предназначено для размещения объектов торговли, общепита и бытового облуживания.

Фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания — это использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения данных объектов.

Хочу заметить, что даже с учетом мест общего пользования, доходящих до 40% общей площади, 20% - не так много, чтобы доказать «налогооблагаемость» объекта.

Для прочих объектов налог как и прежде исчисляется от инвентарной/остаточной стоимости. Здесь комментарии, думаю, излишни

Составила: Андреева Е.Я. по материалов различных источников

Как мы писали ранее, налог на недвижимость состоит из двух однотипных налогов:
- налога на имущество организаций (Глава 30 НК РФ);
- налога на имущество физических лиц (Глава 31 НК РФ).

Под однотипностью имеется в виду налогообложение экономически однотипного недвижимого имущества юридических или физических лиц. Но следует помнить, что налог на имущество организаций региональный, то есть регулируется на федеральном и региональном уровнях, а налог на имущество физических лиц местный, то есть регулируется на федеральном и местном (муниципальном) уровне. Для полного понимания налога на недвижимость рассмотрим детальнее его основные элементы.

Налогоплательщики

Кто же должен платить налог на недвижимость? Плательщиками налога являются юридические и физические лица, обладающие соответствующим недвижимым имуществом.
Так, согласно определению организации (ст. 11 НК РФ) и субъектов налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ) обязанность по уплате налога вменена:
- российским юридическим лицам;
- иностранным организациям с постоянным представительством в Российской Федерации;
- иностранным организациям с недвижимым имуществом на территории Российской Федерации (в случае отсутствия постоянного представительства).

Если у организации нет надлежащего объекта налогообложения согласно статье 374 НК РФ, например, если на балансе числятся только движимые вещи, то она не обязана платить налог на имущество организаций.

С налогом на имущество физических лиц, соответственно, все проще. Этот налог платят все физические лица независимо от гражданства, если они имеют в собственности недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно статье 401 НК РФ.

Объект налогообложения

Казалось бы, все очевидно: само словосочетание «налог на недвижимость» говорит о том, что данным налогом облагается только недвижимое имущество. Однако такая ситуация была не всегда.
Продолжительное время налог на имущество организаций распространялся как на недвижимое, так и на движимое имущество, в то время как налог на имущество физических лиц - только на недвижимость. Подобный разрыв в двух типовых налогах не один раз критиковали специалисты.

В результате налог на имущество организаций в части движимого имущества был отменен с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», что привело к сокращению поступлений в региональные бюджеты. Фактически он стал налогом на недвижимость организаций, так как объектом налогообложения осталось только недвижимое имущество, а именно:
- недвижимое имущество, которое числится на балансе организации, как основные средства, и облагается налогом по балансовой (среднегодовой) стоимости;
- недвижимое имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении организации или получено по концессионному соглашению и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Объекты по налогу на имущество физических лиц в законе определены более конкретно, и к ним относятся:
- жилой дом, в том числе на земельном участке ЛПХ и ИЖС;
- квартира, комната;
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здания, строения, сооружения и помещения.

Как бы ни было очевидно, что налогом на недвижимость облагается только недвижимое имущество, на практике часто возникают вопросы, является ли тот или иной объект недвижимостью, какими нормами руководствоваться при разграничении движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения. Без бутылки… глубокого погружения в законодательство и судебную практику не разобраться, поэтому подробнее этот аспект будет рассмотрен позже в отдельной статье.

Исключенное из налогообложения имущество.
Налогом на имущество организаций не облагаются:

  • земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы – потому как у земельных участков есть свой налог, а водные и природные ресурсы, как правило, являются ограниченными в обороте и находятся в федеральной собственности;
  • памятники истории и культуры федерального значения – государство само себе налог платить не будет;
  • космические объекты – сложно представить возможную выездную налоговую проверку;
  • имущество госоргана с военной или приравненной к ней службой – сами попробуйте с военных налоги получить;
  • ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов, хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками (ЯУЭ) и суда атомно-технологического обслуживания (АТО);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • суда участников специальных административных районов, в том числе воздушные.

Налогом на имущество физических лиц, в свою очередь, не облагается общее имущество многоквартирного дома. Тому также есть объяснение: администрировать налогообложение такого имущества очень сложно. Площадь, количество комнат и собственников конкретной квартиры рассчитать не представляет труда – все данные есть в Едином государственном реестре недвижимости. Но вот тех же данных об общем имуществе в многоквартирном доме нет, поэтому было просто решено исключить это имущество из налогооблагаемого.

Налогооблагаемая база

Налогооблагаемая база, то есть стоимостная оценка объекта налогообложения, определяется двумя способами: по среднегодовой (балансовой) стоимости или кадастровой стоимости.

Среднегодовая (балансовая) стоимость – стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете, которая берет в расчет первоначальную стоимость объекта (на основании индивидуальных затрат) и ежегодный износ.
Кадастровая стоимость - стоимость недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки, которая наиболее близка к рыночной.

Статья 375 НК РФ закрепляет, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость объекта. Но во-первых, далеко не всегда, а во-вторых, через несколько лет этот способ определения налоговой базы станет историей.

В некоторых случаях сейчас, а вскоре – в любом случае, используется кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ. Так, организации должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости:

с торгово-офисной недвижимости согласно специальному региональному перечню;

Найти соответствующий Перечень, который действует в конкретном субъекте Российской Федерации, Вы можете с помощью реестра региональных перечней - мы специально для Вас его подготовили.

  • с жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также садовых домов и строений на земельных участках ЛПХ и ИЖС.

Кроме того, когда иностранная организация не осуществляет свою деятельность через постоянное представительство или просто не использует объекты недвижимости, она также уплачивает налог по кадастровой стоимости.

В отношении налога на имущество физических лиц налогооблагаемая база всегда определяется как кадастровая стоимость объекта.

Ранее использовалась инвентаризационная стоимость, которую определяло Бюро технической инвентаризации (БТИ) с учетом первоначальной стоимости (на основании общих затрат) и износа объекта недвижимости.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ инвентаризационная стоимость не применяется с 1 января 2020 года. Если до этого срока регион не перешел на порядок определения налогооблагаемой базы по кадастровой стоимости, то используется инвентаризационная стоимость объекта по данным на 1 марта 2013 года.

Отметим, что налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости имеет свои нюансы (особенности), о которых подробнее мы расскажем в отдельной статье.

Налоговые ставки

Согласно статье 380 НК РФ региональные ставки налога на имущество организаций не могут превышать 2,2 %, а для объектов недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости – 2 %.

Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от категории налогоплательщика и объекта налогообложения. Например, в Пермском крае действуют дифференцированные ставки 0,6-1,1 % на объекты, используемые в строительстве, рыболовстве, сельском хозяйстве[1]. На федеральном уровне для объектов газодобычи, добычи полезных ископаемых и некоторых других объектов, перечень которых установлен Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р, ставка налога определена на уровне 0 %. Это некое скрытое исключение объектов из перечня налогооблагаемых: они как бы налогом облагаются, но по ставке «0%».

Ставки налога на имущество физических лиц зависят от вида и стоимости объекта. Так, в отношении жилого дома, квартиры, комнаты, гаража, машино-места ставка не может превышать 0,1 %, в отношении иного имущества – 0,5 %, но, если оно дороже 300 млн – 2 %.
При этом нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), базовые ставки могут быть уменьшены до нуля либо увеличены, но не более чем в три раза.

Для более удобного способа получения информации о ставках по субъектам Российской Федерации мы подготовили для Вас специальный реестр или можете получить справочную информацию о ставках налога на сайте ФНС России.

Налоговые льготы

Налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога или уменьшения размера бывают федеральные и региональные.
На федеральном уровне закреплен довольно большой перечень лиц, которые освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Согласно статье 381 НК РФ он включает в себя:

  • общественные организации инвалидов[2]
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • инновационные научно-технические центры;
  • управляющие компании, участники экономических зон;
  • некоторые фармацевтические компании и другие организации.

В данном случае налоговая льгота распространяется преимущественно только на то недвижимое имущество, что используется организацией по целевому назначению.

На региональном уровне устанавливаются дополнительные налоговые льготы, которые действует только на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Например, благодаря подобной налоговой льготе в Москве налог на имущество не платят жилищно-строительные кооперативы, религиозные организации[3], в Красноярском крае – спортивные и медицинские организации по территориальным программам[4], а в Челябинской области для организаций, которые осуществляют благотворительную деятельность, возможно уменьшить сумму налога до 50 %[5].

Льготы по налогу на имущество физических лиц подразделяются на федеральные и местные.
Перечень лиц, которые освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, содержится в статье 407 НК РФ (федеральная льгота) и включает в себя такие категории граждан как:

  • Герои СССР и Герои Российской Федерации;
  • пенсионеры;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • дети-инвалиды, инвалиды с детства;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны;
  • уволенные военнослужащие с выслугой более 20 лет и другие.

Граждане могут не платить налог на имущество в отношении жилых домов, квартир, их части, комнат, гаражей или машино-мест. Важно отметить, что возможно только по одному объекту каждого вида, то есть, при наличии дома и квартиры гражданин освобождается от уплаты налога в полной мере, а при наличии двух домов и квартиры за один дом необходимо будет заплатить налог.
На местном уровне устанавливаются дополнительные льготы, тем самым расширяется список «освобожденного имущества» и граждан-льготников. Так, в городе Мурманск действует льгота в размере 100 % для детей-сирот и собственников помещений в аварийных многоквартирных домах[6].

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании "Митсан Консалтинг".

Источники
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 04.10.2014 № 284-ФЗ
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
5. Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций».
6. Закон Мурманской области № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016
«Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» .
7. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций».
8. Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
9. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р «Об утверждении перечня недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия».
10. Письмо ФНС России от 10.07.2018 № БС-4-21/13205@ «О направлении письма Минфина России о применении положений пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации»
11. Письмо Минфина России от 23.06.2009 № 03-05-05-01/36
12. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»

[1] Закон Пермского края от 13.11.2017 № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае»
[2] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 № 148
[3] Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64
[4] Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций»
[5] Закон Челябинской области от 25.11.2016 г. № 449-ЗО «О налоге на имущество организаций»
[6] Закон Мурманской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» № 2057-01-ЗМО от 18.11.2016.

Читайте также: