Взнос на капитальный ремонт облагается ндс или нет

Опубликовано: 07.05.2024

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года № 304-КГ15-1430 по делу № А46-4056/2014

Общество, являясь управляющей компанией в системе ЖКХ, в ходе своей деятельности получало от региональных властей субсидии на проведение капитального ремонта и содержание дворовых территорий. В ходе камеральной проверки декларации по НДС налоговая инспекция установила, что общество занизило налоговую базу на сумму полученных из бюджета денежных средств, выделенных для проведения капитального ремонта жилых помещений. За такое нарушение инспекция вынесла решение о доначислении налога и привлекло общество к уплате крупного штрафа.

Бюджетные средства, полученные обществом на основании договоров о долевом финансировании капитального ремонта, подпадают под понятие льгот (субсидий), которые непосредственно связаны с реализацией услуг по обслуживанию многоквартирных домов. Поэтому суммы этих субсидий, предоставляемых бюджетами Российской Федерации, при определении налоговой базы не учитывались согласно пункту 2 статьи 154 Налогового кодекса.

Общество в защиту своих прав указывает на то, что в результате предоставления субсидии граждане, проживающие в домах, по которым осуществляется софинансирование капитального ремонта, получают финансовую экономию в размере 95% стоимости произведенного ремонта, что также позволяет применить освобождение от НДС данных субсидий.

Позиция налогового органа

Согласно статье 162 Налогового кодекса, налоговая база увеличивается на суммы финансовой помощи, полученной за реализованные товары (работы, услуги), на суммы денежных средств на пополнение фондов специального назначения, либо других сумм, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно положениям Налогового кодекса, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка (абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ).

Поскольку получаемые обществом денежные средства связаны с расчетами по проведению им капитального ремонта, налогоплательщик должен учитывать их в налоговой базе по НДС в качестве платы за ремонт наряду со средствами собственников помещений в многоквартирных домах, также поступающими в распоряжение управляющих компаний.

Исходя из этого, инспекция сделала вывод о занижении обществом налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму полученных из бюджета денежных средств для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также асфальтирования (благоустройства) дворовых территорий.

Суд решил

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При определении налоговой базы не учитываются суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. При этом при реализации товаров (работ, услуг) с учетом таких субсидий налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (абз. 2 п. 2 ст. 154 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения. В эту плату включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Перечисление денежных средств управляющим организациям производится для расчетов с подрядными организациями (статья 15 Закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ), а не в связи с несением управляющими компаниями тех или иных убытков.

Таким образом, назначение оказанной финансовой поддержки – не финансирование деятельности управляющих компаний, а проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.

Следовательно, целевое назначение выделяемой финансовой поддержки не предполагает предоставление никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим). Все дома, предусмотренные региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях, без каких-либо преимуществ.

При таких обстоятельствах у общества не имелось оснований для исключения из налоговой базы по НДС сумм бюджетного финансирования, полученного для капитального ремонта и для благоустройства дворовых территорий.

(Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)

С 26 декабря 2012 года Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом X «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

В частности, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) плату за коммунальные услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (ст. 170 ЖК РФ).

Согласно ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор создается субъектом РФ, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта РФ.

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (ст. 180 ЖК РФ).

В связи с данными нововведениями внесены изменения и дополнения в НК РФ.

С 26 декабря 2012 г. не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС на территории РФ реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ (п.п. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва не только на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, но и в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, с 26 декабря 2012 г. в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ, на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами.

– в виде средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом РФ товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным и осуществляющим управление многоквартирными домами в соответствии с Жилищным кодексом РФ, управляющим организациям, а также при непосредственном управлении многоквартирными домами собственниками помещений в таких домах – управляющим организациям, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах;

– в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Кочетков Юрий Владимирович, генеральный директор «Бурмистр.ру»

Капитальный ремонт многоквартирных домов для управляющих компаний и ТСЖ – дело хлопотное, а для собственников помещений - очень затратное. Одного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недостаточно, так до собрания необходимо определиться с порядком формирования источников финансирования работ по капитальному ремонту, а после собрания управляющей компании необходимо собрать с собственников денежные средства и выполнить запланированные работы. В зависимости от выбранного способа финансирования капитального ремонта зависит порядок налогообложения деятельности управляющих компаний и возникающие в связи с этим налоговые риски.

1. Варианты финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов?

В Жилищном кодексе заложена обязанность собственника помещений нести бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома (п.3 ст.30 ЖК РФ). При этом в качестве обязательного платежа, подлежащего перечислению собственником на счета управляющей компании, обозначена лишь плата за техническое обслуживание общего имущества (п.2 ст.154 ЖК РФ).

Финансирование капитального ремонта многоквартирных жилых домов также производится на деньги собственников, однако для начала как строительно-монтажных работ по капитальному ремонту, так и сбора средств на него, необходимо проведение общего собрания собственников помещений (п.1 ст.145 ЖК РФ).

Существуют три варианта финансирования собственниками капитального ремонта многоквартирных домов:

1) На общем собрании принимается решение о проведении ремонта за счет средств управляющей компании. Управляющая компания производит работы и впоследствии погашение задолженности собственников перед управляющей компанией производится пропорционально их жилой площади в общей жилой площади многоквартирного дома. Данный вид финансирования используется крайне редко, так как:

- неинтересен управляющей компании из-за большого количества извлекаемых из оборота денежных средств;

- неизвестен срок возврата инвестиций ввиду несвоевременности платежей собственниками;

- существует риск потери объекта из-за выбора собственниками новой управляющей компании. В такой ситуации взыскивать задолженность приходится через суд, при этом взыскание производится с каждого собственника по отдельности.

2) Расходы производятся за счет средств бюджета и средств собственников. После проведения общего собрания принимается решение о проведении капитального ремонта. Производится расчет сметы стоимости строительно-монтажных работ и после поступления денежных средств из бюджета и от собственников управляющая компания приступает к выполнению работ.

Данный вид финансирования используется достаточно часто и при этом управляющая компания практически не несет никаких рисков. Для выделения средств из бюджета управляющей компании необходимо собрать с собственников минимальную сумму в 5 процентов от суммы предполагаемого объема строительно-монтажных работ. Остальная сумма выделяется из бюджета (пп.2 п.6 ст.20 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ).

3) Стоимость планируемого капитального ремонта финансируется собственниками путем формирования фонда капитального ремонта. На общем собрании собственники утверждают тариф на формирование фонда капитального ремонта, перечень планируемых строительно-монтажных работ и дату начала ремонта. Впоследствии управляющая компания выставляет счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, в которых отдельной строкой выделена суммы платы на формирование фонда капитального ремонта.

2. Существующие льготы по налогу на прибыль в отношении средств поступающих на проведение капитального ремонта многоквартирных домов?

В действующей на конец 2011 года редакции Налогового кодекса уже содержится льгота, касающаяся капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Так, в соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ к целевым средствам в целях исчисления налога на прибыль относятся "средства бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (далее по тексту Закон №185-ФЗ)".

В отношении денежных средств на финансирование проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, поступающих не из бюджета, а от собственников помещений в многоквартирных домах, «отдельная» льгота предусмотрена лишь для товариществ собственников жилья.

Так, согласно пп.1 п.2 ст.251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций к целевым поступлениям относятся отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами. Таким образом, ТСЖ поступившие от собственников на проведение капитального ремонта денежные средства не включают в базу исчисления налога на прибыль и УСН.

3. Существущие льготы по НДС в отношении средств поступающих в счет финансирования капитального ремонта многоквартирных домов?

Суммы, поступающие от собственников в управляющие компании и ТСЖ на формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов не облагаются налогом на добавленную стоимость в силу льготы установленной в п.3 ст.162 НК РФ.

Вопросов по данной льготе исходя из ее сути быть не должно, так как при формировании фонда капитального ремонта у управляющих компаний и ТСЖ не возникает реализации, а значит, в силу пп.1 п.1 ст.146 НК РФ нет и объекта налогообложения.

4. Налогообложение денежных средств, поступающих от собственников помещений в счет формирования резерва на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

В отношении средств поступающих в управляющие компании в отличие от ТСЖ ситуация сложнее и зависит от применяемой управляющей компанией системой налогообложения. Возможны два варианта:

1) Если управляющая компания находится на общей системе налогообложения и формирует резерв на проведение капитального ремонта.

Для начала определимся, что в соответствии с НК РФ является объектом налогообложения. Согласно ст.247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций признаются «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов».

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п.1 ст.249 НК РФ).

Понятие реализации содержится в статье 39 НК РФ. Так, в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары (работы, услуги), а также оказание услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

Фактически, начисляемая собственникам стоимость капитального ремонта в момент формирования фонда капитального ремонта, не является выручкой. Управляющая компания, формируя резерв, никаких услуг собственникам не оказывает и, как следствие, перехода права собственности на оказанные услуги от управляющей компании к жильцам не происходит. Следовательно, в соответствии с нормами ст.39 НК РФ, нет факта реализации, а значит, нет и выручки для целей налогообложения прибыли.

2) Если управляющая компания находится на упрощенной системе налогообложения.

При применении упрощенной системы налогообложения датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках, а датой несения расходов признается дата списания денежных средств со счетов налогоплательщика (п.1 и п.2 ст.346.17 НК РФ).

Таким образом, все поступающие на счета управляющей компании денежные средства от собственников на формирование фонда капитального ремонта включаются в налогооблагаемую базу для исчисления единого налога.

При этом обращаем внимание на такую распространенную у управляющих компаний ошибку, как неправильное определение момента возникновения выручки и ее размера при расчетах между собственниками помещений и управляющими компаниями через единые расчетные центры.

Так, выручка будет признаваться в момент поступления денег на счета агента (расчетного центра), а не в момент фактического перечисления денег от агента на счета управляющей компании (подробнее об этом можно прочитать здесь).

Статья о порядке налогообложения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома будет опубликована на сайте «Бурмистр.ру» в ближайшее время.

Поправки в Жилищный кодекс обязали собственников жилых помещений в многоквартирных домах с 2014 года оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт. Общая сумма накапливаться на счете регионального оператора или личного счета дома в случае, когда на собрании жильцов было принято решение об его открытии. В 2021 году некоторым категориям граждан можно избежать затраты по этой статье на законных основаниях.

Что включает в себя капитальный ремонт?

Денежные средства, аккумулируемые на счете капитального ремонта, имеют определенное назначение и могут быть потрачены только на проведение конкретных работ. Они направляются на улучшение состояния жилого фонда по составленному и утвержденному графику. В перечень работ по статье капитальный ремонт входят:

  • фасадные работы, связанные с реставрацией и восстановлением (шпаклевка и заделка образовавшихся щелей, покраска, а также утепление);
  • работы по укреплению фундамента здания;
  • кровельные работы (восстановление конструкций, обновление кровельного покрытия с целью недопущения протечек);
  • обслуживание помещений подвалов и коммуникаций, расположенных в них;
  • ремонт лифтов;
  • обслуживание и ремонт систем коммуникаций дома, в том числе работы по замене общедомовых приборов учета энергоносителей, которые проводятся в рамках модернизации.


Жильцы имеют полное право контролировать выполнение всех перечисленных ремонтов, средства на которые они собирают на своем счете. Каким образом можно осуществить контроль?

  1. Выбирать организацию, которой доверить проведение мероприятий по капитальному ремонту своего жилого дома.
  2. Проверять составленные сметы на выполнение работ и требовать разъяснений и обоснований тех или иных позиций и цен. А также уточнять график планируемых работ и сроки их выполнения.

В случае, если жильцы не смогли либо не захотели выбирать компанию для ремонта, эта задача ложится на плечи органа местного самоуправления или организации, которой доверено управление домом.

Все средства, собираемые собственниками квартир на капремонт дома, могут быть потрачены только на определенный вид работ. Итогом проведенных работ служит предоставление полного отчета об объемах и средствах, которые были потрачены на их реализацию, а также остатках на счете.


Уточним несколько моментов в вопросе капитального ремонта, о которых должны знать владельцы жилья в многоквартирном доме:

  • фонд капитального ремонта составляет по всем домам, которые накапливают взносы на его счете, план мероприятий с перспективой на несколько лет и публикует его в свободном доступе;
  • средствами фонда возможно воспользоваться не только планово, но и для проведения срочных ремонтов, независимо от времени года;
  • выполнение плановых ремонтов сопровождается сметами и анализируется их необходимость.

Также следует отметить, что жильцы новостроек освобождаются от оплаты квитанций за капитальный ремонт в течении 5 лет.

Проверить целевое использование расходования сумм можно с привлечением государственных органов по надзору (комиссию при администрации, Роспотребнадзор, управляющую организацию), а также, при подозрении на схемы мошенничества, в органы прокуратуры.

Нужно ли оплачивать квитанции за капитальный ремонт? Требование Жилищного кодекса говорит о том, что взносы оплачиваются в обязательном порядке, поскольку жилой фонд постепенно изнашивается и затраты на его восстановления ложатся на плечи собственников. Поэтому платить их нужно в целях собственного комфорта и безопасности. Но есть ряд условий, когда можно избежать платы за капитальный ремонт.

Как не платить за капитальный ремонт на законном основании?

Статья 169 Жилищного кодекса определяет несколько исключений, на основании которых граждане имеют право не платить взносы. К ним относятся:

  • жильцы домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (согласно основаниям п. 10,11 ст. 32 ЖК РФ);
  • при условии, когда решением местной администрации участок земли под домом подлежит изъятию для нужд муниципалитета или государства. Жильцы в этом случае освобождаются от этой статьи расходов на содержание дома на следующий месяц после вынесения решения.
  • исключение из региональной программы капремонта МКД, в которых меньше 5 квартир.

Если ваш случай подходит под выше описанное, то нужно обратиться к региональному оператору за возвратом денег.


Как вернуть деньги за капитальный ремонт?

Взносы за капитальный ремонт можно вернуть по статье 184 Жилищного кодекса РФ. В законе описываются конкретные случаи при котором возврат средств допустим, приводить их нет смысла они повторяются с вышеизложенным.

Так же возвращают потраченные деньги льготным категориям граждан.

Льготы по оплате капитального ремонта пенсионерам

Расходы по этому пункту рассчитываются в зависимости от квадратных метров занимаемой жилой площади и составляют порой значительную сумму. Особенно для граждан пожилого возраста, когда основным доходом является только пенсия.

Требование предоставления льготы на оплату капитального ремонта со стороны пенсионеров вполне понятно. Но предоставлена она законодательством далеко не всем лицам, достигшим пенсионного возраста.

Статья 169 Жилищного кодекса определяет ряд условий, соответствие которым даст возможность предоставления компенсации понесенных расходов за капремонт. Только выполнение всех условий сразу предоставит это право:

  • достижение возраста 70 лет и старше;
  • квартира должна находиться в собственности пенсионера;
  • он должен проживать там один;
  • являться неработающим.

Семья пожилых неработающих пенсионеров старше 70 лет также имеет право на получение компенсации.

В сумме льгота будет предоставлена:

  • в размере 50% от рассчитанной платы при достижении 70 лет;
  • в полном размере 100% при достижении 80 лет.

Чтобы получить компенсацию:

  1. Нужно ежемесячно оплачивать квитанцию.
  2. Написать заявление в органе соцзащиты или МФЦ на возврат средств. Потребуются документы:
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • выписка из лицевого счета;
  • выписка из ЕГРН или свидетельство;
  • документ доказывающий статус безработного (копия трудовой книжки и т.д.);
  • реквизиты счета в банке;
  • квитанции об оплате.

Возврат средств поступит на счет в начале месяца после обращения (например, если 11.09 написали, то 1.10 получите деньги).

При расчете компенсации учитываются:

  • минимальный тариф на один кв. метр;
  • нормативная площадь жилья (отличается в зависимости от региона);
  • процент выплат 50 или 100.

Для г. Новосибирска минимальные взносы на 1 кв.м. для шестиэтажного дома и выше составляет 6,45 руб. Площадь квартиры на одиноко проживающего по социальному нормативу 33 кв.м.

Сумма компенсации в месяц составит: 33 × 6,45 × 50% = 106,43 рубля. (если 100%, то 212,85)

Льготы инвалидам

Инвалиды являются федеральными льготниками по оплате всех коммунальных услуг. Эта норма закреплена в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ».

Рассчитывается компенсации исходя из минимального размера взноса на каждый квадратный метр общей площади жилого помещения, который установлен нормативными актами субъекта Российской Федерации.

В статье 17 указанного закона определено, что компенсация по уплате взносов за капремонт может быть предоставлена не более 50 процентов для следующих категорий:

  • инвалидов I и II группы,
  • детям-инвалидам и граждан, имеющих детей-инвалидов.

Льготы ветеранам труда

Лицам, имеющим статус ветеран труда, также предоставляется льгота по капремонту, в том числе и нетрудоспособным членам семьи, находящимся на их иждивении. Она составляет половину суммы взноса из расчета минимального размера по региональному закону и с учетом площади жилья, занимаемого гражданином и его семьей.

Существуют определенные нормы площади, которые установлены:

  • проживающему одному не более 33 кв.м.,
  • семье из двух человек – 42 кв.м.,
  • семье из трех и более человек – 18 кв.м. на каждого.

Если общая площадь жилища оказывается больше этих норм, то компенсация предоставляется только на них, а свыше ложится на плечи собственника.

Рассмотрев предоставленные документы, орган соц. защиты принимает решение о компенсации и возвращает ранее уплаченные взносы в срок до 60 дней с того дня, когда гражданин обратился. Средства зачисляются тем способом, который будет указан в заявлении.

Видео: Капитальный ремонт, платить или нет?

Законно ли требование к гражданам РФ уплачивать ежемесячный взнос на капитальный ремонт? Когда его планируют провести в твоем доме? Сколько в среднем в год ты платишь за него? И можно ли на законных основаниях не платить за капитальный ремонт?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Гражданский Кодекс РФ устанавливает обязанность собственников самостоятельно заботиться о своем имуществе, содержать его, нести риск его случайной гибели.

Статья 210Гражданского Кодекса РФ «Бремя содержания имущества»

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Федеральным законом от 25. 12.2012г. «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Жилищный Кодекс РФ, взнос на капитальный ремонт был включен в структуру платы за жилое помещение и установлен в качестве обязательного платежа, наряду с платой за иные коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

пп. 1. ч. 2 ст. 154 ЖК РФ «Структура платы за жилое помещение»

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Согласно текущим положениям закона, взнос уплачивается в сроки, аналогичные внесению остальных частей платы за помещение.

Статья 169 ЖК РФ «Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Собственники нежилых помещений несут обязанность по уплате взносов наравне с собственниками квартир, что прямо предусмотрено ч. 3 ст. 158 ЖК РФ:

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт

Таким образом, задолженности по оплате взносов при продаже помещения, подлежат погашению новым собственником.

Поскольку Жилищный кодекс не рассматривает как плательщиков взноса отдельные категории собственников помещений, также как и не оговаривает статус принадлежащих им помещений, взнос на капитальный ремонт обязаны уплачивать как физические (за исключением льготных категорий граждан), так и юридические лица, независимо от того жилым или нежилым помещением они обладают.

ПОРЯДОК ОПЛАТЫ:

Оплата взноса производится на счет регионального оператора фонда капитального ремонта, если собственниками не выбран способ формирования фонда на специальном счете.

Согласно ч. 1 ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда на специальном счете, платежи поступают на такой счет сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, оплата взносов производится на основании документов, выставленных Фондом капитального ремонта и по его реквизитам.

ВЫСТАВЛЕНИЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР

Действующим законодательством не предусмотрено составление, как счетов-фактур, так и актов выполненных работ при оплате взносов на капитальный ремонт.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 162 НК РФ, в налоговую базу не включаются денежные средства, полученные специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно положениям ст. 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ.

Согласно ч. 3 ст. 169 НК РФ, обязанность составления счетов-фактур, а также у налогоплательщика имеется при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения, а также в случаях прямо предусмотренных законом. Данная позиция подтверждается также Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.08 2012 г. N 03-07-09/102.

Согласно позиции Министерства Финансов РФ, изложенной в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 февраля 2015 г. N 03-03-06/4/6840 в целях налогообложении прибыли организаций документальным подтверждением расходов в виде ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах могут являться платежные документы (счета-квитанции), представленные региональным оператором.

Как указано выше, взносы на капитальный ремонт не облагаются НДС, а, следовательно, выставления счетов фактур не требуется.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: