Вывоз строительного мусора с ндс

Опубликовано: 04.05.2024

В России практически ежедневно в эксплуатацию сдается хотя бы один многоквартирный дом. Покупатели получают ключи от квартир, но не спешат перевозить вещи. Сначала предстоит многомесячный и сложный ремонт. Застройщик в лучшем случае заливает бетонную стяжку и начерно штукатурит стены. Чаще всего же владелец получает пространство, абсолютно непригодное для проживания. Ему приходится прокладывать трубы, выравнивать пол, стены и потолок. И неизбежно приходится решать, что делать с мусором: упаковками, обертками, ящиками, мешками, обрывками обоев и т. д. Его нужно куда-то выбрасывать или утилизировать.

В идеальном случае застройщик устанавливает рядом с домом контейнер, а потом сам его вывозит. Но так бывает редко. Чаще же владельцев квартир пытаются всеми правдами и неправдами заставить заплатить за дополнительные услуги по вывозу «строительного мусора». Многие новоселы жалуются, что управляющие компании пытаются их обмануть, а помогают им в этом чиновники, а часто и судьи различных рангов. Как обманывают владельцев недвижимости на счетах за вывоз мусора

Упаковки из-под краски и штукатурки, целлофановые пакеты по воле управляющих компаний попали в категорию «строительного мусора». Как следствие, жильцы обслуживаемых домов находят в своих почтовых ящиках квитанции с требованием оплатить его вывоз сверх обычных тарифов. Кто не согласен, на того готовится иск в суд.

На самом же деле подобный мусор никакого отношения к строительному не имеет. Руководство и персонал управляющих компаний поступают неправомерно. Собственники квартир и так оплачивают вывоз и утилизацию коробок, оберток и прочей упаковки от стройматериалов. Никто не имеет права выставлять дополнительные счета.

Если внимательно перечитать действующие законы, письма и разъяснения различных ведомств, можно увидеть, что отходы, неизбежно образующиеся при проведении ремонта, нельзя относить к строительному мусору. Их включают в состав ТКО, и оператор обязан вывозить их без дополнительной платы. Подобные услуги уже учтены в тарифах, которые жильцы и так оплачивают.

Так как в процессе ремонта образуется не строительный, а бытовой мусор, никто не вправе навязывать жильцам оплату дополнительных услуг, связанных с его вывозом.

Однако сотрудники управляющих компаний упорно пытаются убедить собственников квартир в обратном. Если это удается, суммы, оплаченные сверх норматива, не тратятся на обслуживание дома. Они достаются недобросовестным коммунальщикам. Некоторую часть «приходится» отдавать чиновникам из разнообразных структур, в том числе из тех, которые обязаны следить за соблюдением законности.

Но хуже всего то, что коррупционные схемы поддерживаются судами. В многочисленных спорах между собственниками жилья и управляющими компаниями они поддерживают последних. Принимаются неправомерные решения, в соответствии с которыми жильцы обязаны оплачивать навязанные им «услуги».

На практике это приводит к тому, что необходимо профессионально разобраться в данном вопросе, опираясь на действующее законодательство. Сначала разберем некоторые понятия и термины, относящиеся к данной теме:

Строительный мусор. К данной категории относят отходы, сопровождающие деятельность строительных, ремонтных компаний. Эти организации возводят новые объекты, реставрируют или ремонтируют существующие. Для подобной работы требуется специальная лицензия. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду выделяют 5 (пять) категорий строительного мусора. Основание — Приказ № 511 от 15.06.2001 года Министерства природных ресурсов РФ.

Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) . Так называют мусор, неизбежно образующийся в процессе повседневной жизнедеятельности человека, в быту. К этой же категории относят товары, вещи, которые в силу морального или физического устаревания нельзя использовать по назначению в личных целях, дома. К ТКО причисляются и отходы, сопровождающие деятельность юридических лиц, ИП, при условии, что данный мусор аналогичен тому, что образуется в квартирах, частных домах в процессе жизнедеятельности людей.

Крупногабаритные бытовые отходы (КБО) . К этой категории относят старую мебель, сломанную бытовую технику, отходы, образовавшиеся в ходе текущего ремонта жилья и т. д. Обязательное условие — из-за размеров эти вещи, предметы нельзя выбросить в стандартный контейнер.

На практике персонал и руководители управляющих компаний знают, что обрезки обоев и гипсокартона, упаковки из-под штукатурки и краски относятся к стандартному бытовому мусору (ТКО). Если что-то по размерам не помещается в контейнер, такие отходы причисляют к крупногабаритным, но никак не к «строительному мусору».

Но желание получить с владельцев квартир дополнительные деньги оказывается слишком сильным и перевешивает необходимость соблюдать законы. И многие знают, что им за это не придется нести ответственность. Большая часть людей не знакома с тонкостями законодательных и нормативных актов. И очень многие полагают, что проще заплатить, чем доказывать свою правоту. Мошенники на это и рассчитывают в своей «работе».

Они заявляют, что отходы отделочных материалов законодательно приравнены к строительному мусору. Это значит, что за его вывоз нужно платить отдельно. Собственникам квартир рассылаются требования внести дополнительные суммы. Многие не стесняются угрожать своим клиентам. И люди платят, опасаясь реальных негативных последствий для себя и своего имущества.

Здесь нужно знать и понимать, что обои и пластиковые панели не считаются строительным мусором. Их вывоз входит в обычный тариф, который надлежит оплачивать ежемесячно. Соответственно, любые требования оплатить услуги по вывозу «строительного мусора» можно и нужно считать обманом или фейком.

А нет услуги — нет оплаты. Никто не имеет права требовать деньги за не оказанные услуги. Если же управляющая компания это делает, она ворует деньги у владельцев квартир.

Почему управляющие компании не боятся, что их привлекут к ответственности? Причина проста. Мало кто знает, за что он платит по квитанциям. И почти никто не знает, что же по закону относится к строительному мусору. Сотрудники УК действуют нагло, ссылаются на несуществующие нормативы и постановления. Помимо этого они абсолютно уверены в том, что их поддержат чиновники из различных ведомств и коррумпированные судьи. Жильцы не желают связываться с армией различных проверяющих, опасаются штрафов и платят за несуществующие услуги.

Если же обратиться к действующему законодательству, регулирующему вывоз мусора с территории многоквартирных домов, можно узнать следующее.

Владельцы квартир заключают с УК Договор управления. Данный документ регламентирует все возможные отношения, возникающие в процессе обслуживания дома. В нем перечисляются оказываемые услуги, определяется порядок их предоставления и оплаты. Отдельное внимание уделяется правам и обязанностям сторон. При составлении договора необходимо руководствоваться положениями Гражданского и Жилищного кодексов РФ, еще некоторых нормативно-правовых актов, относящихся к ЖКХ.

Важно отметить, что существует перечень коммунальных услуг, от которых жители многоквартирных домов не могут отказаться ни при каких обстоятельствах. Он приведен в ст. 154 ЖК РФ. Исключить их из договора нельзя.

В то же время управляющая компания не может включать в Договор иные услуги, не предусмотренные законодательно, утверждая, что их оказание обязательно.

Если обратиться к закону «О защите прав потребителей» (ФЗ 2300-1 от 07.02.1997 года), можно увидеть, что никто не имеет права навязывать дополнительные услуги, если они не предусмотрены на законодательном уровне или не прописаны в договоре.

Управляющая компания не может требовать от жильцов плату за некую «дополнительную услугу», если она не предусмотрена ст. 154 ЖК РФ. Подобные требования изначально незаконны, значит, недействительны. Их нельзя даже включить в Договор, заключаемый между жильцами и управляющей компанией.

Если услуга «оказывается» незаконно, не нужно даже тратить время на то, чтобы доказать это в суде. На практике это означает, что не стоит доверять дельцам, заявляющим, что отказаться от навязанных услуг, незаконно включенных в Договор обслуживания, можно только в суде.

И жильцы домов, не ознакомившись с законодательными требованиями, пишут заявления в суд. А там решения принимают судьи. И в подавляющем большинстве случаев решения принимаются именно в пользу структур ЖКХ. Уже были ситуации, когда судьи при вынесении постановлений не учитывали нормы закона, нее обращали внимания на разъяснения ГЖИ, иных комитетов и структур, призванных следить за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ.

Владелец квартиры имеет право отказаться от заключения соглашений, подписания приложений к основному договору, если в них речь идет о вывозе отсутствующего «строительного мусора». Он вправе заявить о том, что не будет оплачивать сверх нормативов вывоз ТКО даже при наличии требований от управляющей компании. Строительный мусор просто не может находиться в квартире. Он не образуется в процессе косметического ремонта. Закон в данном случае гарантирует права именно собственников недвижимости.

Если же кто-либо успел оплатить счет, незаконно выставленный управляющей компанией, он имеет право на возврат всей суммы. Это также гарантировано законом. Но чаще всего для получения денег обратно приходится обращаться в суд, а служители Фемиды не спешат призывать к ответственности управляющие компании.

На практике это означает, что не стоит спешить с составлением искового заявления. Начинать нужно с жалоб в жилищную комиссию, прокуратуру. Именно они обязаны следить за тем, чтобы предприятия ЖКХ соблюдали требования законодательства.

Еще лучше — не спешить оплачивать счета, вызывающие сомнение, даже если управляющая компания угрожает всевозможными санкциями.

Здесь важно подчеркнуть один момент. Застройщик может сдать дом в эксплуатацию, передать его управляющей компании и оставить на лестничных площадках, в квартирах, подвалах на прилегающей домовой территории то, что в соответствии с законодательством подпадает под определение «строительного мусора». Если жильцы обнаружили бой кирпича, бетонные блоки и иные подобные предметы, вывезти их обязаны либо застройщик, либо управляющая компания. И они не имеют права брать с жильцов плату за эту «услугу».

Для лучшего понимания сути вопроса необходимо рассмотреть, что говорится о мусоре (бытовом и строительном) в разных законодательных актах.

Так в ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года сказано, что под твердыми коммунальными отходами (ТКО) понимается мусор (отходы), являющийся неизбежным следствием того, что граждане потребляют различные товары (продукцию), услуги. К этой же категории можно отнести товары, которые нельзя использовать в силу того, что они потеряли свои потребительские качества. Важное дополнение: все перечисленные действия, связанные с потреблением, происходят в жилых помещениях, а товары позволяют удовлетворить личные или бытовые потребности, нужды людей. ТКО могут быть следствием деятельности ИП и юрлиц при условии, что они сходны по составу с теми отходами, что образуются в жилых помещениях.

Далее необходимо обратиться к п. 2 Правил обращения с ТКО. Данный документ утвержден Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016. В соответствии с данным документом отходы считаются крупногабаритными, если их нельзя складировать, разместить в контейнере. Это может быть мебель и ее детали, вышедшая из строя бытовая техника. Сюда же включают отходы, обломки стройматериалов, если они образовались в процессе текущего ремонта.

Еще один важный документ — ГОСТ Р56195-2014. Он регламентирует вопросы, связанные с управлением многоквартирными жилыми комплексами и домами, предоставлением услуг ЖКХ. Здесь же рассматриваются вопросы, связанные с вывозом ТКО, уборкой придомовых территорий и содержанием их.

ГОСТ уточняет, что же относится к крупногабаритным отходам. Здесь сказано, что они могут образовываться в процессе как потребления, так и производства. К этой категории относят мебель, предметы интерьера, велосипеды и т. д. при условии, что длина, ширина или высота превышает 0,5 метра. Основание п. 3.3 ГОСТ Р56195-2014.

Свое мнение по вопросу «строительного мусора» высказали в Минстрое и Минприроды РФ. Например, в письмах Минстроя РФ № 43298-ОГ/06 и Письме Минприроды РФ № 08-25-53/24802 сказано, что обрезки линолеума, обломки ламината и гипсокартона, демонтированные дверные и оконные блоки относятся к крупногабаритному мусору. Региональный оператор обязан вывозить подобные отходы в рамках действующих тарифов.

Одновременно нормативы на вывоз ТКО рассчитываются, в том числе с учетом подобного вида отходов и на основании законодательных требований.

На основании перечисленных законов, стандартов, разъяснений министерств можно сделать определенные выводы.

Если в квартире идет ремонт, неизбежно образуются отходы. Владелец может заменить дверные и оконные блоки, у него остаются упаковки из-под обоев и штукатурки и т. д. Все эти предметы при соблюдении требований к размерам можно отнести к «крупногабаритному мусору». Но никто не имеет права заявлять, что это — строительный мусор. Региональный оператор обязан вывозить и утилизировать подобные отходы в рамках действующих тарифов на обращение с ТКО. При этом вывоз может осуществляться и по заявкам, оставленных жильцами дома. Управляющая компания или непосредственно оператор не могут выставлять жильцам дополнительные счета за вывоз подобного «строительного мусора».

Все процедуры, связанные с обслуживанием, ремонтом жилых комплексов, многоквартирных домов, фиксируются в Договоре управления. Его заключают жильцы и управляющая компания. Один из обязательных пунктов соглашения — перечень оказываемых услуг. И в нем ни при каких обстоятельствах не должен значиться пункт, касающийся вывоза «строительного мусора». И тем более управляющая компания не имеет права начислять плату за подобные «услуги».

Напомним еще раз, что в обычной квартире просто не может быть строительного мусора. Он не образуется даже в процессе ремонта, в том числе в новостройке.

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Справочная / Бизнес‑будни

Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения

Арендаторы и арендодатели часто спорят, кто должен платить за вывоз мусора из помещения. Мы разобрались в вопросе и позволим себе спойлер: по общему правилу это обязанность арендатора, и она не единственная относительно мусора. Однако есть частный случай. Теперь обо всём подробно.

В чём проблема с мусором

Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.

Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.

Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.

Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.

От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию.

Предприниматель заключает договор напрямую с региональным оператором и платит за вывоз ТКО из помещения, где ведёт бизнес. Формат деятельности неважен, мусор вывозят из офиса, с производства, из магазина и кафе. Получается, предприниматель платит дважды: за домашний и рабочий мусор. Но если предприниматель работает из дома, заключать второй договор и платить дополнительно не нужно.

Это ещё не все обязанности. Предприниматель должен определить класс опасности мусора и, если нужно, получить паспорт отходов.

Паспорт отходов и класс опасности

Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.

Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.

Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.

Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».

Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.

Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.

На вывоз отходов заключают договор с региональным оператором. Чаще всего это обязанность арендатора

Мы уже говорили: чтобы из уличного контейнера регулярно вывозили мусор, надо заключить договор с региональным оператором. Такой есть в каждом городе.

По общему правилу в арендованном помещении договор на вывоз отходов заключает арендатор. Он собственник мусора, и заботы по вывозу лежат на нём — так сказано в ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. Кроме того, именно арендатор обязан платить за содержание арендованного помещения по ч. 2 ст. 616 ГК РФ.

Для заключения договора предприниматель подаёт заявку региональному оператору, сообщает адрес, размер помещения и вид деятельности. На вывоз отходов классов опасности с первого по четвёртый у оператора должна быть лицензия.

Если забить на вывоз мусора и, например, подбрасывать в чужой контейнер, будут проблемы.

Предпринимателя могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В лучшем случае выдадут предписание заключить договор на вывоз ТКО. Такое было с владельцем магазина сантехники — дело № А41-84137/19.

Ещё региональный оператор может обязать заключить договор через суд. И даже взыскать плату за уже вывезенный мусор с неустойкой. Такое тоже было — дело № А15-2160/2019.

По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель

Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз отходов заключает арендодатель. Так можно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005. В этом случае арендатор только оплачивает счета от арендодателя.

Обычно организацию вывоза отходов берут на себя собственники бизнес и торговых центров. Они обустраивают общую площадку с контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает переложить обязанность на арендодателя и в небольшом помещении на первом этаже или мастерской в промзоне, если всех это устраивает.

Обязанность арендодателя вывозить мусор записывают в договор аренды. Формулировка примерно такая:

Арендодатель обязан заключить договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения с региональным оператором и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам.

Прочитайте свой договор аренды. Если нашли подобный пункт — за мусор отвечает собственник помещения.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Пока не выкинули в уличный контейнер, хранить мусор надо по санпинам

В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.

Фитнес-клубы

Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.

В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.

Продуктовый магазин

Для сбора пищевых и непищевых отходов устанавливают разные контейнеры. Под контейнером — твёрдое покрытие.

Контейнеры закрываются крышками. Расстояние от магазина — не меньше 25 м.

Уличные контейнеры и мусорки внутри магазина очищают при заполнении на ⅔ не реже раза в сутки. В тёплое время года контейнеры и мусорки дезинфицируют.

Мусорка в помещении должна быть из металла или пластмассы с педалью и крышкой.

Общепит

Для сбора пищевых и непищевых отходов устанавливают разные контейнеры. Под контейнером — твёрдое покрытие. Площадку располагают не ближе 25 м от домов, детских площадок и скверов.

В мусорках используют одноразовые пакеты.

Парикмахерская

В парикмахерской отводят отдельную комнату или место для хранения метлы, мусора и волос.

Остриженные волосы собирают в закрывающийся совок сразу после стрижки и складывают в полиэтиленовый пакет или мешок из крафт-бумаги. Мешок перевязывают, а потом выкидывают вместе с ТКО. Второй раз мешки использовать нельзя. Вытряхивать волосы в бак тоже.

Старые люминесцентные лампы, лампы солярия и бактерицидные лампы хранят в упаковках в подсобном помещении. Выкидывать вместе с бытовыми отходами нельзя.

Во всех регионах России в 2021 году действует мусорная реформа. Теперь обращение с твёрдыми коммунальными отходами будет происходить по новым правилам.

В чем суть мусорной реформы?

Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:

  • Жилищный кодекс;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа уже работает?

  1. Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
  2. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
  3. Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором.
  4. Коммунальная услуга по обращению с ТКО выведена в отдельную.
  5. Изменилась схема обращения с отходами.
  6. Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.


Что изменится с введением новой «Мусорной реформы»:

БылоСтанет
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами.Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством.
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком.Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной.
Заключение договора добровольное. Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз.Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки.Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов.

Кто должен заключать договор с оператором по обращению с ТКО?

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.


Каждый из них должен заключить с региональным оператором прямой договор. Собственники многоквартирных домов вправе произвести это через свою управляющую компанию. Решение о том, каким образом заключить договор (напрямую или через управляющую организацию), собственники должны принять в ходе проведения общего собрания и закрепить его протоколом.

Жители частных домовладений также являются плательщиками услуги по обращению с ТКО и должны самостоятельно заключить с региональным оператором соглашение.

Если собственник отходов по каким-либо причинам не желает подписывать договор, то этот факт не станет освобождать его от уплаты взноса по существующим тарифам. Квитанции будут приходить на основании данных, полученных от муниципалитета.

Кто отвечает за вывоз мусора и утилизацию ТКО?

Ранее, до вступления в силу изменений в законодательстве об отходах, их вывоз осуществлялся организациями, которым жильцы доверили управление своими многоквартирными домами. Эти организации заключали договора и несли ответственность за их исполнение.

С внедрением мусорной реформы такая услуга вышла из тех, что относились к содержанию жилья. Вывоз ТКО теперь коммунальная услуга, которая должна оказываться региональным оператором – организацией, берущей на себя ответственность по вывозу и утилизацию мусора. Осуществляет он это самостоятельно или привлекая субподрядчиков.

Выбор компании происходит на основании конкурса, инициатором которого является орган исполнительной власти региона. Регулируется деятельность регионального оператора ст. 24.6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон).

Тарифы и графа в платежке

Все, кто производит мусорные отходы, обязан вносить плату за обращение с ними. Поскольку эта услуга выведена в самостоятельную, в квитанции для жителей многоквартирных домов появилась новая строка — обращение с ТКО.

Допустимо, чтобы квитанции приходили напрямую собственникам квартир от оператора, но это должно решаться большинством голосов на общем собрании жильцов.

Тариф за ТКО напрямую зависит от норматива образования отходов для каждой из категорий потребителей. Устанавливается норматив для всего региона, соответственно, решение об определении платы принимается на уровне конкретной области или края.

Тариф может применяться из расчета на 1 человека или 1 кв.м. занимаемой площади.

Ответственность за неуплату

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.

Мусорная реформа в сельской местности и частном секторе

Реформа коснулась жителей не только городов, но и малых территорий всей страны. Новые требования Закона едины для каждого, кто образует отходы от своей жизнедеятельности или производственного процесса.


В отличие от собственников многоквартирных домов, где в большинстве случаев договор с региональным оператором заключается в общедомовом порядке управляющей организацией, владельцам частных домов придется заключить договор самостоятельно.

Отметим, что это касается и сельских и городских жителей, а также домов, расположенных на садовых участках. При этом не учитывается факт проживания в нем.

Отличием является лишь тарификация услуги для города и области или частного сектора. Плата для последних устанавливается чуть ниже и исчисляется в зависимости от количества проживающих или площади жилья.

Обязанностью регионального оператора является организация мест, где будет осуществляться сбор мусора в контейнеры. В дальнейшем планируется производить сортировку мусора по категориям, что позволит использовать некоторые виды отходов вторично.

Вопросы и ответы в новом 2021 году

У населения России накопилось множество вопросов с введением «Мусорной реформы» на которые требуют ответы, на некоторые постараемся подробно ответить.

  • при нахождении на лечении в стационаре или санаторно-курортном учреждении – справку учреждения;
  • при нахождении в служебной командировке — копию приказа или справку с приложением копий проездных билетов;
  • при временном пребывании в другом месте (гостинице, общежитии и т.п.) – счет за проживание или документ о временной регистрации по другому месту жительства;
  • при проживании на территории садового или огороднического товарищества – справку, выданную товариществом;
  • при временном нахождении в учебном заведении, детском доме, школе-интернате, специальном учебно-воспитательном учреждении с круглосуточным пребыванием – справку, выданную учреждением, подтверждающую факт отсутствия в жилом помещении и продолжительность отсутствия.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

«Мусорная реформа» в стране в самом разгаре: одни регионы уже перешли на работу с выбранным регоператором по обращению с ТКО, другие – только готовятся к этому. Вопросов пока много. Одним из них является вывоз крупногабаритного (КГМ) и строительного мусора. Читайте о том, кто отвечает за это и как оплачиваются эти услуги.

Вывоз крупногабаритного и строительного мусора вызывает вопросы

Главные вопросы, которые возникают в отношении крупногабаритного и строительного мусора, сводятся к тому:

  • включается ли строительный мусор в понятие «крупногабаритные отходы»;
  • является ли крупногабаритный и строительный мусор твёрдыми коммунальными отходами;
  • где такой мусор должен складироваться и накапливаться;
  • кто отвечает за вывоз КГМ и строительных отходов;
  • кто и как оплачивает услуги по транспортировке этого мусора к месту утилизации.

Попробуем разобраться с каждым из этих вопросов отдельно, опираясь на нормативно-правовые акты, регулирующие «мусорную реформу» и сферу управления многоквартирными домами.

Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается

Крупногабаритный мусор не помещается в контейнеры

В действующих НПА есть несколько схожих определений, что такое крупногабаритный мусор или отходы (КГМ или КГО). Так, в п. 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 к крупногабаритным отходам отнесены твёрдые коммунальные отходы такого размера, что их невозможно поместить в контейнерах, например, мебель или бытовая техника.

В ГОСТ Р 56195-2014 дано более конкретное определение КГО как отходов производства и потребления. Это предметы, которые утратили свои потребительские свойства. Размеры таких предметов превышают 0,5 метра в высоту, ширину и длину.

Существует ещё одно определение, на которое ссылаются компании, оказывающие услуги по вывозу мусора: КГМ – это отходы, которые не поддаются сжатию и транспортировке в прессующем мусоровозе.

Кто размещает в ГИС ЖКХ информацию об услуге по обращению с ТКО

КГМ входит в состав бытовых отходов и вывозится регоператором

Согласно п. 12 ПП РФ № 1156, вывоз крупногабаритных отходов находится в зоне ответственности регионального оператора. Делать он это обязан в том числе по заявкам потребителей.

Складирование КГО для вывоза, согласно п. 11 ПП РФ № 1156, допускается в бункерах, установленных на контейнерных площадках, или на специально отведённых для этого местах. Они должны быть прописаны в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Также в договоре указывается график вывоза крупногабаритных отходов.

Следовательно, крупногабаритные отходы входят в понятие «твёрдые коммунальные отходы» и ответственность за их вывоз и транспортировку несёт выбранный в регионе оператор по обращению с ТКО. Это зафиксировано и в п. 7.1 ГОСТ Р 56195-2014.

Стоимость вывоза крупногабаритного мусора должна быть включена в норматив, установленный в регионе для оплаты услуг регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Дополнительная оплата за вывоз КГО взиматься не должна.

О налоге на добавленную стоимость для услуги по обращению с ТКО

Строительный мусор может повредить мусоровоз

Строительный мусор зачастую также относят к крупногабаритным отходам, ведь он отвечает характеристикам такого вида ТКО: не влезает в стандартный контейнер, не поддаётся сжатию и транспортировке обычным мусоровозом. При этом, как правило, строительные отходы имеют большой вес, а порою представляют опасность для здоровья человека.

Строительный мусор – это все отходы, что образуются при демонтаже, ремонте или строительстве в многоквартирном доме. Это не только бетон, кирпичи, куски металла, но также демонтированные двери и окна, снятый линолеум, старые обои и прочее. Его можно подразделить на:

  • непосредственно строительный мусор,
  • упаковочные материалы,
  • отделочные материалы.

В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался.

Вывоз и утилизация подобных отходов должен производиться отдельно от ТКО. За нарушение данного правила предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.

Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД

Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору

Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 ПП РФ № 1156). Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.

Занимаются сбором и вывозом строительного мусора специализированные компании, в том числе региональные операторы по обращению с ТКО, за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утверждённый норматив регоператора.

Если кто-то из жителей в многоквартирном доме затеял ремонт, то он не имеет права вынести и разместить образовавшийся строительный мусор на контейнерной площадке. Он обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.

Решение о централизованном вывозе строительного мусора принимается на ОСС

Другой вариант: если ремонт делают сразу несколько собственников или почти все, например, в новостройке. В таких домах образуются спонтанные свалки строительного мусора.

В этом случае управляющая домом организация, если таковая уже выбрана, либо сами собственники могут заключить договор на вывоз строительного мусора, определив место для сбора отходов и график вывоза. Выбранная компания устанавливает специальный открытый контейнер для строительного мусора, куда жители дома обязаны складывать строительные отходы.

Контейнер для складирования строительного мусора

При этом на общем собрании собственники должны утвердить включение платы за эту услугу в плату за содержание жилого помещения или отдельной строкой за жилищную услугу по вывозу строительного мусора, а также утвердить размер платы за неё. За дополнительную услугу при этом должны проголосовать собственники, обладающие более чем 50% от числа голосов участников ОСС (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

Важно помнить

Управляющие организации и ТСЖ, а также жители многоквартирных домов должны разделять понятия бытового крупногабаритного мусора и строительных/ремонтных отходов.

Бытовые крупногабаритные отходы входят в состав ТКО, за их вывоз отвечает региональный оператор. Плата за вывоз КГМ включена в тарифы и нормативы выбранного регоператора.

Строительный мусор не относится к ТКО и не входит в зону ответственности исполнителя коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Его вывоз производится по отдельному договору с регоператором или иной специализированной компанией за дополнительную плату.

Управляющая организация или ТСЖ при этом должны следить за порядком на контейнерных площадках, если они расположены на земельном участке, включённом в состав общего имущества многоквартирного дома.

Поэтому УО следует информировать жителей дома о порядке и месте складирования крупногабаритного мусора, графике его вывоза, а также о том, каким образом они должны избавляться от строительных отходов.

В России большинство квартир в новых многоквартирных домах строительные организации (застройщики) сдают в состоянии не пригодном для проживания, без какой-либо отделки, поэтому люди, которые приобретают такие квартиры, вынуждены доделывать в них косметические ремонты, чтобы довести эти свои квартиры до нормального жилого состояния, ещё вкладывая в это дополнительные немаленькие деньги. При таких отделочных, косметических ремонтах квартир образуется некоторое количество отходов, состоящих из остатков разнообразных отделочных материалов.
Это обстоятельство стало благодатной почвой для мошенничества и обмана со стороны недобросовестных сотрудников почти всех управляющих организаций, которые занимаются обслуживанием и управлением многоквартирных домов. Особенно в домах - новостройках, недавно введённых в эксплуатацию. Для этого они придумали простую схему обмана собственников квартир, которая не могла бы быть реализована без соучастия местных чиновников и судей.

Схема обмана собственников квартир на вывозе мусора

Бытовые отходы, состоящие из остатков разнообразных отделочных материалов, недобросовестные сотрудники управляющих организаций стали называть «строительным мусором» и стали в ультимативной жесткой форме принуждать всех собственников квартир в домах-новостройках платить им дополнительные не малые деньги за вывоз такого, якобы «строительного мусора».
На самом деле это наглый обман и манипуляция со стороны управляющих организаций. Такие отходы не является «строительным мусором» и относятся к категории обычного бытового мусора, вывоз которого собственниками квартир уже оплачивается в составе текущих платежей за коммунальное обслуживание.

Нормы действующего законодательства по этой теме сформулированы вот так:
"Отходы от текущего ремонта в квартирах не относятся к строительному мусору, и подлежат вывозу оператором как твёрдые коммунальные отходы в составе уже действующего тарифа за коммунальное обслуживание квартир.
Поэтому, не требуется никаких дополнительных платных услуг по вывозу мусора, который образуется от ремонта в квартирах, в том числе в новостройках, и фактически является не строительным, а обычным бытовым мусором."



ФОТО (строительного мусора не существует)

В этой примитивной схеме обмана денежные средства, украденные у собственников квартир за якобы вывоз несуществующего «строительного мусора», управляющие организации сразу отмывают в карманы своих недобросовестных сотрудников. Часть из этих украденных денег конечно же, идёт на взятки различным государственным чиновникам, в полномочия которых входит обязанность по выявлению и пресечению именно такой противоправной деятельности управляющих организаций.
Но самое прискорбное, что в этой коррупционной схеме на стороне недобросовестных управляющих организаций также замешаны коррумпированные судьи. Они, нарушая закон, всегда будут принимать свои заведомо неправосудные решения в пользу этих недобросовестных управляющих организаций, если вдруг кто-то из собственников квартир поймет, что его обманули, и через суд попытается вернуть свои деньги.
Поэтому уже давно назрела необходимость в профессиональном юридическом разборе по этой теме со ссылками на нормативные акты.

Начнём с терминов и понятий по этой теме.

Строительный мусор – это отходы, которые образуются в процессе строительной деятельности строительных и ремонтных организаций, имеющих соответствующие лицензии для выполнения таких работ. Строительный мусор подразделяется на 5 (пять) категорий по степени опасности и негативному влиянию на окружающую среду. (приказ №
511 от 15.06.2001 года Министерства природных ресурсов РФ)

Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, которые образуются в жилых помещениях при использовании их физическими лицами в бытовых потребительских целях. А также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Крупногабаритные бытовые отходы (КБО) – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Недобросовестные сотрудники управляющих организаций прекрасно знают, что остатки отделочных материалов, которые образуются при косметических и текущих ремонтах квартир, на самом деле являются обычным бытовым мусором, который по закону относятся к Твёрдым коммунальным отходам (ТКО) и Крупногабаритным бытовым отходам (КБО), и не является «строительным мусором».
Но, у них слишком велик соблазн получить (а фактически украсть) дополнительные деньги у собственников квартир, не неся за это преступление никакой ответственности.
Тем более, что простые граждане не слишком интересуются нюансами законодательства и всегда ленивы в отстаивании своих законных прав. Этим мошенники и пользуются.

Называя остатки отделочных материалов «строительным мусором» они в ультимативной, очень жесткой форме, иногда с угрозами, требуют от собственников квартир дополнительно доплатить за его вывоз. И большинство людей платит, потому что реально опасаются за свою безопасность.

На самом же деле, остатки отделочных материалов не относится к категории строительного мусора и являются обычными бытовыми отходами.
Их вывоз и утилизация уже оплачен собственниками в ежемесячных платежах за коммунальное обслуживание своих квартир, в составе действующего тарифа. Поэтому вывоз остатков отделочных материалов под видом «строительного мусора» на самом деле является фейком, то есть обманом. А требование дополнительной оплаты за такие фейковые услуги незаконна, и по сути является воровством денег у собственников квартир.

Такой вид мошенничества управляющих организаций стал возможен потому, что многие собственники квартир не имеют должных знаний в этой области и не понимают разницы между строительным и обычным бытовым мусором. Наглость, с которой действуют недобросовестные руководители и сотрудники управляющих организаций под прикрытием коррумпированных судей и госчиновников, конечно же, вселяет немалый страх в сознание собственников квартир, поэтому большинство из них безропотно платит этим жуликам.

В законе по теме вывоза мусора из квартир в многоквартирных домах сказано вот что

Отношения собственников квартир и управляющих организаций, их взаимные права и обязанности, определяются Договором управления, условия которого регулируются Гражданским и Жилищным кодексами, а также рядом нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
Перечень обязательных коммунальных услуг в договоре управления для собственников квартир строго определён статьёй 154 ЖК РФ. Эти услуги являются обязательными и исключить какие-то из них из договора управления вряд ли получится.
Зато, никакие дополнительные платные услуги по закону не могут и не должны включаться в Договор управления в качестве обязательных услуг.
Согласно законодательству о Защите прав потребителей (ФЗ 2300-1 от 07.02.1997 г.) недопустимо и незаконно навязывание любых дополнительных услуг сверх тех, которые определены законом или договором.

Все условия о дополнительных услугах за дополнительную плату, сверх тех, которые определены статьёй 154 ЖК РФ для коммунального обслуживания квартир, если они были вписаны в Договор управления, являются заведомо незаконными, то есть, изначально эти условия не считаются действующими. Такие условия о допуслугах не по закону, не по здравому смыслу не могут быть включены в Договор управления.

Заведомую незаконность не требуется специально доказывать в судах.
Поэтому, абсолютно несостоятельно любимое утверждение всех мошенников от ЖКХ, что вам непременно нужно идти в суд, чтобы там попытаться доказать незаконность этих их заведомо незаконных условий в вашем договоре управления.

И многие люди от незнания ведутся на этот обман и сдуру обращаются в суды, которые уже давно коррумпированы этими мошенниками из ЖКХ. Естественно, коррумпированные судьи все свои заведомо незаконные решения по этой теме, всегда принимают и будут принимать в пользу недобросовестных управляющих организаций. В качестве типичного примера по этой теме можно привести одно из дел по которому судьи Малаховой Е.Б. и Сорокиной В.Н. приняли свои решения вопреки нормам закона и разъяснениям ГЖИ и других государственных организаций, осуществляющих надзор в сфере ЖКХ.

Любой собственник квартиры вправе не заключать никакие дополнительные, отдельные договоры, в том числе на оплату и (или) вывоз НЕсуществующего у вас «строительного мусора». И вы вправе не оплачивать якобы дополнительные услуги по вывозу обычных бытовых отходов под видом «строительного мусора», даже если они уже были якобы оказаны вам. Тем более, что в вашей квартире нет и не может быть никакого «строительного мусора». Закон в этом случае на вашей стороне.

Ну а если вдруг так случилось, что вы по незнанию уже отдали свои деньги этим аферистам из управляющей организации, смело требуйте вернуть вам ваши деньги. В этом случае закон тоже на вашей стороне. (Смотри фото 2. ответ ГЖИ о незаконности доп.услуг)
Правда, вам следует учитывать, что коррумпированные суды будут против вас всегда принимать свои решения в пользу управляющих организаций.

Так что не торопитесь сразу обращаться в коррумпированные суды. Сначала напишите жалобы во все возможные инстанции, включая прокуратуру, которые занимаются контролем и надзором в сфере оказания услуг ЖКХ.
А ещё лучше никогда не торопитесь отдавать свои деньги, всяким мошенникам из управляющих организаций, даже если они оказывают на вас давление или угрожают.

Тут следует отметить важное обстоятельство.
Если многоквартирный дом был официально сдан в эксплуатацию и его начала обслуживать управляющая организация, и в нём вдруг обнаружится настоящий строительный мусор, который оставил или спрятал застройщик, вывезти и утилизировать этот строительный мусор обязан этот застройщик или управляющая организация, которая приняла дом в эксплуатацию. Причём сделать это они должны за свой счёт. И никто из них не имеет никакого права перекладывать бремя этих расходов на собственников квартир в этом доме.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ):
«К твердым коммунальным отходам (ТКО) относятся - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»

Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156),
«Крупногабаритные отходы - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.»

Также существует ГОСТ Р56195-2014 Национальный стандарт РФ. «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования».
В нём указано, что: «крупногабаритные отходы – отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину (пункт 3.3).»

По мнению Минстроя России и Минприроды России, «Отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и другое) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.» (Письмо Минстроя России от 25.09.2018 N43298-ОГ/06. Письмо Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО»).
В этих же письмах разъясняется, что крупногабаритные отходы должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Из этих нормативных актов Российской Федерации следует что:

Мусор, который образуется при проведении текущих ремонтов жилых помещений (отходы линолеума, рамы, дверные коробки и другие остатки отделочных материалов) классифицируются как бытовые крупногабаритные отходы, а не как «строительный мусор».
В соответствии с нормами законодательства такой мусор подлежит вывозу региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, в рамках уже установленного и оплачиваемого единого тарифа на услугу по обращению с бытовыми отходами в составе платежей за коммунальное обслуживание квартир. Вывозить такой бытовой мусор, который на самом деле НЕ является «строительным» должны без взимания дополнительной платы с собственников квартир.

В договорах управления, которые заключаются между собственниками квартир и управляющими организациями, не должно быть никаких условий по оказанию дополнительных услуг типа вывоза «строительного мусора» и по оплате таких доп.услуг.
Тем более, что никакого «строительного мусора» не существует и не может быть у собственников в квартирах при их обычной эксплуатации, и даже при проведении любых ремонтных и отделочных работ в этих квартирах.

Вот такая примитивно простая схема по которой многие управляющие организации получают дополнительные деньги от собственников квартир в многоквартирных домах-новостройках за уже вывоз обычного бытового мусора под видом «строительного мусора».

К сожалению, Госжилинспекция Московской области, даже по коллективным заявлениям граждан, не хочет заниматься разбирательством вот таких, слишком простых схем воровства денег у собственников квартир в домах - новостройках.

Ниже фотокопия ответа Госжилинспекции Московской области от 03.12.2020 года о том, что чиновники этой инспекции не будут принимать никакие меры к Управляющей организации МУП СЕЗ, для пресечения их противоправной деятельности по вышеописанной схеме.

(За что только эти чиновники получают зарплату. )


Весь материал по теме "Кто должен платить за вывоз строительного мусора из квартир в МКД"

Читайте также: