Нельзя выставить эсчф так как итоговая возможная для перевыставления сумма ндс равна нулю

Опубликовано: 16.05.2024

Счет-фактура — это документ, на основании которого покупатель товаров (работ, услуг, имущественных прав) может предъявить к вычету суммы НДС.

Разберем ошибки в счете-фактуре, которые могут привести к отказу в вычете НДС, и ошибки, которые не могут являться основанием для отказа.

Ошибки, которые могут стать основанием для отказа в вычете

  • Невозможно идентифицировать продавца или покупателя (например, не указан адрес, ИНН не соответствует названию, др.);
  • Наименование товаров (работ, услуг) в счете-фактуре не соответствует наименованию в отгрузочном документе;
  • Невозможно точно определить стоимость товара (работы, услуги (например, стоимость товара не соответствует данным о цене и количестве, не указана валюта);
  • Неверно указана ставка НДС и сумма НДС.

Если при оформлении счета-фактуры были допущены иные ошибки, отказать в вычете проверяющие не вправе (основание п.2 ст.169 НК РФ).

Рассмотрим ситуации, когда, по мнению проверяющих, нельзя принять НДС к вычету, однако существует положительная судебная практика и/или разъяснения Минфина РФ, подтверждающие необоснованность таких претензий.

Претензия 1. Счет-фактура выставлен по истечению 5 дней со дня отгрузки

По мнению Минфина, нарушение продавцом срока выставления счета-фактуры, установленного п.3 ст.168 НК РФ, не является основанием отказать в вычете по НДС.

Так, согласно Письмам Минфина от 14.03.19 № 03-07-11/16556, 25.04.2018 г. № 03-07-09/28071 счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после вышуказанного срока, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС покупателем.

Аналогичный вывод следует из Постановления ФАС Московского округа от 23.12.2011г. №Ф05-13060/11.

Претензия 2. Нумерация счетов-фактур должна быть в хронологическом порядке

В соответствии с Постановлением АС Поволжского округа от 02.11.2016г. №Ф06-13869/2016 отсутствие хронологии в нумерации счет-фактур не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

Данную позицию подтверждает и Письмо Минфина от 12.01.2017г. № 03-07-09/411. Согласно пп.1 п.5 с.169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры.

Таким образом, право на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость не поставлено в зависимость от порядка формирования порядковых номеров счетов-фактур, выставляемых продавцом при реализации товаров (работ, услуг).

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Одиннадцатого ААС от 24.02.2012 г. № 11АП-15135/11

Претензия 3. Адрес продавца в счет-фактуре не может отличаться от местонахождения, указанного в учредительных документах

Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 17.09.2013 №А12-16526/2011:

«В соответствии с пп.2 и 3 п.5 ст.169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя».

При этом положения пп. 2 и 3 п. 5 ст.169 НК РФ не конкретизируют, какой из адресов (фактическое местонахождение организации или ее юридический адрес) должен указываться в счете-фактуре.

Претензия 4. В адресе присутствуют сокращения «г.» (вместо «город»), «ул.» (вместо «улица»), данные адреса указаны в последовательности, не соответствующей ЕГРЮЛ/ЕГРИП, перестановка слов в названии улицы и др.

Согласно Письму Минфина от 17.01.2018 № 03-07-09/1846, написание в счете-фактуре адресов продавца и покупателя, указанных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, с сокращениями, замена прописных букв на строчные или смена местами слов в названии улицы не являются основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

В соответствии с Письмом Минфина от 17.08.2018 г. N 03-07-14/58351:

«Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца и покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость».

Таким образом, указание адреса покупателя с сокращениями слов «город», «улица» и т.д., а также в иной последовательности, чем предусмотрено ЕГРЮЛ или ЕГРИП, не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Претензия 5. В счете-фактуре указан фактический адрес грузополучателя, хотя товар в течение дня отгружался в разные торговые точки

Согласно Письму Минфина от 02.05.2012 № 03-07-09/44 в случае, если договорами на поставку товаров предусмотрены особенности, связанные с ежедневной многократной отгрузкой товаров в адрес одного покупателя, то, составление счетов-фактур и их выставление покупателям возможно производить один раз в день не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров.

Если в строке 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры не указаны адреса торговых точек покупателя, в которые продавцом осуществляется доставка товаров, но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать вышеуказанную информацию, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Претензия 6. Покупатель не может принять к вычету НДС, если счет-фактура выставлен продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения (другой специальный налоговый режим)

По данному вопросу нет однозначного мнения, однако имеются решения судов, которые встают на сторону налогоплательщиков.

Так, по мнению АС Центрального округа (Постановление от 06.11.2018 по делу № А68-11361/2017) покупатель вправе принять к вычету НДС, который ему предъявил продавец, применяющий УСН.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении КС РФ от 3.06.2014г. № 17-П.

Претензия 7: нельзя принять к вычету НДС, если в счете-фактуре отсутствует расшифровка подписи

Согласно Постановлению Федерального АС Поволжского округа от 19.04.2012 г. №Ф06-2391/12, отсутствие в счете-фактуре расшифровки подписей представителей организации-продавца не является основанием для отказа в вычете сумм НДС.

Само по себе отсутствие расшифровки подписи руководителя в счете-фактуре не препятствует налоговому органу идентифицировать продавца или покупателя товаров (а равно работ, услуг) и не является безусловным основанием к отказу в вычете НДС.

Согласно Постановлению ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2012 по делу N А26-9024/2011 суд отклонил довод инспекции о неправомерности применения вычета на основании счета-фактуры, в котором отсутствуют расшифровки подписей руководителя и главного бухгалтера.

С 1 июля электронный счет-фактура станет обязательным для многих налогоплательщиков. О некоторых важных моментах работы с ЭСЧФ рассказывают Маргарита Новосельцева, учредитель бухгалтерских компаний «Райкири» и «Делай Свое Дело», а также партнер международной юридической фирмы VILGERTS Legal&Tax Роман Шпаковский. Также они приводят примерные формулировки для договоров, которые позволят урегулировать выставление ЭСЧФ.

Фото с сайта kgd.gov.kz
Фото с сайта kgd.gov.kz
Фото с сайта kgd.gov.kz
Фото с сайта kgd.gov.kz

– С 1 июля 2016 электронные счет-фактуры (ЭСЧФ) станут обязательными для некоторых категорий плательщиков НДС.

Маргарита Новосельцева

Учредитель бухгалтерских компаний «Райкири» и «Делай Свое Дело»

партнер международной юридической фирмы VILGERTS Legal&Tax, глава офиса в Беларуси

Партнер международной юридической фирмы VILGERTS Legal&Tax, глава офиса в Беларуси

А именно – для тех, кто подпадает под следующие пункты:

  • Продажа товаров/работ/услуг на территории Беларуси, а также реализация товаров на экспорт
  • Ввоз товаров на территорию Беларуси
  • Приобретение объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах
  • Перевыставление НДС (например, при договорах комиссии, при перевыставлении коммунальных платежей и т.д.)

Все вопросы по ЭСЧФ сейчас регламентируются:

2. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 25 апреля 2016 г. № 15 «Об установлении формы электронного счета-фактуры и утверждении Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры».

3. Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «О перевыставлении электронных счетов-фактур по НДС».

Для работы с ЭСЧФ создан специальный портал. Через него идет загрузка исходящих ЭСЧФ, которые мы должны передать контрагенту-покупателю, а также выгрузка входящих ЭСЧФ, которые мы получаем от контрагентов-поставщиков.

Почему так важны ЭСЧФ

С 1 июля 2016 организация не сможет взять НДС к зачету без входящих ЭСЧФ.

Организации-поставщики должны выставлять ЭСЧФ при реализации товаров, работ, услуг на территории Беларуси не ранее дня выставления первичного документа и не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.


Обратите внимание, что с 1 июля 2016 чтобы взять НДС к зачету по чеку при составлении авансового отчета (например, когда вы покупаете бензин на заправке, чай/кофе/печенье в магазине и т.д. – для офиса) также необходима ЭСЧФ.

Как это будет работать?

При покупке через подотчетных лиц необходимо:

  • Заявить о необходимости ЭСЧФ при покупке
  • Передать УНП и наименование, а также иную информацию по запросу поставщика
  • В установленные законодательством срок получить ЭСЧФ

Однако мы очень сомневаемся, что магазины или заправки будут «гореть желанием» выдавать каждому желающему ЭСЧФ. Поэтому: чтобы не было проблем и необходимости доказывать, что вы правы и вам должны предоставить ЭСЧФ, проще заключить договор, оплачивать в безналичном порядке, получать ТМЦ (товарно-материальные ценности) по накладной.

Фото с сайта dailymail.co.uk

Фото с сайта dailymail.co.uk

Будут ли наказывать за невыставление ЭСЧФ

Подписанная ЭСЧФ нужна только покупателю для принятия вычета НДС. Даже если у покупателя есть все подписанные первичные учетные документы (накладная, акт выполненных работ и т.п.), НДС к вычету может быть принят только после получения подписанной продавцом ЭСЧФ.

Административная и иная ответственность для продавцов, которые не выставили ЭСЧФ, не предусмотрена. Соответственно, если вы купили товар, но продавец не выставил вам ЭСЧФ, вы можете потерпеть убытки в размере НДС, который не сможете принять к зачету.

Взыскать эти убытки с продавца в отсутствие соответствующих положений в договоре – довольно проблематично. Соответственно, мы рекомендуем включить в договор обязанность по выставлению ЭСЧФ и ответственность за несвоевременное выставление.

Примеры формулировок для договоров

При условии оплаты по факту поставки товара:

«Продавец обязуется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Беларусь, выставить Покупателю электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) в отношении каждой отгрузки товаров.

В случае невыставления Продавцом ЭСЧФ по отгруженным товарам, Покупатель оставляет за собой право уменьшить сумму оплаты, причитающуюся к уплате Поставщику, на сумму НДС, предъявленную Продавцом в первичных учетных документах по соответствующей отгрузке. Выставленная ЭСЧФ с ошибками для целей настоящего пункта не является выставленной ЭСЧФ.

При последующем надлежащем выставлении Поставщиком ЭСЧФ Покупатель производит доплату в размере НДС, предъявленную Поставщиком в первичных учетных документах по соответствующей отгрузке, в течении 15 (пятнадцати) дней после выставления надлежащей ЭСЧФ.»

При условии предоплаты:

«Продавец обязуется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Беларусь, выставить Покупателю электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) в отношении каждой отгрузки товаров.

В случае невыставления Продавцом ЭСЧФ по отгруженным товарам, Продавец обязан уплатить Покупателю:

А) штраф в размере 20% стоимости отгруженного товара, указанного в первичных учетных документах. Штраф должен быть оплачен в течении 10 дней с момента неисполнения обязанности по выставлению ЭСЧФ.

Б) пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки выставления ЭСЧФ. Неустойка рассчитывается от суммы НДС, которая должна была быть выставлена Продавцом в ЭСЧФ. Количество дней просрочки в выставлении ЭСЧФ определяется как разница между фактическим днем выставления ЭСЧФ по соответствующей отгрузке товаров, и максимально возможным сроком выставления ЭСЧФ по отгруженным товарам в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь.

Выставленная ЭСЧФ с ошибками для целей настоящего пункта не является выставленной ЭСЧФ.

В связи с тем, что невыставление ЭСЧФ делает невозможным принятие Покупателем уплаченной Продавцу суммы НДС к зачету, Стороны признают соразмерность и справедливость суммы штрафа и неустойки, предусмотренной настоящим пунктом.»

Хотите мгновенно получать уведомления о новых материалах и событиях «Про бизнес.»? Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Журнал

Вы подписаны на журнал Делай Свое Дело. Мы рассказываем о полезных фишках для руководителей, наших мастер-классах и важных новостях.

Узнать стоимость



С 1 июля 2016 электронные счет-фактуры (ЭСЧФ) станут обязательными для некоторых категорий плательщиков НДС.

А именно – для тех, кто подпадает под следующие пункты:

  1. Продажа товаров/работ/услуг на территории Беларуси, а также реализация товаров на экспорт.
  2. Ввоз товаров на территорию Беларуси.
  3. Приобретение объектов у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах.
  4. Перевыставление НДС (например, при договорах комиссии, при перевыставлении коммунальных платежей и т.д.).

Все вопросы по ЭСЧФ сейчас регламентируются:

2. Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 25 апреля 2016 г. № 15 «Об установлении формы электронного счета-фактуры и утверждении Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры».

3. Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «О перевыставлении электронных счетов-фактур по НДС».

Для работы с ЭСЧФ создан специальный портал. Через него идет загрузка исходящих ЭСЧФ, которые мы должны передать контрагенту-покупателю, а также выгрузка входящих ЭСЧФ, которые мы получаем от контрагентов-поставщиков.

Почему так важны ЭСЧФ

С 1 июля 2016 организация не сможет взять НДС к зачету без входящих ЭСЧФ.

Организации-поставщики должны выставлять ЭСЧФ при реализации товаров, работ, услуг на территории Беларуси не ранее дня выставления первичного документа и не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.

Обратите внимание, что с 1 июля 2016 чтобы взять НДС к зачету по чеку при составлении авансового отчета (например, когда вы покупаете бензин на заправке, чай/кофе/печенье в магазине и т.д. – для офиса) также необходима ЭСЧФ.

Как это будет работать?

При покупке через подотчетных лиц необходимо:

  1. Заявить о необходимости ЭСЧФ при покупке.
  2. Передать УНП и наименование, а также иную информацию по запросу поставщика.
  3. В установленные законодательством срок получить ЭСЧФ.

Однако мы очень сомневаемся, что магазины или заправки будут «гореть желанием» выдавать каждому желающему ЭСЧФ. Поэтому: чтобы не было проблем и необходимости доказывать, что вы правы и вам должны предоставить ЭСЧФ, проще заключить договор, оплачивать в безналичном порядке, получать ТМЦ (товарно-материальные ценности) по накладной.


Будут ли наказывать за невыставление ЭСЧФ

Подписанная ЭСЧФ нужна только покупателю для принятия вычета НДС. Даже если у покупателя есть все подписанные первичные учетные документы (накладная, акт выполненных работ и т.п.), НДС к вычету может быть принят только после получения подписанной продавцом ЭСЧФ.

Административная и иная ответственность для продавцов, которые не выставили ЭСЧФ, не предусмотрена. Соответственно, если вы купили товар, но продавец не выставил вам ЭСЧФ, вы можете потерпеть убытки в размере НДС, который не сможете принять к зачету.

Взыскать эти убытки с продавца в отсутствие соответствующих положений в договоре – довольно проблематично. Соответственно, мы рекомендуем включить в договор обязанность по выставлению ЭСЧФ и ответственность за несвоевременное выставление.

Примеры формулировок для договоров

При условии оплаты по факту поставки товара:

«Продавец обязуется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Беларусь, выставить Покупателю электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) в отношении каждой отгрузки товаров.

В случае невыставления Продавцом ЭСЧФ по отгруженным товарам, Покупатель оставляет за собой право уменьшить сумму оплаты, причитающуюся к уплате Поставщику, на сумму НДС, предъявленную Продавцом в первичных учетных документах по соответствующей отгрузке. Выставленная ЭСЧФ с ошибками для целей настоящего пункта не является выставленной ЭСЧФ.

При последующем надлежащем выставлении Поставщиком ЭСЧФ Покупатель производит доплату в размере НДС, предъявленную Поставщиком в первичных учетных документах по соответствующей отгрузке, в течении 15 (пятнадцати) дней после выставления надлежащей ЭСЧФ.»

При условии предоплаты:

«Продавец обязуется в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Беларусь, выставить Покупателю электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) в отношении каждой отгрузки товаров.

В случае невыставления Продавцом ЭСЧФ по отгруженным товарам, Продавец обязан уплатить Покупателю:

А) штраф в размере 20% стоимости отгруженного товара, указанного в первичных учетных документах. Штраф должен быть оплачен в течении 10 дней с момента неисполнения обязанности по выставлению ЭСЧФ.

Б) пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки выставления ЭСЧФ. Неустойка рассчитывается от суммы НДС, которая должна была быть выставлена Продавцом в ЭСЧФ. Количество дней просрочки в выставлении ЭСЧФ определяется как разница между фактическим днем выставления ЭСЧФ по соответствующей отгрузке товаров, и максимально возможным сроком выставления ЭСЧФ по отгруженным товарам в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь.

Выставленная ЭСЧФ с ошибками для целей настоящего пункта не является выставленной ЭСЧФ.

В связи с тем, что невыставление ЭСЧФ делает невозможным принятие Покупателем уплаченной Продавцу суммы НДС к зачету, Стороны признают соразмерность и справедливость суммы штрафа и неустойки, предусмотренной настоящим пунктом.»

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

  • Главная »
  • Актуальная информация »
  • Архив »
  • Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о применении положений законодательства, связанного с внедрением механизма электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость

Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о применении положений законодательства, связанного с внедрением механизма электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость


С 1 июля 2016 г. на территории Республики Беларусь внедряется механизм функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее – ЭСЧФ).

ЭСЧФ будет являться обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС), у которых возникает объект налогообложения НДС, включая обязанность исчисления НДС в соответствии с положениями статьи 92 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), либо обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в соответствии с положениями статьи 106 НК, служащим основанием для осуществления расчетов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС (пункт 1 статьи 106 НК в редакции, вступающей в силу с 01.07.2016).

Под плательщиками НДС понимаются указанные в абзацах втором-четвертом статьи 90 НК:

индивидуальные предприниматели с учетом особенностей, установленных статьей 91 НК;

доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное

управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей.

При этом ЭСЧФ не создается при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав вышеуказанной категорией плательщиков,

включая индивидуальных предпринимателей, которые в силу применения особых режимов налогообложения либо особенностей их налогообложения, установленных законодательством, не являются плательщиками НДС, либо в случае отсутствия объектов налогообложения НДС.

Таким образом, указанные категории плательщиков при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав без НДС не создают ЭСЧФ.

При этом необходимо учитыватъ следующее.

В собственности (в том числе посредством закрепления на праве хозяйственного ведения) указанной категории плательщиков может находиться имущество (капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, оборудование, транспортные средства), включая находящееся в государственной собственности, которое может сдаваться в аренду или передаваться в безвозмездное пользование в целях повышения эффективности его использования.

Возмещение арендодателю (ссудодателю) арендатором (ссудополучателем) стоимости приобретенных работ (услуг), связанных с арендой (передачей в безвозмездное пользование), при передаче имущества в аренду (безвозмездное пользование), при которой обязанность возмещения таких приобретенных расходов предусмотрена

законодательством или договором, объектом налогообложения НДС не признается (подпункты 2.12 и 2.21.2 пункта 2 статьи 93 НК).

Следовательно, такие обороты по возмещению не подлежат отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС арендодателя (ссудодателя), а суммы НДС, предъявленные при приобретении работ (услуг), не признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии с подпунктами 2.12 и 2.21.2 пункта 2 статьи 93 НК, не подлежат вычету у арендодателя (ссудодателя) (подпункт 19.9 пункта 19 статьи 107 НК).

Возмещаемые арендатором (ссудополучателем) арендодателю (ссудодателю) расходы, в своем большинстве, приобретаются арендодателем (ссудодателем) у соответствующих организаций и перевыставляются арендатору (ссудополучателю) (услуги электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, вывоз мусора, уборка помещений, охрана и иные приобретенные работы (услуги). Как правило, стоимость таких работ (услуг) приобретается с учетом предъявленного НДС.

Выделение арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) сумм НДС при предъявлении к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг), производится при указании арендатору (ссудодателю) этих сумм НДС продавцами таких работ (услуг) в первичных учетных документах (пункт 7 статьи 105 НК).

Применительно к операциям по сдаче в аренду (передаче в безвозмездное пользование), при которых арендодатель (ссудодатель) предъявляет к возмещению арендатору (ссудополучателю) стоимость приобретенных работ (услуг) с НДС, в рамках внедрения с 01.07.2016 механизма функционирования ЭСЧФ, арендодатель (ссудодатель), независимо от факта признания его не плательщиком НДС, в отношении перевыставляемых арендатору (ссудополучателю) сумм НДС по приобретенным работам (услугам), должен выставлять ЭСЧФ и направлять их арендатору (ссудополучателю) для осуществления последними возможности принятия к вычету сумм НДС по таким расходам.

Данная обязанность закреплена пунктом 14 статьи 106 НК. Справочно: при приобретении покупателями товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые при возмещении их стоимости не nризнаются объектом налогообложения НДС в соответствии с положениями подпункта 2.12 пункта 2 статьи 93 НК, выставление ЭСЧФ лицам, возмещающим стоимость таких приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляется покупателем на основании данных ЭСЧФ, выставленного покупателю продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, являющимся плательщиком НДС в Республике Беларусь. В этом случае сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, отраженная в ЭСЧФ, выставленном согласно пункту 7 статьи 105 НК покупателем лицам, возмещающим стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывается из ЭСЧФ продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Механизм создания арендодателем (ссудодателем) и направления ЭСЧФ арендатору (ссудополучателю) в рассматриваемой ситуации изложен в подпунктах 52 и 53 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15 (размещена на официальном сайте МНС (www.nalog.gov.by) в разделе «Электронные счета-фактуры» (далее – Инструкция № 15).

Так, арендодатель (ссудодатель) при получении ЭСЧФ от продавца в части приобретенных работ (услуг), стоимость которых подлежит возмещению арендатором (ссудополучателем), в графе 12 «Дополнительные данные» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» ЭСЧФ должен указать признак дополнительных данных «Не подлежит вычету». При невозможности определения сумм НДС, не подлежащих вычету, прямым счетом, определение таких сумм НДС допускается на основании данных удельного веса.

При передаче арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) стоимости приобретенных работ (услуг), подлежащих возмещению арендатором (ссудополучателем), арендодатель (ссудодатель) при выставлении ЭСЧФ арендатору (ссудополучателю) указывает:

в строке 3 «Дата совершения операции» - дату совершения хозяйственной операции, которая соответствует дате передачи приобретенных работ (услуг);

в строке 4 «Тип ЭСЧФ» - тип ЭСЧФ «Исходный»;

в строке 6 «Статус поставщика» - статус поставщика «Посредник»;

в строке 12 «Номер ЭСЧФ продавца» - номер и дату выписки ЭСЧФ продавца, полученного арендодателем (ссудодателем);

в строке 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» - статус получателя «Потребитель».

В строке 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» раздела 5 «Условия поставки» формы ЭСЧФ должен быть указан номер и дата договора, заключенного между арендодателем (ссудодателем) и арендатором (ссудополучателю) (подпункт 25.1 пункта 25 Инструкции № 15).

В разделе 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам»:

в графе 2 «Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав» указывается наименование приобретенных арендодателем (ссудодателем) и передаваемых арендатору (ссудополучателю) работ (услуг), аналогично наименованию, указанному в ЭСЧФ продавца таких работ (услуг). Например: «услуги по электроснабжению», «услуги водоснабжения», «индексация», «вывоз мусора» и т.п.;

графы 3.1 «ТН ВЭД ЕАЭС», 3.2 «ОКЭД», 4 «Единица измерения», 5 «Количество (объем)», 6 «Цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), имущественных прав без учета НДС, руб.», 8 «В том числе сумма акциза, руб.» могут не заполняться;

в графе 10 «НДС сумма, руб.» арендодатель (ссудодатель) должен указать арендатору (ссудополучателю) сумму НДС, предъявленную продавцом в ЭСЧФ, выставленном продавцом арендодателю (ссудодателю). В случае передачи стоимости приобретенных работ (услуг) арендодателем (ссудодателем) арендатору (ссудополучателю) частями или разным арендаторам (ссудополучателям) сумма показателей графы 10 «НДС сумма, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» арендодателя (ссудодателя), выставляемых арендатору (арендаторам) (ссудополучателю (ссудополучателям», не должна превышать показателя строки «Всего по счету» графы 10 «НДС сумма, руб.» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам) имущественным правам» ЭСЧФ продавца, ссылку на который делает арендодатель (ссудодатель) в строке 12 «Номер ЭСЧФ продавца» ЭСЧФ, выставляемого арендатору (арендаторам) (ссудополучателю (ссудополучателям).

Остальные строки и графы формы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных в главе 3 Инструкции № 15.

В случае предъявления арендодателем (ссудодателем) к возмещению стоимости приобретенных работ (услуг) потребителям, не являющимся плательщиками НДС в Республике Беларусь (например, физические лица, юридические лица или индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС), ЭСЧФ в адрес таких потребителей может не выставляться.

Выставление (направление) ЭСЧФ по приобретенным арендодателем (ссудодателем) (посредником) работам (услугам), оказанным продавцами в июле 2016 г., и предъявляемым к возмещению арендатору (ссудополучателю) (потребителю), должно будет осуществляться ссудодателем (посредником) по первому сроку не позднее 5-го августа 2016 г. Выставление ЭСЧФ осуществляется при условии их подписания арендодателем (ссудодателем) в установленном порядке электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП).

Исходя из положений пункта 5 статьи 106-1 Налогового кодекса Республики Беларусь по общему правилу ЭСЧФ выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями статьи 100 настоящего Кодекса, и не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в связи с чем все плательщики НДС не позднее 5 августа 2016 года в отношении отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) с 1 июля 2016 года товаров (работ, услуг, имущественных прав) должны формировать и направлять ЭСЧФ получателем объектов либо на Портал в общеустановленном порядке.

Для технической поддержки плательщиков создан единый контакт-центр с номером 110, который осуществляет свою работу 24 часа в сутки 7 дней в неделю. По вопросам методической поддержки в инспекциях МНС созданы и работают телефоны «горячих линий», а также закреплены соответствующие должностные лица. С информацией о контактных данных можно ознакомиться на сайте налогового ведомства в разделе «Электронные счета-фактуры» либо на региональных страницах инспекций МНС.

Справочно: авторизация каждого плательщика (пользователя) на Портале осуществляется по личному ключу (сертификат открытого ключа ЭЦП), выдаваемому удостоверяющими центрами:

РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» по областям и г. Минску;

Государственной системы управления открытыми ключами электронной цифровой подписи (ГосСУОК) РУП «Национальный центр электронных услуг».

Для плательщиков, подключенных к системе электронного декларирования МНС, представляющих в налоговые органы отчетность (декларации (расчеты) в виде электронных документов с использованием ключа ЭЦП, полученного в указанных удостоверяющих центрах, получение дополнительного ключа ЭЦП для работы с Порталом не потребуется.

Аналогичный механизм и правила выставления (направления), получения ЭСЧФ при меняются арендодателем (ссудодателем) (посредником) при передаче стоимости приобретенных работ (услуг) субарендатору в рамках исполнения условий договоров субаренды, исходя из особенностей совершаемых операций. В таком механизме выставления ЭСЧФ арендодатель (ссудодатель) при создании ЭСЧФ выступает в статусе «Посредник», субарендатор - в статусе «Потребитель».

Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по применению нововведений в налоговом законодательстве

С 01.07.2016 вступает в силу новая редакция подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), статей 9 и 10 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее – Закон № 343-З) информирует о следующем.

Согласно подпункту 5.7 пункта 5 статьи 286 НК в редакции, вступающей в силу с 01.07.2016, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий республиканских государственно-общественных объединений), собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим организациям, и коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).

Согласно положениям статей 9 и 10 Закона № 343-З, относящимся к подпункту 5.7 пункта 5 статьи 286 НК, организации, применявшие в соответствии с законодательством до 01.07.2016 УСН и являющиеся по состоянию на 01.07.2016 унитарными предприятиями, собственником имущества которых являются Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, коммерческими организациями, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам), утрачивают право на применение УСН с 1 июля 2016 года и, соответственно, обязаны с указанной даты применять общий порядок налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, запрет на применение с 01.07.2016 УСН, установленный подпунктом 5.7 пункта 5 статьи 286 НК (в редакции, действующей с 01.07.2016), распространяется, в частности, на республиканские и коммунальные унитарные предприятия, их дочерние унитарные предприятия, хозяйственные общества, у которых более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) принадлежат (в том числе в совокупности) Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).

Организациям, утрачивающим право на применение УСН с 1 июля 2016 года в связи со вступлением в силу новой редакции подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 НК, не требуется уведомлять налоговый орган по месту постановки на учет о переходе с УСН на общий порядок налогообложения.

Справочно: с 1 июля 2015 г. (исходя из положения подпункта 5.7 пункта 5 статьи 286 НК в редакции, действующей до 1 июля 2016 г.) запрет на применение УСН был установлен, в частности, в отношении коммерческих организаций, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых по состоянию на 1 июля 2015 г. принадлежало одной или в совокупности нескольким другим организациям. Следовательно, такие коммерческие организации, независимо от того, что при этом часть их акций (долей в уставном фонде) принадлежала Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам (и независимо от размера этой части) либо не принадлежала Республике Беларусь, ее административно-территориальным единицам, утратили право на применение УСН с 1 июля 2015 г.

Как известно, для ограниченного перечня продовольственных товаров, печатной продукции, медицинских товаров и товаров для детей ставка НДС установлена в размере 10%. Для большинства же товаров ставка НДС составляет 18%. На практике нередко бывают случаи, когда по тем или иным причинам бухгалтер неверно применил ставку налога.

Здесь возможны такие ситуации:

  • применена заниженная (10% вместо 18%) ставка НДС;
  • применена завышенная (18% вместо 10%) ставка НДС.

Рассмотрим каждую из этих ситуаций в отдельности.

Применена заниженная (10% вместо 18%) ставка НДС

Такая ошибка будет квалифицирована как неполная уплата НДС в бюджет.

Если ошибку выявят при налоговой проверке, это может повлечь за собой не только взыскание недоимки и пеней, но и финансовые санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Как действовать, если вы выявили подобную ошибку, покажет пример.

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
— 8000 руб. – доначислена выручка от продажи партии обуви;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»
— 8000 руб. – доначислен НДС к уплате в бюджет.

Кроме этого, бухгалтер «Актива» должен сдать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за II квартал.

В ней бухгалтер должен указать начисленный НДС в сумме 270 000 рублей (262 000 + 8000). Сумма вычетов по НДС не изменится. В результате сумма налога к уплате за II квартал увеличится до 45 000 рублей (270 000 – 225 000).

Однако такой способ исправления ошибки имеет много недостатков, и главный из них – покупатель может отказаться доплачивать по вновь выставленному счету-фактуре. Фактически это означает, что налог на добавленную стоимость продавцу придется доплачивать за счет собственных средств.

Поэтому на практике предпочтительнее использовать другой способ.

«Актив» может обратиться к «Пассиву» с просьбой заменить ранее составленные документы (договор, накладную, счет-фактуру). Суть такой замены заключается в том, чтобы, не меняя общей суммы договора, перераспределить суммы стоимости товара и налога на добавленную стоимость (исходя из предположения, что 110 000 руб. – это стоимость партии товара, включая сумму НДС по ставке 18%).

При этом соответствующие строки нового счета-фактуры будут выглядеть так:

Графа счета-фактурыПоказатель
Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога93 220 руб.
Налоговая ставка18%
Сумма налога16 780 руб.
Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога110 000 руб.

Покупателю это выгодно: не доплачивая никаких денег продавцу, он сможет принять к вычету НДС по купленным товарам в большей сумме, чем прежде.

В этом случае нужно доначислить НДС на сумму 6780 рублей (16 780 – 10 000).

В уточненной декларации за II квартал по строке 010 и 120 нужно указать НДС в сумме 268 780 рублей (262 000 + 6780). Сумма вычетов по НДС не изменится.

В результате сумма налога к уплате за II квартал увеличится до 43 780 рублей (268 780 – 225 000).

Этот показатель укажите в строке 230 декларации.

Применена завышенная (18% вместо 10% или 0%) ставка НДС

Согласно официальной позиции контролирующих органов изменять установленную законодательством ставку налога по своему усмотрению нельзя. На это указывают в своих письмах специалисты Минфина России (письма Минфина РФ от 25 июля 2008 г. № 03-07-08/187, от 12 апреля 2007 г. № 03-07-08/76).

К аналогичному выводу пришел и Конституционный Суд России в Определении от 15 мая 2007 года № 372-О-П. Судьи указали: поскольку налоговая ставка является неотъемлемым элементом налогообложения, налогоплательщик не имеет права отказаться от ее применения или произвольно менять.

Президиум ВАС России в постановлении от 20 декабря 2005 года № 9252/05 пришел к заключению, что ошибочно предъявленные суммы НДС поставщиком (с использованием неправильной ставки) не могут быть приняты к вычету покупателем.

Позднее Президиум ВАС в постановлении от 25 февраля 2009 года № 13893/08 также указал, что счета-фактуры, содержащие неверную налоговую ставку, не соответствуют обязательным требованиям пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса. Поэтому такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия к вычету НДС, предъявленного продавцом покупателю (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Налоговики также поддерживают позицию финансистов и высших судей: «. при реализации товаров, подлежащих налогообложению по ставке 10 процентов, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной пунктом 2 статьи 164 Кодекса, данный счет-фактура является не соответствующим требованиям подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 Кодекса и, следовательно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету» (письмо ФНС РФ от 2 июня 2005 г. № 03-4-03/925/28).

Таким образом, если ваш продавец допустил ошибку, указав в счете-фактуре ставку 18% вместо положенных 10%, права на налоговый вычет по такому документу вы не имеете.

Обратитесь к продавцу с просьбой выставить новый счет-фактуру. В нем в строке 1 он должен указать номер и дату первоначального документа, а в строке 1а – порядковый номер и дату исправления. Получив исправленный счет-фактуру, его можно зарегистрировать в книге покупок в том периоде, когда он выставлен.

Кроме того, вы вправе потребовать от продавца вернуть сумму НДС, которая была уплачена по завышенной ставке, как неосновательное обогащение (постановление Президиума ВАС РФ от 9 апреля 2009 г. № 16318/08).

Если вы уже воспользовались вычетом по первоначальному счету-фактуре с неверной ставкой НДС, необходимо внести исправления в книгу покупок: «убрать» вычет из того периода, когда он был заявлен первоначально, оформив дополнительный лист, и заявить его в книге покупок текущего периода, зарегистрировав исправленный счет-фактуру. Также нужно представить в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС.

Отметим, что особенно часто вопрос правомерности вычета НДС, выставленного по ставке 18% вместо 0%, возникает в отношении услуг, связанных с международными перевозками. Причем тот факт, что у компании-перевозчика отсутствует полный пакет документов для применения нулевой ставки (п. 3.1 ст. 165 НК РФ), не дает ему права на указание в счете-фактуре иной ставки налога (письме Минфина РФ от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134).

Предположим, что бухгалтер «Актива» обнаружил ошибку в августе того же года, то есть III квартале. В августе он должен сторнировать неверно начисленную выручку и сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, и сделать новые проводки с верными суммами:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
— 236 000 руб. – сторнирована неверно рассчитанная выручка;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 36 000 руб. – сторнирован неверно начисленный НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
— 220 000 руб. – отражена выручка от реализации партии мороженого;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 20 000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет.

Поскольку ошибка в учете привела к переплате НДС, уточненную декларацию за I квартал «Актив» может не представлять (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Перерасчет НДС «Актив» сделает в периоде обнаружения ошибки, то есть в III квартале. Этот перерасчет войдет в показатели декларации по НДС за текущий III квартал.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Читайте также: