Аптечка автомобильная ндс 10 или 20

Опубликовано: 15.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

НДС на медицинские товары

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Автор: Зайцева С. Н.,эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Продажа медицинских товаров облагается по льготной ставке НДС. При этом не имеет значения, где произведен такой товар (в России или за рубежом). Однако определенные условия для применения 10%-й ставки все же придется соблюсти. А с учетом того, что законодательство время от времени корректируется, у налогоплательщиков постоянно возникают вопросы по этому поводу.

Условия для применения

Продажа медицинских товаров (как отечественного, так и зарубежного производства), указанных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, облагается по ставке НДС 10%. Это:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Но чтобы применить льготную ставку, необходимо, во-первых, наличие действующего регистрационного удостоверения. В отношении лекарственных препаратов, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причине истечения их срока действия, ставка НДС в размере 10% не применяется. Налогообложение таких лекарственных препаратов производится по ставке 18% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Во-вторых, нужно соответствие медицинского товара кодам. Они определены двумя перечнями: внутрироссийским и внешнеэкономическим (если можно так выразиться), то есть составленными в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Оба перечня утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688 (далее – Постановление № 688).

К сведению: для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ. Дополнительные ограничения вводиться не могут. Например, применение ставки 10% не может зависеть от того, реализуется ли конкретный товар на территории РФ или он был ввезен на территорию РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Постановление № 688 корректируется из года в год. В 2018 году по части кодов медтоваров его изменяли дважды – см. постановления Правительства РФ от 23.01.2018 № 50 и от 20.03.2018 № 307 (далее – постановления № 50 и 307 соответственно). Первым из них наименования и коды медицинских товаров приведены в соответствие ОКПД 2. Постановление № 50 действует с 25.01.2018, но «заработала» обозначенная правка, что объяснимо, «с откатом» назад – в отношении медицинских товаров, реализованных на территории РФ с 01.01.2017 (за исключением хлорида натрия чистого – код 08.93.10.130 и воды морской – код 08.93.10.140).

Кстати, уточним. Коды ОКПД 2 согласно примечанию к Постановлению № 688 (п. 2) применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза (ЕРЗЛС ЕАЭС);

лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31.12.2021 – при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.

Что касается перечня медицинских товаров с кодами по ТН ВЭД ЕАЭС: Постановлением № 50 он дополнен новыми наименовани­ями (глюкозой в виде белого кристаллического порошка, агломерированного или неагломерированного (код – 1702 30 500 0), кислородом (2804 40 000 0), маслом сосновом (3805 90 100 0) и пр.), льготная ставка НДС по которым стала применяться при ввозе в Россию с 25.01.2018.

Другие коррективы «внешнеэкономического» перечня медицинских товаров внесены Постановлением № 307 (документ вступил в силу 30.03.2018, но рассматриваемые изменения распространены на правоотношения, возникающие с 01.01.2017). Помимо замены кодов (1404 90 000 9 на 1404 90 000 8, 2935 00 на 2935 и др.) произведены дополнения в самих позициях. Вот одна из них – «Растения и их части (включая семена и плоды), используемые в основном в парфюмерии, фармации или инсектицидных, фунгицидных или аналогичных целях…». Из предыдущей редакции следовало, что таковые могут быть «…свежие или сушеные, целые или измельченные, дробленые или молотые»; с 30.03.2018 эта позиция дополнена (добавлены слова «охлажденные, мороженые»), соответственно, использование льготной ставки (с 01.01.2017) расширено.

Как видим, полный разброс дат… Должно быть, поэтому вопросов по обозначенной теме (и без того имевшихся в достаточном количестве) прибавилось.

Разъяснения официальных органов

Далее покажем, что интересовало налогоплательщиков в минувшем году и какие ответы они получили от официальных органов.

Вопрос:

Правомерно ли применение пониженной ставки НДС в отношении медицинский изделий, в регистрационных удостоверениях которых указаны коды ОКП, а не ОКПД 2?

Ответ:

Минфин ответил: начиная с 01.01.2017 при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться Постановлением № 688 в редакции Постановления № 50 (письма от 31.10.2018 № 03-07-07/78235, от 06.09.2018 № 03-07-07/63701, от 04.09.2018 № 03-07-07/63078).

Заметим: в отношении кодов ОКПД 2 видов медизделий, не включенных в Постановление № 50, рекомендовано обращаться в Минпромторг (см. также Письмо Минфина России от 28.06.2018 № 03-07-07/44705).

Вопрос:

Какая должна быть ставка НДС при ввозе на территорию РФ и реализации в России одного и того же товара: одинаковая или она устанавливается по разным кодам (при ввозе в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а при реализации – по кодам, определенным Постановлением № 50)? Если товар ввезен по ставке НДС 18%, а в дальнейшем Правительством РФ для него установлена ставка НДС 10%, может ли этот товар быть реализован по льготной ставке (при соблюдении условия о включении в реестр лекарственных средств)?

Ответ:

Вопрос:

Правомерен ли вычет уплаченного при ввозе на территорию РФ лекарственных средств по ставке НДС 18%, если при их реализации в России применяется ставка 10%? (Речь идет о лекарственных средствах ветеринарного назначения.)

Ответ:

Минфин (см. Письмо от 21.05.2018 № 03-07-07/34009) ответил положительно, а ФНС (Письмо от 24.05.2018 № 03-07-15/34977)направила данное разъяснение для сведения и использования в работе.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ к лекарственным средствам относятся вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Как уже было отмечено, коды ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС применяются в отношении лекарственных препаратов, которые включены в ГРЛС или сведения о которых содержатся в ЕРЗЛС ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Пунктом 3 ст. 33 Закона № 61-ФЗ предусмотрено ведение государственных реестров как для медицинского, так и для ветеринарного применения.

С учетом сказанного Минфин указал: в отношении ввозимых и реализуемых в РФ лекарственных средств ветеринарного назначения применяется ставка НДС 10% в случае, если коды видов данных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 преду­смотрены Постановлением № 688, они зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и по ним имеется документ, подтверждающий их регистрацию (регистрационное удостоверение), а также они включены в государственный реестр лекарственных средств, размещенный на официальном сайте Минсельхоза России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

К сведению: аналогичное разъяснение направлено в ФТС Письмом Минфина России от 25.05.2015 № 03-07-07/29486.

Причем если при ввозе на территорию РФ лекарственных средств ветеринарного назначения НДС таможенникам уплачен по ставке 18%, то (несмотря на реализацию таких лекарственных средств на территории РФ по ставке в размере 10%) вычет «ввозного» НДС (при соблюдении необходимых условий) можно заявить в полном объеме, то есть по ставке 18% (см. также Письмо Минфина России от 20.04.2018 № 03-07-07/26854).

Вопрос:

Правомерно ли при реализации в России применять ставку НДС 10% по ввезенным лекарственным препаратам для ветеринарного применения, зарегистрированным на территории государств – участников ЕАЭС, имеющим выданные уполномоченными госорганами регистрационные удостоверения, но не включенным в соответствующие реестры (ГРЛС, размещенный на сайте Минсельхоза, и ЕРЗЛС ЕАЭС)?

Ответ:

Подобные обстоятельства (отсутствие ввозимых на территорию РФ лекарственных препаратов в одном из реестров – ГРЛС либо ЕРЗЛС ЕАЭС) не дают возможности налогоплательщику применить пониженную ставку НДС. Об этом Минфин высказался в Письме от 23.10.2018 № 03-07-07/75876.

Вопрос:

Вправе ли налогоплательщик, применявший в 2017 году ставку НДС 18%, не производить корректировки в бухгалтерском и налоговом учете, не вносить исправления в договоры с покупателями, не составлять корректировочные первичные документы и не сдавать «уточненки» по НДС за 2017 год? Какие последствия могут возникнуть у покупателей – контрагентов налогоплательщика в части заявленного ими к вычету в 2017 году НДС?

Ответ:

Специалисты финансового ведомства подчеркнули: если до 25.01.2018 налогоплательщиком при реализации медицинских товаров, коды которых в соответствии с ОКПД 2 поименованы в Постановлении № 50, применялась ставка 18%, за период с 01.01.2017 по 25.01.2018 пересчитывать предъявленные продавцом и принятые к вычету покупателем суммы налога в связи с установлением по таким медицинским товарам ставки 10% не следует (Письмо от 05.06.2018 № 03-07-07/38391).

Здесь уместной будет ссылка на одно дело – № А40-208681/2017 (когда в аналогичной ситуации недовольства со стороны покупателей же возникли).

По договору поставки поставщик обязался передавать покупателю в собственность товары ветеринарного и санитарного назначения, а покупатель – принять и оплатить товар. В период с 01.01.2017 при поставке товара поставщиком применена ставка НДС в размере 18%, тогда как реализуемые ветеринарные препараты должны облагаться по ставке 10%. 19.10.2017 покупатель (истец) обратился к ответчику с требованием об изменении ставки НДС в выставленных счетах-фактурах. В ответ на заявление ответчик (поставщик) указал на то, что ветеринарные препараты не содержатся в перечне (с учетом периода – ОКП) товаров, облагаемых по льготной ставке, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал (другие инстанции, включая кассацию – см. Постановление АС МО от 31.05.2018 № Ф05-6446/2018, поддержали коллег), исходя из того, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, истцом избран ненадлежащий способ защиты. Согласился с выводом и ВС РФ – в Определении от 06.08.2018 № 305-ЭС18-10932 указано, что возложение на ответчика обязанности внести изменения в принадлежащие ему первичные документы путем отражения НДС по иной ставке приводит лишь к необходимости совершить действия по обращению в налоговый орган для уточнения налоговых обязательств по уплате данного налога в рамках заключенного договора, поэтому избранный способ защиты не может обеспечить восстановление нарушенного, по мнению истца, права. Кроме того, порядок оформления и предъявления счетов-фактур регулируется законодательством о налогах и сборах, в то время как установленные положениями ГК РФ способы защиты к налоговым правоотношениям неприменимы.

Вопрос:

Правомерно ли выставление контрагентом корректировочных счетов-фактур в связи с изменением ставки НДС с 10 на 18%?

Ответ:

Минфин дал ответ: если ставка НДС, указанная в выставленных при отгрузке товаров счетах-фактурах, меньше ставки налога, которая должна быть при такой отгрузке, и документы, перечисленные в п. 10 ст. 172 НК РФ, не оформляются, то корректировочные счета-фактуры продавцом не выставляются, а в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, вносятся исправления в порядке, установленном п. 7 Правил заполнения счета-фактуры (Письмо от 06.11.2018 № 03-07-11/79611).

Кстати, в своем обращении к специалистам финансового ведомства налогоплательщик упомянул и о другом их письме (от 13.09.2018 № 03-07-07/65650), содержащем, в свою очередь, ссылку на Письмо Минсельхоза России от 28.10.2016 № ИЛ-25-23/11799, из которых, собственно, понятны причины: вопрос возник не без участия таможенников. Последние указали на неправомерность применения ставки НДС 10%, причем налогоплательщик не смог (в судебном порядке) обосновать свою позицию. Установив, что ввозимый налогоплательщиком товар является не готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, а кормовой добавкой, которая может входить в состав кормов, суд пришел к выводу, что такой товар не может облагаться НДС по ставке 10% на основании пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. Возможность отнесения товара к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и пояснени­ями к товарной позиции, не означает автоматического возникновения оснований для применения льготной ставки НДС (постановления АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-6235/2018 по делу № А66-6775/2017, АС ВВО от 01.02.2018 по делу № А11-2476/2017).

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-14/55843 от 29.06.2020

Минфин России в письме от 29.06.2020 № 03-07-14/55843 разъясняет, что по тем медицинским изделиям, которые необходимы для борьбы с коронавирусной инфекцией и для которых сейчас установлен особый порядок обращения на территории России, можно при их реализации применять пониженную ставку НДС, даже если эти изделия не зарегистрированы в РФ. Главное – чтобы они были упомянуты в Перечне кодов медицинских товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС по ставке 10%, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688, и зарегистрированы в стране-производителе.

Льготная ставка – 10 % НДС

По ставке 10% облагают продажу медицинских товаров. Причем как отечественного, так и зарубежного производства.

К таким товарам относят:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Виды медицинских товаров можно определить в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Перечни кодов видов указанных изделий медицинского назначения утверждены постановлением Правительства России от 15.09.2008 г. № 688.

Обратите внимание: при продаже медицинских товаров на территории России нужно использовать перечень кодов в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОКПД2. При уплате ввозного НДС руководствуйтесь перечнем кодов в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Приведенные в указанных перечнях коды применяются в отношении медицинских товаров российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

Регистрационное удостоверение

Согласно пункту 4 ст. 164 Налогового кодекса при реализации медизделий по утвержденному перечню используется 10-процентная ставка с условием, что в инспекцию предоставлено регистрационное удостоверение.

Поэтому в отношении медицинских изделий, на которые регистрационные свидетельства отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока действия регистрационного удостоверения и незавершенности процедуры перерегистрации, ставка НДС в размере 10% не применяется.

Если нет регистрационного удостоверения?

В связи с эпидемией коронавирусной инфекции вот что разъясняют чиновники.

Согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" разрешена реализация не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования по перечню, предусмотренному приложением к данному документу, без получения разрешения, если указанные изделия зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе.

То есть можно продавать незарегистрированные в России одноразовые медизделия специального назначения по утвержденному списку (прилагаемом к постановлению № 430). Получение разрешения Росздравнадзора не требуется, если изделия прошли регистрацию в стране-производителе. Это правило будет действовать до 2021 года.

К ним относятся, в частности, медицинские халаты, перчатки, бахилы.

о сериях (партиях) ввезенных незарегистрированных медизделий;

о наименовании медизделия, количестве, заводском номере (при наличии), номере серии (партии), дате производства (изготовления), сроке годности (эксплуатации) и об адресе места хранения.

Таким образом, в отношении противокоронавирусных медизделий можно применять ставку НДС 10%, если они не зарегистрированы в РФ, но зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе и одновременно поименованы в перечне медизделий по постановлению № 688 и в перечне, прилагаемом к постановлению № 430.

Какие медтовары освободили от НДС?

Напомним, что ввозимые и реализуемые в России медицинские изделия первой необходимости освобождаются от уплаты НДС, если подтверждено целевое назначение продукции и декларация на товары зарегистрирована до 30 сентября 2020 года включительно.

Законодатели расширили перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ освобождается от уплаты НДС. Так, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 г. № 1042, дополнен разделом V «Медицинские изделия первой необходимости, ввозимые на территорию РФ». В него включены:

препараты для использования в лечении коронавируса;

тесты для определения COVID-19;

аппараты искусственной вентиляции легких и ряд других товаров.

Подтверждающая цель ввоза товаров документация оформляется уполномоченными региональными органами власти. Бумаги должны свидетельствовать о бесплатной передаче изделий медучреждениям. Эти же документы необходимы для льгот по уплате ввозной таможенной пошлины.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
Фото Марии Плотниковой, Кублог

Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ).Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Налогообложение

1.1 Налог на прибыль

Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен.Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

Стоимость приобретенных медицинских аптечек также включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. №03-03-06/1/412) и признается расходом по мере их передачи в места использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Расходы, связанные с комплектацией аптечек для оказания первой помощи, учитываются в целях исчисления налога на прибыль (письма Минфина РФ от 03.10.2012 г. №03-03-06/2/112, от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).

Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздрав соцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

Так, в Перечне №169н должны содержаться:

  • изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);
  • изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);
  • прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстиле подобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);
  • прочие средства.
То есть лекарственные препараты в приведенном Перечне №169н не значатся.

А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню№169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412).Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н.С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169нсодержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).

Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

Минздрав соцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н).Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту - Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.«к» п. 3 Правил финансового обеспечения).

При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).

Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).

Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на расчетный счет организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.

Аналогичный подход применяется и в отношении налоговых расходов, связанных с приобретением аптечек. Расходы, которые впоследствии компенсируются ФСС РФ, для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (письма Минфина РФ от 15.02.2011 г. №03-03-06/2/33, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 25.03.2013 г. №А27-9150/2012). При этом расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний признаются в «расходной» налоговой базе в полном объеме (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).

1.2 Единый налог при УСН

В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога(письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).

Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов(п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.

В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

1.3 НДС

Напомним основные условия, при которых налогоплательщик имеет право применить налоговый вычет по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):

  • товар приобретен для операций, подлежащих налогообложению НДС;
  • счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;
  • товар принят к учету.
В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ никаких сомнений в возможности принятия НДС к вычету не возникает. Если вышеуказанные условия соблюдены, то НДС правомерно принимается в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке.

Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.

Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.

Поэтому вычет НДС по приобретенным аптечкам, стоимость которых компенсируется ФСС РФ, должен осуществляется в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 14.08.2015 г. №03-07-11/47007, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.06.2011 г. №Ф04-2808/11).

Бухгалтерский учет

Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

Содержание хозяйственной операции

Документ полезен? 0 m n 0

О применении кодов ТН ВЭД 2017 см. письмо ФТС России от 06.07.2017 N 06-83/Т-4126 .

Изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.03.2018 N 307 , распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.;

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации;

перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации;

перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2010 N 1002, от 11.10.2012 N 1038, от 30.06.2015 N 655)

2. Установить, что настоящее Постановление вступает в силу с 1 октября 2008 г.

ПЕРЕЧЕНЬ
КОДОВ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЩЕРОССИЙСКИМ
КЛАССИФИКАТОРОМ ПРОДУКЦИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЛАГАЕМЫХ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 10 ПРОЦЕНТОВ ПРИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

(в ред. постановления Правительства РФ от 21.10.2019 N 1353)

Примечания: 1. Коды ОКПД2, приведенные в разделе I настоящего перечня, применяются в отношении:

Примечания: 1. Коды ОКПД2, приведенные в настоящем перечне, применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;

лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза в соответствии с правом Евразийского экономического союза, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

абзац утратил силу.

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1(1). Коды ОКПД2, приведенные в разделе II настоящего перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(примечание 1(1) введено постановлением Правительства РФ от 21.10.2019 N 1353)

2. Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД2 и наименованиями товаров с учетом примечаний 1 и 1(1).

2. Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД2 и наименованием товара с учетом примечания 1.

Читайте также: