Выручка для аудита с ндс или без ндс

Опубликовано: 02.05.2024

Сергей Ивченков

Руслан Царев

Другие статьи про НДС

Ошибки, которые допускают предприниматели с НДС, когда собирают отчет о прибылях и убытках, приводят к завышенным ожиданиям по прибыли. Результат — кассовые разрывы и неприятности с налоговой, штрафы, пени. Особая сложность — когда бизнес применяет несколько налоговых режимов одновременно и возникает путаница: непонятно, когда выручку и расходы в отчете о прибылях и убытках (ОПиУ) обязательно очищать от НДС, а когда это во вред.

В статье разбираемся со всеми нюансами отражения НДС в ОПиУ. Зная их, вы избежите ошибок в расчете прибыли и проблем с налоговиками.

Включать НДС в выручку и расходы — опасная ошибка

Распространенная ошибка — предприниматель, который работает с НДС, включает его в выручку и расходы. «Я заплатил НДС, когда тратился на сырье, товар, аренду, коммунальные услуги и прочее, — рассуждает он. — Значит, вся выручка с продаж — моя». А потом удивляется, когда получает счет по НДС из налоговой.

Разберем на примере. У Веры ивент-агентство на общей системе налогообложения — единственной, на которой бизнес работает с НДС.

Вера включает НДС в цену услуг. Контрагенты, у которых Вера приобретает товары и услуги для бизнеса, тоже работают с НДС. Поэтому он включен во все ее постоянные и переменные расходы, кроме фиксированных зарплат работников и их бонусов. В ОПиУ Вера не очищала от НДС выручку и расходы — сколько денег зарабатывала и тратила, столько и добавляла в отчет. Посмотрим, что у нее получилось и как ее представление о результате соотносится с реальностью.


Чистая прибыль Веры на 360 000 ₽ меньше, чем она думает

Вера забрала себе из бизнеса всю сумму, которую, как думала, заработала. А тут пришло время перечислять НДС за квартал в бюджет. Налоговая насчитала 360 000 ₽. А денег не оказалось. Вера вытащила их из бизнеса вместе с чистой прибылью.

Предприниматели, которые работают с НДС, должны очищать от него выручку и расходы в ОПиУ.

Когда расходы в ОПиУ очищать от НДС не надо

Бывают предприниматели, которые не работают с НДС. Но и они несут расходы, в которые НДС включен. Бизнесмен спросил у нас в Зеленом чате: «А мне как быть? Я на упрощенной системе налогообложения. Но у меня тоже есть расходы, которые включают НДС. А права на возмещение НДС, который включают мои расходы, у меня не возникает».

Отвечаем: так и есть. Если вы не работаете с НДС, очищать от него расходы в ОПиУ вам не нужно. Это просто ваши расходы, даже если они включали НДС.

Юра производит мебель. Его компания применяет упрощенную систему налогообложения и с НДС не работает. Помещение под цех арендует у государства.

В цену аренды госимущества НДС включается обязательно, даже если сам арендатор с НДС не работает. Юра арендует цех площадью 200 м2. Платит за него 1,2 млн ₽ в год: 1 млн арендной платы + 200 тыс. ₽ НДС. В ОПиУ ему нужно отражать только общие затраты — 1,2 млн ₽. Очищать ничего не надо.

Юра видит счета-фактуры арендодателя, где указан НДС. И начинает по ошибке вычитать его из расходов на аренду в ОПиУ. А из выручки не вычитает. Ведь в счетах, которые он выставляет покупателям, НДС нет. Вычитает НДС или нет — выручка одинаковая. А расходы уменьшаются на сумму НДС. Это ошибка. Прибыль получается завышенной. Посмотрим на примере годовой прибыли Юры.


Юра очистил от НДС расходы на аренду. В итоге думал, что заработал за год на 200 000 ₽ больше, чем на деле

Как быть с НДС в ОПиУ, когда бизнес совмещает разные системы налогообложения

Распространенная ситуация — собственник бизнеса работает одновременно с двумя или даже тремя системами налогообложения:

  • использует их в рамках одного юрлица, что закон в отдельных случаях разрешает
  • владеет несколькими юрлицами на разных налоговых режимах
  • одновременно выступает собственником юрлица на общей системе и ИП на упрощенке

Системы налогообложения разные, а управленческая отчетность общая. Разберемся, когда в этом случае в ОПиУ нужно очищать расходы и выручку от НДС, а когда — нет.

Очищать от НДС расходы и выручку в ОПиУ нужно, когда ваш бухгалтер проводит сделку по общей системе налогообложения. В остальных случаях — нет.

Катя торгует конфетами оптом и в розницу. Закупает оптовые партии у крупного поставщика, который работает с НДС, и включает его в цену товара.

С поступлений от реализации конфет через магазины Катя платит ЕНВД. Часть товара отгружает мелким покупателям, которые в основном тоже используют вмененку или упрощенную систему, выручку за него проводит по упрощенке. А с покупателями крупных партий, работающими с НДС, сотрудничает через юрлицо, которое тоже работает с НДС.

Что нужно очищать от НДС в этом случае:

  • выручку от продажи крупных партий товара, за которые Катя выставляет клиентам счета-фактуры с НДС
  • расходы на приобретение, хранение и доставку отгруженных таким оптовикам конфет.

По двум другим направлениям деятельности ей этого делать не нужно.

Запомните

1. Компаниям на общей системе налогообложения нужно очищать от НДС выручку и расходы в ОПиУ. Иначе — завышенные ожидания прибыли, кассовые разрывы и штрафы налоговой. На остальных системах — не нужно.

2. Бизнес, который применяет любую систему налогообложения, кроме общей, не работает с НДС. Когда он покупает товары и услуги, цена которых включает НДС, очищать расходы от НДС не нужно — это просто затраты бизнеса. Если очищать, результатом будут завышенные ожидания прибыли и кассовые разрывы.

3. Если бизнес применяет несколько систем налогообложения, очищаются от НДС выручка и затраты от сделок, которые по бухгалтерии проходят на общей системе налогообложения. По остальным очищать расходы от НДС не надо.

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Целью аудита операций, связанных с НДС, является установ­ление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налого­вого законодательства.

Задачами аудита операций, связанных с НДС, являются:

— оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

— проверка формирования налоговой базы, применения нало­говых льгот и налоговыхвычетов;

— контроль за отражениемтекущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерскойи налоговойотчетности;

— проверка соблюдения организацией налогового законодатель­ства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и свое­временностиуплаты налога в бюджет.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 21 НКРФ;

— Правила ведения журналов учета полученных и выставлен­ныхсчетов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расче­тах по налогу на добавленнуюстоимость, утвержденные по­становлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибыляхи убытках(форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетнойполи­тике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчетыпо налогам и сборам»,субсчет «Расчеты по налогу на до­бавленную стоимость», 19 «Налогна добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга поку­пок, книга продаж, счета-фактуры,первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.

Работы при проведении аудита НДС можно разделить на триэтапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Основной задачей аудита операций, связанных с НДС,являет­ся контроль правильности формирования сумм налоговых обяза­тельств перед бюджетом. С этойцелью аудитору необходимо вы­полнить следующие процедуры:

— оценить систему бухгалтерского и налоговогоучета;

— оценить аудиторские риски;

— рассчитать уровень существенности;

— определить основные факторы, влияющие на налоговыепо­казатели;

— проанализировать организацию документооборота и изучитьфункции и полномочияслужб, ответственных за исчислениеи уп­лату налогов.

Выполнение перечисленных процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяе­мого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потен­циальныхналоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставлениеорганизаци­ей следующихосновных документов: налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты), книги покупок и книгипродаж, счетов-фактур,актов выполненных работ (услуг), товар­ных накладных, регистров

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которыхвыявлены проблемные зоны с учетомзначения уровня существенности. Для этоговыполняются:

— оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;

— проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

— расчет налоговых последствий для организаций в случаяхнекорректного применения норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляютсярекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложенияпо созданию в организациисистемы внутреннего контроля за правильностьюисчисления НДС.

Основные объекты проверки при рассматриваемом виде ауди­та и соответствующиеим аудиторские процедуры приведены в табл. 12.1.

Аудитор должен обратить внимание на оформлениеорганиза­цией счетов-фактур,на соответствиеих нормам,указанным в Пра­вилахведения журналов учета полученных и выставленныхсче­тов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расчетах по налогу на добавленнуюстоимость, а именнопроверить:

— как организацией применяется новый порядок исправления счетов-фактур.Суть новыхправил заключается в том,что покупа­тель получает право только в том налоговом периоде, ко­гда у него будет исправленный вариант счета-фактуры;

— какие реквизиты содержатся в новомсчете-фактуре.Необхо­димо обратить внимание на подписина счетах-фактурах.Если сче­та-фактурыподписаны другими лицами, а не директороми глав­нымбухгалтером, то аудитору необходимо запросить приказ, на ос­новании которого было передано право подписи;

— какой адрес указан в счете-фактуре(юридический или факти­ческий). В соответствиис письмомМинфина России от 07.08.2006 № 03-04-09/15адрес должен быть тот же, какой указан в учреди­тельных документах. Если в учредительных документах указаны и юридический, и фактическийадрес, то и в счете-фактуре могут быть указаны оба адреса.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результатепроведения аудита операций, связанных с НДС:

— неправильное применение налоговых льгот;

— нарушение порядка определения налоговых вычетов;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностьюисчисления НДС.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к областипроверки, и представляетего совместно с рабочейдоку­ментацией (приложение 12.1) руководителю проверки.

Процедуры аудита операций, связанных с НДС

Процедура 1. Проверка правильности начисления НДС

Начисленный НДС, руб.

Выручка от реализации(стр. 010формы № 2), руб.

Процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Однако с 2021 года стали действовать поправки, касающиеся критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ)). Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Критерии обязательного аудита в 2021 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
  • фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
  • юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

­Посмотрим, что в 2021 году поменялось в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

­2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.

­Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

­При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.

­В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.

­У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2020 год «доход» рассчитывается по итогам 2019 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Перечень обязанных организаций больше не ограничен одним Законом

Ранее достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ и узнать, нужен ли аудит? Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.

акционерных обществ регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.

­Пример 2: Акционерное общество подходит под СМП (доход за прошлый период — 60 млн руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется заказывать обязательный аудит, т.к проведение аудита АО предусмотрено федеральным законом (Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).

­Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.

­Перечень по обязательному аудиту отчетности за 2020 год включает 75 позиций; в предыдущем было 73 позиции (Информационное сообщение Минфина 20.01.2021 № ИС-аудит-39).

­"Новички" обязательного аудита:

  • организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 60);
  • специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 61).

Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.

Сужен перечень НКО, подлежащих обязательному аудиту

Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):

  • государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
  • иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Вышеописанные поправки (Закон № 476-ФЗ) стали действовать с начала 2021 года, они касаются, в т.ч. отчетности за 2020 год. Но закон обозначает и переходные моменты: случаи, в которых компания, вроде как, и не обязана аудироваться с учетом последних поправок, но аудиторское заключение от нее все-таки потребуется. Эти положения ответят на распространенный вопрос: «А как быть, если аудит уже идет?».

Если до 1 января 2021 года аудит фактически начался (аудиторы вышли на проверку за 2020 год и т.д.), то бухгалтерская отчетность этих компаний за 2020 год требует обязательного аудита. Для них будет действовать прежняя редакция Закона об аудиторской деятельности. Следовательно, им придется закончить проверку и получить аудиторское заключение (п. 2 ст. 2 Закона от 29.12.2020 № 476-ФЗ).

Пример 3: ООО «Успешная фирма» получила от реализации за 2019 год доход в размере 490 млн руб. Директор подписал договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год в мае 2020 года. До конца ноября 2020 года закончился первый этап аудиторской проверки. «Налоговые» доходы ООО «Успешная фирма» за 2019 год составили 530 млн руб., т.е. ниже вновь принятого «доходного» условия (800 млн руб.). Но несмотря на это ООО «Успешная фирма» должно пройти до конца аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Для этой компании применительно к отчетности за 2020 год будут применяться прежние критерии (400 млн руб. по выручке и 60 млн руб. по активам баланса).

Аналогично с условиями для НКО. На них тоже распространяется принцип «не бросать начатое на полдороги».

Пример 4: Фонд «Дружба» (не являющийся международным) согласно прежней редакции Закона об аудиторской деятельности должен был проводить аудит за 2020 год. Руководитель подписал соответствующий контракт с аудиторской фирмой, которая завершила первый этап аудиторской проверки до конца 2020 года. Размер целевых поступлений от учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований фонда «Дружба» за 2019 год был 2,5 млн руб. Но несмотря на то, что это менее «свежего» условия проведения обязательного аудита для НКО в форме фондов (3 млн руб.), фонд «Дружба» должен закончить начатый аудит. Применительно к отчетности фонда «Дружба» за 2020 год должны применяться прежние условия (организация не является международным фондом, размер целевых поступлений значения не имеет).

Если ваша фирма попала под «переходные положения», не спешите расстраиваться и думать о несправедливости: вроде как освободили от аудита, а все равно проводить придется. Вы, наоборот, приобретете дополнительные преимущества от работы с аудиторами, по сравнению с компаниями, которые остались без аудита. В частности, для главных бухгалтеров положительное аудиторское заключение подтверждает их правомерные действия по ведению учета и составлению отчетности, т.е. позволяет им «спать спокойно». Для руководителей и собственников аудит — это возможность убедится в компетенции бухгалтерии и отсутствии рисков для них и компании, а также в сохранности активов компании.

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, также стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды. Мы уже останавливались на этом подробно в статье.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?

Кроме того, наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);

в тяжелой ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;

не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.

­Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.

­Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.

Проведение аудита и представление аудиторского заключения

Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.

­Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Аудит в 2021 году: для отчета или для выгоды?

Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.

Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его. В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду. Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.

«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2021 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:

  • выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
  • широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
  • поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
  • защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
  • страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.

Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь. При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы. Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.

(Письмо Минфина РФ от 14.04.2008 г. № 03-11-02/46)

Чтобы не потерять заказчиков, применяющих общий режим налогообложения, фирмы, применяющие УСН, иногда выставляют счета-фактуры с выделением НДС.

В соответствии с п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС (то есть в том числе, налогоплательщиками, применяющими УСН), должны уплатить в бюджет сумму НДС, указанную в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

А следует ли включать полученную от покупателей сумму НДС в состав доходов при исчислении налоговой базы по единому налогу при УСН, если эту сумму НДС все равно придется отдать государству?

Минфин считает, что следует.

Аргументация чиновников такова.

Как установлено ст. 346.15 НК РФ, налогоплательщиками, применяющими УСН, учет доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационных доходов – в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Статьями 249 и 251 НК РФ не предусмотрено уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму НДС, уплаченную в порядке, установленном п.п. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Поэтому Минфин настаивает на том, что доходы от реализации нужно учитывать с учетом сумм налога на добавленную стоимость, полученного от покупателей.

Иногда суды поддерживают эту точку зрения (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2005 г. № А13-10310/04-19).

Тем не менее, как правило, суды все-таки признают, что включать в доходы сумму НДС, полученную от покупателя и подлежащую уплате в бюджет, фирмы на «упрощенке» не должны.

Иногда, принимая такие решения, суды ссылаются на нормы ст. 248 НК РФ, согласно которой при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17.08.2006 г. № А65-6256/2006).

Однако у Минфина имеются возражения по поводу правомерности применения ст. 248 НК РФ в данном случае.

Чиновники считают, что поскольку в ст. 346.15 НК РФ нет прямой ссылки на ст. 248 НК РФ, то действие ст. 248 НК РФ на главу 26.2 НК РФ не распространяется.

Они обращают внимание на то, что согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются только те доходы, которые предусмотрены ст. 251 НК РФ (см. письмо Минфина РФ от 29.10.2004 г. № 03-03-02-04/1/41).

Но большинство судов, принимая решение в пользу налогоплательщиков, вообще не обращаются к ст. 248 НК РФ, рассуждая следующим образом.

Обязанность налогоплательщика по уплате единого налога обусловлена получаемым им доходом. Согласно ст. 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, не может признаваться доходом и, следовательно, учитываться при исчислении суммы единого налога (см. постановления ФАС Уральского округа от 11.10.2006 г. № Ф09-9054/06-С1, от 16.02.2006 г. № Ф09-563/06-С2, от 19.07.2005 г. № Ф09-3030/05-С7, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2005 г. № А66-1094/2005).

Если Вы решитесь не включать в доходы при УСН суммы НДС, указанные в выставляемых покупателям счетах-фактурах, то помните, что доказывать свою правоту Вам придется в судебном порядке, потому как налоговики определенно будут настаивать на включении сумм НДС, предъявленных покупателям, в доходы.

Данный раздел рассматривает предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей, но общие принципы, освященные в главе, применимы как для фирм, оказывающих услуги, так и для производственных фирм.

Раздел рассматривает следующие вопросы:

  • определение выручки (валового дохода);
  • использование информации, необходимой для контроля за бизнесом;
  • как увеличить размер прибыли.

2. Выручка (валовый доход) и НДС (налог на добавленную стоимость)

В предыдущих примерах продукция (товары, услуги) не облагалась НДС.

Что произойдет в том случае, если продукция (товары, услуги) подлежит обложению налогом на добавленную стоимость?

Расчеты будут иметь следующий вид:

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО РАССЧИТЫВАТЬ ВЫРУЧКУ ДВУМЯ СПОСОБАМИ?

Наценка на первоначальную стоимость

Используется следующая формула (в случае, если Вы приобретаете товар):

первоначальная стоимость (с учетом НДС) + наценка + НДС на реализуемую продукцию = реализационная цена.

Это означает, что Вы получаете счет (инвойс) на товар, который стоит 9 руб. с учетом НДС (7.5 + 7.5*20%) и хотите подсчитать реализационную цену. Если Ваша наценка составляет 33.3%, то Вам необходимо прибавить 3 руб., а затем к полученной сумме прибавить НДС на реализуемую продукцию, для того, чтобы получить ответ.

((7.5 + 7.5*20%) + 3) + 2.4 = 14.4 (руб.)

Выручка (валовой доход) от продаж

Вы используете формулу

реализационная цена (без НДС) - первоначальная стоимость (без НДС) = выручка,

чтобы убедиться в том, что Ваша система наценки работает.

Для нашего примера реализационная цена (без учета НДС) составляет 12 (14.4 - 14.4*(20\120)) руб., а затраты (без учета НДС) 7.5 (9 - 9*(20\120)) руб.

Разница представляет собой выручку (валовой доход):

(14.4 - 14.4х(20\120)) - (9 - 9х(20\120)) = 4.5 (руб.)

По окончании отчетного периода, Вы можете подсчитать выручку двумя способами. Результат должен быть одинаковым. Если цифры различаются, то Вам необходимо проверить расчеты Вашей наценки. Вычисления будут приведены ниже.

3. Наценка в торговых фирмах

В случае с торговыми фирмами Ваши поставщики включают НДС в отпускную цену.

Когда Вы реализуете продукцию, Вы также включаете НДС в реализационную цену.

Используя цифры из предыдущего примера, расчеты будут иметь следующий вид:

Наценка будет рассчитываться следующим образом:

5.40 x 100 = 37.50%
14.40 1

Далее Вы можете использовать полученный результат при определении реализационной цены.

Определите реализационную цену для отдельных видов товаров своего бизнеса, используя систему наценок. Укажите НДС на приобретенные товары, а также на реализуемые.

4. Сопоставление теоретических данных с практическими

Очень важно сопоставлять наценку с выручкой (валовым доходом). Теоретически эти цифры должны быть равны. Но так ли это на самом деле ?

Предположим, торговая наценка в Вашем бизнесе составляет 80% от первоначальной цены без учета НДС, что позволяет получить реализационную цену с учетом Вашего налога на добавленную стоимость. Для того, чтобы определить размер НДС при 20% ставке налога, Вы умножаете первоначальную стоимость или реализационную цену на 20/120.

Предположим, стоимость единицы товара с учетом НДС составляет 120 руб., тогда теоретическое значение выручки (валового дохода) рассчитывается следующим образом:

Теперь определим Выручку в процентном выражении, базируясь на реализационной цене:

Выручка в процентном выражении = Выручка (валовой доход) x 100
Реализационная цена (без учета НДС) 1

По окончании отчетного периода Вы подготавливаете Отчет о прибылях и убытках. Предположим, что для всех товаров при определении реализационной цены используется наценка 80%.

Ниже представлен один из разделов Отчета о финансовых результатах (цифры приведены без учета НДС):

Теперь подсчитайте выручку в процентном выражении от реализации.

Ниже приведено решение.

Выручка в процентном выражении:

50 x 100 = 33.33%
150 1

Выручка в процентном выражении к продажам:

27502 x 100 = 32.00%
85942 1

Вычисления показывают, что реальная выручка ниже теоретической на 1.33 процента (33.33-32.00).

Если цифры совпадают, то Вы осуществляете полный контроль за Вашей выручкой, если же нет, то попробуйте перечислить возможные причины:

Ниже приведены возможные объяснения:

  • Ваши вычисления были неправильными - Вы не прибавляли последовательно 80% к первоначальной цене;
  • первоначальные цены были неправильными - Вы учитывали цены, представленные в каталогах, а не в счетах (инвойсах);
  • неправильно ведется финансовая отчетность - ошибки в учете складских запасов на начало отчетного периода, на конец отчетного периода, на приобретенные товары;
  • существует реальный процент потерь из-за порчи товара, скидок, предоставленных клиентам и т.д.

Существуют и более серьезные причины:

  • товары были украдены - это могли сделать как покупатели, так и Ваши работники;
  • реализация не регистрируется полностью потому, что денежные средства присваиваются Вашим персоналом.

Вы должны проанализировать ситуацию. Возможно, это контролируемые потери, но если это не так, Вам необходимо определить точную причину.

5. Возможные пути увеличения размера выручки

Вы можете увеличить размер выручки двумя способами:

  • через увеличение реализационных цен;
  • через снижение закупочных цен.

Вы можете использовать оба способа одновременно.

Увеличение реализационных цен

Существует опасность, что после увеличения реализационных цен снизится объем Вашей реализации.

Тем не менее, проанализируйте свою реализацию и цены конкурентов.

Тем самым Вы определите величину, на которую смогли бы увеличить свои реализационные цены, не воздействуя на общий объем продаж.

Снижение закупочных цен

Ниже приведены некоторые идеи относительно снижения первоначальной стоимости:

  • приобретайте товары в большем количестве - это предоставит Вам более выгодные закупочные цены, но при этом не затоваривайтесь;
  • договоритесь о предоставлении Вам дополнительных скидок;
  • воспользуйтесь преимуществами оплаты по факту, что предоставит Вам дополнительные скидки;
  • определите причины складских потерь - это позволит Вам увеличить размер Вашей выручки.

6. Подведем итоги

Оценка выручки (валового дохода) является одной из важных составляющих контроля за бизнесом.

Вам необходимо ознакомиться с механизмом подсчета выручки. Современные калькуляторы делают этот процесс достаточно простым.

Сопоставьте Ваши теоретические вычисления наценки с реальной выручкой (валовым доходом) и определите причину отклонений (если таковые имеются).

Наконец, подумайте о том, как Вы могли бы увеличить размер выручки и тем самым повысить прибыльность Вашего бизнеса.

Читайте также: