Выгодоприобретатель в налогообложении ндс это

Опубликовано: 12.05.2024

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В системе проверки НДС-деклараций произошли изменения. Всем знакомая АСК НДС-2 заменена на «Контроль НДС». Новая система позволяет «диагностировать» компании, которые участвуют во всей цепочке расчетов по НДС, и выяснять роль каждой. Так, теперь компании может присваиваться категория «технической» и «сущностной». Причем и то, и другое означает: у компании есть проблемы.

Новые операции в системе «Контроль НДС»

Программный комплекс АСК НДС-2 ушел в прошлое. Теперь ФНС проверяет НДС-декларации в системе «Контроль НДС». Он имеет гораздо больше возможностей для выявления нарушений и, что греха таить, сбора информации и доказательной базы для будущих споров с налогоплательщиками по статье 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Статья 54.1 возлагает на налоговую инспекцию бремя доказывания в суде обстоятельств правонарушения, а именно получения необоснованной налоговой выгоды. А налогоплательщику – предоставляет шанс опровергнуть их.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Система «Контроль НДС» проверяет и собирает данные на всех: контрагентов второго, третьего звена, а также и тех, кто самостоятельно не применяет схемы, но работает с теми, кто применяет.

«Техническая» компания – начало

«Техническая» компания – это та, на которой налоговая инспекция обнаружила разрыв. И если раньше именно такая компания признавалась виновником, то теперь при обнаружении разрыва начинается отработка цепочки всех деловых контактов этой фирмы.

В новую систему заносится вся информация, характеризующая роль каждого звена, которая содержится:

  • в протоколах допросов;
  • в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений;
  • в материалах, передаваемых в правоохранительные органы;
  • в документах на аннулирование электронной подписи;
  • в ответах налогоплательщиков по встречным проверкам или вне проверок.

Всем контрагентам налоговая разошлет требования о даче пояснений. То есть теперь виновник разрыва станет началом для выхода на выгодоприобретателя.

Кого относят к «сущностным» компаниям

«Сущностная» компания – это главный подозреваемый в получении необоснованной выгоды. То есть это и есть выгодоприобретатель.

Для установления выгодоприобретателя введена система баллов. Эти баллы присваиваются компании на основе анализа множества ее показателей: об имуществе, штате, движении средств на расчетном счете, IP-адресах, с которых отправляется отчетность, доле вычетов по контрагенту и др.

Чем больше баллов набрала компания в системе «Контроль НДС», тем больше риска, что ее признают выгодоприобретателем.

Также сущностную компанию система «Контроль НДС» проверит по критерию платежеспособности. Это процентное соотношение уплаченного НДС и суммы заявленного вычета за период. Большие вычеты и низкая оплата могут вызвать подозрения о фиктивной деятельности фирмы.

Таким образом, в налоговой инспекции формируется база по выгодоприобретателям и доказательствам нарушений по статье 54.1 НК РФ.

Выгодоприобретателю теперь будет проблематично добровольно ликвидироваться. Если раньше выездная проверка при добровольной ликвидации была возможна, но не обязательна, то теперь в отношении выгодоприобретателя, если он «засветился» в таком качестве, она будет обязательна.

Новые обязанности инспекций

По новому регламенту контроля НДС территориальные инспекции должны ежемесячно проводить анализ уточненных НДС-деклараций на предмет выявления случаев замены контрагента.

Негативных последствий не будет, если:

  • сумма налога к уплате увеличена;
  • сумма НДС-вычета уменьшена;
  • характер этих изменений по сравнению с данными исходной декларации пропорционален.

Если вас хотят признать выгодоприобретателем

К сожалению, риск попасть в зону внимания системы «Контроль НДС» есть у всех, включая тех, кто не использует никаких схем.

Если вы относитесь именно к ним, то вам самим и придется отстаивать свои интересы – шанс оспорить претензии налоговиков у вас есть по праву.

Обязательно отвечайте на все требования инспекции. Но знайте меру, старайтесь не давать излишней информации. Помните, она вся попадет в базу. Уделяйте особое внимание реальности ваших сделок.

Начинайте собирать доказательства реальности сделки и правомочности ваших действий не в момент назначения выездной проверки, а при получении от инспекции первого требования по НДС.

Как снизить риски на каждом этапе работы с НДС? Главное, правильно подготавливать декларацию. Не допускать ошибок и расхождений в счетах-фактурах. Быстро отвечать на требования инспекции.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Кто и как платит, как посчитать, как получить вычет

Судя по форумам предпринимателей, больше всего вопросов возникает по НДС. С помощью этой статьи вы вряд ли сможете заполнить декларацию по НДС, зато узнаете все самое важное о налоге: кто платит, как рассчитать и получить налоговый вычет.

Что вы узнаете

  • Что такое НДС
  • Кто его платит
  • Какие есть льготы по НДС
  • Как рассчитывается
  • Сроки уплаты НДС
  • Как получить налоговый вычет
  • Что будет, если не уплатить НДС

Что такое НДС

НДС — налог на добавленную стоимость. Его платят, когда компания реализует товары, работы, услуги и имущественные права.

Продает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, компания продала помидоры или офисное помещение — она обязана уплатить НДС.

Безвозмездно передает товары, работы, услуги или имущественные права. Например, одно юрлицо безвозмездно передает другому промышленный цех или дарит по акции в магазине микроволновку при покупке холодильника — со всех сделок надо уплатить НДС по рыночной стоимости.

Ввозит товары на территорию РФ из-за границы. Например, привозит шоколад из Японии или одежду из Китая, чтобы потом продать в России. С каждой поставки надо уплатить НДС.

Выполняет строительно-монтажные работы для себя. Своими силами строит здание, цех или делает ремонт в помещении.

В законе это называется реализацией, мы же для простоты будем называть продажей.

НДС — косвенный налог. Обычно бизнес не платит его из своего кармана, а выставляет счет конечному покупателю. Покупатель уплачивает сумму налога, а компания передает эти деньги налоговой. Возможно, вы замечали, что в чеке магазина отдельно указана цена товара и отдельно НДС. Но если товар не продали, а подарили по акции, предпринимателю все равно придется уплатить с него НДС — уже из своих денег.

Налог начисляется на добавленную стоимость. Например, предприниматель купил килограмм огурцов у поставщика за 100 рублей, а продал за 150 рублей. Если поставщик огурцов тоже плательщик НДС, то предприниматель уплатит налог только с 50 рублей разницы.

Кто платит НДС

НДС платят компании и ИП на общей системе налогообложения, а также все, кто ввозит товары через границу, то есть занимается импортом.

Кто такие налоговые агенты по НДС

Мы сказали, что НДС платят компании, которые работают на общей системе. Но есть одно исключение. Платить НДС обязаны все компании, если становятся налоговыми агентами. Вот несколько примеров, когда придется это сделать.

Купили товар или услугу на территории России у иностранных фирм, не состоящих на налоговом учете. Например, приобрели оборудование в России у иностранной компании.

Купили металлолом, макулатуру или сырые шкуры животных у продавцов — плательщиков НДС.

Продали товары, имущество или услуги иностранца по договору комиссии, поручения или агентскому договору. Например, помогли продать квартиру иностранцу и взяли за это комиссию с продажи, а расчеты проходили через ваш счет.

Арендуете государственное или муниципальное имущество. Например, сняли помещение напрямую у комитета по управлению городским имуществом.

Занимаетесь продажей конфискованного имущества. Если государство уполномочило продавать конфискованное имущество, надо будет уплатить с цены продажи НДС.

Купили или получили государственное имущество. При этом имущество не должно быть закреплено за государственными или муниципальными учреждениями.

Льготы по НДС

По НДС существуют льготы. Некоторые компании могут вообще не платить налог, другие — только по отдельным операциям.

Не обязаны платить НДС некоторые компании и ИП:

  1. ИП на ЕНВД, УСН и патенте.
  2. Участники проекта «Сколково».
  3. ИП и компании на любых системах налогообложения, если за последние три месяца их выручка меньше 2 млн рублей. Даже если компания на общей системе налогообложения. Чтобы получить такое освобождение, придется подавать дополнительные документы.

Компании на ЕСХН работают с особыми условиями. С 2019 года они платят НДС, если заработали за год больше определенной суммы:

  • 100 млн рублей за 2018 год;
  • 90 млн рублей за 2019 год;
  • 80 млн рублей за 2020 год и т. д.

Чтобы получить льготу для ЕСХН, нужно подать документы на освобождение. Если этого не сделать, компания должна будет платить НДС при любых доходах.

Отдельные операции. Не нужно платить НДС по таким операциям, как:

  • денежные займы;
  • реализация медицинских товаров и услуг;
  • перевозка пассажиров;
  • торговля акциями.

Когда льготы не действуют

Бывает, что формально компания подходит под льготы, но получить их не может.

При импорте. Если ИП на УСН или другом спецрежиме захочет ввезти товар через границу, ему придется уплатить НДС.

Если выставлен счет с НДС. Предприниматель на упрощенке или другом спецрежиме при желании клиента может выставить ему счет с НДС. Но тогда предпринимателю надо будет в конце квартала подать декларацию и уплатить этот НДС в бюджет.

Как рассчитывается НДС

В статье мы рассмотрим базовый вариант расчета НДС. На деле есть много тонкостей, с которыми сможет разобраться только профессиональный бухгалтер.

НДС, который нужно уплатить налоговой, считают по такой формуле:

Исходящий НДС — сумма налоговой базы, умноженная на ставку НДС.

Налоговая база — сумма реализованного товара, то есть все, что компания продала или подарила. Товары, которые участвуют в акциях, тоже принимаются к учету. Если вы дарите покупателям фен за покупку дрели, со стоимости фена тоже придется уплатить НДС.

Ставка НДС — процент от налоговой базы, который определяет государство в зависимости от вида операции.

Восстановленный НДС — часть входящего НДС, которую в определенных ситуациях компании должны вернуть в бюджет. Например, если они перешли с общего режима налогообложения на УСН и у них остались товары на складе, с которых они до этого делали вычет. Подробнее — в п. 3 ст. 170 НК РФ.

Например, ООО покупает одежду у поставщика, а потом продает ее в розницу. Ставка НДС для них — 20%.

ООО закупило партию за 300 тыс. + 60 тыс. рублей НДС, а продало за 500 тыс. рублей + 100 тыс. рублей НДС.

Исходящий НДС в этом случае — 100 тыс. рублей. ООО покупало товар у поставщика с НДС, поэтому входящий НДС — 60 тыс. рублей.

ООО могут вычесть входящий НДС из суммы налога: 100 тыс. − 60 тыс. = 40 тыс. рублей. В этом примере нет восстановленного НДС. В итоге в налоговую надо уплатить 40 тыс. рублей.

Ставки НДС. Размер ставки зависит от вида операции:

  • 0% — при экспорте;
  • 10% — при продаже еды, товаров для детей, журналов и книг, медицинских товаров;
  • 20% — во всех остальных случаях.

Если нет входящего НДС. Расчет НДС выглядит как цепочка. Грубо говоря, каждый следующий поставщик вычитает из своего налога деньги, которые он заплатил предыдущему.

Проблема возникает тогда, когда в этой цепочке появляется компания, которая НДС не платит, например ИП на упрощенке. Тогда компания, которая купила у такого ИП, не может принять НДС к вычету.

Рассмотрим тот же пример, что и выше, но теперь счет для ООО выставляет ИП на упрощенке, который не платит НДС. ООО оплачивает счет, а потом перепродает товар дороже кому-то еще.

Со своих продаж ООО обязано уплатить НДС. Они продают товар за 500 тыс. + 100 тыс. рублей НДС. Исходящий НДС — 100 тыс. рублей.

ООО могло бы от исходящего НДС отнять входящий, но отнимать нечего: поставщик не предъявлял им НДС. Поэтому в налоговую придется уплатить все 100 тыс. рублей.

Обычно компаниям на общей системе налогообложения такой расклад не нравится, поэтому они стараются не работать с предпринимателями без НДС.

Чем отличается ставка 0% от отсутствия НДС и что такое возмещение НДС

Ставка 0% применяется при экспорте. Например, если компания что-то произвела в России и продала за рубеж. Но между ставкой 0% и просто освобождением от уплаты НДС есть большая разница.

Разберем на примере, но для начала вспомним упрощенную формулу расчета НДС:

Когда они продают оборудование в Канаду, они платят НДС по ставке 0%. Исходящий НДС — 0 рублей.

В конце квартала они заполняют налоговую декларацию и рассчитывают НДС по стандартной формуле: 0 − 20 млн = −20 млн рублей. Сумма налога к уплате отрицательная, значит, налоговая должна вернуть компании 20 млн рублей. Это называется возмещением.

Если бы компания была просто освобождена от уплаты НДС, она бы не подавала декларацию — потраченный до этого НДС ей никто не вернул бы .

Чтобы получить возмещение, надо представить пакет документов, который подтвердит, что сырье и материалы были задействованы в производстве именно того оборудования, которое продали за границу, и что эта продажа на самом деле состоялась.

Еще компания может отказаться от возмещения — перенести вычет на следующий период или вообще отказаться от ставки 0% при экспорте. В некоторых случаях это выгоднее, чем сбор документов и прохождение проверок ради небольшой суммы возмещения.

Когда можно получить возмещение, а когда нет

Налоговый вычет Документы
Ставка 0% Можно получить возмещение Надо подать декларацию и подтвердить ее документами
Отсутствие НДС Нет возмещения Не надо сдавать отчетность

Сроки уплаты НДС

Чтобы заплатить НДС, надо заполнить и сдать декларацию в налоговую. Сроки сдачи декларации — до 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Например, за 1 квартал 2020 года надо сдать декларацию до 25 апреля.

Всю сумму налога одновременно со сдачей декларации платить не надо. По закону НДС делят на 3 равные части и платят до 25 числа каждого месяца следующего квартала. Когда предприниматель 25 апреля подает декларацию за первый квартал, он платит только ⅓ от суммы налога. Остаток выплачивает равными частями до 25 числа следующих двух месяцев.

Отчетный период (квартал), за который платим Когда надо сделать платеж
4 квартал 2019 года 27 января 2020 (25 января — суббота)
25 февраля 2020
25 марта 2020
1 квартал 2020 года 27 апреля 2020 (25 апреля — суббота)
25 мая 2020
25 июня 2020
2 квартал 2020 года 27 июля 2020 (25 июля — суббота)
25 августа 2020
25 сентября 2020
3 квартал 2020 года 26 октября 2020 (25 октября — воскресенье)
25 ноября 2020
25 декабря 2020

Сумма выплат округляется до рублей. Первые два транша — в меньшую сторону, последний — в большую. По желанию можно заплатить НДС досрочно — сразу всю сумму или ⅓ часть в первом месяце, а весь остаток во втором.

Налоговый вычет по НДС

Налоговый вычет — это право компании уменьшать сумму налога на НДС, который ей предъявили поставщики.

Проблема в том, что некоторые компании заключают сделки только на бумаге, чтобы заплатить меньше, и обманывают налоговую. Это незаконно. Чтобы выявлять таких предпринимателей, налоговая следит за сделками, по которым оформляют вычет.

Как именно налоговая следит за сделками — тема для отдельной статьи. Здесь мы не будем рассказывать об этом, но дадим рекомендации, как оформить вычет так, чтобы налоговая была довольна.

Условия получения вычета по НДС. Вы можете включить в декларацию на вычет НДС, который уплатили, в следующих случаях:

  1. НДС предъявили поставщики за товары, работы или услуги.
  2. Вы уплатили НДС таможне при ввозе товара из-за границы.
  3. Налог предъявили продавцы имущественных прав.

Чтобы получить вычет, надо подтвердить документами следующие условия:

  1. Сделка состоялась на самом деле.
  2. Товары купили для операций, на которые начисляется НДС.
  3. Товары поставили на учет.

Не надо отправлять документы сразу — только по требованию налоговой.

НДС можно вернуть только с расходов бизнеса

Компания может рассчитывать на вычет, только если совершала покупки для бизнеса.

Например, если владелец купил новое оборудование для бизнеса и поставил его на учет, может смело включать в декларацию вычет НДС.

А если предприниматель купил жене новую машину, чтобы она возила детей в детский сад, эта покупка бизнеса не касается. Предприниматель — конечный потребитель этого товара и уплачивает НДС из своего кармана. Его в декларацию включать нельзя.

Документы для вычета НДС. Чтобы подтвердить вычет, нужны такие документы:

  1. Счета-фактуры от поставщиков.
  2. Первичные документы от поставщиков, которые подтверждают, что сделка состоялась. Это товарные накладные, акты выполненных работ и т. д.
  3. Документы, подтверждающие постановку товаров, работ или услуг на учет. Это могут быть акты приемки, выписки из КУДиР.

Счета-фактуры от поставщиков надо зарегистрировать в книге покупок, а счета-фактуры , которые выставляли сами, — в книге продаж.

Для вычета за импорт и экспорт предусмотрен особый порядок оформления документов. Лучше обратиться к профессионалу, например таможенному брокеру.

Как получить вычет по НДС. Чтобы получить вычет, нужно заполнить налоговую декларацию в электронном виде. В ней указывают входящий и исходящий НДС, сумму налога к уплате.

Налоговая проверяет декларации в рамках камеральной проверки. Она проходит без участия компании.

Проверяют в специальной программе «АСК НДС 3». Она выявляет разрывы в цепочке поставщиков, когда информация о сделке в декларациях поставщика и покупателя расходится. Разрывы — это не единственный признак, по которому налоговая может счесть сделку подозрительной. Инспекторы говорят, что таких признаков около двухсот.

Во время проверки возможны несколько ситуаций.

Если по сделкам все чисто, налоговая просто принимает декларацию и уплаченный НДС. Компании ничего дополнительно делать не нужно.

Если компания или контрагент вызвали у налоговой подозрение, налоговая проверяет всю цепочку партнеров. Просит прислать подтверждающие документы, пояснения или прийти в налоговую лично, чтобы доказать чистоту сделок.

Если компания не смогла объяснить и подтвердить сделку, налоговая приходит с выездной проверкой. Если в процессе проверки инспектор выявит нарушения, то налоговая обратится в суд с иском об уплате скрытой части налогов, штрафов и пеней.

Чем больше вычет, тем большие подозрения он вызывает у налоговой. Но это не значит, что инспекторы сразу придут с проверкой. Проверка грозит, только если налоговая заподозрит сомнительную сделку.

Как не попасть под подозрения налоговой

Налоговая не объявляет точных критериев, когда считает сделку подозрительной. Но вот несколько правил, которые помогут себя обезопасить.

Не пользоваться услугами компаний, которые предлагают заключить фиктивные сделки. Некоторые компании предлагают заключить сделку на бумаге, как будто поставляли товар или оказывали услугу. По ней можно принять НДС к вычету. Но это незаконно. И если налоговая обнаружит такую сделку, будут проблемы.

Проверить контрагента перед сделкой. Соберите информацию о партнере перед началом работы: как давно работает компания, настоящий ли директор, совпадает ли юридический адрес с реальным. Если нет, то не находится ли по этому адресу много других юрлиц. На юридическом языке это называется «проявить должную осмотрительность».

Сохраните все документы, которые могут подтвердить факт проверки контрагента. Сделайте скрины с сайтов, на которых видно дату и время. Если придется доказывать свою правоту через суд, вам надо будет показать, что вы проверяли контрагента перед сделкой и не нашли ничего подозрительного.

Бывают случаи, когда компании выигрывают суд, доказав, что проявили должную осмотрительность.

Что будет, если не уплатить НДС

Если компания не уплатила НДС вовремя, то по закону ей начислят пени. А если она неправильно рассчитала налог в меньшую сторону, то будут пени и штраф. Если затянуть с оплатой или вовсе отказаться платить, налоговая снимет деньги с расчетного счета в принудительном порядке.

Пени и штраф начисляются на сумму недоимки. Если компания уплатила часть налога, процент рассчитают только на остаток.

Пени начисляются за каждый день просрочки. Размер ставки — 1/300 от ключевой ставки. Сейчас ставка — 7%, а значит, пени — 0,023% от суммы неуплаты в день. Для ИП эта ставка действует всегда, для ООО — до 30 дней. После 30 дней процент становится в 2 раза больше — 1/150 от ключевой ставки в день.

Штраф грозит, если компания неправильно посчитала НДС и этот факт обнаружил инспектор во время проверки. Если предприниматель посчитал в декларации правильно, но не уплатил вовремя, штрафа не будет, только пени.

Размер штрафа зависит от того, специально предприниматель скрыл налоги или ошибся в расчетах. Если это случайная ошибка, то штраф — 20% от суммы недоимки. Если налоговая докажет, что предприниматель скрыл налоги умышленно, штраф увеличится до 40%.

Блокировка счета. Если компания не платит вовремя, налоговая выставляет требование, в котором указан точный срок, до которого надо успеть погасить долг.

Если не исполнить требование, налоговая выставляет инкассовое поручение — присылает в банк требование списать сумму долга и блокирует расчетный счет, пока на нем не будет достаточно денег.

Если не погасить инкассовое, налоговая передает долг судебным приставам. Они найдут способ забрать деньги: продадут недвижимость, оборудование, машины и другое ценное имущество.

Если забирать нечего, компанию или предпринимателя признают банкротом. До таких крайностей лучше никогда не доводить.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговый мониторинг
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

В последние годы налоговые органы стремительно модернизируют системы налогового администрирования, а законодатель спешно правит Налоговый кодекс, приводя его в соответствие с текущими реалиями. Так, еще с 1 января 2015 года всех налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (далее – НДС) обязали предоставлять в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи электронные декларации по НДС, а вместе с ними электронные книги покупок и продаж (п. 5 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 20.08.2015 N ПА-3-17/3169@, от 08.04.2015 N ГД-4-3/5880@ (п. 1), Письмо Минфина от 29.04.2015 N 03-07-15/24810).

Обязав налогоплательщиков предоставлять отчетность в налоговые органы в электронном виде, проверяющие получили возможность осуществлять тотальный контроль всех операций, облагаемых НДС на территории Российской Федерации. Конечно, дело не только в электронных декларациях и книгах покупок и продаж, самое важное то, что для обработки данной отчетности налоговая служба теперь использует новое программное обеспечение - автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость второго поколения (АСК НДС-2).

Использование данной программы позволяет ФНС автоматически сопоставлять данные всех налогоплательщиков, исполнивших и не исполнивших обязанность по представлению деклараций в электронном виде, вместе с данными из книги покупок и продаж и оперативно выявлять расхождения и (или) противоречия.

Так, при выявлении программой АСК НДС-2 расхождений и (или) противоречий между сведениями об операциях в представленной компанией отчетности по НДС и сведениям об этих же операциях, содержащимся в отчетности, представленной в налоговый орган ее контрагентом, данным организациям автоматически будет направлено требование о представлении пояснений (Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения»).

Самостоятельно (без участия человека) АСК НДС-2 выявляет следующие расхождения:

1. Расхождения вида «разрыв»:

  1. Непредставление налоговой декларации организациями;
  2. Представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  3. Отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  4. Значительное искажение данных.
2.Расхождение вида «НДС»:

  1. Превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом - продавцом с операций по реализации.
По сути, система АСК НСД-2 позволяет проверяющим выявлять организации, которые напрямую или косвенно связаны с фирмами-однодневками, и помогает определить конечных выгодоприобретателей по сделкам с этими лицами (получателей налоговой выгоды).

Кроме того, в распоряжении налоговых органов находится специальная система под названием Big Data АСК НСД-2, которая сохраняет и накапливает всю информацию по финансовым операциям налогоплательщиков (сохраняет счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках), в том числе обо всех разрывах на любом этапе уплаты НДС за 2015 год от поставщика из Москвы через цепочку перепродавцов до покупателя во Владивостоке .[1]

С точки зрения развития тенденций налогового контроля это означает, что в отношении выгодоприобретателей по сделкам с «однодневками» будут проводиться выездные налоговые проверки, при проведении которых в 2016 году за 2013-2015 годы (п.4 ст. 89 НК РФ) налоговые органы будут использовать уже накопленную Big Data АСК НСД-2 информацию за 2015 год. [2]

Следует также учитывать и последние изменения налогового законодательства в части камерального контроля налогоплательщиков. Так, с 2015 года существенно расширились полномочия инспекторов налоговой службы при проведении камеральных проверок. Сегодня при выявлении налоговых разрывов для установления получателя необоснованной налоговой выгоды в рамках камеральной налоговой проверки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля (ст. НК РФ: 93, 93.1, 86, 88, 90, 92 и др.).

Благодаря нововведениям (ФЗ № 348 от 04 ноября 2014 года) при проведении камеральной проверки по НДС у сотрудников ФНС появилось больше прав в части истребования дополнительных сведений и документов о проверяемом лице, и главное - инспекторам предоставили право на проведение осмотров территории и помещений налогоплательщика.


Ввиду того, что использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление инспекторами выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми «фирмами-однодневками», претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к той компании, у которой есть имущество, даже в случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а уже последняя - с «серой» или «черной» компанией.

Подобные дела все чаще встречаются в судебной арбитражной практике. Например, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа сообщил, что к поставщикам товара первого звена у налогового органа претензии отсутствуют, при этом пояснил, что имеются претензии к поставщикам второго звена (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 N 17АП-15188/2015-АК по делу N А60-20914/2015). Таким образом, от претензий налогового органа «не застрахованы» даже добросовестные налогоплательщики.

Претензии налоговых органов к добросовестным налогоплательщикам по «грехам» контрагентов второго, третьего и преследующих звеньев все чаще являются основанием для вынесения решения об отказе в вычете по НДС. Данная тенденция наблюдается во всех регионах Российской Федерации. Многие налогоплательщики не соглашаются с такими решениями и оспаривают их в вышестоящем налоговом органе, а впоследствии - в суде.

Между тем, стоит отметить, что на сегодняшний день наблюдается не только совершенствование методов налогового контроля, но и рост уровня подготовки инспекторов, проводящих проверку и участвующих в судебных заседаниях при рассмотрении соответствующих споров. О данном обстоятельстве свидетельствует статистика: 82%/18% - соотношение количества налоговых споров, выигранных в 2015 году налоговыми органами и юридическими лицами соответственно, 61%/39% - налоговыми органами и индивидуальными предпринимателями.

Поэтому на этапе оспаривания решений налогового органа крайне важным является выбор высококвалифицированных юристов, специализирующихся на налоговых спорах, имеющих богатый и успешный опыт их разрешения. Именно такими специалистами являются юристы КСК групп. Данный факт подтверждает успешная судебная арбитражная практика юристов компании. Так, например, представляя интересы одного налогоплательщика (экспортера авиатехнического оборудования) в споре с налоговым органом, юристам КСК групп удалось отбить претензии проверяющих на сумму боле 10 млн. руб.

Рассмотрим данный пример подробнее. После проведения камеральных налоговых проверок трех налоговых периодов налогоплательщик получил три решения об отказе в возмещении НДС. Претензии проверяющих сводились к добросовестности поставщика первого звена и поставщиков второго и третьего звена.

В своих решениях об отказе в обоснование претензий инспекторы налоговой службы ссылались на следующие обстоятельства:

  • непроявление должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе контрагента первого звена;
  • минимальную уплату НДС поставщиками товара по цепочке в период его реализации на экспорт налогоплательщиком;
  • предоставление контрагентами поставщика первого звена нулевой бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • отсутствие у налогоплательщика, его поставщика и поставщиков по цепочке материальных ресурсов и транспортных средств для осуществления операций по реализации запчастей для авиационной техники;
  • в расчетах, по мнению инспекции, были установлены фирмы, обладающие признаками фирм-однодневок, как следствие, указанные организации не имели возможности реального осуществления хозяйственных операций.
Благодаря грамотно выстроенной правовой позиции еще на стадии досудебного урегулирования спора, качественно проведенному сбору и своевременному представлению доказательств в суд налоговым юристам КСК групп удалось защитить права и законные интересы налогоплательщика. Специалисты доказали, что поставщик первого звена является добросовестным юридическим лицом, исполняющим свои налоговые и иные обязательства. В суд были представлены доказательства ведения данным контрагентом реальной финансово-хозяйственной деятельности и проявления налогоплательщиком при выборе указанного лица должной степени осмотрительности и осторожности (были представлены выписка из ЕГРЮЛ, копия устава, приказа о назначении и т.д.)

В заявлениях о признании недействительным ненормативного акта налогового органа юристы указали, что установленные в отношении контрагентов второго и третьего звена обстоятельства, в том числе, представление налоговых деклараций с нулевыми или минимальными показателями при отсутствии в материалах дела доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных действий, направленных исключительно на искусственное создание условий для незаконного возмещения налога, не могут являться основанием для отказа в получении налоговой выгоды налогоплательщиком.

Также юристами были опровергнуты доводы инспекции относительно того, что у компании не было необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала и, как следствие, невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В судебном заседании юристами были представлены доказательства того, что в распоряжении налогоплательщика в проверяемых периодах были склады и автомобильная техника, что позволяло налогоплательщику хранить и производить транспортировку авиатехнического оборудования, поставляемого им на экспорт.

Кроме этого, поставщик первого звена, у которого на балансе также не числилось транспортных средств и складских помещений, представил доказательства (документы), свидетельствующие, что он привлекал транспортно-экспедиционную организацию для перевозки грузов, т.к. по условиям договора поставки авиатехнического оборудования к налогоплательщику именно поставщик первого звена отвечал за его доставку.

По итогам рассмотрения трех дел (№А40-173859/2015; №А40-173838/2015; №А40-173845/2015) суды согласились с требованиями налогоплательщика и признали решения налогового органа недействительными.

Представительство в судебных спорах по НДС и налогу на прибыль – одно из основных направлений деятельности юристов КСК групп. При этом своевременное обращение за юридической поддержкой способствует сокращению рисков предъявления претензий налоговыми органами как на стадии проведения проверки, так и до ее начала.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

3. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

9. Письмо Минфина от 29.04.2015 N 03-07-15/24810; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

6. Письмо ФНС от 20.08.2015 N ПА-3-17/3169@; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

7. Письмо ФНС от 08.04.2015 N ГД-4-3/5880@; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

8. Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения»; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 09АП-10793/2016 по делу N А40-173845/15; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru;

5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2015 по делу №А40-173838/2015; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru;

5. Решение арбитражного суда города Москвы от 15.02.2015 по делу №А40-173859/2015; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kad.arbitr.ru;

10. Статья: Система АСК НДС-2 автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru;

11. Статья: Поступления НДС за январь-февраль 2015 года выросли на 11%; [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru.

Фото, использованное в материале, Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру».


Не секрет, что в налоговых спорах долго и упорно продолжает удерживать пальму первенства такая неналоговая и неправовая категория как дела о контрагентах-однодневках. Признаться, многие юристы (и я в их числе) не любят эту категорию, потому что в ней почти нет места праву: это споры о фактах, тут практически неприменимы нормы права, законы и т.п., а сами такие дела зачастую напоминают низкопробные детективы больше, чем юридическую фабулу. Причем появление в 2017 году статьи 54.1 НК РФ, направленной вроде как на борьбу с упомянутым явлением, не добавило теме ни грамма правового содержания, кроме разве только дополнительных сложностей и искусственных препон для добросовестных участников оборота (ну и классического «ищем где светло, а не где пропало»).

Впрочем, всегда бывают исключения. И в этой категории споров они тоже есть. Мне, например, видится, что главным вопросом десятилетия (если не всего XXI века) в российском налогообложении должна стать тема определения действительной налоговой обязанности после переквалификаций и выявленных искажений – то, что происходит в этой области сейчас, напоминает антиконституционное и неправовое двойное, тройное и прочее кратное привлечение налогоплательщика к ответственности за возможные нарушения, которые даже при их наличии не должны влечь столь несоразмерных санкций (последние именуются налоговой недоимкой, но по сути являются именно санкцией, потому что к должному расчету самой недоимки и действительного размера налоговых обязательств взыскиваемые суммы зачастую имеют весьма опосредованное отношение). И это разграничение – вопрос уже как раз правовой.

Равным образом, крайне любопытна и злободневна в контексте сделок с контрагентами тема поиска выгодоприобретателя от налогового уклонения в таких сделках: должны ли суды и налоговые органы учитывать данный фактор и искать, кто выиграл от уклонения? Или в ситуации, когда таких «выигравших» несколько, в какой степени они должны отвечать перед законом и казной? Этой заметкой, как всегда, не претендую на полноту и законченность исследования темы, но хочу поднять несколько вопросов и мыслей, которые возникли в последние месяцы чтения судебной практики, общения с клиентами и коллегами.

Подконтрольность – ключ к разгадке?

Минувшей осенью налоговая общественность в очередной раз воспрянула духом после того, как СКЭС ВС РФ было рассмотрено по жалобе налогоплательщика и направлено на новое рассмотрение дело ЗАО «НПФ Нефтехим», которое стало достаточно показательным для дня сегодняшнего. Напомню, что в этом деле речь шла о ситуации, когда перепродажа бензиновых присадок через посредника с признаками фирмы-однодневки привела к доначислению налога на прибыль и НДС как покупателю такой фирмы, так и ее поставщику по сути в рамках одной операции. При проверке обоих налогоплательщиков по краям цепочки контроль над «однодневкой» был попеременно вменен каждому из них, хотя и не стал основным мотивом доначисления.


При направлении дела на новое рассмотрение СКЭС ВС РФ отметила, что «ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для вывода о том, что поставщик является лицом, подконтрольным именно обществу, не нашли отражения и оценки в судебных актах». Кроме того, в ответ на то, что по одной операции необоснованная налоговая выгода дважды вменена обоим ее реальным участникам, СКЭС ВС РФ указала: «налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, не могут давать противоположных оценок одной и той же деятельности в итоговых решениях по материалам различных налоговых проверок».

Иными словами, был сформулирован ориентир: ищем, кому реально подконтрольна «однодневка», вменять контроль сразу обеим сторонам цепочки «по умолчанию» нельзя. Справедливости ради, этот критерий и ранее встречался в практике судов и налоговых органов, однако применение его преимущественно отличалось хаотичностью и зависимостью от настроения правоприменителя. Пока, увы, указание СКЭС ВС РФ ситуацию изменило не сильно.

Тест на подконтрольность – достаточен ли?

В условиях предельно упростившегося информационного обмена между налоговыми органами выявление «однодневок» легко происходит в целой цепочке реальных участников хозяйственного оборота. В результате налоговые проверки приходят согласованно и практически синхронно как к поставщику «недобросовестного контрагента», так и к его покупателю, если речь идет об участии «однодневки» в цепочке перепродаж. Такие синхронные налоговые проверки и поставщика, и покупателя имеют своим результатом двойное доначисление фактически по одной сделке: покупателя ждет традиционный отказ в учете расходов и вычетов (причем в лучшем случае – в размере наценки «фирмы-прокладки», в худшем же в вычетах по НДС, а то и в расходах будет отказано полностью), а поставщика – вменение недополученной выручки в размере цены последующей реализации тому самому покупателю, которому отказано в учете расходов и вычетов.

Нетрудно заметить, что в результате налоговой дисквалификации «посредника-прокладки» налоговая выгода от такой «фиктивной» сделки вменяется сразу двум реальным участникам оборота по обе стороны от посредника, а это уже слабо напоминает восстановление справедливости и устранение искажения, больше походя на карательное налоговменение. Впрочем, практикующим юристам известно, что суды этот вопрос обычно вовсе не волнует, в лучшем случае данный аргумент может услышать налоговый орган (и то не всегда).

В качестве попытки устранения этой несправедливости в практике появился термин «подконтрольность». Но инструмент выявления подконтрольности, увы, стал превращаться в симулякр и не потому, что инструмент плохой (как раз наоборот – и инструмент, и критерий вполне рабочие и правильные), а потому, что его наполнение стало крайне ситуативным, а содержание – растягиваемым до бесконечности в угоду сиюминутным соображениям. В результате на практике «подконтрольность» становится пустым штампом, которым зачастую частично подменяется отправленная с легкой руки ФНС на свалку истории категория должной осмотрительности. Как и любая чрезмерная неопределённость юридически значимого понятия, эта ситуация приводит к возмутительно непредсказуемому правоприменению.

На мой скромный взгляд, критерий «подконтрольности» не может быть признан достаточным. Например, в нашей грешной экономике нередки ситуации, когда «однодневка» на самом деле контролируется вовсе третьими лицами, не участвующими в цепочке поставок, а предоставляющими сразу всем сторонам своего рода «услуги», обычно охватываемые составом статьи 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность). Говорить о контроле в таком случае не вполне корректно.

Напротив, можно и нужно внедрять в практике такой более точный и универсальный критерий как «выгодоприобретение». Одним из его аддитивных признаков может выступать и подконтрольность, но последней определенно еще недостаточно без доказывания получения выгоды как таковой – в конце концов, однодневка может торговать и с нулевой маржой, без налоговых последствий, - о претензиях в таком случае говорить сложно, если нет налоговой выгоды (о чем нам уже говорила СКЭС ВС РФ три года назад в деле Спорткар-Центра).

К сожалению, законодатель в 2017 году не воспользовался историческим моментом, чтобы внедрить концепцию поиска выгодоприобретателя в НК РФ, ограничившись крайне куцыми и неудачными, но топорно-простыми для практики формулировками (при этом в его распоряжении были детально проработанные предложения от очень уважаемых налоговых профессионалов, которых не захотели услышать, предпочтя простое и неправильное решение).

Критерии выгодоприобретения

В цепочке продаж, аналогичной делу Нефтехима, сложно установить выгодоприобретателя без анализа рыночной цены предмета сделки. При новом рассмотрении дела Арбитражный суд города Москвы правильно не стал ограничиваться доводами о том, что налогоплательщик наверняка знал о «проблемности» покупателя, а попытался сравнить цену реализации аналогичной продукции напрямую реальному покупателю в более ранних периодах с ценами отгрузки в адрес «проблемного» контрагента. По совокупности обстоятельств, в том числе в результате анализа цен (жаль, что поверхностного), в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано.

Однако и здесь размер полученной поставщиком налоговой выгоды (то есть заниженной выручки) определен налоговым органом и судом исходя из цены последующей реализации в адрес реального покупателя ЗАО «Электроснабсбыт», которому, в свою очередь, указано на завышение цены закупки путем включения в цепочку фирмы-однодневки (интересно, пойдет ли теперь Электроснабсбыт за возвратом излишне взысканных налогов после такого решения?).

Иными словами, в данном деле, как и во многих других аналогичных, размер налоговой выгоды определяется по документам, которые признаны самими же налоговыми органами, входящими в единую систему, недостоверными! То есть, сам этот размер не имеет под собой никакого экономически оправданного основания.

И ведь такая история не единична. Другой пример с очень похожей фактурой – дело ПАО «ТМК» (пока ожидает своей судьбы в ВС РФ), где точно так же налоговая выгода от участия в цепочке сделок перепродавца-однодневки вменена и поставщику, и покупателю. Причем, в отличие от ситуации с Нефтехимом и Электроснабсбытом, тут оба проверенных налогоплательщика пошли в Арбитражный суд города Москвы – и оба же проиграли свои дела. Производителю трубной продукции ПАО «ТМК» было вменено занижение выручки по сделке менее чем на 10%, а ее первому реальному покупателю ООО «Центрпромснаб» отказано в вычетах и расходах по реальной поставке полностью (даже не в части наценки к цене производителя – и это тоже еще одна большая методологическая проблема данной категории споров).

Суды ни в одном из дел вовсе не придали правового значения вопросу подконтрольности или выгодоприобретения, лишь голословно констатировав, что выгоду теоретически могли (!) получить оба налогоплательщика, а потому полная сумма налоговой выгоды, «осевшая» на посреднике, вменяется обеим компаниям (а по факту взыскивается кратно сверх того). Очевидно, такой итог не отвечает требованиям справедливости и обоснованности налогообложения, правовой предсказуемости и законности.

При выявлении нескольких лиц, взаимодействовавших с «однодневкой», необходимо определить «степень выгодополучения» каждого из них, разделив между ними и обязанность по компенсации причиненного казне через неуплату налогов ущерба сообразно их вовлеченности и полученной необоснованной налоговой выгоды. Ведь именно так работает персонализированная юридическая ответственность в других отраслях права – налоги здесь не должны выделяться.

Тест на выгодоприобретателя на самом деле не столь сложен, как может показаться. Возможных критериев тут немного, но они предельно понятны, остается лишь воля на их применение:

  • структура контрагентов при аналогичных сделках – для кого из участников сделок «однодневка» является основным поставщиком/покупателем, а для кого это малозначительный контрагент в большом ряду прочих;
  • степень монополизации сегмента рынка как со стороны покупателя, так и со стороны поставщика;
  • отклонение цены продажи/покупки от предполагаемого рыночного уровня или от цены аналогичных сделок с другими контрагентами.

Данный тест может и должен применяться одновременно с тестом на подконтрольность, сформулированным СКЭС ВС РФ в деле Нефтехима, являясь его продолжением и дополнением.

Применение теста

На примере судебных актов по упомянутым выше делам ПАО «ТМК» и ООО «Центрпромснаб» тест на выгодоприобретателя может дать любопытные результаты. Так, из них видно, что для завода-изготовителя проблемный покупатель был одним из многих сотен; судя по размеру доначисления, доля этого покупателя в общей выручке завода вряд ли превышала доли процента, а об отклонениях цены отгрузки спорному контрагенту от аналогичных сделок с другими покупателями суд практически не пишет (видно, что налогоплательщик такое исследование предоставлял и доказывал этот довод, но суд от него формально отмахнулся). Напротив, покупатель осуществлял закупки продукции разных независимых заводов преимущественно через «проблемных» поставщиков, его собственная наценка была ниже адекватного для его отрасли уровня, что показывает на отклонения в экономических показателях деятельности покупателя и возможное получение именно им выгоды от спорной сделки. Более того, суды по сути в обоих делах констатируют подконтрольность «проблемного» посредника как раз покупателю.

Тем не менее, заводу-изготовителю вменяется получение необоснованной налоговой выгоды от занижения выручки. Факт получения выгоды презюмируется только на основании данных об отличии цены отгрузки завода от цены последующей реализации, которая точно так же признана судом недостоверной (и никак не может тогда выступать мерилом размера налоговой выгоды).

По такой логике, в любой ситуации, когда в цепочке перепродаж стоимость товара увеличивается на пути к конечному покупателю, сам по себе факт такого увеличения уже может быть вменен производителю в качестве недополученной выручки! И это уже возлагает на производителя действительно невыполнимые требования по проявлению должной осмотрительности, в разы тяжелее тех, что лежат обычно в подобной ситуации на покупателе: производитель обязан выяснять, по какой цене продан в дальнейшем его товар по цепочке и уплачены/исчислены ли в этой цепочке налоги. То есть под контроль производителя должна попадать не только его непосредственная сделка с покупателем, но и последующие сделки такого покупателя с третьими лицами, на которые производитель никак не может влиять. В ситуации, когда спорные сделки производителя ничем не выделяются с точки зрения цены и коммерческих условий от прочих таких же, возложение на него подобных обязательств выглядит полным абсурдом.

И не меньшим же абсурдом, как отмечено выше, выглядит вменение выручки исходя из цены в последующих сделках, которая была уже признана недостоверной и дефектной в налоговых целях. Без адекватного ценового исследования хотя бы в минимальных пределах такие выводы нельзя принимать за правильные.

Наконец, именно с учетом ценового критерия было бы правильным распределение налоговой выгоды между звеньями цепочки, если выявлено, что выгодоприобретатель у порочной сделки все же не один, а «отметились заслугами» обе ее стороны. Отсутствие такого распределения приводит к необоснованному и неправомерному налогообложению каждой из сторон.

Остается лишь пожелать, чтобы обозначенный экономический подход, основанный на ключевых критериях:

  • подконтрольность,
  • отклонения в коммерческих условиях сделок / деятельности компаний,
  • рыночность и обычность цен, -

возобладал в нашей судебной практике (с очередной ли подачи Верховного Суда, либо без нее).

Возможно, тогда уменьшится хаотичность решений в области необоснованной налоговой выгоды и непредсказуемость правового поля, а равно возрастет справедливость налогообложения. Ведь любое налоговое доначисление – это попытка восстановления той самой справедливости и баланса до должного уровня налогообложения (но не сверх него!), а не наказание само по себе – для последнего отдельно существует юридическая ответственность, о которой мы зачастую не помним в стремлении карать «по понятиям», устрашать других и наполнять казну.

Читайте также: