Ставка ндс 93 9800
Опубликовано: 23.04.2024
Документ полезен? | 0 | m | n | 0 |
О применении кодов ТН ВЭД 2017 см. письмо ФТС России от 06.07.2017 N 06-83/Т-4126 .
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.03.2018 N 307 , распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.;
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации;
перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации;
перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.12.2010 N 1002, от 11.10.2012 N 1038, от 30.06.2015 N 655)
2. Установить, что настоящее Постановление вступает в силу с 1 октября 2008 г.
ПЕРЕЧЕНЬ
КОДОВ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЩЕРОССИЙСКИМ
КЛАССИФИКАТОРОМ ПРОДУКЦИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЛАГАЕМЫХ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ПО НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ 10 ПРОЦЕНТОВ ПРИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
(в ред. постановления Правительства РФ от 21.10.2019 N 1353)
Примечания: 1. Коды ОКПД2, приведенные в разделе I настоящего перечня, применяются в отношении:
Примечания: 1. Коды ОКПД2, приведенные в настоящем перечне, применяются в отношении:
фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;
лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;
лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза в соответствии с правом Евразийского экономического союза, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
абзац утратил силу.
медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1(1). Коды ОКПД2, приведенные в разделе II настоящего перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(примечание 1(1) введено постановлением Правительства РФ от 21.10.2019 N 1353)
2. Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД2 и наименованиями товаров с учетом примечаний 1 и 1(1).
2. Для целей применения настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ОКПД2 и наименованием товара с учетом примечания 1.
О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете
Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.
Налоговые нововведения
1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .
2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:
- исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
- исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
- неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .
3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .
4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.
Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.
С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .
5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:
- при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
- налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
- у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .
6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:
- в Крым, Севастополь и обратно;
- Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
- маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.
Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.
Ставки НДС
В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.
Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.
Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.
Ставка 10% применяется при реализации:
- продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
- товаров для детей;
- периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
- услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.
Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.
Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?
Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.
В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:
- наличие корректно оформленного счета-фактуры;
- принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
- использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).
Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:
- нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
- сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
- нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
- контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.
Рассмотрим эти пункты подробнее.
Недочеты в документах
Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.
Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .
Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.
Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .
Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…
Сомнения в реальности совершенной сделки
Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.
Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .
В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.
Нарушение законодательства контрагентами
По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.
При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .
Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.
Контрагент имеет признаки компании-однодневки
Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.
Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.
Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:
- проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
- храните электронную переписку с контрагентами;
- оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
- если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).
1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.
2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.
3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.
4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.
5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.
6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.
7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.
8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.
9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.
10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.
11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.
Ввоз в Россию определенной категории социально значимой продукции, согласно положениям ст. 164 НК РФ, облагается пониженной ставкой НДС в размере 10%. К таким товарам относятся и товары медицинского назначения. Для подтверждения возможности использовать такую ставку НДС при ввозе товаров требуется соответствие наименований и кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (далее - ТН ВЭД ТС) наименованию и кодам ОКП (ОКПД 2 с 2017 года) (Общероссийского классификатора продукции), установленным Правительством РФ. В ситуации, когда код ввезенного товара соответствует одному перечню, разбирался суд по делу № А40-184254/2018.
Фабула дела:
Общество ввезло в Россию и указало в таможенной декларации (далее - ДТ) медицинские товары, по данным товарам в ДТ льгота по уплате НДС не была заявлена, Общество уплатило в бюджет налог по ставке 18%.
Общество, полагая, что в данном случае должны быть применены нормы п. 2 и 5 ст. 164 НК РФ, устанавливающие ставку налога в размере 10% с учетом предназначения данной продукции, обратилось в таможню с мотивированным заявлением о возврате налога.
Заявление было составлено по установленной форме, приложены все необходимые документы, в том числе регистрационные удостоверения, заявление о внесении изменений в ДТ, корректировка деклараций.
Таможня письмом сообщила об отказе возвратить излишне уплаченные денежные средства. Отказ был вызван следующими причинами:
а) внесение изменений в декларацию (обращение с таким заявлением) должно быть совершено в таможенном органе, в котором зарегистрирована ДТ (заявитель обращался в Московскую таможню, ДТ зарегистрирована в Львовском таможенном посту);
б) в комплекте документов к заявлению не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС;
в) льгота по уплате НДС в отношении принадлежностей к медицинской продукции, ввозимым отдельно от такой продукции, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности.
В целях защиты нарушенного права, Общество обратилось в суд, решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. По мнению суда первой инстанции, заявителем был соблюден порядок инициирования соответствующих изменений в декларацию на товары, таможенный орган к моменту рассмотрения заявления имел все документы, необходимые для рассмотрения заявления по существу, утверждение об отсутствии документов, подтверждающих факт излишней уплаты, свидетельствует о формальном подходе таможенного органа к рассмотрению заявления о возврате.
Законодательство не ставит возможность применения льготы по уплате налога при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, из содержания представленных Обществом регистрационных удостоверений следует, что изделия зарегистрированы с принадлежностями. Таким образом, право применения льготной ставки налога относится ко всем ввозимым компонентам, входящим в состав зарегистрированного изделия медицинского назначения, при этом не имеет значения ввозятся указанные компоненты отдельно или в совокупности.
Суд апелляционной инстанции согласился с принятым судебным актом. Однако кассация направило дело на новое рассмотрение.
Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2019 по делу № А40-184254/2018
Выводы суда:
1. Согласно абз.2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, позволяющие применять налоговую ставку 10%, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД, устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, для применения льготной ставки НДС имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, поименованных в п.2 ст. 164 НК РФ, но и соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП.
2. В случаях, при которых уплата налога осуществляется в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога реализуется таможенным органом, налоговая ставка 10% применяется, если ввозимый товар отвечает коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
3. Судом установлено, что часть ввезенных заявителем товаров по коду 93 9800 входит в Перечень № 688, в тоже время, как Перечень № 688 в редакции от 11.07.2015 больше не содержит упоминание о коде 93 9800.
4. Указанные обстоятельства не были исследованы судами, не был исследован вопрос об использовании разъяснений п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, с учетом того, что указанная позиция применялась, когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имелись некоторые несоответствия в отнесении ввозимого товара к определенной группе товаров (несовпадения в наименовании, различия в описания одного и того же товара).
Комментарии:
1) При рассмотрении возможности применения пониженной ставки НДС в отношении ввозимых в медицинских товаров, следует использовать коды классификаторов ОКП и ТН ВЭД и соотносить их с наименованием товаров. Если наименование и код совпадают с теми, что указаны в перечне, применяется ставка 10%.
2) В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33 сказано, что использование ставки в размере 10% относительно определенного вида товара не ставится в зависимость от того, реализован товар в России или он был ввезен на ее территорию, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не следует, что операции с одном и тем же товаром, исходя из указанного критерия, по-разному облагаются налогом. Т.е. для применения льготной ставки необходимо, чтобы реализуемый на территории РФ товар отвечал коду, установленному Правительством РФ, в соответствии с ОКПД 2 или ТН ВЭД. Указанный пункт Пленума применяется, когда есть разногласия между перечнями: не совпадают наименования или различается описание одного и того же товара.
3) Однако, в случае отсутствия импортируемого товара в перечне ТН ВЭД, но наличия его в перечне ОКП, применять льготную ставку нельзя!
4) Выводы кассации основаны на позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 14.03.2019 № 305-КГ 18-19119 по делу № А41-88886/2017.
5) Для возможности исчисления налога по льготной ставке ввозимый товар должен не только относиться к группе товаров, перечисленных в п.2 ст. 164 НК РФ, но и соответствовать конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП. Следовательно, в случаях, когда НДС подлежит уплате в связи с ввозом товаров в Россию, ставка 10% может использоваться, если ввезенный товар соответствует коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности) ; Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом) ; Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?) . Еще пара десятков по ссылке .
Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке .
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Марина Сорокина
Смотрите, лайкайте, подписывайтесь!
Медицинские товары ставка НДС. НДС на медицинское оборудование. НДС на медицинские товары. Налог на медицинские товары. Импорт медицинских изделий. Медицинские товары по ставке НДС 10%.
Ввоз в Россию определенной категории социально значимой продукции, согласно положениям ст. 164 НК РФ, облагается пониженной ставкой НДС в размере 10%. К таким товарам относятся и товары медицинского назначения. Для подтверждения возможности использовать такую ставку НДС при ввозе товаров требуется соответствие наименований и кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (далее - ТН ВЭД ТС) наименованию и кодам ОКП (ОКПД 2 с 2017 года) (Общероссийского классификатора продукции), установленным Правительством РФ. В ситуации, когда код ввезенного товара соответствует одному перечню, разбирался суд по делу № А40-184254/2018.
Фабула дела:
Общество ввезло в Россию и указало в таможенной декларации (далее - ДТ) медицинские товары, по данным товарам в ДТ льгота по уплате НДС не была заявлена, Общество уплатило в бюджет налог по ставке 18%.
Общество, полагая, что в данном случае должны быть применены нормы п. 2 и 5 ст. 164 НК РФ, устанавливающие ставку налога в размере 10% с учетом предназначения данной продукции, обратилось в таможню с мотивированным заявлением о возврате налога.
Заявление было составлено по установленной форме, приложены все необходимые документы, в том числе регистрационные удостоверения, заявление о внесении изменений в ДТ, корректировка деклараций.
Таможня письмом сообщила об отказе возвратить излишне уплаченные денежные средства. Отказ был вызван следующими причинами:
а) внесение изменений в декларацию (обращение с таким заявлением) должно быть совершено в таможенном органе, в котором зарегистрирована ДТ (заявитель обращался в Московскую таможню, ДТ зарегистрирована в Львовском таможенном посту);
б) в комплекте документов к заявлению не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС;
в) льгота по уплате НДС в отношении принадлежностей к медицинской продукции, ввозимым отдельно от такой продукции, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности.
В целях защиты нарушенного права, Общество обратилось в суд, решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. По мнению суда первой инстанции, заявителем был соблюден порядок инициирования соответствующих изменений в декларацию на товары, таможенный орган к моменту рассмотрения заявления имел все документы, необходимые для рассмотрения заявления по существу, утверждение об отсутствии документов, подтверждающих факт излишней уплаты, свидетельствует о формальном подходе таможенного органа к рассмотрению заявления о возврате.
Законодательство не ставит возможность применения льготы по уплате налога при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, из содержания представленных Обществом регистрационных удостоверений следует, что изделия зарегистрированы с принадлежностями. Таким образом, право применения льготной ставки налога относится ко всем ввозимым компонентам, входящим в состав зарегистрированного изделия медицинского назначения, при этом не имеет значения ввозятся указанные компоненты отдельно или в совокупности.
Суд апелляционной инстанции согласился с принятым судебным актом. Однако кассация направило дело на новое рассмотрение.
Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2019 по делу № А40-184254/2018
Выводы суда:
1. Согласно абз.2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, позволяющие применять налоговую ставку 10%, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД, устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, для применения льготной ставки НДС имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, поименованных в п.2 ст. 164 НК РФ, но и соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП.
2. В случаях, при которых уплата налога осуществляется в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога реализуется таможенным органом, налоговая ставка 10% применяется, если ввозимый товар отвечает коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
3. Судом установлено, что часть ввезенных заявителем товаров по коду 93 9800 входит в Перечень № 688, в тоже время, как Перечень № 688 в редакции от 11.07.2015 больше не содержит упоминание о коде 93 9800.
4. Указанные обстоятельства не были исследованы судами, не был исследован вопрос об использовании разъяснений п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, с учетом того, что указанная позиция применялась, когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имелись некоторые несоответствия в отнесении ввозимого товара к определенной группе товаров (несовпадения в наименовании, различия в описания одного и того же товара).
Комментарии:
1) При рассмотрении возможности применения пониженной ставки НДС в отношении ввозимых в медицинских товаров, следует использовать коды классификаторов ОКП и ТН ВЭД и соотносить их с наименованием товаров. Если наименование и код совпадают с теми, что указаны в перечне, применяется ставка 10%.
2) В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33 сказано, что использование ставки в размере 10% относительно определенного вида товара не ставится в зависимость от того, реализован товар в России или он был ввезен на ее территорию, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не следует, что операции с одном и тем же товаром, исходя из указанного критерия, по-разному облагаются налогом. Т.е. для применения льготной ставки необходимо, чтобы реализуемый на территории РФ товар отвечал коду, установленному Правительством РФ, в соответствии с ОКПД 2 или ТН ВЭД. Указанный пункт Пленума применяется, когда есть разногласия между перечнями: не совпадают наименования или различается описание одного и того же товара.
3) Однако, в случае отсутствия импортируемого товара в перечне ТН ВЭД, но наличия его в перечне ОКП, применять льготную ставку нельзя!
4) Выводы кассации основаны на позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 14.03.2019 № 305-КГ 18-19119 по делу № А41-88886/2017.
5) Для возможности исчисления налога по льготной ставке ввозимый товар должен не только относиться к группе товаров, перечисленных в п.2 ст. 164 НК РФ, но и соответствовать конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП. Следовательно, в случаях, когда НДС подлежит уплате в связи с ввозом товаров в Россию, ставка 10% может использоваться, если ввезенный товар соответствует коду ТН ВЭД, а не коду ОК П.
У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности); Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом); Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?). Еще пара десятков по ссылке.
Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Ввоз в Россию определенной категории социально значимой продукции, согласно положениям ст. 164 НК РФ, облагается пониженной ставкой НДС в размере 10%. К таким товарам относятся и товары медицинского назначения. Для подтверждения возможности использовать такую ставку НДС при ввозе товаров требуется соответствие наименований и кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС (далее - ТН ВЭД ТС) наименованию и кодам ОКП (ОКПД 2 с 2017 года) (Общероссийского классификатора продукции), установленным Правительством РФ. В ситуации, когда код ввезенного товара соответствует одному перечню, разбирался суд по делу № А40-184254/2018.
Фабула дела:
Общество ввезло в Россию и указало в таможенной декларации (далее - ДТ) медицинские товары, по данным товарам в ДТ льгота по уплате НДС не была заявлена, Общество уплатило в бюджет налог по ставке 18%.
Общество, полагая, что в данном случае должны быть применены нормы п. 2 и 5 ст. 164 НК РФ, устанавливающие ставку налога в размере 10% с учетом предназначения данной продукции, обратилось в таможню с мотивированным заявлением о возврате налога.
Заявление было составлено по установленной форме, приложены все необходимые документы, в том числе регистрационные удостоверения, заявление о внесении изменений в ДТ, корректировка деклараций.
Таможня письмом сообщила об отказе возвратить излишне уплаченные денежные средства. Отказ был вызван следующими причинами:
а) внесение изменений в декларацию (обращение с таким заявлением) должно быть совершено в таможенном органе, в котором зарегистрирована ДТ (заявитель обращался в Московскую таможню, ДТ зарегистрирована в Львовском таможенном посту);
б) в комплекте документов к заявлению не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания НДС;
в) льгота по уплате НДС в отношении принадлежностей к медицинской продукции, ввозимым отдельно от такой продукции, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные принадлежности.
В целях защиты нарушенного права, Общество обратилось в суд, решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. По мнению суда первой инстанции, заявителем был соблюден порядок инициирования соответствующих изменений в декларацию на товары, таможенный орган к моменту рассмотрения заявления имел все документы, необходимые для рассмотрения заявления по существу, утверждение об отсутствии документов, подтверждающих факт излишней уплаты, свидетельствует о формальном подходе таможенного органа к рассмотрению заявления о возврате.
Законодательство не ставит возможность применения льготы по уплате налога при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, из содержания представленных Обществом регистрационных удостоверений следует, что изделия зарегистрированы с принадлежностями. Таким образом, право применения льготной ставки налога относится ко всем ввозимым компонентам, входящим в состав зарегистрированного изделия медицинского назначения, при этом не имеет значения ввозятся указанные компоненты отдельно или в совокупности.
Суд апелляционной инстанции согласился с принятым судебным актом. Однако кассация направило дело на новое рассмотрение.
Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.07.2019 по делу № А40-184254/2018
Выводы суда:
1. Согласно абз.2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, позволяющие применять налоговую ставку 10%, в соответствии с ОКП, а также ТН ВЭД, устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, для применения льготной ставки НДС имеет значение не только отнесение реализуемых (ввозимых) товаров к группе товаров, поименованных в п.2 ст. 164 НК РФ, но и соответствие товаров конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП.
2. В случаях, при которых уплата налога осуществляется в связи с ввозом товаров на территорию РФ и администрирование налога реализуется таможенным органом, налоговая ставка 10% применяется, если ввозимый товар отвечает коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
3. Судом установлено, что часть ввезенных заявителем товаров по коду 93 9800 входит в Перечень № 688, в тоже время, как Перечень № 688 в редакции от 11.07.2015 больше не содержит упоминание о коде 93 9800.
4. Указанные обстоятельства не были исследованы судами, не был исследован вопрос об использовании разъяснений п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, с учетом того, что указанная позиция применялась, когда классификация товара в ОКП отличалась от классификации того же товара в ТН ВЭД, то есть имелись некоторые несоответствия в отнесении ввозимого товара к определенной группе товаров (несовпадения в наименовании, различия в описания одного и того же товара).
Комментарии:
1) При рассмотрении возможности применения пониженной ставки НДС в отношении ввозимых в медицинских товаров, следует использовать коды классификаторов ОКП и ТН ВЭД и соотносить их с наименованием товаров. Если наименование и код совпадают с теми, что указаны в перечне, применяется ставка 10%.
2) В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33 сказано, что использование ставки в размере 10% относительно определенного вида товара не ставится в зависимость от того, реализован товар в России или он был ввезен на ее территорию, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не следует, что операции с одном и тем же товаром, исходя из указанного критерия, по-разному облагаются налогом. Т.е. для применения льготной ставки необходимо, чтобы реализуемый на территории РФ товар отвечал коду, установленному Правительством РФ, в соответствии с ОКПД 2 или ТН ВЭД. Указанный пункт Пленума применяется, когда есть разногласия между перечнями: не совпадают наименования или различается описание одного и того же товара.
3) Однако, в случае отсутствия импортируемого товара в перечне ТН ВЭД, но наличия его в перечне ОКП, применять льготную ставку нельзя!
4) Выводы кассации основаны на позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 14.03.2019 № 305-КГ 18-19119 по делу № А41-88886/2017.
5) Для возможности исчисления налога по льготной ставке ввозимый товар должен не только относиться к группе товаров, перечисленных в п.2 ст. 164 НК РФ, но и соответствовать конкретным кодам по ТН ВЭД и ОКП. Следовательно, в случаях, когда НДС подлежит уплате в связи с ввозом товаров в Россию, ставка 10% может использоваться, если ввезенный товар соответствует коду ТН ВЭД, а не коду ОКП.
У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр. Выпуск 1 (о субсидиарной ответственности) ; Выпуск 2 (оспаривание договора по мотиву злоупотребления правом) ; Выпуск 3 (расторжение договора по инициативе продавца, что учесть?) . Еще пара десятков по ссылке .
Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Например, видеоподкаст на тему «Налоги. Оптимизация. Перевод сотрудников в ИП» можно посмотреть по ссылке .
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Марина Сорокина
Смотрите, лайкайте, подписывайтесь!
Читайте также: