Возникновение ндс во франции

Опубликовано: 24.04.2024

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых молодых налогов в мире. Его широкое применение началось лишь в 60-х годах прошлого века.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из самых молодых налогов в мире. Его широкое применение началось лишь в 60-х годах прошлого века. Там, где он прижился, власти, как правило, не мыслят себе без него доходную часть госбюджетов и уверены, что НДС — это необходимость и бюджетное благо. Однако США и Япония прекрасно обходятся без этого налога. Говорят, что Билл Клинтон в пору своего президентства как-то раз рискнул поднять вопрос о вводе НДС, но тут же получил в ответ хладнокровный отпор: американские экономисты заявили ему, что в странах, где действует НДС, налоговое бремя в целом почти на 40% превышает аналогичный показатель тех государств, где этот налог не применяется. Может быть поэтому в России есть сторонники замены НДС налогом с продаж.

Впервые о возможности взимании такого универсального косвенного налога, как НДС, заговорили в Германии сразу по окончании Первой мировой войны. Инициатором этих разговоров стал Вильгельм фон Сименс, один из руководителей компании «Сименс», уже успевшей к тому времени превратиться в крупную транснациональную корпорацию. К 1919 году эта промышленная группа потеряла большую часть своей иностранной собственности, утратила почти все патентные права за рубежом и в целом понесла серьезные финансовые убытки размером почти в половину ее капитала. Не в лучшем положении находились и другие предприятия Германии — страны, проигравшей большую войну и оказавшейся в том числе и в экономической зависимости от победителей.

Для того чтобы стимулировать немецкую экономику, Вильгельм фон Сименс выступил с предложением реформировать налоговую систему Германии и, в частности, внедрить новый косвенный налог, который смог бы в значительной степени пополнить государственную казну, но основная уплата которого ложилась бы на плечи конечного потребителя, а не на производителей. Развитие этой истории прервала скорая смерть фон Сименса, и об НДС все забыли почти на полвека.

Идея введения этого налога возродилась уже во Франции после Второй мировой вой­ны. В 1954 году французский экономист, руководитель Дирекции по налогам и сборам Министерства экономики, финансов и промышленности Франции Морис Лоре детально разработал и предложил правительству схему обложения НДС в том виде, в котором она существует по сей день.

Появление нового налога не стало большой неожиданностью. Ему предшествовали два эволюционных скачка французской налоговой системы. В 1937 году страна перешла от взимания налога с оборота на единый налог на производство. Спустя 11 лет, в 1948 году, была внедрена система раздельных платежей, когда производители платили общий налог с суммы продаж за вычетом налога, который входит в стоимость приобретаемых ими комплектующих. А еще через шесть лет, к 1954 году, уже окончательно оформилась идея нового налога, призванного заменить собой предыдущие схемы.

Инициатива Лоре имела под собой и еще одно очень веское основание. В 50-60-е годы ХХ века в Западной Европе велась активная работа по созданию общего рынка, который в дальнейшем послужил фундаментом для строительства Евросоюза. Необходимо было оформить экономические взаимоотношения между странами, входящими в этот альянс, и, в частности, урегулировать все нюансы налогообложения.

Действовавшие в тот момент налоги, например налог с оборота или налог с продаж, не способствовали тому, чтобы все страны-участницы в результате оказывались в равном положении. Ведь если комплектующие для товара производились в одной стране, материалы для них — в другой, а конечная продукция выпускалась в третьей, то основной доход от взимания налога с оборота получал тот, кто оказывался в конце этой цепочки.

Новый налог на добавленную стоимость позволял не только адекватно распределить налоговые сборы между всеми взаимодействующими сторонами, но еще и «скрыть» новое бремя от прямого взгляда конечного потребителя, который был и остается его основным плательщиком. Для человеколюбивой Европы психологический фактор был не менее важен, чем экономический. Косвенный НДС так надежно спрятан в цене товара или услуги, что в условиях свободного рынка рассчитать его реальную итоговую величину довольно сложно.

После недолгого обсуждения правительство Франции приняло решение для начала «обкатать» схему взимания нового налога на одной из тогдашних французских колоний — в Кот-д’Ивуаре. Эксперимент был признан настолько успешным, что уже в 1958 году Франция ввела НДС в собственную налоговую систему, а в 1967 году директивой Совета ЕЭС налог на добавленную стоимость был признан основным косвенным налогом в Европе. Этот же документ обязывал страны, входившие в европейское сообщество, в пятилетний срок, до конца 1972 года, законодательно утвердить новый сбор для субъектов экономической деятельности на своей территории. При этом размер ставки этого налога национальные правительства могли определять самостоятельно.

До сих пор ставка НДС в разных странах Евросоюза существенно отличается. Наиболее высокая ставка НДС действует в Швеции, Дании и Норвегии — 25%. Во Франции, которая считается родиной этого налога, ставка по нему не унифицирована и различается в зависимости от группы товаров или услуг. К примеру, НДС на отдельные медикаменты здесь составляет всего 2,2%, на продовольственные товары — 5,5%, а на предметы роскоши может доходить и до 33%. Кроме того, здесь полностью освобождены от НДС предприятия, занятые в сфере медицины, образования и страхования, а также общественные и благотворительные организации. В среднем размер налога на добавленную стоимость во Франции сейчас составляет 20,6%.

Решение французского правительства о том, какие группы товаров и услуг заслуживают льготной ставки НДС, а какие должны платить все по полной, зависит исключительно от эффективности работы лоббистов. В итоге к предметам первой необходимости — получателям льготы — здесь отнесены цветы и кабельное телевидение, а, например, мыло облагается налогом на общих основаниях. Иногда доходит даже до курьезов. Обычные рождественские елки во Франции облагаются НДС по ставке 5,5%, а те из них, что украшены искусственным снегом, — уже по 20,6%.

В Германии НДС давит на налогоплательщиков чуть меньше: его ставка равна 19%. И также для большого числа товаров действует льготная ставка в размере 7%. Не решаясь в целом увеличить этот налог, германское правительство время от времени предпринимает усилия по сокращению этого льготного перечня или хотя бы по повышению ставки для него.

В настоящее время НДС введен в налоговую систему в 135 странах мира. Однако этого налога нет, например, в США, Канаде и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 до 11%, а также в Японии, где действует примерный аналог НДС, — так называемый потребительский налог, ставка которого равна всего лишь 5%.

Во многих европейских странах, как и в России, небольшие предприятия с доходом ниже определенного уровня освобождены от уплаты НДС. А в Бельгии и Греции мелкие предприниматели могут избавиться от этого налога даже просто на основании своего вида деятельности. Речь идет, например, об уличной торговле, торговле вразнос или о магазинах, торгующих товарами по сниженным ценам.

Кроме того, в настоящее время НДС является важным бюджетообразующим налогом не только на уровне отдельных государств, но и на уровне Европейского сообщества: каждая страна, являющаяся членом ЕС, обязана перечислять 1,4% своих сборов от НДС в общеевропейский бюджет. А наличие НДС в налоговой системе является обязательным условием для вступления страны в Европейский союз.

Россия в наступившем году отмечает двадцатилетие введения НДС: практика взимания этого налога в нашей стране идет с 1992 года. И все эти годы экономисты не переставая спорят о том, насколько эффективно использование НДС для развития российской экономики. До сих пор вопрос возможной отмены НДС является одной из важнейших тем для обсуждения на самом высоком уровне. И причина здесь не столько в величине ставки этого налога, сколько в объеме его забюрократизированности. Исчисление, уплата и возврат НДС — одни из самых сложных бухгалтерских процедур на любом российском предприятии.

Прямые налоги Франции

Во Франции три вида основных прямых налогов:

  • подоходный налог (impôt sur le revenu)
  • социальные отчисления (charges sociales/cotisations sociales)
  • НДС (taxe sur la valeur ajoutée TVA)

Так же необходимо оплатить налог на жилье и недвижимость. При продаже недвижимости или земли на сумму более 1,3 млн евро — налог на прирост капитала (impôt sur les plus values).

Социальные отчисления

Взносы на социальное обеспечение (sociales или cotisations sociales) собираются государством для финансирования системы социального обеспечения Франции: здравоохранение и выплата больничных пособий,выплата семейных пособий, пенсий, пособий по безработице и страховых выплат, при несчастных случаях на рабочем месте.

Сборы делятся между работодателем и работником: работодатели платят около 40–45%, а большинство сотрудников платят около 20–25% от валового дохода. Работодатель ежемесячно удерживает деньги из зарплаты. Самозанятые платят около 40% своего заработка на социальные нужды с момента начала деятельности.

Подоходный налог

Ставки подоходного налога во Франции зависят от того, состоите ли вы в браке или нет, есть ли у вас дети и, если да, сколько их, а также от вашего дохода и от того, работаете ли вы на себя.
Налог охватывает все доходы, полученные как во Франции, так и за ее приделами. При расчете налогооблагаемой суммы учитывают заработную плату, пенсию, ренты, награды, проценты по депозитным вкладам и прочие виды доходов.

Ставки подоходного налога для резидентов
  • до 10 064 €: 0%
  • 10 064 — 25 659 €: 11%
  • 25 659 — 73 369 €: 30%
  • 73 369 — 157 806 €: 41%
  • более 157 806 €: 45%
Ставки подоходного налога для нерезидентов Франции

Нерезиденты Франции платят подоходный налог по минимальной ставке. Если доход не превышает 275 19 € — 20%, если превышает, то 30% от общей суммы дохода.

Налог на налогооблагаемую прибыль от продажи французской собственности для нерезидентов, но граждан ЕС составляет 19% и 36,2% для всех остальных.

Система оплаты подоходного налога PAYE

Благодаря новой системе PAYE с каждой получаемой ежемесячной заработной платы вы будете платить подоходный налог сразу же в режиме реального времени. Так будет с разными источниками дохода, например, если вы официально трудоустроены, работодатель вычитает ваш подоходный налог из вашей заработной платы и уплачивает его непосредственно в налоговые органы. Через систему PAYE не оплачивается налог на инвестиционный доход (включая прибыль от полисов страхования жизни), прирост капитала от финансовых вложений и недвижимости, а также налог за доход, полученный вне Франции.

Система PAYE введен в начале 2019 года. Позволяет выплачивать подоходный налог с источника дохода ежемесячно.

  • заработная плата, в том числе полученная за рубежом,
  • пенсия,
  • больничный, в том числе декретный отпуск,
  • доходы от аренды недвижимости.

Тарифы

НДС во Франции (VAT или Taxe sur la valeur ajoutée) — налог на определенные товары и услуги, который включен в продажную стоимость.

  • 20 % — стандартная ставка
  • 10 % — сниженная ставка на некоторые лекарства, общественный транспорт, отели, рестораны, билеты на спортивные и культурные мероприятия
  • 5,5% — еда и книги
  • 2,1% — газеты

Возврат НДС

Если вы не резидент ЕС, то можете подать заявление на возврат НДС.

Обязательно перед выходом из магазина попросите форму Detax и поинтересуйтесь есть ли в магазине стойка для возврата налогов. Если такой стойки нет, то заполненную форму и чеки отнесите на стойку Tax Refund в главном фойе аэропорта.

На недвижимость

Если вы покупаете или уже владеете недвижимостью во Франции, вам придется заплатить налог на недвижимость (taxe fonciere) , даже если вы сдаете ее в аренду. Сумма налога основана на расчетной годовой арендной стоимости, умноженной на процент, установленный коммуной ( детали узнать можно в местной мэрии). Счет выставляется в последнем квартале текущего года. Вы можете оплатить налог в рассрочку или предварительно авторизованным платежом

Налоговая ставка на первичную недвижимость составляет 1 %, на вторничную и последующие — 3%. Так же вам придётся оплачивать дополнительные налоговые сборы prélèvements pour base élevée et sur les maison secondaire и страховые взносы.

На вывоз мусора

Налог на вывоз мусора (TEOM) оплачивается вместе с налогом на недвижимостью. Некоторые населенные пункты решают финансировать эту услугу из общего бюджета, но многие предпочитают облагать налогом жителей.

На жилье

Выплачивается при аренде жилья. С 2020 года, если облагаемый налогом ежегодный доход не выше 27 706 €, аренда не облагается налогом. Рассчитать налог (taxe d’habitation) на жилье можно тут

На ТВ

Одноразовый налог (redevance audiovisuelle) в размере 139 € выплачивается за наличие одно или нескольких телевизоров в квартире или доме. Если у вас нет телевизора, необходимо указать эту информацию в годовой налоговой декларации.

На прирост капитала

Налог (impôt sur les plus values) уплачивается при продаже зданий, земли и акций. Начиная с 2018 года, единая фиксированная ставка налога в размере 30% применяется к сберегательным и инвестиционным доходам и прибыли, включая подоходный налог в размере 12,8% и социальные отчисления в размере 17,2%.

Федеральные налоги

Если вы живете и/или работаете во Франции, вы можете оплачивать следующие налоги за:

  • личный годовой доход
  • доход от бизнеса или корпорации
  • инвестиции
  • наследство
  • имущество
  • богатство
  • купленные товары и услуги

На богатство

В 2018 году была введена многоуровневая система налога на имущество со следующими сборами:

  • 800 000 — 1 300 000 €: 0.50%
  • 1 300 000 — 2 570 000 €: 0.70%
  • 2 570 000 — 5 000 000 € : 1%
  • 5 000 000 — 10 000 000 €: 1.25%
  • свыше 10 000 000 €: 1.5%

На наследство

Налог на наследство во Франции известен своей сложностью. Для умерших резидентов Франции все активы по всему миру облагаются французским налогом на наследство, в то время как все французские владения подлежат налогообложению, даже если бенефициар не является резидентом Франции.

Для нерезидентов многие двусторонние налоговые соглашения с Францией предоставляют освобождение от уплаты французского налога на активы по всему миру.

После любых применимых отчислений и льгот, а также после добавления любых подарков, полученных от умершего в течение предыдущих 15 лет, ставки наследования составляют:

  • свыше 8 072 €: 5%
  • 8 072 — 12 109 €: 10%
  • 12 109 — 15 932 €: 15%
  • 15 932 — 552 324 €: 20%
  • 552 324 — 902 838 €: 30%
  • 902 838 — 1 805 667 €: 40%
  • свыше 1 805 667 €: 45%

Братья и сестры умершего облагаются налогом в размере 35% для сумм до 24 430 € и 45% для больших сумм, с последующим возвратом налога в размере 15 932 €. Остальные члены семьи будут облагаться налогом в размере 55% или 60% в зависимости степени родства.

На прибыль юридических лиц

Когда вы управляете собственной компанией во Франции, вы можете облагаться налогом в соответствии с системой подоходного налога с физических лиц (Impôts sur le Revenu, IR) или французской системой корпоративного налогообложения (Impôts sur les Societiés, IS).

Если вы работаете в качестве индивидуального предпринимателя или внештатного работника в рамках малого бизнеса, вы будете платить налоги и социальные сборы в зависимости от оборота (дохода от бизнеса).

Кто платит налоги во Франции

Вы обязаны платить налоги, если:

  • постоянно проживаете во Франции или имеете недвижимость. В случаях когда ваш супруг/супруга и дети проживают во Франции, а вы работаете заграницей, вы все еще можете считаться налоговым резидентом Франции.
  • проживаете во Франции более 183 дней в календарном году — не обязательно подряд.
  • ведется финансовая деятельность во Франции.
  • есть активы во Франции.

Возврат налогов, льготы и пособия во Франции

Вы можете уменьшить налоговый счет , за счет возмещения налогов, выплат пособий и предоставления льгот.

Возврат налогов, льготы и пособия предоставляются в этих случаях:

  • если вы работаете по профессии и зарабатываете ниже определенного уровня — la prime pour l’emploi (PPE)
  • выплачиваете отчисления на социальное страхование наемных рабочих
  • имеете любые расходы, связанные с профессиональной деятельностью (до 12 305 €)
  • ухаживаете за пенсионером старше 75 лет
  • потеряли прибыль от аренды недвижимости (до 10 700 €)
  • есть убытки от деловой или профессиональной деятельности
  • выплачиваете алименты на несовершеннолетних детей, не являющихся членами вашей финансовой семьи
  • используете энергосберегающие приборы в доме
  • инвестируете средства в французскую страховую компанию Assurance Vie.

Налоги во Франции для иностранцев

Иностранные граждане облагаются налогом на доход, заработанный во Франции. Таким образом, даже если вы не проживаете во Франции постоянно, но работаете во французской компании, вы будете облагаться налогом с этого дохода. Тем не менее, у Франции есть налоговые соглашения с рядом стран, которые позволяют резидентам некоторых стран избегать двойного налогообложения.

Франция присоединилась к системе автоматического обмена информацией (AEOI), которая направлена ​​на борьбу с уклонением от уплаты налогов, требуя от финансовых посредников прозрачности в отношении налоговых сборов среди стран-участников, подключенных к системе.

Подача налоговой декларации

Заполнение деклараций

Получить форму для заполнения декларации можно в налоговой инспекции (centre des impôts), в мэрии или на сайте министерства финансов.

Вы обязаны заполнить и подать французскую налоговую декларацию, даже если вы считаете, что упадете ниже порогового уровня дохода для уплаты любого французского налога.

Срок подачи налоговой декларации

Сроки подачи заявок меняются ежегодно, а сроки объявляются в марте или апреле того же года.

Если вы не уложитесь в срок, вы понесете штраф в размере 10% от суммы вашего налогового счета.

Оплата подоходного налога для самозанятых

Если вы работаете не по найму и являетесь единственным сотрудником (например, фрилансер), вы считаются микропредпринимателем и получаете налоговый статус, который значительно упрощает ваши налоговые и бухгалтерские требования. Налог будет высчитываться по системе прогрессивного налогообложения.

Если вы владеете более крупным бизнесом, который не может соответствовать статусу микропредпринимателя, вы подаете налоги в обычном режиме, когда ваш подоходный налог и отчисления на социальное страхование основываются на прибыли и вычитаются соответствующие коммерческие расходы.

Налоговая консультация

Если вы впервые столкнулись с выплатой налогов во Франции или получили наследство, лучше всего обратиться за помощью к бухгалтеру, который проанализирует финансовую ситуацию, поможет избежать ошибок и последующих штрафов.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меликсетян Мариам Левоновна, Светличная Татьяна Борисовна

В статье рассматривается история возникновения налога на добавленную стоимость, принимаемые им формы. Также в статье проведен анализ современного налога на добавленную стоимость в сравнении с его историческими формами.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меликсетян Мариам Левоновна, Светличная Татьяна Борисовна

Текст научной работы на тему «Становление и развитие налога на добавленную стоимость»

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ

1 2 Меликсетян М.Л. , Светличная Т.Б.

'Меликсетян Мариам Левоновна - магистр;

2Светличная Татьяна Борисовна - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права, юридический факультет, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматривается история возникновения налога на добавленную стоимость, принимаемые им формы. Также в статье проведен анализ современного налога на добавленную стоимость в сравнении с его историческими формами.

Ключевые слова: налоговое право, налог, налогообложение, налог на добавленную стоимость, косвенные налоги.

В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1]. Исходя из понятия налога, можно сделать вывод, что налогообложение -это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами. Налоги в зависимости от объекта различают прямые и косвенные. Косвенное налогообложение играет ведущую роль в налоговой системе Российской Федерации. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги.

В настоящее время самым распространенным косвенным налогом, применяемым в налоговых системах большинства развитых стран мира, является налог на добавленную стоимость [2, с. 8].

В сравнении с иными ныне действующими налогами, налог на добавленную стоимость был введен достаточно поздно, в середине XX века.

Исторически первой формой косвенных налогов и налога на добавленную стоимость, в частности, выступал налог с продаж, взимаемый с продаж отдельных видов товаров. Так, еще в Древнем Риме взималась государственная плата с продажи каждого раба.

Налог с продаж взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю, в результате чего цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство и потребителей, и производителей.

Вследствие указанных причин налог с продаж был упразднен после Первой мировой войны (1914-1918 гг.) до его повторного введения в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Вновь введенный налог отличался своей доработанностью: однократным взиманием, как правило, на стадии розничной торговли. При таком условии взимания государство теряло возможность осуществлять полный контроль над всеми стадиями производства, что приводило к потере части доходов. Данный фактор явился предпосылкой для возникновения налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Впервые НДС возник во Франции. В целях устранения существенных недостатков существовавшего налога с продаж, в 1948 году во Франции была

введена система раздельных платежей, суть существования которой была в применении права на вычет налога, уплаченного покупателем поставщику товара при его приобретении. В 1954 году система, оказавшаяся удачной, была доработана французским экономистом М. Лоре до современной схемы обложения, и в 1968 году налог был полностью и окончательно введен.

В 1967 году вторая директива Совета ЕС объявила НДС основным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизме обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС [3, с. 75].

В России становление НДС началось во времена СССР в 1930 -1932 гг. под видом налога, взимаемого с оборота. Также законодательством СССР в 1991 году был введен налог с продаж, который был заменен налогом на добавленную стоимость, введенным Законом РФ от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» [4].

В настоящее время НДС взимается в 139 странах мира, средний уровень ставки НДС колеблется от 15% до 25%.

В России налог на добавленную стоимость регулируется главой 21 НК РФ, введенной Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ, основная ставка налога составляет 18% [5].

НДС имеет широкую налогооблагаемую базу, распространяется на более широкий диапазон товаров, работ и услуг, чем другие косвенные налоги, что позволяет оперативно получать необходимые дополнительные доходы государству простым поднятием ставки налога.

Основным отличием НДС от иных налогов, ему предшествующих, но приближенным к нему по природе взимания, например, налога с продаж, налога с оборота, является особый механизм вычета НДС, уплаченного на факторы производства, из НДС, начисленного на выпускаемый товар (работу, услугу).

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 18.07.2017 № 173-ФЗ). Часть первая // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

2. Акимова Н.Н. Налог на добавленную стоимость: учебное пособие / Н.Н. Акимова, А.М. Гринкевич. - Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2016. 200 с.

3. Шишкин Р.Н. Правовое регулирование налога на добавленную стоимость / Р.Н. Шишкин; под ред. к.ю.н. Н.А. Поветкиной. М.: ИД «Юриспруденция», 2012. 128 с.

4. Закон РФ от 06.12.1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (в ред. от 05.08.2000 № 118-ФЗ) (утратил силу) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 254-ФЗ // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является достаточно молодым налогом. Многие из действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен.

НДС по своему происхождению и экономической природе близок к акцизам, так как по своей сути НДС это универсальный акциз. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом. учеб. пособие/Е.Б. Жаркова, А.П. Невская, Т.М. Ляпина. - Федеральные налоги и сборы с организаций. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. 472 с.

НДС изобретен французским экономистом Морис Лоре для замены налога с оборота и впервые введен во Франции в 1954 г. в качестве эксперимента в колонии Кот-д'Ивуар. НДС - продукт длительной эволюции налога с оборота, который был введен фо Франции в 1920 г., а в 1936 г. преобразован в налог на производство. После 1948 г. была предусмотрена его разбивка по срокам.

После введения НДС во Франции этот налог получил распространение в странах - членах ЕЭС (например, в Великобритании с 1973 г.) и некоторых других промышленно развитых странах мира. Переход к НДС в странах Западной Европы происходил в период реформирования экономики и решения макроэкономических задач. Он выполнял активную роль в регулировании товарного спроса. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ [Текст]: учебник для вузов. 2-е изд. / В.Г. Пансков. - М.: Книжный мир, 2009. - 457 с.

На этапе реформирования экономики в России с 1 января 1992 г. одновременно с отменой налога с оборота и налога с продаж был введен НДС. Данный налог регулируется главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации.


В промышленно развитых странах удельный вес НДС в налоговых бюджетных поступлениях составляет в среднем 18-25%, исключение составляет Франция, где его доля в налоговых поступлениях значительно выше - около 40%. В России НДС занимает первое место среди налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета - 37%. Ж 74: учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с. - (Новое экономическое образование)

Переход к косвенному налогообложению в России обусловлен необходимостью:

· гармонизации налоговой системы страны с налоговыми системами стран Западной Европы;

· наличия стабильного источника бюджетных доходов;

Сущность НДС проявляется в его функциях:

НДС отличается от других налогов регулярностью и существенным объемом поступления в бюджет. Наибольший удельный вес поступлений был в 1990-ые годы, так как ставка составляла 28%, а удельный вес в бюджете - 48%. Сегодня он соперничает с налогом на добычу полезных ископаемых.

НДС способствует ускорению процесса продвижения товаров, так как при реализации товаров, облагаемых НДС, предусмотрены налоговые вычеты.

Порядок исчисления НДС предусматривает проверку первичных документов, на которых основывается порядок налоговых вычетов.

В специальной экономической литературе добавленная стоимость, или стоимость, добавленная обработкой, рассматривается в нескольких плоскостях. Существует целый ряд толкований понятия "добавленная стоимость":

· в системе национальных счетов - разница между стоимостью произведенных товаров и услуг и стоимостью тех товаров и услуг, которые использовались в процессе производства;

· как экономический показатель, добавленная стоимость включает в себя сумму затрат на заработную плату, а также процент на капитал, ренту и прибыль;

· на уровне отраслей существует понятие "валовой добавленной стоимости", она равняется разности между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Под "промежуточным потреблением" понимается стоимость товаров и услуг, использованных в процессе производства;

· добавленная стоимость служит налоговой базой для одного из крупнейших доходных источников бюджетов развитых стран - НДС.

На современном этапе понятие "добавленной стоимости" широко используется в странах ЕС. Наличие НДС в любой стране - условие вступления в члены ЕС. В экономической литературе особо выделяют шестую директиву ЕС от 17 мая 1997 г., обеспечившую унификацию базы НДС во всех странах ЕС. Однако нельзя сказать, что в странах - членах ЕС система обложения одинакова.

В нашей стране НДС рассчитывается упрощенным способом, так как в бухгалтерском учете нет понятия добавленной стоимости для точного расчета.

· нейтральность НДС по отношению к любой стране - производителю, к методам производства, т.е. при обложении НДС импорта и освобождении от него экспорта НДС не влияет на процессы конкуренции между национальными и отечественными товарами;

· налоговая база по НДС имеет тенденцию к увеличению, соответственно и доходы бюджета тоже;

· при взимании НДС в конечном счете он перекладывается на потребителя, а значит, собираемость НДС достаточно высокая.

Существует относительный показатель собираемости НДС. Данный коэффициент равен отношению фактически собранного НДС к прогнозируемой сумме НДС.

Недостаток НДС состоит в следующем:

· поскольку НДС в конечном счете оплачивает потребитель, то НДС отвлекает из оборота организаций и на уровне экономики в целом значительные денежные средства. Это отвлечении оборотных средств организаций усиливается инфляционными процессами.

На практике различают 2 принципа применения НДС:

1. Места назначения;

2. Страны происхождения.

Первый принцип означает, что НДС взимается со всех товаров и услуг, которые были ввезены в данную юрисдикцию для конечного потребления вне зависимости от того, где эти продукты были произведены. Практически это означает, что импорт облагается НДС, а экспорт - нет.

Второй принцип означает, что НДС взимается со всех товаров и услуг, произведенных в данный стране, вне зависимости от конечного места их потребления, т.е. в этом случае облагается экспорт и не облагается импорт. В России действует принцип места назначения.

При расчете НДС применяется "косвенный метод вычитания" ("зачетный метод по счетам"). В этом случае обязательно заполнение специального документа - счет-фактуры, который является основным документом при предъявлении НДС к вычету. Н.В. Миляков. - Налоги и налогообложение: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 509 с. - (высшее образование) страница 302

Впервые интерес к НДС проявился в 1920-х годах, когда он рассматривался как разновидность налога с продаж. Поскольку налог применялся только к добавленной ценности, а не к суммарной выручке, он позволял избежать тех отрицательных свойств, которые были присущи многим формам налога с продаж. Главное -- ликвидировалось многократное налогообложение одних и тех же производственных затрат во время продаж промежуточных продуктов и окончательной продажи потребителю. НДС отстаивался также на том основании, что он осуществляет большее приближение к налогообложению по принципу получаемой выгоды, чем его главная альтернатива -- корпоративный налог на прибыль. Фирмы пользуются услугами правительства независимо от того, получают они прибыль или нет. Таким образом, не только достигается большая справедливость в налогообложении, но и увеличивается экономическая эффективность, поскольку в той мере, в какой государственные услуги не являются чистыми общественными благами, эффективное использование ресурсов требует, чтобы предприятия вносили плату за пользование ими. В последнее время в пользу НДС приводятся дополнительные аргументы, связанные с тем, что он в большей степени, чем налог на прибыль корпораций, способствует экономическому росту и стабильности платежного баланса. Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны.

В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Читайте также: