В налоговую базу по ндс включаются денежные средства полученные товариществом собственников жилья

Опубликовано: 07.05.2024

Федеральная налоговая служба РФ направила в подразделения письмо с обзором судебной практики по решению споров о налогообложении платежей, которые жители МКД перечисляют в управляющие организации за оказание ЖКУ. Читайте об основных тезисах судебных решений по данному вопросу.

Когда платежи жителей домов за ЖКУ в адрес УО облагаются налогом

При определении налоговой базы не учитываются доходы, которые поступают в организацию, если она выступает в качестве агента, комиссионера, посредника и исполняет обязательства по договору комиссии, агентскому договору (п. 9 ч. 1 ст. 251 НК РФ). К таким доходам не относятся вознаграждение, получаемое при этом организацией: комиссионное или агентское.

Если управляющая организация – посредник, закупающий коммунальные услуги по поручению собственников помещений в МКД, то налогом облагается только комиссионное или агентское вознаграждение за посреднические услуги.

Если УО самостоятельно выполняет работы или оказывает услуги и не является агентом или комиссионером, в налогооблагаемый доход включаются все поступившие от жителей МКД денежные средства.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ ввёл в НК РФ п. 4 ч. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, согласно которому при упрощённой системе налогообложения доходы, полученные УО, ТСЖ или ТСН при оплате собственниками коммунальных услуг, оказанных другими организациями, не учитываются при определении объекта налогообложения.

Если УО получает и перечисляет исполнителю коммунальной услуги полученные от собственников за КУ деньги в полном объёме, то организация действует в интересах жителей дома, а не в собственных экономических интересах. Следовательно, такие денежные средства не обладают признаками дохода, облагаемого налогом.

Почему суд обязал УО включить платежи за ЖКУ в налогооблагаемый доход

В письме № СА-4-7/15613 ФНС РФ приводит примеры из практики Верховного Суда РФ, рассматривавшего жалобы УО на решения и постановления нижестоящих судов по вопросам включения платежей жителей МКД за ЖКУ в налогооблагаемый доход УО. Ведомство сделало акцент на том, что при вынесении решений суд обращает внимание не только на наименование и условия договоров, по которым управляющая организация оказывает услуги, но и на фактические обстоятельства исполнения обязательств.

По делу № А74-10158/2016 суд первой инстанции рассмотрел иск УО к межрайонной налоговой инспекции. Заявитель считал, что доначисления налога, сделанные ведомством, неправомерны, поскольку денежные средства, поступившие от жителей МКД в оплату коммунальных ресурсов, не являются выручкой организации. Орган ФНС РФ настаивал, что УО должна была включить в налоговую базу выручку от реализации коммунальных услуг, за которые платят жители многоквартирных домов.

Суд первой инстанции, рассмотрев договоры, заключённые между УО, собственниками и РСО, пришёл к выводу, что организация действовала как агент, перечисляя денежные средства собственников исполнителям коммунальных услуг. Жалоба УО была удовлетворена.

Апелляционный суд отменил это решение, посчитав недоказанным факт, что по представленным договорам УО выступала в качестве посредника. Приобретая коммунальные услуги для обеспечения ими жильцов МКД, обеспечивая техническое обслуживание домов, управляющая организация в соответствии с договорами являлась исполнителем услуг. Поэтому претензии налогового ведомства к УО были признаны законными. Эту позицию поддержали окружной апелляционный суд и Верховный Суд РФ.

Подобным образом решилось похожее дело № А26-9658/2009, точку в котором поставил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум подтвердил правоту нижестоящих судов, которые посчитали, что средства, перечисленные жителями МКД управляющей организации за оказанные услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, должны были учитываться в составе налогооблагаемого дохода.

Суд сделал вывод, что УО в этом случае не являлась агентом или посредником между собственниками и исполнителями КУ и никому не перечисляла плату за услуги. При этом суд счёл несущественным факт, самостоятельно ли УО выполняла работы согласно договору или привлекала для этого сторонних лиц.

Когда суд не признает оплату ЖКУ частью доходов УО и ТСЖ

Другим был исход дела № А41-86032/2016, в котором рассматривался иск ТСЖ к межрайонной ИФНС РФ по вопросу доначисления налогов. Суд первой инстанции встал на сторону ТСЖ, отметив, что деятельность организации носит некоммерческий характер. Налоговый орган не доказал, что истец получил посредническое или агентское вознаграждение за перечисление денежных средств в оплату коммунальных услуг.

Апелляционный и кассационный суды не согласились с этой позицией, но Верховный Суд РФ оставил решение суда первой инстанции в силе. ВС РФ подтвердил, что если ТСЖ не получает экономической выгоды, передавая оплату собственников за ЖКУ в адрес исполнителей КУ и поставщиков, то нет оснований считать поступившие средства доходом ТСЖ.

Эти выводы были применены судом при рассмотрении иска УО к налоговому ведомству по делу № А53-15798/2017. Дело также касалось правомерности требований налоговой службы об уплате доначисленного налога на доходы ТСЖ от платежей за ЖКУ. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, признавших требования налогового органа законными.

Окружной арбитражный суд отметил, что если отсутствуют факты получения вознаграждения за перечисление платы собственников за ЖКУ исполнителям или РСО, не доказана какая-либо финансовая выгода в связи с передачей средств собственников, то суды не должны принимать во внимание организационно-правовую форму истца.

Для УО и для ТСЖ действуют одинаковые принципы равенства налогообложения (постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П). Следовательно, если УО не получает экономической выгоды от передачи средств собственников поставщикам услуг, то нет оснований для доначислений налоговых выплат.

Положительная судебная практика для УО по ст. 14.1.3 КоАП РФ

В каких случаях платежи за ЖКУ признаются целевыми

В письме ФСН РФ № СА-4-7/15613 отмечено, что арбитражные суды квалифицируют платежи населения за КУ, перечисляемые УО и ТСЖ, как целевые. Это исключает их из налогооблагаемого объёма (ч. 2 ст. 251 НК РФ).

Примером такого решения служит процесс по делу № А43-4208/2017. Товарищество собственников жилья не согласилось с выводами налоговой проверки о том, что ТСЖ совершило налоговое правонарушение, не уплатив налог на доходы с полученных от собственников за ЖКУ средств, и подало иск.

Первый суд, апелляция и кассация были единодушны в выводах: средства, которые перечислялись ТСЖ жителями многоквартирного дома за оказанные коммунальные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, являлись целевыми и не подпадали под налогообложение. ТСЖ признавалось судами некоммерческой организацией без самостоятельных экономических интересов, выступающей в интересах собственников помещений в МКД.

Суды пришли к выводу, что средства, которые поступали от жителей МКД за ЖКУ, расходовались ТСЖ по назначению – на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями. Поэтому доначисление суммы налога было признано судами неправомерным.

Запомнить

Рассматривая приведённые в письме ФСН РФ примеры судебных решений, УО и ТСЖ следует запомнить, что доначисление налога на поступившие от собственников МКД денежные средства за ЖКУ возможно в тех случаях, когда:

  • есть доказательства, что жители МКД оплатили управляющей организации (ТСЖ) услуги и работы по стоимости, превышающей их стоимость у поставщиков и сторонних лиц;

или

  • услуги были оказаны непосредственно управляющей организацией (ТСЖ).

Если полученные от жителей дома за жилищно-коммунальные услуги платежи УО полностью перечисляет поставщикам услуг, то они не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль либо по упрощённой системе налогообложения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В правоприменительной практике встречаются споры по вопросу о том, подлежат ли налогообложению средства, поступающие от членов товарищества собственников жилья на оплату услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства в многоквартирных домах.

Ю.М. Лермонтов, эксперт ИА "Клерк.Ру" До 01.03.2005 деятельность товариществ собственников жилья регулировалась Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".

С 01.03.2005 деятельность товариществ собственников жилья согласно Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регулируется Жилищным кодексом РФ.

Согласно статье 135 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, а следовательно плательщиком НДС в силу статьей 11, 143 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Члены товарищества собственников жилья вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 151 Жилищного кодекса РФ, одним из источников формирования имущества товарищества собственников жилья являются регулярные взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поступающие от членов товарищества.

Согласно статье 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" источником формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются в том числе регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией и объектом налогообложения НДС передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

В то же время согласно пункту 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно Письму Минфина России от 26.02.2007 № 03-07-15/24 средства, взимаемые товариществом собственников жилья со своих членов в оплату выполненных работ (оказанных услуг) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные товариществом по вышеуказанным работам (услугам), выполненным (оказанным) непосредственно производителями (поставщиками), принимаются к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 НК РФ.

Если в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов товарищества собственников жилья, на товарищество возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, и товарищество от своего имени по поручению членов товарищества или от имени и за счет членов товарищества заключает договора с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) (то есть является исходя из договорных обязательств посредником, закупающим по поручению членов товарищества коммунальные услуги, услуги по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; по технической инвентаризации жилого дома; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение НДС средств, поступающих на счета товарищества, осуществляется в порядке, предусмотренном, соответственно, пунктом 1 статьи 156 НК РФ для организаций, осуществляющих посредническую деятельность.

Аналогичные разъяснения содержатся также в Письме Минфина России от 03.03.2006 № 03-03-04/4/45, согласно которому при оказании услуг по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, оказываемых собственными силами товарищества собственников жилья за счет целевых взносов его членов, следует исчислять НДС в общеустановленном порядке. Кроме того, превышение сумм денежных средств, полученных от членов ТСЖ, над суммами, уплаченными товариществом собственников жилья поставщикам также подлежит включению в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ как денежные средства, полученные в счет увеличения доходов или иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно Письму Минфина России от 01.11.2004 № 03-04-09/19 вступительные и членские взносы, полученные вышеназванными некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности, не включаются в налоговую базу по НДС только в том случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

В Письмах ФНС России от 17.06.2005 N 03-1-04/1047/11, от 19.10.2005 № ММ-6-03/886@ разъяснено со ссылкой на статью 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", что оказание с 01.01.2004 услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых товариществами собственников жилья за счет целевых взносов своих членов, подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Письмом Управления ФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142 разъяснено, что при определении налоговой базы не учитываются денежные средства в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) и использованные указанными получателями по назначению.

При этом к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:

- осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также денежные средства, поступившие профсоюзным организациям на основании коллективных договоров (соглашений) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

- денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Таким образом, по мнению налоговых органов, денежные средства, полученные некоммерческой организацией в качестве целевых поступлений от юридических лиц, не включаются в налоговую базу по НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. При этом учет получения и расходования целевых поступлений согласно утвержденной смете должен осуществляться отдельно от деятельности, подлежащей налогообложению НДС.

По мнению арбитражных судов, осуществление товариществом собственников жилья уставной деятельности по управлению комплексом общего недвижимого имущества в многоквартирном доме и обеспечению его эксплуатации не может рассматриваться в качестве оказания услуг собственникам квартир. Поэтому у товарищества отсутствует обязанность исчислять и уплачивать НДС с членских взносов, которые перечисляют ему собственники квартир на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В ходе выездной проверки соблюдения налогоплательщиком (товариществом собственников жилья) налогового законодательства, правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет, в том числе, НДС в 2003-2005 годах налоговый орган выявил ряд налоговых правонарушений, повлекших неуплату названного налога. Так, налоговый орган признал неправомерным неуплату НДС с денежных средств, поступивших от членов товарищества собственников жилья "в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг". Налоговый орган вменил налогоплательщику в вину нарушение пункта 1 статьи 146, пунктов 1-2 статьи 153, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 и статьи 166 НК РФ со ссылкой на то, что товарищество собственников жилья является плательщиком НДС и оказывает подлежащие налогообложению услуги по техническому обслуживанию, капитальному и текущему ремонту, санитарному содержанию и управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые "за счет целевых взносов своих членов".

Принятым по результатам проверки решением налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за непредставление налоговых деклараций и за неуплату НДС в виде взыскания штрафов, предложив ему в срок, указанный в требовании, уплатить названные налоговые санкции, неуплаченную сумму налога и пени, а также внести необходимые изменения в бухгалтерский и налоговый учет.

На основании этого решения в адрес налогоплательщика направлено требование от об уплате недоимок и пеней.

Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и статье 135 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Для указанных целей статьей 137 Жилищного кодекса РФ предусмотрено право товарищества собственников жилья заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в этом доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год и на основе принятой сметы устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.

Вместе с тем статьями 153-154 Жилищного кодекса РФ на членов товарищества собственников жилья возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищества собственников жилья вправе в силу пунктов 3-4 статьи 137 Жилищного кодекса РФ потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.

Таким образом, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом собственников жилья на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом собственников жилья уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.

Указанные целевые поступления от собственников жилых помещений, использованные созданным ими товариществом собственников жилья по назначению в соответствии с принятой им сметой, не являются объектом обложения НДС.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

В данном случае товарищество собственников жилья, созданное для управления комплексом недвижимого имущества и обеспечения эксплуатации этого комплекса, лишь заключает в интересах собственников помещений в многоквартирном доме договоры на содержание и ремонт общего имущества в этом доме, об оказании коммунальных услуг и прочие договоры, а также устанавливает в соответствии с принятой им сметой доходов и расходов на год размеры обязательных платежей и взносов для каждого собственника помещения в соответствии с его долей в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме, что по определению статьи 39 НК РФ не относится к операциям по реализации товаров (работ, услуг).

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления товариществу собственников жилья к уплате НДС за 2003-2005 годы, а также для привлечения его оспариваемым решением к ответственности, установленной статьями 119 и 122 НК РФ для налогоплательщиков за непредставление налоговой декларации и неуплату (неполную уплату) налога.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2007 N А56-31339/2006).

В Постановлении ФАС Московского округа от 09.01.2007, 28.12.2006 N КА-А41/12869-06 арбитражный суд отметил, что Жилищный кодекс РФ не возлагает на товарищество собственников жилья обязанности по предоставлению жилищных и коммунальных услуг для собственников помещений. Оказание услуг - это разновидность предпринимательской деятельности согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ. Так, при осуществлении услуги проявляются все характерные свойства предпринимательства. У производителя образуется себестоимость услуги, он выходит с предложением на рынок. Рынок формирует стоимость и цену услуги, при этом возникает риск того, что она не будет реализована. В рамках уставной деятельности товарищества собственников жилья все эти признаки предпринимательской деятельности отсутствуют.

Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях ФАС Центрального округа от 05.03.2007 N А08-1854/06-25, от 28.09.2006 N А08-3055/05-7-16, от 23.05.2006 N А14-22092-2005924/33, Постановлениях ФАС Московского округа от 21.03.2007, 27.03.2007 N КА-А41/1930-07, Постановлениях ФАС Уральского округа от 30.10.2006 N Ф09-9509/06-С2, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 01.12.2005 N А55-3625/05-31, от 03.11.2005 N А55-6829/05-34, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2006 N А05-2960/2006-22, Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.2006 N А17-2233/5/2005, от 31.03.2006 N А17-4366/5/2005.

Автор - эксперт ИА "Клерк.Ру", консультант Минфина России

Исчисление налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций зачастую вызывает у бухгалтеров товариществ собственников жилья много вопросов. Это связано с тем, что законодательство, регулирующее деятельность ТСЖ, относительно ново и поэтому несовершенно.

В данной статье мы рассмотрим наиболее спорные моменты.

Налог на прибыль организаций

Как правило, бухгалтеров ТСЖ в первую очередь интересует, должно ли ТСЖ при расчете налога на прибыль учитывать в доходах денежные средства, полученные от собственников жилья, расходуемые по назначению, определенному собственниками жилья (на содержание и ремонт общего имущества, на оплату коммунальных услуг).

Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 246 НК РФ некоммерческие организации (в том числе ТСЖ) являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Ст. 251 НК РФ предусмотрен закрытый (исчерпывающий) перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Очевидно, что денежные средства, вносимые собственниками жилья на содержание и ремонт имущества и на коммунальные услуги, не являются вступительными взносами, паевыми вкладами или пожертвованиями.

Минфин РФ считает, что не являются данные денежные средства и членскими взносами. Выводы чиновников основаны на следующем.

Согласно п. 5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (п. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, делает вывод Минфин РФ, жилищное законодательство предусматривает обязанность участия членов ТСЖ своими средствами в реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома, форма которого в зависимости от решения, принятого органом управления ТСЖ, может квалифицироваться как плата за жилое помещение и коммунальные услуги либо как взносы членов ТСЖ, направляемые на установленные цели, которые не относятся к вступительным и членским взносам и паевым вкладам.

Поэтому плата членов ТСЖ за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги квалифицируются в качестве выручки от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (см. письмо Минфина РФ от 17.02.2006 г. № 03-03-04/4/32).

Ведь законодательство, касающееся деятельности ТСЖ, не раскрывает содержание понятия «членские взносы». Не расшифровывает это понятие и налоговое законодательство.

Поэтому если органом управления ТСЖ принято решение, что собственники жилья — члены ТСЖ вносят средства на содержание дома в виде взносов, то такие взносы можно считать членскими взносами и не включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций в качестве доходов.

Однако сразу оговоримся, что доказать свою правоту налогоплательщикам в этом случае будет весьма непросто, так как налоговики при проверках будут ориентироваться на мнение Минфина РФ.

Чтобы подстраховаться, ТСЖ в своем уставе может прописать, что члены ТСЖ уплачивают членские взносы, которые расходуются согласно смете доходов и расходов (право ТСЖ определять смету доходов и расходов на год и устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме закреплено в п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ).

Судебная практика по вопросам налогообложения денежных средств, перечисляемых членами ТСЖ в виде членских взносов, пока немногочисленна.

Однако отдельные судебные решения подтверждают, что членские взносы, полученные от членов ТСЖ, не признаются объектом обложения налогом на прибыль в силу п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 8 апреля 2004 г. № А56-34780/03, от 16 марта 2004 г. № А56-16424/03).

Вывод Минфина РФ о том, что плата членов ТСЖ за коммунальные услуги, а также за содержание и ремонт квалифицируется в качестве выручки ТСЖ от реализации работ (услуг), также является не вполне корректным.

Дело в том, что если ТСЖ само не оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества, коммунальные услуги, а заключает договоры на оказание таких услуг со сторонними организациями, то такую деятельность ТСЖ нельзя признать оказанием коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества («перепродажей» таких услуг).

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). То есть услуга в силу отсутствия у нее материального результата не может быть перепродана, «переоказана».

В упоминавшихся выше судебных решениях суды, рассматривая ситуации, в которых ТСЖ получало денежные средства и полностью перечисляло их организациям, непосредственно оказывающим услуги, пришли к выводу, что ТСЖ в данном случае не осуществляли реализацию услуг и не получали доходов от такой реализации, а следовательно, объекта обложения налогом на прибыль не возникало.

ФНС РФ в письме от 11.05.2005 г. № 22-3-14/722@ также не считает реализацией работ (услуг) деятельность ТСЖ по сбору и направлению денежных средств собственников жилья на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (на этом основании ФНС разрешает ТСЖ не использовать контрольно-кассовую технику при приеме взносов).

Кроме того, подтверждением того, что ТСЖ не реализует работы и услуги собственникам жилья, а только является заказчиком этих работ и услуг, является тот факт, что п.п. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ управомочено заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

Обратите внимание!

ТСЖ заключает указанные договоры именно в интересах членов товарищества, а не приобретает работы и услуги для их последующей «перепродажи».

Ст. 41 НК РФ предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Определение экономической выгоды НК РФ и действующее российское законодательство не содержат.

В случае если ТСЖ аккумулирует денежные средства членов товарищества и полностью переводит их на счета организаций, с которыми в интересах членов товарищества заключены договоры об оказании коммунальных услуг и о содержании и ремонте общего имущества, то по сути в данном случае ТСЖ является промежуточным звеном, не получая за свои действия вознаграждения (то есть экономическую выгоду), и нельзя говорить о том, что ТСЖ получило выгоду от поступления денежных средств от членов ТСЖ, так как эти деньги заведомо предназначались для перечисления третьим лицам.

Поэтому такие денежные средства доходом не признаются и в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не включаются.

Повторим, однако, что налоговикам такая позиция налогоплательщиков, как правило, не по вкусу, ведь Минфин РФ неоднократно выражал противоположную точку зрения.

Поэтому многие ТСЖ на практике предпочитают поступать так, как советует Минфин РФ: поступления от членов ТСЖ признавать доходами, а суммы, направляемые на оплату услуг сторонних организаций и другие подобные затраты, – расходами.

В этом случае, так как расходы ТСЖ практически равны доходам, суммы налога на прибыль организаций к уплате небольшие.

Все, что нажито непосильным трудом…

Если ТСЖ само оказывает какие-либо услуги (выполняет работы), то в этом случае будет иметь место реализация работ (услуг) и суммы платежей, полученных за такие работы (услуги), придется включить в состав доходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Причем налоговые органы считают, что денежные средства, полученные от собственников жилья и направляемые на нужды ТСЖ (например, на заработную плату членам правления, бухгалтеру), являются выручкой от оказания услуг и облагаются налогом на прибыль.

В данном случае сумма налога к уплате скорее всего будет невелика или равна нулю, так как такие доходы будут уменьшены на величину произведенных расходов (например, расходов на оплату труда).

Налог на добавленную стоимость

Проблемы исчисления НДС товариществами собственников жилья сродни проблемам, возникающим у ТСЖ при исчислении налога на прибыль организаций.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав (в том числе на безвозмездной основе).

П.п. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ установлено, что передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов) не признается реализацией товаров, работ или услуг.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона РФ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» одним из источников формирования имущества некоммерческой организации являются регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).

Поэтому налоговики во главе с Минфином РФ считают, что членские взносы, полученные некоммерческими организациями (в том числе ТСЖ) на осуществление уставной деятельности, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг (см., например, письмо Минфина РФ от 01.11.2004 г. № 03-04-09/19).

При рассмотрении вопроса о порядке налогообложения налогом на прибыль денежных средств, полученных ТСЖ от членов товарищества, мы выяснили, что реализация работ (услуг) товариществом имеет место только в том случае, если исполнителем (подрядчиком) является само ТСЖ.

Если ТСЖ направляет полученные от членов товарищества денежные средства на оплату работ (услуг), выполняемых (оказываемых) третьими лицами, то такая деятельность ТСЖ не является реализацией (перепродажей) работ (услуг).

Тем не менее, налоговики зачастую разъясняют, что такая деятельность ТСЖ является реализацией и подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

С учетом того, что у ТСЖ, как правило, не очень большие суммы выручки, одним из самых удобных способов избежать налоговых споров и в то же время не платить НДС представляется использование ТСЖ права на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика НДС.

Согласно ст. 145 НК РФ право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС имеют те организации, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Для того, чтобы воспользоваться правом на освобождение, ТСЖ необходимо представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и следующие документы:

– копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Отметим, что услуги, которые оказывает само ТСЖ, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Налог на имущество организаций

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует ли отражать в балансе ТСЖ помещения в многоквартирном доме, принадлежащие собственникам жилья на праве собственности, а также общее имущество, принадлежащее им на праве общей долевой собственности, не переданное ТСЖ во владение, пользование и распоряжение?

Согласно п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Поэтому доля в праве общей собственности на общее имущество, относящаяся к собственности граждан, в бухгалтерском балансе ТСЖ в составе основных средств не отражается.

Помещения (квартиры), принадлежащие собственникам жилья, в балансе ТСЖ также не отражаются, так как они не принадлежат ТСЖ (тем самым соблюдается допущение имущественной обособленности, предусмотренное ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н).

Аналогичную позицию по данному вопросу занимает Минфин РФ (см. письмо от 01.02.2006 г. № 03-06-01-04/08).

Новая редакция Ст. 162 НК РФ

1. Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы:

1) утратил силу с 1 января 2006 г.;

2) полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

3) полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

4) полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем, применяющим положения пункта 5 статьи 170 настоящего Кодекса, товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, за исключением реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 настоящего Кодекса не является территория Российской Федерации.

3. В налоговую базу не включаются:

1) денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

2) денежные средства, полученные специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Комментарий к Статье 162 НК РФ

Статья 162 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по НДС с учетом сумм, связанных с оплатой за товары расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Неустойка за нарушение договоров

Скажем, налоговики настаивают, что с сумм неустоек и штрафов, полученных продавцом, нужно заплатить НДС. При этом они ссылаются на пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Там сказано, что "налоговая база. увеличивается на суммы, которые иначе связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)".

Выделять НДС из суммы неустойки по той же ставке, по которой облагаются товары (работы, услуги) по договору. Если со стоимости проданных товаров надо заплатить налог по ставке 18 процентов, то НДС со штрафа будет рассчитан по этой же ставке.

Надо сказать, что многие арбитражные суды приходили к выводу, что с суммы неустойки НДС платить не нужно. Скажем, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 27 августа 2003 г. по делу N А33-89/03-С3н-Ф02-2684/03-С1 пришел к выводу, что полученные штрафы никак не связаны с оплатой за продукцию.

Согласно ст. 146 НК РФ НДС облагают операции по реализации товаров (работ, услуг). При этом налоговая база - это цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки в договоре. Таким образом, оплатой считаются деньги, получаемые продавцом в пределах цены договора. Неустойка же на цену продукции (работ, услуг) никак не влияет. Ее начисляют сверх этой цены, компенсируя возможные или реальные убытки потерпевшей стороне. То есть это не что иное, как плата за нарушение договорных обязательств.

Кроме того, налоговая база увеличивается лишь в том случае, если деньги получены за проданные товары (работы, услуги), то есть, по сути, являются выручкой от реализации. В то же время санкции за нарушение условий сделки относят к внереализационным доходам и в выручку от реализации не включаются.

Таким образом, неустойку нельзя рассматривать как средства, связанные с оплатой реализованной продукции (работ, услуг). Следовательно, НДС с этой суммы платить не нужно. Однако налоговики вряд ли согласятся с таким подходом. Поэтому если фирма предпочтет этот вариант, свою правоту ей придется отстаивать в суде.

Дисконт по векселю

Если организация при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) получила собственный вексель покупателя, то при расчете НДС есть свои особенности. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы дисконта или процентов по векселям. Налогом облагается та часть дисконта (процентов), которая превышает размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ. В расчет берется ставка, действовавшая в том периоде, когда вексель находился у продавца. НДС с облагаемой части дисконта определяют по расчетной ставке. То есть сначала его умножают на 18 процентов, а затем делят на 118 процентов. Так сказано в п. 4 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, на основании вышесказанного проценты и дисконты по векселям облагаются НДС при наличии двух условий: вексель выдан в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые НДС, и ставка процента (дисконта) по векселю превышает ставку рефинансирования Банка России.

Другой комментарий к Ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 НК налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК.

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен статьей 154 НК. При этом НК, в частности, предусматривает особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (статья 162 НК).

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен в статье 149 НК.

Правила, в соответствии с которыми местом реализации в целях главы 21 НК признается территория Российской Федерации, установлены: в отношении товаров - статьей 147 НК, в отношении работ (услуг) - статьей 148 НК.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-07/15433 от 03.03.2020

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не освобождаются от НДС.

Льгота по НДС для управляющей компании

В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождена реализация услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями, если эти услуги приобретены у организаций и ИП, непосредственно оказывающих данные услуги.

Данная норма перекликается с пунктом 3 статьи 162 НК РФ, согласно которой в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги в многоквартирном доме.

Использование этой льготы выгодно компаниям, которые не выполняют работы самостоятельно. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами, применение льготы влечет необходимость ведения раздельного учета НДС. А в плане налоговой нагрузки фирма теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам.

От указанной льготы НК РФ предусматривает возможность отказа.

Содержание и ремонт общего имущества

Что входит в понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме»?

Такого понятия в НК РФ нет. На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов.

При определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила).

Так, содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома и включает в себя 13 пунктов. Среди них:

обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги;

обеспечение температурного режима помещений, входящих в состав общего имущества;

уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

сбор и вывоз разного вида бытовых отходов;

меры пожарной безопасности;

содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

текущий и капитальный ремонт;

подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, поверка приборов учета и т.д.;

приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме и др.

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа в данном перечне не поименованы.

Условия для льготирования

Исходя и разъяснений Минфина, приведенных в комментируемом письме, сформулируем условия применения льготы по НДС, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Льготируются работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. То есть если какие‑либо работы производятся собственными силами управляющей компании, то их реализация облагается НДС.

Освобождены от НДС работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, если они соответствуют пункту 11 Правил. Значит, если услуга или работа не упомянута в данном перечне, то ее реализация от НДС не освобождается.

Еще одно условие – это цена реализации. Для освобождения от НДС она должна соответствовать стоимости приобретения этих услуг у поставщиков. Если же управляющая компания реализует услуги, включенные в перечень, по цене выше стоимости их приобретения, то такие услуги также облагаются НДС.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: