Ндс на услуги электросвязи

Опубликовано: 26.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Конечным пользователям оказываются услуги связи (предоставление каналов связи, услуги передачи данных, доступ в Интернет) с использованием спутникового ресурса, приобретенного у владельца КА (оператора КА). Речь идет не о продаже/приобретении энергетического ресурса спутника. Ресурс для дальнейшего использования приобретается по ставке НДС 0%.
Может ли к рассматриваемым услугам связи с использованием спутникового ресурса применяться ставка НДС 0% на основании пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Под действие пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ подпадают услуги, оказываемые с использованием космической техники ее собственником (или уполномоченным им лицом) для связи, телевизионного и радиовещания, в т.ч. с использованием наземных сооружений и техники, которые обеспечивают осуществление этой деятельности.
Деятельность по представлению абонентам услуг связи, телекоммуникационного доступа к сети Интернет и передаче данных с использованием канала спутниковой связи, предоставляемого третьим лицом, не относится к перечисленным в пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ работам (услугам).
Данное мнение основано на трех примерах судебной практики, в которых судьи при квалификации услуг связи, оказываемых с использованием спутников, принимали во внимание в большей степени технические особенности осуществления деятельности налогоплательщиков. Поэтому судьи приходили к противоположным выводам - как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа.
В связи с чем рекомендуем обратиться в ГК "Роскосмос" с запросом о квалификации осуществляемой организацией деятельности (с описанием схемы взаимодействия наземной инфраструктуры и космических объектов, используемых при оказании услуг связи), относятся ли выполняемые (оказываемые) организацией услуги к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли.

Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется при реализации товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
При этом данная норма распространяется на работы (услуги):
- выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
- по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
- подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве.
Для рассматриваемых услуг, оказываемых с использованием спутникового ресурса, приобретенного у владельца КА (оператора КА), необходимо определить, подпадают ли они под определение услуг, оказываемых "с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве" (иные работы (услуги), перечисленные в пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ не подходят).
В налоговом законодательстве, разъяснениях налоговых органов и Минфина России не раскрывается, что понимается под оказанием услуг в области космической деятельности с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ обратимся к Закону РФ от 20.08.93 N 5663-1 "О космической деятельности": исходя из п.п. 1 и 2 ст. 2 которого космическая деятельность включает в себя в т.ч. использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания.
При этом использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники (далее - уполномоченное лицо) (ст. 15 Закона N 5663-I).
К космической инфраструктуре относятся наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности. Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности (ст. 18 Закона N 5663-I).
Кроме того, в силу ст. 9 Закона N 5663-I космическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ (смотрите также Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении космической деятельности, для которых требуется лицензия на осуществление космической деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 N 298. В соответствии с пп.пп. 2 и 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 215-ФЗ "О государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" ГК "Роскосмос" осуществляет лицензирование космической деятельности и организацию деятельности, связанной с использованием (эксплуатацией) космической техники, космических комплексов, в том числе спутниковых навигационных и топогеодезических систем, систем связи, теле- и радиовещания.
С одной стороны, п. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит условия о наличии лицензии на осуществление космической деятельности для применения положений указанной статьи. В судебной практике встречаются выводы о том, что наличие такой лицензии не является обязательным условием применения по НДС налоговой ставки в размере 0% (постановления ФАС Уральского округа от 20.11.2006 N Ф09-10196/06-С2, ФАС Центрального округа от 12.04.2006 N А09-4745/05-12). Однако в данных примерах суды рассматривали услуги (работы), осуществляемые не в космическом пространстве, а которые квалифицировались как "подготовительные и (или) вспомогательные (сопутствующие) наземные работы (услуги), технологически обусловленные (необходимые) и неразрывно связанные с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с выполнением работ (оказанием услуг) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве". Для такого рода наземных работ, услуг не предусмотрено получение лицензии на осуществление космической деятельности*(1).
В то же время встречаются примеры судебной практики, в которых суд учитывал наличие или отсутствие лицензии в области космической деятельности. Например, в постановлении Девятого ААС от 23.03.2012 N 09АП-3796/12 по делу N А40-105313/11-140-440 суд учел как один из доводов в пользу неприменения пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ отсутствие лицензии на осуществление космической деятельности у налогоплательщика. Отметим, что в данном споре именно налоговый орган настаивал на применении нулевой ставки НДС в отношении услуг по предоставлению каналов связи с использованием емкости космического сегмента.
Обращаем внимание, что в указанном деле налогоплательщик получал в пользование часть канала связи - емкость космического сегмента, устанавливал дополнительно свое наземное оборудование, формировал каналы связи, которые потом предоставлял в аренду.
При этом в обоснование своей позиции налогоплательщик предоставил в суд заключение ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" по вопросу: "Анализ особенностей предоставления и использования спутниковых каналов связи и законодательных требований к оказываемым услугам". Указанным экспертным заключением было подтверждено, что налогоплательщик "не имеет собственной космической техники, находящейся в космическом пространстве, а также оборудования управления такой техникой с поверхности Земли, не имеет лицензии на осуществление космической деятельности и не является оператором космического сегмента".
Таким образом, для применения пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги связи должны оказываться с использованием космической техники и инфраструктуры (спутника и связанных с ним наземных объектов), эксплуатируемой собственником или лицом, которому собственник передал права на эксплуатацию (использование).
Например, в постановлении Девятого ААС от 14.03.2007 N 09АП-2023/2007-АК суд указал, что ОАО "Газком" оказывало услуги связи (аренда каналов спутниковой связи) с использованием спутника, находящегося непосредственно в космическом пространстве и принадлежащего ему на праве общей долевой собственности.
При этом спорные услуги электросвязи оказывались покупателям с применением указанного спутника. В целях оказания услуг связи общество "обеспечивает прохождение сигнала через спутник, то есть прием сигнала на спутник со сторонних передающих наземных средств связи, усиление (обработку, преобразование) сигнала на спутнике, передачу сигнала в направлении сторонних наземных принимающих средств связи; в материалы дела представлены графические схемы оказания услуги".
Нижестоящий суд, рассматривающий данное дело*(2), при вынесении решения в пользу налогоплательщика учел, что он осуществляет основные действия по активному извлечению полезных свойств из спутника. Именно налогоплательщик осуществляет непрерывное текущее управление полезной нагрузкой спутника, проходом (трансляцией) сигнала через спутник и обработкой (преобразованием) сигнала на спутнике, в том числе усилением сигнала.
В более свежем решении Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2018 г. по делу N А40-115160/2018 рассматривалась деятельность по представлению абонентам телекоммуникационного доступа к сети Интернет и передача данных с использованием канала спутниковой связи. Налогоплательщик оказывает услуги спутникового широкополосного доступа с использованием спутникового ресурса Ка диапазона частот космического аппарата "Экспресс-АМУ1", для чего арендует емкость космического сегмента спутника у EUTELSAT S.A. Для доступа к указанным услугам потребители приобретают абонентские терминалы с антеннами малого диаметра (VSAT).
Но в отличие от ранее рассмотренного Постановления в данном случае налогоплательщик не использовал самостоятельно космический аппарат при оказании услуг своим покупателям.
Несмотря на доводы налогоплательщика о том, что оказание им услуг без использования спутника невозможно, так как спутник является ключевым и неотъемлемым средством связи в технологической схеме оказания услуг, суд пришел к выводу об обоснованности претензий налогового органа, указывающего на отсутствие оснований для применения ставки НДС 0% при реализации спорных услуг на основании пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Налоговый орган обосновывал свою позицию тем, что:
- у налогоплательщика отсутствует лицензия на осуществление космической деятельности;
- спутник непосредственно налогоплательщиком не используется (не эксплуатируется). Наземное оборудование налогоплательщика подключается к наземному оборудованию ФГУП "Космическая связь (который является собственником наземного оборудования, используемого для доступа к Емкости Ка диапазона спутника "Экспресс-АМУ 1");
- налогоплательщик не имеет в собственности космической техники, находящейся в космическом пространстве, а также оборудования для управления указанной техникой с поверхности Земли;
- согласно ответу ГК "Роскосмос" деятельность налогоплательщика по представлению абонентам телекоммуникационного доступа к сети Интернет и передаче данных с использованием канала спутниковой связи не является лицензируемой и не относится к космической деятельности.
Суд пришел к следующим выводам:
- тот факт, что услуги связи оказываются через канал спутниковой связи, никак не влияет на ставку налогообложения, применяемую налогоплательщиком при реализации услуг связи своим абонентам, поскольку в процессе оказания спорной услуги (доведения сигнала) участвуют несколько лиц с четко разграниченными зонами ответственности; "при этом зона ответственности Общества не связана с космическим пространством и находящимся в нем космическим аппаратом "Экспресс-АМУ1";
- наличие у налогоплательщика лицензий Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на телематические услуги связи, услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, услуги связи по предоставлению каналов связи, в соответствии с которыми оно и оказывает услуги своим абонентам, свидетельствует о том, что осуществляемая им деятельность не является космической, и оказываемые им услуги являются услугами связи и квалификации каким-либо иным образом, в т.ч. для целей налогообложения НДС, не подлежат;
- принадлежащее налогоплательщику оборудование никак не может быть отнесено к перечисленному в ст. 18 Закона N 5663-1, а используемый им (причем в той мере, в какой это позволяет ему имеющееся у него оборудование) частотный ресурс спутника не позволяет квалифицировать данную инфраструктуру как космическую (это инфраструктура связи).
Суд также отметил, что развитие современных технологий и их использование при оказании традиционных услуг (связи) не изменяет их существа, в т.ч. в целях налогообложения.
Подчеркнем, что изложенная выше правовая позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений, содержащих конкретные критерии для квалификации оказываемых организацией услуг в целях применения пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ, мы не обнаружили. Выводы судов в проанализированных примерах судебной практики в большей степени основаны на технических особенностях осуществления деятельности налогоплательщиков, поэтому могут не применяться, если деятельность организации осуществляется по другой схеме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

28 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ранее (до вступления в силу Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ) в пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ было установлено, что нулевая ставка НДС применялась при реализации работ (услуг), выполнявшихся (оказывавшихся) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве.
Иными словами, к космической деятельности для целей пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ относились работы (услуги), осуществляемые (оказываемые) в космосе или на земле. Анализ судебной практики показывает, что суды обращали внимание на наличие лицензий при анализе работ (услуг), осуществляемых (оказываемых) в космосе.
Применяемая в новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ фраза "работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве", по нашему мнению, заменила спорную формулировку о "реализации работ (услуг), выполнявшихся (оказывавшихся) непосредственно в космическом пространстве".
В связи с чем допустимо использовать выводы, содержащиеся в судебной практики (в т.ч. в части необходимости наличия лицензии), в которых рассматривалась прежняя редакция пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Например, в постановлении Девятого ААС от 14.03.2007 N 09АП-2023/2007-АК указано, что "под услугой, оказываемой непосредственно в космическом пространстве, следует понимать хозяйственную деятельность, в рамках которой одним лицом предоставляется другому лицу определенный полезный результат с использованием космического пространства, а равно объектов, аппаратов, техники, находящихся непосредственно в космическом пространстве; такая деятельность должна удовлетворять описанию соответствующих отдельных видов деятельности в нормативных правовых актах РФ".
*(2) В решении Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2007 по делу N А40-7163/07-87-33 более подробно описана деятельность ОАО "Газком", в отношении которой возник спор с налоговым органом.
Так, налогоплательщик оказывал услуги электросвязи с использованием спутника, находящегося в его собственности. При оказании услуг связи осуществлялось использование космической техники в виде:
- прохождения (трансляции) сигнала через спутник;
- действий по управлению полезной нагрузкой спутника, трансляции сигнала, в том числе собственными силами поставщика услуги.
Особыми способами оказания услуги спутниковой связи являются:
- использование для оказания услуги космических аппаратов, находящихся непосредственно в космическом пространстве, - искусственных спутников Земли;
- перемещение служебной платформы в космическом пространстве, транспортировка полезной нагрузки - оборудования электросвязи с сохранением постоянного положения спутников относительно Земли;
- управление полетами спутников (проверка и обеспечение требуемого пространственного положения спутника относительно Земли, а также надлежащего состояния полетного и иного служебного (вспомогательного) оборудования спутника).
Суд учел, что налогоплательщик осуществлял указанные действия силами собственных контрольно-измерительного комплекса и Центра управления полетами, которые созданы в рамках космического комплекса системы спутниковой фиксированной связи и телевещания Ямал-КА.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

image_pdf
image_print

Предыстория появления «налога на Google»

Идея ввести НДС для иностранных компаний витала в воздухе давно. Однако в силу положений главы 21 Налогового кодекса, объектом обложения НДС в России являются товары, работы и услуги, реализованные на ее территории. Что касается электронных услуг и цифровых товаров — программ, приложений, электронных книг, музыки, фильмов и прочего — то место их реализации определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Россия считается таким местом в том случае, если продавец зарегистрирован на ее территории.

Таким образом, иностранные компании, не имеющие местного представительства, плательщиками НДС не являются. Это неоднократно подтверждали и чиновники Минфина, например, в письме от 6.02.14 № 03-07-14/4654. В нем приводятся в пример услуги, оказываемые Skype, Apple, YouTube – по мнению представителей Минфина, платить НДС в России они не должны.

Однако в 2013 году в документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» попала идея об изменении порядка определения места реализации телекоммуникационных услуг. Было предложено определять это место по регистрации покупателя, а не продавца.

И вот 3 июля текущего года был принят закон № 244-ФЗ, который реализует эту задачу. Он внес изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми иностранные поставщики электронных услуг будут облагаться НДС с 1 июля 2017 года.

Что обложат НДС

В соответствии с изменениями, под налогообложение попадут следующие услуги:

  • предоставление доступа к программам, в том числе играм, а также к базам данных;
  • рекламные услуги, в том числе услуги рекламных площадок;
  • деятельность по хранению и обработке данных;
  • услуги площадок для заключения сделок, в том числе деятельность разного рода бирж;
  • деятельность ресурсов, обеспечивающих присутствие пользователей в сети интернет, например, социальных сетей;
  • услуги по предоставлению мощностей для размещения информации в информационной системе;
  • услуги хост-провайдера и регистратора доменных имен;
  • деятельность по поиску, отбору и сортировке данных в режиме реального времени, например, сводки фондовых бирж;
  • услуги поисковых систем;
  • услуги сервисов статистики;
  • предоставление прав на использование электронных книг, видео- , аудио- и графических материалов, а также прочих электронных публикаций.

А следующие операции иностранных интернет-компаний налогом на Google облагаться не будут:

  • реализация товаров, работ и услуг, если заказ осуществлялся через интернет, а поставка — без его использования;
  • продажа программ и баз данных на материальных носителях;
  • услуги интернет-провайдера;
  • консультирование по электронной почте.

Как будет определяться место реализации

  • если покупатель — ИП или юрлицо — по месту их регистрации, а если таковая отсутствует — по адресу, указанному в учредительных документах, месту нахождения исполнительного органа, месту жительства физического лица;
  • если сделка осуществлена через представительство иностранной фирмы — по месту нахождения представительства;
  • когда покупатель — физическое лицо, то Россия будет считаться местом приобретения в случаях, если это лицо:
    • проживает в России;
    • использует для оплаты российский банк или платежную систему;
    • использует при покупке сетевой адрес, относящийся к России;
    • указывает при приобретении цифровых товаров или услуг российский международный телефонный код.

В случае когда по российскому законодательству реализация относится к территории России, а по законодательству иностранного государства — к его территории, исполнитель будет выбирать место реализации самостоятельно.

Порядок уплаты НДС иностранными интернет-компаниями

Как организация будет уплачивать НДС зависит от того, кто выступает в качестве покупателя. Если организация или ИП, то налог будет уплачивать покупатель, который по отношению к своему иностранному партнеру будет считаться налоговым агентом. Аналогичная история и с операциями, которые осуществляются через российского посредника.

Такая практика существует и сегодня. При этом налоговая база от реализации электронных товаров и услуг будет исчисляться следующим образом:

  • если реализацию осуществила сама компания-нерезидент, то налоговый агент берет в качестве базы доход от реализации с учетом налога;
  • если продажа проводится через местного посредника, то база определяется без учета налога.

Если товары и услуги реализуются физическим лицам, то платить НДС будет сама иностранная организация — исполнитель (продавец) или посредник. Если посредников несколько, то роль налогового агента будет выполнять тот из них, который участвует в расчете с физическими лицами, то есть последнее звено в цепи продавцов. При этом не имеет значения, есть ли у этой организации договор с непосредственным исполнителем электронных услуг, то есть с компанией, которая является первым звеном цепочки продавцов. При этом налоговая база будет определяться, как стоимость этих услуг с учетом налога.

Постановка на учет

Ставка НДС, срок уплаты и другие важные моменты

НДС с продажи иностранными компаниями электронных товаров и услуг будет исчисляться по расчетной ставке в размере 15,25% доли налоговой базы. Сделать это нужно будет в последний день квартала, в котором компания получила оплату от российского покупателя. Если стоимость покупки выражена в иностранной валюте, то ее необходимо пересчитать в рублях по курсу Центрального Банка на день исчисления налога.

Зарубежные компании будут подавать декларации по НДС не позднее 25 числе месяца, который следует за отчетным кварталом. Сделать это можно будет через разработанный ФНС сервис НДС-офис иностранных компаний. Если сервис по какой-то причине будет недоступен, то отчитываться придется в общем порядке, то есть подать электронную декларацию через оператора ЭДО. Уплата налога должна быть осуществлена не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина
Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

С 1 января 2019 года отменена обязанность по исчислению и уплате НДС российскими компаниями при приобретении электронных услуг у иностранных поставщиков. Таким образом, российские компании больше не удерживают НДС при перечислении денег за услуги, оказанные иностранной организацией – поставщиком электронным услуг, и не перечисляют налог в бюджет.

НДС по услугам иностранной организации: что изменилось?

Итак, налоговыми агентами по НДС иностранной организации российские компании больше не являются.

Отныне обязанность по исчислению и уплате НДС за услуги в электронной форме возлагается на иностранную компанию, которая продает электронные услуги на территории России.

Полный перечень услуг в электронной форме перечислен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ.

К услугам относятся:

  • предоставление прав на использование программ и баз данных;
  • оказание рекламных услуг в интернете;
  • предоставление рекламных площадок в интернете;
  • предоставление торговой площадки в интернете;
  • поддержка сайтов;
  • предоставление доменных имен, услуги хостинга.

При этом к оказанию электронных услуг не относятся:

  • консультационные услуги по электронной почте;
  • передача прав пользования программами на материальных носителях;
  • оказание услуг по предоставлению доступа в интернет (услуги провайдеров);
  • при заказе товаров (работ или услуг) через интернет, когда поставка осуществляется не через интернет.

НДС за электронные услуги нерезидентов РФ теперь будут платить не российские покупатели, а сами иностранные компании.

Для этого зарубежной фирме, оказывающей электронные услуги, теперь надо встать на учет в ИФНС и ежеквартально сдавать отчетность по НДС и платить налог в российский бюджет.

Как иностранной организации встать на учет в ФНС

Давайте разберемся, что нужно сделать продающей электронные услуги иностранной компании для того, чтобы платить НДС в России.

Для простоты восприятия мы подготовили короткую инструкцию для плательщиков НДС по электронным услугам иностранных организаций.

  • Как подать заявление?

Пройти регистрацию можно удаленно через НДС-офис иностранной интернет-компании . Этот сервис доступен и на английском языке: VAT OFFICE FOR ONLINE SERVICE PROVIDERS

  • Сколько времени налоговая ставит на учет?

Налоговой отводится 30 рабочих дней для принятия решения о постановке на учет, независимо от способа представления заявления.

  • В какую налоговую обращаться?

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 осуществляет постановку на учет иностранных плательщиков НДС.

  • Какие документы подавать?

При направлении заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России вместе с заявлением направляется сканированный образ выписки из реестра в стране регистрации иностранного предприятия компании или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации с переводом на русский язык (без заверения).

  • Какие требования к выписке?

Выписка из реестра иностранных компаний не подлежит легализации (апостилированию) в случае направления заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России. При этом Выписка направляется вместе с переводом на русский язык (нотариального заверения не требуется).

  • Размер госпошлины за регистрацию плательщика НДС в РФ?

Государственной пошлины за постановку на учет иностранной интернет-компании нет.

  • Что делать после постановки на учет иностранной компании?

Необходимо ежеквартально рассчитывать и уплачивать НДС на иностранные электронные услуги в бюджет РФ, а также подавать налоговую декларацию по НДС. Налоговая декларация и уплата налога осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Как понять надо ли вставать на учет в российской налоговой?

Некоторые особенности:

  • Если иностранная компания осуществляет свою работу через агентов, расчеты также происходят через агентов, то обязанность по исчислению НДС и уплате в бюджет лежит на агентах (пп. 2 п. 26 ст. 149 НК РФ).
  • Реализация исключительных прав на территории РФ по лицензионным договорам освобождена от уплаты НДС, это также распространяется на иностранные компании, в данном случае нет необходимости вставать на учет в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Иностранным клиентам, которые продают электронные услуги на территории России, мы предлагаем воспользоваться нашим сервисом «НДС – электронные услуги».

В рамках этого сервиса мы:

  • осуществляем постановку иностранной организации на учет в российской налоговой в качестве плательщика НДС;
  • ежеквартально рассчитываем НДС по электронным услугам и сдаем декларацию по этому налогу.

Читайте также: