Услуги виртуальной атс обложение ндс

Опубликовано: 08.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) обЪектом налогообложения, в частности, признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При получении в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информации для определения места реализации работ (услуг) с целью исчисления НДС следует руководствоваться ст. 148 НК РФ, в соответствии с которой местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Местом осуществления деятельности считается территория фактического присутствия покупателя услуг на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Положение ст. 148 НК РФ применяется при выполнении работ (оказании услуг), в частности по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.

В случае если российская фирма получает в электронном виде информацию от иностранной компании, местом реализации признается территория Российской Федерации, следовательно, возникает обЪект налогообложения.

В соответствии со ст. 161 НК РФ российская фирма выступает в роли налогового агента.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Следует иметь в виду, что налоговая база определяется по каждой такой операции отдельно.

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога, даже если они не являются налогоплательщиками по другим операциям.

Российская фирма заключила контракт с датской компанией на сумму 12 000 долл. США. Датская компания не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации.

Курс Банка России на дату перечисления денежных средств иностранному поставщику составлял 29 руб. за 1 долл. США.

По условиям контракта российская фирма получает в электронном виде по корпоративной сети (через Интернет) информацию по элементам на программное обеспечение от датской корпорации. Датская корпорация является поставщиком систем финансового учета и управления предприятием. Российская фирма обрабатывает полученную информацию, формирует ее в виде электронного файла и поставляет его через Интернет американской фирме.

Сумма контракта с американской фирмой составляет 25 000 долл. США. Оказание услуг и их оплата произведены в одном отчетном периоде.

Курс Банка России на дату принятия иностранной компанией результатов оказанных услуг - 29 руб. за 1 долл. США, на дату получения платы за оказанные услуги - 29,5 руб. за 1 долл. США.

Организация ведет бухгалтерский учет с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В отношениях с датской компанией местом реализации признана территория Российской Федерации, так как место деятельности покупателя услуг - Российская Федерация.

Учитывая, что датская фирма не состоит на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации, то согласно п. 2 ст. 161 НК РФ российская организация по рассматриваемой операции признается налоговым агентом, а значит, должна исчислить, удержать у датской фирмы и уплатить НДС в бюджет.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, налоговая база по НДС, указанная в п. 1 ст. 161 Кодекса, при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами) вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции будут отражены следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера.

При поставке российской фирмой информации в электронном виде партнерам за рубеж (США) местом реализации не будет являться территория Российской Федерации, так как покупатель находится за пределами Российской Федерации (подпункт 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), поэтому не возникает обЪекта обложения НДС и, соответственно, такие операции НДС не облагаются.

Сумма НДС, уплаченная в бюджет у налогового агента, не может быть принята к вычету. В соответствии со ст. 170 НК РФ данная сумма включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

Д-т 44 К-т 19 - 58 000 руб. - списывается на затраты сумма НДС, уплаченная по принятым информационным услугам.

В бухгалтерском учете организации операции по расчетам с американской фирмой отражаются следующими проводками:

Д-т 62 К-т 90-1 - 725 000 руб. (25 000 долл. США х х 29 руб.) - отражена задолженность заказчика (иностранной компании) за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 52 К-т 62 - 737 500 руб. (25 000 долл. США х х 29,50 руб.) - на транзитный валютный счет поступила выручка за оказанные услуги от иностранного заказчика;

Д-т 62 К-т 91-2 - 12 500 руб. - отражена положительная курсовая разница по задолженности заказчика.

В соответствии с п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка от оказания услуг является доходом от обычных видов деятельности и принимается к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

В рассматриваемой ситуации договором предусмотрена оплата услуг в иностранной валюте. В соответствии с п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

В связи с изменением курса валюты, установленного Банком России на дату принятия заказчиком результатов оказанных услуг и дату исполнения им обязательств по оплате результатов оказанных услуг (дату получения валютных средств), в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, у организации по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" возникает положительная курсовая разница. Возникшая курсовая разница отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность, и учитывается в составе внереализационных расходов (п. 12, 13 ПБУ 3/2000).

Теперь рассмотрим пример, когда российская фирма после обработки полученной из-за рубежа информации отправляет ее в виде электронного файла российской фирме-партнеру.

Условия примера оставим те же самые. Изменим только последнюю часть, где покупателем конечного продукта будет являться российская фирма-резидент.

Сумма контракта с российской фирмой составляет 750 000 руб.

В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ сумма НДС, уплаченная российским покупателем - налоговым агентом, подлежит вычету из общей суммы начисленного налога. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ, при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для производственной деятельности или иных операций, признаваемых обЪектами налогообложения, либо если товары приобретены для перепродажи.

В бухгалтерском учете покупателя (налогового агента) операции отражаются следующими проводками:

Д-т 60 К-т 52 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - произведена оплата с расчетного счета покупателя услуг (налогового агента);

Д-т 60 К-т 68 - 58 000 руб. - НДС удержан из дохода иностранного партнера и подлежит уплате в бюджет;

Д-т 68 К-т 51 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - НДС уплачен в бюджет;

Д-т 44 К-т 60 - 290 000 руб. (10 000 долл. США) - отражена стоимость информационных услуг, предоставленных датской компанией;

Д-т 19 К-т 60 - 58 000 руб. (2000 долл. США) - отражена сумма НДС по принятым информационным услугам, подлежащая удержанию из дохода иностранного партнера;

Д-т 68 К-т 19 - 58 000 руб. - принят НДС к зачету в бюджет.

Операции по расчетам с российской фирмой-покупателем будут отражены следующими проводками:

Д-т 51 К-т 62 - 750 000 руб. - поступила выручка за оказанные услуги от российской фирмы-покупателя;

Д-т 62 К-т 90-1 - 750 000 руб. - отражена задолженность заказчика за оказанные услуги по обработке информации. Основанием для проводки может служить акт приемки-сдачи оказанных услуг;

Д-т 90-3 К-т 68 - 125 000 руб. - начислен НДС с суммы реализации.

При перемещении товаров через таможенную границу следует руководствоваться ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 N 5221-1, где говорится, что перемещением через таможенную границу Российской Федерации считается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства.

В случае реализации услуг по обработке информации через Интернет в виде электронного файла не происходит фактического пересечения границы, поэтому перемещением через таможенную границу такие действия не являются.

При проведении операций такого рода следует обратить внимание на правильность заполнения налоговой декларации по НДС.

Заполнение декларации по НДС производится в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 % (приложение 3 к приказу МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407).

При оказании услуг иностранному лицу местом реализации будет являться страна деятельности покупателя (то есть иностранной фирмы). ОбЪект обложения по НДС в таком случае не возникает, однако оборот по таким операциям показывается в налоговой декларации справочно в приложении Г.

Российская организация, признаваемая налоговым агентом, должна отразить начисление НДС в форме N 2 приложения 1 к декларации по НДС за тот налоговый период, в котором были осуществлены расходы по оплате услуг. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ и реквизитами этой формы декларации сумма НДС определяется по расчетной ставке 16,67 или 9,09 % от суммы расходов по оплате этой услуги.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-08/10373 от 19.02.2019

С 01.01.2019 иностранные компании, оказывающие на территории РФ электронные услуги через информационно-телекоммуникационную сеть, включая Интернет, должны состоять на учете в российских налоговых органах и платить НДС по правилам, установленным статьей 174.2 НК РФ. При этом Интернет является лишь разновидностью информационно-телекоммуникационных сетей.

Какие электронные услуги облагаются НДС

НДС облагают следующие электронные услуги иностранных компаний (п. 1 ст. 174.2 НК РФ):

  • продажа программ для ЭВМ, приложений, игр и баз данных, в том числе обновлений к ним;
  • рекламные услуги в интернете и предоставление рекламных площадок;
  • онлайн-аукционы;
  • платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг;
  • хранение данных;
  • услуги хостинг-провайдеров;
  • регистрация доменов;
  • предоставление прав на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрирование информационных систем и сайтов в интернете;
  • хранение и обработка информации, при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через интернет;
  • поиск и представление информации о потенциальных покупателях;
  • доступ к поисковым системам в интернете;
  • статистика посещений сайтов и др.

Обязательным условием является оказание услуг по месту деятельности потребителя - на территории РФ.

Информационно-телекоммуникационная сеть

Оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, автоматизированно, с использованием информационных технологий (п. 1 ст. 174.2 НК РФ).

Исходя из этой формулировки, к информационно-телекоммуникационным сетям, кроме Интернета, относятся и другие сети. Они должны соответствовать определению, предусмотренному пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ).

Информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ).

То есть функциональное предназначение информационно-телекоммуникационной сети связано с передачей и получением сведений. В ее состав входят технические средства:

  • вычислительная техника, т.е. компьютеры;
  • технические каналы связи;
  • система доступа к каналам связи.

Приказом Минкомсвязи РФ от 11.12.2006 № 166 утверждены Правила, согласно которым средства связи, к которым относятся технические и программные средства, обеспечивают:

  • обмен электронными сообщениями, в т .ч. электронную почту, передачу голосовой информации электронной почтой, мультимедийные сообщения;
  • доступ к информационным ресурсам;
  • удаленный доступ;
  • аутентификацию и идентификацию и др.

Таким образом, к информационно-телекоммуникационным сетям относятся сети:

  • локальные, принадлежащие какой-либо компании;
  • ведомственные, охватывающие пользователей одного ведомства или корпорации;
  • региональные, объединяющие пользователей городов, областей и других территориальных единиц;
  • специального назначения (например, защищенная сеть ГАС «Правосудие»).

Глобальная сеть Интернет – одна из разновидностей информационно-телекоммуникационных сетей.

Особенности налогоплательщика – иностранной компании

Иностранные организации, которые оказывают на территории РФ услуги в электронной форме и рассчитываются непосредственно с покупателями этих услуг, подлежат постановке на учет в налоговых органах. Порядок прописан в пункте 4.6 статьи 83 НК РФ.

Сведения о таких иностранных организациях должны быть размещены на официальном сайте ФНС РФ. Это наименование, ИНН, КПП и дата постановки на учет.

В силу пункта 3.2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры иностранные организации в отношении услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.1 НК РФ, не составляют. Они самостоятельно уплачивают НДС, а также представляют в налоговый орган налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или по ТКС через оператора электронного документооборота (п. п. 7, 8 ст. 174.2 НК РФ).

Однако эта обязанность может быть возложена на налогового агента. Это может быть обособленное подразделение иностранной компании, расположенное на территории РФ, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Как считать НДС

Для расчета налога применяется процентная доля налоговой базы – расчетная налоговая ставка. С 01.01.2019 налог рассчитывается по расчетной ставке 16,67% (20/120 × 100%) (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Налоговую базу определяют как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленную исходя из фактических цен их реализации (п. 2 ст. 174.2 НК РФ).

Пример. НДС за электронные услуги инофирмы

Российская фирма покупает у иностранной фирмы услугу хранения данных. Цена услуг – 1000 евро за квартал. Услуги облагаются НДС, поскольку местом реализации услуг является место нахождения покупателя – Российская Федерация (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Иностранная фирма зарегистрирована в качестве российского налогоплательщика (информация есть на сайте ФНС РФ).

Акт приемки-передачи услуг за 1 квартал стороны подписали в апреле 2019 г., НДС выделен отдельной строкой в сумме 166,67 евро (1000 евро × 20% : 120%). Курс евро на дату оприходования услуг составил 65 руб./EUR.

Бухгалтер российской компании сделал проводки:

Дебет 20 Кредит 60
65 000 руб. (1000 евро × 65 руб./евро) – оприходованы услуги, оказанные иностранной фирмой;

Дебет 19 Кредит 60
– 10 833,33 руб. (1666,67 евро × 65 руб./евро) – учтен НДС по оприходованным услугам;

Дебет 68 Кредит 19
– 10 833,33 руб. – НДС принят к вычету.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

С 2017 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).

Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.

Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.

В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.

Как представительству иностранной компании не стать постоянным

Оказание электронных услуг

До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС. Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ). Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.

Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.

Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату. Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму. И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.

Как выбрать юрисдикцию для регистрации дружественного иностранного перевозчика

Перечень электронных услуг

Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:

— предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности;

— размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав;

— организация и предоставление места на торговых интернет-площадках;

— создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы;

— администрирование информационных систем;

— предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

— хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет;

— использование электронных книг, музыки, видео;

— доступ к поисковым сетевым системам;

— ведение статистики на сайтах.

Это не полный список.

Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие:

— место жительства покупателя — РФ;

— оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ;

— сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ;

— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.

Сингапур – выгодная альтернатива европейским низконалоговым юрисдикциям

Иностранные IT-компании

Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».

Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.

Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.

В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.

Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ. Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.

В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.

Нередко организациям поступают предложения по подключению IP-телефонии, SIP-телефонии, Интернет-телефонии. И где уж тут бедному бухгалтеру понять, что это такое и с чем это едят. А мы все-таки попробуем с этим разобраться.

Начнем с кратких технических азов. Итак, IP-телефония (от англ. IP – Internet Protocol - интернет-протокол) – это голосовая связь, которая в отличии от традиционной осуществляется не при помощи телефонной станции, а в цифровом виде по любым сетям с пакетной коммутацией на базе протокола IP. Голосовые сообщения, как правило, сжимаются в пакеты данных, которые доставляются собеседнику и распаковываются вновь в виде привычной речи.

«Зато дешево, надежно и практично…»

Интернет-телефония – это, по сути, та же IP-телефония, только ее более частный вариант, так как для передачи сообщений будет использоваться не любая сеть, а только сеть интернет. Например, организация имеет компьютерную сеть и специальные IP-телефоны, подключенные к единому оператору. В этом случае выход в Интернет не осуществляется, переговоры ведутся между пользователями сети. Существуют и специальные выделенные цифровые каналы для осуществления IP-телефонии, которые также функционируют без использования Интернет-технологий.

IP-телефония может использовать различные протоколы передачи данных. И SIP-телефония (от англ. Session Initiation Protocol – протокол установления сеанса) – один из протоколов передачи данных. То есть SIP-телефония – это та же IP-телефония только использующая конкретный протокол передачи данных. Если будет другой протокол –это по-прежнему будет IP-телефония, но уже не SIP-телефония. То есть, другими словами говоря, SIP-телефония – это частный случай IP-телефонии.

То есть, можно сделать вывод, что все эти разновидности телефонии можно уверенно «обзывать» IP-телефонией. Одним из основных достоинств IP-телефонии является ее дешевизна по сравнению с другими видами голосовой связи. Собственно, это и привлекает потребителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что IP-телефония, включающая в себя Интернет-телефонию, SIP-телефонию и другие виды телефонии – это один из видов связи.

В правовом поле отношения между абонентом и (или) пользователем, с одной стороны, и оператором связи, с другой стороны, при оказании услуг связи по передаче данных регулирует Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных». Об этом было указано в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 № 09АП-48543/2015 по делу № А40-194209/14.

Признание затрат

Затраты на услуги связи признаются расходами по обычным видам деятельности (п.5 , п.8, п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные аналогичные системы являются прочими расходами в целях исчисления налога на прибыль.

Таким образом, платежи за IP-телефонию будут представлять собой расходы по обычным видам деятельности, принимаемые в налоговом учете.

В соответствии с ПБУ 10/99 (п. 18) расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Таким образом, надо учесть, что если договором будет предусмотрена авансовая система оплаты или авансовый платеж организация произвела добровольно, то возникнет дебиторская задолженность поставщика, которая будет числиться до того момента, пока услуга не будет оказана. И только после этого у компании возникнут расходы на связь.

Организация заключила договор с оператором связи на предоставление услуг IP-телефонии. При этом организация осуществила авансовый платеж в сумме 5 000 руб. По окончании отчетного месяца оператор связи предоставил документы на оказанные услуги на сумму 5 820 руб., включая НДС.

В учете было отражено:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет»

– 5 000 руб. – согласно договора осуществлен авансовый платеж за услуги IP-телефонии;

ДЕБЕТ 44 «Расходы на продажу» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 4 932,20 руб. – (5 820 руб.: 1,18) – согласно документов, полученных от оператора связи, отражена стоимость услуги без учета НДС по предоставлению доступа к IP-телефонии;

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 887,80 руб. – (5 820 руб.: 1,18 *0,18) – согласно документов, полученных от оператора связи, выделен НДС по услугам IP-телефонии;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

– 5 000 руб. – зачтен ранее уплаченный аванс за пользование IP-телефонией;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет»

– 820 руб. – (5 820 руб. – 5 000 руб.) – погашена задолженность за услуги IP-телефонии;

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет»

– 5 000 руб. – произведен авансовый платеж за услуги IP-телефонии за следующий месяц.

Фактические расходы за пользование IP-телефонией определяются на основании документов, выставляемых операторами связи в адрес пользователей услуг и представляющие собой акты выполненных работ, счета-фактуры, расшифровки с указанием времени переговоров, длительности переговоров и прочих данных.

Но следует помнить, что на переговоры с использованием IP-телефонии распространяются все те требования, которые устанавливаются проверяющими и в отношении стационарной и мобильной связи.

То есть, чтобы у контролеров не возникло сомнений относительно производственного характера данных расходов, на предприятии и в отношении IP-телефонии должны присутствовать все документы, необходимые для правильной классификации данных расходов с соблюдением всех требований в отношении их оформления (приказы, детализации звонков, объяснительные и т.п.).

Контрагенты также должны иметь признаки добросовестности. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 12.04.2016 № Ф05-2929/2016 по делу № А40-194209/2014 рассматривал, когда оператору связи оказывали услуги «фирмы» IP-телефонии. Было установлено судом, что у них отсутствуют основные средства, в том числе телекоммуникационное оборудование, реальные сети связи, с помощью которых могла быть осуществлена услуга по пропуску голосового трафика, необходимое сертифицированное оборудование, оснащенное техническими средствами оперативно-розыскных мероприятий; средствами автоматизированной системы расчетов; персонал, должностные лица названных контрагентов не смогли указать какое оборудование использовалось для оказания услуг и где оно находится; отсутствуют ввод в эксплуатацию сети связи; нет необходимых лицензий. У одного контрагента лицензии на голосовые услуги получены, но сети связи, в нарушение лицензионных требований не вводились и не согласовывались для ввода в эксплуатацию в Роскомнадзоре.

И не важно, что эти услуги оказывались оператору связи. С аналогичными претензиями может столкнуться любая организация расходы на IP-телефонию которой будут достаточно существенными.

И если наличие выхода в интернет, компьютеры являются непременными атрибутами уже фактически любого офиса, то есть при подключении к IP-телефонии предприятию не надо нести дополнительные соответствующие расходы, то IP-телефоны (VoIP-телефоны) – специальные устройства (телефоны), обеспечивающее возможность голосового общения удаленных абонентов, приобретать придется.

Диапазон сумм при этом может быть различным. Начиная от достаточно дешевых б/у аппаратов, стоимостью в пределах 3 000 – 4 000 рублей, новых устройств стоимостью усредненно 6 000 рублей, и заканчивая IP-телефонами с большими экранами, поддержкой видеоконференций и другими функциями, которые могут обойтись и в 50 000 рублей. Нередко возникает необходимость в монтаже сети и приобретении нового сервера для функционирования системы связи, что может «вылиться» и в сумму намного превышающую 100 000 рублей.

Расходы по созданию сети, которая помимо прочего будет использоваться и для IP-телефонии надо рассматривать в целом как комплекс конструктивно сочлененных предметов. То есть, возникнет самостоятельный объект учета – локальная компьютерная сеть (ЛВС).

Порядок отражения в бухгалтерском учете данных активов будет зависеть от их стоимости. В соответствии с пунктом 5 Приказа Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01» активы, в отношении которых выполняются условия отнесения объектов к основным средствам, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Если активы будут отнесены к основным средствам, то у них в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» будут следующие сроки полезного использования по:

- серверам различной производительности; сетевому оборудованию локальных вычислительных сетей; системам хранения данных; модемам для локальных сетей; модемам для магистральных сетей, относимым к машинам офисным прочим (код по ОКОФ 330.28.23.23) свыше 2 лет до 3 лет включительно (вторая амортизационная группа),

- аппаратам телефонным и устройствам специальным, аппаратам таксофонным и радиотелефонам, относимым к аппаратуре коммуникационной передающей с приемными устройствами прочими, не включенными в другие группировки (код по ОКФ 320.26.30.11.190) свыше 3 лет до 5 лет включительно (третья амортизационная группа).

Пример. «Сетевой» учет

ООО «Модератор» в целях подключения IP-телефонии приобрело 12 телефонных IP­-аппаратов стоимость 6 000 руб. с учетом НДС. Также для руководителя был приобретен IP-телефон стоимостью 58 000 руб. с НДС.

Для монтажа внутренней сети были приобретены различные расходные материалы – провода, розетки, крепежи и т.п. на сумму 83 172 руб. Часть работ по монтажу сети и подключению компьютеров была выполнена силами специалистов компании. Сумма оплаты данных работ составила 31 200 руб. Для запуска сети, подключение нового оборудования был заключен договор со специализированной подрядной организацией, стоимость услуг которой составило 12 800 руб. без НДС.

В учете организации сделаны такие проводки:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 61 016,95 руб. – ((6 000 руб. * 12 шт.) : 1,18) – поставлены на приход 12 телефонных IP­-аппаратов по покупной стоимости без учета НДС;

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 10 983,05 руб. – ((6 000 руб. * 12 шт.) : 1,18 * 0,18) – учтен НДС по приобретенному малоценному оборудованию;

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 49 152,54 руб. – (58 000 руб. : 1,18) – поставлен на приход IP­-аппарат для руководителя по покупной стоимости без учета НДС;

ДЕБЕТ 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 8 847,46 руб. – (58 000 руб. : 1,18 * 0,18) – учтен НДС по приобретенному активу основных средств;

ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы»

– 49 152,54 руб. – введено в эксплуатацию основное средство;

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 71 «Расчеты с подотчетными лицами

– 83 172 руб. – через подотчетных лиц приобретенны расходные материалы для монтажа сети.

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 10 «Материалы»

– 83 172 руб. – отражены использованные расходные материалы для монтажа сети;

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

– 31 200 руб. – начислена заработная плата работникам компании за монтаж сети;

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

– 9 422,40 руб. – (31 200 руб. * 30,2%) – начислены взносы во внебюджетные фонды и страховой взнос от несчастных случаев на производстве (ставка 0,2%) с заработной платы работников компании за монтаж сети;

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы» КРЕДИТ 60 субсчет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– 12 800 руб. – отражена стоимость услуг сторонней организации по запуску сети.

ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы»

– 136 594,40 руб. (83 172 руб. + 31 200 руб. + 9 422,40 руб. + 12 800 руб.) – введена в эксплуатацию смонтированная локальная компьютерная сеть.

Но помните, в налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). Таким образом, очень часто между данными бухгалтерского и налогового учета возникают разницы.

Карина Кислова, главный бухгалтер ООО «РОСТ Кадастр»

Читайте также: