Услуги по переработке нефтепродуктов ндс

Опубликовано: 03.05.2024

Михаил Кобрин

Экспорт — таможенная процедура

Экспорт — это продажа товаров и услуг с территории России и других стран ЕАЭС в третьи страны без обязательств об обратном ввозе (ст. 139 ТК ЕАЭС). Важное условие — товары и услуги должны фактически пересечь таможенную границу стран ЕАЭС, без этого экспорт невозможен.

Например, иностранная компаний покупает у отечественной фирмы сырье, которое затем будет использовано для производства товаров на заводе в России. Такая операция экспортом не является, хотя покупатель — иностранная компания, так как сырье не покидало границы РФ.

Важно! В Евразийский Экономический союз входят: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. В рамках союза действует единое таможенное пространство.

НДС при экспорте

Экспортный НДС

При вывозе товаров за границу у экспортера появляется право на применение нулевой ставки по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 % — это право экспортера, а не обязанность. От нее можно отказаться в пользу стандартных ставок 10 и 20 %.

Налоговую базу рассчитывайте в рублях по курсу ЦБ РФ на день отгрузки покупателю (п. 3 ст. 153 НК РФ). Это правило актуально, даже если от покупателя вы получили 100 % предоплату.

Налоговую базу определяем в последний день квартала, в котором собрали документы для подтверждения права на применение ставки 0 % (ст. 165 НК РФ). При этом полученные от покупателя предоплаты и авансы в расчет налоговой базы не включайте. НДС с них не начисляйте.

Продавец не всегда будет рассчитываться с вами иностранной валютой. Иногда оплату вы можете получить в рублях. На особенности учета и расчета экспортного НДС это не влияет.

Ставка НДС при экспорте

Экспортер имеет право применять 0 % ставку НДС при вывозе товаров и услуг за рубеж. Кроме того, есть еще ряд работ и услуг, которые сопровождают экспортные операции и также облагаются НДС по нулевой ставке.

Международная перевозка грузов. В первую очередь, это услуги по перевозке грузов различными видами транспорта (авиа, ж/д, авто, морской и речной транспорт). Но также в эту группу попадают услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозок и транспортно-экспедиционные услуги.

Транспортировка нефти, нефтепродуктов и природного газа. По нулевой ставке облагаются услуги организаций трубопроводного транспорта, которые перемещают нефть и газ за границу РФ.

Передача электроэнергии. Ставку 0 % могут применять компании, оказывающие услуги по передаче электричества из отечественных сетей в электросети иностранных государств.

Перевалка и хранение вывозимых товаров. Под нулевую ставку попадают услуги организаций, обеспечивающих перевалку и хранение товаров для экспорта в морских и речных портах.

Переработка. Под ставку 0 % попадают операции по переработке товаров на таможенной территории, помещенные под соответствующую таможенную процедуру.

Транспортировка внутренним водным транспортом. Ставка 0 % применяется в отношении услуг по транспортировке экспортируемых товаров внутренним водным транспортом.

Отказ от НДС 0 %

От нулевой ставки можно отказаться. Для этого нужно подать в свою ИФНС заявление в свободной форме об отказе от ставки 0 %. Сделайте это до 1 числа налогового периода, с которого отказываетесь от своего права. При этом учтите несколько важных моментов:

  • отказ от ставки 0 % распространяется на все экспортные операции;
  • минимальный срок отказа — 12 месяцев, то есть в течение года вы не сможете вернуться на ставку 0 %;
  • размер ставок не зависит от того, кто выступает вашим покупателем.

Важно! Отказаться от ставки НДС 0 % при экспорте в страны ЕАЭС нельзя, так как между странами-участницами нет таможенных границ (Письмо Минфина РФ от 09.01.2019 № 03-07-13/1/24).

После отказа от ставки вычеты по НДС вы будете заявлять в стандартном порядке. Ждать сбора всех подтверждающих документов не нужно.

Основная причина отказа от нулевой ставки — сложность подтверждения правомерности ее применения. Однако отказ от льготы — это дополнительная налоговая нагрузка на компанию.

Подтверждение нулевой ставки по НДС

Правомерность применения нулевой ставки нужно подтвердить. На это отводят 180 дней со момента, когда товары были помещены под таможенную процедуру экспорта. По работам и услугам срок определяется в зависимости от их характера. Для подтверждения выполняем следующие действия.

Собираем пакет документов

Пакет зависит от вида товаров и услуг, а также от способа их транспортировки. Полный пакет документов перечислен в ст. 165 НК РФ. Основные из них — это контракт и таможенная декларация. Однако перечень может быть расширен, и тогда дополнительно потребуют:

  • товаросопроводительные документы;
  • транспортные документы;
  • грузовые накладные;
  • коносаменты;
  • морские накладные;
  • пояснения и другие документы.

При экспорте в страны ЕАЭС от вас потребуют заявление покупателя с отметкой его налогового органа о ввозе товара и уплате всех косвенных налогов или о том, что ввоз товара не облагается НДС.

Вместо заявлений можно предоставить их перечень, но при условии, что данные от импортеров уже поступили в налоговую службу. Проверить наличие заявления в базе ФНС можно с помощью официального сервиса. Если информации о заявлении нет, перечень можно не составлять, так как его не примут.

Заполняем декларацию по НДС

Одновременно с документами сдайте декларацию по НДС. Отчет подавайте по местонахождению организации и только в электронном формате. Экспортеры заполняют:

  • титульный лист — со сведениями об организации и налоговым периодом;
  • раздел 1 — со сведениями о суммах НДС к возмещению или уплате;
  • раздел 4 — со сведениями о суммах НДС с подтвержденной нулевой ставкой;
  • раздел 5 — со сведениями о налоговых вычетах;
  • раздел 6 — со сведениями о суммах НДС, когда нулевая ставка не подтверждена.

Не успели отчитаться в 180-дневный срок

Если вы в течение 180 дней не успели подтвердить ставку 0 %, НДС со стоимости вывезенных товаров нужно будет заплатить по стандартной ставке 10 или 20 % (п. 9 ст. 165 НК РФ). Датой определения налоговой базы в общем случае считается день отгрузки товаров или выполнения работ.

Сумму уплаченного налога можно будет принять к вычету после того, как вы предоставите все подтверждающие экспорт документы (Письмо ФНС от 30.07.2018 № СД-4-3/14652). Право на вычет вы сохраняете в течение 3 лет.

Налоговый вычет при экспорте

Экспортные операции облагаются НДС по ставке 0 %. Следовательно, входящий НДС по товарам и услугам, которые использовались для экспортных целей, можно предъявить к вычету. Для вычета вам нужна правильно оформленный счет-фактура от поставщика.

Особенности налогового вычета зависят от того, к какой группе относятся экспортируемые товары: сырьевые или несырьевые.

Вычет при экспорте несырьевых товаров

Если товары оприходованы не позднее 1 июля 2016 года, то предъявить «входящий» НДС к вычету вы можете в общем порядке. Дожидаться отгрузки товаров на экспорт или подтверждения нулевой ставки по экспорту не нужно (Письмо Минфина РФ от 13.07.2016 № 03-07-08/41050).

Порядок иной, если товары оприходованы до 1 июля 2016 года. В таком случае принять «входящий» НДС по ним к вычету можно только в том квартале, в котором компания определяет налоговую базу по ставке 0 %. Дата возникновения права на вычет зависит от того, собрали ли вы документы, предусмотренные в ст. 165 НК РФ, или нет. Если да — право на вычет вы имеете в том квартале, когда экспорт был подтвержден. Если нет — право на вычет возникает только после отгрузки товаров.

Вычет при экспорте сырьевых товаров

К сырьевым товарам относятся позиции, упомянутые в п. 10 ст. 165 НК и установленные в Постановлении Правительства РФ от 18.04.2018 № 466:

  • соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь;
  • руды, шлак и зола;
  • топливо минеральное, нефть и нефтепродукты, битуминозные вещества, воски;
  • органические химические соединения;
  • древесина и изделия из нее, древесный уголь;
  • жемчуг и драгоценные камни;
  • черные металлы;
  • медь, никель, алюминий, свинец, цинк, олово и изделия из этих металлов;
  • прочие недрагоценные металлы и металлокерамика.

Принадлежность товара к сырьевой группе определяйте по коду ТН ВЭД.

Рекомендуем облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет операций с различными ставками НДС. В сервисе можно заполнить и проверить декларацию по НДС. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Методические материалы для налогоплательщикаДАВАЛЬЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ : КАК УПЛАЧИВАТЬ АКЦИЗ

Статья поможет разобраться, когда и у какой из сторон договора — давальца или переработчика — возникает обязанность по начислению и уплате налога, кто из них имеет право на налоговые вычеты.

Согласно пункту 1 статьи 220 Гражданского кодекса производство товара из давальческого сырья — это изготовление лицом новой движимой вещи путем переработки не принадлежащих ему материалов. То есть одно лицо приобретает или производит товар, который затем поступает на переработку другому лицу без передачи права собственности. Такой товар признается давальческим сырьем или материалом. Полученный в результате переработки товар считается произведенным из давальческого сырья. Если иное не предусмотрено в договоре, право собственности на товар, произведенный из давальческого сырья, принадлежит собственнику сырья (ст. 220 ГК РФ).

Как следует из статьи 179 Налогового кодекса, плательщиками акцизов могут быть организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают с подакцизными товарами операции, признаваемые объектом обложения акцизами.

К подакцизным товарам относятся бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, карбюраторных и инжекторных двигателей, прямогонный бензин (ст. 181 НК РФ).

Чтобы понять, кто из участников договора о переработке — собственник давальческого сырья или переработчик — является плательщиком акцизов, нужно выяснить, какие операции облагаются акцизами.

Операция по передаче на территории Российской Федерации лицами подакцизных товаров, произведенных ими из давальческого сырья, признается объектом обложения акцизами (подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ).

Товар из давальческого сырья может передаваться непосредственно самому собственнику сырья и произведенного из него товара или иному лицу по указанию собственника. И не важно, осуществлялась такая передача непосредственно собственнику давальческого сырья либо иному грузополучателю. В любом случае объект налогообложения возникает у того лица, которое перерабатывало давальческое сырье. Соответственно плательщиком акциза является лицо, производящее подакцизный товар из давальческого сырья, то есть переработчик.

ООО «Дельта» — собственник нефти заключило договор с нефтеперерабатывающим заводом на оказание услуги по переработке этой нефти для получения автомобильного бензина.

Акциз будет начислен переработчиком (заводом) при передаче автомобильного бензина собственнику (ООО «Дельта») либо иному лицу, которое укажет собственник.

Собственник сырья может расплатиться с переработчиком частью готовой продукции. На этот случай в подпункте 7 пункта 1 статьи 182 НК РФ предусмотрено, что получение подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья также является объектом обложения акцизами у переработчика.

В подпункте 12 пункта 1 статьи 182 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается и операция по передаче произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе. При совершении данной операции акциз уплачивает лицо (организация или индивидуальный предприниматель), которое передает подакцизный нефтепродукт из собственного сырья для дальнейшей переработки на давальческой основе.

Указанный объект налогообложения возникает только у непосредственных производителей подакцизных нефтепродуктов. Сказанное не относится к лицам, приобретающим подакцизные нефтепродукты и передающим их для дальнейшей переработки.

Из собственного сырья ООО «Сигма» произвело прямогонный бензин, который на давальческих началах был передан для производства автомобильного бензина.

ООО «Сигма» как производитель прямогонного бензина должно начислить акциз при передаче прямогонного бензина на переработку.

На основании пункта 3 статьи 182 НК РФ в целях исчисления акцизов к производству приравнивается розлив подакцизных товаров. Разумеется, если он является частью общего процесса производства подакцизных товаров в соответствии с требованиями госстандартов или другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства этих товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, к производству могут быть приравнены и любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате чего получается подакцизный товар.

Организация (индивидуальный предприниматель) вырабатывает и реализует автомобильный бензин, полученный путем смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов.

Подобная операция признается производством бензина. Значит, производитель, совершающий ее, считается плательщиком акцизов.

Напомним, что нормы пункта 3 статьи 182 НК РФ с 2007 года изменились. Если до указанной даты какое-либо лицо (организация или индивидуальный предприниматель) осуществляло только розлив моторного масла (приобретенного или полученного в качестве давальческого сырья), то оно признавалось производителем этого масла.

С 2007 года положения данного пункта распространяются лишь на розлив алкогольной продукции и пива. Лица, осуществляющие только розлив моторного масла, производителями подакцизных товаров не являются и акциз не уплачивают.

Налоговая база, сумма акциза и налоговые вычеты

Налоговая база по подакцизным товарам из давальческого сырья, а также по произведенным налогоплательщиком подакцизным товарам, передаваемым на переработку на давальческих началах, формируется в соответствии со статьей 187 НК РФ. Так, при передаче подакцизных товаров, которая признается объектом обложения акцизами, налоговая база определяется в зависимости от ставок акциза.

По подакцизным товарам, по которым установлены твердые (специфические) ставки акциза (исчисляемые в абсолютной сумме за единицу измерения), налоговая база исчисляется как объем переданных подакцизных товаров, например нефтепродуктов, в натуральном выражении.

Сумма акциза к уплате по нефтепродуктам из давальческого сырья исчисляется по итогам каждого налогового периода. Она определяется по правилам статьи 194 НК РФ и уменьшается на величину налоговых вычетов.

Когда величина налоговых вычетов в налоговом периоде превышает общую сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, акциз в этом налоговом периоде не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов над общей величиной налога подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу.

Сумма акциза по подакцизным нефтепродуктам из давальческого сырья, если сырьем являются подакцизные товары, уменьшается на величину акциза, уплаченную собственником при приобретении этого сырья (при его производстве) либо при ввозе на таможенную территорию РФ (при условии выпуска товаров в свободное обращение). Это определено в пункте 3 статьи 200 НК РФ. Однако право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика только при соблюдении условий статьи 201 НК РФ1.

Нужно ли предъявлять к оплате собственнику давальческого сырья сумму акциза по товарам, реализуемым на экспорт, при наличии поручительства банка (банковской гарантии)?

В пункте 2 статьи 184 НК РФ сказано, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при передаче подакцизных товаров из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы России при представлении в налоговый орган поручительства банка (ст. 74 НК РФ) или банковской гарантии.

Налогоплательщик, осуществляющий операции, облагаемые акцизами, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) сумму акциза. Об этом говорится в пункте 1 статьи 198 НК РФ. В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой. Исключение — случаи реализации подакцизных товаров за пределы России.

При наличии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик — производитель подакцизных товаров из давальческого сырья при помещении их под таможенный режим экспорта освобождается от уплаты акцизов при одном условии: не позднее 180 дней со дня реализации товаров на экспорт он должен представить в налоговый орган документы, перечисленные в пункте 7 статьи 198 НК РФ. Сумма акциза по указанным товарам собственнику сырья и товаров не предъявляется.

Таким образом, налогоплательщик при передаче подакцизных нефтепродуктов, произведенных им из давальческого сырья, обязан предъявить к оплате собственнику сырья сумму акциза, исчисленную по объемам передаваемых товаров. Разумеется, исключая реализуемые на экспорт товары, по которым налогоплательщику (переработчику) предоставлено право на освобождение от уплаты акциза.

Нередко экспортер не может представить в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию в отчетном налоговом периоде. Имеет ли он право на освобождение от уплаты акцизов в отчетном налоговом периоде, если эти документы будут поданы в налоговом периоде, следующем за отчетным? При отсутствии поручительства банка или банковской гарантии акциз уплачивается в общем порядке в сроки, указанные в статье 204 НК РФ.

Если поручительство банка (банковская гарантия) было предъявлено в налоговую инспекцию до наступления срока подачи декларации по акцизам за отчетный налоговый период, налогоплательщик может получить освобождение от уплаты акциза по экспорту подакцизных нефтепродуктов из давальческого сырья. Он вправе также отразить это освобождение в декларации за отчетный налоговый период.

А если экспортеру все-таки пришлось уплатить акциз? Надо ли переоформлять счета-фактуры при возмещении переработчику суммы акциза, уплаченной им в бюджет по экспортируемым нефтепродуктам?

Уплаченные из-за отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) суммы акциза подлежат возмещению. Для этого ему нужно подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров (п. 1 ст. 198 НК РФ). Такие документы представляются в налоговый орган в порядке, установленном в пункте 7 статьи 198 НК РФ. Возмещение производится только непосредственно плательщику акцизов. Плательщиком акцизов в данном случае является лицо, осуществившее переработку давальческого сырья (материалов).

Если нефтепродукты из давальческого сырья вывозит на экспорт собственник этого сырья, сумма акциза, уплаченная переработчиком при передаче нефтепродуктов собственнику, возмещается переработчику. При условии, что в налоговый орган представлены подтверждающие экспорт документы, предусмотренные в пункте 7 статьи 198 НК РФ. Переработчик возвращает (возмещает) эту сумму собственнику давальческого сырья. Механизм такого возмещения может быть реализован только посредством выполнения собственником-экспортером и налогоплательщиком-переработчиком обязательств, закрепленных в заключенном ими договоре.

В договорах, заключенных с 1 января 2007 года между собственником давальческого сырья и производителем нефтепродуктов из этого сырья, должны быть отражены следующие условия. В случае вывоза собственником этих нефтепродуктов в режиме экспорта он представляет производителю все документы, подтверждающие экспорт. Производитель после возмещения ему из бюджета суммы акциза (которую он уплатил ранее) возвращает ее собственнику.

При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) налоговая база по НДС определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС (п. 5 ст. 154 НК РФ).

С 2007 года передача производителями нефтепродуктов, выработанных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов (или по его поручению иному лицу) признается объектом обложения акцизами (подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ). Поэтому плательщиком акцизов по данной операции является переработчик давальческого сырья (материалов). Значит, при передаче нефтепродуктов сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 НК РФ, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья и материалов. В расчетных документах и счетах-фактурах она должна быть выделена отдельной строкой (п. 1 и 2 ст. 198 НК РФ).

Можно сделать вывод, что налоговая база по НДС у налогоплательщика-переработчика формируется исходя из стоимости услуг по переработке давальческого сырья (материалов) и суммы акциза. Причем сумму акциза переработчик указывает отдельной строкой в счете-фактуре, выставленном согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ собственнику давальческого сырья.

Одновременно собственник давальческого сырья при приобретении услуг по переработке нефтепродуктов из этого сырья имеет право на вычет НДС на основании счета-фактуры, выставленного ему переработчиком (ст. 171 и 172 НК РФ). НДС собственнику предъявляется со стоимости оказанных услуг, включающей сумму акциза.

Итак, при возмещении переработчику суммы акциза, уплаченной им в бюджет, счет-фактура на эту сумму не переоформляется.

Уплата акцизов и отчетность

В пункте 3 статьи 204 НК РФ установлены сроки уплаты акцизов при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров. Если иное не предусмотрено в данной статье, акцизы уплачиваются исходя из фактического объема реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями в сроки:

— не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
— не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налогоплательщики, у которых имеется свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином (далее — свидетельство), уплачивают акциз по прямогонному бензину не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Эти лица обязаны представлять декларацию по акцизам не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным (п. 5 ст. 204 НК РФ). В приказе Минфина России от 14.11.2006 № 146н предусмотрено представление только одной декларации по акцизам за каждый налоговый период, в которой должны быть отражены операции по всем видам подакцизных товаров.

Предположим, налогоплательщик, у которого имеется свидетельство, уплатил акциз 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а декларацию по акцизам подал 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. Тогда до даты фактической подачи декларации у налоговой инспекции не будет оснований для начисления акциза в карточке расчетов с бюджетом такого налогоплательщика. Поэтому рекомендуем лицам, имеющим свидетельство, при проведении операций не только с прямогонным бензином, но и с другими подакцизными товарами подавать одну декларацию по акцизам не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. В ней обязательно заполняются раздел 1.1 по подакцизным нефтепродуктам, за исключением прямогонного бензина, и раздел 1.2 по прямогонному бензину. Напомним, что с 2008 года декларации по обособленным подразделениям организаций, отнесенных к крупнейшим налогоплательщикам, представляются по месту их постановки на учет (ст. 204 НК РФ).

Нечипорчук Н.А.
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, канд. экон. наук
Журнал «Российский Налоговый Курьер» №16 за 2008 год

Импорт и экспорт топлива и его таможенное оформление

Таможенное оформление топлива при импорте и экспорте - важная задача, требующая знаний таможенных правил и опыта. Если знаний и опыта нет, то чтобы избежать ошибок, приводящих к задержкам и ненужным затратам, нужно обратиться к профессионалам. Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» предлагает квалифицированные услуги по таможенному оформлению любого вида топлива: дизельного, бензинового, авиационного керосина и других, оперативно, недорого и в соответствии со всеми нормами таможенного законодательства. Вне зависимости от сложности выбранного таможенного режима – процедуры мы оперативно помогаем "растаможить топливо при импорте, ввозе в РФ" или "затаможить топливо на экспорт из России". При необходимости нами также осуществляется таможенное оформление нефти при экспорте.

Предоставляем услуги таможенного брокера (представителя):

Топливо – это вещество, из которого можно извлекать энергию для её использования в технических целях. Топлива могут быть жидкими, газообразными, твёрдыми. Наиболее распространёнными являются различные виды топлива, добываемые из земных недр: уголь (каменный, бурый), нефть, газ, торф, горючие сланцы. Нашли применение брикеты и топливные гранулы – пеллеты, получаемые из торфа, коры, опилок, щепы, помёта. Их относят к экологически чистому биотопливу, позволяющему снизить нагрузку на окружающую среду. К биотопливу также относят: дрова, опилки, брикеты, биогаз, водород, спирты (метанол, этанол, бутанол), эфиры, биодизель и биомазут.

Получаемое из нефти топливо является ценным энергетическим ресурсом, имеющим много разновидностей:

  • бензин, используемый в автомобильных двигателях с принудительным зажиганием различных марок АИ92, АИ95, АИ98, АИ100, Super, Regular, Plus, Premium и многие другие;
  • бензин, используемый в авиационных двигателях: Б-70, Б-92, Б-91/115, Б-95/130;
  • авиационный керосин, используемый в реактивных двигателях: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ, Т-6;
  • дизельное топливо, иногда называемое соляркой, предназначенное для дизельных и газотурбинных двигателей, установленных на автомобилях, спецтехнике, ж/д локомотивах, кораблях. Основные виды топлива: ДТ-Е-К5, ДТ-З-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5, ДТ ЕВРО 5, дизтопливо: Л-0.5-40, Л-0.2-40, Л-0.2-62; summer diesel: L-0.5-40, L-0.2-40, L-0.2-62, Экто Diesel - сорт F;
  • мазут, используемый в котельных (котельное топливо или топочный мазут), ТЭЦ, судовых установках (флотский мазут): М 100, М 40;
  • газовое топливо, используемое в современных двигателях внутреннего сгорания, бывает двух видов: пропан-бутан – сжиженный нефтяной газ, побочный продукт получаемый при нефтепереработке; метан – природный ископаемый газ, который не подвергается сжижению, его хранят в стальных баллонах под высоким давлением, что создаёт неудобство, но его использование экономически более выгодно. Метан широко применяют в котельных и в бытовых газовых плитах.

Кроме топлива из нефти получают смазочные материалы, используемые для поддержания работоспособности техники: автомобильное масло, техническое масло, моторное масло, газотурбинное масло. Эти товары относятся к 27 группе ТН ВЭД и подлежат таможенному оформлению в Энергетическом ЦЭД. Для указанных видов топлива требуется подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 013/2011, а для масел и смазочных материалов требованиям ТР ТС 030/2012.

Транспортировка топлива может осуществляться: автомобильным, железнодорожным, морским видами транспорта, в очень редких случаях в труднодоступные места авиационным.

Документы и информация для таможенного оформления
топлива и автомобильных масел

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Экспорт топлива из России и его затаможка

Перед экспортом топлива из России в любую страну: в Китай, в Европу, в страны СНГ, в США, или в другие страны мира, обязательно нужна затаможка. Перед отправкой потребуется проверить как качество самого топлива, так и качество транспорта, осуществляющего его доставку. Для экспорта топлива из Росси потребуется: описание топлива, паспорт качества, акт проведения испытаний в лаборатории, номер партии товара на автоцистерну, акт налива, заключение ФСТЭК. Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор и пошлину, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при экспорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Экспортная пошлина

Акциз

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

15,6 долларов США за тонну

Керосин для реактивных двигателей

15,6 долларов США за тонну

Дизельное топливо, летнее

15,6 долларов США за тонну

Импорт топлива в Россию и его растаможка

При импорте топлива в Россию из Норвегии, стран Европы и из любых других стран подлежит обязательной растаможке. Для этого необходимо оплатить таможенную пошлину, подав таможенную декларацию и предоставив на таможню документы: паспорт безопасности; паспорт качества; акт проведения испытаний в лаборатории; документы, подтверждающие качество продукции (соответствие требованиям ТР ТС 013/2011 или ТР ТС 030/2012, в виде "сертификата" или "декларации о соответствии"). Кроме того, для получения преференций может потребоваться сертификат происхождения товара.

Важно! Если торговая марка находится в (РОИС), то оформление данных товаров на таможне (при ввозе или вывозе) возможно только с разрешения - доверенности от правообладателя в РФ!

Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор, пошлину, НДС, акциз, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при импорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Импортная пошлина

Акциз на ввоз

НДС

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

14720 руб. за тонну

Керосин для реактивных двигателей

2800 руб. за тонну

Дизельное топливо, летнее

8835 руб. за тонну

Сертификация нефтепродуктов, топлива, масел

При необходимости нами проводится обязательная или добровольная сертификация топлива и масел (моторных, компрессорных) и нефтепродуктов ввозимых или производимых на территории ЕАЭС! На автомобильные, моторные масла выдается сертификат - "декларация о соответствии" сроком действия от 1 года до 5 лет, либо на партию ввозимой продукции согласно требованиям технического регламента ТР ТС 030/2012. На бензины и виды топлива, выдается сертификат - "декларация о соответствии" согласно требованиям ТР ТС 013/2011, который требуется для таможенного оформления.

Сроки и стоимость таможенного оформления дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, автомобильного масла

При этом стоимость услуг по таможенному оформлению дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, моторного масла, как при "растаможке при импорте", так и по "затаможке на экспорт", в нашей компании минимальна по рынку и варьируется от 12000 до 20000 рублей, и во многих случаях обсуждается индивидуально с каждым клиентом!

Мы уверены, что станем для вас надежным партнером на таможне!

Импорт и экспорт топлива и его таможенное оформление

Таможенное оформление топлива при импорте и экспорте - важная задача, требующая знаний таможенных правил и опыта. Если знаний и опыта нет, то чтобы избежать ошибок, приводящих к задержкам и ненужным затратам, нужно обратиться к профессионалам. Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» предлагает квалифицированные услуги по таможенному оформлению любого вида топлива: дизельного, бензинового, авиационного керосина и других, оперативно, недорого и в соответствии со всеми нормами таможенного законодательства. Вне зависимости от сложности выбранного таможенного режима – процедуры мы оперативно помогаем "растаможить топливо при импорте, ввозе в РФ" или "затаможить топливо на экспорт из России". При необходимости нами также осуществляется таможенное оформление нефти при экспорте.

Предоставляем услуги таможенного брокера (представителя):

Топливо – это вещество, из которого можно извлекать энергию для её использования в технических целях. Топлива могут быть жидкими, газообразными, твёрдыми. Наиболее распространёнными являются различные виды топлива, добываемые из земных недр: уголь (каменный, бурый), нефть, газ, торф, горючие сланцы. Нашли применение брикеты и топливные гранулы – пеллеты, получаемые из торфа, коры, опилок, щепы, помёта. Их относят к экологически чистому биотопливу, позволяющему снизить нагрузку на окружающую среду. К биотопливу также относят: дрова, опилки, брикеты, биогаз, водород, спирты (метанол, этанол, бутанол), эфиры, биодизель и биомазут.

Получаемое из нефти топливо является ценным энергетическим ресурсом, имеющим много разновидностей:

  • бензин, используемый в автомобильных двигателях с принудительным зажиганием различных марок АИ92, АИ95, АИ98, АИ100, Super, Regular, Plus, Premium и многие другие;
  • бензин, используемый в авиационных двигателях: Б-70, Б-92, Б-91/115, Б-95/130;
  • авиационный керосин, используемый в реактивных двигателях: ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ, Т-6;
  • дизельное топливо, иногда называемое соляркой, предназначенное для дизельных и газотурбинных двигателей, установленных на автомобилях, спецтехнике, ж/д локомотивах, кораблях. Основные виды топлива: ДТ-Е-К5, ДТ-З-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5, ДТ ЕВРО 5, дизтопливо: Л-0.5-40, Л-0.2-40, Л-0.2-62; summer diesel: L-0.5-40, L-0.2-40, L-0.2-62, Экто Diesel - сорт F;
  • мазут, используемый в котельных (котельное топливо или топочный мазут), ТЭЦ, судовых установках (флотский мазут): М 100, М 40;
  • газовое топливо, используемое в современных двигателях внутреннего сгорания, бывает двух видов: пропан-бутан – сжиженный нефтяной газ, побочный продукт получаемый при нефтепереработке; метан – природный ископаемый газ, который не подвергается сжижению, его хранят в стальных баллонах под высоким давлением, что создаёт неудобство, но его использование экономически более выгодно. Метан широко применяют в котельных и в бытовых газовых плитах.

Кроме топлива из нефти получают смазочные материалы, используемые для поддержания работоспособности техники: автомобильное масло, техническое масло, моторное масло, газотурбинное масло. Эти товары относятся к 27 группе ТН ВЭД и подлежат таможенному оформлению в Энергетическом ЦЭД. Для указанных видов топлива требуется подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 013/2011, а для масел и смазочных материалов требованиям ТР ТС 030/2012.

Транспортировка топлива может осуществляться: автомобильным, железнодорожным, морским видами транспорта, в очень редких случаях в труднодоступные места авиационным.

Документы и информация для таможенного оформления
топлива и автомобильных масел

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Экспорт топлива из России и его затаможка

Перед экспортом топлива из России в любую страну: в Китай, в Европу, в страны СНГ, в США, или в другие страны мира, обязательно нужна затаможка. Перед отправкой потребуется проверить как качество самого топлива, так и качество транспорта, осуществляющего его доставку. Для экспорта топлива из Росси потребуется: описание топлива, паспорт качества, акт проведения испытаний в лаборатории, номер партии товара на автоцистерну, акт налива, заключение ФСТЭК. Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор и пошлину, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при экспорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Экспортная пошлина

Акциз

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

15,6 долларов США за тонну

Керосин для реактивных двигателей

15,6 долларов США за тонну

Дизельное топливо, летнее

15,6 долларов США за тонну

Импорт топлива в Россию и его растаможка

При импорте топлива в Россию из Норвегии, стран Европы и из любых других стран подлежит обязательной растаможке. Для этого необходимо оплатить таможенную пошлину, подав таможенную декларацию и предоставив на таможню документы: паспорт безопасности; паспорт качества; акт проведения испытаний в лаборатории; документы, подтверждающие качество продукции (соответствие требованиям ТР ТС 013/2011 или ТР ТС 030/2012, в виде "сертификата" или "декларации о соответствии"). Кроме того, для получения преференций может потребоваться сертификат происхождения товара.

Важно! Если торговая марка находится в (РОИС), то оформление данных товаров на таможне (при ввозе или вывозе) возможно только с разрешения - доверенности от правообладателя в РФ!

Кроме того, нужно уплатить таможенные платежи: таможенный сбор, пошлину, НДС, акциз, которые рассчитываются согласно кодам ТН ВЭД.

Пример. Таможенные платежи при импорте

Вид топлива

Код ТН ВЭД

Импортная пошлина

Акциз на ввоз

НДС

Бензин автомобильный с октановым числом менее 80

14720 руб. за тонну

Керосин для реактивных двигателей

2800 руб. за тонну

Дизельное топливо, летнее

8835 руб. за тонну

Сертификация нефтепродуктов, топлива, масел

При необходимости нами проводится обязательная или добровольная сертификация топлива и масел (моторных, компрессорных) и нефтепродуктов ввозимых или производимых на территории ЕАЭС! На автомобильные, моторные масла выдается сертификат - "декларация о соответствии" сроком действия от 1 года до 5 лет, либо на партию ввозимой продукции согласно требованиям технического регламента ТР ТС 030/2012. На бензины и виды топлива, выдается сертификат - "декларация о соответствии" согласно требованиям ТР ТС 013/2011, который требуется для таможенного оформления.

Сроки и стоимость таможенного оформления дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, автомобильного масла

При этом стоимость услуг по таможенному оформлению дизельного топлива, бензина, авиационного керосина, моторного масла, как при "растаможке при импорте", так и по "затаможке на экспорт", в нашей компании минимальна по рынку и варьируется от 12000 до 20000 рублей, и во многих случаях обсуждается индивидуально с каждым клиентом!

Мы уверены, что станем для вас надежным партнером на таможне!

Согласно действующему законодательству РФ, дизельное топливо, приобретаемое юридическими лицами и ИП, подлежит обязательному учету. Порядок и нюансы этой процедуры прописаны в «Правилах учета ГСМ», которые для организаций разного типа могут разниться. Однако учтите, бухгалтерский и налоговый учет довольно сильно разнятся между собой. И если не учитывать эти нюансы, можно заработать серьезные проблемы с законом.

Специфика бухгалтерского учета

Покупатель становится полноправным владельцем дизельного топлива в момент заправки или перекачки солярки в принадлежащий ему резервуар. Поэтому при разработке формы учета фирме надлежит действовать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. В частности – руководствоваться положениями о реквизитах бланков первичных учетных регистров.

Бухгалтерия обязана использовать только количественные показатели. Так, правила учета ГСМ определяются, исходя из способа их закупки:

При покупке за наличные необходимы следующие проводки следующих форматов:

Если для закупки ГСМ используются топливные карты/талоны:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Основание
60 51 Перечисления на карты, отражаются в виде аванса.
68 76 Авансовый НДС принимается к вычету.
10 60 Учет ранее отпущенного ДТ.
19 60 Отражаемый НДС по солярке.
68 19 Вычет НДС по ГСМ.
76 68 Восстановление НДС с аванса, который ранее был принят к вычету.

При проведении бухгалтерского учета ГСМ списывают по факту расхода. Правда, в большинстве моделей автотранспорта и других приборов, работающих на солярке, отсутствуют датчики, позволяющие до мл определить, сколько ДТ было потрачено на ту или иную поездку. Поэтому для расчета затрат нередко используют показатели спидометра, помноженные на принятый компанией норматив.

Суммарная стоимость растраченного за месячный период топлива в этой ситуации рассчитывается в соответствии с показаниями, зафиксированными в путевых листах или системах GPS-отслеживания. При этом используется проводка: ДЕБЕТ 20 – КРЕДИТ 10. Чтобы при отражении цены ДТ принять к вычету НДС поставщика, сначала получите с него счет-фактуру (в соответствии с письмом Минфина № 03-07-11/335 от 03 августа 2010 г).

Нюансы налогового учета

Чтобы правильно вести учет приобретаемого ДТ, компания должна заранее определить, каким образом она будет обосновывать данную строку расходов. Самый простой вариант – руководствоваться распоряжением Минтранса N АМ-23-р от 14 марта 2008 г (текущая редакция - от 20 сентября 2018 г), где подробно расписаны нормы расхода ГСМ для большинства транспортных средств. Однако, как правило, пользуются им лишь профильные организации, использующие машины для транспортировки грузов или людей. Остальные же предпочитают иные способы. Закон это позволяет. В налоговом кодексе нет однозначных указаний, какие именно нормативы обязано использовать юридическое лицо, выполняющее соответствующие расчеты. И тут возможны две ситуации:

    Вариант №1. Взять информацию у производителя автомобиля.

Посмотреть показатели расхода дизельного топлива можно в технической документации, идущей в комплекте с транспортным средством.

Вариант №2. Рассчитать нормативы самостоятельно

Руководство компании формирует комиссию из ее сотрудников (или привлекает экспертов со стороны) и выполняет необходимые замеры практическим путем. Заливает в бак транспортного средства определенный объем дизельного топлива и отслеживает, за сколько км то полностью израсходуется. Затем литры делятся на километры, указанные на спидометре, и получается искомый норматив. Так выполняются замеры для движения автомобиля в различных условиях (зимой и летом, с грузом и без, по простой трассе и проблемной). Собранные результаты фиксируются в нормативном акте, и тот подписывают все участники комиссии.

Вариант №3. Утвердить единый норматив

Этот способ частично перекликается с предыдущим. С той лишь разницей, что компания утверждает всего один норматив. А учет повышенного расхода ДТ (например, в зимнее время) ведет путем введения соответствующих поправочных коэффициентов.

Однако необходимо понимать, что во всех трех случаях возможны погрешности, поскольку учет ведется на основании теоретических, а не практических значений. Поэтому организация должна регулярно сверять фактические остатки топлива с документальными. И чем больше эти расхождения, тем чаще нужно производить проверку. Как правило, раза в месяц – вполне достаточно, однако в отдельных случаях сверку необходимо делать раз в неделю, а то и каждый день.

Документы, используемые для расчетов

Как уже неоднократно упоминалось, формат учета дизельного топлива у разных организаций может разниться. Поэтому и набор документов, используемых при расчетах, также будет отличен. Однако есть и общие бумаги.

Первая форма, о которой следует упомянуть, - отчет движения дизтоплива. Именно на основании него бухгалтерия в дальнейшем будет вести все связанные расчеты и готовить последующую документацию. Его формирует материально ответственное лицо, которое отвечает за выдачу ГСМ. В документе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность сотрудника, получающего солярку.
  • Объем выдаваемого горючего, его вид, марку.
  • Цель запроса.
  • Документы, на основании которых производилась выдача (товарно-транспортная накладная, карточка учета ГСМ и т.п).
  • Остаток топлива на начало/конец отчетного периода.

В качестве дополнения отчету нередко используются приходно-расходные документы. Они помогают сделать картину движения ГСМ более полной и понятной. Когда документы заполнены и проверены, ответственное лицо заверяет их своей подписью.

Второй немаловажный документ – ведомость учета выдачи ГСМ, где прописывается все топливо, выданное работникам компании за отчетный период. В документе содержится информация о:

  • Транспортном средстве (модель, год производства, регистрационный номер).
  • Горючем (марка, объем).
  • Водителе (Ф.И.О, табельный номер).

Также в документ (при необходимости) можно внести данные о ДТ, выделяемом на ремонт и/или техническое обслуживание автомобиля. Но только, если у водителя имеются соответствующие накладные или лимитно-заборные карты.

Заверяется ведомость и лицом, ответственным за выдачу дизтоплива, и получающим горючее водителем. Параллельно материально ответственное лицо делает соответствующую пометку в путевой лист.

Путевые листы

Как упоминалось выше, учет расхода финансов организации на закупку дизельного топлива не обходится без использования путевых листов. Этим термином принято обозначать бумаги, которые используют для первичного отражения пробега транспортного средства.

В теории фирмы по развозу и доставке обязаны использовать путевые листы, форма и реквизиты которых прописаны в приказе Минтранса №12 от 18 сентября 2008. Компании, использующие автомобили, как вспомогательную технику, могут разработать собственные бумаги, отталкиваясь от положений ФЗ №402 от 06 декабря 2011 года. Однако в действительности и те, и другие предпочитают использовать документы, утвержденные постановлением Госкомстата № 78 от 28 ноября 1997 г. Там форма путевого листа напрямую завит от вида транспортного средства (для грузовых один вариант, для легковых – другой).

При любом из вариантов, запомните:

  • Максимальный срок действия документа – один календарный месяц.
  • На каждое транспортное средство (будь то машина или мотоцикл) оформляется собственный путевой лист.
  • Обязательно должны быть отражены все маршруты совершенных за месяц поездок и нормы расхода, утвержденные для данного средства передвижения.

Поскольку документ первичен, старайтесь составлять его максимально подробно и развернуто. Так у вас не будет трудностей с обоснованием необходимости использования транспорта, а значит, и проблем с налоговой.

Иногда использование путевого листа невозможно. Например, когда дизелем заправляют не транспортное средство, а пилу или какую-то специализированную технику. В таких случаях просто оформляют акты на списание ГСМ, которые мы рассмотрим далее.

Электронные системы отслеживания

Еще недавно единственным документом первичного учета движения транспортного средства были путевые листы, заполнявшиеся водителями. Малейшая ошибка – и наблюдалось расхождение реальных показателей с отраженными в документах. Однако так было до письма № 03-03-06/1/354, опубликованного Минфином РФ 16 июня 2011 года. С того момента подтверждать топливные расходы стало возможно с помощью распечаток маршрутов, полученных из систем GPS-отслеживания. В последующие годы эти сервисы развивались семимильными шагами, сегодня с их помощью можно отследить передвижение транспортного средства буквально до метра. А значит, и рассчитать расход ГСМ максимально точно.

Правильный учет «бонусного» топлива

Те, кому доводилось сталкиваться с куплей-продажей транспорта, знают, что нередко довеском к автомобилю идет солярка, оставшаяся в топливном баке. Когда этот «бонус» изначально прописывается в договоре, никаких проблем не возникает. Бухгалтер учитывает его по тем же правилам, что и закупаемое обычным путем.

Однако распространены случаи, когда в подписываемых бумагах о топливе нет ни слова. В подобной ситуации действовать надо, исходя из объема имеющейся солярии. Если он не велик, никаких дополнительных телодвижений не требуется. Учет поступления/списания дизеля начинают вести с первой заправки. Когда топлива много, нужно оформить его как:

  • Безвозмездную передачу. В этой ситуации цену ГСМ нужно проводить по дебету счета 10 и кредиту – 98 (доходы будущих периодов). Списание же выполняют по дебетам счета 98 и 20, 26 или 44 (на выбор) и кредитам 91 (прочие доходы и расходы) и 10 (материалы). Налоговый учет дизтоплива выполняют по ст. 250.8 НКРФ.
  • Излишки, что удалось выявить во время инвентаризации. В рамках бухгалтерского учета их проводят по дебету 10 и кредиту 91. При налоговом – по ст. 250.20 НК РФ.

Когда вы не покупаете, а продаете машину, в баке которой осталось ДТ, лучше отдельно прописать это в договоре. Тогда вы без труда разведете эти продажи (ГСМ и машины) на две разные операции. Если соответствующего пункта в бумагах не оказалось, бухгалтер проводит эти расходы по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом же учете эти траты не отображаются, поскольку, согласно ст. 270.16 Налогового кодекса, стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе, никак не влияет на размер облагаемого дохода.

Если транспорт берется в аренду

Нередко ситуация решается довольно просто. Стороны договариваются, что арендатор по истечении срока аренды просто вернет автомобиль с тем же объемом ГСМ, что и брал. Формально владельцем топлива так и остается арендодатель, а документально передвижения солярки никак не отображаются.

Однако подобная практика ошибочна, ведь арендатор пользуется ДТ, а значит, должен вести его учет. Поэтому, если хотите сделать все правильно, воспользуйтесь одним из описанных ниже вариантов:

  • Проведите передачу ДТ, как «реализацию». Согласно ей, на момент начала аренды арендодатель продаст вам ДТ, а по ее окончанию вы продадите ему аналогичный объем солярки.
  • Оформите товарный заем. Арендатор станет заимодавцем, а вы – заемщиком.

Оба варианта законны и равнозначны по эффективности. Какой из них выбрать, решает бухгалтер организации, исходя из текущего положения дел.

Учет компенсаций ГСМ

Ситуации, когда для выполнения рабочих задач привлекается личный транспорт сотрудника, для многих организаций давно уже привычны. Посетить клиента в нерабочее время, завести груз по адресу, находящемуся «по пути» к дому – вариантов наберется не один десяток. Закон (в частности, Трудовой кодекс) обязывает работодателя компенсировать работнику подобные издержки. Но и здесь не обходится без нюансов.

Размер компенсационных выплат

Чтобы соблюсти все правила налогового учета, обратимся к ст. 188 ТК РФ. Согласно ей, сотруднику полагается денежная компенсация, если его имущество используется в интересах нанимателя с согласия последнего. Размер выплаты стороны определяют самостоятельно при составлении соответствующего письменного соглашения. Ограничений нет, однако рекомендуется устанавливать обоснованные значения, поскольку для налогообложения прибыли существуют определенные нормативы. Так, согласно п. 1.11 ст. 264 НК РФ, затраты, охватывающие компенсационные выплаты, допускается применять исключительно в пределах Постановления Правительства №92 от 08 февраля 2002 г, где закреплены нормы:

  • Для машин, у которых объем двигателя не превышает 2 тыс. см3 – 1200 руб.
  • Для легковых автомобилей с большим объемом кубов – 1500 руб.

Соответственно, учесть сумму, превышающую эти нормы, не удастся. Что подтверждается ст. 270.38 Налогового кодекса. Также учтите, что отдельное возмещение стоимости дизтоплива Минфином приравнено к сверхнормативным выплатам. А они по налогу на прибыль налоговую базу не уменьшают.

Как правильно оформить компенсацию

Чтобы в дальнейшем не было недопонимания с налоговой, составьте двустороннее письменное соглашение, оформив его, как приложение к действующему трудовому договору. Формат и текст документа вы вправе определять самостоятельно. Но обязательно укажите:

  • Данные сотрудника (Ф.И.О, должность).
  • Характеристики транспортного средства (марка и гос. номер, год выпуска, объем двигателя).
  • Правила расчета компенсации (на основе пройденного в рабочих целях километража или чего-то иного).
  • Принятые нормативы расхода топлива (прописанные в руководстве по эксплуатации машины, установленные фирмой, Минтрансом или какие-то иные).

Работодателю же следует контролировать, чтобы получающий компенсационные выплаты сотрудник:

  • Предоставил копии свидетельства о регистрации ТС и руководства по его эксплуатации.
  • Надлежащим образом вел учет рабочих поездок на личном транспорте в путевых листах.
  • Своевременно предоставлял эти и другие документы, подтверждающие расход дизтоплива, в бухгалтерию.
  • Обращаться за компенсационными выплатами необходимо в последний рабочий день месяца, когда выполнялись поездки.

Как организации правильно оформить расходы на компенсацию

Расходом компенсационная выплата становится только с того момента, когда ее переводят работнику. До этого момента учитывать эту сумму в расходах запрещено законом. Чтобы правильно обосновать траты, руководство фирмы должно либо заключить с работником договор, о котором писалось выше, либо выпустить соответствующий приказ (иной локальный нормативный акт). На каком бы варианте вы ни остановили свой выбор, убедитесь, что в нем указаны:

  • Размер компенсационных выплат.
  • Правила и сроки получения.
  • Данные сотрудников, которым эти выплаты предназначаются.

Допускается списывать расходы на компенсацию на те же счета учета затрат, что используются при оформлении заработной платы сотрудника. Главное, не забудьте указать, что в учет идут лишь те дни, когда автомобиль эксплуатировался. Если же сотрудник был в отпуске, на больничном, в командировке или отсутствовал на рабочем месте по каким-то другим причинам, компенсация ему не полагается. Обосновать это требование можно письмом Минфина № 03-03-01-02/140 от 16 мая 2005 г.

Правила списания дизельного топлива

Если хотите, чтобы ваша бухгалтерия была в порядке, знаний о правильном учете горючего недостаточно. Как и прочее имущество фирмы, солярку также нужно корректно списывать. Для этого обратимся к приказу Минфина РФ № 44н от 09.06.2001 г (в редакции от 16.05.2016 г). Согласно главе III, посвященной отпуску материально-производственных запасов, списывать ГСМ надлежит одним из 2 способов:

  • По средней себестоимости.
  • По себестоимости запасов, которые приобретались первыми по времени1 (метод ФИФО).

Поскольку курсы рубля и нефтепродуктов нестабильны, на практике все чаще применяют первый вариант. Цену поступления горючего складываем со стоимостью остатков, а затем получившееся значение делим на сумму поступления и остатка в натуральном выражении.

Бухгалтерский учет ДТ проводится по счету 10, дебит которого используется для учета прихода ГСМ, а кредит – для списания. С налоговым учетом ситуация несколько сложнее. Чтобы правильно оформить данную операцию, необходимо ответить на следующие вопросы:

    Для каких целей используется транспорт?

Если на нем развозят людей или товары, ГСМ включают в материальные затраты (п. 1.5, ст. 254 НК РФ). Если же машины используются, как служебные, дизельное топливо относят в категорию «прочих расходов» (п. 1.11, ст. 264 НК РФ).

Требуется ли нормирование расходов на списание солярки?

Для ответа на этот вопрос обратимся к реквизитам путевого листа. Данный документ содержит информацию о фактическом пробеге транспорта и использовании дизтоплива. Однако в Налоговом кодексе РФ нигде не указано, что для расчета обязаны приниматься исключительно эти нормы. Поэтому расчет вести можно как по данным, полученным практическим путем, так и по теоретическим нормативам.

Как быть, если нормы расхода для используемого организацией транспорта не утверждены?

Позиция Минфина РФ по этому вопросу проста. Если нормативов нет, фирма/ИП может разработать их самостоятельно или посредством привлечения профильных организаций. После того, как техническая документация будет утверждена, расчеты нужно выполнять с ее помощью. Однако учтите, если вы превысили нормы списания дизеля, установленные вами же, и указали это превышение в налоговом учете, налоговая инспекция может отказаться признавать это расходом. А значит, вас ждет доначисление налога на прибыль. Единственная возможность решить вопрос в вашу пользу в этой ситуации – обращение в суд.

Как видите, процессы учета и списания дизельного топлива не так уж и сложны (хотя и требуют предельного внимания). Другое дело, когда закупается некачественная солярка, и у фирмы появляются дополнительные расходы на повторную закупку ДТ, списание неликвида, ремонт поврежденной техники. Чтобы не сталкиваться с подобными казусами, серьезные фирмы приобретают дизельное топливо только у поставщиков, чье качество работы не вызывает сомнений.

Компания «НефтеГазЛогистика» работает на отечественном топливном рынке с 2008 г. Мы сотрудничаем с ведущими НПЗ страны и перед отправкой проверяем каждую партию в собственной лаборатории. Покупая топливо у нас, вы можете рассчитывать не только на качество продукта, но также на:

  • Доступные цены, которые всегда ниже средних по рынку.
  • Быструю доставку. Как правило, с момента обработки заявки до получения топлива клиентом проходит не более 3 часов.
  • Выгодные акции. Для постоянных клиентов мы разработали персональные предложения, а оптовым покупателям предоставляем бесплатную доставку при заказе от 1000 л.

Заинтересовались? Чтобы сделать заказ, звоните по телефону, указанному в шапке страницы. Или оставьте свой номер, и мы вам перезвоним.

Читайте также: