Услуги международной почтовой связи ндс

Опубликовано: 15.05.2024

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 3

Налогообложение услуг международной связи традиционно вызывает вопросы у бухгалтеров коммуникационных компаний и проворящих в силу того, что в Налоговом кодексе есть специальные нормы, регулирующие обложение НДС данных операций. Речь идет о двух нормах: п. 5 ст. 157 и пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, причем претензии налоговики предъявляют как к начислению, так и к вычету НДС. В помощь бухгалтерам в статье на эту тему приведен небольшой обзор разъяснений чиновников и выводов судов.

Каковы претензии к начислению налога?

Норма п. 5 ст. 157 НК РФ неизменна уже на протяжении нескольких лет: при реализации услуг международной связи не учитываются при определении налоговой базы суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям. Вроде бы ничего сложного, все предельно ясно, однако налоговики пытаются поставить под сомнение правомерность применения данной "льготы" по НДС.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009 N 09АП-23553/2009-АК инспекторы отказали оператору связи в исключении из налоговой базы сумм оплаты от иностранных покупателей, ссылаясь на различные, не имеющие к норме п. 5 ст. 157 НК РФ обстоятельства. В частности, налоговики посчитали, что оператор не может самостоятельно оказывать услуги международной связи, это может сделать компания-монополист, с которой оператору следовало бы заключить договор. В таком случае местом реализации услуги могла быть только территория РФ, и отсутствовали основания для невключения в налоговую базу сумм, полученных от иностранных партнеров.

Между тем компания предоставляла возможность своим абонентам принимать международные звонки с использованием только местной телефонной сети и сети передачи данных. Оператор не нарушал требований отраслевого законодательства и на законных основаниях присоединял сеть передачи данных к собственной местной телефонной сети. Поэтому суд счел необоснованным довод налоговиков о допустимости пропуска международного трафика только через другую коммуникационную компанию, которая не обладает монопольным статусом на взаимоотношения с иностранными операторами связи. Договоры с иностранными покупателями заключены на законных основаниях, а инспекция не наделена правом переквалифицировать заключенные хозяйствующими субъектами сделки.

Также судом отклонена ссылка ревизоров на отсутствие лицензии на оказание услуг международной связи. В Налоговом кодексе нет данного требования в целях исключения из налоговой базы по НДС суммы, полученной оператором связи от реализации услуг связи иностранным покупателям. Услуги оказывались на основании лицензий на оказание услуг местной связи, услуг передачи данных и телематических услуг связи. В ходе проведенных управлением Россвязьнадзора проверок соблюдения условий лицензирования не было установлено нарушений оператором связи лицензионных требований.

Но налоговиков это не остановило, и они решили на всякий случай проконтролировать цены пропуска трафика по договорам с иностранными операторами на соответствие рыночным ценам на аналогичные услуги. Судом установлено, что данное мероприятие налогового контроля проведено с нарушением положений ст. 40 НК РФ. В решении ревизоров не определена рыночная цена аналогичных услуг. Также не установлено отклонение цен на услуги, оказываемые оператором, более чем на 20% от рыночных цен. Положения ст. 40 НК РФ не позволяют вместо определения рыночной цены использовать цену другого договора, между тем налоговики ссылались на договоры на пропуск цифрового интернет-трафика, то есть на договоры по совершенно другой услуге, по которой сложился свой уровень цен. В итоге, как и следовало ожидать, допущенные промахи и необоснованные претензии налоговиков в суде оказались на руку оператору связи, который правомерно не учитывал в налоговой базе по НДС суммы, полученные от иностранных покупателей услуг.

На каком основании можно принять налог к вычету?

Исключение из налоговой базы сумм, полученных от реализации услуг международной связи иностранным покупателям на основании п. 5 ст. 157 НК РФ, дает повод сомневаться в правомерности применения вычета по НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для оказания подобных услуг. Однако такие сомнения напрасны, в чем можно удостовериться, ознакомившись с разъяснениями финансового ведомства и отдельными решениями судов.

В Письме Минфина России от 15.01.2010 N 03-07-08/08, посвященном налогообложению услуг международной связи, предоставляемых иностранным организациям, находящимся на территориях других государств, сказано следующее. Положениями гл. 21 НК РФ особенности применения вычетов при осуществлении указанных операций не предусмотрены. Поэтому вычет налога на добавленную стоимость по операциям по оказанию услуг международной связи иностранным компаниям осуществляется в общем порядке. Аналогичные рекомендации даны финансовым ведомством в Письме от 06.11.2009 N 03-07-08/231, в котором речь идет об иностранных покупателях услуг связи. Минфин в разъяснениях не многословен, более обстоятельная аргументация правомерности применения вычета есть в судебном решении - Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2009 N А40-34897/08-117-96.

Перечень случаев, в которых НДС, предъявленный плательщику налога при приобретении товаров (работ, услуг), не принимается к вычету, а включается в их стоимость, определен в п. 2 ст. 170 НК РФ. Перечень операций, не подлежащих обложению НДС (освобожденных от обложения НДС), установлен в ст. 149 НК РФ. Указанная статья НК РФ не предусматривает освобождение от налогообложения операций по реализации услуг международной связи иностранным покупателям. Поэтому услуги международной связи, оказываемые иностранным покупателям, относятся к облагаемым НДС услугам. Место реализации работ и услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ. Местом реализации услуг международной связи, оказываемых иностранным покупателям, является территория РФ. Услуги международной связи не включены в п. 2 ст. 146 НК РФ, устанавливающий перечень операций, не признаваемых реализацией для исчисления НДС.

Таким образом, перечень операций, НДС по которым не принимается к вычету и включается в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), четко определен в НК РФ и не включает в себя операции по оказанию услуг международной связи. Поскольку специальный порядок применения вычетов НДС при осуществлении операций по оказанию услуг международной связи иностранным операторам не установлен, обществу следует руководствоваться общепринятым порядком применения вычетов НДС с учетом положений ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Нюансы услуг связи, оказываемых дипломатическим представительствам

Реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами облагается по налоговой ставке 0% (пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ). Исключительность порядка налогообложения по ставке 0% для указанных операций подтверждается тем, что в пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ содержится отсылка к полномочиям Правительства РФ по установлению порядка применения названного подпункта. Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ N 1033 . В названный документ были внесены существенные изменения Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 N 498. Повлияют ли поправки на применение налоговой ставки по договорам, заключенным до вступления в силу указанного Постановления и предусматривающим исчисление НДС по нулевой ставке? В Письме от 15.01.2010 N 03-07-08/06 финансовое ведомство успокаивает налогоплательщиков, оказывающих услуги связи.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".

В отношении договоров, заключенных с иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами на оказание услуг связи до вступления в силу Постановления N 498, продолжает применяться нулевая ставка до момента расторжения таких договоров (п. 2 Постановления N 498). В отношении договоров, заключенных после вступления в силу названного документа (фактически с IV квартала 2009 г.), применяется традиционная ставка налога, которая должна использоваться при оказании услуг связи. Новый порядок, введенный Постановлением N 498, не предусматривает выставления счетов-фактур с указанием нулевой ставки. При этом пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ о нулевой ставке не утратил силу, однако применять его положения будут сами дипломатические представительства, которые после уплаты налога на общих основаниях будут иметь право на его возмещение на основании заявления покупателя и пакета документов, установленного в Постановлении N 498.

В завершение разговора о применении нулевой ставки обратим внимание на Постановление ФАС МО от 15.12.2009 N КА-А40/14001-09. В нем было оспорено использование данной ставки по прошлым периодам в связи с непредставлением надлежаще оформленного письма международной организации. По мнению налоговиков, в связи с этим организация-исполнитель вправе заявить налоговую базу по налоговой ставке 0% по счетам-фактурам в последующие налоговые периоды. Однако не учтено то, что пп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ исключен из общего правила исчисления налогооблагаемой базы при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт по последнему числу квартала, в котором был собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в данном случае является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому оператор связи (при отсутствии аванса со стороны международной организации) обоснованно подал налоговую декларацию по налоговой ставке 0% в том квартале, в котором произошло оказание услуг связи.

В статье рассмотрены вопросы обложения НДС в части оказания услуг международной связи, в следующих номерах журнала мы вернемся к этой теме и обратим внимание на другие, не менее актуальные вопросы налогообложения услуг международной связи.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 сентября 2007 г. N 03-07-08/261 О порядке применения НДС в отношении операций по оказанию услуг международной почтовой связи

Вопрос: Предприятие почтовой связи согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" оказывает услуги по пересылке товаров в международных почтовых отправлениях в виде мешков "М" и бандеролей предприятию-экспортеру на основании договора на оказание услуг. Предметом договора определено, что исполнитель (предприятие почтовой связи) принимает на себя обязательства по приему, обработке и пересылке авиа и (или) наземным транспортом и предъявлению таможенным органам для таможенного досмотра международных отправлений (бандеролей и мешков "М") за рубеж. При этом в соответствии с условиями договора оплата услуг заказчиком производится по установленному тарифу за полный комплекс услуг.

Перечень работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, реализация которых подлежит налогообложению НДС по ставке в размере 0%, определен пп. 2 п. 1 статьи 164 НК РФ.

В данный перечень включены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).

В связи с вышеизложенным просим разъяснить:

1. Правомерно ли считать, что к предмету регулирования пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ могут быть отнесены и услуги организаций почтовой связи по пересылке за пределы таможенной территории товаров предприятий-экспортеров в международных почтовых отправлениях, учитывая, то, что перечень работ и услуг в данном подпункте ст. 164 НК РФ не является исчерпывающим?

2. В случае если применение нулевой ставки в указанной ситуации правомерно, просим подтвердить возможность использования в целях документального подтверждения в соответствии с требованиями пп. 4 п. 4 ст. 165 НК РФ в качестве копий, подтверждающих вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, следующих документов (прилагаются):

- при транспортировке товара наземным и водным транспортом - накладная сдачи депеш, направляемых наземным путем (ф. CN 37);

- при транспортировке товара воздушным транспортом - накладная сдачи авиадепеш (ф. CN 38).

Указанные документы заполняются почтовым оператором, уполномоченным национальной почтовой администрацией на осуществление почтовой деятельности, и используются при отправке международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции и Регламентом письменной корреспонденции Всемирного почтового союза (т.е. предусмотрены правилами международного делового оборота).

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении операций по оказанию услуг международной почтовой связи и сообщает следующее.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. При этом согласно статье 17 данного Федерального закона отношения в области почтовой связи регулируются не только нормами указанного закона, но и федеральным законом о почтовой связи.

На основании статьи 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" обмен почтовых отправлений между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств, относится к международной почтовой связи.

Таким образом, услуги международной почтовой связи, связанные с обменом почтовых отправлений между организациями Российской Федерации и организациями иностранных государств, относятся к услугам международной связи и, соответственно, услугами по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке почтовых отправлений не являются.

Учитывая изложенное, при оказании российскими предприятиями почтовой связи услуг международной почтовой связи применяется ставка - налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов, установленная пунктом 3 статьи 164 Кодекса. При этом согласно пункту 5 статьи 157 Кодекса суммы, полученные указанными предприятиями от реализации таких услуг иностранным покупателям, при определении налоговой базы по данному налогу не учитываются.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 сентября 2007 г. N 03-07-08/261

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Налог на добавленную стоимость: общие правила

Под международными почтовыми отправлениями понимаются отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию ТС либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза (пп. 16 п. 1 ст. 4 ТК ТС). К международным почтовым отправлениям относятся посылки и письменная корреспонденция.

Никаких особенностей в исчислении НДС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и пересылаемых в международном почтовом отправлении, нормами Налогового кодекса не установлено (Письма Минфина России от 19.03.2015 N 03-07-08/15077, от 12.08.2014 N 03-07-08/40034). Таким образом, применяются общие положения (в данной части статьи речь идет о порядке налогообложения при реализации товаров за пределы Евразийского экономического союза).

Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0%. Для подтверждения нулевой ставки налогоплательщик в 180-дневный срок обязан представить в налоговый орган:

  • контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории ТС;
  • таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (любой из перечисленных документов).

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу РФ с государством - членом ТС, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров воздушным транспортом для подтверждения экспорта в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами территории РФ.

Названные выше документы представляются в налоговый орган одновременно с представлением налоговой декларации.

Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров подлежат налогообложению по ставкам 10 или 18%. Исчисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет за счет средств налогоплательщика, реализующего товары (Письмо Минфина России от 12.08.2014 N 03-07-08/40034), уже на 181-й день с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. В налоговый орган представляется уточненная налоговая декларация.

Если впоследствии налогоплательщику все же удастся собрать необходимый пакет документов, уплаченные им суммы налога подлежат возврату.

Восстанавливать "входной" НДС или нет?

До 1 января 2015 г. действовало правило, согласно которому в случае реализации товаров на экспорт (облагаемых по налоговой ставке 0%) на дату отгрузки нужно было восстановить сумму "входного" НДС, предъявленную поставщиком этих товаров, ранее правомерно принятую к вычету (если товары предполагалось продавать как на внутреннем, так и на внешнем рынке). Позднее (в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортным операциям, то есть в последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки) восстановленные суммы НДС снова подлежали вычету (пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ в прежней редакции).

Если экспорт товаров налогоплательщик не подтвердил, восстановленные суммы НДС он также мог принять вычету (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ). В этом случае моментом определения налоговой базы считается день отгрузки товаров (п. 1 ст. 167 НК РФ). По общему правилу вычет заявляется в той же уточненной декларации, в которой отражается неподтвержденная экспортная реализация товаров (по ставке НДС 10% (18%)). Но сделать это можно и позднее - в течение трех лет после окончания налогового периода, на который приходится день отгрузки (с 2015 г. - не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание указанного трехлетнего срока) (Письмо Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181).

С 01.01.2015 пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ утратил силу (Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ). То есть прямой обязанности восстанавливать "входной" НДС по товарам, продаваемым на экспорт, Налоговый кодекс более не содержит. Однако оставшиеся положения НК РФ относительно учета "входного" НДС по товарам, которые впоследствии реализованы на экспорт, сформулированы таким образом, что "входной" налог все же придется восстановить (то есть, по сути, алгоритм действий бухгалтера начиная с 2015 г. не поменялся). Подтвердим сказанное уже названными выше нормами НК РФ.

Моментом определения налоговой базы по НДС по товарам, реализуемым на экспорт, являются:

  • последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, - в случае если экспорт товаров подтвержден (п. 3 ст. 172, абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • дата отгрузки товаров - если экспорт не подтвержден (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

Получается, что на дату отгрузки (при продаже товаров на экспорт) момент определения налоговой базы по НДС по этим товарам еще не наступил, соответственно, "входной" налог должен быть восстановлен. По мнению чиновников (Письмо от 13.02.2015 N 03-07-08/6693), указанные суммы НДС отражаются в графе 5 по строке 100 "Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов" разд. 3 декларации по НДС, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558. Таким образом, "сенсационная" поправка, внесенная в НК РФ Федеральным законом N 366-ФЗ, без внесения изменений в другие положения НК РФ попросту не работает. Впоследствии (как и раньше) восстановленные суммы НДС могут быть приняты к вычету.

Особенности совершения таможенных операций

Для более детальной проработки вопроса о порядке обложения НДС экспортных операций в случае, если отправка товаров осуществляется почтой, нужно знать некоторые особенности совершения таможенных операций.

Международные почтовые отправления не могут быть посланы за пределы таможенной территории ТС без разрешения таможенного органа. В силу гл. 44 ТК ТС не допускается пересылка товаров:

  1. запрещенных к вывозу;
  2. запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;
  3. в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях на основании решения Комиссии ТС.

Примечание. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ТС в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134.

Примечание. Перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу ТС при вывозе и (или) ввозе, пересылка которых в международных почтовых отправлениях запрещена, утвержден Решением Комиссии ТС от 17.08.2010 N 338.

Меры нетарифного регулирования не применяются в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, а также в отношении товаров (Решение Комиссии ТС от 17.08.2010 N 338):

  • стоимость которых эквивалентна сумме, не превышающей 200 евро;
  • пересылаемых в качестве образцов для испытаний в количестве, предусмотренном законодательством государств - членов ТС;
  • пересылаемых в качестве образцов и экспонатов международных выставок и ярмарок.

Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с использованием (п. 2 ст. 314 ТК ТС):

  1. предусмотренных актами Всемирного почтового союза документов, сопровождающих международные почтовые отправления (таможенных деклараций CN 22 или CN 23, сопроводительного адреса CP 71, бланка-пачки CP 72, бланка E1 (или его эквивалента ярлыка - EMS));
  2. декларации на товары.

Декларирование с использованием декларации на товары осуществляется в случаях, если:

  • подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
  • в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;
  • фактический вывоз товаров с таможенной территории ТС должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;
  • товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

Таможенное декларирование товаров осуществляется до их передачи операторам почтовой связи для отправки. Из сказанного выше следует, что российская торговая организация, экспортирующая товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, таможенное декларирование обязана осуществлять с использованием таможенной декларации.

Пунктами 67, 68 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях (Утверждены Приказом ГТК РФ от 03.12.2003 N 1381. Документ действует в части, не противоречащей законодательству РФ о таможенном деле), установлено, что таможенное оформление и таможенный контроль пересылаемых в международном почтовом отправлении товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация при необходимости подтверждения вывоза этих товаров с таможенной территории РФ таможенному и (или) налоговому органам, производятся таможенным органом, в регионе деятельности которого расположен отправитель, до сдачи международного почтового отправления организации почтовой связи для пересылки за пределы таможенной территории РФ. В данном случае при декларировании товаров используется ГТД, а установленные актами Всемирного почтового союза таможенные декларации CN 23 представляются в таможенные органы дополнительно.

Ниже приведем несколько судебных решений, в которых налоговые инспекторы пытались привлечь налогоплательщиков к налоговой ответственности за неправомерное применение нулевой ставки НДС (в связи с непредставлением необходимых документов), однако арбитры с ними не согласились.

Постановление ФАС МО от 21.09.2006 по делу N А40-81849/05-90-677

При вывозе товаров международными почтовыми отправлениями воздушным транспортом в графе "Грузополучатель" международной авианакладной не указан собственник товара, таким образом, не установлен факт реализации перевозимых на экспорт товаров и перехода права собственности на этот груз от продавца к иностранному покупателю

Согласно положениям НК РФ в международной авиационной грузовой накладной должен быть указан аэропорт разгрузки (находящийся за пределами таможенной территории РФ).

Отражение этой информации является достаточным условием, определяемым налоговым законодательством в отношении оформления данного документа для подтверждения налоговой ставки 0%

Постановления ФАС ПО от 24.07.2007 по делу N А65-20966/06, от 08.02.2007 по делу N А65-17705/206-СА1-23

Налогоплательщик не представил сопроводительный адрес CP 71 с отметкой таможенного органа о вывозе товара за пределы таможенной территории РФ

Представленные налогоплательщиком почтовые таможенные декларации CN 23 содержат абсолютно те же реквизиты, что и сопроводительный адрес CP 71. Представленные наряду с ГТД почтовые таможенные декларации являются иными документами, подтверждающими вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, как это и предусмотрено ст. 165 НК РФ. Соответственно, налогоплательщик подтвердил правомерность применения нулевой ставки НДС

Если торговое предприятие уверено, что экспорт подтвердить не удастся (не будет собран необходимый пакет документов), вправе ли оно сразу отражать реализацию по ставке НДС 10% (18%)?

К сожалению, нет, такого права у российской торговой организации нет. Статья 164 НК РФ не дает налогоплательщику выбора: в момент продажи товаров иностранному покупателю однозначно должен применяться НДС по ставке 0%.

Если по истечении 180 дней организация не собрала пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, должна ли она рассчитать и уплатить в бюджет сумму налога исходя из стоимости товаров согласно внешнеторговому контракту (то есть по ставке 18/118) или НДС должен быть начислен сверх стоимости товаров (18%) и уплачен за свой счет?

Налог рассчитывается сверх стоимости товаров (18%) и уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика.

Если товар продан физическому иностранному лицу.

Если российские товары продаются иностранным физическим лицам, по понятным причинам внешнеэкономический контракт между продавцом и покупателем не заключается. Что же, у российского налогоплательщика нет шансов документально подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС? Вопрос этот действительно непростой, и для того, чтобы исключить налоговые риски, предлагаем читателям с данным вопросом обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

То, что внешнеэкономический контракт в описанной ситуации может быть заменен на иной документ, подтверждает Минфин. Так, например, в Письме от 15.03.2006 N 03-04-08/62 он разъясняет, что аналогом контракта при реализации журналов иностранным подписчикам может выступать документ (его копия), удостоверяющий факт приема подписки и содержащий соответствующие реквизиты (согласно п. п. 2, 8 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 N 759) оформление договора подписки на периодическое печатное издание означает прием подписки на периодическое печатное издание; факт приема подписки удостоверяется документом, содержащим реквизиты распространителя, указание на подписной период, наименование периодического печатного издания, его подписной индекс, адрес получения, фамилию подписчика и цену подписки).

Продажа товаров внутри Евразийского экономического союза

На что еще нужно обратить внимание. В соответствии со ст. 212 ТК ТС экспорт - это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Одновременно с этим в Договоре о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (а до вступления его в силу - в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (в настоящее время документ утратил силу)) также используется понятие "экспорт". Под данным термином понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства - члена ЕАЭС. Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой в отношении товаров, перемещаемых между РФ и государствами - членами ЕАЭС, установлен Приложением 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Для справки. До вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ТС и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы ТС и единого экономического пространства.

Нормы данного документа во многом схожи с теми, что применялись ранее, при этом правила, определяющие порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, отличаются от правил Налогового кодекса в отношении экспортных операций. В частности, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена Евразийского экономического союза, с территории которого вывезены товары (российской торговой компанией), в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена (в отдельных случаях указанные документы не представляются);
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Сложности с НДС возникают в случае, если покупателем является физическое лицо. В частности, по понятным причинам налогоплательщик - российская торговая организация не сможет представить в налоговый орган внешнеторговый контракт. Выход из этой ситуации есть. В определенных случаях налоговики допускают заменить названный документ на иной подтверждающий поставку товаров за пределы РФ.

Второй отрицательный момент: при реализации товаров покупателю - физическому лицу, проживающему в государстве - члене ЕАЭС, налогоплательщик - российская торговая организация не сможет представить в свой налоговый орган необходимое для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС, составленное импортером заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Указанное означает, что реализация названным лицам товаров облагается по ставке 18% (10%).

31.12.2019 16:30 , обновлено 25.03.2021 15:49

Пожалуй, главной (и самой неприятной) темой начала 2020 года в сфере онлайн-шопинга для жителей России является снижение беспошлинного порога ввоза товаров для личного пользования. Подавляющее большинство российских шопоголиков, годами закупавшихся на торговых площадках AliExpress и eBay, а также в крупных и мелких зарубежных интернет-магазинах, ни разу не уплачивали таможенную пошлину. Львиная доля покупок входила в действовавший беспошлинный лимит, сниженный в 2019 году с 1000 до 500 евро в месяц, но всё ещё достаточный для того, чтоб о нём не задумываться. Отследить превышение этого лимита сотрудникам таможни было сложно, кроме очевидных случаев заказа единичных дорогих товаров.

Что случилось?

С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны ЕАЭС вправе устанавливать собственные лимиты, которые могут быть ниже, но не выше установленных для территории Союза. Таким правом уже воспользовались, в частности, в Республике Беларусь, где без уплаты пошлины можно ввозить товары стоимостью не выше 22 евро и весом не более 10 кг.

Как рассчитать и оплатить таможенную пошлину с 1 января 2020 года

Нормы ввоза товаров установлены решением Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а затем скорректированы решением от 1 ноября 2018 года № 91.

Несмотря на то, что в конце 2019 года в информационное пространство неоднократно вбрасывались суждения о необходимости дальнейшего снижения беспошлинного порога, с 1 января 2020 года на территории Российской Федерации действуют нормы ввоза товаров для личного пользования, определённые решением ЕАЭС — 200 евро и 31 кг; эти нормы продолжают действовать и в 2021 году.

Что изменилось?

В течение 2019 года житель России был вправе без уплаты таможенной пошлины ввезти из-за рубежа в виде почтовых отправлений за один календарный месяц товары на общую сумму не более 500 евро общим весом не более 31 кг. С начала 2020 года месячный лимит больше не действует, а новый лимит — 200 евро и 31 кг — применяется к каждой посылке.

С одной стороны, российским шопоголикам (а также пресловутым «барыгам» на онлайн-барахолках) несказанно повезло: теперь можно, в частности, десятками закупать бюджетные смартфоны, не беспокоясь о пошлине. С другой стороны, пострадали покупатели с более высокими запросами: заказ на AliExpress флагманского устройства чреват прохождением квеста по уплате пошлины и расставанием с парой тысяч рублей.

Как рассчитать таможенную пошлину?

Как уже сказано выше, нормы беспошлинного ввоза включают два критерия: стоимостной и весовой. При превышении хотя бы одного из этих двух лимитов начисляется пошлина. Месячных норм больше нет: можно заказывать товар за товаром, лишь бы продавец или торговая площадка (из благих, разумеется, побуждений) не решили объединить посылки.

Весовой критерий применительно к почтовым отправлениям — сущая экзотика. Почти вся посылочная масса, рассылаемая онлайн-магазинами, представляет собой мелкие пакеты (это не уничижительная характеристика, а один из видов почтовых отправлений), вес брутто которых по действующим почтовым нормам не должен превышать 2 кг. По этой причине мелкий пакет может превысить только стоимостную таможенную норму.

Начисление пошлины производится от величины превышения нормы. Например, для товара стоимостью 250 евро пошлина начисляется от суммы 50 евро. Для посылки весом 33 кг пошлина начисляется за 2 кг превышения веса. Важно понимать, что даже в случае превышения сразу двух лимитов, пошлина начисляется только по одному — наибольшему — значению суммы, а не суммируется.

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Таможенная пошлина за превышение стоимостного лимита
Таможенная пошлина за превышение весового лимита
Таможенная пошлина за превышение стоимостного или весового лимита и таможенный сбор
, где P — совокупная стоимость всех товаров в почтовом отправлении, евро; W — вес брутто почтового отправления, кг; R — курс евро по отношению к рублю, установленный ЦБ РФ; C — сумма таможенного платежа, рубли.

Рассчитаем размер таможенной пошлины для товара из примера, приведённого выше.

  • пошлина за превышение стоимостной нормы: (250 - 200) * 0,15 = 7,5 евро.
  • пошлина за превышение весовой нормы: (33 - 31) * 2 = 4 евро.

Наибольшая сумма — за превышение стоимостной нормы, следовательно, именно её следует уплатить в качестве таможенной пошлины для данного товара.

Таким образом, получателю посылки из нашего примера придётся уплатить таможенную пошлину в размере 7,5 евро в рублях по текущему курсу ЦБ РФ и, возможно, таможенный сбор в размере 250 рублей.

Таможенная пошлина начисляется сотрудниками таможенной службы на основе внутренних инструкций. Стоимость товара может быть получена ФТС как из таможенной декларации (форма CN22), так и непосредственно от магазина (да-да, популярные магазины и торговые площадки «сливают» информацию о заказах почтовым, налоговым и таможенным службам). В спорных случаях от получателя почтового отправления может потребоваться представление в таможенную службу инвойса или скриншота страницы интернет-заказа, а также информации об его оплате (чек или выписка из онлайн-банка). Как правило, это происходит, если у таможенника возникает подозрение, что продавец занизил в декларации стоимость товара.

Калькулятор таможенной пошлины

, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

При покупке смартфона на AliExpress самый дешёвый вариант ищите на сервисе сравнения цен на смартфоны, содержащем не только актуальные цены, но также скидки, купоны и промокоды магазинов (в том числе, «секретные»).

Как оплатить таможенную пошлину?

В зависимости от того, какой службой доставляется почтовое отправление, и оказывает ли эта служба услуги таможенного оформления, получателю отправления по указанным контактным данным может быть направлено таможенное уведомление с уже рассчитанной суммой таможенной пошлины и инструкцией по её оплате. Оплату необходимо произвести согласно инструкции.

Многие курьерские службы берут на себя процесс оплаты таможенной пошлины, позволяя внести необходимую сумму в личном кабинете пользователя на своём сайте. Это сильно упрощает жизнь не только пользователям, но и самим курьерским службам — если пользователю дать шанс «накосячить», он непременно им воспользуется, но винить будет, конечно же, не себя.

Почта России при использовании официального мобильного приложения не только сообщает получателю информацию о начисленной таможенной пошлине, но и позволяет её оплатить: онлайн в приложении (без комиссии) или непосредственно при получении почтового отправления (комиссия 10% от суммы таможенного платежа). Онлайн-оплата может быть выполнена с использованием банковской карты. Если вы хотя бы время от времени покупаете дорогие товары за границей, доставляемые обычной почтой, установка приложения Почты России способна избавить вас от многих проблем.

Оплата таможенной пошлины в мобильном приложении Почты России
Стоимость товара на AliExpress, для которого начислена таможенная пошлина

Кстати, на первом скриншоте выше величина таможенной пошлины рассчитана, исходя из реальной стоимости товара по курсу евро на момент покупки, хотя посылка ещё не поступила ни на российскую таможню, ни в сортировочный центр Почты России (это к вопросу о «сливе» данных AliExpress и надежде обойтись заниженной стоимостью в таможенной декларации).

При оплате с помощью банковского платежа важно корректно указать не только банковские реквизиты получателя платежа, но и его назначение. Известны случаи, когда при неверном указании назначения платежа сотрудники таможенной службы требовали провести платёж повторно (при этом предыдущий платёж возвращался, но спустя какое-то время).

Вопросы и ответы

— Учитывается ли стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины?

Нет, стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины не учитывается. Например, если покупатель заплатил за посылку с товаром 205 евро, из которых стоимость доставки составила 15 евро, посылка пройдёт таможню без начисления пошлины.

— От какой суммы исчисляется размер пошлины при покупке со скидкой?

Если товар приобретён со скидкой (например, по купону или промокоду), размер таможенной пошлины будет рассчитан от реально уплаченной суммы (т.е. после применения скидки). В редких случаях может потребоваться её документарное подтверждение.

— Обязательно ли указание ИНН при оформлении пошлины?

Граждане России, помимо Ф.И.О., адреса и паспортных данных, должны предоставить таможенному представителю свой ИНН — такое требование содержатся в Приказе ФТС от 5 июля 2018 года № 1060. На граждан других стран, проживающих или пребывающих на территории РФ, это требование не распространяется.

— Как обойти таможенные лимиты при заказе дорогого товара из-зa pyбeжa?

— Может ли консолидация посылок AliExpress привести к превышению новых таможенных норм?

Формально — да, поскольку лимиты применяются к почтовым отправлениям, а консолидированная (т.е. объединённая) посылка представляет собой не что иное, как обычное почтовое отправление. Хочется надеяться, что AliExpress и впредь будет подходить к вопросу консолидации посылок с максимальной аккуратностью, учитывая совокупную стоимость товаров и таможенные нормы страны назначения. По крайней мере, случаев превышения ранее действовавших лимитов из-за консолидации посылок не зафиксировано.

— Можно ли отказаться от посылки с начисленной таможенной пошлиной?

Да, можно не оплачивать пошлину и не забирать посылку. По истечении времени хранения (30 суток) посылки в почтовом отделении она будет возвращена отправителю. После получения посылки отправителем (отслеживается по трек-номеру) можно вернуть оплату за товар через открытие спора. Впрочем, злоупотреблять этим не стоит: продавец и площадка несут почтовые расходы, которые ничем не компенсируются — при многократном повторении такого «подвига» аккаунт покупателя, скорее всего, будет заблокирован.

— Какие интернет-магазины передают сведения о заказах российских пользователей Почте России?

Известно, как минимум, о двух торговых площадках, подключившихся к информационной системе Почты России: AliExpress и Joom. Почта России, как уполномоченный оператор почтовой связи, в свою очередь, передаёт эти сведения дальше — в ФТС.

— Какова таможенная пошлина на посылки в 2021 году?

Нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, а также размер и правила начисления таможенной пошлины с начала 2021 года не изменились, что, впрочем, не означает, что они не могут быть пересмотрены позднее в течение года. Для расчёта таможенной пошлины используйте наш таможенный калькулятор.

— Как правильно: «налог на посылку» или «пошлина на посылку»?

Ключевым отличием налога от пошлины является то, что первый взымается периодически, а вторая — единовременно. Из этого отличия со всей очевидностью следует отнесение платежа за «растаможку» посылок к пошлине. Да, плата за превышения нормы беспошлинного ввоза — это никакой не налог, как многие полагают.

Теги: 2021, таможня, налог, пошлина, калькулятор, расчет, оплата.

Читайте также: