У комиссионера не участвующего в расчетах оборотом облагаемым ндс признается

Опубликовано: 11.05.2024

Михаил Кобрин

Что такое посредничество

Посредничество — это работа посредника-исполнителя, который решает задачи клиента: заключает сделку, доход от которой получает заказчик. Для оформления посредничества выбирают один из трех договоров.

Договор поручения

Положения договора регулирует гл. 49 ГК РФ. По его условиям поверенный выполняет задачи доверителя. В результате заказчик приобретает права и обязанности, которые указаны в договоре перед третьими лицами.

Заключив сделку, исполнитель незамедлительно передает все полученное по ней доверителю. Заказчик компенсирует расходы, которые сделал поверенный, а также оплачивает его услуги, если это предусмотрено договором.

Так как исполнитель работает от имени доверителя, ему нужна официальная доверенность.

НДС при посреднических операциях

Комиссионный договор

Положения договора комиссии регулирует гл. 51 ГК РФ. Комиссионер — это лицо, которое по поручению заказчика и за его счет заключает сделки купли-продажи с третьими лицами.

Комиссионер работает от своего имени. Поэтому по заключенным сделкам только он несет все права и обязанности. Но права собственности на товары у комиссионера нет.

Договор комиссии является возмездным. Комиссионер предоставит заказчику результат работы в отчете, его сроки и порядок сдачи прописывают в договоре. При принятии отчета заказчик выплачивает вознаграждение.

Так как ответственность по заключенной сделке несет исполнитель, то доверенность от заказчика ему не нужна.

Агентский договор

Регулируется гл. 52 ГК РФ. По договору агент обязуется выполнить те или иные действия, о которых попросит заказчик. Агентский договор объединяет в себе комиссионный договор и договор поручительства. Поэтому по заключенной сделке права и обязанности могут возникать и у исполнителя, и у заказчика. Все зависит от условий договора.

Как и комиссионер, агент также обязан предоставляет заказчику отчет о проделанной работе с приложением документов по сделке.

Посмотрите отличия посреднических договоров в таблице.

Характеристика Поручение Комиссия Агентирование
Кто финансирует сделку Заказчик Заказчик Заказчик
Кто приобретает права и обязанности Заказчик Комиссионер Заказчик / Агент
Предполагается ли вознаграждение по договору Да / Нет Да Да

Выбор вида посреднического договора зависит от ситуации. Договор поручительства стоит заключать для совершения юридически значимых действий: регистрации товарного знака, регистрации имущества и так далее.

Комиссионный договор часто используют в сделках купли-продажи. Покупатель может не знать, что работает с комиссионером, так как исполнитель действует от своего имени.

Сделки по продаже товаров и услуг

Для продажи товаров или услуг заказчика иногда нанимают посредника. Часто для этого используют комиссионный договор, что влияет на учет как посредника, так и заказчика.

Учет НДС у комиссионера

Рассмотрим тонкости учета НДС и порядок выставления счетов-фактур со стороны комиссионера.

Бухгалтерский учет у комиссионера

Содержание договора комиссии определяет правила ведения бухучета, вот основные особенности:

  • первичка, в том числе товарные накладные, счета-фактуры, договоры и прочее выписываются и заключаются от имени комиссионера, так как он действует от своего имени;
  • товары для реализации комиссионер учитывает на специальных забалансовых счетах, так как права собственности на них у него нет;
  • услугу посредника считают исполненной в момент перехода права собственности от продавца к покупателю;
  • доход исполнителя — комиссионное вознаграждение;
  • исполнитель может как участвовать, так и не участвовать в расчетах между продавцом и покупателем. Это зависит от условий договора.

Учет НДС у комиссионера

Торговые компании часто используют договор комиссии при реализации продукции, но учет НДС в этой ситуации вести сложно.

Вознаграждение, полученное по посредническому договору, облагают НДС (ст. 156 НК РФ). Действующая ставка — 20 %. Налогооблагаемая база комиссионера или агента — это его вознаграждение. Момент определения базы — дата направления отчета о проделанной работе заказчику.

Комиссионер может заключить сделку на более выгодных условиях, чем оговаривалось с заказчиком. Тогда, кроме вознаграждения, ему причитается дополнительный бонус, размер которого фиксируется в договоре. Эта премия, как и основное вознаграждение, облагается НДС по ставке 20 %.

Посредник платит НДС с вознаграждения даже тогда, когда оказывает услуги по реализации товаров, которые не облагаются НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Случаи, когда посредник не платит НДС

В большинстве случае посредник платит НДС. Но в п. 2 ст. 156 НК РФ перечислены ситуации, когда платить НДС не нужно:

  • при оказании услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ (п. 1 ст. 149 НК РФ);
  • при реализации медицинских товаров, утвержденных в специальном перечне (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • при оказании ритуальных услуг и работ (пп. 8 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • при реализации изделий народных художественных промыслов (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Выставления счетов-фактур у посредника

При продаже товара покупателю комиссионер выставляет ему счет-фактуру (п.3 ст. 168 НК РФ). На основании этого документа покупатель принимает НДС к вычету. Счет-фактуру можно не выставлять, если заказчик не плательщик НДС.

При заполнении комиссионер использует Постановление Правительства РФ № 1137 от 26.12.2011 года. В строке «Продавец» он указывает свое наименование. В строке «Грузоотправитель и его адрес» фиксирует данные организации, со склада которой отправлялся товар. Это может быть сам заказчик или комиссионер. В строке «Грузополучатель и его адрес» посредник указывает наименование и адрес получателя. А в строке «Покупатель» — наименование плательщика.

Комиссионер заполняет два счета-фактуры. Один передает покупателю, а второй оставляет у себя и регистрирует в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. При этом в книгу продаж посредник ничего не записывает.

После этого комиссионер сообщает реквизиты фактуры заказчику. А комитент выставляет посреднику аналогичный счет-фактуру, но со своим номером. Комиссионер регистрирует полученный счет-фактуру в учетном журнале.

Если реализация происходит от имени продавца, а не посредника, то и счет-фактуру выставляет продавец. Доверенному или агенту это делать не нужно.

Учет НДС у комитента

Собственником реализуемого по агентскому или комиссионному договору имущества выступает заказчик-комитент. Следовательно, он и плательщик налога. Налогооблагаемую базу определяют как стоимость реализованных товаров и услуг.

Сложность заключается в моменте возникновения базы по НДС. Ее определяют по дате продажи товаров или услуг. В случае с посредником ориентируйтесь на даты его действий. Следовательно, налоговая база возникает в день реализации комиссионером товаров или получения предоплаты. Узнать эти даты можно из отчета посредника.

Если заказчик не плательщик НДС, то выставлять счет-фактуру покупателю не нужно.

Содержание отчета посредника

Унифицированной формы отчета нет. Поэтому выберите со своим исполнителем любой формат. Главное, чтобы он содержал обязательные реквизиты первичного документа (ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 года):

  • наименование;
  • дату составления;
  • наименование посредника;
  • суть проделанной работы;
  • денежные и натуральные измерители операции;
  • ФИО и должности лиц, ответственных за совершение и оформление операции;
  • подписи вышеназванных лиц.

По НДС от реализации товаров или услуг через посредника нужно отчитываться в те же сроки, в которые вы отчитываетесь по «стандартным» продажам. Поэтому при заключении посреднического договора сразу оговорите сроки получения отчетов от исполнителя. Если комиссионер затянет со сдачей отчета, для вас это не будет оправданием в несвоевременной уплате НДС. Заказчик обязан контролировать сроки получения отчетов.

Выставления счетов-фактур у заказчика

Если реализация товаров происходила от имени заказчика, то он же и выставляет счет-фактуру покупателю. Процедура ничем не отличается от обычной продажи.

Ситуация меняется, если продажа была от имени комиссионера. Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • посредник передает заказчику информацию о счете-фактуре, которую он выставил покупателю;
  • заказчик выставляет свой счет-фактуру, его содержание идентично фактуре из первого пункта.

Датируются эти документы одной датой. Содержание документов ничем не отличается друг от друга, кроме номера. Даже «Покупатель» остается тот же. Заказчик делает два счета-фактуры. Один передает комиссионеру, а второй оставляет у себя и регистрирует в журнале и книге продаж.

Вычет по НДС за услуги посредника

Заказчик принимает к вычету НДС, который комиссионер уплатил в составе вознаграждения. Для этого получите от посредника соответствующую счет-фактуру и зарегистрируйте в книге покупок в части 2 журнала учета. При этом заказчик-неплательщик НДС принять налог к вычету не сможет.

Сделки по покупке товаров и услуг

Посреднику можно покупать товары или искать ТМЦ, которые нужны заказчику. В таком случае мы будем наблюдать ситуацию обратную реализации.

Учет НДС у комиссионера

Документооборот происходит в стандартном режиме, если сделку заключают от имени заказчика. Тогда он самостоятельно выставляет покупателю всю первичку.

Но посредник может оформить сделку и от своего имени. В таком случае поставщик выставит все документы на имя комиссионера. Эти бумаги посредник обязательно предоставит заказчику в составе своего отчета.

После покупки посредник выставляет на имя заказчика два вида счетов-фактур:

  • счет-фактуру на приобретенные ТМЦ. Один экземпляр он передает комитенту, а второй оставляет у себя и регистрирует в журнале. В книгу продаж фактуру вносить не нужно;
  • счет-фактуру на свое вознаграждение.

Заказчик принимает к вычету НДС за купленные товары только при наличии следующих документов:

  • счетов-фактур от комиссионера с приложением копий счетов-фактур, которые выставил посреднику продавец;
  • платежных поручений, подтверждающих факт перечисления денег от комитента к комиссионеру и от посредника к продавцу;
  • комиссионного или агентского договора.

Учет НДС у комитента

Заказчик, получив товар и счет-фактуру от комиссионера, регистрирует его в книге покупок и журнале учета счетов-фактур. После этого он принимает НДС к вычету, но при условии, что у него есть счет-фактура от продавца.

Если комитент не является плательщиком НДС, то никакого обмена счетами-фактурами не возникает. Принять выставленный НДС к вычету он не сможет.

Счета-фактуры у посредников, которые не платят НДС

Посредник может работать на упрощенной системе налогообложения и не платить НДС. Это не освобождает его от обязанности выставлять счета-фактуры на проданные товары и услуги. Но выставлять счет-фактуру на свои услуги он не должен, так как не является плательщиком НДС.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет НДС как по «обычным», так и по посредническим операциям. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Налогообложение участников договора комиссии имеет свои особенности. При этом и у комитента, и у комиссионера существует много вопросов, касающихся исчисления и уплаты НДС и «прибыльного» налога с суммы комиссионного вознаграждения. К тому же от его вида зависит порядок начисления тех или иных налогов. Кроме того, участники посреднического договора могут применять УСН. Как в этом случае учитывать доходы и расходы, полученные от сделки? Разобраться поможет наша статья.

Немного о самом вознаграждении

Комиссионер является посредником, например, между продавцами товаров и их покупателями, исполнителями работ (услуг) и их заказчиками. Того, кто заключил комиссионный договор с посредником, называют комитентом.

Вознаграждение посредника за исполненное им поручение может быть определено в комиссионном договоре в виде конкретной суммы или разницы между назначенной комитентом ценой и ценой, по которой комиссионер совершил сделку. Кроме того, стороны могут установить величину посреднической платы как процент от суммы договора, заключенного с поставщиком или покупателем товаров (работ, услуг).

Комиссионер действует или от своего имени, но за счет комитента, или только от имени и за счет последнего. При этом если посредник участвует в расчетах с третьими лицами, то покупатели (заказчики) рассчитываются с комиссионером за поставленные товары (работы, услуги), а поставщики получают от него деньги за проданный товар, то есть комитент имеет дело только с комиссионером. В данном случае к посреднику будут поступать суммы комиссионного вознаграждения, возмещения понесенных расходов, а также средства, принадлежащие комитенту, в виде оплаты товаров (работ, услуг).

Удержать свое вознаграждение комиссионер может, когда поступят деньги от покупателя, или при перечислении денежных средств комитенту. В платежном поручении нужно указать, что оплата произведена по договору комиссии с учетом взаимных требований в части причитающегося комиссионного вознаграждения. Если срок перечисления денежных средств комитенту в договоре не установлен, то комиссионер должен рассчитаться с заказчиком посреднических услуг непосредственно после поступления на свой расчетный счет выручки от покупателей.

Комиссионер может и не участвовать в расчетах. В этом случае иметь дело с покупателями или поставщиками по заключенным сделкам придется комитенту, и только от него посредник получит свое вознаграждение.

Обратите внимание: согласовывать суммы вознаграждения стороны могут только с помощью отчета посредника. И это не зависит от того, участвует комиссионер в расчетах с третьими лицами или нет, а в случае его участия в них — имеет он право удерживать свое вознаграждение из денег, поступивших от покупателей, или нет.

Дополнительная выгода от продажи товара (работы, услуги), взятого на комиссию, появляется, когда посредник реализует продукцию дороже, чем предусмотрел комитент, но на выгодных для него условиях. Выгода возможна, когда стороны посреднического соглашения прямо установили, по какой цене комиссионер должен продать товар (работу, услугу) комитента. Если же такой оговорки нет, то выгоду следует рассматривать как комиссионное вознаграждение.

Гражданским законодательством установлено, что если в посредническом договоре не указан порядок распределения дополнительного дохода между сторонами, то величина выгоды делится поровну. При этом дополнительная выгода, которая рассматривается как комиссионное вознаграждение, поровну не делится.

НДС при договоре комиссии

На сумму посреднического вознаграждения и часть дополнительной выгоды комиссионер должен начислить НДС и выставить комитенту счет-фактуру. Считается, что комиссионер полностью выполнил поручение, когда заказчик посреднических услуг принял его отчет. Поэтому документы на вознаграждение следует выставлять одновременно с отчетом. При этом комиссионер регистрирует счет-фактуру в Книге продаж, а комитент — в Книге покупок.

Как известно, налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат:

  • на день отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Это же правило касается участников договора комиссии.

Если в посредническом договоре есть оговорка, что комиссионер вправе удерживать свое вознаграждение из поступлений от покупателей, то при получении аванса он получает предоплату и по своему вознаграждению. Нужно ли в этом случае платить НДС? Судьи полагают: если указать в договоре, что услуга считается оказанной только после утверждения отчета комитентом, то посреднику не нужно будет перечислять в бюджет НДС до момента отгрузки товаров. Это объясняется тем, что все полученные им деньги принадлежат комитенту, а значит, никакой предоплаты по вознаграждению нет (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2004 № А19-12348/ 03-43-Ф02-484/04-С1). Таким образом, сторонам договора комиссии рекомендуется четко прописывать момент, когда обязательства посредника считаются исполненными.

Обратите внимание: если комиссионер имеет право удерживать свое вознаграждение из денежных средств покупателей, подлежащих перечислению комитенту, то на сумму НДС составлять отдельное платежное поручение не надо. Пункт 4 статьи 168 Налогового кодекса в этом случае неприменим (письмо Минфина России от 12.04.2007 № 03-07-11/104).

Комиссионер при заключении договора с покупателем товаров (работ, услуг) не должен отдельно выделять сумму дополнительной выгоды. Законодательство этого не предусматривает. Следовательно, если он заключил с третьим лицом сделку на более выгодных условиях, чем указал комитент, то сумма этого вида дохода будет включена в состав цены товаров (работ, услуг) и будет облагаться НДС у комитента. Инспекторы в письме МНС России от 22.07.2003 № ВГ-6-03/807 также разъясняют, что заказчик посреднических услуг должен начислить НДС на стоимость реализованных товаров (работ, услуг) с учетом комиссионного вознаграждения и дополнительной выгоды.

Налог на прибыль для участников сделки

Прибыль комиссионера — это разница между вознаграждением комиссионера, его дополнительной выгодой без учета НДС и затратами на оказание посреднической услуги, включаемыми в ее себестоимость. Посредник должен закрепить в учетной политике для целей налогообложения, где он будет учитывать полученную выгоду: в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. Выбор зависит от того, признаются ли операции, проводимые фирмой, реализацией в соответствии с уставной деятельностью. Такую позицию УФНС России по г. Москве высказало в письме от 17.04.2007 № 20-12/035144. Однако ранее налоговое ведомство высказывало мнение, что выгода посредника не что иное, как безвозмездно переданные комитентом в пользу посредника средства, которые облагаются налогом на прибыль и учитываются в составе внереализационных доходов (письмо Управления МНС России по г. Москве от 11.07.2003 № 26-08/ 38889).

Комитент при расчете налога на прибыль включает в прочие расходы величину основного комиссионного вознаграждения (ст. 264 НК РФ). Дополнительная выгода комиссионера в его расходах не учитывается. Контролирующие органы считают ее безвозмездно переданными денежными средствами. А они, согласно пункту 16 статьи 270 Налогового кодекса, признаются расходами, не учитываемыми в целях налогообложения (письмо Управления МНС России по г. Москве от 11.07.2003 № 26-08/ 38889).

УСН могут применять как комиссионер, так и комитент. Объектом налогообложения по единому налогу можно выбрать доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если «упрощенцем» является комиссионер, то его доходом признается только комиссионное вознаграждение и дополнительная выгода. Деньги, поступившие от заказчика посреднических услуг для исполнения поручения или же от покупателей (поставщиков), предназначенные для комитента, доходом не признаются. На это указали специалисты Минфина России в письме от 20.08.2007 № 03-11-04/ 2/204.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то выручку он признает на дату поступления вознаграждения от комитента. В противном случае посредник учитывает доход в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги, из суммы которых он удержит свое вознаграждение. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, ведь «упрощенцы» используют кассовый метод, то есть расходы признаются только после их фактической оплаты. На это указывает пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса.

При этом следует обратить внимание, что затраты, понесенные посредником в связи с исполнением поручения, не уменьшают его базу по единому налогу, так как их обязан возместить комитент. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

При определении налоговой базы комитентом, применяющим «упрощенку», в качестве доходов учитываются все поступления, полученные комиссионером от третьих лиц при совершении сделок по договору комиссии, то есть и вознаграждение, и дополнительная выгода комиссионера.

Эксперт «НА» Ж.В. Кузьмина


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Участниками договора комиссии могут быть организации, применяющие упрощенную систему. Если же одной стороной является предприятие, находящееся на общем режиме налогообложения, а другой - «упрощенец», то у обоих возникает множество проблем, связанных с налогообложением. Попробуем их разрешить.

Контонистова Е.В.
юрист консалтинговой группы «Что делать Консалт»

Согласно пункту 1 статьи 990 ГК РФ в рамках договора комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, несмотря на то что комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя поручительство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение. Размер и порядок уплаты дополнительного вознаграждения должны быть установлены в договоре комиссии. Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, оно уплачивается после исполнения договора в размере, в котором при сравнимых обстоятельствах обычно взимается плата за аналогичные услуги. Это установлено пунктом 1 статьи 991 ГК РФ.

Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере согласно статье 1001 ГК РФ возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения.

Если комиссионер совершил сделку на более выгодных условиях, чем те, которые были указаны комитентом, то дополнительная выгода делится между комиссионером и комитентом поровну. Если, конечно, договором не предусмотрен другой порядок распределения этой выгоды. Об этом сказано в статье 992 ГК РФ.

По исполнении поручения комиссионер обязан в соответствии со статьей 999 представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Если у комитента имеются возражения по отчету, он должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

<>Если комиссионер - «упрощенец»… В ситуации, когда участники посреднического договора используют разные системы налогообложения, часто возникает много сложных вопросов. Как исчислять налоги, если комиссионер - «упрощенец», а комитент применяет общую систему налогообложения? Что является доходом комиссионера? Как правильно оформить учетные документы? Какие расходы комиссионер может признать, если он выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы»? Нужно ли комиссионеру, применяющему УСН, выставлять счета-фактуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Порядок определения налоговой базы Объектом налогообложения по единому налогу при упрощенной системе налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Об этом гласит пункт 1 статьи 346.14 НК РФ. При этом, как сказано в пункте 2 той же статьи, выбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщик.

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ, при УСН не учитываются.

Статья 251 Кодекса содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 пункта 1 этой же статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-«упрощенца» доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера является только комиссионное вознаграждение. Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ.

Если комиссионер-«упрощенец» не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).

Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатели или комитент перечислят деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан, то есть комиссионные услуги еще не оказаны. Ведь у тех, кто применяет упрощенную систему налогообложения, к доходам относятся и авансы, так как «упрощенцы» используют кассовый метод (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателей денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до момента подписания отчета, комиссионер получает таким образом аванс в сумме причитающегося вознаграждения.

В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата за оказанные посреднические услуги.

В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [1] , комиссионер отражает суммы, полученные в рамках договора комиссии, в графе «Доходы - всего» раздела I «Доходы и расходы». Из полученной суммы комиссионер выделяет доходы, облагаемые единым налогом, и отражает их в соответствующей графе.

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Кроме того, пунктом 2 этой же статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. А именно: они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Налогоплательщики, применяющие УСН, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что «упрощенцы» применяют кассовый метод признания доходов и расходов.

Обратите внимание: имущество, переданное комиссионером комитенту в результате исполнения условий договора комиссии, не включается в состав расходов, уменьшающих доходы.

Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом сказано в статье 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента - на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-«упрощенца» расходы по аренде склада уменьшают доходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для «упрощенцев» пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ.

Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Налог на добавленную стоимость Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России). Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ. Поэтому организации, применяющие УСН, обычно не выписывают счетов-фактур, не ведут журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

А если «упрощенец» является комиссионером по договору комиссии? Тогда выписывать счета-фактуры ему приходится. И вот почему.

Исходя из норм Гражданского кодекса комиссионер, заключая договор комиссии, оказывает комитенту услуги, а комитент в рамках договора комиссии осуществляет реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих ему на праве собственности, или покупку товаров (работ, услуг) с помощью комиссионера. Фактически покупателем или продавцом перед третьими лицами является комитент, а не комиссионер. Комиссионер выступает как посредник. Поэтому комиссионер должен выполнить за комитента его обязанность по исчислению НДС и предъявить счет-фактуру покупателю.

При реализации товаров (работ, услуг) комитента посредник, выступающий от своего имени, выставляет счет-фактуру покупателю. Второй экземпляр счета-фактуры посредник подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур, не регистрируя его в книге продаж. Такой порядок установлен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [2] .

Показатели счетов-фактур, выставленных посредником покупателям, отражаются в счетах-фактурах, которые комитент выписывает посреднику и регистрирует в своей книге продаж. Это установлено пунктом 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость [3] .

В налоговом и бухгалтерском учете комитент отражает поступившую на расчетный счет или в кассу посредника выручку на основании отчета комиссионера. Поэтому в посреднических договорах необходимо четко определить порядок и сроки представления комиссионером отчета комитенту. Поступление отчета от комиссионера позднее установленных договором комиссии сроков не освобождает комитента от ответственности за несвоевременную уплату НДС.

Если комиссионер закупает товары для комитента, то основанием у последнего для вычета НДС по приобретенным товарам является счет-фактура, выставленный на его имя продавцом. Если же продавец выставил счет-фактуру на имя комиссионера, комитент может принять НДС к вычету на основании счета-фактуры, полученного от посредника. В этом случае посредник выставляет комитенту счет-фактуру, в котором отражает показатели из счета-фактуры, полученного от продавца. При этом счета-фактуры - ни выставленный комиссионером, ни полученный им - в книге покупок и книге продаж у комиссионера не регистрируются.

На сумму вознаграждения комиссионера-«упрощенца» НДС не начисляется. Следовательно, счет-фактуру на комиссионное вознаграждение комиссионер комитенту не выставляет.

Порядок определения налоговой базы Если комитент-«упрощенец» реализует товары по договору комиссии, то у него появляются сложности с определением даты возникновения дохода. Дело в том, что пункт 1 статьи 346.17 НК РФ устанавливает дату признания доходов как день поступления средств на расчетный счет или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. При этом не уточняется, в чью кассу (комитента или комиссионера) должны поступить деньги.

Исходя из общих принципов признания доходов и расходов кассовым методом, можно сделать вывод, что в статье 346.17 НК РФ идет речь о денежных средствах, поступивших на расчетный счет или в кассу комитента, а не комиссионера. Это подтверждается также пунктом 2 этой же статьи, в котором есть прямая ссылка на налогоплательщика. А таковым в нашем случае является комитент. Следовательно, комитент, применяющий УСН, должен признавать доходы в момент поступления денежных средств на его расчетный счет или в кассу. Основанием для этого служит выписка с расчетного счета комитента или кассовые документы. Такая же позиция изложена, например, в письме УМНС России по г. Москве от 23.09.2003 № 21-09/54651.

Если комиссионер не участвует в расчетах, то комитент получит от покупателей всю вырученную сумму за реализованный товар, включая комиссионное вознаграждение. В этом случае датой признания дохода будет день поступления денег от покупателя на расчетный счет комитента. Доходом комитента будет вся полученная от комиссионера сумма. Такой же момент признания и размер доходов у комитента будет, если комиссионер, участвующий в расчетах, сначала перечислит комитенту все полученное в рамках договора комиссии, а потом комитент выплатит ему вознаграждение.

Но при этом у комитента, применяющего упрощенную систему налогообложения, который выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы», появляются сложности с отнесением комиссионного вознаграждения в состав расходов. Ведь статья 346.16 НК РФ, где дается закрытый перечень расходов, применяемых при упрощенной системе налогообложения, не содержит такого вида расходов, как оплата услуг посредника. Правда, есть одно исключение. Речь идет о комиссионном вознаграждении, выплачиваемом комиссионеру за покупку материалов для комитента. В этом случае вознаграждение можно учесть в стоимости материалов. Подпунктом 5 статьи 346.16 к расходам, уменьшающим доходы при «упрощенке», отнесены материальные расходы. Они определяются в порядке, установленном статьей 254 Кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В свою очередь, в пункте 2 статьи 254 сказано, что в стоимость товарно-материальных ценностей включаются и комиссионные вознаграждения. Во всех остальных случаях комиссионное вознаграждение не уменьшает доходы комитента, применяющего УСН.

А как учитываются доходы комитента-«упрощенца», если комиссионер удерживает свое вознаграждение из поступивших от покупателя денежных средств? В этом случае сумма дохода комитента в книге учета доходов и расходов будет отражена уже за минусом вознаграждения. То есть будет равна сумме, фактически поступившей на расчетный счет комитента. Поэтому мы рекомендуем применять именно этот способ расчета.

Налогоплательщики, применяющие «упрощенку», вправе в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на сумму НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам). Правда, сделать это можно только в том случае, если стоимость таких товаров (работ, услуг) включена в расходы согласно закрытому перечню, данному в статье 346.16 Кодекса.

Но есть и другая точка зрения. Она заключается в следующем: независимо от того, уменьшают ли затраты по товарам (работам, услугам) доходы или нет, признать в составе расходов сумму уплаченного НДС все равно можно. Ведь в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нет ограничения в части признания в составе расходов только сумм НДС по затратам из закрытого перечня. Налогоплательщикам, придерживающимся такой точки зрения, придется отстаивать ее в судебном порядке.

Налог на добавленную стоимость Комитент, применяющий УСН, счет-фактуру на свои товары комиссионеру не выставляет. Обязанность по ее составлению возлагается только на плательщиков НДС, а «упрощенец» таковым не является (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Не должен выставлять счет-фактуру и комиссионер покупателям при реализации товаров комитента, применяющего УСН. Ведь продавцом товаров остается комитент, а он освобожден от уплаты НДС.

Если же комиссионер ошибочно начислил и предъявил к уплате НДС, то налог необходимо заплатить в бюджет в той сумме, которая была указана в выставленном счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ). Заплатить НДС в бюджет должен тот участник договора комиссии, который получил сумму налога. Если комиссионер перечислит сумму налога комитенту, то последний должен уплатить НДС в бюджет. Если же комитенту были перечислены деньги без НДС, то комиссионер должен заплатить налог в бюджет.

Некоторые налогоплательщики полагают, что, если они в данной ситуации налог не уплатят, ответственность им не грозит. При этом они ссылаются на то, что комитент-«упрощенец» не является плательщиком НДС. А ответственность по статье 122 НК РФ (за неуплату налога) применяется только к налогоплательщикам. Пени по статье 75 Кодекса также можно взыскать только с плательщиков налога.

Однако такой подход является ошибочным. Обязанность по уплате налога в бюджет в случае, если «упрощенец» предъявил НДС покупателю, прописана в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Поэтому избежать штрафных санкций при неуплате в бюджет НДС, полученного от покупателя, не удастся.

Следует отметить особенности учета «входного» НДС. Если комиссионер закупает товары для комитента-«упрощенца», то полученный от покупателя счет-фактуру на эти товары комиссионер перевыставляет комитенту. Последний в свою очередь принять сумму НДС к вычету не вправе, так как не является плательщиком этого налога. Но комитент может учесть налог в составе расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Комиссионер не реализует товары, он реализует услуги. Посреднические услуги не относятся к видам деятельности, по которым применяется единый налог на вмененный доход. По комиссионной торговле комиссионер должен применять либо «упрощенку», если он перешел на этот режим, либо общий режим налогообложения.

Однако есть и другая точка зрения. Представители МНС России считают, что организации-комиссионеры, фактически осуществляющие продажу товаров в розницу, могут быть переведены на уплату ЕНВД в порядке, установленном для налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. В обоснование своей позиции они приводят следующие доводы.

Согласно положениям статьи 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей ЕНВД является торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Данное определение позволяет утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на уплату ЕНВД торговлю товарами комитента и торговлю собственными товарами налогоплательщика, так как основным критерием для перехода на уплату ЕНВД является форма расчета с покупателями. К тому же комитент делегирует свои полномочия по реализации товара комиссионеру, а фактически осуществляет торговлю комиссионер. Поэтому налогообложение организации, которая перешла на уплату ЕНВД и реализует не только собственные товары, но и товары комитента, осуществляется в соответствии с главой 26.3 НК РФ.

Если налогоплательщики не согласны с последней точкой зрения, им придется отстаивать свою позицию в суде. Следует отметить, что у судебных органов нет единого мнения по данному вопросу. В практике федеральных судов принимались решения, как разрешающие налогоплательщикам, осуществляющим розничную торговлю комиссионными товарами, применять общий режим налогообложения, так и обязывающие их уплачивать ЕНВД.

[1] Форма этого документа утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

[2] Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

[3] Подробнее о порядке документооборота при договоре комиссии читайте в одном из ближайших номеров журнала. - Примеч. ред.

Бизнесмены, которые работают по договорам комиссии, платят НДС в особом порядке. Это относится не только к принципам формирования облагаемой базы, но и к периоду, за который она определяется. Рассмотрим нюансы расчета НДС у обеих сторон сделки.

Что такое договор комиссии

Одна сторона договора (комиссионер) на основании поручения другой стороны (комитента) производит в его интересах и за его счет сделку, либо несколько сделок (ст. 990 ГК РФ). При этом, если предметом договора являются материальные ценности, то право собственности на них к комиссионеру не переходит.

Комиссионер по завершении сделки предоставляет комитенту отчет и передает ему все денежные средства или иные ценности, полученные в результате исполнения договора. На основании отчета комитент выплачивает комиссионеру предусмотренное договором вознаграждение.

Начисление НДС у комиссионера и комитента

Доход по основной сделке не формирует у комиссионера базу по НДС. НДС у комиссионера начисляется только на вознаграждение, полученное от комитента, а также иные дополнительные доходы, связанные с исполнением сделки (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Важно отметить, что НДС на вознаграждение комиссионера в общем случае начисляется по ставке 20%, даже если предмет основной сделки освобожден от налога.

Исключение сделано только для отдельных категорий товаров и услуг, например, для медицинских изделий (п. 2 ст. 156 НК РФ). НДС у комитента рассчитывается, как и при обычной сделке купли-продажи, проведенной без посредников. Отличия связаны только с документооборотом.

Оформление счетов-фактур

Комиссионер выставляет покупателям счета-фактуры и регистрирует их в журнале. В книгу продаж эти отгрузки не включаются, т.к. комиссионер действует от имени комитента.

Затем комитент должен получить информацию об отгрузке и реквизиты документов. На практике комиссионер обычно просто передает копии счетов-фактур, хотя закон и не обязывает его делать это.

Получив данные от комиссионера, комитент выставляет счет-фактуру на имя покупателя и передает экземпляр комиссионеру. При этом дата документа должна быть аналогичной дате у комиссионера, а номер — выбираться, исходя из нумерации, принятой у комитента. Комитент регистрирует счет-фактуру в журнале учета и заносит в книгу продаж. Комиссионер же заносит полученный документ только в журнал, в книгу покупок он не попадает.

Если комитент не платит НДС, то счет-фактура не нужен (даже если сам комиссионер платит этот налог).

Если же НДС не платит только комиссионер, то он все равно обязан выставить покупателю счет-фактуру и передать информацию комитенту, чтобы последний мог корректно начислить НДС.

Комиссионер, освобожденный от НДС, вносит этот счет-фактуру в журнал учета. Декларацию по НДС он сдавать не должен, но обязан предоставить в ИФНС журнал в электронном виде до 20-го числа по истечении квартала (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Момент формирования базы: мнение Минфина

НДС у комиссионера возникает при утверждении его отчета комитентом. По сути, это обычное вознаграждение за услуги, поэтому здесь проблем обычно не бывает.

С начислением НДС у комитента вопрос сложнее. При передаче товара комиссионеру НДС не возникает, т.к. при этом не меняется владелец товара (ст. 996 ГК РФ).

Если покупатель перечислил предоплату — здесь тоже все понятно. Комиссионер выставляет счет-фактуру на аванс, а комитент — перевыставляет ее так, как описано в предыдущем разделе. Таким образом, у комитента возникает НДС с аванса.

Вопросы появляются при отгрузке, а именно, в том случае, когда комиссионер реализует полученный от комитента товар не сразу, а партиями.

Еще в середине нулевых годов чиновники утверждали, что при этом налоговая база у комитента образуется в полном объеме при отгрузке первой партии товара (письмо Минфина РФ от 03.03.2006 № 03-04-11/36). В дальнейшем эта позиция стала официальным мнением налоговиков, которым они руководствовались в ходе проверок.

Когда все-таки платить НДС с комиссионных сделок: позиция бизнеса и судебная практика

Описанный в предыдущем разделе подход налоговиков не просто невыгоден для бизнеса, но и противоречит здравому смыслу. Особенно ярко это проявляется, если договор комиссии на реализацию товара заключен на длительный срок.

При таком определении базы может получиться, что фактически реализована только незначительная часть переданного комиссионеру товара, а комитент будет обязан заплатить налог со стоимости всей партии.

Неудивительно, что налогоплательщики часто обжаловали решения ИФНС в суде. И судьи в таких случаях обычно вставали на сторону бизнесменов. Примером может служить постановление ФАС СЗО от 24.01.2012 по делу № А56-22357/2011.

Такой подход стал общепризнанным после выхода постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33. В пункте 16 этого документа указано, что ст. 167 НК РФ не предусматривает отдельного порядка определения налоговой базы по договорам комиссии.

Поэтому каждая отдельная отгрузка покупателю формирует базу по НДС у комитента лишь в отношении стоимости самой этой партии.

Для комитента важно своевременно получать от комиссионера сведения об отгрузках, чтобы учесть весь объем реализации текущего периода. Отсутствие такой информации или ее получение с опозданием не освобождает комитента от обязанности начислить НДС.

Как избежать проблем с НДС при любых сделках

НДС — это один из основных обязательных платежей, формирующих бюджет, и он же — головная боль почти всех бизнесменов, которые работают на общей налоговой системе.

Неудивительно, что именно этот налог вызывает множество споров с проверяющими, подобных описанным выше. Такие конфликты нередко заканчиваются применением штрафных санкций и даже уголовными делами.

Камеральная проверка по НДС — это почти всегда весьма непростой квест для бизнесмена. Случаи, когда она проходит без проблем, крайне редки.

Обычно же налогоплательщику приходится давать множество пояснений с приложением массы документов, чтобы обосновать приведенные в отчете суммы.

Чтобы снизить риски, нужно работать в полном соответствии с законом. Контроль за «серыми» схемами в последнее время существенно усилился. Использование модифицированной версии системы «АСК НДС-2» позволяет сотрудникам ИФНС контролировать каждую сделку и легко выявлять подозрительные операции (например, связанные в фирмами-однодневками). Кроме того, налоговики пользуются в этой области и помощью банков.

Все, сказанное выше, вовсе не означает, что теперь оптимизировать фискальную нагрузку вообще нельзя. Законные способы снижения налоговых платежей существуют, но применять их должны профессионалы, которые специализируются в этой области. В противном случае велик риск того, что компания привлечет нежелательное внимание проверяющих.

Резюме

При работе по договору комиссии основную нагрузку по НДС несет комитент. Комиссионер платит налог только с суммы своего вознаграждения.

НДС у комитента возникает при реализации товара конечному покупателю. Налог считается отдельно по каждой отгрузке комиссионера, независимо от порядка передачи ему товара комитентом. За своевременность получения от комиссионера сведений о реализации отвечает комитент. Такова позиция судебных органов, в том числе и ВАС РФ.

Между нашей организацией и индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, заключен договор комиссии. Наша организация является комитентом и находится на общей системе налогообложения, то есть является плательщиком НДС. Денежные средства за реализованный товар поступают от покупателей на расчетный счет комиссионера, который, в свою очередь, перечисляет денежные средства на счет комитента.

Поясните, пожалуйста, каков порядок выставления счетов-фактур при осуществлении операций по договору комиссии. Будет ли являться нарушением то, что комитент выставляет комиссионеру единый счет-фактуру на основании отчета комиссионера (договором предусмотрено ежемесячное составление отчетов комиссионера), а не на каждую отгрузку, произведенную комиссионером покупателю? Нужно ли комитенту выставлять счета-фактуры в течение пяти дней с даты отгрузки комиссионеру, или датой отгрузки в отношении требований п. 3 ст. 168 НК РФ по данной сделке будет являться дата отгрузки товара комиссионером покупателю? В каком порядке определяется налоговая база по НДС у комитента? Правильно ли то, что если расчеты за услуги, оказанные комиссионером, осуществляются путем удержания комиссионером своего вознаграждения из денежных средств, перечисленных комитенту, то на эти расчеты не распространяются положения п. 4 ст. 168 НК РФ?

Сначала рассмотрим гражданско-правовую суть отношений по договорам комиссии, поскольку это важно для понимания порядка осуществления расчетов по НДС.

Согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

То есть при заключении, например, договора купли-продажи с покупателем продавцом в рамках этого договора будет являться именно комиссионер, а не собственник товаров (комитент), по поручению которого комиссионер реализует его товары.

Вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).

Поэтому при передаче товаров комитентом комиссионеру переход права собственности не осуществляется, то есть с точки зрения налогового законодательства (ст. 39 НК РФ) реализации товаров не происходит.

Реализация товаров произойдет только в тот момент, когда комиссионер передаст товары в собственность покупателю.

По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Теперь разберемся с «круговоротом» счетов-фактур между комитентом, комиссионером (продавцом) и покупателем.

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров выставляются соответствующие счета­фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара.

Порядок оформления счетов-фактур при реализации комитентом товаров через комиссионера по договору комиссии изложен в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, и пояснен письмом МНС РФ от 21.05.2001 г. № ВГ-6-03/404.

В соответствии с Правилами… комиссионер должен от своего имени выставить счет-фактуру покупателю товаров (в течение пяти дней со дня отгрузки товара).

Причем выставлять счета-фактуры на имя покупателей комиссионер должен и в том случае, если он не является плательщиком НДС (например, в связи с применением упрощенной системы налогообложения). Это подтвердил Минфин РФ в письме от 22.03.2005 г. № 03-04-14/03.

Отметим, что выставление комиссионером счетов-фактур на имя покупателя не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по товарам, реализуемым комитентом (это подчеркивает и Минфин РФ в письме от 05.05.2005 г. № 03-04-11/98).

Счета-фактуры, выставленные покупателям, комиссионер не регистрирует в книге продаж, но их вторые экземпляры должны храниться у комиссионера в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Показатели выставленных покупателям счетов-фактур комиссионер должен передать комитенту (на практике часто комиссионер передает комитенту копии этих счетов-фактур).

Затем комитент выставляет на имя комиссионера счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером покупателю.

Эти счета-фактуры комитент регистрирует в своей книге продаж.

Комиссионер не регистрирует полученные от комитента счета-фактуры в своей книге покупок, но хранит их в журнале учета полученных счетов-фактур. То есть комиссионер, применяющий УСН, не ведет ни книгу продаж, ни книгу покупок, но ведет журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Некоторые эксперты высказываются в пользу того, что комитент вправе выставлять комиссионеру единый (сводный) счет-фактуру на основании отчета комиссионера, то есть на всю стоимость и весь ассортимент товаров, проданных комиссионером за определенный период времени (например, за неделю или за месяц). Их главный аргумент – составление таких сводных счетов-фактур не запрещено действующим законодательством.

Однако редакция склонна считать, что комитент не может выставлять комиссионеру единый (сводный) счет-фактуру за период.

П. 24 Правил… предусматривает, что комитенты выдают комиссионерам счета-фактуры, в которых отражены показатели счетов-фактур, выставленных комиссионером (агентом) покупателю.

А п. 3 ст. 168 НК РФ установлено, что счета-фактуры выставляются при реализации товаров.

Значит, при реализации каждой партии товаров, проданных комиссионером в определенный день каждому из покупателей, комитент должен выставить на имя комиссионера отдельный счет-фактуру, в котором будут отражены показатели счета-фактуры, выставленного комиссионером покупателю.

То есть каждый счет-фактура, выставляемый комитентом комиссионеру, должен фактически дублировать счет-фактуру, выданный комиссионером покупателю (за исключением, разумеется, данных о продавце и покупателе товара, а также порядкового номера и даты выписки счета-фактуры).

Иными словами, счет-фактура должен выставляться на каждую отгрузку.

Кроме того, ни в НК РФ, ни в Правилах… не предусмотрена возможность выставления комитентом сводного счета-фактуры на всю сумму товаров, реализованных комиссионером за определенный период времени.

П. 3 ст. 168 НК РФ обязывает выставлять счета-фактуры при реализации в течение пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара.

Как мы уже выяснили выше, при физической передаче товаров комитентом комиссионеру переход права собственности на товары (то есть реализация) не происходит, а значит, в этот момент у комитента не возникает обязанности по составлению счета-фактуры.

Реализация происходит только тогда, когда право собственности на товары перейдет к покупателю товаров.

Таким образом, комитент должен выставить комиссионеру счет-фактуру в течение 5 календарных дней, считая с того момента, как комиссионер реализует товары и произведет их отгрузку покупателю.

При этом НК РФ не расшифровывает понятие «отгрузка».

Восполняя этот пробел, чиновники Минфина РФ неоднократно разъясняли, что датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи) для доставки покупателю.

В случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то в соответствии с п. 3 ст. 167 НК РФ такая передача права собственности в целях применения НДС приравнивается к его отгрузке. При этом датой отгрузки такого товара признается дата передачи права собственности, указанная в документе, подтверждающем передачу права собственности (см., например, письмо от 05.05.2006 г. № 03-04-11/80).

А в письме от 03.03.2006 г. № 03-04-11/36 Минфин прямо указал, что при передаче товаров комиссионеру у комитента датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи).

Заметим, что на практике комитенту бывает сложно соблюсти 5-дневный срок, отведенный ему п. 3 ст. 168 НК РФ для выставления счетов-фактур, ведь комиссионер зачастую передает комитенту информацию о показателях счетов-фактур, выставленных покупателям, слишком поздно (обычно – вместе с отчетом за определенный период времени, например, месяц).

Однако никакой ответственности для комитента за нарушение этого срока не предусмотрено, поэтому все счета-фактуры за определенный период (например, месяц) комитент может составить одним числом после получения от комиссионера информации о показателях счетов-фактур, выставленных покупателям.

С понятием «момент отгрузки товаров» тесно связан также вопрос о моменте определения налоговой базы по НДС у комитента.

В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС по общему правилу является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Выше мы уже выяснили, что признается моментом отгрузки для комитента при продаже товаров по договору комиссии.

Не следует забывать также о том, что день получения предоплаты в счет предстоящих поставок товаров также признается моментом определения налоговой базы по НДС.

Поэтому если комиссионер получает от покупателя аванс, то комитент должен включить сумму такого аванса в свою налоговую базу по НДС.

Аналогичные разъяснения дают ФНС РФ и Минфин РФ (см. письмо ФНС от 28.02.2006 г. № ММ-6-03/202@, согласованное с Минфином).

В связи с этим условие о том, что комиссионер обязан сообщать комитенту о суммах полученной от покупателей предоплаты, нужно обязательно прописывать в договоре комиссии, иначе комитент может недоплатить НДС в бюджет.

В соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ с 1 января 2007 года при осуществлении зачетов взаимных требований (взаимозачетов) покупатель товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан перечислять сумму НДС продавцу деньгами в безналичной форме (на основании платежного поручения).

Согласно ст. 997 Гражданского кодекса РФ комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы (в том числе сумму своего вознаграждения) из причитающихся комитенту сумм.

В письме от 07.03.2007 г. № 03-07-15/30 Минфин разъяснил, что п. 4 ст. 168 НК РФ, обязывающий покупателя перечислять НДС продавцу «живыми» деньгами, применяется только при безденежных формах расчетов.

А при удержании комиссионером своего вознаграждения с учетом НДС из денежных средств, подлежащих перечислению комитенту, расчеты за услуги комиссионера, по мнению чиновников, осуществляются денежными средствами.

Поэтому Минфин указал, что в таких случаях комитент и комиссионер не должны руководствоваться нормой п. 4 ст. 168 НК РФ, то есть комитент не должен перечислять комиссионеру НДС «живыми» деньгами по оказанным комиссионером посредническим услугам.

Разъяснение Минфина, безусловно, выгодно налогоплательщикам, хоть и не совсем верно.

Ведь в ст. 997 ГК РФ прямо сказано, что удержание комиссионером причитающихся ему сумм (в том числе вознаграждения) из причитающихся комитенту денег производится в соответствии со ст. 410 ГК РФ.

Ст. 410 ГК РФ «Прекращение обязательства зачетом» регулирует порядок проведения взаимозачетов.

Таким образом, при удержании комиссионером суммы своего вознаграждения из причитающихся комитенту денег фактически происходит взаимозачет, и нельзя говорить о том, что расчеты осуществляются денежными средствами.

Тем не менее налогоплательщики, работающие по договорам комиссии, могут взять комментируемое письмо Минфина РФ на вооружение, потому что оно позволяет избежать перечисления сумм НДС «живыми» деньгами и согласно п. 8 ст. 75 и п.п. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ страхует налогоплательщика от пеней и штрафов.

Читайте также: