Сверхнормативное пользование вагонами облагается ндс

Опубликовано: 12.05.2024

Организация оказывает транспортные услуги и в договоре с клиентом прописывает, что штрафы за простой включают в себя НДС. Клиент настаивает, что штраф должен быть без НДС. Он делает акцент на то, что простои не относятся к оказанию услуги и, соответственно, в базу по НДС не попадают. Но практика показывает, что с таких штрафов налоговые органы доначисляют НДС. Облагаются ли штрафы за простой НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если Ваша организация примет решение не исчислять НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это, скорее всего, приведет к претензиям со стороны налоговых органов.

При этом имеющаяся арбитражная практика по данному вопросу складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков.

Пункт 1 ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Часть 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусматривает, что за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном в том числе договором перевозки груза.

В настоящее время по вопросу исчисления НДС с суммы штрафа, взимаемого за простой транспортных средств, имеются две позиции.

Финансовое ведомство (письма Минфина России от 01.04.14 N 03-08-05/14440, от 09.10.2012 N 03-07-08/280, от 10.06.11 N 03-07-11/164, от 28.04.09 N 03-07-11/120) придерживается позиции, что суммы штрафа за простой транспортных средств включаются в налоговую базу по НДС.

Указанная позиция основана на положениях пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который устанавливает, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В свою очередь, судьи (смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 10.12.2014 N Ф06-18058/13 по делу N А12-7799/2014, от 01.12.2014 N Ф06-17838/13 по делу N А12-7380/2014, ФАС Московского округа от 24.02.2014 N Ф05-17712/13 по делу N А40-82044/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 N 11АП-13047/14, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 12АП-6871/14, от 20.08.2014 N 12АП-6797/14), исходя из положений ст.ст. 329, 330 ГК РФ, ст.ст. 154, 162 НК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 05.02.2008 N 11144/07, приходят к выводу о том, что суммы штрафа (неустойки), полученного от контрагента по договору за простой транспорта, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС. Данные суммы являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Из обстоятельств приведенных выше дел следует, что в представленных суду для изучения документах было конкретизировано, что сумма, уплачиваемая за простой транспорта, является штрафом, который заказчик обязан уплатить исполнителю. При этом размер штрафа был установлен условиями договора в твердом размере.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод: если из условий договора следует, что за простой транспорта с грузоотправителя (грузополучателя) взимается именно штраф, размер которого установлен в твердом размере и не зависит от времени простоя, то в этом случае сумма штрафа в налоговую базу по НДС не включается. Дополнительным аргументом могут быть, например, претензионные письма организации-перевозчика (по вопросу документального оформления смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 N 20-12/025119).

Если же плата клиента за простой квалифицирована в договоре как плата за сверхнормативное использование вагонов и указанная плата отражается в акте оказанных услуг, то в таком случае плата за простой транспорта может рассматриваться в качестве элемента ценообразования, увеличивающего стоимость оказываемых услуг, и, следовательно, включаться в налоговую базу по НДС.

Сказанное соответствует разъяснениям, данным в письме Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-15/6333, в котором работники финансового ведомства отметили, что в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07. Вместе с тем, если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ.

Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что если Ваша организация не исчислит НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

3 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 мая 2020 г. N 03-07-08/44031 О применении НДС при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров

Вопрос: ООО оказывает транспортно-экспедиционные услуги по организации международной смешанной перевозки (морскими судами и железнодорожным транспортом) экспортных грузов из Казахстана через железнодорожную станцию Октябрьской железной дороги в Международном торговом порту Усть-Луга (Ленинградская область), далее морскими судами на территорию других иностранных государств: Бразилия, Марокко.

Все грузы, организацию перевозки которых осуществляет ООО, перевозятся исключительно в режиме экспорта. Груз в режиме экспорта из Казахстана по железной дороге следует до Международного торгового порта Усть-Луга (Ленинградская область), где он перегружается на морской транспорт для дальнейшей отправки в иностранное государство, а порожний железнодорожный подвижной состав возвращается обратно в Казахстан.

ОАО оказывает ООО (далее по тексту - Общество) транспортные услуги по перевозке грузов и железнодорожного подвижного состава.

До 01 января 2020 года ОАО за оказание услуг по перевозке железнодорожного подвижного состава выставляло Обществу счета-фактуры с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 20 процентов.

С 01 января 2020 года вступили в силу изменения в п.п. 9.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, согласно которым налогообложению НДС по ставке 0 процентов подлежат выполняемые (оказываемые) российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте: работы (услуги) по перевозке или транспортировке товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства - члена Евразийского экономического союза, или с территории государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом Евразийского экономического союза, и работы (услуги), непосредственно связанные с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, а также услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых товаров и услуги связанные с указанной перевозкой.

После внесения изменений в п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ ОАО, начиная с 01 января 2020 года, за оказание услуг по перевозке подвижного состава стало выставлять в адрес Общества счета-фактуры с выделением в них суммы налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Однако с 01 марта 2020 года ОАО снова стало выставлять счета-фактуры за транспортные услуги по перевозке подвижного состава с выделением в них суммы НДС по ставке 20 процентов, ссылаясь на то, что услуги по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава на территорию иностранных государств с припортовых станций на территории РФ после выгрузки груза, следующего в иностранные государства, подлежат налогообложению НДС по ставке 20 процентов и действие п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 НК РФ на данную услугу не распространяется.

Для ООО это имеет существенное значение, поскольку связано с вопросом предъявления в дальнейшем выставленного ОАО НДС к возмещению.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить:

1. Применяется ли ставка НДС 0 процентов к оказанию ОАО услуг по осуществлению перевозки порожнего железнодорожного подвижного состава, который использовался для перевозки груза (следующего в режиме экспорта из Казахстана по территории РФ до другого иностранного государства Марокко) и после выгрузки этого груза, следующего в иностранное государство, возвращается в Республику Казахстан?

2. В случае применения налоговой ставки НДС 0 процентов к вышеуказанной услуге правомерны ли действия ОАО по выставлению за услуги по осуществлению перевозки порожнего железнодорожного подвижного состава НДС по ставке 20 процентов?

3. Вправе ли ОАО при оказании транспортных услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава, следующего после выгрузки экспортного груза в порту, с пунктом назначения иностранное государство Марокко, обратно в Республику Казахстан, применять в соответствии с п.п. 9.1. п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налоговую ставку НДС 0 процентов?

Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктом 9.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг) по перевозке или транспортировке порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе через территорию государства - члена ЕАЭС, или с территории государства - члена ЕАЭС на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося членом ЕАЭС, и работ (услуг), непосредственно связанных с указанной перевозкой или транспортировкой, стоимость которых указана в перевозочных документах на перевозку товаров, порожнего железнодорожного подвижного состава или контейнеров.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке порожнего железнодорожного состава от припортовых станций, находящихся на территории Российской Федерации, на территорию иностранного государства, в том числе государства - члена ЕАЭС, подпунктом 9.1 и иными подпунктами пункта 1 статьи 164 не предусмотрено. В связи с этим такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Нулевая ставка НДС не применяется при перевозке порожнего ж/д состава от припортовых станций, находящихся в России, на территорию иностранного государства, в том числе государства ЕАЭС. Такие услуги облагаются НДС по ставке 20%.

Услуги

Вопрос

В какую статью расходов включить оплату за время нахождения вагонов на путях общего пользования за сверхнормативное время в налоговом и бухгалтерском учете.

Ответ специалиста

Оплата сверхнормативного простоя транспортных средств относится к штрафным санкциям, предусмотренным договором (ФАС Московского округа в Постановлении от 24.02.2014 N А40-82044/13-45-133).

Согласно мнению финансового ведомства, изложенному, например, в Письмах Минфина России от 01.04.2014 N 03-08-05/14440, от 10.06.2011 N 03-07-11/164, суммы, полученные налогоплательщиком, осуществляющим услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой транспортных средств, следует относить к суммам, связанным с оплатой данных услуг, и включать в облагаемую налогом на добавленную стоимость базу на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база по НДС увеличивается в том числе на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Однако позиция арбитражных судов по данному вопросу о включении в налогооблагаемую НДС базу сумм за простой транспортных средств отлична от указанной позиции финансового ведомства. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07 указано, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле ст. 162 НК РФ, поэтому они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Минфином России в Письме от 04.03.2013 N 03-07-15/6333 высказано мнение о том, что налоговым органам следует руководствоваться названным Постановлением Президиума ВАС РФ N 11144/07. Данное Письмо Минфина России доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5875@, а также размещено на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами".

При этом в последнем абзаце Письма N 03-07-15/6333 Минфином России указано, что если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Таким образом, по мнению Минфина России, штрафные санкции, которые действительно не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), не подлежат обложению НДС. Тогда как штрафные санкции, которые следует квалифицировать как часть оплаты товаров (работ, услуг), подлежат обложению НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Важно! Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда такие суммы не являются санкциями, обеспечивающими исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования. То есть связаны с оплатой товаров, работ, услуг (Письма Минфина России от 30.11.2015 N 03-07-14/69341, от 01.04.2014 N 03-08-05/14440).

К примеру, при оказании услуг по перевозке груза штрафы за сверхнормативный простой транспортных средств организация-исполнитель должна относить к суммам, которые связаны с оплатой услуг, и облагать их НДС.

Можно предположить, что внимание проверяющих также привлекут те санкции, суммы которых будут выше обычных либо основания начисления которых будут отличаться от общепринятых в деловом обороте. В таких случаях будьте готовы, что налоговые органы могут попытаться начислить НДС.

Как учесть уплаченные штрафы и пени по договорам

Для налога на прибыль уплаченные договорные санкции (неустойки, штрафы, пени) включайте во внереализационные расходы. Делайте это на дату, когда вы признали свою задолженность, или на дату вступления в силу решения суда о взыскании санкций (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина от 20.03.2017 N 03-03-06/2/15657).

Проводки по начислению и уплате пени или штрафа

Д 91.02 - К 76 Начислены договорные санкции

Д 76 - К 51 Уплачены договорные санкции

Включается ли в стоимость МПЗ для целей налога на прибыль плата за простой вагонов (п. 2 ст. 254 НК РФ)?

Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 254) разрешает включить в стоимость МПЗ все затраты, связанные с их приобретением.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому налогоплательщик вправе учесть в стоимости МПЗ плату за простой вагонов.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2005 N А13-16812/04-19

Суд указал, что суммы за простой вагонов, задержку вагонов под выгрузкой не являются штрафами, пенями или иными санкциями. Поэтому налогоплательщик правомерно отнес указанные затраты на расходы, уменьшающие базу, облагаемую налогом на прибыль, как материальные расходы.

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль

Из выше перечисленного сделать вывод сложно, так как вопрос является спорным. Все зависит от того, как Вы будете принимать данный расход: либо как штрафные санкции, либо как услугу по договору.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в апреле 2019 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.


Если организация примет решение не исчислять НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это, скорее всего, приведет к ­претензиям со стороны налоговых органов.

При этом имеющаяся арбитражная практика по данному вопросу складывается преимущественно в пользу налогоплательщиков.

Пункт 1 ст. 330 ГК РФ определяет, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Часть 4 ст. 35 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусматривает, что за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно, грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном в том числе договором ­перевозки груза.

В настоящее время по вопросу исчисления НДС с суммы штрафа, взимаемого за простой транспортных средств, имеются две позиции.

Финансовое ведомство (письма Минфина России от 01.04.2014 № 03-08-05/14440, от 09.10.2012 № 03-07-08/280, от 10.06.2011 № 03-07-11/164, от 28.04.2009 № 03-07-11/120) придерживается позиции, что суммы штрафа за простой транспортных средств включаются в налоговую базу по НДС.

Указанная позиция основана на положениях подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, который устанавливает, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В свою очередь, судьи (см., например, постановления Арбитражного суд Поволжского округа от 10.12.2014 № Ф06-18058/13 по делу № А12-7799/2014, от 01.12.2014 № Ф06-17838/13 по делу № А12-7380/2014, ФАС Московского округа от 24.02.2014 № Ф05-17712/13 по делу № А40-82044/2013, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 № 11АП-13047/14, Двенадцатого арбитражного ­апелляционного суда от 20.08.2014 № 12АП-6871/14, от 20.08.2014 № 12АП-6797/14), исходя из положений ст. 329, 330 ГК РФ, ст. 154, 162 НК РФ, а также принимая во внимание правовую позицию Президиума ВАС РФ (постановление от 05.02.2008 № 11144/07), приходят к выводу, что суммы штрафа (неустойки), полученного от контрагента по договору за простой транспорта, не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), поэтому не подлежат налогообложению НДС. Данные суммы являются мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по ­договору.

Из обстоятельств приведенных выше дел следует, что в представленных суду для изучения документах было конкретизировано, что сумма, уплачиваемая за простой транспорта, является штрафом, который заказчик обязан уплатить исполнителю. При этом сумма штрафа была ­установлена условиями договора в твердом размере.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод: если из условий договора следует, что за простой транспорта с грузоотправителя (грузополучателя) взимается именно штраф, сумма которого установлена в твердом размере и не зависит от времени простоя, то в этом случае сумма штрафа в налоговую базу по НДС не включается. Дополнительным аргументом могут быть, например, претензионные письма организации-перевозчика (по вопросу документального оформления смотрите дополнительно письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.2008 № 20-12/025119).

Если же плата клиента за простой квалифицирована в договоре как плата за сверхнормативное использование вагонов и указанная плата отражается в акте оказанных услуг, то в таком случае плата за простой транспорта может рассматриваться в качестве элемента ценообразования, увеличивающего стоимость оказываемых услуг, и, следовательно, включаться в налоговую базу по НДС.

Сказанное соответствует разъяснениям, данным в письме Минфина России от 04.03.2013 № 03-07-15/6333, в котором работники финансового ведомства отметили, что в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по договору следует руководствоваться постановлением Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11144/07. Вместе с тем если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на ­основании ст. 162 НК РФ.

Таким образом, имеющаяся на сегодняшний день обширная арбитражная практика по рассматриваемому вопросу свидетельствует о том, что если организация не исчислит НДС с полученных сумм штрафа за простой транспорта, то это с большой долей вероятности приведет к спорам с налоговыми органами.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

О применении НДС при получении денежных средств за простой вагонов российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте и предоставившей вагоны для перевозок грузов из иностранного государства в РФ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 апреля 2014 г. N 03-07-08/17462

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, получаемых за сверхнормативный простой вагонов российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при оказании услуг по предоставлению вагонов для осуществления перевозок грузов с территории иностранного государства в Российскую Федерацию, и сообщает.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Денежные средства, получаемые за сверхнормативный простой вагонов российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при оказании услуг по предоставлению вагонов для осуществления перевозок грузов с территории иностранного государства в Российскую Федерацию, следует относить к суммам, связанным с оплатой указанных услуг.
Таким образом, в случае если правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам подтверждена налогоплательщиком в установленном порядке, то вышеназванные денежные средства включаются в налоговую базу, в отношении которой применяется нулевая ставка. При неподтверждении налогоплательщиком права на применение нулевой ставки данные денежные средства включаются в налоговую базу, подлежащую налогообложению по ставке налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА

Читайте также: