Судебно налоговая экспертиза ндс

Опубликовано: 04.05.2024

Инициаторами проведения налоговой экспертизы обычно выступают налогоплательщики, налоговые или судебные органы.

Понятие экспертизы

В соответствии с положениями действующего законодательства, налоговая экспертиза представляет собой особую процедуру налогового экспертного контроля, которая проводится в определенные сроки.

Понятие и проведение экспертизы может включать в себя различные действия и средства, например, исследование документации и оборудования на предмет их соответствия действующим стандартам, освидетельствование, уведомление заинтересованных лиц, регистрация, направление результатов в соответствующий орган и т.д.

Основная задача, цель и функции экспертизы направлены на проверку соблюдений действующих норм налогового законодательства РФ, на своевременное выявление и признание каких-либо нарушений и применение определенных мер для их скорейшего устранения.

В понятие экспертизы также могут входить и иные действия и средства уполномоченных лиц, которые будут направлены на выявление, уведомление и освидетельствование несоответствия документации или оборудования установленным требованиям, в том случае, если данные действия и средства не будут противоречить установленному порядку.

Такая процедура, как налоговая экспертиза и сопровождение, должна полностью соответствовать существующим условиям и требованиям.

В противном случае, у налогоплательщика будут иметься все основания и условия для обращения в судебный орган с целью защиты собственных интересов, в установленные сроки.

Обжалование и судебная форма данного действия могут быть применены любым заинтересованным лицом, подавшем исковое заявление в судебный орган.

Назначение экспертизы

Понятие «назначение экспертизы» и процедура подразумевают под собой утверждение, уведомление и разрешение на проведение определенных действий, необходимых для осуществления данной процедуры.

Данное понятие также подтверждает, что для проведения экспертизы имеются все основания, средства, функции, требования и условия, предусмотренные НК РФ.

Назначение экспертизы нередко обуславливается тем, что в ходе непосредственного осуществления налоговой проверки документации или оборудования, у уполномоченного лица могут возникнуть вопросы, для разрешения которых требуется привлечение и уведомление определенных специалистов, например, для дачи своего экспертного мнения.

Важным документом, регулирующим проведение экспертизы, является постановление или определение, которое принимается должностным лицом, либо налоговым органом, если существуют соответствующие условия, средства и основания, а также протокол, в котором перечислены все особенности.

Определение о назначении обязательно должно содержать изложение кратких обстоятельств, которые привели к необходимости проведения данной процедуры и существующие особенности. Помимо этого, в содержание документа должны включаться данные об эксперте, виды экспертиз, которые необходимо провести, порядок проведения экспертизы, цель, сроки, время проведения экспертизы, заявление, средства, сведения о налогоплательщике и т.д.

Ходатайство о назначении экспертизы обязательно должно быть оформлено надлежащим образом и подписано уполномоченным лицом, исполняющим данные функции. Обязательной будет являться и регистрация данного документа.

Сведения постановления о назначении экспертизы

Определение или постановление о назначении экспертизы является основным и главным документом, включающим в себя правовые основания и требования, с учетом которых, в дальнейшем проводится налоговая экспертиза.

Оформление данного документа обязательно должно соответствовать всем установленным нормам и стандартам, иначе его оспаривание или обжалование могут стать положительными. Электронная форма не допустима.

Постановление о назначении экспертизы должно содержать следующие сведения:

  • данные о физическом, либо юридическом лице, в отношении которого проводится экспертиза, его ФИО, адрес проживания, либо регистрации, контакты, уведомление и т.д.;
  • сведения о специалисте, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения – его ФИО, должность, место работы, регистрация, особенности и иные данные;
  • основания и условия, на которых проводится налоговая экспертиза, а также установленные требования, цель, задача, функции, средства и иные особенности, которые может содержать данная процедура;
  • установленные сроки, во время которых процедура должна быть проведена в полном объеме. Данные сроки, как и иные условия, требования и особенности, устанавливаются лицом, подписавшим постановление, протокол или определение о назначении экспертизы.

Определение или постановление может содержать и иные данные, если они имеют прямое отношение к процедуре и содержат в себе важные условия, например, возможность обжаловать данный документ.

Права эксперта

Эксперт или орган, обеспечивающий сопровождение, освидетельствование и являющийся полноценным участником налоговой экспертизы, которая проводится в отношении того или иного налогоплательщика, подавшего заявление, обладает своими определенными правами и обязанностями.

Понятие «права эксперта» включает в себя следующие полномочия:

  • выполнение всех необходимых действий для того, чтобы исследовать объект экспертизы, составить протокол, фиксировать его особенности, использовать определенные средства и иные нюансы, если данные действия являются правомерными и не запрещаются действующими законами;
  • ознакомление с необходимыми документами, которые содержат важные данные о работе и налогообложении юридического лица, их утверждение и регистрация, отправка в соответствующий орган, а также проведение экспертизы в отношении иной информации, которая касается норм и действующих правил налогового законодательства РФ;
  • освидетельствование и заключение экспертизы, регистрация, уведомление заинтересованных лиц, дача экспертного мнения, в котором указываются результаты экспертизы и использованные средства, указание всех полученных в ходе данной процедуры сведений. Результаты экспертизы должны быть описаны подробно, с указанием всех найденных правонарушений и иных нюансов;
  • экспертиза документов, оборудования и иных вещей, если данная процедура и освидетельствование требуются для получения максимально точных результатов;
  • повторная экспертиза документации и освидетельствование, если соответствующее ходатайство о проведении экспертизы было заявлено заинтересованным лицом, подавшим соответствующее заявление в налоговый орган;
  • выполнение иных действий, не противоречащих установленному порядку.

Права проверяемого лица

В целях защиты законных интересов налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство РФ и налоговый орган наделяет проверяемых лиц определенными правами. Сюда относятся:

  • право на заявление отвода экспертному лицу. Заявление оформляется в письменной форме, обязательными являются его подписание, утверждение и регистрация;
  • право на предъявление списка лиц, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения;
  • составление и заявление дополнительных вопросов, в то время как осуществляется проведение экспертизы и составляется протокол, для получения по ним экспертного мнения от приглашенного специалиста;
  • право присутствия на проведение экспертизы и возможность давать собственные разъяснения в отношении тех или иных вопросов, которые являются нюансами налогообложения организации, бухгалтерского учета и т.д.;
  • ознакомление с результатами экспертного заключения, постановка и утверждение дополнительных вопросов;
  • заявление ходатайства в налоговый орган о том, чтобы была назначена повторная экспертиза, либо определенные специальные экспертизы, данные о которых заносятся в протокол;
  • уведомление специалиста о произошедших изменениях, либо об определенных нюансах, которые могут повлиять на последующую дачу экспертного мнения и являются важными;
  • заявление и утверждение официальных возражений по поводу полученного экспертного мнения, дача собственных разъяснений касаемо тех или иных нюансов, требования о том, чтобы были использованы иные методы экспертизы, сопровождение и т.д.

Заключение эксперта

Заключение экспертизы, как и протокол, является основным документом, в котором указываются результаты проведенной проверки, особенности, условия, требования, цель, основания и иные данные.

Факт окончания экспертизы, будь то экспертиза документов, оборудования или иные виды экспертиз, оформляется в письменной форме, лицом, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения.

Эксперт может отказаться от составления заключения в том случае, если на это существуют весомые основания или требования, например, если обязательное оформление невозможно по причине недостаточного количества представленных материалов, оборудования или документации.

Если экспертиза документов, сопровождение, прохождение процедуры и окончательное заключение содержат в себе выводы, выходящие за пределы компетенции специалиста, они не должны рассматриваться как подтвержденный факт.

Заключение и определение эксперта, как и заявление заинтересованного лица, а также протокол, должны соответствовать всем требованиям правовой документации.

Постановление должно содержать следующие сведения:

  • виды экспертиз, которые были проведены;
  • время проведения экспертизы;
  • освидетельствование;
  • уведомление заинтересованных лиц;
  • особенности проверенной документации и оборудования;
  • использованные средства.

Действующие правила проведения экспертизы устанавливают, что протокол проведения является обязательным документом, без которого все полученные результаты будут являться недействительными.

Дополнительная и повторная экспертизы

Действующие правила проведения экспертизы и особенности устанавливают, что, в случае недостаточности полученных сведений, ответственным лицом может быть назначена повторная экспертиза и освидетельствование. Данная процедура проводится в отношении документации, оборудования и иного имущества.

Основанием, как правило, выступают требования заинтересованного лица, письменное заявление, уведомление и протокол, представленные в соответствующий орган. Правила проведения экспертизы оборудования, либо документации устанавливают, что соответствующее определение о повторной экспертизе выносит соответствующий уполномоченный орган.

Сведения о том, что данная процедура является повторной, а также иные особенности, обязательно вносятся в протокол.

Дополнительная процедура содержит в себе главную цель – получение максимально точных и четких подробностей, сопровождение, освидетельствование, касающееся определенных вопросов и нюансов, которые не смогла обеспечить первоначальная процедура.

Помимо этого, повторная процедура в отношении документации и оборудования, а также освидетельствование проводится в том случае, если налогоплательщик выразил желание обжаловать результаты первой экспертизы.

Налоговая экспертиза представляет собой совокупность услуг консультационного характера, направленных на диагностику деятельности предприятия – совершения сделок и выполнения прочих хозяйственных мероприятий с финансовой точки зрения. Смысл проведения налоговой экспертизы заключается в минимизации рисков, возникающих в ходе размещения денежных средств в различные организации в виде инвестиций и в предупреждении налоговых преступлений. Кроме того, данное исследование осуществляет проверку, не противоречит ли принятая система налоговых выплат действующему законодательству.

Налоговая экспертиза производится специалистами, обладающими исчерпывающими знаниями в области системы налогообложения и современного налогового законодательства, актуального на сегодняшний день в пределах Российской Федерации. К результатам налоговой экспертизы можно отнести следующие экспертные выводы и рекомендации:

  • Оценка структуры налогов и сборов, подлежащих уплате.
  • Рекомендации специалиста по оптимизации ведения учета выплаты налогов, а также по организации соответствующих хозяйственных мероприятий.
  • Анализ соответствия действующей (или предполагаемой) системы налогообложения актуальному законодательству Российской Федерации в налоговой сфере.
  • Разработка эффективных моделей уплаты налогов и сборов в случае изменения вида деятельности или объемов производства.

Налоговая экспертиза также может быть эффективным инструментов легитимного снижения налоговых отчислений, для чего требуется тщательный анализ деятельности организации, выполняемый квалифицированным специалистом в данной сфере. В ходе проведения исследования эксперты скрупулезно анализируют налоговые и бухгалтерские бумаги, а также могут представлять интересы организации в налоговых инстанциях или в суде. Организация, в отношении которой производится налоговая экспертиза, должна представить специалистам все требующиеся для осуществления исследования материалы. В случаях, когда имеющиеся материалы не полны или составлены с ошибками, эксперт вправе отказаться от формулирования экспертного заключения ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

Инициатором налоговой экспертизы могут выступать судебные или налоговые организации, а также сами предприятия (их менеджеры или собственники).

Для экспертов существуют ограничения в праве доступа для осуществления налоговой экспертизы. Специалист не допускается к проведению экспертизы в следующих случаях:

  • Если эксперт имеет личную заинтересованность в разрешении данного дела.
  • Если специалист состоит в родственной или интимной связи с лицом, в отношении которого производится экспертиза.
  • Если эксперт попадает под служебную или иную зависимость от лиц, в отношении которых осуществляется исследование.
  • Если специалист делал публичные заявления или прилюдно высказывал комментарии относительно рассматриваемого дела.
  • Если беспристрастность и объективность эксперта ставится под сомнение в результате каких-либо обстоятельств дела.

Задачи, решаемые в ходе осуществления налоговой экспертизы

Цели предстоящей налоговой экспертизы, а также обстоятельства ее назначения предполагают постановку определенных задач исследования. Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования. Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:

  • Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
  • Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
  • Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
  • Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
  • Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
  • При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.

Правовая база производства налоговой экспертизы

Процедура назначения и производства налоговой экспертизы описывается в статье 95 Налогового кодекса Российской Федерации. Та же статья предусматривает заключение договора на проведение налоговой экспертизы в качестве основного условия, необходимого для подключения эксперта к участию в выездной проверке налоговой сферы предприятия (организации).

Эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы, что зафиксировано в статье 129 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная ответственность специалиста наступает только в случае, если он уклоняется от выполнения своих обязанностей после того, как договор был заключен и данный специалист назначен в качестве эксперта.

Та же статья Налогового кодекса регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений. За данное правонарушение назначается штраф.

Уголовный кодекс также предполагает ответственность эксперта за предоставление ложных данных. Специалист, осуществляющий производство налоговой экспертизы, несет ответственность за сообщение ложных или недостоверных сведений при формировании экспертного заключения или при выступлении в суде с целью разъяснения сделанных выводов. Степень наказания, предполагаемого за подобные деяния, обозначена в статье № 307 Уголовного кодекса Российской федерации. Следует отметить, что ошибки, допущенные экспертом вследствие некомпетентности или недостаточной осведомленности, не рассматриваются в качестве факта представления ложных сведений.

Вопросы, ответы на которые дает специалист в области производства налоговой экспертизы

Ответы на перечисленные вопросы составляют существенный объем информации, представляемой специалистом в своем экспертном заключении. Постановка данных вопросов основана на обстоятельствах проведения исследования и его целях, вследствие чего задает эксперту некий вектор направления усилий и область, в которой следует проводить анализ. Ответы на вопросы в обязательном порядке включаются в экспертное заключение. Список вопросов составляется индивидуально для каждого конкретного случая проведения налоговой экспертизы. Эксперту могут быть адресованы следующие вопросы:

  1. Соответствует ли сформированная налоговая база организации (предприятия) предписаниям актуального налогового законодательства, действующего в юридическом пространстве Российской Федерации.
  2. В полном ли объеме были выполнены налоговые обязательства организации (предприятия) перед федеральным бюджетом?
  3. Своевременно ли были уплачены налоги и сборы?
  4. Каким образом можно легитимно уменьшить налогооблагаемую базу?
  5. Какие недостатки системы учета расходов по налогам обнаружены в ходе производства экспертизы?
  6. Какие именно объемы денежных средств предприятия (организации) не подлежат обложению налогами?
  7. Насколько достоверно отображены налоговые обязательства организации в ее налоговой и бухгалтерской документации?
  8. В полной ли мере отображены налоговые обязательства предприятия в налоговой и бухгалтерской отчетности?
  9. Каким образом следует модифицировать систему налогообложения в свете предстоящего изменения вида деятельности организации (предприятия)?
  10. Какова наиболее эффективная схема налогообложения для данной организации (предприятия), если объемы производства будут увеличены (уменьшены) на заданную величину?
  11. Каковы рекомендации эксперта по модификации системы ведения налогового учета?
  12. Достоверно ли определена сумма налогов и сборов, подлежащих к уплате?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Налоговые органы приглашают экспертов для проверки документов налогоплательщиков в двух из трех случаев. Объектом экспертизы становится почерк. Если эксперт сделает вывод о том, что расписался не директор, а неустановленное лицо, то, как минимум, организация-налогоплательщик не сможет получить вычет по НДС. Что делать? Попробовать оспорить заключение.

Оспорить заключение эксперта-почерковеда, приглашенного налоговой для проверки подписи на счетах-фактурах и первичке, можно. И налоговая может ошибиться. Например, при назначении или проведении экспертизы. Если вы обнаружите процессуальное нарушение, то вправе оспорить экспертное заключение. А где можно найти эти нарушения? Рассказываем.

1. В порядке назначения и проведения экспертизы

  • Пункт 1: в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (в том числе при проведении выездных налоговых проверок) на договорной основе может быть привлечен эксперт.
  • Экспертизу назначают, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания. Заключение эксперта - источник информации относительно обстоятельств, установленных в ходе налогового контроля. Оно не влечет для налогоплательщика возникновения каких-либо обязанностей и не предусматривает отсутствие у него каких-либо прав (Постановление ФАС ВСО от 30.12.2010 № А33-3928/2010).
  • Пункт 3: Основанием для экспертизы в рамках выездной проверки является постановление должностного лица, которое осуществляет проверку. Форма постановления утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338 (Приложение 9). В постановлении должны быть указаны обстоятельства, которые привели к экспертизе. Постановление должно содержать: сведения об эксперте, вопросы эксперту, перечень материалов для изучения.
  • Пункт 6: должностное лицо, вынесшее постановление о назначении экспертизы, обязательно должно ознакомить с ним налогоплательщика, разъяснить его права. Перечень прав указан в пункте 7 ст. 95. Как налоговая подтвердит, что проверяемый ознакомился с постановлением? Об этом сказано в протоколе. Форма протокола утверждена в Приложении 10 вышеупомянутого Приказа № ММ-3-06/338. Протокол подписывают составитель и налогоплательщик/его представитель.

2. В том, какой вид проверки выбран

Пункт 1 ст. 95 НК РФ описывает действия по осуществлению налогового контроля, но не уточняет его форму. А вот в пункте 3, в котором говорится про основание для проведения экспертизы, указано, что его (постановление) выносит должностное лицо налогового органа, проводящее выездную проверку.

Казалось бы, есть возможность оспорить экспертизу, проводимую в рамках камеральной проверки. Но не все так просто. Существует мнение ФАС СЗО, которое растолковало п. 1 и 3 ст. 95 НК РФ так: привлекать эксперта можно для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля, осуществляемых налоговым органом не только в форме выездной налоговой проверки, но и в иных формах, установленных гл. 14 НК РФ (Постановление от 29.04.2014 № А56-60380/2013).

3. В том, кто проводит проверку: специалист или эксперт

И если в постановлении заявлен один эксперт, а провел проверку в итоге специалист, суд может расценить это, как существенное нарушение процедуры.

4. В данных об эксперте

Если постановление не содержит ФИО экспертов, то судьи могут расценить это как нарушение прав налогоплательщика, предусмотренных п. 7 ст. 95 НК РФ (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 06.08.2010 № А46-24092/2009).

5. В требованиях к материалам

В сфере налогового контроля заключение эксперта – это источник сведений о фактах, которые, согласно ст. 100 НК РФ, отражаются в акте выездной налоговой проверки. Поэтому качество материалов существенно.

Если экспертное заключение основано на изучении материалов, которые эксперт фактически не получил, то его могут признать недопустимым доказательством (постановления ФАС МО от 11.06.2014 № Ф05-5420/2014, ФАС СЗО от 04.12.2009 № А56-48361/2008).

Судьи обращают внимание и на то, какие документы изучал эксперт – оригиналы или копии. Могут подвергнуть сомнению выводы экспертов, которые исследовали подлинность подписи, но не запросили экспериментальные образцы почерка (например, постановления ФАС СЗО от 09.07.2012 № А66-4438/2011, ФАС ПО от 28.03.2012 № А55-7466/2011).

6. В том, как вас ознакомили с постановлением о проведении экспертизы

То, что вы ознакомились с документом, должно быть зафиксировано в протоколе. Когда налоговая должна это сделать? Налоговый кодекс это не уточняет. Однако ФАС МО считает, что трех часов на то, чтобы получить уведомление, приехать в налоговую и поучаствовать в составлении протокола недостаточно (см. Постановление от 01.08.2013 № А40-36079/12-90-175).

Если инспекторы проигнорируют эту обязанность, арбитражный суд может не принять экспертное заключение как допустимое доказательство.

Судебная налоговая экспертиза в СПб

Судебная налоговая экспертиза в СПб

Экспертиза в рамках выездной налоговой проверки назначается по инициативе налоговых/судебных органов или налогоплательщиков. Исследование деятельности предприятия позволяет оценить финансово-хозяйственную ситуацию, подлинность документов, не обоснованность трат и многое другое. В последнее время, экспертизы при проведении налоговой проверки проводятся все чаще. Наиболее часто это встречается при проверке НДС и налога на прибыль. Далее рассмотрим более подробно проведение налоговой экспертизы.

Что такое налоговая экспертиза?

Все услуги СИНЭО сертифицированы ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Услуги СИНЭО сертифицированы ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Экспертиза налоговой деятельности компании, коммерческих фирм, государственного учреждения, организации или бюджетной организации предполагает следующие мероприятия:

  • изучение аналитических и синтетических счетов;
  • определение размера денежных расчетов, которые не подлежат налогооблажению;
  • проверка достоверности предоставленных отчетов по налоговым обязательствам перед государством;
  • проверка выполняемых налоговых требований при формировании налог.базы;
  • фиксирование уплаты налогов за установленный временной промежуток.

Судебная налоговая экспертиза – это совокупность услуг направленных на полное изучение и проверку деятельности организации.

Цель проведения: выявление налоговых преступлений и подтверждение налоговых выплат согласно действующему законодательству.

Законодательство

Законодательство до сих пор не зафиксировало понятие «налоговая экспертиза». Понятие образовалось в одной из редакций НК РФ. В ее пункте было определено проведение досудебной налоговой экспертизы.

В ст.95 Налогового Кодекса РФ изложены правила проведения налоговой экспертизы. Наибольшую востребованность, экспертиза получила начиная с 2006 года.

Выездная налоговая проверка с привлечением эксперта, возможна только после заключения договора на проведение экспертизы. В ст.129 НК РФ указано, что эксперт несет ответственность за отказ от проведения налоговой экспертизы в случае подписания договора. При составлении недостоверного заключения, также наступает ответственность в виде наложенного штрафа.

Независимая налоговая экспертиза

Налоговая экспертиза должна производиться специалистами, которые обладают определенными знаниями, навыками и умениями. При расследовании назначается судебными или налоговыми органами.

Условия, при которых эксперт не имеет право проводить налоговую экспертизу:

  1. личная заинтересованность специалиста;
  2. родственные связи с руководителем проверяемой организации;
  3. заявления в СМИ, касаемо рассматриваемого дела или организации/лиц в отношении которого оно назначено;
  4. зависимость от лиц, задействованных в проверке;
  5. в результате каких-либо событий объективность и непредвзятость эксперта подставлена под сомнение.

Стоимость налоговой экспертизы

Стоимость экспертизы зависит от ряда факторов:

  • тарифы, которые установлены проверяющей организацией;
  • общая сумма экспертизы напрямую зависит от объема работ и времени, которые необходимо затратить на проверку;
  • безналичный или наличный расчет за экспертизу.

В зависимости от области, цены по России меняются. Уточнить стоимость можно у экспертов: 3400035

Процедура проведения налоговой экспертизы

  • правильное составление заявки и сбор стандартного пакета документов;
  • составление договора: рассмотрение основных пунктов договора, сроки проведения исследования, стоимость и оплата, составление заключения;
  • предоставление документов, подтверждающих оплату;
  • проведение налоговой экспертизы;
  • предоставление проверяющим органом документов, подтверждающих проведение экспертизы.

Отказ от процедуры проведения экспертизы возможен в случаях:

  • отсутствуют документы для проведения исследования;
  • оплата произведена не в полном объеме или не произведена вообще.

Направление заявки: Для проведения экспертизы должно быть вынесено постановление. Его отсутствие может привести к тому, что на судебном заседании заключение эксперта не будет засчитано в качестве законодательной базы.

Согласование оформления договора: После подтверждения заявки, составляется договор. Он должен быть согласован двумя сторонами.

Подтверждение оплаты: Оплата производится безналичным или наличным расчетом. В первом варианте предоставляется квитанция или платежное поручение с отметкой банка. При наличном расчете кассовый чек.

Проведение налоговой экспертизы: Налогоплательщик должен ознакомиться с составленной заявки с письменным подтверждением. На данном этапе он имеет право подать отвод, заменить эксперта, составить свои вопросы. При проведении экспертизы, специалист имеет право запросить необходимые документы. Эксперт внимательно изучает документы. При этом проверяемая сторона имеет право присутствовать.

Передача отчетных документов: После изучения отчетных документов, эксперт составляет заключение. Налогоплательщик должен с ним ознакомиться. При несогласии необходимо использовать грамотных специалистов и тактический подход.

На судебном заседании экспертное заключение служит доказательной базой. Налоговая экспертиза не всегда может быть представлена на суде в качестве доказательной базы.

Задачи, решаемые в ходе осуществления налоговой экспертизы

Налоговая экспертиза проводится для решения определенных задач. Они вытекают из вопросов, поставленных перед экспертом. На поставленные задачи также влияет инициатор налоговой проверки. Перед специалистом ставятся вопросы, ответы на которые позволяют составить экспертное заключение.

Вопросы для налоговой экспертизы:

  • налоговая база соответствует установленным законам налоговым отчислениям или не соответствует;
  • частично или полно выполнены налоговые обязательства перед федер.бюджетом РФ;
  • в установленный срок или нет были перечислены налоги;
  • легитимно или нет уменьшена налогооблагаемая база;
  • какой размер расходов не должен быть учтен в налогооблагаемую базу;
  • полно или частично обязательства по налогам отражены в бух.и налоговой отчетности;
  • какая схема налогооблажения для деятельности предприятия наиболее эффективна;
  • рекомендации специалиста по проведению и изменению налогового учета;
  • насколько верно рассчитаны и уплачены налоги.

Список вопросов для налоговой экспертизы индивидуален и зависит от конкретного случая.

Наиболее популярные виды налоговой экспертизы

На сегодня в НК РФ, не закреплено понятие «налоговая экспертиза», но на практике выделились ее виды.

Наиболее популярные, расположенные в порядке убывания по спросу:

Массовые почерковедческие

Такой вид экспертизы можно отнести к массовой. В ее квалификацию попадает огромное количество различной документации. Наиболее часто применяется для выявления фирм-однодневок. Почерковедческая экспертиза позволяет установить подлинность или подделку документов. Также проверка документов проводится при сомнении в подлинности уставных документов. Часто для снижения налогооблагаемой базы подделываются подписи на первичной документации. Проводится экспертиза подлинности подписей.

Строительно-экономические

Такой вид экспертизы востребован при взаимоотношениях между строительными компаниями и проверяющими организациями по оплате налога на добавленную стоимость. На практике широко практикуется снижение НДС, путем завышения размера своих расходов.

Финансово-экономические

Налоговые органы не часто обращаются к проведению такого вида экспертизы, так как считают, что могут самостоятельно осуществить экономическую проверку. Для проведения финансово-экономической экспертизы необходимо комплексное изучение деятельности предприятия.

Оценочные

Налоговые экспертизы могут быть произведены только по отправленным запросам. Также происходит и с оценочным исследованием. Проводится для определения финансового состояния предприятия и выявления всех слабых сторон.

Отметим, что этот список неполный. Его можно дополнить наименее востребованными видами экспертиз.

Специфика судебной налоговой экспертизы

Специфика экспертизы заключается в высоких временных затратах, трудоемкости и массовости или комплексности проведения. Например, почерковедческая – массовая, строительно-экономическая – комплексная. Оценочная не имеет определенных особенностей.

Обжалование

Итак, налоговая экспертиза начата, проведена и закончена. Специалист составил заключение и передал налогоплательщику. Последнего не устраивают результаты. В этом случае он имеет право на обжалование.

Как можно обжаловать налоговую экспертизу:

  • Проведение дополнительной или повторной налоговой экспертизы. Налогоплательщик имеет полное право на проведение еще одного исследования. При этом он должен быть на 100% уверен в неправильности заключения первичной экспертизы. Порядок проведения повторной экспертизы аналогичен первичной.
  • Помимо проведения доп.экспертизы, налогоплательщик имеет право провести ее своими силами. Это возможно при не проведении экспертизы за налоговую проверку или при несогласии налогоплательщиками с выводами экспертов.
  • Приведение иных доводов, которые доказывают неправильность выводов налоговой экспертизы. Согласно закону, заключение эксперта не является единственным доказательством финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В судебном порядке будут рассмотрены все виды доказательств по делу.
  • Рецензия на заключение эксперта – опровержение выводов. Такой документ имеет право выступать как отдельный на судебном заседании. Налогоплательщик имеет право самостоятельно выбрать эксперта или экспертное заключение для оформления рецензии. Рецензия на налоговую экспертизу!

Итак, подведем итоги. Налоговые или судебные органы имеют в арсенале широкий выбор для привлечения к ответу недобросовестных налогоплательщиков. В ходе проверки имеет место проведение налоговой экспертизы. Наиболее часто встречаемая в нашей практике — почерковедческая экспертиза документов. В случае, когда налогоплательщик не нарушал закон, а заключение эксперта было составлено неправомерно, разрешается его обжаловать. СИНЭО проводит все виды рецензирования!

Задать вопрос экспертам СИНЭО можно по телефону 3400035. Работаем по всей России, история успеха 20 лет!

На правах рекламы

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.


Последняя модная тенденция налоговых органов – назначать экспертизу при проведении налоговых проверок. Особенно это актуально при проверках по налогу на прибыль и НДС: то не та подпись на документе, то печать, то содержание. По опыту КСК групп, две из трех налоговых проверок сопряжены с проведением различных экспертиз, которые, к сожалению, добавляют головной боли налогоплательщикам, особенно неподготовленным и рассчитывающим исключительно на собственные силы.

Статья 95 НК РФ закрепляет порядок назначения и проведения экспертизы. Налоговые органы вправе приглашать экспертов в любых случаях, когда инспекторы нуждаются в специальных познаниях в науке, искусстве, технике или ремесле для формирования выводов по проверке. Как определил КС РФ, данное право налоговиков само по себе не может нарушать права налогоплательщика, потому что позволяет получить достоверную и объективную информацию о его деятельности (Определение КС РФ от 16 июля 2009 г. № 928-О-О).

Налоговые органы активно пользуются таким инструментом, как экспертиза, в силу того, что им дано право самостоятельно решать вопрос о целесообразности проведения экспертизы и определению привлекаемого экспертного учреждения или эксперта. Основная фактическая цель "налоговой" экспертизы заключается в возможности использовать ее результаты для привлечения налогоплательщика к ответственности.

С помощью результатов экспертизы как одного из основных доказательств по налоговым спорам подтверждаются либо опровергаются следующие обстоятельства:

  • установление факта подписания документов конкретным лицом;
  • определение давности изготовления документа;
  • установление принадлежности товаров (работ, услуг) к определенному виду или группе;
  • стоимость того или иного объекта и т. д.

Налоговые органы вправе привлечь эксперта и провести экспертизу в период осуществления налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля, которые инспекция может назначить после окончания выездной проверки (ст. 95, абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Суды не признают экспертизу надлежащим доказательством, если она проведена:

  • после окончания проверки и назначенных инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2012 г. № А66-4438/2011);
  • после завершения проверки и без назначения дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление ФАС Поволжского округа от 28 сентября 2011 г. № А06-7370/2010, постановление ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2009 г. № А55-5439/2008).

Определение необходимости в проведении экспертизы в рамках проверки – прерогатива налогового органа. Однако стоит иметь в виду, что ему необходимо соблюсти приличное число формальностей и любое отступление от них влечет недействительность экспертизы.

В рамках налоговой экспертизы каждый из участников процесса имеет определенный объем полномочий.

Налоговый орган обязан ознакомить проверяемое лицо с постановлением о назначении экспертизы, разъяснить его права под протокол, заключить договор с экспертом или экспертным учреждением, предоставить возможность проверяемому лицу присутствовать при проведении экспертизы (при отсутствии "запрещающих" обстоятельств) и ознакомить проверяемое лицо с заключением эксперта.

Налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту и ходатайствовать о назначении другой кандидатуры эксперта. Кроме того, он может представить дополнительные вопросы на экспертизу, присутствовать при ее проведении, давать объяснения эксперту с разрешения должностного лица налогового органа, знакомиться с заключением эксперта, давать по результатам экспертизы объяснения и возражения, а также ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ).

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, включить в свое заключение выводы об имеющих значение для дела обстоятельств, в том числе при отсутствии вопросов сторон по данным обстоятельствам, а также отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы недостаточны или эксперт не обладает необходимыми знаниями. Он обязан дать письменное заключение от своего имени (п. 4-5, п. 8 ст. 95 НК РФ).

Рассмотрим подробнее этапы проведения экспертизы на практике.

Вынесение постановления о назначении экспертизы. Тот факт, что экспертиза проведена при отсутствии постановления, может привести к тому, что заключение эксперта будет признано недопустимым доказательством в суде (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 декабря 2007 г. № А29-656/2007, которое было оставлено в силе Определением ВАС РФ от 24 марта 2008 г. № 4093/08). Однако в случае, если постановление о назначении экспертизы подписано неуполномоченным лицом (то есть иным сотрудником налогового органа, кроме проводящего проверку), оспорить допустимость результатов проведенной экспертизы вряд ли удастся (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22 мая 2012 № Ф03-1582/2012).

Ознакомление налогоплательщика с постановлением об экспертизе, о чем составляется протокол. На данном этапе налогоплательщику предоставляется возможность воспользоваться своими правами, в частности, заявить отвод эксперту, предложить свою кандидатуру эксперта или поставить на разрешение экспертизы дополнительные вопросы (п. 6 ст. 95 НК РФ).

Передача материалов дела эксперту.

Проведение экспертизы. При этом налогоплательщик с разрешения должностного лица налогового органа вправе присутствовать при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту (п. 7 ст. 95 НК РФ).

Вынесение заключения эксперта в письменной форме.

Важным моментом при проведении экспертизы является полноценная реализация налогоплательщиком своих прав, предусмотренных п. 9 ст. 95 НК РФ.

Для налогоплательщика несогласного с результатами экспертизы или порядком ее назначения и проведения, важно использовать грамотный тактический подход для защиты своих интересов. Здесь крайне значимой является деятельность профессиональных и опытных консультантов, которые могут четко и "на результат" подготовить объяснения и возражения налогоплательщика по заключению эксперта, дополнительные вопросы, а также своевременно заявить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

В рамках проведения экспертизы необходимо понимать реальные суть и задачи экспертного процесса. Так, ст. 95 НК РФ, посвященная экспертизе, определяет ее как самостоятельное контрольное мероприятие, проводимое не только в рамках выездной налоговой проверки, но также в рамках камеральной налоговой проверки.

Однако нужно осознавать различие "в силе" экспертного заключения как доказательства. Если заключение эксперта, полученное в рамках судебного процесса, является самостоятельным доказательством (ст. 86 АПК РФ), то про экспертное заключение, вынесенное в ходе "налоговой" экспертизы, это можно сказать не всегда. Так, если эксперт в рамках налоговой проверки пришел лишь к вероятностному выводу (например, указал, что, вероятно, подпись не выполнена уполномоченным лицом налогоплательщика и сделал этот вывод при отсутствии свободных образцов почерка), то результаты такой экспертизы вообще не могут быть доказательствами в суде (постановление ФАС Московского округа от 19 ноября 2013 г. № Ф05-8517/13 по делу № А40-18229/2013).

Итак, экспертиза в ходе налоговой проверки проведена, но ее результаты не устраивают налогоплательщика. Предлагаем некоторые способы опровержения неблагоприятных выводов эксперта:

Дополнительная или повторная экспертиза (п. 9 ст. 95 НК РФ). Налогоплательщик может воспользоваться правом инициировать ее назначение, но он должен быть полностью уверен в неправоте "первичной" экспертизы. В любом случае, при имевшем место необеспечении реализации данного права об этом следует заявлять на стадии судебного обжалования выводов налогового органа, основанных на результатах экспертизы. Необеспечение реализации права налогоплательщика может быть выражено в отказе должностного лица налогового органа в ходатайстве налогоплательщика о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Дело в том, что дополнительная и повторная экспертизы назначаются в том же порядке, что и первичная (абз. 3 п. 10 ст. 95 НК РФ). То есть налоговые органы назначают ее по своему усмотрению.

Самостоятельная судебная экспертиза. При установлении противоречий в выводах экспертизы, полученной в рамках налоговой проверки, а также в случае непроведения таковой в ходе налоговой проверки, по ходатайству одной из сторон может быть назначена судебная экспертиза (ст. 82 АПК РФ).

Опровержение выводов экспертизы иными доказательствами. Заключение эксперта является одним из доказательств по делу, заранее не имеет установленной силы или приоритетного положения, не носит обязательного характера, подлежит судебной оценке наравне с другими доказательствами по делу, а также не может быть единственным доказательством по делу. Например, суд, установив реальность хозяйственных операций, отклонил довод налогового органа о подписании документов по сделке неуполномоченным лицом (постановление ФАС Поволжского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А65-27977/2010).

Рецензия на экспертное заключение. Данный способ в настоящее время активно используется в судебной практике. Суть его состоит в опровержении результатов конкретной экспертизы, в частности, методологических подходов и выводов эксперта. Рецензия может рассматриваться как отдельное доказательство, а также служить поводом для назначения судебной экспертизы с целью проверки выводов имеющейся "налоговой" экспертизы. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать экспертную организацию или эксперта для дачи рецензии на имеющуюся экспертизу. Рецензирование проводит эксперт, однако в данном случае его задача проанализировать не только обстоятельства дела, но и заключение, написанное другим экспертом.

Полученная рецензия является доказательством по делу и подлежит соответствующей оценке (постановление ФАС Московского округа от 7 ноября 2013 г. по делу № А40-6292/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 апреля 2014 г. по делу № А56-30538/2013, постановление ФАС Уральского округа от 20 августа 2013 г. по делу № А50-13756/2012). В результате суд может учесть критические замечания рецензента и назначить повторную экспертизу, назначить дополнительную проверку имеющегося заключения эксперта или оставить рецензию без внимания.

Таким образом, у налоговых органов есть достаточно действенное оружие против недобросовестных налогоплательщиков, ведь с помощью экспертизы можно установить и поддельность документов, и необоснованность затрат, и многое другое. Однако тем налогоплательщикам, которые закон не нарушали, в большинстве случаев не стоит бояться экспертизы – однако важно привлечь опытных профессиональных консультантов.

Однажды к нам обратился клиент, к сожалению, позднее чем следовало, у него на руках уже было решение УФНС России по апелляционной жалобе с доначислениями порядка 82 млн руб., 5 млн руб. пеней и 6,7 млн руб. штрафов. Решение и акт налогового органа были достаточно объемными, в них приводилось большое количество эпизодов по налогу на прибыль, НДС и НДФЛ. Но большинство доказательств налоговиков строились на следующем:

  • подпись генерального директора ООО *** на документах (соответствующий внушительный перечень) при визуальном осмотре значительно отличается от подписи на локальных нормативных правовых актах компании;
  • переданные на подряд работы требуют наличие у подрядчика лицензии, так как, вероятнее всего, их можно отнести к работам по созданию средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

При этом никаких других доказательств умозаключений о недействительности документов и необходимости лицензии для осуществления работ, предусмотренных в техническом задании, в деле не имелось. Запросы в лицензирующие органы о том, относятся ли работы, указанные в техническом задании к лицензируемым, направлены не были, экспертиза документации (технических заданий к договорам) для ответа на вопрос о лицензировании не проводилась, все выводы носили вероятностный характер.

В связи с тем, что дело находилось уже на стадии судебного обжалования решения налогового органа, был существенный риск отказа суда в назначении экспертизы. Это связано с тем, что судебная экспертиза предназначена для получения доказательств, которые не могли быть получены в ходе проведения налоговой проверки или при назначении дополнительных мероприятий. Поэтому судебная экспертиза не может служить "заменой" экспертизе, которую должны были назначить налоговики.

Консультантам все же удалось выстроить свою правовую позицию таким образом, чтобы у суда не возникло сомнений в необходимости проведения экспертизы. Были назначены почерковедческая экспертиза и экспертиза необходимости лицензирования перечня работ, указанного в техническом задании. Предварительно консультантами были направлены соответствующие запросы в лицензирующие органы о том, требуют ли лицензии произведенные работы, указанные в техническом задании или нет, и получены ответы, которые позволили спокойно ходатайствовать о назначении подобной экспертизы.

Суд указал, что вывод налогового органа о несоответствии подписей руководителей организаций на счетах-фактурах и актах носит предположительный характер, при этом налоговый орган не воспользовался правом на проведение почерковедческой экспертизы. В части лицензируемых видов работ суд указал, что налоговый орган не предпринял попыток к сбору доказательственной базы по необходимости лицензирования работ, указанных в техническом задании, доводы налоговиков носят субъективный характер и не подтверждаются положениями законодательствами или пояснениями компетентных органов. И суд удовлетворил заявленные ходатайства о назначении почерковедческой и правовой экспертиз для ответа на вопросы, которые требовали специальных знаний.

В результате по результатам судебного обжалования консультантам удалось "снять" порядка 73 млн руб. доначислений, все штрафы, а также сократить размер пени до 900 тыс. руб. При этом претензии на 45 млн руб. из этой суммы были исключены именно благодаря проведенным экспертизам. В целом экономический эффект компании клиента, благодаря содействию консультантов, составил около 90% от суммы первоначально заявленных доначислений.

Исходя из краткого описания увлекательного экспертного процесса, сделаем выводы:

  • необходимо уделять особое внимание документальному оформлению экспертного процесса с отслеживанием соблюдения всех формальностей, предусмотренных НК РФ;
  • поведение налогоплательщика должно быть активным в части использования предоставленных законодательством о налогах и сборах прав, в частности, при назначении (выборе) эксперта или экспертной организации и проведении экспертизы;
  • нарушение прав налогоплательщика может быть использовано в дальнейшем при опровержении результатов экспертизы по процессуальным основаниям;
  • налогоплательщик должен формировать доказательственную базу, позволяющую "размыть" существенное доказательственное значение экспертизы.

Залог успеха – привлечение опытных профессиональных консультантов, что позволит тактически грамотно использовать механизмы оспаривания неблагоприятных выводов экспертизы или построения правовой позиции для возможности назначения экспертизы на судебной стадии обжалования решения налогового органа. Грамотная правовая позиция, выстроенная при помощи профессионалов, позволяет определить необходимость обжалования выводов экспертизы либо назначения экспертизы на определенном этапе спора, а в ряде случаев – воздержаться от обжалования процедурных моментов, связанных с экспертизой на досудебной стадии, и использовать имеющиеся аргументы при переходе в судебный процесс.

Подчеркнем еще раз: "налоговая" экспертиза не равнозначна судебной, ее результаты необходимо обжаловать.

Читайте также: