Импортное оборудование с ндс или без

Опубликовано: 30.04.2024

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18%.

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от ключевой ставки, умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный КБК для НДС при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • счёт на оплату от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Кто платит «импортный» НДС

НДС при импорте товаров

НДС при покупке товаров и услуг за рубежом уплачивает покупатель, купивший эти товары и находящейся в пределах юрисдикции Российской Федерации. Этот вид налога уплачивают вне зависимости от применяемой системы налогообложения — общей, специальной или упрощенной. «Импортный» НДС уплачивают все субъекты предпринимательской деятельности — как организации любого размера, так и индивидуальные предприниматели.

Кому платят НДС при импорте товаров

Если товар ввезен с территории государства, с которым Российская Федерация осуществляет таможенный контроль на общих основаниях, НДС на импорт уплачивают таможенным органам РФ в соответствии с п. 1 ст. 174 НК, ст. 61 ТК ЕАЭС. Если же товар ввезен с территории государства, с которым Российская Федерации имеет международные договоры, отменяющие таможенное оформление и таможенный контроль, НДС на импорт товаров уплачивается в ИФНС Российской Федерации.

За что начисляют и платят НДС при импорте

«Импортный» НДС уплачивают за товары и услуги, приобретенные у зарубежной стороны. НДС при покупке иностранной услуги уплачивают, если эта услуга реализуется на российской территории.

При покупке за рубежом товаров, предназначенных для оказания бесплатной помощи, культурных ценностей, приобретенных государственными учреждениями РФ, материалов для изготовления иммуно-биологических препаратов, НДС не уплачивается. Однако, при покупке за рубежом медицинских товаров такого рода важно дополнительно удостовериться, что их аналогов нет на российском рынке. Только в этом случае их приобретение освобождается от уплаты НДС.

До конца 2020 года освобождена от «импортного» НДС покупка племенных животных за рубежом, если есть разрешение на их ввоз. Есть и иные товары, освобожденные от НДС при импорте: их перечень определен правительственным Постановлением от 20.10.2016 № 1069.

Сколько НДС платят импортеры

Размер НДС при покупке товаров за рубежом зависит от их типа и может составлять 0%, 10% или 20% (на основании п. 5 ст. 164 Налогового Кодекса РФ). Для каждого класса товаров «импортный» НДС рассчитывается по отдельности, а затем суммируется по специальным правилам.

Нулевая ставка НДС действует при закупке за рубежом товаров и услуг, официально приобретаемых международными организациями. Ставка НДС в размере 10% распространяется на импорт ряда продовольственных товаров, детских товаров и лекарственных средств. Импорт бытовой техники и оборудования облагается НДС по ставке 20%. Таможенная стоимость импортного товара определяется исходя из стоимости сделки либо иными способами.

Для расчета суммы НДС при импорте из государств-участников ЕАЭС применяется такая формула:

Сумма налога = Налоговая база * Ставка НДС, где Налоговая база = Стоимость приобретаемого товара + Сумма акциза

Для расчета суммы НДС при импорте из иных государств применяется следующая формула:

Сумма налога = Налоговая база * Ставка НДС, где Налоговая база = Таможенная стоимость приобретаемого товара + Таможенная пошлина + Сумма акциза

Когда уплачивают «импортный» НДС и сдают декларацию

Налоговую декларацию НДС при закупке товаров в государствах-участниках ЕАЭС налогоплательщик обязан подать в налоговые органы по 20 число месяца, идущего за месяцем, в который товары ввезли в Россию. В соответствии с п.3 ст. 80 НК РФ декларацию по НДС при покупке товаров у государств-участников ЕАЭС подают в электронном виде организации с численностью работников более 100 человек за предшествующий год. Организациям меньшей численности можно подавать декларацию в бумажном виде.

При уплате НДС таможенным органам установлен особый порядок: налог нужно платить не в конце квартала, когда произошел фактический ввоз товара в РФ, а в одно время с уплатой всех таможенных платежей.

Налоговый вычет при уплате НДС или включение НДС в расходы

У налогоплательщика есть право принять сумму НДС к вычету, если товары ввозятся из стран Таможенного союза (государств-участников Евразийского экономического союза). Для этого необходимо выполнить условия в соответствии с пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ:

  • у налогоплательщика есть документы, которые подтверждают факт уплаты налога (таможенная декларация, платёжное поручение);
  • приобретенные товары приняты на баланс;
  • товар приобретен для целей, которые облагаются НДС.

Также обладают правом на налоговый вычет организации, применяющие Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Иногда вместо вычета НДС, который уплачен по товарам, ввезенным из государств-участников ЕАЭС, налог включают в стоимость покупаемых товаров. Такие ситуации описываются статьей 170 НК Российской Федерации.

Чтобы не допустить ошибок при расчете НДС, не начислить его дважды и иметь право на вычет, ведите учет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система подскажет, каких документов не хватает, чтобы оптимизировать налог, что нужно проверить для правильного расчета. В сервисе легко вести учет, платить налоги, начислять зарплату и сдавать отчетность через интернет. Большинство функций автоматизированы. Первые две недели все новички работают в сервисе бесплатно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 154 расширен перечень технологического оборудования, аналоги которого в стране не производятся и ввоз которого на территорию России не облагается НДС. О том, как воспользоваться льготой, – в статье.

В общем случае ввоз товаров на территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Однако налоговым законодательством предусмотрены некоторые льготы. Они перечислены в статье 150 Налогового кодекса РФ.

К примеру, не облагается НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России (п. 7 ст. 150 Налогового кодекса РФ). Но это касается только оборудования, перечисленного в закрытом перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372. Время от времени данный перечень пополняется новыми видами оборудования. В частности, благодаря последним поправкам, внесенным постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. № 154, в него добавлены:

– печи пиролиза типа SRT-VI;

– газовые турбины модели PG 6111FA;

– сборочный станок VAST-4 Compact для сборки радиальных цельнометаллокордных шин диаметром от 17,5 до 22,5.

Заметьте, если предприятие захочет в дальнейшем реализовать такое оборудование, то НДС при последующей продаже начисляется в общеустановленном порядке. Поскольку глава 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») для данного случая каких-либо особенностей не устанавливает.

Напомним, что до 2009 года данная льгота применялась в отношении ввоза оборудования, которое использовалось в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Поэтому контролирующие органы требовали, чтобы предприятия представляли копии учредительных документов для подтверждения того, что оборудование ввозится с целью внесения вклада в уставный капитал (письмо ФНС России от 31 мая 2005 г. № ММ-6-03/450).

С 2009 года данная норма значительно смягчена. Теперь представления учредительных документов контролеры не требуют.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. С этого момента применяется Единый таможенный тариф (утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130).

В нем приведена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Согласно примечанию к перечню, виды технологического оборудования, в отношении которых применяется льгота, определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС.

А наименование оборудования приведено в перечне только для удобства пользования (за исключением некоторых видов, особо выделенных в этом документе).

Соответственно, принимая решения об освобождении предприятия от уплаты НДС, специалисты таможни будут руководствоваться в первую очередь кодами ТН ВЭД ТС, которые закреплены в перечне.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, код ввозимого товара в соответствии с ТН ВЭД ТС в обязательном порядке указывается в таможенной декларации.

Таким образом, для применения льготы нужно указать соответствующий код данного товара по ТН ВЭД ТС в таможенной декларации. И приложить к ней подтверждающие документы, на основании которых она была заполнена, включая те, на основании которых был заявлен код товара по ТН ВЭД ТС. Об этом сказано в статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Как правило, это:

– договор поставки соответствующего оборудования;

– сертификаты, а также иные товаросопроводительные документы и коммерческая документация предприятия.

Если специалисты таможни обнаружат ошибки в применении классификации, то они будут самостоятельно применять коды (п. 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, п. 3 ст. 106 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», далее – Закон № 311-ФЗ).

Бывают ситуации, когда принятое таможенниками решение по классификации товаров влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов. В этом случае они имеют право доначислить таможенные платежи и не разрешить выпуск товара до их полной уплаты. Основание – пункт 6 статьи 106 Закона № 311-ФЗ. Если же у таможенного органа появится сомнение в том, что товары классифицированы правильно, то он вправе провести экспертизу. Тогда у предприятия запрашиваются дополнительные сведения о ввозимом товаре. Перечень необходимых документов доводится до сведения декларанта в письменной форме. Однако предприятие вправе представить и другие имеющиеся у него документы, которые содержат необходимую информацию по данному вопросу. Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 106 Закона № 311-ФЗ.

>|Напоминаем, что с 2009 года предоставления учредительных документов или получения подтверждения от таможенного органа о том, что оборудование является технологическим, не требуется.|

НДС при импорте оборудования уплачивается по ставке 18% (за исключением случаев освобождения от оплаты косвенных налогов при ввозе в Россию некоторых видов товаров) непосредственно на таможне (до фактического выпуска под выбранную таможенную процедуру), кроме случаев ввоза из стран ЕАЭС, когда НДС уплачивается в ИФНС по месту налогового учета импортера. НДС при импорте оборудования уплачивают все организации (предприятия) и предприниматели, вне зависимости от применяемой системы налогообложения (т.е. включая ЕНВД, ЕСХН, УСН) и была ли совокупная выручка за три предшествующие календарные месяца менее 2-х млн рублей.

НДС при импорте оборудования в РФ рассчитывается как процент от суммы таможенной стоимости, таможенных платежей и акцизов (если ввозимый груз является подакцизным). При этом акциз и сам считается как процент от суммы таможенной стоимости и таможенных платежей, а таможенная стоимость включает в себя не только контрактную цену, но и расходы по доставке ввозимого оборудования в РФ. При этом за таможенным органом (Федеральной таможенной службой, ФТС РФ) остается право применения корректировки таможенной стоимости (КТС), что приведет к изменению налоговой базы, а вслед за ней и суммы уплачиваемого налога на добавленную стоимость.

НДС на оборудование уплачивается вне зависимости от того, осуществляется ли импорт самостоятельно или через посредника (агента). Обязанность по уплате НДС возлагается на декларанта, которым может выступать контрактодержатель (фактический импортер) или его посредник – таможенный представитель (брокер) или даже перевозчик. В случае если оплата НДС происходит через посредника, от него потребуются платежные документы, подтверждающие уплату косвенных налогов – для последующего вычета по НДС. К платежным документам агента необходимо приложить документы, подтверждающие возмещение понесенных посредников расходов со стороны получателя оборудования.

НДС при покупке импортного оборудования должен быть уплачен в срок до 15 дней с момента поступления товара на таможню, но не позднее подачи таможенной декларации на товары (ДТ, ранее – грузовой таможенной декларации, ГТД). Если импортное оборудование поставляется из стран Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) – Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии – то НДС должен уплачиваться в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки оборудования на учет и регистрации его в книге покупок. В этом случае факт импорта и сумма косвенных налогов подтверждается не ДТ, а декларацией по НДС.

НДС при импорте оборудования не платится в следующих случаях:

  • является технологическим оборудованием, аналоги которого не производятся в Российской Федерации и импорт которого осуществляется без уплаты НДС (согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2009 г. №372 с изменениями и дополнениями)
  • ввозится под таможенные процедуры (режимы) или на условиях, заявленных ст. 150 НК РФ, не предполагающие использование в операциях, облагаемых косвенными налогами;
  • осуществляется импорт медицинского оборудования (согласно п. 2 ст. 150 НК РФ и Постановлению Правительства РФ от 17.01.02 №19 жизненно важное медицинское оборудование не подлежит обложению косвенными налогами);
  • если ввозимое оборудование в дальнейшем вносится в уставной капитал п. 7 ст. 150 НК РФ).

Импорт оборудования без НДС

П. 1 ст. 150 НК РФ устанавливает, что оборудование (и другие товары), ввозимы в РФ в качестве гуманитарной помощи или содействия, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Согласно положениям Федерального закона от 04.05.99 №95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» факт технической помощи (содействия) должен быть подтвержден удостоверениями, выданными в порядке и по форме, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.12.99 №1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».

На основании Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.05 №09АП-7954/05-АК, на предоставление льготы не влияет, было ли удостоверение представлено до или после фактического выпуска груза под выбранную таможенную процедуру (режим).

Нулевой НДС также применяется при импорте медицинского оборудования (и запасных частей к нему), по коду Общероссийского классификатора продукции. Перечень медицинского оборудования утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.01.02 №19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Такое оборудование должно иметь выданное Минздравом России регистрационное удостоверение.

При импорте стоматологического оборудования и изделий могут применяться ставки НДС в размере 10% от налоговой базы, согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20.01.2012 №03-07-07/08 «О применении НДС в отношении изделий медицинского назначения, ввозимых и реализуемых на территории РФ».

Нулевой НДС применяется при импорте оборудования с целью внесения его в уставной капитал (УК) – такую норму устанавливает п. 7 ст. 150 НК РФ, однако таможенным органом был ограничено применение данной льготы перечнем оборудования, указанным в Приложении № 1 к Приказу ГТК РФ от 07.02.01 №131. Постановление Правительства РФ от 23.07.96 №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» устанавливает, что условием освобождения от уплаты косвенных налогов является ввоз оборудования в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

При импорте оборудования для собственного использования НДС также не должен уплачиваться (т.к. цель ввоза не входит в список таможенных процедур, при выборе которых декларант обязан заплатить таможенный НДС).

НДС при импорте высокотехнологичного оборудования может уплачиваться или нет, в зависимости от того, попадает ли указанный товары в перечень технологического оборудования, не облагаемого НДС при импорте. Это касается и запчастей для таких станков и оборудования.

Не существует льгот по НДС при импорте оборудования по факту его покупки непосредственно у производителя, а не поставщика.

НДС при импорте оборудования из Европы и США

НДС при импорте оборудования из Европы и США уплачивается в общем порядке – на таможне, без подачи декларации по НДС в ИФНС по месту налогового учета. Это правило применимо для всех европейских стран, включая Чехию, Болгарию, Германию, Италию, Англию и т.д.

Нередко организации необходимое им оборудование приобретают за рубежом. Одни не могут найти аналогичного отечественного, другие пользуются ситуацией с изменением курса валют, когда импортное оборудование становится дешевле российского. Не являются препятствием для импортеров хлопоты, возникающие в связи с таможенным оформлением. Тем не менее организация, решившая приобрести оборудование за границей, должна иметь ввиду возникающие при этом особенности, связанные, главным образом, с исчислением НДС. Об этом пойдет речь в данной статье.

Необходимые понятия

Налоговым кодексом предусмотрено, что ввоз товаров на таможенную территорию РФ облагается НДС. Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). При этом следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ, используются понятия, определенные Таможенным кодексом РФ (ТК РФ), а в части, не урегулированной им, – НК РФ. Пунктом 3 ст. 38 НК РФ предусмотрено, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится также иное имущество, определенное ТК РФ. Так как согласно пп. 3 п. 1 ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относится и НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, надо учесть, что ТК РФ причисляет к товарам любые перемещаемые через таможенную границу движимое имущество и отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (ТС), кроме используемых в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатных запасных частей, принадлежностей и оборудования, если они перевозятся вместе с ТС (пп. 1 и 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

– по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;

– по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;

– по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления ТС после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории РФ.

В случае осуществления капитального, среднего регламентированного, планового, межрейсового видов ремонта, а также ремонта по техническому состоянию, текущего или поддерживающего ремонта (при условии если техническое состояние ТС улучшилось по сравнению с техническим состоянием, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза) и иных видов ремонта, не соответствующих ст. 276 ТК РФ, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются.

Товар будет считаться ввезенным на таможенную территорию РФ при фактическом перемещении таможенной границы и совершении с ним всех предусмотренных ТК РФ действий до разрешения таможенными органами пользоваться товаром в соответствии с таможенным режимом (пп. 8 и 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Таким образом, товаром будет являться и оборудование, приобретенное за границей и ввозимое на территории РФ с целью его использования в интересах российской организации.

Начисление НДС на таможне

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз оборудования на таможенную территорию РФ является объектом обложения НДС за исключением случаев, указанных в ст. 150 НК РФ, когда ввоз оборудования освобождается от налогообложения. Обязаны уплачивать НДС при ввозе оборудования и те организации, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. и которые в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС (п. 3 ст. 145 НК РФ), а также организации, применяющие спецрежимы (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 и абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Таможенный кодекс, в соответствии со ст. 143 НК РФ, определяет лиц, которые признаются плательщиками НДС при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Согласно ст. 320 ТК РФ за уплату НДС отвечает лицо, декларирующее товары, которым может быть и таможенный брокер.

Если предприятие помещает ввезенное оборудование под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, то есть оно остается на территории РФ без обязательства о его вывозе, в том числе с целью предварительной переработки, такое оборудование облагается НДС в полном объеме ( пп. 1 и 7 п. 1 ст. 151 НК РФ ). Налоговая база при этом, согласно ст. 322 ТК РФ , складывается из таможенной стоимости оборудования с учетом его количества. Методы определения таможенной стоимости приведены в разд. IV Закона РФ № 5003 - 1 [1] . Кроме того, в налоговую базу включаются подлежащая уплате таможенная пошлина и акцизы (если товар подакцизный) ( п. 1 ст. 160 НК РФ ). В соответствии с п. 5 ст. 166 НК РФ НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. НДС уплачивается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится вне места их прибытия ( п. 1 ст. 329 ТК РФ , абз. 2 п. 1 ст. 174 и ст. 177 НК РФ ).

Пример.
Организация приобрела у иностранного контрагента оборудование, предназначенное для осуществления операций, подлежащих обложению НДС. Таможенная стоимость равна контрактной стоимости оборудования и с учетом курса, установленного ЦБ РФ на дату оформления ГТД, и уплаты таможенных платежей составила 200 000 руб. Таможенная пошлина – 10%, таможенный сбор – 1% таможенной стоимости.

Организация в учете сделает следующие проводки:

Таможенные пошлины и сборы не относятся к налоговым платежам, предусмотренным ст. 13 НК РФ.

Вычет НДС по ввезенному оборудованию

Начисление НДС к уплате в бюджет при ввозе оборудования обычно не вызывает у налогоплательщиков споров с таможенными и налоговыми органами (за исключением применения льгот), так как этот процесс регламентирован, к тому же налогоплательщики стараются обосновать сумму налога таможенным органам до того, как она будет перечислена в бюджет. Товары в таможенных целях приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности ( п. 1 ст. 164 ТК РФ ).

Иная ситуация с последующим применением вычетов НДС. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ подлежит вычету. Основанием для него, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ , являются документы, подтверждающие уплату сумм налога, а также таможенная декларация, которая регистрируется в книге покупок наравне с платежными документами ( п. 10 Постановления Правительства РФ от № 914 [2] ). Предъявление иных документов для подтверждения вычетов (технических паспортов, сведений о стороне, передающей оборудование, и т. д.) налоговым законодательством не предусмотрено ( Постановление ФАС СЗО от 13.03.06 № А56 - 39168/2005 ). Организации, применяющие спецрежимы, как следует из Письма ФНС РФ от 19.10.05 № ММ-6 - 03/886@ , НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе оборудования, к вычету не принимают, а учитывают в стоимости ввезенного оборудования. Далее в этом письме указано, что такая организация, перейдя на общий режим налогообложения, вправе при соблюдении всех вышеперечисленных условий принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе оборудования, если эти суммы налога в период применения организацией упрощенной системы налогообложения не были отнесены ею к числу расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.

При ввозе оборудования вычеты применяются после постановки его на учет ( п. 1 ст. 172 НК РФ ). В отношении оборудования, требующего монтажа, у контролирующих органов особое мнение. Ссылаясь на п. 5 ст. 172 НК РФ , они утверждают, что вычет по такому оборудованию возможен только с момента начала начисления амортизации ( Письмо МФ РФ от 19.10.05 № 03-04-08/293 ). Однако начало эксплуатации оборудования в качестве условия предоставления вычета не предусмотрено, кроме того, не имеет значения, что оборудование первоначально учтено на счете 07 «Оборудование к установке» (см., например, Постановление ФАС ВВО от 30.08.06 № А31 - 1857/2005-19 ).

Отметим, налоговые органы упорно настаивают на своей позиции, несмотря на то, что по данной проблеме в 2004 году в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.02.04 № 10865/03 в пользу налогоплательщиков было указано, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и фактической уплате таможенному органу НДС для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным п. 5 ст. 172 НК РФ для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абз. 2 и 3 п. 1 ст. 172 НК РФ , предусматривающими вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Арбитражные суды налоговиков не поддерживают ( Постановление ФАС ВСО от 21.06.06 № А78-11833/05-С2-28/808-Ф02-2925/06-С1 ).

В связи с этим следует упомянуть и о попытках налоговых органов отказать в вычете НДС, уплаченного на таможне, организациям, ввозящим оборудование для последующей передачи его в лизинг. В Постановлении ФАС СЗО от 25.04.05 № А56-32673/04 суд, опровергая доводы налоговых органов, указал, что, во-первых, учесть оборудование можно и на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», во-вторых, предназначенное для передачи в лизинг имущество, в соответствии со ст. 11 ТК РФ , признается товаром в целях уплаты таможенных платежей. То есть в этой ситуации организация выполнила все условия для правомерного вычета НДС.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ налогоплательщик в счет предстоящих таможенных платежей может внести денежные средства на счет таможенного органа авансом. Обязанность по уплате НДС при этом будет считаться исполненной согласно п. 4 ст. 332 ТК РФ с момента зачета аванса в счет уплаты. Вычет в этом случае налогоплательщик получит при предъявлении платежного поручения на перечисление указанных авансовых платежей ( Письмо ФНС РФ от 07.07.06 № ШТ-6-03/688@ ) [3] . Также суд допускает вычет, если авансовые платежи вносил за организацию ее контрагент. В Постановлении ФАС ДВО от 05.07.06 № Ф03-А37/06-2/1959 указано, что порядок уплаты НДС в составе таможенных платежей регулирует ТК РФ и внесение авансовых платежей контрагентом импортера не противоречит ст. 328 ТК РФ . Кроме того, судьи указали, что контрактом может быть предусмотрена уплата таможенных платежей, например, организацией-продавцом.

В случае если оборудование ввозил комиссионер по поручению комитента, и он же уплатил НДС таможенному органу, последний может применить вычеты, но для этого комиссионер должен предоставить ему копии платежного документа и таможенной декларации ( Письмо МФ РФ от 23.03.06 № 03-04-08/67 ). Уплата налога комиссионером, заключившим договор поставки товаров с иностранным лицом от своего имени и за счет и по поручению комитента, не будет являться для него препятствием в применении вычетов ( Постановление ФАС ЦО от 17.05.06 № А35-1884/04-С3 ).

Возникает вопрос: можно ли применять вычеты в том случае, если ввозимое оборудование предполагается использовать для операций, не признаваемых реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и не являющихся объектом обложения НДС, в том числе не признаваемых реализацией согласно п. 3 ст. 39 НК РФ ? Минфин в Письме от 19.12.05 № 03-04-15/116 высказался против вычета сумм НДС, уплаченных таможенным органам российским учредителем организации при ввозе на территорию РФ товаров, передаваемых в последующем на территории РФ в качества вклада в уставный (складочный) капитал этой организации. Данная позиция обоснована тем, что в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. С финансистами согласился ФАС ДВО в Постановлении от 28.12.05 № Ф03-А51/05-2/4437 , указав, что сумма налога в этом случае должна быть включена в стоимость приобретенного оборудования. Однако есть и иные судебные решения, в которых судьи считают, что оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный капитал, предназначено также для использования в определенной деятельности. Если целью этой деятельности является извлечение прибыли, то не может быть препятствий для применения вычетов по НДС в отношении такого оборудования ( постановления ФАС СЗО от 16.06.06 № А56 - 42630/2005 , ФАС МО от 10.10.05 № КА-А40/9827 - 05 ). Учитывая такой неоднозначный подход к решению данного вопроса, налогоплательщику следует оценить риски, которые могут возникнуть при его решении применить вычеты.

Освобождение ввоза товаров
на территорию РФ от обложения НДС

Согласно п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ оборудования в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ [4] . В соответствии со ст. 1 данного закона отнесение оборудования, предоставляемого юридическим лицам в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, к безвозмездной помощи (содействию) подтверждается удостоверениями, форма и порядок выдачи которых установлены Постановлением Правительства РФ № 1335 [5] . Удостоверение может быть получено как до, так и после ввоза товара – на предоставление льготы это не влияет ( Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.05 № 09АП-7954/05-АК ).

Пунктом 2 ст. 150 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС ввоза в РФ медицинского оборудования, перечисленного в Постановлении Правительства РФ № 19 [6] . Принадлежность медицинского оборудования к перечню, приведенному в данном постановлении, определяют по коду Общероссийского классификатора продукции ОК 005 - 93 (ОКП) [7] . Из этого постановления также следует, что указанное оборудование должно иметь регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом РФ порядке.

Не облагается НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций ( п. 7 ст. 150 НК РФ ). Таможенная служба ограничила применение данной льготы перечнем такого оборудования, приведенным в Приложении № 1 к Приказу ГТК РФ от 07.02.01 № 131 . Как следует из Постановления Правительства РФ № 883 [8] , условием освобождения оборудования от таможенных платежей, в том числе НДС, является ввоз в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В 2006 году ФАС СЗО рассматривал дела, из которых следовало, что таможня округа делает попытки отказать налогоплательщикам в предоставлении данной льготы, ссылаясь на Распоряжение ГТК РФ от 11.07.03 № 375-р [9] (не действует с 28.07.06), согласно которому если уставный капитал организации превышает 1 500 000 руб., то она может воспользоваться льготой по НДС, получив заключение ГТК РФ, подтверждающее освобождение от обложения НДС. ФАС СЗО указывал в постановлениях от 10.07.06 № А56 - 11488/2005 и от 29.06.06 № А26 - 9459/2005 - 22 , что данное распоряжение, так же как и Приказ ГТК РФ от 07.02.01 № 131 , не является нормативно-правовым актом и не вправе дополнять законодательство о налогах и сборах. При этом ни НК РФ, ни ТК РФ не связывают отнесение оборудования к технологическому с положительным заключением ГТК РФ или с определенным перечнем. Очевидно, что данный вывод суда можно распространить и на Постановление Правительства РФ № 883 , определившее дополнительные условия для применения льготы, не предусмотренные НК РФ. Кроме того, по мнению судей, сфера деятельности, в которой будет использоваться технологическое оборудование, ввезенное в качестве вклада в уставный капитал, не имеет значения ( Постановление ФАС СЗО от 10.07.06 № А56 - 11488/2005 ).

[1] [1] Закон РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

[2] Постановление Правительства РФ от 02.12.00 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

[3] Подробный обзор данного письма дан в журнале «АВБН» № 20, 2006, в статье В. А. Шеменева «Особенности применения нулевой ставки по НДС по отдельным видам операций».

[4] Федеральный закон от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

[5] Постановление Правительства РФ от 04.12.99 № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».

[6] Постановление Правительства РФ от 17.01.02 № 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

[7] Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

[9] Распоряжение ГТК РФ от 11.07.03 № 375-р «Об освобождении от обложения НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций».

Читайте также: