Среднее предприятие выручка без ндс

Опубликовано: 24.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) общество с 1 августа 2016 года было включено в реестр в качестве субъекта среднего предпринимательства. Выручка от реализации в 2019 году без учета НДС составила 1 862 086 863 руб. Выручка от реализации в 2020 году без учета НДС составила 2 334 985 200 руб. В 2020 году показатель выручки от реализации товара без НДС (предельный доход) превысил предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ограничения по среднесписочной численности работников и предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год для отнесения организации к субъектам среднего предпринимательства (ст. 4 данного закона). Этой статьей также установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Учитывая необходимость планирования на новый финансовый год отнесения на затраты отчисления по страховым взносам с применением предусмотренных для субъектов среднего предпринимательства льгот по начислению и уплате налогов и взносов, будет ли общество находится в реестре МСП в 2021 году? Имеет ли общество право применять сниженные ставки по страховым взносам в 2021 году как субъект среднего предпринимательства?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него. В рассматриваемом случае по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, превысил 2 млрд. рублей, в связи с этим организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП и будет исключена из реестра субъектов МСП в июле 2021 года. На этом основании она утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 июля 2021 года.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее - Закон N 102-ФЗ) с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее также - МСП), введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (ст.ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ). Аналогичные поправки внесены в ст. 427 НК РФ и ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст.ст. 2 и 4 Закона N 102-ФЗ), они вступили в силу с 1 января 2021 года, и предполагается, что они будут действовать бессрочно.
Таким образом, к начислениям, произведенным после 01.04.2020, вправе применить пониженные тарифы страховых взносов только страхователи, являющиеся субъектами МСП.
Согласно частям 1, 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ организация признается субъектом среднего предпринимательства при единовременном соблюдении следующих условий:
1) она соответствует хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Например, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять до 250 человек (пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не превышает 2 млрд. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей. Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В рассматриваемой ситуации по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности превысил два миллиарда рублей, т.е. условие о величине дохода по состоянию на 01.01.2021 не соблюдается. Соответственно, по состоянию на 01.01.2021 организация не отвечает критериям для признания ее субъектом среднего предпринимательства.
При этом, как справедливо отмечено в тексте вопроса, ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ определено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
- микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
- малые предприятия;
- средние предприятия.
Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены в вышеназванных п.п. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
Однако в рассматриваемом случае вопрос стоит не об изменении категории в рамках законодательства о малом и среднем предпринимательстве, а об утрате самого статуса малого (среднего) предприятия.
Поэтому в данном случае подлежит применению норма п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой содержащиеся в едином реестре субъектов МСП сведения о юридических лицах, об ИП исключаются из указанного реестра 10 июля текущего календарного года, в частности, в случае, если такие юридические лица, ИП не соответствуют условиям, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ.
Таким образом, трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него.
Подтверждается данный вывод и судебной практикой. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд, рассматривая споры об исключении организаций из Единого реестра, указывает, что в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ идет речь об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Указанная норма права применяется в случаях, когда одна из указанных категорий меняется на другую. При рассмотрении вопроса об исключении общества из реестра или его включении в реестр положение ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ не применяется (смотрите постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 09АП-32308/18, от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, от 28.04.2017 N 09АП-15465/17 (постановлением АС Московского округа от 08.08.2017 N Ф05-10294/17 данное постановление оставлено без изменения)).
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.12.2020 N 13АП-32023/20 по делу N А56-41625/2020 отметил, что исключение сведений о лице из реестра, предусмотренное п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, и изменение его категории как субъекта МСП, предусмотренное п. 4 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, являются различными механизмами, и изменение категории субъекта не тождественно исключению сведений о нем из реестра. Превышение лицом показателей (их несоответствие) предельных критериев, установленных для субъектов среднего предпринимательства (средних предприятий), влечет отсутствие общей возможности включения сведений о нем в реестр с последующим отнесением его к той или иной категории субъекта МСП.
Смотрите также постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.11.2020 N Ф01-14557/20 по делу N А28-18117/2019, Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.
В рассматриваемом случае по итогам 2020 года доход от предпринимательской деятельности, превысил 2 млрд. рублей, в связи с этим организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП и будет исключена из реестра субъектов МСП в июле 2021 года.
По мнению ФНС России, плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Законом N 102-ФЗ, только при условии внесения сведений о них в реестр. При этом пониженные тарифы применяются с первого числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП (письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@). Соответственно, в рассматриваемом случае организация утратит право на применение пониженных тарифов страховых взносов с 1 июля 2021 года.

К сведению:
Следует учитывать, что Закон N 209-ФЗ не ставит признание организации субъектом малого или среднего предпринимательства в зависимость от факта ее регистрации в реестре, равно как от факта формального признания этого статуса каким-либо органом. Наличие у хозяйствующего субъекта статуса субъекта малого или среднего предпринимательства обусловлено исключительно его соответствием критериям, установленным в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Наличие сведений об организации в реестре является лишь подтверждением ее статуса СМП на определенную дату. Однако факт наличия записи о субъекте в реестре сам по себе не означает, что данный субъект относится к субъектам МСП.
В рассматриваемом случае организация перестала соответствовать критериям субъекта МСП с 1 января 2021 года. В связи с этим считаем, что именно с этой даты фактически утрачен статус субъекта МСП и прекращают действовать все преференции, связанные с наличием данного статуса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

25 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Предприятие может быть малым, средним и крупным. Последняя форма наименее распространена. Классификация весьма важна, так как от масштаба зависит налогообложение и отчетность. У малых и средних предприятий есть критерии. Именно на их основании определяется форма бизнеса.

Основные критерии малого предприятия

К субъектам малого бизнеса, согласно статье 4 закона №209, могут относиться:

  • ИП.
  • Хозяйственные субъекты.
  • Производственные кооперативы.
  • Акционерные общества, если ценные бумаги относятся к инновационному сегменту.
  • ЮЛ, занятые в проектах интеллектуального характера.

Какие существуют виды нематериальных административно-правовых способов защиты гражданских прав субъектов малого и среднего предпринимательства?

Эти формы будут относиться к малым субъектам только тогда, когда они соответствуют заданным критериям. Последние установлены ФЗ от 24.07.2007 №209. Критериями считаются основные характеристики хозяйствующего субъекта: численность, доходность, состав уставного капитала.

Нормативные акты

В 2016 году было принято Постановление Правительства от 04.04.20016 г. №265. Оно определило новый критерий для малого предпринимательства. В частности, теперь критерием вместо выручки от основной деятельности (продажа товаров, услуг) является доход за текущий календарный год, полученный от всех форм деятельности. Максимальная доходность теперь составляет 800 000 000 рублей. Если доходность предприятия превышает названную цифру, оно будет считаться средним. Нововведения вывели некоторые предприятия за рамки малого бизнеса. Это значит, что эти субъекты не смогут воспользоваться сопутствующими льготами. Прочие критерии остались неизменными.

Основные и добавочные критерии

Среднесписочная численность сотрудников равна 16-100 человек. Определяется она следующим образом:

  1. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях полной занятости.
  2. Находится среднесписочная численность сотрудников, работающих на условиях частичной занятости.

Добавочным критерием является общий процент членства прочих хозяйственных субъектов РФ в уставном фонде. Максимальный процент составляет 25%. Прочими субъектами могут являться муниципальные и общественные учреждения, благотворительные фонды. В фонде не должно быть более 49% общего процента участия прочих ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, и иностранных компаний.

Порядок определения статуса предприятия

Рассмотрим этапы определения статуса компании:

  1. Определение среднесписочной численности сотрудников за прошедший год. Для вычислений выполняются расчеты на основании данных, направляемых в налоговую инспекцию. Для малого бизнеса среднесписочный показатель варьируется от 16 до 100 сотрудников.
  2. Определение дохода от всей деятельности предприятия за прошедший год. Расчеты производятся на основании сведений, подаваемых в целях налогообложения. Если предприятие совмещает режимы, суммируется доход по всем декларациям. Максимальная доходность для субъектов малого бизнеса – 800 000 000 рублей.
  3. Определение процента участия прочих субъектов в уставном фонде. Максимальный процент участия государственных структур, ЮЛ РФ, которые относятся к малому бизнесу, составляет 25%. Максимальный процент участия для иностранных компаний и ЮЛ, которые не относятся к малому бизнесу, составляет 49%.

От статуса предприятия зависит отчетность и налогообложение. Субъектам малого бизнеса предоставляются некоторые льготы.

Нюансы деятельности малого предприятия

Рассмотрим основные особенности существования субъектов малого бизнеса.

Учетная политика

Малое предприятие имеет право использовать упрощенный метод ведения бухучета. В данном случае не потребуется отражать в документации налоговые активы и налоговые обязательства, которые были отложены. Налог на прибыль нужно фиксировать в объеме, указанном в декларации. Если вносятся коррективы в учетную политику, субъекты могут не проводить перерасчет показателей отчетности за 2 прошедших года.

Отчетность

Малым предприятиям не требуется сдавать полную отчетность. В обязательном порядке требуется только баланс, а также отчет о финансовых показателях по упрощенной форме. Также не требуется ставить фирменную печать. Не обязательна и подпись главбуха.

Налоговые льготы

Для малых предприятий нет лимита наличных, которые могут храниться в кассе. Субъект может пользоваться налоговыми льготами, устанавливаемыми региональными властями. Местные органы власти также могут уменьшать налоговые ставки для организаций, которые находятся на специальном режиме.

Основные критерии среднего предприятия

К субъектам среднего предпринимательства могут быть отнесены:

  • ИП, фермерские хозяйства.
  • ЮЛ: коммерческие компании, потребительские кооперативы.

Все субъекты среднего бизнеса обязаны пройти регистрацию. Информация о них фигурирует в едином госреестре.

Основные и дополнительные критерии среднего бизнеса

Субъекты среднего предпринимательства должны соответствовать следующим критериям:

  • Совокупная доля всех участников не больше 25% от уставного капитала. Данное условие не относятся к долям инвестиционных фондов. Совокупная доля иностранных субъектов и предприятий, не относящихся к малому бизнесу, не больше 49%. Это ограничение не относится к субъектам, которые занимаются интеллектуальной деятельностью.
  • Среднесписочная численность сотрудников от 101 до 250 сотрудников.
  • Доход от деятельности компании за прошедший год составляет не менее 800 000 000 рублей и не более 2 000 000 000 000 рублей. При расчете дохода из общей суммы вычитается НДС.

Все рассматриваемые значения определяются на основании официальных документов.

Отчетность и прочие нюансы для средних предприятий

Субъектам среднего бизнеса нужно готовить тот же пакет документов бухгалтерской отчетности, что и крупным предприятиям. Если годовой объем выручки больше 400 000 000 рублей, предприятие должно ежегодно осуществлять аудит отчетности. Аудиторское заключение является обязательным приложением к балансу и отчетности к финансовым показателям.

Обязательная отчетность включает в себя:

  • Баланс.
  • Отчет о финансовых показателях.
  • Приложения.

В состав обязательных приложений входит отчет об изменениях капитала, об операциях со средствами, о целевом направлении средств. Приложением также являются пояснения к документам.

Налоги

Если рассматривать вопросы налогообложения, средние предприятия проигрывают малым. Лишь ограниченное количество субъектов среднего бизнеса могут пользоваться УСН и патентной системой оплаты налогов. Последняя актуальна только для ИП. УСН может применяться только по отдельным направлениям деятельности. Положительный момент – отсутствие ограничений относительно годового дохода. Региональные власти имеют право вводить льготы на налогообложение средних предприятий, уменьшать ставки. Выплаты по ЕНВД существенно меньше, чем при общей системе (ОСН). ЕНВД является основной налоговой системой для среднего предпринимательства.


В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.

Критерии малого предприятия 2021

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
  • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • возможность использования упрощённого документооборота;
  • возможность использовать электронный документооборот;
  • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.

Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году

За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году — общие и дополнительные.

Критерии, общие для всех

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:

  • для микропредприятий — 15 человек;
  • для малых предприятий — 16–100 человек;
  • для средних предприятий — 101–250 человек.

Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать:

  • 120 млн. рублей — для микропредприятий;
  • 800 млн. рублей — для малых предприятий;
  • 2 млрд. рублей — для средних предприятий.

Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ

Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Дополнительные критерии для АО

Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

Составляет для всех не более 25 %.

Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Реестр предприятий

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО . Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

  • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
  • реализации «надзорных каникул»;
  • повышения качества мер поддержки;
  • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.

Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.

Господдержка малых предприятий в 2021 году

Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.

Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.

Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.

Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0 . Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

Разбираемся, какой бизнес относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и какие преимущества дает этот статус.

Ксения Алешина

Статус присваивается автоматически

Статус субъекта малого или среднего предпринимательства, МСП, — это скорее свойство бизнеса, чем статус в привычном смысле. Этим свойством обладают любые зарегистрированные в налоговой ИП и организации, если отвечают критериям закона.

Критерии зависят от категории субъекта МСП, всего их три:

  • микропредприятие;
  • малое предприятие;
  • среднее предприятие.

К какой именно категории отнесут бизнес, зависит от годового дохода и количества сотрудников.

Категория
Годовой доход
Количество сотрудников

Чтобы получить статус субъекта МСП, не нужно заполнять заявление или подавать заявку. Механизм работает так: человек открывает бизнес, например регистрирует ИП или ООО в налоговой, и бизнес автоматически добавляется в реестр МСП. С момента регистрации до появления в реестре обычно проходит около месяца.



Исключают из реестра тоже автоматически, когда бизнес перестает отвечать критериям субъектов МСП. Еще могут исключить, если не сдать вовремя декларацию или не предоставить данные о численности персонала.

Субъекты МСП получают поддержку государства

Субъекты МСП могут получить от государства поддержку разных видов:

  • субсидии;
  • гранты;
  • льготный лизинг;
  • микрозаймы;
  • кредиты по льготным ставкам;
  • услуги гарантийного фонда, если нужен кредит на бизнес, но не хватает своего имущества для залога;
  • консультации и так далее.

К примеру, субъекты МСП могут взять кредит по ставке 9,95% годовых — это ниже, чем в банках. Разницу между обычной и льготной ставкой покрывает государство. Чтобы взять такой кредит, нужно иметь статус МСП и работать в приоритетной отрасли: строительстве, внутреннем туризме, водоснабжении. Полный список приоритетных отраслей есть в постановлении правительства.

Поддержка неноминальная — есть субсидии и гранты на крупные суммы. Например, в Москве и Московской области субъекты МСП могут получить компенсацию до 50% расходов на продвижение в маркетплейсах, например на Озоне. Максимальная субсидия — 700 000 рублей.

Подробнее о мерах государственной поддержки мы рассказывали в других статьях:

Иметь статус субъекта МСП — это обязательное требование для субсидий, грантов и другой поддержки. Без этого статуса список того, что бизнес может получить от государства, сильно сужается.


Статус субъекта МСП — не единственное условие для грантов или субсидий. Еще нужно найти подходящую программу, собрать документы, подать заявку, а потом не закрывать бизнес в течение трех лет.

Рассказывает Ксения Алешина, бизнес-консультант и руководитель Центра развития предпринимательства Республики Карелии

Хочу отдельно отметить три момента: самозанятость, оформление документов и перенос сделок.

Самозанятость. На стадии открытия бизнеса люди часто выбирают самозанятость из-за низких налоговых ставок и простой отчетности. Но не учитывают, что самозанятые не относятся к субъектам МСП, а значит, не могут получать гранты, субсидии и другую поддержку государства.

Иногда людей пугает, что в течение трех лет после гранта или субсидии нельзя закрывать бизнес. Но тем, кто верит в успех, планирует выходить на рынок надолго и привлекать инвестиции, я советую открывать ИП или ООО, чтобы попасть в реестр субъектов МСП и получать поддержку государства.

Документы. С первого дня работы нужно оформлять и собирать документы на всё оборудование, аренду помещения, ремонт. Это могут быть чеки, договоры, товарные накладные и другие документы, подтверждающие расходы.

Документы понадобятся при оформлении субсидий. Субсидии выдают для компенсации расходов бизнеса за прошлый год, но эти расходы нужно подтверждать документами. Поэтому я не советую покупать оборудование с рук без договора купли-продажи или выбрасывать чеки.

Еще важно вовремя сдавать декларации и отчеты о количестве сотрудников. В моей практике было два случая, когда люди сдавали декларации с опозданием в несколько дней, потом подавали документы на грант, и на комиссии выяснилось, что их исключили из реестра субъектов МСП за нарушение сроков сдачи декларации. По условиям гранта нужно быть в реестре, а их там нет, поэтому получили отказ.

Перенос сделок. Бывают пограничные случаи, например: оборот компании за год 1,8 млрд рублей, но в декабре она планирует заключить сделку на 300 млн рублей. Если ее заключить, оборот будет 2,1 млр ₽, компания потеряет статус субъекта МСП и не сможет претендовать на поддержку. Чтобы сохранить статус, владелец компании переносит сделку на январь — это будет уже следующий год.

В моей практике была ситуация: компания перенесла сделку на следующий год, чтобы сохранить статус субъекта МСП и получить от государства компенсацию процентной ставки по крупному кредиту. Так можно делать.

О субсидиях могут задуматься и те, кто, к примеру, в прошлом году был крупным бизнесом, а в этом потерял часть выручки и снова попал в реестр субъектов МСП. При подаче документов на субсидии не смотрят, что было с компанией в прошлом, а проверяют только нынешний статус. Так, если компания в прошлом году покупала оборудование, она сможет компенсировать часть расходов и, возможно, улучшить свое положение.

  • Реестры
  • Правовая база МСБ
  • Программмы поддержки малого и среднего бизнеса
  • Организация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства
  • Услуги для бизнеса
  • Как создать свой бизнес
  • Мероприятия, конкурсы, аукционы
  • Центр поддержки предпринимательства Московской области
  • Единый портал закупок Московской области
  • Портал закупок
  • Фонд развития инновационного предпринимательства ТПП РФ
  • Информационный портал малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»
  • Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
  • Федеральный портал малого и среднего предпринимательства
  • Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса
  • Российский деловой портал информационной поддержки предпринимательства
  • Портал государственных услуг
  • «Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства»
  • «Московский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства»
  • Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса
  • Федеральный портал молодого предпринимателя
  • Официальный сайт Центра развития предпринимательства Московской области
  • Фонд поддержки внешнеэкономической деятельности Московской области

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов (юридические лица и индивидуальные предприниматели) к малым и средним предприятиям установлены Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

КатегорииСредняя численность работников за предшествующий год*выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий год**
Микропредприятиядо 15 человекдо 60 млн. рублей
Малые предприятияот 15 до 100 человекдо 400 млн. рублей
Средние предприятияот 101 до 250 человекдо 1000 млн. рублей

* Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений микропредприятия или малого предприятия (п. 6 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ). При определении средней численности работников необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденными Приказом Росстата от 31.12.2009 №335 (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.01.2011 № Д05-166).

** Предельные значения выручки установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» с 2008 года. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ).

Если предельные значения по численности и (или) по выручке превышены в течение двух календарных лет, то предприятие или индивидуальный предприниматель утрачивает статус субъекта малого предпринимательства (п. 4 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ).

Информация только для юридических лиц. Для того чтобы юридическое лицо считалось субъектом малого и среднего предпринимательства, необходимо выполнение следующих условий (ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ):

1) юридическое лицо является потребительским кооперативом или коммерческой организацией. Не может быть малым или средним предприятием государственное или муниципальное унитарное предприятие;

2) доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

3) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

Читайте также: