Сравнительная характеристика ндс и налога с оборота

Опубликовано: 10.05.2024

Институт экономики переходного периода (ИЭПП) опубликовал исследование "НДС и налог с продаж: доводы "за" и "против". Его авторы к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики ИЭПП Наталья Корниенко и научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ Маргарита Головнева, сравнив два налога, приходят к выводу, что замена налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж ввергнет российскую экономику в шок.

НДС в России был введен в 1992 году. С тех пор ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот и т.д. И споры эти не случайны.

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС - один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 году его доля превысила 20%-ный рубеж всех налоговых поступлений в бюджет. Собираемость налога - около 90%. Однако эту положительную картину омрачают проблемы с администрированием. НДС. С одной стороны, многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета. С другой стороны, "серые" схемы возмещения НДС получили широкое распространение и наносят ощутимый урон бюджету.

Именно наличие "серых" схем и заставило ряд специалистов в области налогового законодательства поднять вопрос о замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы - простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.

Наталья Корниенко и Маргарита Головнева видят следующие преимущества НДС. Во-первых, это нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства. Во-вторых, потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы. В-третьих, плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.

Помимо этого надо также отметить тот факт, что при исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж - валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).

Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.

Если сравнивать налоговый контроль, то при многократном обложении (НДС) фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и следить за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.

Не стоит забывать, что НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.

Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно, бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.

Еще один минус налога с продаж - увеличение налогового бремени для малого бизнеса. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе "освобождения" малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.

Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

А теперь о минусах НДС. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.

К тому же чрезвычайно распространенные схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта) требуют тщательного контроля за его применением. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны государства.

Еще одна проблема состоит в том, что существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой - у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).

Однако в итоге Наталья Корниенко и Маргарита Головнева приходят к выводу, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По их мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие - уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.

Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира. Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Рейтинг событий, влияющих на Российский рынок

Событие Рейтинг Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках C (D)
Макроэкономическая ситуация в CША C
Макроэкономическая ситуация в России C
ПОЛИТИКА
Дмитрий Медведев вступил в должность президента РФ D
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть B
Уровень мировых цен на металлы C
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
Акционеры "X5 Retail" выкупили 96.5% допвыпуска акций C
Чистая прибыль "Балтики" в 1 кв. 2008 года составила около 59 млн евро C
Убыток "ТМК" по РСБУ в I квартале 2008 г. составил 2,841 млрд руб C
"Уралкалий" войдет в состав индексов MSCI C

Инвестиционный фон - нейтральный

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Для консолидированного бюджета Российской Федерации НДС – один из основных источников налоговых поступлений. В 2006 г. доля НДС превысила 20%-ный рубеж. По данным ФНС России, за 11 месяцев 2007 г. доля поступлений НДС составила уже 16,96%.
Однако, несмотря на достаточно высокую собираемость данного налога, колеблющуюся около 90% 1 , проблема его администрирования остается актуальной. При том, что многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, широкое распространение «серых» схем возмещения НДС наносит ощутимый урон бюджету.
В последнее время ряд специалистов в области налогового законодательства настаивают на альтернативном варианте борьбы с уклонением от уплаты НДС – замене НДС оборотным налогом, по примеру налога с продаж. Главный аргумент в пользу такой реформы – простота и дешевизна администрирования оборотного налога, что обусловлено как отсутствием сложной цепочки вычетов, применяемых при обложении налогом на добавленную стоимость, так и простотой исчисления.
НДС в Российской Федерации был установлен Законом от 6 декабря 1991 г. № 1991-I «О налоге на добавленную стоимость», которым был применен принцип места назначения. НДС определялся как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.
Система взимания НДС, используемая в России в настоящее время, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, т.е. суммы, добавленной производителем товара к стоимости сырья, материалов, других затрат, понесенных в связи с производством. Вместо этого ставка применяется к компонентам добавленной стоимости: к стоимости реализованного товара и к стоимости произведенных затрат. Этот метод расчета НДС называется методом зачета по счетам или инвойсным.

Поскольку большинство государств, взимающих налог на добавленную стоимость, ввели НДС в качестве альтернативы различным налогам с продаж, можно сформулировать несколько основных причин, по которым дилемма налоги с продаж – НДС решалась именно в пользу последнего:
1. Нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства.
2. Потенциально широкая база обложения НДС позволяет равномерно распределять нагрузку на все стадии экономического цикла и увеличивать государственные доходы.
3. Плательщиками НДС являются практически все юридические лица, что обеспечивает его устойчивость.
4. Расходы конечных потребителей облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.
5. При исчислении налоговой базы для НДС в расчет принимается только часть стоимости товара, и притом только новая, появившаяся на очередной стадии прохождения товара, в то время как для налога с продаж – валовая стоимость товаров (продукции, работ, услуг).
6. Концепция налогообложения добавленной стоимости предполагает, что, несмотря на занижение объемов продаж в розничной торговле, доход обеспечивается за счет сбора налога вдоль всей производственно-коммерческой цепочки. Это важно для России из-за высокого уровня уклонений от уплаты налогов, особенно в розничной торговле.
7. При многократном обложении фискальные органы имеют возможность получать оперативную информацию и осуществлять налоговый контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При однократном обложении только последней стадии (налогом с продаж) такая возможность теряется, что повышает риск налоговых махинаций со стороны налогоплательщиков.
8. НДС на импорт обеспечивает взимание налога в первом пункте ввоза в страну и позволяет собрать значительные доходы с импорта, не создавая протекционизма.
9. Обычно 80% доходов собираются с 20% или менее налогоплательщиков, поскольку есть некое пороговое значения для оборота, ниже которого предприятия не облагаются НДС. Таким образом, неформальный сектор и малые предприятия освобождаются от уплаты НДС. Соответственно бремя уплаты НДС возлагается либо на импортеров, либо на крупные предприятия в современных секторах промышленности.
10. В России НДС является крупнейшим по объему доходов налогом, за счет которого обеспечивается четверть доходов консолидированного бюджета (без учета ЕСН).
11. Применение НДС позволяет создать систему, совместимую с европейскими странами, если используется принцип страны назначения, и является необходимым условием вступления в Европейский Союз (многие страны Центральной и Восточной Европы рассматривают вступление в ЕС как следующий этап своей экономической реформы).
12. Применительно к российской практике к числу преимуществ НДС можно отнести также накопленный правовой опыт налогоплательщиков и налоговых инспекторов.

Сравнение НДС и налога с продаж

Практическая разница между одноступенчатым налогом с продаж и НДС заключается в административных издержках, расходах налогоплательщиков и уклонении от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога характерно и для НДС, и для налога с продаж. На ситуацию, безусловно, влияют общая налоговая дисциплина в стране и способность налоговых органов к эффективному администрированию.
При определенных условиях, основными различиями являются:
1. Риск неуплаты при одноступенчатом налоге с продаж концентрируется на одной стадии производственно-коммерческой цепочки, и вся сумма налога может быть полностью потеряна, поскольку розничные продажи являются слабым звеном производственной цепи. НДС же собирается на разных стадиях производственно-коммерческой цепочки, и риск потерь существует только на той стадии, на которой уклоняются от уплаты налога.
2. НДС предоставляет возможность уклонения от уплаты, которой нет при других налогах.
3. Налог с продаж взимается на стадии розничной реализации товаров (работ, услуг), т.е. на том этапе, когда уклонение от налогообложения является весьма легким. В этой связи администрирование налога с продаж становится более дорогостоящим по сравнению с администрированием НДС.
4. При взимании налога с продаж весь доход будет собираться на конечном этапе торговой цепочки, состоящей, в основном, из субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время данные субъекты предпринимательской деятельности не признаются плательщиками НДС. Вовлечение же малых предприятий в налоговую систему оборотного налога может привести к непомерному увеличению налогового беремени для них. Освобождение же данного сектора экономики от налога с продаж приведет к сокращению налогооблагаемой базы, тогда как при существующей системе «освобождения» малого бизнеса от НДС, этот налог все равно учитывается в цене приобретаемых ими товаров.
5. Потери от уклонения от уплаты налога с продаж на импортируемые товары выше, т.к. НДС взимается непосредственно при таможенном оформлении товара, а налог с продаж поступает в бюджет после первой продажи внутри страны;
6. С точки зрения фискальной функции налоговой системы, преимуществом НДС является то, что бремя доказательства права на возмещение уплаченного НДС лежит на налогоплательщике, а доказательство факта занижения обязательств по налогу с продаж входит в обязанности налоговых органов.
7. Эффективное применение налога с продаж возможно при его сравнительно небольших ставках. В подавляющем большинстве стран налог с продаж ниже или равен 10%, а НДС, как правило, выше 10%. Если вводить налог с продаж со ставкой не более 10%, это повлечет существенные потери бюджета, а найти безболезненные и быстродействующие способы компенсации выпадающих в связи с отменой НДС доходов не представляется возможным.

Доводы в пользу замены НДС на налог с продаж

Несмотря на достоинства НДС, существуют и недостатки, связанные с этим налогом. Среди основных доводов в пользу отмены НДС и замены его налогом с продаж можно выделить следующие:
1. Поскольку косвенные налоги в конечном итоге оплачивает потребитель, то чем раньше налог будет уплачен, тем больше оборотных средств будет отвлечено из экономики. По мнению специалистов, НДС, взимаемый на каждой стадии производства, угнетающе действует на экономику. В условиях, когда товарная масса отстает от объема имеющихся на руках денег, введение и функционирование НДС может способствовать мобилизации денег в бюджет. Но в условиях дефицита денежной массы он лишь усиливает инфляционные процессы в экономике.
2. Чрезвычайно распространены схемы уклонения от НДС и необоснованного получения возмещения из бюджета (в частности, лжеэкспорта), что требует тщательного контроля за его применением.
3. Соответственно, взимание НДС влечет довольно высокие административные расходы (по оценкам, в развитых странах средние административные издержки, связанные с взиманием НДС, оцениваются в размере 100 долл. на зарегистрированное лицо в год, издержки, связанные с администрированием налога с продаж, при прочих равных условиях, могут быть ниже). Кроме того, НДС требует определенной квалификации и образования со стороны бухгалтерии и налоговых органов, что увеличивает стоимость администрирования НДС как со стороны налогоплательщиков так и со стороны государства.
4. Существующий порядок возмещения НДС несовершенен, в результате чего, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой – у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).
5. В случае освобождения от НДС налогоплательщиков в середине производственно-коммерческой цепочки возможен каскадный эффект, свойственный оборотным налогам, т.е. многократного обложения одной налоговой базы, в том числе уже начисленного на предыдущих стадиях налога. Однако и налог с продаж при определенных условиях может порождать каскадный эффект, что приведет к существенному удорожанию товаров и, как следствие, к всплеску инфляции.

Таким образом, при сравнительном анализе НДС и налога с продаж выясняется, что, несмотря на некоторые недостатки, НДС имеет целый ряд преимуществ перед налогом с продаж. По нашему мнению, замена НДС налогом с продаж негативно отразится на стабильности налогового законодательства, как следствие – уменьшится инвестиционная привлекательность экономики Российской Федерации.
Для того, чтобы провести подобное реформирование с минимальными издержками, необходимо оценить финансово-экономические последствия такой реформы, причем во взаимосвязи с другими элементами налоговой системы государства, адекватность налогового администрирования.
Отмена НДС и замена его налогом с продаж будет сильнейшим шоком для экономики. При этом, кроме очевидного внутреннего шока для бюджета и предприятий, имеет место и эффект восприятия России со стороны остального мира (впрочем, это может относиться и к введению НДС-счетов). Как показывает международная практика, в мире процесс имеет обратный характер, т.е. осуществляется переход от налога с продаж к НДС, этому же нас учит и история.

Н.Ю. Корниенко – к.ю.н., зав. лабораторией налоговой политики,
М.С. Головнева – научный сотрудник АНХ при Правительстве РФ

1 Под собираемостью понимается отношение фактически поступившего НДС на товары, реализуемые на территории РФ, к начисленному, согласно отчетности ФНС России за период. По итогам 2003 г. собираемость составила 92,6%, в 2004 г. – 70,1%, в 2005 г. – 103,2%, в 2006 г. – 88,2%.

Разбираемся что такое НДС, откуда он взялся, почему важен и на примерах смотрим кто его платит и когда


НДС — три буквы, которые определённо слышал каждый из нас. Даже если вы никак не связаны с бизнесом. Аббревиатуру можно встретить в любом чеке при походе в магазин. Но что это такое, и почему оно есть везде, куда не посмотри, знают далеко не все. И даже если задаться таким вопросом, то простая расшифровка сокращения — «налог на добавленную стоимость» вообще может ни о чём не сказать, кроме разве того, что это опять какой-то налог. А меж тем, знать это нужно. Ведь касается НДС абсолютно каждого, даже если вы простой менеджер по продажам или труженик предприятия.

Самое простое, что нужно знать изначально — налог этот накладывается на любой товар и на любую услугу, которая продаётся фирмой по цене хоть чуть-чуть выше её себестоимости. В таком варианте, НДС будет вычисляться исходя из разницы между себестоимостью продукта и его ценой при продаже.

Откуда взялся НДС

Целых сто лет назад (двадцатые годы двадцатого века) налог на добавленную стоимость пришёл на смену бытующему тогда налогу с продаж. До этого налог брался со всей выручки. И предпринимателям было сложно, ведь приходилось совершать постоянные одинаковые платежи, которые совсем не учитывали возможный доход. Они базировались только на голой выручке, а не прибыли. Но на территории Российской Федерации НДС был введён только лишь в 1992 году.

До недавнего времени ставка НДС была равна 18%. К этой цифре многие успели привыкнуть. Так что, когда стало известно, что НДС планируют повышать, общественность начала сильно возмущаться. Многие политологи и экономисты выступали с критикой новых законов. Ведь повышение на 2%, которое могло показаться некритичным, на самом деле привело бы к повышению цен абсолютно на всё.

Тем не менее, с 1 января 2019 года, НДС в России стал официально равняться 20%.

Такая ставка распространяется за некоторым исключением на большинство товаров и услуг. Но существуют и другие её варианты. Так, ставкой в 10 процентов, например, облагаются медицинские препараты, детские товары и некоторые продукты сферы питания. А вот продукт на экспорт (вывоз) вообще этим налогом не облагается. Там ставка НДС равна нулю.

Кто платит НДС

В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.

  • Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
  • Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
  • Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
  • Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.

Вот такая простая схема, которая показывает, что цена товара в магазине уже включает в себя налог на добавленную стоимость. И если бы его не учитывалось, товар бы стоил меньше.

Расчёт НДС

Для понимания всего процесса, снова обратимся к примеру.

Открыли мы точку, где будут продаваться джинсы. Чтобы что-то продать, нужно сначала это произвести или купить. В нашем случае, мы находим фирму, которая продаёт джинсы оптом. И тратим 100 тысяч рублей на покупку партии товара, где одна пара джинсов обходится в 10 тысяч рублей (дорогие джинсы получаются, но для примера сойдёт). То есть мы приобрели 10 единиц товара.

В эти 100 тысяч рублей, которые были потрачены на товар, уже вошёл НДС 20 процентов. Так как джинсы нам продал их поставщик, который уже включил в стоимость этот налог, ведь он его должен будет оплатить государству за то, что продаёт товар выше себестоимости. То есть именно мы оплатили 20 процентов налога. Если бы его не было, партия стоила бы не 100 тысяч рублей, а 80 тысяч рублей.

Эту сумму мы рассчитываем как входящий взнос или вычет. И нам нужно будет иметь доказательства, что оплачивали мы джинсы с уже включённым НДС. Поэтому важно иметь один из подтверждающих документов — это либо счёт-фактура, либо чек, либо накладная, где отдельно сумма налога указывается. Вот почему на всех подобных документах мы можем встретить строчку с НДС.

Далее, когда мы сами формируем цену, по которой будем сбывать в розницу уже наши джинсы, эту сумму НДС мы убираем из цены за товар. И следующий НДС, которым будет облагаться уже наша продажа, будет рассчитываться из полученной суммы. То есть мы складываем наши затраты на товар (туда будет входить не только себестоимость, но и другие наши расходы, которые мы несём во время организации продажи) без НДС и уже к этой сумме прибавляем 20 процентов.

Формулы расчёта НДС

Предварительно отметим, что формулы для расчёта налогов не так просты, особенно для человека, не привыкшего иметь дело с математическими уравнениями. Поэтому существует не один калькулятор, который сам вам высчитает НДС или сумму без НДС. Найти их можно на просторах сети интернет, на специализированных сайтах. Учиться пользоваться им не нужно, там всё предельно просто — есть пара полей для ввода суммы и всё. Для тех же, кто хочет разобраться в алгоритме просчёта процента налога, разберём формулы подробнее.

Формула расчёта НДС

Возьмём известную нам сумму и обозначим её буквой «Х». Чтобы понять, сколько будет составлять налог НДС, воспользуемся простой формулой:

НДС=Х*20/100

То есть, если наша сумма товара равна 100 тысячам рублей, то НДС, на неё станет равен, исходя из формулы, 20 000 рублям. Столько мы заплатили, покупая товар у поставщика, чтобы обеспечить ему оплату его налога на добавленную стоимость.

Ещё раз, если мы хотим купить джинсы на сумму 100 000 рублей, то либо заплатим 120 000 рублей, потому что нужно будет включать туда ещё и НДС (это делает поставщик), либо заплатим 100 000 рублей с уже включённым НДС, и по факту купим меньшее количество товара.

Потому что на самом деле цена будет составлять 83 333 руб. 33 коп., а ещё 16 666 руб. 67 коп. — это цена НДС на эту сумму, которая уже включена в счёт для нас поставщиком. Можете открыть любой калькулятор НДС в интернете и проверить расчёт, а мы пока перейдём как раз к формуле, которая покажет нам почему получается 120 тысяч.

Формула расчёта суммы с НДС

Сумма — Х.
Сумма с налогом — Хн.
Хн = Х+Х*20/100
Либо
Хн=Х*(1+20/100)=Х*1,20

То есть от нашей суммы 100 000 рублей сумма с НДС будет равна 120 000 рублей. Это мы уже описали выше, то есть если хотим купить 10 пар джинсов, то придётся заплатить на самом деле 120 тысяч, а не 100, ведь поставщик включит в счёт НДС.

Формула расчёта суммы без НДС

Сумма с НДС = Хн. Требуется понять, чему будет равна сумма Х — сумма без НДС. Для понимания формулы, вспомним вторую формулу, которая рассчитывала сумму с налогом. И вводим обозначение самого налога — это будет Y. Y, если НДС равен 20 процентам = 20/100. Тогда формулы будут выглядеть так:

Хн = Х+Y*Х
Либо
Хн = Х*(1+Y)
Отсюда получаем, что Х = Хн/ (1+Y) = Хн / (1+0,20) = Хн / 1,20

Мы хотим купить товара на сумму 100 000 рублей, но так, чтобы в эту цифру уже входил НДС, и при этом понять, сколько составит истинная сумма, которую мы платим за товар, а не за налог. Пользуемся расчётом:

Сумма без НДС (Х в данном случае) = 100 000 рублей (Хн) / 1,20 = 83 333 рублей с копейками.

То есть, если действительно нам одна пара джинсов обходится без НДС в 10 тысяч рублей, то заплатив всего 100 000 рублей мы сможем приобрести у поставщика не более чем 8 пар (денег чуть-чуть останется). Либо же, если мы всё-таки потратили 100 000 рублей и купили именно 10 пар, а НДС был уже учтён в этой сумме, то значит, пара джинсов стоит 10 000 рублей с уже включённым в неё НДС. И мы его всё равно заплатили за поставщика (который в свою очередь также платил НДС за поставщика материалов, из которых эти джинсы сделаны).

Налоговый кредит и налоговое обязательство

Мы посмотрели на формулы, но, сколько же должно быть заплачено нами в бюджет этого налога, спросите вы. Давайте «добьём» тему с джинсами и решим этот вопрос, а заодно разберёмся с такими составляющими понятиями налога на добавленную стоимость, как кредит и обязательство.

Купили мы всё-таки джинсов на 120 000 рублей. Из которых 20 тысяч заплатили как НДС для поставщика. У нас есть от этого поставщика счёт-фактура на нашу партию джинсов, где чёрным по белому написано, что цена товара без НДС — 100 000 рублей, сумма НДС — 20 000 рублей, а общая стоимость — 120 000 рублей.

Далее, цифру НДС при расчётах мы отложили и запомнили как налоговый кредит.

Налоговый кредит — эта та сумма, на которую можно будет в конце отчётного периода сделать налоговый вычет из налогового обязательства — то есть уменьшить сумму налога, оплачиваемого нами в бюджет. А то, что мы должны будем оплатить в бюджет и есть — налоговое обязательство.

Смотрим дальше на джинсы.

В реальности мы будем из суммы в 120 000 рублей для формирования своей цены вычитать уплаченный нами уже НДС. То есть сумма составит те самые 100 тысяч рублей.

Допустим, включив все остальные факторы себестоимости и затрат, да прибавив процент желаемой прибыли, мы получили цену в 200 000 рублей. Именно за столько и будут проданы наши джинсы в нашем магазине конечному потребителю. И именно с этой суммы будет вычитываться наше налоговое обязательство — то есть налог, который мы должны заплатить в бюджет.

От 200 тысяч рублей, по формуле или калькулятору выходит, что НДС равен 33 333 рублей. Это наше налоговое обязательство. Но! У нас ведь есть ещё документы, которые подтверждают наш налоговый кредит в 20 000 рублей (то есть то, что мы уже заплатили 20 тысяч в виде налога на добавленную стоимость). А значит, мы из 33 тысяч можем вычесть 20 уже выплаченных. Итого получим 13 тысяч рублей, которые мы будем платить после продажи всех 10 пар джинсов (допустим, это произошло за один отчётный период).

В бюджет от нас с 200 тысяч рублей 13 000 пошли в виде налога. Но не нужно забывать, что наш поставщик также заплатил свои 13 тысяч в бюджет, которые получил от нас во время покупки джинсов изначально.

Виды НДС

  • 0%
  • 10%
  • 20% (пришла на замену ставке в 18%)

Как уже было сказано выше, существует ряд товаров и услуг, на которые не накладывается данный налог. Поэтому можно говорить о существовании нулевой ставки. Это экспорт товара, продукты космической ниши, ниши перевозки газа и нефти и некоторые другие виды товаров. Регулирует список таких позиций 164-ая статья налогового кодекса РФ.

Также существует список товарных наименований, которые подлежат обложению налогом в десять процентов. Это в основном продукты сферы питания — мясо, овощи, молочные продукты. Также туда относят детскую одежду, детскую мебель и другое. Опять же, список немаленький, лучше с ним ознакомиться лично в налоговом кодексе, если этот вопрос вас заинтересовал.

Ну и ставка 20 процентов — самая популярная. Её вы можете повстречать почти везде.

Примечание: так как изменения в законодательстве произошли сравнительно недавно (01.01.2019), в интернете ещё можно встретить устаревшие данные, где описана ставка в 18%.

Операции подлежащие обложению НДС

  • Импорт любого товара
  • Любые работы по строительству зданий без заключения договора подряда
  • Передача услуг и товаров для личного применения, затраты на что не учитываются при расчёте налога.

С каких процессов не взимается НДС

  • Работа органов госвласти, которая относится к прямым её обязанностям.
  • Процесс покупки и приватизации муниципальных и госпредприятий.
  • Инвестирование.
  • Реализация земельных участков.
  • Передача денег предприятиям, работающим на некоммерческой основе.

Способы начисления НДС

  1. Вычитание. В этом варианте налог накладывается на полную сумму выручки, а уже из этой суммы высчитывается НДС, подлежащий уплате за покупку материалов для товара или услуги.
  2. Сложение. В этом случае НДС накладывается по фиксированной ставке по базе налогообложения. Её складывают из добавленной стоимости каждого вида продаваемого товара.

Так, как второй вариант сложен для реализации, потому что зачастую таких отдельных наименований чрезвычайно много, первый вариант применяется гораздо чаще.

Отчётность по НДС

Вроде бы стало немного понятнее, что же собой представляет налог на добавленную стоимость, откуда он берётся, как высчитывается и кто его платит. Однако за него ведь нужно ещё отчитываться в органы ФСН. Давайте разбираться, как это делается.

Первое, что нужно знать — отчитываться нужно ежеквартально. Причём по срокам — до 25 числа послеотчётного месяца. В ином случае ждут некрасивые штрафы.

Важно! Если вы отправляете отчёт по НДС почтой, то учитывайте обозначение даты подачи — это дата, которая будет стоять в штампе на письме.

Пример: От отделения почты, где вы отправляли заказное письмо с декларацией до самой налоговой посылка шла 10 дней. Отправили 18-ого, пришло 28-ого. Будет ли считаться, что вы подали отчёт не в установленный срок? Ответ — нет. Ведь 18-ое число будет значиться на штампе письма.

Налоговые вычеты

В случае налога на добавленную стоимость, вычетами считается та сумма налога, которая предъявляется к оплате поставщиком товара. На эту цифру и будет уменьшен налог, который пойдёт в бюджет от вас.

Но есть свои нюансы, которые нужно знать и понимать. Это касается условия принятия налоговой этих вычетов. Нужно, чтобы было соблюдено три правила:

  1. Сам товар, который был вами приобретен с целью последующей продажи, облагается НДС.
  2. У фирмы имеются все подтверждающие документы, в том числе и правильно оформленная счёт-фактура.
  3. Товар, который был приобретён, прошёл через процедуру бухучёта.

И только после выполнения этих условий, фирма сможет в конце налогового периода принять в качестве вычета целиком сумму платежей. Естественно, если все процедуры были налогооблагаемыми.

Счёт-фактура

В этом документе будет отражены несколько сумм. Во-первых, — стоимость товара без НДС. Во-вторых, конечная сумма с учётом НДС.

Счёт-фактура предоставляется на проданный товар клиенту. Сделать это нужно в течение 5 дней. Вся документация подшивается и отмечается в книге продаж.

Бывает так, что проверка выносит решение, вычеркнуть все высчитанные вычеты и начислить неуплаченный НДС. Такое может произойти, если в счёт-фактуре допущены ошибки. А допустить их не так и сложно, ведь счёт-фактуру оформляет контрагент, а не налогоплательщик.

НДС - для чайников. Что это такое простыми словами

Знать, что такое НДС — важно для любого. Уметь его рассчитывать — важно для тех, кто непосредственно занимается заполнением документов и сдачей отчётности в налоговое ведомство. С непривычки делать это по формулам сложно и муторно. Поэтому для проверки себя и своих контрагентов существует множество электронных ресурсов, где можно найти калькулятор НДС, который вычислит вам его за два клика. Главное, помните, что внимательность — важная составляющая в деле об НДС, а опаздывать со сдачей отчётности в налоговую никак нельзя.

Характеристика налога с оборота в плановой экономике. Обзор законодательных документов и место налога на добавленную стоимость (НДС) в рыночной экономике. Основные принципы его построения. Анализ действующего состояния НДС в практическом аспекте.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.11.2013
Размер файла 27,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1.Налог с оборота и его характеристика в плановой экономике

2. Обзор законодательных документов и место налога на добавленную стоимость в рыночной экономике

3. Анализ действующего состояния налога на добавленную стоимость в практическом аспекте

Список использованной литературы

  • Введение Проблема налогов - одна из наиболее сложных проблем в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система- это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
  • Оценка роли НДС неоднозначна: практики полагали, что налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критиковали этот налог за излишнюю фискальность, неотработанная налоговая база и чрезмерно высокие ставки. НДС, считали они, не адаптирован к отечественной экономике на этапе перехода к рынку, что объясняет существование недостатков в формировании налогооблагаемой базы и в технике исчисления НДС.
  • Актуальность решения проблемы исчисления и уплаты НДС возникла сразу же после введения данного налога в России. Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания и расчета налогов в Российской Федерации. Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (закон, инструкцию, различные изменения и дополнения к этим документам), относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд основных проблем.
  • Цель данной контрольной работы - рассмотреть налог на добавленную стоимость и налог с оборота, раскрыть их роль в рыночной и плановой экономиках.
  • Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
  • - рассмотреть налог с оборота и его характеристику в плановой экономике
  • - провести анализ действующего состояния налога на добавленную стоимость в практическом аспекте
  • 1.Налог с оборота и его характеристика в плановой экономике
  • Налог с оборота представлял собой особый вид платежа предприятий в бюджет, введенный налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.). Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые, организации, специализированные оптовые организации министерства торговли союзных республик, предприятия и организации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР. Преобладающий метод исчисления налога (исчислялось свыше 85% суммы платежа) - метод разницы в ценах, который применялся при наличии двух прейскурантов цен и утвержденных твердых оптовых цен предприятия на определенные виды товаров. Наряду с этим по многим товарам налог исчислялся' по ставкам в рублях и копейках с единицы измерения (т, м3, штуки) И в процентах к выручке от реализации.[1, с. 98]
  • Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. К облагаемому обороту относились также суммы (за товары, подлежащие обложению налогом с оборота), поступающие на основании решения арбитража, судебных и других органов по рассмотрению споров, в порядке частичной оплаты счетов; от организации железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта по претензиям за утрату, недостачу и порчу товаров при перевозках; суммы надбавок к розничным ценам (оптовым ценам промышленности), предусмотренные соответствующим прейскурантом за дополнительную обработку или качественное улучшение товаров.[1, с.112]
  • Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации товаров, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.); при от. пуске товаров в установленном порядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым организациям, а также организациям Государственного комитета СССР по материальным резервам и для промышленного потребления; от реализации товаров, по которым розничные цены за вычетом торговых и оптово-сбытовых скидок не превышают оптовых цен предприятий (без налога с оборота); от продажи изделий, изготовленных из материала заказчика на давальческих началах, и от оказания услуг от реализации товаров, которые в виде льготы полностью освобождаются от обложения (например, товары из местного сырья и отходов, производимые вновь организованными предприятиями местной промышленности); от продажи товаров после произведенной дополнительной обработки (крашение, полировка, шлифовка, пропитка и т.п.); упаковки, расфасовки, если эти товары были приобретены по розничным ценам или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота); от реализации отходов, полученных при переработке товаров, облагаемых налогом с оборота, не подлежали обложению налогом с оборота также суммы авансов, полученных в соответствии с действующим порядком от покупателей :взысканные с лиц, виновных в хищениях, недостаче и порче товаров; выделяемые поставщиками в счетах отдельной строкой, не относящиеся к стоимости товаров денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных предприятий, парикмахерских, предприятий . стирки и крашения, ремонта вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.). Этот налог был введен налоговой реформой 1930-1932 п. (постановление ЦИК и СНК СССР от 3 августа 1931 г.) в дополнение к налогу с оборота. Уплачивался с полной валовой выручки от нетоварных операций, фактически полученной за истекший месяц. Ставки дифференцировались от 1 до 10% в зависимости от вида работ или услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов. С 1 января 1958 г. налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен. налог оборот добавленная стоимость
  • В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.[1, с.120]
  • К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился налог с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать местные органы власти (райисполкомы) с расположенными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с Совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту и т.П., а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1 % валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности. обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).
  • Налогом с оборота облагались государственные отраслевые объединения предприятия и организации по продаже товаров собственного производства и заготовки. По каждому отраслевому объединению устанавливалась единая ставка налога в процентах к плановому обороту. Из общей суммы налога, поступающего в бюджет. 78% вносили промышленные предприятия и 22% - оптово-сбытовые базы. Как правило, налог исчислялся в виде разницы в ценах. Поступления в бюджет, получаемые по этому методу, составляли 83% общей суммы налога с оборота; остальная его часть уплачивалась по ставкам в процентах к обороту и в твердых суммах с единицы продукции. Размер ставок определялся исходя из утвержденных розничных цен, себестоимости прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия.
  • В соответствии с действующим законодательством налог с оборота, платежи из прибыли и другие государственные доходы предприятия и организации исчисляли и вносили в бюджет самостоятельно. На финансовые органы возлагался контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет средств.

Бизнес » Налоги ИП: сравнительная характеристика систем налогообложения

Если вы только начинаете ваш путь в мире бизнеса, то, в первую очередь, вам нужно определиться, какую систему налогообложения выбрать. Не секрет, что одна из главных целей любого бизнеса – прибыль, поэтому каждому хочется платить государству меньше, а прибыль направлять на развитие бизнеса или собственные нужды.

В этой статье мы подробно расскажем, какие налоги придется заплатить ИП, разберем особенности различных систем налогообложения. Если вы еще не определились с формой бизнеса , выбираете между ИП и ООО , не знаете как зарегистрировать ИП или думаете где открыть расчетный счет , то рекомендуем прочитать наши предыдущие статьи.

Системы налогообложения ИП

В России существует пять режимов налогообложения, и каждый может выбрать тот, который лучше отвечает специфике вашего бизнеса. Налоги отличаются ставкой, базой, периодом, порядком расчета и сроками уплаты. Все режимы можно разделить на два вида: общий и специальные.

Для выбора наиболее выгодной системы налогообложения, вы изначально должны понимать структуру вашего бизнеса: ориентировочные доходы и расходы, количество сотрудников, какими видами деятельности будете заниматься, кто будут ваши клиенты и т.д. Рассмотрим подробнее, какие варианты систем налогообложения существуют в России.

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСН) – базовая система налогообложения, на которой по умолчанию находятся все ИП, при условии, что при регистрации вы не подали заявку на специальный налоговый режим.

Преимуществом ОСН является возможность вести любой вид деятельности без каких-либо ограничений. Однако, при этом, вам придется платить все возможные в РФ налоги, причем по стандартной ставке для физического лица. На ОСН вам предстоит заплатить:

  • Налог на доход (НДФЛ) – 13%,
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) — от 0 до 20%,
  • Фиксированные страховые взносы за себя – 36 238 руб. в год (данные на 2019 год),
  • При наличии сотрудников вы обязаны заплатить за них НДФЛ (13%) и взносы в негосударственные страховые фонды,
  • При наличии в собственности имущества, земли или транспорта вы дополнительно платите соответствующие налоги в бюджет.

Эта налоговый режим подойдет вам, если вы работаете с организациями-плательщиками НДС, либо занимаетесь видами деятельности, которые не разрешены на других системах н/о.

УСН-картинка

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Упрощенная система налогообложения помогает снизить размер налогов и упростить процедуру отчетности. Поэтому УСН пользуется большой популярностью среди предпринимателей. У этого режима есть два варианта:

  • УСН Доходы – 6% от суммы доходов. Это хороший вариант, если затраты связанные с бизнесом у вас небольшие, потому что учитывать затраты на этом режиме нельзя.
  • УСН Доходы– Расходы — 15% от разницы доходов и расходов. Этот вид налога будет более выгодным, если расходы, связанные с бизнесом, составляют от 60% оборота и более.

Власти субъектов РФ могут варьировать ставку налога от 1 до 6% (для н/о доходов), и 5 – 15% (для УСН доходы – расходы). Помимо налогообложения дохода или прибыли на этом налоговом режиме вы уплачиваете следующие виды налогов:

  • Фиксированные страховые взносы за себя – 36 238 руб. в год (данные на 2019 год),
  • При наличии сотрудников вы платите за них НДФЛ (13%) и взносы в негосударственные страховые фонды,
  • При наличии в собственности имущества, земли или транспорта вы платите соответствующие налоги в бюджет.

Преимуществом УСН является уменьшение количества налогов. ИП на этом налоговом режиме освобождаются от уплаты:

  • НДФЛ,
  • Налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности,
  • НДС (за исключением операций по ввозу товаров на территорию России).

Предприниматели, применяющие УСН, имеют право снизить сумму авансовых платежей по налогу на сумму уплаченных страховых взносов:

  • Разрешается вычесть все взносы за себя, когда ИП не является работодателем,
  • Можно вычесть взносы как за себя, так и за сотрудников, но не более 50% от значения налога, когда ИП является работодателем,
  • С 2016 года налогоплательщики могут еще вычесть и уплаченную сумму торгового сбора.

Для перехода на УСН компания должна удовлетворять следующим критериям:

  • Доход не должен превышать 150 млн. руб. за год,
  • Число сотрудников компании должно быть менее 100 человек,
  • Остаточная стоимость основных средств должна быть менее 150 млн. руб,
  • Доля других организаций в уставном капитале — менее 25%.

Перейти на УСН нельзя, если вы имеете филиалы, производите товары с акцизными марками (например, табак или алкоголь), занимаетесь добычей полезных ископаемых, страхованием, банковскими услугами, инвестиционной деятельностью, азартными играми или микрофинансовой деятельностью. УСН регулируется главой 26.2. НК РФ.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Единый налог на вмененный доход (в народе — «вменёнка») похож по своей сути на патентную систему. При этом виде налога вы также платите налог не с реального дохода, а с вмененного – потенциального дохода, рассчитанного государством. ЕНВД применяется для отдельных видов деятельности и может применяться на ряду с ОСН или другими режимами н/о.

Ставка ЕНВД – 15%, но региональные власти могут снизить ее до 7,5%. Помимо налога на вмененный доход, вы также платите фиксированные страховые взносы за себя, а также НДФЛ и страховые взносы за сотрудников при их наличии.

Предприниматели, использующие ЕНВД или ПСН не платят НДФЛ, НДС (за исключением НДС при ввозе товаров в РФ) и налог на имущество (кроме имущества, по которому налог считается с кадастровой стоимости). А вот налоги на транспорт и землю платятся также, как и при УСН или ОСН.

Официально ЕНВД будет действовать до 2021 года, хотя в данный момент ведутся разговоры о продлении этого срока. Также ЕНВД не действует в некоторых регионах, например, Москве. Список видов деятельности для применения ЕНВД ограничен, к разрешенным видам относятся:

  • Оказание бытовых или ветеринарных услуг;
  • Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автомототранспортных средств, или их хранению на платных автостоянках;
  • Оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов, при условии, что организация владеет (арендует) не более 20 транспортных средств;
  • Услуги розничной торговли через магазины или павильоны с площадью торгового зала не более 150 м 2 или без наличия торговых залов;
  • Услуги общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м 2 или без наличия зала для обслуживания посетителей;
  • Размещения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
  • Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование помещений, не имеющих торговых залов или зала для обслуживания посетителей, а также передача во временное владение и (или) в пользование земельных участков для предпринимательской деятельности.

При этом перейти на ЕНВД не смогут следующие типы организаций, даже если они удовлетворяют предыдущим условиям:

  • Осуществление предпринимательской деятельности в рамках договора простого товарищества;
  • Организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • Организации с численностью работников более 100;
  • Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов;
  • Организации, являющиеся плательщиками Единого Сельскохозяйственного налога;
  • В случае установления в муниципальном образовании (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) торгового сбора в отношении таких видов деятельности;

Размер ЕНВД к уплате считается как произведение базовой доходности, скорректированной на специальные коэффициенты (К1 и К2) и величины физического показателя по данному виду деятельности. Размер базовой доходности варьируется в зависимости от вида деятельности, но максимально может составлять 10 000 руб. в мес. Подробное описание этих показателей вы можете найти в статье 346.29 НК РФ.

Таким образом, ЕНВД подойдет для компаний розничной торговли, общественного питания и обслуживания автотранспортных средств с количеством сотрудников не более 100 человек. ЕНВД регулируется главой 26.3. НК РФ.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Этот налоговый режим предназначен специально для ИП. При выборе этого режима, также как на ЕНВД, вы платите налог не с реально полученных доходов, а с потенциально возможного годового дохода бизнеса. Сумма налога будет разной для разных регионов, так как доходность в крупных городах будет заметно отличаться от мелких.

Для использования ПСН нужно приобрести патент, который даст вам право заниматься определенным видом деятельности на срок от 1 до 12 месяцев. При этом предприниматель в праве получить несколько патентов для разных видов деятельности.

Налоговая ставка на ПСН составляет 6% (власти субъектов РФ могут снизить ее до 4% или 0). Фиксированные страховые взносы ее не уменьшают (как в случае с ОСН, УСН и ЕНВД). Помимо 6% от потенциального дохода вы платите фиксированные страховые взносы за себя, а также НДФЛ и страховые взносы за сотрудников (при их наличии).

Предприниматели на ПСН освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности, и НДС (за исключением деятельности по ввозу товаров в РФ).

Для применения патентной системы налогообложения доход вашего бизнеса не должен превышать 60 млн. рублей, а численность сотрудников – 15 человек.

В Налоговом Кодексе указаны виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот налоговый режим. Их количество значительно больше, чем на ЕНВД, и составляет более 60 видов деятельности. Рассмотрим основные из них:

  • Услуги розничной торговли (общественного питания) с площадью торгового зала (зала для обслуживания посетителей) не более 50 м 2 , либо без него,
  • Ремонт, пошив, чистка одежды и обуви,
  • Парикмахерские и косметические услуги,
  • Ремонт мебели, бытовой аппаратуры, часов и др.,
  • Ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования,
  • Техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств,
  • Услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным или водным транспортом,
  • Услуги по ремонту жилья и другие услуги,
  • Услуги по обучению населения, переводческой деятельности, а также проведение спортивных занятий,
  • Услуги фотоателье, а также фото- и кинолабораторий,
  • Услуги по прокату и экскурсионные услуги,
  • Сельскохозяйственные услуги и другая деятельность,
  • Сбор, обработка и утилизация отходов и др.

По этим видам деятельности устанавливается размер потенциально возможного годового дохода, который не может превышать 1 млн. руб. в год, однако региональные власти могут по своему усмотрению увеличить этот лимит.

ПСН подойдет для небольших бизнесов, которые занимаются одним из приведенных выше видов деятельности. Также это хорошая возможность для начинающего бизнеса: вы можете приобрести патент на 1 — 2 месяца, чтобы оценить спрос и перспективы развития. При этом разрешенных видов деятельности больше, чем на ЕНВД, но ограничения по доходу и количеству сотрудников строже. ПСН регулируется главой 26.5. НК РФ.

Обратите внимание, что налог на упрощенке или общей системе налогообложения считается на основе сумм фактических доходов. При ЕНВД и ПСН налог считается с суммы потенциально возможного дохода, поэтому заплатить налог вам придется, даже если вы не вели деятельность в этом отчетном периоде.

ЕСНХ-2019

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

При этой системе налогообложения зафиксирована наименьшая ставка налога – 6% от разницы доходов и расходов. Законы субъектов РФ могут дополнительно варьировать эту ставку в пределах от 0 до 6%.

Помимо налога с дохода, вы также платите фиксированные страховые взносы за себя, страховые взносы и НДФЛ за сотрудников (при их наличии), а также соответствующие налоги за владение имуществом, транспортом и землей.

Этот налоговый режим подходит предприятиям, которые ведут деятельность в сфере сельского хозяйства. К ним можно отнести компании, более 70% доходов которых формируются от:

  • Производства, переработки и последующей продажи сельскохозяйственной продукции,
  • Оказания услуг сельскохозяйственным производителям в области производства и обработки сельскохозяйственной продукции, а также услуг в области животноводства и растениеводства,
  • Деятельности по улову водных биологических ресурсов и производства из них рыбной и иной продукции.

При этом ЕСНХ не подойдет казенным, бюджетным и автономным учреждениям, а также компаниям, которые занимаются производством подакцизных товаров. ЕСНХ регулируется главой 26.1 НК РФ.

Заключение

Итак, вы познакомились с основными налоговыми режимами в России для индивидуальных предпринимателей. В России существует два основных налоговых режима: общий и специальные. К специальным режимам налогообложения можно отнести: УСН, ЕНВД, ПСН и ЕСХН.

При каждом из этих режимов вы платите: налог с дохода (по ставке, установленной для этой системы налогообложения), фиксированные страховые взносы за себя (36 238 руб. в год), НДФЛ и страховые взносы за сотрудников (при их наличии), а также налоги за владение имуществом, транспортом и землей (при их наличии в собственности).

Переход на специальный налоговый режим возможен только по окончанию налогового периода. Иными словами, вы можете перейти на него либо сразу после регистрации ИП, уведомив об этом налоговый орган в течение 30 календарных дней, либо подав уведомление в налоговую о желании перейти на него со следующего года.

Хочется верить, что эта статья помогла вам разобраться в особенностях российского законодательства. В конце статьи представлена итоговая таблица со всеми системами налогообложения. А в следующих статьях мы подробнее поговорим про другие особенности ведения бизнеса, например регистрацию товарного знака , банковские продукты для бизнеса , а также позиционирование и продажи .

Читайте также: