Современный ндс значение эффективность аудит

Опубликовано: 26.04.2024

Налог на добавленную стоимость является самым молодым из всех существующих налогов, формирующих налоговые системы развитых стран. НДС стал неотъемлемой частью не только налоговой системы, но и современных экономик, получив распространение во всем мире. Доля поступлений в федеральный бюджет по НДС в России за прошлый год в среднем составил 30% из всех налоговых доходов. Причем ожидается, что данный показатель будет расти с каждым годом.

Актуальность данной темы обусловлено тем, что поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются, в связи с чем выступает необходимость изучения платежей по НДС.

Цель проекта является изучение современной системы налогообложения НДС, его значения, эффективности и аудита.

Исходя из цели проекта, были сформулированы следующие задачи:

1) выяснить значение НДС в экономике стран;

2) рассмотреть эффективность применения порядка аудита по НДС;

3) дать рекомендации по совершенствованию платежей по НДС;

4) изучить деятельность ОАО

5) сделать анализ исчислений НДС на ОАО

6) изучить влияние мероприятий по совершенствованию на отчисления по НДС на ОАО.

Предметом исследования выступает налог на добавленную стоимость.

Объектом курсового проекта выступает ОАО "АВТОВАЗ".

При написании курсового проекта была изучена монографическая и учебная литература отечественных и зарубежных авторов: Т.В. Бодровой, С. Аксенова, Л.В. Поповой, И.А Майбурова и т.д.

Значение налога на добавленную стоимость в экономике Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значимых в Российской Федерации косвенных налогов. Вместе с тем это один из налогов, наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны контрольных органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее количество исключений из общих налоговых правил, множество льгот и понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает огромное количество ошибок и неточностей. Однако он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой [2, c. 188].

Интерес государств к данной системе налогообложения является чисто практическим. По факту страны за счет налога на добавленную стоимость пополняют свой бюджет. При этом НДС является одним из видов косвенных налогов, выполняющих фискальную и регулирующую функцию в отношении экономики страны. НДС это наиболее новая и совершенная форма универсальных акцизов. Как отмечают специалисты, его быстрое распространение является самым впечатляющим достижением XX века в сфере налогообложения.

НДС относится к разряду косвенных налогов, в связи с тем, что уплата переносится на конечных потребителей, вместе с тем он не обязателен для уплаты всеми людьми. Основа НДС - это добавленная стоимость, то есть разница между фактической стоимостью продукции и ценой затраченных на нее материальных и ресурсных средств. Также важно, что НДС - это многоступенчатый налог. Это значит, что на каждом этапе производства он должен уплачиваться в бюджет страны. Именно поэтому НДС в отличие от других косвенных налогов позволяет государству получать на каждой стадии производственного цикла часть дохода. Но при этом конечный доход государства от этого налога не будет зависеть от количества промежуточных производителей [4].

Косвенные налоги в теории налогообложения обычно подразделяются на две группы налогов: налоги на потребление и налоги, относимые на затраты. В свою очередь НДС относится к группе налогов на потребление.

Посредством обложения доходов, идущих на потребление, НДС позволяет увеличить доходы государства, за счет того что он имеет более широкую базу обложения. При этом данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства экспортируемых товаров, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка в размере 0%.

Пожалуй, НДС является самым молодым налогом налоговых систем развитых стран мира. Впервые идею налога на добавленную стоимость предложил немецкий предприниматель фон Сименс в начале XX века. Форма современного НДС была разработана французским экономистом Морисом Лоре, которого по праву принято считать "отцом" НДС. На данный момент нет точной информации, в какой стране впервые был введен налог на потребление, которым и приходится современный НДС. По некоторым данным налог на добавленную стоимость впервые начал взиматься во Франции в 1954 г., по другим данным первой страной, которая ввела НДС была Дания (1967 г.). Но уже до конца 1970-х годов НДС был введен в большинстве стран Западной Европы. На сегодняшний день налог на добавленную стоимость функционирует в 137 странах мира, за исключением таких развитых стран как США и Япония, где вместо НДС действует налог с продаж [3, с. 78].

Распространение НДС в мире на протяжении 1980-1990-х годов было связано с расширением Европейского Союза, переходом к рыночной экономике новых независимых государств - бывших республик СССР. В частности, в России НДС был введен в 1992 году. НДС заменил налог с оборота и налог с продаж, превзойдя их по значимости в формировании доходов бюджета. Первоначально порядок исчисления и уплаты налога определялся законом "О налоге на добавленную стоимость", а с 2001 г. регулируется Налоговым Кодексом РФ (главой 21) [11, c.466].

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации с момента его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 г. она составляет 18%.

С введением НДС и акцизов в налоговой системе РФ при мобилизации доходов в бюджет решающую роль стали играть косвенные налог. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС составляют около четверти всех доходов, уступая при этом только налогу на прибыль. В то же время налог на добавленную стоимость стоит на первом месте в федеральном бюджете РФ и превосходит по размеру все налоговые доходы.

Важнейшим свойством налога на добавленную стоимость является включение его в цену облагаемых товаров (работ, услуг) путем надбавок к цене или включения в издержки производства. В существующих экономических условиях уплата данного налога производится конечными потребителями, хотя вносят эти налоги в бюджет непосредственно продавцы и производители облагаемых товаров (работ, услуг).

Обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат отдельные категории налогоплательщиков и виды операций. В НК РФ прописаны более 100 изъятий и льгот по НДС. В частности, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от налогового бремени, если сумма выручки за три предшествующих месяца, не превысила определённой суммы (на 2014 г. -- 2 млн. руб.).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель проекта является изучение современной системы налогообложения НДС, его значения, эффективности и аудита.
Исходя из цели проекта, были сформулированы следующие задачи:
выяснить значение НДС в экономике стран;
рассмотреть эффективность применения порядка аудита по НДС;
дать рекомендации по совершенствованию платежей по НДС;
изучить деятельность ОАО
сделать анализ исчислений НДС на ОАО
изучить влияние мероприятий по совершенствованию на отчисления по НДС на ОАО.

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы исчисления современного НДС: его значение, эффективность, аудит. 4
1.1 Значение НДС в экономике РФ. 4
1.2 Эффективность применения и порядок проведения аудита по НДС. 7
1.3 Совершенствование платежей по НДС в РФ . 11
2. Характеристика и анализ исчислений и уплаты НДС на ОАО. 17
2.1 Характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ». 17
2.2 Анализ исчислений НДС на ОАО «АВТОВАЗ». 20
3. Влияние мероприятий по совершенствованию на отчисления по НДС на ОАО «АВТОВАЗ». 22
Заключение. 23
Список использованных источников.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КП Современный НДС значение.doc

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели по НДС;

- анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Организации на запрос аудитора должны представить следующие основные документы: налоговые декларации по НДС (в том числе все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.

Предварительная оценка при проведении аудита расчетов по НДС начинается с определения факторов, влияющих на налоговые показатели и общего анализа элементов налогообложения.

Основной этап налогового аудита предполагает проведение тщательной проверки участков учета НДС, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. Данный этап предполагает выполнение:

- оценки правильности определения налоговой базы по НДС;

- проверки налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам;

- расчета налоговых последствий для организаций в случаях некорректного применения норм налогового законодательства [4, с. 291].

При проверке книги регистрации выставленных счетов-фактур и книги продаж по реализованной продукции, работам, услугам проверяется полнота

внесения счетов-фактур. При наличии посреднических операций журналы регистрации полученных и выставленных счетов-фактур не будут совпадать с книгами покупок и книгами продаж.

Книги покупок проверяют по внесенным в них счетам-фактурам. При этом необходимо оценить все основания для налогового вычета: правильное оформление счетов фактур, факт получения товарно-материальных ценностей или услуг (наличие накладных, актов выполненных работ, услуг) и включение затрат в расходы, принимаемые для исчисления налога на прибыль.

После того как аудитор выделит из общего количества поставщиков тех, кто оказывает услуги, им определяются постоянные исполнители и проводится с ними выборочная проверка. А по операциям с остальными подрядчиками контролируется следующая цепочка: акт выполненных работ (оказанных услуг) - счет-фактура - журнал учета полученных счетов-фактур - книга покупок. Если отсутствует первый документ цепочки, то данный факт является грубым нарушением требований законодательства и вызывает сомнения в производственном характере работ.

Для наглядности при проведении сверки данных аналитического, синтетического учета, бухгалтерской и налоговой отчетности целесообразно пользоваться следующей системой взаимосвязей регистров бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Общая сумма по учтенным счетам-фактурам за налоговый период в журнале учета полученных счетов-фактур должна соответствовать общей сумме кредитовых оборотов за тот же период по счетам учета расчетов с поставщиками (счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

На заключительном этапе аудитор оформляет результаты проверки по НДС, которые обобщаются и по ним формулируются выводы. Также проводится анализ выполнения программы аудита и классификация выявленных ошибок и нарушений [12].

При проведении аудита НДС могут быть совершены следующие ошибки:

- не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе;

- при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое ошибочно начисляется НДС;

- не начисляется НДС по продукции, работам (услугам), которые выполнены для собственных нужд в части затрат, не принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- не начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом;

- ошибочно не начисляется НДС или наоборот начисляется по операциям, которые входят либо не входят в перечень операций не входящих в объект налогообложения НДС. К которым следует отнести: передачу имущества организации-правопреемнику при реорганизации; передачу имущества в уставный капитал по договору простого товарищества; передачу объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти или органам местного самоуправления;

- отсутствие раздельного учета на производство и реализацию продукции (работ, услуг) облагаемых и необлагаемых НДС;

- не указаны в расчетных документах суммы НДС;

- не полное отражение налогооблагаемой выручки для целей налогообложения;

- отсутствие, либо неправильное оформление первичных документов по учету НДС;

- необоснованное отнесение к зачету сумм по НДС;

- ошибки в корректировке налогооблагаемой базы по НДС;

- неправильное определение налоговой базы;

- списание НДС в уменьшение платежа в бюджет, в сумме, не относящейся к данному периоду;

- несоответствие данных первичных документов, учетных регистров главной книге и отчетности.

Такой порядок проведения налогового аудита предполагает разработать комплексное информационно-методическое обеспечение аудита расчетов по НДС для каждого конкретного предприятия.

1.3 Совершенствование платежей по НДС в РФ

На данный момент проблемы по исчислению НДС остаются ключевыми как для бизнеса, так и для правительства. В связи с этим существует множество предложений по совершенствованию данного налога, однако не все предлагаемые пути совершенствования НДС являются целесообразными.

Для некоторых специалистов главными аргументами для обоснования необходимости снижения базовой ставки НДС до уровня 12-13% с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС стали проблема администрирования НДС и резкое снижение доходов от его уплаты в условиях благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков, относительно быстрого экономического роста и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

По мнению ряда других экспертов необходимо заменить НДС налогом с продаж либо перейти к взиманию НДС на основе балансового метода. Предложенные меры могут позволить существенным образом повысить инвестиционную активность предприятий обрабатывающего сектора экономики и будут способствовать инновационному развитию производств с высокой добавленной стоимостью на территории страны.

В современной российской налоговой системе НДС относится к одним из самых сложных и проблемных налогов. По самым оптимистичным оценкам бюджет России не дополучает более 25 % причитающегося ему НДС, что негативно сказывается на финансовом обеспечении решения социально-экономических задач, стоящих перед государством. В последние годы особенно отмечается обострение проблемы потерь бюджетных средств из-за больших объемов возмещения НДС по внутренним операциям и при поставках на экспорт. Учеными, практическими работниками Минфина России, ФНС России выдвигались различные варианты решения данной проблемы, каждый из которых при наличии определенных достоинств имел и значительные недостатки.

Так, некоторые авторы предлагают снизить ставку налога, ссылаясь на

сверхвысокие конъюнктурные доходы экономики, однако популярностью пользуется и другая идея - полностью отменить НДС, заменив его налогом с продаж.

Сторонники отмены НДС ссылаются на ряд недостатков налога и сложности с его администрированием, которые делают данный налог неэффективным не только в России, но и в других странах. Выходу российских предприятий на внешний рынок зачастую препятствуют трудности с возмещением НДС и обоснование налоговых вычетов в некоторых случаях, а применяемые налоговые вычеты используется для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонения от налогообложения и даже прямого незаконного субсидирования из бюджета. Кроме того, аргументом против НДС является то, что этот налог является сдерживающим фактором развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, а напротив его отмена позволит существенно улучшить инвестиционную привлекательность таких отраслей, расширив их финансовые возможности [14, с. 35].

Как отмечают критики НДС отрицательной стороной также является то, что относительно высокие издержки по его администрированию в России ложатся преимущественно на плечи добросовестного налогоплательщика (когда в мировой практике именно относительно низкие административные издержки для налогоплательщика отличают НДС в выгодную сторону от налогов на доходы). Кроме того, многочисленные способы уклонения от уплаты НДС при импорте создают неравные условия конкуренции для законопослушных импортеров, заставляя весь этот сектор уходить «в тень».

Другими словами, проблемы с администрированием НДС (впрочем, как и многих других налогов) налицо. И вместе с тем на сегодня НДС является одним из важнейших факторов стабильности как российской налоговой системы, так и российского бюджета [1]. Поэтому любые способы реформирования налога должны быть тщательно просчитаны с точки зрения потенциальных выгод и издержек.

В доработанной концепции развития России до 2020 года, представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы НДС. Во-первых, введение единой ставки НДС в 12 процентов. Во-вторых, снижение налога до 14 процентов с сохранением льготной ставки 10 процентов по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция).

Целью снижения НДС отмечается «облегчение жизни» отечественным производителям, выпускающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости, что должно послужить стимулом к ускорению экономического роста.

Оба варианта приведут к прямым потерям доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 процентов в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 процента ВВП. При сокращении ставки до 14 процентов с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 процента ВВП.

Такое снижение налога окажет положительное влияние на обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, оптовую и розничную торговлю, строительство, транспорт и связь. В этих отраслях положительный эффект, по мнению Минэкономразвития России, будет максимальным. В то же время будут менее подвержены влиянию снижения ставки отрасли сельского хозяйства, образования и здравоохранения [8].

Минфин также рассмотрел три возможных сценария потерь бюджета в связи со снижением НДС. По первому сценарию, со снижением налога до 12 процентов цены уменьшатся на величину снижения, а всю выгоду получат потребители. Второй, который представляется Минфину наиболее вероятным, предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения ставки (на 3 процента). В результате выгоды от уменьшения ставки потребители и производители разделят между собой поровну. Согласно третьему сценарию, весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители, а цены останутся без изменений.

Однако для сохранения баланса бюджетной системы потребуется принять одну из следующих мер: повысить налог на прибыль на 7 процентов, подоходный налог - на 6,5 процента, ЕСН - на 8-10 процентов, или поднять в

три раза уровень налогообложения акцизами.

Также для устранения недостатков НДС, предлагается заменить его налогом с продаж, который выдвигается в качестве альтернативы НДС, являясь простым в администрировании, как для государства, так и для налогоплательщиков. Однако с практической и теоретической точек зрения все выглядит не совсем так. Нельзя не признать, что, хотя налоговые органы при администрировании НДС вынуждены контролировать значительный круг налогоплательщиков, основной объем доходов все-таки обеспечивает сравнительно небольшое количество организаций (в российских условиях крупнейшие налогоплательщики обеспечивают до 80 % доходов бюджета от НДС). В отличие от НДС, налог с продаж взимается только на стадии конечного потребления, следовательно, требуется перестроение работы налоговых органов для того, чтобы контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек. В результате возрастут потенциальные возможности уклонения от налогообложения, а также риски для бюджета.

При этом выгоды от уклонения при сравнительно высокой налоговой ставке (па уровне 15-20 %) значительно превысят издержки от возможных санкций за нарушение законодательства. Одновременно появиться необходимость в реформе режимов налогообложения для малого предпринимательства, в разграничении продаж товаров и услуг для целей конечного потребления и производственных целей и т. д. [14, с. 38]. Таким образом, замена НДС налогом с продаж - крайне сомнительная мера в условиях глобализации мировой экономики и роста вовлеченности России в мировые экономические отношения. Одно можно сказать наверняка, в отмене НДС заинтересованы крупные российские корпорации, деятельность которых не связана с производством потребительских товаров или товаров для внутреннего рынка.

2. Характеристика и анализ исчислений и уплаты НДС на ОАО «АВТОВАЗ»

2.1 Характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»

ОАО «АВТОВАЗ» (далее Общество) зарегистрировано 05.01.1993 администрацией Автозаводского района г. Тольятти на основании решения Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом. Общество было преобразовано из государственного предприятия - Волжское объединение по производству легковых автомобилей (ПО «АвтоВАЗ») в акционерное общество открытого типа «АВТОВАЗ» и является его правопреемником по всем правам и обязанностям.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Целью аудита операций, связанных с НДС, является установ­ление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налого­вого законодательства.

Задачами аудита операций, связанных с НДС, являются:

— оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

— проверка формирования налоговой базы, применения нало­говых льгот и налоговыхвычетов;

— контроль за отражениемтекущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерскойи налоговойотчетности;

— проверка соблюдения организацией налогового законодатель­ства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и свое­временностиуплаты налога в бюджет.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 21 НКРФ;

— Правила ведения журналов учета полученных и выставлен­ныхсчетов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расче­тах по налогу на добавленнуюстоимость, утвержденные по­становлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибыляхи убытках(форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетнойполи­тике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчетыпо налогам и сборам»,субсчет «Расчеты по налогу на до­бавленную стоимость», 19 «Налогна добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга поку­пок, книга продаж, счета-фактуры,первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.

Работы при проведении аудита НДС можно разделить на триэтапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Основной задачей аудита операций, связанных с НДС,являет­ся контроль правильности формирования сумм налоговых обяза­тельств перед бюджетом. С этойцелью аудитору необходимо вы­полнить следующие процедуры:

— оценить систему бухгалтерского и налоговогоучета;

— оценить аудиторские риски;

— рассчитать уровень существенности;

— определить основные факторы, влияющие на налоговыепо­казатели;

— проанализировать организацию документооборота и изучитьфункции и полномочияслужб, ответственных за исчислениеи уп­лату налогов.

Выполнение перечисленных процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяе­мого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потен­циальныхналоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставлениеорганизаци­ей следующихосновных документов: налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты), книги покупок и книгипродаж, счетов-фактур,актов выполненных работ (услуг), товар­ных накладных, регистров

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которыхвыявлены проблемные зоны с учетомзначения уровня существенности. Для этоговыполняются:

— оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;

— проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

— расчет налоговых последствий для организаций в случаяхнекорректного применения норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляютсярекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложенияпо созданию в организациисистемы внутреннего контроля за правильностьюисчисления НДС.

Основные объекты проверки при рассматриваемом виде ауди­та и соответствующиеим аудиторские процедуры приведены в табл. 12.1.

Аудитор должен обратить внимание на оформлениеорганиза­цией счетов-фактур,на соответствиеих нормам,указанным в Пра­вилахведения журналов учета полученных и выставленныхсче­тов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расчетах по налогу на добавленнуюстоимость, а именнопроверить:

— как организацией применяется новый порядок исправления счетов-фактур.Суть новыхправил заключается в том,что покупа­тель получает право только в том налоговом периоде, ко­гда у него будет исправленный вариант счета-фактуры;

— какие реквизиты содержатся в новомсчете-фактуре.Необхо­димо обратить внимание на подписина счетах-фактурах.Если сче­та-фактурыподписаны другими лицами, а не директороми глав­нымбухгалтером, то аудитору необходимо запросить приказ, на ос­новании которого было передано право подписи;

— какой адрес указан в счете-фактуре(юридический или факти­ческий). В соответствиис письмомМинфина России от 07.08.2006 № 03-04-09/15адрес должен быть тот же, какой указан в учреди­тельных документах. Если в учредительных документах указаны и юридический, и фактическийадрес, то и в счете-фактуре могут быть указаны оба адреса.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результатепроведения аудита операций, связанных с НДС:

— неправильное применение налоговых льгот;

— нарушение порядка определения налоговых вычетов;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностьюисчисления НДС.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к областипроверки, и представляетего совместно с рабочейдоку­ментацией (приложение 12.1) руководителю проверки.

Процедуры аудита операций, связанных с НДС

Процедура 1. Проверка правильности начисления НДС

Начисленный НДС, руб.

Выручка от реализации(стр. 010формы № 2), руб.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Сейчас уже можно говорить об истории данного вопроса, поскольку с 1 октября 2011 года благодаря дополнению, внесенному Законом № 245-ФЗ [1] в гл. 21 НК РФ, аудиторские услуги вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом по-рядке – по месту деятельности покупателя.

Вместе с тем заявленная тема продолжительное время была предметом налоговых споров, нередко заканчивавшихся в судебных инстанциях. В этой связи считаем нужным ознакомить читателя со спорными ситуациями, которые могут возникнуть в ходе налоговых проверок, охватывающих периоды до вступления в силу Закона № 245-ФЗ, в отношении определения места реализации аудиторских услуг.

Особый порядок определения места реализации услуг

В целях налогообложения реализуемых услуг гл. 21 НК РФ установлено следующее правило: если местом реализации услуг признается территория РФ, они подлежат обложению НДС в РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Отметим, что для различных услуг п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрены свои особенности определения места их реализации. Так, для консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ установлен особый порядок определения места реализации – по месту деятельности покупателя. При этом тер-ритория РФ признается местом реализации только в случае фактиче-ского присутствия покупателя на территории РФ на основе государст-венной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Аудит для иностранцев – спорный вопрос

Следует сказать, что в действующей (до 01.10.2011) редакции пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги отсутствуют. В этой связи возникало немало спорных вопросов по НДС в отношении аудиторских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, не имевшим на территории РФ постоянных представительств.

Например, московские налоговики рассуждали так: раз аудиторские услуги не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, значит, данный вид услуг следует относить к услугам, указанным в пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ – не предусмотренным пп. 1 – 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 18.06.2009 № 16-15/61584). По их мнению, место реализации аудиторских услуг должно определяться в общем порядке – по месту деятельности организации, оказывающей данный вид услуг, а не в особом порядке – по месту деятельности покупателя. Заметим, если следовать букве закона, налоговики правы.

Однако Минфин придерживался другой точки зрения: при применении НДС в отношении аудиторских услуг следует руководствоваться нормой пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 08.04.2009 № 03 07 08/85).

Итак, с учетом разночтений со стороны финансового и налогового ведомств в отношении порядка определения места реализации ауди-торских услуг налогоплательщику ничего не оставалось, как обращаться за поддержкой в судебные инстанции. К тому же анализ арбитражной практики показал, что судьи разделяют позицию Минфина, в основу которой, по мнению автора, было положено действующее в целях бухгалтерского учета требование приоритета содержания перед формой – отражения фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [2] ).

В качестве примера приведем Постановление Девятого арбит-ражного апелляционного суда от 12.11.2010 № 09АП-26553/2010-АК [3] , в котором судьи, вынося решение в пользу общества, проводившего в 2006 – 2007 годах аудит финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (ГААП) иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории РФ, поддержали позицию налогоплательщика, посчитавшего, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги представляют собой комплексные услуги, включающие в качестве составляющих бухгалтерские, консультационные и юридические услуги. При этом арбитры указали на следующие моменты.

1. Действующее законодательство не содержит определение понятия «бухгалтерские услуги».

Исходя из буквального значения данного термина под бухгалтерскими услугами в широком смысле следует понимать деятельность исполнителя, направленную на оказание заказчику (покупателю услуг) содействия в решении задач бухгалтерского учета. Аудиторская деятельность направлена на решение задач бухгалтерского учета, главной из которых является формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете [4] ). Именно установление достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности является целью аудита (п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности [5] в редакции, действовавшей в проверяемый период).

Аудиторское заключение в ряде случаев входит в состав бухгалтерской отчетности организаций (п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). По существу проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемая в рамках оказания аудиторских услуг, является за-ключительным этапом формирования полной и достоверной отчетности, отражающей во всех существенных условиях финансовое положение организации и представляемой внешним и внутренним пользователям.

Таким образом, судьи сделали вывод, что аудиторская деятельность включает бухгалтерские услуги, поскольку представляет собой дея-тельность, связанную с созданием одной из форм бухгалтерской от-четности (аудиторского заключения), а также проверкой достоверности бухгалтерской отчетности как одного из этапов ее формирования и в конечном счете направленную на решение задач бухгалтерского учета, сформулированных в ст. 1 Закона о бухгалтерском учете.

2. Аудиторские услуги включают в себя консультационные услуги.
Согласно п. 3 Стандарта № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» [6] одной из возможных причин искажения бухгалтерской отчетности являются ошибки в применении принципов учета, неверная интерпретация фактов. На основании указанного стандарта (п. 53) своевременное сообщение руководству аудируемого лица об искажениях, возникших в результате недобросовестных действий или ошибок, является необходимым для принятия руководством ау-дируемого лица соответствующих мер. Аудитор должен сообщить руководству о любых существенных недостатках средств внутреннего контроля в части, относящейся к предотвращению или обнаружению недобросовестных действий или ошибок, привлекших внимание аудитора во время проведения аудиторской проверки (п. 61 Стандарта).

При сообщении руководству аудируемого лица об обнаруженных недостатках аудитор со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт указывает возможные варианты отражения тех или иных операций на счетах бухгалтерского учета.

Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя кон-сультационные услуги, связанные с анализом и оценкой полученной аудитором информации с целью выявления ошибок и выработки ре-комендаций, о которых сообщается аудируемому лицу.

Кроме того, из заключенных обществом договоров на оказание ауди-торских услуг прямо следует, что для целей соответствующих договоров термин «аудит» использовался сторонами в значении более широком, чем то, которое использовано в Законе об аудиторской деятельности, и включал в себя не только услуги по проверке достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности (то есть аудит как таковой), но и иные услуги, которые по своей правовой природе являлись исключительно консультационными, а именно: услуги по оценке принятой клиентом учетной политики и основных расчетов, выполненных руководством клиента, а также оценке в целом формы представления бухгалтерской и финансовой отчетности.

Таким образом, по мнению судей, оказываемые обществом по соответствующим договорам услуги включали в себя консультаци-онные услуги.

3. Аудиторская деятельность включает в себя также юриди-ческие услуги.
В соответствии с п. 18 и 19 Стандарта № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» [7] аудитор должен проанализировать нормативные правовые акты РФ, применяемые аудируемым лицом в установленной сфере деятельности, и получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения тех нормативных правовых актов РФ, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя деятельность, связанную с правовой квалификацией деятельности и применением законодательства к действиям аудируемого лица.

К сведению

Стандарты № 13 и 14 утратили силу с 08.02.2011 (Постановление Прави-тельства РФ от 27.01.2011 № 30).

Итак, учитывая комплексный характер аудиторских услуг, включающих в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги, арбитры пришли к выводу, что определение места оказания аудиторских услуг для целей НДС должно осуществляться согласно нормам пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, то есть по месту осуществления деятельности покупателем.

Кроме того, судьи отметили, что вывод об отсутствии оснований для обложения НДС аудиторских услуг, оказанных иностранным орга-низациям, не осуществляющим деятельности на территории РФ, под-тверждается многочисленными разъяснениями Минфина (письма от 24.08.2005 № 03 04 08/224, от 26.01.2006 № 03 04 08/26, от 08.04.2009 № 03 07 08/85), которыми налоговые органы обязаны руководствоваться в силу пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В итоге судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика по следующим основаниям. Заказчики (покупатели) аудиторских услуг, оказанных обществом в 2006 – 2007 годах, фактически не присутствовали в РФ на основе государственной регистрации или по иным указанным критериям. Это означает, что в целях ст. 148 НК РФ место деятельности покупателя спорных услуг находилось за пределами территории РФ, следовательно, налогоплательщик пра-вомерно не включал полученные за реализацию данных услуг суммы в размере 54 818 541 руб. в объект обложения НДС.

Согласитесь, судебные тяжбы того стоили.

Наконец-то свершилось!

По всей видимости, проникшись очевидной проблемой в отношении определения места реализации аудиторских услуг, законодатели все расставили по своим местам и назвали своими именами. Одним словом, свершилось! С 1 октября 2011 года в силу дополнений, внесенных Законом № 245-ФЗ, налогоплательщикам больше не потребуется доказывать, что аудиторские услуги имеют комплексный характер: включают в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги.

Аудиторские услуги как самостоятельный вид услуг (которым, по мнению автора, они всегда и являлись) вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом порядке – по месту деятельности покупателя.
Это означает, что по вопросу применения НДС в отношении ауди-торских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, налоговые споры с 1 октября 2011 года возникать не должны. Однако как поведут себя налоговики в отношении данного вида услуг, оказанных до 1 октября 2011 года, неизвестно.

[1] Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[2] Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

[3] Постановлением ФАС МО от 28.01.2011 № КА-А40/17618-10 данное решение оставлено без изменения.

[4] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[5] Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2011 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[6] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

[7] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит — это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов — устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, по данным налоговой службы за 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях, а в 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Также иногда собственники и руководители хотят проверить квалификацию работников бухгалтерской службы и найти возможные финансовые резервы.

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ составляет 35 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 7 млн. руб. (минимальное доначисление 35 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа — повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций — спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе.

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (ПК «Контроль НДС»), поэтому для налогоплательщиков — это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе.

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и сборы, например, торговый и курортный сбор и т.д.

Читайте также: