Сколько ндс в украине в 2020

Опубликовано: 15.05.2024

НДС (налог на добавленную стоимость) в Украине: ставка и расчет, плательщики, возмещение, регистрация и получение свидетельства НДС, сроки регистрации и критерии блокировки налоговых накладных. Узнайте, как проверить плательщика НДС в реестре.

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое НДС

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

1) любое лицо, осуществляющее или планирующее осуществлять хозяйственную деятельность, которое регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном НКУ;

2) любое лицо, которое подлежит регистрации как плательщик налога в соответствии с требованиями НКУ.

В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1млн. гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой - третьей группы;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;

5) лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;

6) лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

7) лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной деятельности, находящихся в подчинении плательщика налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) лицо - инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет при поставке услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Реестр плательщиков НДС

Ставка НДС

Расчет НДС

Налоговая накладная

Блокирование (остановка регистрации) налоговых накладных

Как разблокировать накладную?

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение Комиссии;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение Комиссии без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения.

Электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Возмещение НДС.

  • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

Подача декларации и срок уплаты НДС

НДС при экспорте и импорте

  • в том же состоянии, в котором они были вывезены за пределы таможенной территории Украины, с соблюдением условий, установленных Таможенным кодексом Украины;
  • в отремонтированном виде, если ремонт проведен в рамках гарантийных обязательств;

Ввоз с частичным освобождением от налогообложения товаров, которые были помещены:

  • в таможенный режим переработки вне таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока возвращаются на таможенную территорию Украины. Уплате подлежит положительная разница между суммами налога, рассчитанными исходя из базы налогообложения продуктов переработки и базы налогообложения товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины для переработки;
  • в таможенный режим переработки на таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока не вывозятся за пределы таможенной территории Украины.

Новые критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость и его операций с 1 февраля 2020

Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

  1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
  4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
  5. Налогоплательщик - юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
  6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
  7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
  8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

  1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем - плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
  2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
  3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
  4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности - не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
  5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
  6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

Критерии рискованности осуществления операций:

  1. Отсутствие товара / услуги, указанного в налоговой накладной в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги на постоянной основе поставляемого и объем поставки товара / услуги, указанный в налоговой накладной / расчете корректировки к налоговой накладной на увеличение суммы налоговых обязательств равен или превышает величину остатка, что определяется как разница между объемом приобретения на таможенной территории Украины такого / такой товара / услуги (кроме объема приобретения товаров / услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и / или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 1 января 2017 в полученных налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, увеличенного в 1,5 раза, и объемом поставки соответствующего товара / услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 1 января 2017 в Реестре, и преобладание в таком остатке (более 50 процентов) групп товаров (продукции), определенных ГНС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНС.
  2. Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной / расчете корректировки, представленных для регистрации в Реестре на дату их составления.
  3. Отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога с реализации топлива в отношении субъекта хозяйствования, который подал для регистрации в Реестре НН / расчет корректировки, в которых указаны товар (горючее) по кодам согласно УКТВЭД в соответствии с подпунктом 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса.
  4. Составление расчета корректировки поставщиком товаров / услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги (для товаров по кодам согласно УКТВЭД - изменение первых четырех цифр кода, а для услуг по кодам согласно государственного классификатора продукции и услуг - первых двух цифр кодов), при отсутствии такого товара / услуги, указанного в расчете корректировки, поданном для регистрации в Реестре, в таблице данных налогоплательщика как товара / услуги, что им на постоянной основе поставляется.
  5. Превышение суммы компенсации стоимости товара / услуги, указанного в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств величины остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 1 января 2017 и объема поставок с 1 января 2017, указанного получателем в связи с регистрируемыми в Реестре налоговыми накладными/ расчетами корректировки на поставку такого товара / услуги.
  6. Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров / услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, и представление для регистрации в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в Реестре без нарушения предельных сроков регистрации, установленных Кодексом.

НДС (налог на добавленную стоимость) - непрямой налог, применяемый в Украине с 1992 года. Налог на добавленную стоимость является важным элементом налогообложения предприятий.

Базой налогообложения НДС, как правило, является договорная стоимость товара (с 2016 года для целей налогообложения стоимость не может быть менее обычных цен). Объектом налогообложения НДС является операция по поставке товара, работ, услуг. Плательщиками НДС, по сути, на территории Украины являются все участники хозяйственных операций. Здесь важно акцентировать внимание на законодательно установленном отличии между активными и пассивными плательщиками НДС. Активными плательщиками НДС являются предприниматели, зарегистрированные как плательщики НДС в органах Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, пассивными же плательщиками являются все остальные.

Раскроем суть НДС: Так, покупая колбасу - физлицо платит НДС в стоимости товара, а магазин обязан выплатить сумму полученного НДС в бюджет. Магазин сначала купил колбасу у производителя и в цене покупки тоже заплатил НДС. Сумма заплаченного магазином НДС относится в его налоговый кредит (т.е. та сумма НДС, которую ему должен вернуть бюджет), но магазин далее перепродал колбасу и в стоимость продажи заложил новую сумму НДС. С этого момента он уже должен заплатить в бюджет НДС с цены перепродажи, а это уже налоговое обязательство. Имея налоговый кредит магазин высчитывает его из суммы обязательства и остаток будет той самой суммой, которую магазин должен заплатить в бюджет.

Например, магазин купил у производителя колбасу за 12 грн., из которых 2 грн. - НДС. 2 грн. - это налоговый кредит магазина. Далее магазин продал колбасу за 18 грн., в т.ч. НДС - 3 грн., что будет налоговым обязательством магазина. Какая же сумма НДС подлежит оплате в бюджет Украины: расчет происходит по формуле НО (налоговое обязательство) - НК (налоговый кредит) = СБ (сумма НДС, подлежащая выплате/возврату НДС). Итак, 3 грн. - 2 грн. = 1 грн, это и есть сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая выплате в бюджет. Если же сумма кредита превышает сумму обязательства - в таком случае возникает право возмещения НДС из бюджета. т.е. возврата суммы налога на счета предприятия.

Это примитивная расшифровка налога на добавленную стоимость. В жизни же все сложнее.

Вычленим главные особенности НДС:

  • порог размера выручки, при котором предприятия и СПД (кроме единоналожников) обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС - 1 млн. грн.
  • введение обязательного электронного документооборота налоговых накладных
  • введение обязательной электронной регистрации налоговых накладных в Едином реестре
  • внедрение специальных банковских НДС счетов
  • изменено опредление минимальной договорной стоимости, которая используется для налогообложения НДС. Так, ранее указанная стоимость не могла быть менее себестоимости, отныне минимальным порогм считается "обычная цена"
  • уравнено понятие налоговой накладной и расчета корректировки (розрахунок коригування)а.
  • реформирована система возмещения НДС: внедряется открытый реестр поданных заявлений, реестр возмещенных сумм, детализирована процедура проведения проверок сумм. заявленных к возмещению и т.п.
  • откорректирован порядок электронного администрирования: обновлена формула расчета суммы налоговой накладной (внедрена величина овердрафта), предусмотрена возможность зачисления на счет сумм возмещения и возврата излишне уплаченных налогов.
  • уточнен срок обязательной регистрации налоговой накладной.
  • уточнен порядок налогообложения НДС для сельхозпроизводителей
  • введена процедура приостановки регистрации налоговых накладных и корректировок к налоговым накладным на основании оценки их рисковости.

В части налогообложения налогом на добавленную стоимость 2020 год ничем не примечателен, кроме точечных коррекций, которые касаются узкопрофильных операций. Однако, следует напомнить о прошлогодних ключевых нововведениях, поскольку не все предприниматели столкнулись с ними в 2018-20 годах:

  • Откорректировано определение "кассовый метод" - применятся дата отнесения суммы к налоговому кредиту, а не дата возникновения права на налоговый кредит
  • Ставку НДС 7% при поставке и ввозе на таможенную территорию Украины всех медицинских изделий, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или соответствуют требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешены для предоставления на рынке и / или ввода в эксплуатацию и применения в Украине. Напомним, что ранее ставка 7% применялась только к медицинским изделиям по перечню, установленному КМУ.
  • Уточнены льготы по НДС для книжных зданий.
  • Уточнен срок регистрации расчетов корректировки, в которых предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг, - в течение 15 календарных дней со дня получения такого расчета

Уточнено, что порядок приостановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки утверждается Кабинетом Министров Украины. До момента утвержденяи такого порядка, приостановка не осуществляется.

Уточнен порядок регистрации накладних, заблокированных до 2.01.2018. Так, все налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлена, регистрируются кроме:

  • по которым по состоянию на 01.12.2017 года не представлены объяснения и документы;
  • по которым принято решение об отказе в регистрации и по состоянию на 01.12.2017 года не начата процедура обжалования в административном или судебном порядке.
  • Налоговые накладные / расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлено и по которым налогоплательщиком после 01.12.2017 года представлены объяснения и копии документов регистрируются в Едином реестре по старым правилам. В случае, если в течение 5 рабочих дней не принято решение о регистрации или отказе в регистрации, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день, за днем окончания срока рассмотрения объяснений и документов налогоплательщика.

Предлагается распространить льготу по налогообложению НДС на операции с программной продукцией, плату за которую нельзя считать роялти. При этом законодатель откорректировал понятие роялти и программная продукция. Так, к программной продукции относятся:

  • результаты компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и / или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и / или онлайн-сервисов и доступа к ним;
  • экземпляры (копии, экземпляры) компьютерных программ, их частей, компонентов в материальной и / или электронной форме, в том числе в форме кода (ов) и / или ссылок для загрузки компьютерной программы и / или их частей, компонентов в форме кода (ов) для активации компьютерной программы или в другой форме;
  • любые изменения, обновления, приложения, дополнения и / или расширение функционала компьютерных программ, права на получение таких обновлений, изменений, дополнений, дополнений течение определенного периода времени;
  • криптографические средства защиты информации

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?

Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» - здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.

Ставки НДС в Украине

Украинское законодательство предусматривает на 2021 год три вида ставок НДС:

  1. Ставка 20%, которая применяется по умолчанию ко всем видам операций, подлежащих налогообложению.
  2. Ставка 0% - применяется к операциям, прямо предусмотренным законом, например, нулевая ставка применяется к экспорту товаров.
  3. Ставка 7% применяется в случаях установленных Налоговым кодексом (например, торговля медпрепаратами)

Кроме того, необходимо вычленить операции:
1. которые не подлежат налогообложению НДС, т.е. операции освобожденные от уплаты НДС
2. которые не являются объектом налогообложения.

Налоговая накладная по налогу на добавленную стоимость

Налоговая накладная по НДС - это обязательный документ, который выдается продавцом при продаже товара с последующей регистрацией в Едином реестре налоговых накладных. Налоговая накладная это единственный документ, который дает право на налоговый кредит, что делает его обязательным документом в системе уплаты НДС. Нарушение порядка документооборота налоговых накладных предусматривает серьезные санкции.

Дата выдачи налоговой накладной - один из самых важных показателей при заполнении документа. Законодатель предусмотрел два критерия, которые влияют на дату накладной:

  • дата получения денег за товар
  • дата получения товара

Дата накладной заполняется по первому событию, т.е. что раньше из указанных событий наступило - то и будет датой накладной.

С 2015 года все выданные налоговые накладные должны регистрироваться в Едином госреестре выданных налоговых накладных. Однако, накладная по НДС будет зарегистрирована при условии соответствия формуле, утвержденной с 2015 года. Суть формулы состоит в том, что сумма НДС в выданной налоговой накладной должна быть сопоставима с суммой денежных средств, которые находятся на НДС-счетах плательщика далее

НДС-счета

С 2015 года в системе Госказначейтсва всем плательщикам НДС открылись специальные счета. Счета используются исключительно в целях администрирования налога на добавленную стоимость. Главной особенностью таких счетов являются:

  • невозможность использования средств на счетах для иных целей, кроме как для администрирования НДС
  • влияние показателей счетов на возможность регистрации налоговых накладных в ЕГР

Отчетность и уплата НДС

Налоговый кодекс предусматривает обязанность плательщиков НДС ежемесячно отчитываться до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата же НДС осуществляется в течении 10 дней с момента окончания срока подачи отчета, т.е., как правило, до 30 числа включительно.

С 2015 года законодатель ввел право налогоплательщиков не подавать налоговые декларации в случае отсутствия: а) налоговых обязательств; б) показателей обязательных к декларированию.

Как расчитать НДС

Для определения суммы НДС к оплате в бюджет необходимо от суммарного размера обязательств отнять суммарный размер кредита и перечислить в бюджет положительную разницу.

Теперь детальнее:
- учет НДС ведется отдельно от других видов налогов и его размер не учитывается при их расчете;
- ставки НДС – 20%, 7% и 0% ;
- обязательство представляет собой общую сумму НДС, указанную в налоговых накладных, выписанных поставщиком в течении отчетного периода (месяца / квартала);
- кредит, в свою очередь, - это общая сумма НДС, указанная в налоговых накладных, полученных в течении отчетного периода (месяца / квартала).

Если вы все еще не заключили договор на оказание бухгалтерских услуг, и планируете самостоятельно вести учет налога, то для более качественного восприятия сути НДС приведем вам пример:

Вы – плательщик НДС, в данном отчетном периоде, реализуете товары/работы/услуги 3-м покупателям на суммы (без учета НДС) соответственно: 500 грн., 1000 грн. и 1500 грн. Для определения размера НДС, который сформирует Ваше обязательство, необходимо разделить каждую из этих сумм на 5 и добавить полученный результат к каждой из цифр соответственно:
500/5 = 100 (размер НДС) - 500 + 100 = 600 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС)
1000/5 = 200 (размер НДС) – 1000 + 200 = 1200 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС)
1500/5 = 300 (размер НДС) – 1500 + 300 = 1800 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС).

Таким образом, общий размер Вашего обязательства за отчетный период составляет – 600 грн.

Размер налогового кредита определяется путем сложения сумм НДС из налоговых накладных, полученных от поставщиков.
В нашем примере допустим, что общая сумма покупок за отчетный период составляет 1800 грн. То есть, размер НДС, относимый в кредит, составляет 300 грн. (1800/6)

Таким образом, размер обязательства по НДС к оплате в бюджет составит – 300 грн. (600 грн. обязательства минус 300 грн. кредита).

Что делать если сумма кредита превышает сумму налогового обязательства? В таком случае применяются правила возмещения НДС.



Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1002. Для оценки необходима авторизация. 23.02.2021

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

Обязательным платежом каждого Украинский налог. Перечень налоговых сборов определены действующим кодексом. Именно из него можно узнать каким будет налог на добавленную стоимость в 2020 году в Украине и чего ожидать дальше.

Предлагаем подробнее ознакомиться со списком налогов в Украине, а также с изменениями, касающиеся НДС.

НДС в Украине в 2020 году

Налоги 2020 в Украине

Последние законодательные изменения подтвердили добавления нового налога. В 2020 году свою лепту в государственную казну внесут айтишники. Полный перечень налогов, обязательных к уплате в 2020 году выглядит следующим образом:

  • налог на наследство;
  • обязательный налог на недвижимое имущество;
  • внесение средств за пользование автомобилем;
  • налог на добавленную стоимость;
  • земельный обязательный налог;
  • туристический;
  • налог за депозиты.

В указанном списке отсутствует налог на зарплату. Как и в 2019 году он обязательно (в данном случае речь идет о подоходном налоге.

Последние новости о проценте налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость взимается с каждой покупки.

Иными словами, при приобретении продовольственного или непродовольственного товара, пользовании услугой, покупатель, как и продавец будет платить государству 20% НДС. Последние новости о проценте налога на добавленную стоимость и статистические данные показали, что за 2019 собрано 80 млрд.грн., Что на одного Украинский составляет 250 грн. ежемесячно.

В наступившем году планируется собрать больше налогов. Каким образом это случится, если ставка НДС в Украине будет неизвестной, станет известно позже.

Новини по темі:

  • Налоговые изменения на 2021 год
  • Бюджетный паспорт на 2021 год в Украине
  • Условия использования сайта
  • Зарплата в органах местного самоуправления в 2021…
  • Политика конфиденциальности
  • Повышение зарплаты пограничников в 2021 году в Украине
  • Самые ожидаемые фильмы 2021 года
  • Повышение зарплаты ассистента учителя в 2021 году в Украине

Проблемы налогоплательщиков 2019, что будет дальше?

Конец 2019 подтвердил мытарство налогоплательщиков в части блокирования налоговых накладных. ВС подтвердил незаконность проведения блокировки.

Решение принято и требует обязательного исполнения. Для создания видимости законности действий требования к налоговым накладным станут жестче, чем было в 2019 году.

НДС в Украине в 2020

В новом году государство предпримет попытки тотального контроля над всеми налогами. Электронное администрирования и законодательные изменения станут верными помощниками. С января этого года налоговые накладные, обязательные к ежедневному заполнения станет более подробными.

В них предусмотрено огромное количество граф с шифрами, кодами, цене, не подлежащих игнорированию. Благодаря бумажной волоките жизни предпринимательства станет сложнее на несколько порядков.

Изменения вступили в силу с января 2020 года и подлежат обязательному исполнению.

Возмещение НДС в 2020 году

Косвенный налог или НДС уплачивается покупателя подлежит обязательному перечислению в государственный бюджет. Размер суммы зависит от действий покупателя.

Под бюджетным возмещением НДС понимается сумма, подлежащая обязательному возврату. Она возникает в ситуациях, когда плательщики налога на добавленную стоимость в Украине платят более законодательно утвержденную сумму.

В новом году плата НДС осуществляется в автоматическом режиме, система администрирования отслеживает действия и доводит информацию до контролирующего органа.

Возврат налога на добавленную стоимость помогает стимулировать экспорт, процентная ставка которого составляет 0%. Размер возмещения НДС становится ясным на конец года (по результатам собственной деятельности).

Оперативные данные Госказначейства показывают, что размер возврата НДС в 2020 году составит:

  • по состоянию на 1 фев-ля 2020 – 17992,6 млн.грн .;
  • по состоянию на 2 марта 2020 – 28799,6 млн.грн .;
  • по состоянию на 6 марта 2020 – 30009,2 млн.грн.

Цифры указаны с нарастающим итогом и являются предварительными.

Самостоятельный расчет НДС

Проблемы в экономике негативно сказались на предпринимательской деятельности. Наряду с этим, есть плюсы, которые стали видимыми. Малый и средний бизнес стал интересоваться бухгалтерской отчетности, уделять время законодательным актам, соблюдать Налогового кодекса.

Налог на добавочную стоимость

Практически каждый предприниматель знаком с таким понятием как калькулятор НДС на 2020 год. Немного ранее расчетами и бухгалтерской документацией занимались наемные работники. Современные предприниматели предпочитают знакомиться с изменениями самостоятельно и собственноручно подсчитывать налоги.

В этом году, как и в предыдущем рассчитать НДС можно благодаря электронному калькулятору. Удобный формат расчета позволяет при минимальном владении информацией ознакомиться с предварительными и точными суммами НДС. Найти калькулятор можно на бухгалтерских сайтах, в интернет-ресурсах и посредством общения на тематических форумах.

Резюме

Законодательные изменения 2020 году в части Налогового кодекса изменились, но не кардинальных. К концу года предприниматели были готовы к ним. Это системное администрирование, введение нового налога для айтишников, сложности с заполнением налоговой отчетности и прочее.

Внесение изменений благополучно скажется на пополнении государственной казны, поможет взять под контроль уплату налогов.

На грани. У властей Украины остаётся последний шанс спасти бизнес

Чтобы поддержать бизнес на плаву, украинские депутаты еще 30 марта приняли ряд, по их мнению, спасительных законов для малого и среднего бизнеса. Но этого мало.

Что приняли депутаты

Итак, Верховная Рада утверлиоа:

— Двухмесячные налоговые каникулы (до 31 мая) для физлиц-предпринимателей (ФЛП), а также для юрлиц, работники которых ушли в отпуск.

— Увеличения предельного объема дохода плательщиков единого налога. Для первой группы — с 300 000 грн до 1 млн грн, для второй — с 1,5 млн грн до 5 млн грн (с 4,15 до 13,8 млн руб.), для третьей — с 5 млн грн до 7 млн грн (с 13,8 до 19,4 млн руб.).

— Мораторий на применение штрафных санкций по налогу на прибыль, НДФЛ, единому налогу и ЕСВ на период действия карантина.

— Запрет налоговых проверок бизнеса до 31 июня и отмену штрафов за нарушение сроков подачи финансовой отчетности на период карантина и 90 дней после него.

— Для арендаторов, остановивших работу в период карантина, отменена арендная плата.

— Запрет банкам на повышение ставок кредитования.

Ждали этих законов «единоналожники». Первая группа единого налога — самозанятые лица, без наемных работников.

Зеленский пообещал малому бизнесу быстрые кредиты в карантинных условиях

Третья группа — это ФЛП, у которых количество людей, состоящих в трудовых отношениях с ними, никак не ограничено, а также юридические лица любой организационно-правовой формы, сумма денежных средств которых не превышает 5 млн гривен. При этом вид деятельности, может быть любой. Однако есть ограничения, описанные в Налоговом кодексе.

«Законопроект №3275 предусматривает возможность уменьшения ставок налогов, если таким будет решение местных советов». А так как ЕН платится в местный бюджет, местный бюджет может повлиять на ставку налога. Пока такой информации нет», — разъяснила в своём видео-блоге специалист по бухучету и налоговому законодательству Александра Томашевская.

Также она подметила, что предпринимателям уже нужно будет платить единый соцвзнос (ЕСВ) на себя, если не будет дополнительных изменений. Если же нет средств закрыть этот налог, его можно уплатить позже, так как налоговые каникулы действуют до 31 мая включительно.

Томашевская добавила, что зарплата наемных сотрудников, если они отработали хотя бы частично в марте, облагается всеми налогами в придачу с минимальным ЕСВ в размере 1039,06 грн (2800 руб.) за каждого сотрудника (22% от зарплатного фонда — ред.). Если сотрудник в марте не работал, и дохода не было, и начисления зарплаты не производилось, ЕСВ за сотрудника не доплачивается.

Итак, за несвоевременную уплату налогов, сборов, в том числе налога на прибыль и военного сбора в 1,5% и подачу деклараций штрафы до конца весны не начисляются. Но отмена санкций не касается НДС, заключила эксперт. Налог на добавленную стоимость отменен на лекарства и медсредства на время карантина.

7 предложений

Крах украинского бизнеса, рекламы и доходов из-за коронавируса. «Косты» режут все

— Временно отменить уплату ЕСВ и НДФЛ для всех предприятий, которые не сокращают персонал в условиях спада деловой активности и простоя производства. Отмена уплаты налогов и сборов на фонд оплаты труда позволит работодателю сохранить рабочие места и платить сотрудникам заработную плату в период вынужденного отпуска, уверена Глазкова.

По расчетам СУП, в случае отмены ЕСВ и НДФЛ для отдельных видов деятельности, правительство сможет, в том числе финансово поддержать почти два миллиона своих граждан (1,408 млн занятых у юридических лиц и 546 500 физлиц-предпринимателей).

— Освободить отельно-ресторанный бизнес от налога на прибыль. Сейчас этот вид бизнеса не освобожден, а он фактически находятся на грани выживания.

— Упорядочить вопрос своевременного возмещения НДС.

— Отменить налогообложения доходов от банковских депозитов для физических и юридических лиц.

— Учесть возможность всем работодателям получить частичную помощь от государства для сотрудников, которым во время карантина пришлось уменьшить время и объемы работы.

— Продлить льготный период освобождения от платы за землю и налога на недвижимость. Изначально его планировалось продлить до 30 апреля, но в финальной редакции документа срок — до 31 марта.

Обеляем ваши деньги и больше вас не трогаем

Спиридонов: Аграрный бизнес становится чуть ли не единственной опорой Украины

«На сегодняшний день в бюджете возникла очень большая дыра по уплате таможенных платежей и налоговых платежей, НДС. Это два бюджетообразующих куска, которые бы очень помогли сейчас казне. Таможенные платежи не поступают из-за контрабанды, которая прет в страну со страшной силой даже в карантин. Она и не останавливалась, нарушения как были, так и есть. Это результат проваленной реформы таможни», — отметил собеседник.

Несомненно, бизнесу нужны льготы, чтобы не было социального взрыва. Но как быть с пустым бюджетом? Эксперт считает, что наполнение госказны необходимо тщательнейшим образом контролировать самые большие источники поступления живых денег: импорт (снова же — контрабанда) и возмещение НДС. Налоговик объясняет, что «сейчас НДС возмещают по, так сказать, черным схемам», хотя возмещение государством налога на добавленную стоимость вымывает государственные средства, которых и так нет.

В связи с этим, считает источник, необходимо ввести льготный период администрирования налогов для всего крупного бизнеса. Например, не трогать налоговых уклонистов, которые минимизировали налогообложение своей деятельности, обратившись к «обнальщикам» (конвертационным центрам, которые незаконно переводят безналичные деньги в наличные), а перетащить их из тени в официальное поле, «на белый свет». Проще говоря, помочь им легализировать «черные» деньги. Потому что дыра в бюджете только за первый квартал этого года расширилась до размеров 100 млрд гривен (около 280 млрд рублей).

«К примеру, в сельском хозяйстве очень много полей, где выращивают много культур. Например, фермер убрал пшеницу, продал в порт, а из порта увезли на экспорт за границу. Но весь продукт фермеры продают за наличные деньги, потому что вырастить/произвести сельхозпродукцию официально нереально. А экспортер за ту же наличку покупает поддельные документы на вывоз и за эту услугу платит конвертатору-схемщику 10%. Ставка НДС — 20%, соответственно, бизнесмены 10% экономят. Соответственно, почему бы сейчас не отменить ставку НДС в 20% и не ввести ее в размере 10%? И тогда бы все крупные предприятия платили бы в бюджет живые деньги и не пользовались бы схемами и поддельными документами. Это миллиарды денег», — предложил фискал.

Правда, отметил он, в ближайшее время такие налоговые изменения нереальны. Черный нал — это и есть основной заработок чиновников.

  • Теги
  • мораторий,
  • бизнес,
  • Украина,
  • Верховная Рада

Читайте также: