Сдача металлолома бюджетным учреждением ндс

Опубликовано: 25.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение реализует металлолом, полученный от ликвидации основного средства.
По какой статье аналитической группы подвида доходов бюджетов отражаются доходы от реализации металлолома, поступающие на лицевой счет учреждения, открытый в отделении Федерального казначейства?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление на лицевой счет бюджетного учреждения доходов от реализации металлолома отражается с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" и относится на подстатью 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В результате ликвидации (разборки, утилизации) основного средства в распоряжении учреждения остается металлолом, который учреждение после его оприходования может реализовать за плату. Суммы, поступающие бюджетным учреждениям за реализованный металлолом, к доходам бюджета не относятся и поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 41 БК РФ, п. 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464).
Передача металлолома специализированной организации в рамках договора по его реализации отражается по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" в корреспонденции с кредитом счета 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" (п. 37 Инструкции N 174н).
В свою очередь, доходы от реализации металлолома начисляются в момент перехода права собственности согласно условиям договоров по кредиту счета 2 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 205 70 000 "Расчеты по доходам от операций с активами" (п. 199 Инструкции N 157н, п. 150 Инструкции N 174н). Поскольку речь идет о реализации материальных запасов (металлолома), то дебиторская задолженность по доходам от сдачи металлолома отражается по дебету счета 2 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 29.08.2019 N 02-07-10/66567).
Обратите внимание, что подстатья 172 КОСГУ применяется для отражения операций по определению финансового результата от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами) и не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытия.
Денежные средства, полученные от реализации металлолома, следует отражать с применением аналитической группы подвида доходов 400 "Выбытие нефинансовых активов" в увязке с подстатьей 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.2.4. Порядка N 85н, п. 12.4.6 Порядка N 209н, смотрите также письмо Минфина России от 17.06.2019 N 02-08-10/43765).).
Таким образом, кассовые поступления от реализации материальных запасов (металлолома) следует отражать с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" в увязке с подстатьей 446 "Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)" КОСГУ (п. 12.2.4 Порядка N 85н, п. 12.4.6 Порядка N 209н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Бюджетный учет – разновидность бухгалтерского учета, необходимая для анализа состояния бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и организаций, финансируемых за счет государственных средств. Вести такой бухучет обязаны не все юридические лица, а лишь некоторые учреждения: государственные (ГБУ), муниципальные (МБУ), государственные и муниципальные образовательные (ГБОУ и МБОУ) и др.

Такие организации не занимаются скупкой, заготовкой и реализацией металлолома. Но они также обязаны вести учет лома черных и цветных металлов, который может образоваться в результате списания старой производственной техники, автомобилей, оборудования, а также при ремонте и в результате демонтажа строительных конструкций. Старые стальные двери, радиаторы, сейфы – металлолом, который нужно принимать на учет и можно реализовывать. Важно лишь знать, как правильно вести бюджетный учет металлолома.

Пояснение Министерства Финансов

Министерство Финансов РФ рассмотрело вопрос о реализации металлического лома и получении доходов от его продажи бюджетными организациями в 2012 году. Разъяснения об особенностях учета металлолома в бюджетных учреждениях содержатся в Письме № 02-04-10/1305. В соответствии с пояснениями Минфина, некоммерческие организации вправе распоряжаться всеми видами имущества, которыми владеет на праве оперативного управления.

Доходы, получаемые от продажи лома, относятся к доходам от иных видов деятельности, а потому поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3, ст. 298 НК РФ). В целях продажи лом металлов принимают на учет, а затем продают самостоятельно или посредством специализированных пунктов приема. Бухгалтерский учет ведут согласно с Инструкцией о применении Плана счетов бухучета в бюджетных учреждениях № 174н.

Списание основных средств

Основные средства организации, дальнейшее использование которых нецелесообразно или невозможно, выводят с баланса и оприходуют как металлолом. Без проведения этих процедур последующая реализация и получение дохода считаются незаконными. Изъятие ОС из активов и их продажа в качестве вторичного сырья возможна только после признания их непригодными к использованию. Вынести такое решение может комиссия, созданная из сотрудников организации.

Работники учреждения должны изучить объект, выявить неисправности и причины списания, а также найти способы использования его отдельных элементов. Например, рабочие узлы и механизмы оборудования списанию не подлежат: их можно использовать при ремонт аналогичных станков и машин. Также важно исключить возможность продажи основных средств (строительных конструкций, агрегатов и т.д.) на вторичном рынке. Если цена превысит стоимость лома, сдавать ОС в металлолом нельзя.

Принятие металлолома к учету

Комиссия составляет акт списания основных средств, после чего бюджетные организации принимают металлолом к учету. В целях реализации вторсырья, полученного при разборке и ликвидации объектов нефинансовых активов, его записывают на счет 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения». Учитывают текущую оценочную стоимость (доход, который может быть получен от продажи в день принятия). Делают это в соответствии с Инструкцией №157н, а оценочную стоимость определяет та же экспертная комиссия.

Годные к использованию агрегаты, механизмы и узлы следует оприходовать в соответствии с п. 57 Методических указаний, которые утверждены Приказом № 119н Министерства Финансов в декабре 2001 года. Полученное вторсырье и металлолом примите на бюджетный учет проводкой «Дебет 10/Кредит 91.1». Она указывает на то, материалы, полученные при ликвидации основных средств, оприходованы.

Первичные документы

Приказ Министерства Финансов РФ № 52 «Об утверждении форм первичных документов» утверждает в качестве первичного бухгалтерского документа для учета металлолома в бюджетных учреждениях в 2019 году Приходный ордер на приемку материальных ценностей по форме 0504207. Также вторсырье и металлолом принимают к бюджетному учету актом о списании объектов нефинансовых активов по форме 504104. В реквизите «Результаты выбытия» следует поставить отметку о получении материалов.

Точная форма бухгалтерской записи для отражения принятия лома черных и цветных металлов к учету должны быть отражена в Учетной политике учреждения.

В соответствии с п. 23 Инструкции № 162н оприходование материалов, полученных после демонтажа, разбора, ликвидации основных средств, которые останутся на балансе бюджетной организации, можно отразить по дебету счетов «Материальные запасы» (010532340, 010536340, 010533340, 010535340, 010534340) и кредиту счета «Доходы от операций с активами».

Обязательные записи

Сдача металлолома бюджетным учреждением – сложный процесс, ведь каждое действие, включая принятие к учету, оприходование, списание после реализации и начисление дохода от продажи, должны сопровождать записи в соответствии с Классификатором операций сектора государственного управления (КОСГУ).

  • Дебет 2 105 36 340 (увеличена стоимость прочих материальных запасов);
  • Кредит 2 401 10 172 (металлолом оприходован по рыночной стоимости);
  • Дебет 2 401 10 172 (получен доход от операций с активами);
  • Кредит 2 105 36 440 (стоимость проданного металлолома списана);
  • Дебет 2 205 74 560 (дебиторская задолженность от операций с материальными запасами увеличена);
  • Кредит 2 401 10 172 (начислен доход от реализации металлолома бюджетным учреждением).

Далее исчисляют налог на добавленную стоимость (в случае, если операция облагается НДС), а казенные учреждения перечисляют средства на счет в органе казначейства.

Реализация металлолома казенными и бюджетными учреждениями

Получение дохода от сдачи металлолома бюджетным учреждением возможно только при условии, что деятельность по реализации таких материалов предусмотрена учредительными документами, что прописано в ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ. Но даже при выполнении этого условия свободно распоряжаться вырученными средствами могут не все организации. В соответствии с указанной статьей казенные учреждения должны перевести деньги в соответствующий бюджет Российской Федерации.

Только автономные и бюджетные организации могут самостоятельно расходовать вырученные средства. В случае реализации стоимость металлического лома списывают актом о списании материальных запасов по форме 0504230. Доходы от металлолома в бюджетном учреждении оформляют типовой корреспонденцией счетов (Дебет 0 205 74 560/Кредит 0 401 10 172).

Особенности налогообложения

В ст. 251 Налогового кодекса РФ перечислены доходы, которые не учитывают при исчислении налога на прибыль. Но сдача металлолома бюджетными учреждениями в 2019 году в этот перечень не входит. Доход, полученный в результате реализации лома черных и цветных металлов, учитывают при определении налоговой базы – величины, которую умножают на ставку налога при расчете суммы налоговых выплат.

При этом стоимость материалов и вторсырья, которое получено при разборе, демонтаже и списании основных средств, относят к внереализационным доходам согласно ст. 250 НК РФ. В соответствии с положениями ст. 268 НК РФ, бюджетное учреждение может уменьшить сумму дохода от продажи лома на его стоимость, ранее отнесенную к внереализационным доходам.

Налог на добавленную стоимость

1 января 2018 года утратил законную силу п. п. 25 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ, предоставлявший льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации металлического лома. Исчисление и уплата НДС возложена на покупателя, который выступает в качестве налогового агента.

При реализации металлолома, полученного при списании основных средств, организация освобождена от уплаты этого налога. Реализация вторсырья и материалов, образовавшихся в ходе собственного производства, также не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Это положение прописано в Письме Министерства Финансов РФ № 03-07-07/50555 от 2 сентября 2015 года.

Однако точный порядок исчисления НДС и оформление первичных документов зависят от того, является ли организация-продавец плательщиком НДС и кому реализует металлом.

Автор: Зарипова М., эксперт журнала

Комментарий к Письму Минфина РФ № 03-07-11-26057.

Согласно положениям Инструкции № 157н[1] отходы в виде металлолома не являются основными средствами и квалифицируются как материальные запасы.

В пункте 34 Инструкции № 174н[2] предложено две проводки по оприходованию прочих материалов, остающихся в распоряжении учреждения:

Первый способ

Второй способ

Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»

Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы текущего финансового года от операций с активами»

Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»

Кредит счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»

Первый способ учреждение применяет при оприходовании материальных запасов, образующихся в результате ликвидации основных средств (например, списания автомобилей), а второй – в случае, когда материалы (макулатура, металлолом, ветошь и т. д.) образуются в процессе проведения ремонтных работ.

Поскольку отражение хозяйственных операций по оприходованию металлолома с применением счетов 0 401 10 172 и 0 401 10 199 не противоречит действующим положениям Инструкции № 174н, способ отражения в учете данного нефинансового актива должен быть закреплен в учетной политике организации.

Как отмечено в комментируемом Письме Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, реализация лома учреждением на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 НК РФ). В соответствии с п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов исчисляют и уплачивают налоговые агенты – покупатели лома и отходов. Налоговая база рассчитывается ими исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой на основании ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.

При реализация лома учреждением выставление счетов-фактур налоговыми агентами гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Продавец металлолома (в данном случае – учреждение) должен составить счет-фактуру без учета сумм налога с указанием: «НДС исчисляется налоговым агентом» (ст. 168 НК РФ). Аналогичные разъяснения были ранее приведены в Письме ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

Пример

В бюджетном учреждении в процессе проведения ремонтных работ по замене металлических ограждений территории образовались отходы в виде металлолома, которые оно решило реализовать коммерческой утилизирующей организации. Было принято решение оприходовать металлолом по цене реализации. Общая сумма составила 15 300 руб.

При отражении операции необходимо учесть следующее.

Согласно п. 106 Инструкции № 157н фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из их текущей оценочной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При этом текущая оценочная стоимость нефинансового актива определяется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом (п. 25 Инструкции № 157н).

На основании ст. 247 НК РФ бюджетное учреждение при совершении операций по реализации металлолома признается плательщиком налога на прибыль. База по налогу на прибыль организаций – денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, которые выражены в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

Согласно п. 13 ст. 250 НК РФ стоимость материалов или иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы в натуральной форме принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). На основании изложенного металлолом, полученный в результате списания основного средства и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, является для учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде данных отходов при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.

Выручка от реализация лома государственным является доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данной операции на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, обозначенных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материалов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данных материалов, оцененных в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

  1. Согласно п. 12.2.4 Порядка № 132н[3] начисление денежных средств, полученных от реализации отходов, отражается по коду 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

В силу п. 150 Инструкции № 174н начисление доходов от реализации материальных запасов отражается по кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами».

В соответствии с Порядком № 209н[4] расчеты с утилизирующей организацией по закупке металлолома следует относить на подстатью 564 (664) «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями» КОСГУ.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом, полученный в результате разборки металлического ограждения

Бюджетный учет

Налог на прибыль

С 1 января 2011 года не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Напомним, что под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст. 6 БК РФ, п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", письмо Минфина России от 20.07.2011 N 03-03-06/4/78).
По мнению специалистов финансового ведомства, положения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18). Свидетельствовать о такой связи могут, например, соответствующие перечни государственных (муниципальных) услуг (письмо Минфина России от 01.08.2011 N 03-03-06/4/84).
В остальных же случаях учреждению следует руководствоваться следующим правилом:
- казенные учреждения не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ), а зачисление в соответствии с бюджетным законодательством определенных доходов в бюджет вовсе не означает, что такие средства не учитываются при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30);
- доходы казенных учреждений, прямо не поименованные в ст. 251 НК РФ, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ);
- уплата налога на прибыль осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Таким образом, доходы, полученные казенным учреждением от реализации металлолома, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного металлолома, определенную в порядке, установленном абзацем 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

НДС

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов.
Положения данного пункта обоснованно могут применяться и казенными учреждениями при реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности*(1).

Бюджетный учет

Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании только после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (смотрите, в частности, п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). К таким мероприятиям относятся демонтаж, разборка, уничтожение, утилизация, реализация и т.п.
По итогам таких мероприятий к учету должны быть приняты материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования (запасные части, шины, аккумуляторы, металлолом и прочее).
При отсутствии весового оборудования количество (вес) приходуемых материальных запасов (металлолома) может определяться расчетным путем.
Фактическая стоимость материальных запасов (металлолома), остающихся в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, в соответствии с положениями п. 106 Инструкции N 157н определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости доставки. При этом текущая рыночная стоимость должна определяться в порядке, установленном п. 25 Инструкции N 157н.
Доходы учреждения (бюджета) отражаются в момент возникновения требований к специализированной организации согласно положениям договора на реализацию металлолома (п. 197 Инструкции N 157н).
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 6 Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 NN 369, 370, далее - Правила NN 369, 370). При этом согласно п. 10 Правил N 369 и п. 11 Правил N 370 лицу, сдающему металлолом, выдается экземпляр Приемосдаточного акта (Приложение N 1 к Правилам NN 369, 370). В данном акте содержится вся информация, необходимая для отражения в учете начисления доходов: вес нетто, цена (с учетом засоренности металлолома), а также сумма, которую должна уплатить специализированная организация.
В силу различных обстоятельств цена, по которой фактически реализуется металлолом, может существенно отличаться от той рыночной стоимости, по которой он был оприходован. Однако применяемые в настоящее время стандарты бухгалтерского учета не требуют в таких случаях корректировать стоимость металлолома. Соответственно, реализация металлолома осуществляется по цене, зафиксированной в договоре купли-продажи, а его списание - по той стоимости, по которой он был принят к учету. Разница между фактической стоимостью лома и ценой реализации формирует финансовый результат учреждения от данной операции.
А вот организация количественного учета каких-либо материальных запасов согласно расчетным, а не фактическим данным Инструкцией N 157н не предусмотрена. В этой связи в учреждении может быть принято решение об исправлении первоначальных учетных данных о массе принятого к учету металлолома согласно данным по графе "Вес нетто" Приемосдаточного акта.
Выбытие металлолома в данном случае, по нашему мнению, может быть отражено на основании документа, подтверждающего реализацию (отгрузку, передачу) учреждением материальных ценностей, например, Накладной на отпуск материалов на сторону (форма 0315007) или иного документа, оформленного в рамках обычая делового оборота, содержащего обязательные реквизиты первичного учетного документа (п. 7 Инструкции N 157н, ст. 9 Закон N 402-ФЗ).
В соответствии с положениями Инструкции N 162н в бюджетном учете казенного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена с применением следующей корреспонденции:
1) Дебет КРБ 1 104 35 410 Кредит КРБ 1 101 35 410
- отражено списание транспортного средства с балансового учета;
2) Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- оприходован металлолом, полученный в связи со списанием транспортного средства исходя из расчетного веса и стоимости, определенной профильной комиссией (Акт о приемке материалов (форма 0315004), Акт о списании (форма 0306004);
3) Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- на основании Приемосдаточного акта уточнен вес металлолома (если на основании Приемосдаточного акта фактический вес металлолома меньше отраженного в учете, проводка оформляется способом "Красное сторно");
4) Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 440
- на основании Приемосдаточного акта отражено списание металлолома в связи с реализацией;
5) Дебет КДБ 1 205 74 560 Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации металлолома;
4) Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 03 730
- начислена задолженность учреждения по налогу на прибыль;
5) Дебет КРБ 1 303 03 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
- перечислен налог на прибыль;
6) Дебет КДБ 1 304 04 440 Кредит КДБ 1 303 05 730
- казенным учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
7) Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 205 74 660
- на основании поступившего в казенное учреждение Извещения (форма 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет отражено поступление денежных средств в доход бюджета с одновременным списанием задолженности контрагента.
По закрытию финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) финансовых активов (обязательств), учтенные на счете 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", отражаются у казенного учреждения и администратора кассовых поступлений в бюджет в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Реализация металлолома госучреждениями;
- Энциклопедия решений. Налогообложение операций по реализации металлолома госучреждениями;
- Энциклопедия решений. Учет операций по реализации металлолома госучреждениями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

26 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Подробнее смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от налогообложения НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е»п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 130305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 121002440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20. В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Читайте также: