Решение о зачете сумм ндс принимается налоговым органом одновременно с

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Экспертиза статьи: Ольга Монако, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Компания — налоговый агент по НДС может зачесть налог к уплате за счет сумм к возмещению. Если инспекция откажет в зачете, фирма может обратиться в суд. Арбитры встают на сторону компаний, позволяя производить такой зачет.

По общему правилу суммы НДС, заявленные к возмещению в налоговой декларации, по заявлению могут быть возвращены на банковский счет компании либо направлены в счет уплаты предстоящих платежей по НДС или другим федеральным налогам (ст. 176 НК РФ). Такие варианты возможны, если размер вычета подтвержден налоговой инспекцией и у компании нет недоимки по платежам в федеральный бюджет. А можно ли зачитывать суммы НДС, признанные к возмещению, в счет уплаты налога, если компания исполняет обязанности налогового агента по НДС? Специалисты рассмотрели этот вопрос в журнале «Актуальная бухгалтерия» № 11, 2011.

Налоговый кодекс не содержит прямого запрета

В Налоговом кодексе прямо не указано, что налоговые агенты могут зачесть НДС за счет сумм к возмещению. Позиция Минфина России и ФНС России по этому вопросу не известна — официальных разъясняющих писем нет.

По нашему мнению, в данной ситуации можно руководствоваться принципом аналогии, ведь налоговые агенты выполняют свои обязанности не только в отношении НДС.

Например, НДФЛ — налог, который в большинстве случаев уплачивается налоговыми агентами за получателя дохода. Минфин России не разрешил компании зачитывать суммы НДС, признанные к возмещению, в счет уплаты НДФЛ (письмо Минфина России от 19.02.2009 № 03-02-07/1-81). В качестве основания финансисты указали на необходимость перечислять НДФЛ в бюджет из средств, которые были удержаны у получателя дохода (ст. 226 НК РФ).

Однако в то же время прямая аналогия, по нашему мнению, в данном случае не работает, ведь НДФЛ не может быть уплачен за счет собственных средств налогового агента — на это есть прямой запрет Налогового кодекса (п. 9 ст. 226 НК РФ). Поскольку суммы НДС, признанные к возмещению, при некотором допущении могут рассматриваться как собственные средства компании — плательщика НДС, то подход Минфина России можно считать логически оправданным. Но в отношении НДС такой запрет не действует, ограничений по источникам средств для уплаты налога в качестве налогового агента нет (п. 4 ст. 173 НК РФ).

Поэтому теоретически зачет НДС, признанного к возмещению, в счет уплаты НДС, исчисленного при выполнении функций налогового агента, не запрещается нормами Налогового кодекса.

У налогового агента те же права!

Налоговые агенты имеют те же права, что и плательщики налога. В частности, право платить НДС в одинаковом порядке (п. 2 ст. 24 НК РФ). Уплатой налога признается в том числе и зачет, проведенный инспекцией (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Следовательно, если компании — плательщики налога имеют право на зачет сумм НДС, признанных к возмещению, в счет уплаты текущих платежей, то и налоговые агенты должны иметь такое же право в отношении налога, удержанного при выполнении своих обязанностей. Единственное ограничение — в случае перечисления НДС за иностранное лицо заплатить налог нужно денежными средствами, поскольку банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать платеж в адрес иностранного лица без одновременного представления платежного поручения на уплату НДС в бюджет за это лицо (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Что говорят судьи?

Анализ судебной практики, сложившейся на сегодняшний день, показывает, что ранее (по налоговым периодам до 01.01.2006) суды отказывали компаниям — налоговым агентам в возможности проведения зачета. Арбитры ориентировались на норму Налогового кодекса, согласно которой уплачивать НДС в качестве налогового агента можно было только за счет средств, удержанных у компании — плательщика налога (пост. ФАС СЗО от 13.01.2006 № А56-17761/2005, от 04.04.2005 № А56-35380/04). После того как данная норма утратила силу, суды изменили подход к вопросу и стали признавать неправомерность отказов налоговиков в зачете НДС, признанного к возмещению, в счет уплаты НДС налоговым агентом (пост. ФАС МО от 25.07.2011 № КА-А40/7610-11, ФАС ВВО от 26.06.2008 № А79-8057/2006). В настоящее время арбитры скорее всего поддержат компанию и не позволят инспекции запретить зачет налога.

Порядок действий при зачете

Если компания решит зачесть сумму налога, признанную к возмещению, в счет уплаты НДС в качестве налогового агента, то прежде всего нужно будет подать заявление о зачете в счет предстоящих платежей (п. 6 ст. 176 НК РФ). Это можно сделать вместе с подачей налоговой декларации, в которой будет отражена сумма НДС к возмещению, либо не позднее даты окончания налоговой проверки.

Решение о зачете принимается одновременно с вынесением решения о возмещении НДС и принимается не позднее семи дней с даты окончания налоговой проверки (если не были выявлены нарушения) (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Отказ налоговой инспекции в проведении зачета суммы НДС, подлежащей уплате в качестве налогового агента, в счет суммы НДС, признанной к возмещению, может повлечь за собой начисление пеней и штрафа за невыполнение функций налогового агента в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ). Но мы полагаем, что шансы компании выиграть спор в суде в настоящее время достаточно высоки.

Мнение: Елена Вихляева, консультант отдела косвенных налогов Минфина России

Оснований для зачета налога нет

Если у компании есть недоимка по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, инспекция самостоятельно проводит зачет суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (п. 4 ст. 176 НК РФ). При этом возмещению подлежит сумма налоговых вычетов, превышающая общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения (подп. 1—3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Зачету в счет погашения недоимки подлежит излишне уплаченная сумма налога (п. 1 ст. 78 НК РФ).

С учетом того, что НДС, исчисленный компанией в качестве налогового агента, принимается к вычету после его уплаты (п. 1 ст. 174 НК РФ), а также принимая во внимание, что указанные суммы налога излишне уплаченными не являются, для вышеуказанного зачета правовых оснований не имеется.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

от 31 мая 2017 г. по делу N А63-9305/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2017 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2017 г.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю (ИНН 2635028267, ОГРН 1042600329970) - Кононова С.А. (доверенность от 09.01.2017), в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Концерн Энергомера" (ИНН 2635025450, ОГРН 1022601935399), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 84603 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 по делу N А63-9305/2016 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.), установил следующее.

АО "Концерн Энергомера" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Ставропольскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о взыскании 212 945 рублей 73 копеек процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2016 (судья Макарова Н.В.) обществу отказано в удовлетворения заявления.

Судебный акт мотивирован тем, что на момент вынесения налоговым органом решения о возмещении НДС от общества не поступило заявление о способе возмещения налога, возврат НДС производится по правилам статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). С учетом даты получения инспекцией заявления общества о возврате налога (23.05.2016) и фактического возврата спорного НДС (03.06.2016) оснований полагать, что возврат налога произведен налоговым органом несвоевременно, не в установленный срок, не имеется.

Общество в суде апелляционной инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило требования, просило взыскать с инспекции 210 279 рублей 63 копейки процентов за несвоевременный возврат налога, заявив отказ от иска в части взыскания с инспекции в пользу общества 2666 рублей 10 копеек процентов.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.03.2017 решение суда от 02.12.2016 отменено, с инспекции в пользу общества взыскано 210 279 рублей 63 копейки процентов за несвоевременный возврат налога, а также 10 206 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций. Производство по делу в части требования о взыскании 2666 рублей 10 копеек процентов прекращено.

Судебный акт мотивированы тем, что проценты за несвоевременный возврат налога подлежат начислению в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 176 Кодекса, то есть с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.

В кассационной жалобе инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отмены решения суда и взыскания судебных расходов, решение суда оставить в силе.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что общество не подавало заявление о возврате НДС одновременно с подачей налоговой декларации за II квартал 2014 года, а также до дня вынесения решения об отказе в возмещении налога от 14.09.2015 N 2711. Такое заявление подано 23.05.2016 - после принятия решения по камеральной проверке и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2016 по делу N А63-669/2016. В связи с этим положения подпунктов 7 - 11 статьи 176 Кодекса не подлежат применению.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя инспекции, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом 25.03.2015 налоговой декларации по НДС за II квартал 2014 года, по результатам которой составила акт от 09.07.2015 N 44473 и вынесла решения от 14.09.2015 N 2711 об отказе в возмещении 2 608 474 рублей НДС за II квартал 2014 года и N 55776 о взыскании 2 201 918 рублей НДС за II квартал 2014 года, 123 123 рубля 06 копеек пеней и 145 999 рублей 04 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 07.12.2015 N 06-45/020387 решения инспекции от 14.09.2015 N 2711 и 55776 оставлены без изменения.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.04.2016 по делу N А63-669/2016 решения инспекции от 14.09.2015 N 2711 и 55776 признаны незаконными.

На основании вступившего в законную силу решения суда общество обратилось в инспекцию с заявлением от 20.05.2016 N 427 (поступило в инспекцию 23.05.2016) об исполнении судебного акта, возмещении налога и о начислении и уплате процентов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении налога.

Инспекция 25.05.2016 приняла решения о возврате 2 201 918 рублей излишне взысканного НДС за II квартал 2014 года, 123 123 рубля 06 копеек пеней и 145 999 рублей 04 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 кодекса.

Решение о возмещении 2 351 291 рубля 50 копеек НДС по декларации за II квартал 2014 года принято налоговым органом 01.06.2016, фактически денежные средства на банковский счет общества возвращены 03.06.2016.

На начисленную недоимку по НДС, пени и штраф по решению от 14.09.2015 N 55776 инспекция начислила (к выплате) проценты (решение от 07.07.2016).

В начислении и уплате процентов на подлежащий возмещению НДС отказано (письмо от 07.07.2016 N 16-16/018311).

Отказ инспекции от начисления и уплаты процентов за нарушение срока возврата суммы налога с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки послужил основанием для обращения общества с заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении требования общества о взыскании с инспекции процентов за несвоевременный возврат НДС, суд первой инстанции руководствовался пунктом 11.1 статьи 176 Кодекса.

Отменяя решение суда и удовлетворения требование общества о взыскании процентов, судебная коллегия исходила из положений пункта 10 статьи 176 Кодекса.

Между тем, суд апелляционной инстанции не учел следующее.

На основании пункта 1 статьи 176 Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на возмещение суммы НДС в форме возврата (зачета) налога, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Исходя из общего правила, возмещение НДС осуществляется после проведения камеральной налоговой проверки соответствующей налоговой декларации и подтверждения налоговым органом права на указанное возмещение.

Камеральная проверка обоснованности заявленного налогоплательщиком к возмещению налога в налоговой декларации осуществляется налоговым органом в силу пунктов 1 и 2 статьи 176 Кодекса в течение трех месяцев со дня представления данной декларации в порядке, установленном статьей 88 Кодекса. По окончании проверки налоговый орган обязан в течение семи дней принять решение о возмещении соответствующих сумм, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 6 статьи 176 Кодекса установлено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом , сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) ( пункт 7 статьи 176 Кодекса).

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации ( пункт 10 статьи 176 Кодекса).

Как разъяснено в абзаце втором пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", в случае, когда налоговым органом в срок, установленный пунктом 2 статьи 176 Кодекса, решение о возмещении налога не принимается в связи с выявлением нарушений законодательства о налогах и сборах, однако впоследствии соответствующие выводы признаются ошибочными, в том числе судом, проценты также подлежат начислению в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 176 Кодекса, то есть начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.

Из содержания статьи 176 Кодекса усматривается, что основанием для начисления процентов является нарушение налоговым органом сроков возврата суммы НДС. Возврат налога осуществляется налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика путем направления соответствующего поручения территориальному органу Федерального казначейства только при наличии письменного заявления.

Удовлетворяя требование общества, судебная коллегия исходила из того, что положения статьи 176 Кодекса, определяющие основание и момент для принятия решения о возврате налога, порядок начисления процентов, а также период просрочки исполнения обязанности по возмещению налога путем его возврата не связывают исполнение этой обязанности с подачей налогоплательщиком заявления о возврате налога. Камеральная налоговая проверка декларации по НДС за II квартал 2014 года, по результатам которой приняты незаконные решения, окончена 25.06.2015, 12-м днем со дня окончания которой является 13.07.2015. Налог перечислен на расчетный счет общества 03.06.2016.

В связи с этим суд апелляционной инстанции посчитал, что проценты подлежат начислению с 13.07.2015 по 03.06.2016, признав расчет процентов арифметически и методологически верным.

При этом апелляционный суд отклонил ссылки инспекции и суда первой инстанции на пункт 11.1 статьи 176 Кодекса в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).

Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для применения пункта 11.1 статьи 176 Кодекса в редакции Закона N 248-ФЗ основан на неправильном применении норм права.

Пунктом 6 статьи 176 Кодекса предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом , сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.

Законом N 248-ФЗ внесены изменения в статью 176 Кодекса, которая дополнена пунктом 11.1 . Исходя из последнего в случае, если заявление о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы, зачет (возврат) налога осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные статьей 78 Кодекса. При этом положения пунктов 7 - 11 статьи 176 НК РФ не применяются.

Внесенные пунктом 2 статьи 6 Закона N 248-ФЗ изменения вступили в силу с 01.10.2013. Пунктом 6 статьи 6 Закона N 248-ФЗ установлено, что положения статьи 176 Кодекса (в редакции данного Закона ) применяются к решениям о возмещении суммы НДС, вынесенным после 01.10.2013.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отметил, что статья 176 Кодекса (в действующей редакции) не ставит возврат налога в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.

В новой редакции законодателем изменено правовое регулирование порядка исполнения налоговым органом обязанности по возмещению налога путем его возврата (зачета) и прямо определено, что указанный порядок зависит от того, когда налогоплательщиком подано заявление о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению.

Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что общество не подавало одновременно с налоговой декларацией за II квартал 2014 года, а также до дня вынесения решения по камеральной проверке налоговой декларации, заявление о возврате НДС.

Фактически заявление о возврате налога представлено налогоплательщиком в налоговый орган только 23.05.2016 (т. 1, л.д. 78-80), после принятия инспекцией решения по камеральной проверке от 14.09.2015 об отказе в возмещении НДС, заявленного к возмещению.

Поскольку на момент вынесения инспекцией решения о возмещении НДС от налогоплательщика не поступило заявление о способе возмещения налога, возврат (зачет) НДС производится по правилам статьи 78 Кодекса.

Пунктом 14 статьи 78 НК РФ (в редакции Закона N 248-ФЗ) установлено, что предусмотренные этой нормой правила применяются в отношении зачета или возврата НДС, подлежащего возмещению по решению налогового органа, в случае, перечисленном в пункте 11.1 статьи 176 Кодекса.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога ( пункт 8 статьи 78 Кодекса).

До истечения срока, установленного абзацем первым пункта 8 статьи 78 Кодекса, поручение на возврат излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этого суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Суд установил, что в соответствии с решениями о возврате излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) от 25.05.2016 обществу 01.06.2016 возвращен на расчетный счет НДС в полном объеме, что участвующими в деле лицами не оспаривается.

В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Кодекса в случае, если возврат излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 Кодекса, налоговым органом на излишне уплаченный налог, который не возвращен в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления ( пункт 6 статьи 78 Кодекса).

В данном деле с учетом даты получения инспекцией заявления общества о возврате налога (23.05.2016) и фактического возврата спорного НДС (03.06.2016) суд первой инстанции обоснованно сослался на соблюдение инспекцией срока возврата налога и отсутствие оснований для начисления и выплаты процентов за несвоевременный возврат НДС за II квартал 2014 года.

Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 19.10.2015 N 307-КГ15-12393 , 24.04.2017 N 307-КГ17-3645 .

С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части удовлетворения требования общества о взыскании с инспекции 210 279 рублей 63 копеек процентов за несвоевременный возврат налога, 10 206 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций. В указанной части решение суда подлежит оставлению в силе. В остальной части (прекращение производства по делу в связи с отказом от части требований) судебный акт подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274 , 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 по делу N А63-9305/2016 об отмене решения Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2016 в части отказа в удовлетворении требований ЗАО "Концерн "Энергомера" отменить и решение суда в этой части оставить в силе.

В остальной части постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2017 по делу N А63-9305/2016 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Статья 176. Порядок возмещения налога

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

4. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

5. В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

6. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы налога. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным налогам.

7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, подлежащие уплате налогоплательщику в порядке и срок, установленные пунктом 10 статьи 78 настоящего Кодекса.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

11. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11.1. В случае, если заявление о зачете суммы налога в счет уплаты предстоящих платежей по налогу или иным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7 - 11 настоящей статьи не применяются.

12. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Как зачесть или вернуть переплату сейчас

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.
к содержанию ↑

Что изменится в зачете и возврате переплаты в 2021 году

С 1 октября 2021 года ограничение, по которому переплату по налогу разрешено зачесть только в счет налога того же вида, отменяется. Зачет можно будет проводить между разными видами налогов.

К примеру, переплату по налогу на прибыль разрешат зачесть в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на то, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. Также переплату можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Послабления в зачете переплаты между налогами повлекли ужесточения в правилах ее возврата. С 1 октября 2021 года вы сможете вернуть переплаченный налог, только если нет недоимки по любому другому налогу и соответствующим пеням и штрафам. Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

  • А вы знаете, что это такое товарный знак и в чем заключается его значение? Определение понятия и виды, признаки и примеры
  • Что делать если кредитная история испорчена: как «реабилитировать» заемщика
  • Классификация товаров промышленного назначения
  • Какова финансовая гарантия положена для визы в Италию
  • Федресурс банкротство физических лиц
  • Как происходит упрощенная процедура банкротства юридического лица: порядок процедуры
  • Порядок увольнения сотрудников при банкротстве предприятия, положенные компенсации и выплаты

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете.

Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Считаем три года

Заявление на возврат или зачет переплаты можно подать не позднее трёх лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Сложность в том, что организации большинство налогов уплачивают не единовременно по окончании налогового периода, а внося авансовые платежи. Что считать днём уплаты налога в таком случае?

Ответ находим в судебной практике: в подобных ситуациях налогоплательщик должен узнать о переплате в момент представления декларации по соответствующему налогу. По мнению судей, в этот момент организация сама определяет окончательную сумму налога, которую надо перечислить в бюджет по итогам года, а значит, может установить, есть ли переплата.

Подаём «уточнёнку»

Если сверка не покажет переплату, то одновременно с заявлением нужно подать уточненную налоговую декларацию и отразить в ней излишнюю уплату налога. Такие разъяснения дал Конституционный Суд РФ.

Михаил Кобрин

Почему возникает переплата по НДС

Самая распространенная причина переплаты — ошибка в отчете или платежном поручении. Вот несколько примеров.


  • Бухгалтер сдал неверную Декларацию по НДС и уплатил по ней налог. Скажем, забыл указать в книге покупок счет-фактуру с суммой НДС к вычету. Спустя время он замечает ошибку и подает уточненку, где налог к уплате меньше. Выходит, что у бюджета возникает долг перед компанией.
  • При заполнении платежки допустили техническую ошибку и перепутали цифры местами. Вместо 150 000 руб., написали 510 000 руб. Было излишне уплачено 360 000 руб.

Еще одна причина — ошибки налоговой. Например, ФНС может дважды списать налог с расчетного счета по требованию. Это происходит редко, но вероятность есть.

Как узнать о переплате по НДС

Налоговая обязана уведомить налогоплательщика об излишне уплаченных налогах в течение 10 дней с момента обнаружения (п. 3 ст. 78 НК РФ). Это правило действует с 1 октября 2020 года, так что факт переплаты мимо вас не пройдет.

Второй вариант — самостоятельная проверка. Для этого запросите сверку с налоговой или справку о состоянии расчетов по форме КНД 1160081. Из этих документов вы увидите имеющиеся переплаты.

Что делать с переплатой по налогу

К переплате относятся по-разному. Для одних компаний переплата в 100 рублей — это критично, а для других и 10 000 рублей — это слабо ощутимая сумма. Выбор варианта зависит от подхода руководства и размеров компании.

Оставить все как есть

Этот подход работает, если переплата составляет копейки. Но что делать, если переплата превышает десятки тысяч рублей? В такой ситуации «замораживать» оборотку компании не стоит.

Зачет НДС

Сумму переплаты можно направлять на погашение других налогов, пеней и штрафов. До октября 2020 года НДС зачитывали только для уплаты налогов федерального уровня. Например, это налог на прибыль или на добычу полезных ископаемых. Использовать переплату для погашения региональный и местных платежей было нельзя.

С 1 октября 2020 года этот порядок упростили. Теперь зачесть излишне уплаченный НДС можно на региональные или местные налоги и штрафы по ним (Федеральный закон № 325-ФЗ от 29.09.2019 года).

Но есть ограничения. Использовать переплату по НДС в для погашения других налогов нельзя, если у вас есть задолженность, пени и штрафы. Для начала придется произвести зачет по ним (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Возврат переплаты

Сумму переплаты можно вернуть на счет компании. Но если у вас есть задолженность перед бюджетом, то сумма переплаты будет зачтена для ее погашения. А остаток вернут на банковский счет.

Налоговая часто подолгу возвращает деньги из бюджета, а вот зачет делает охотнее.

В какой срок нужно зачесть переплату

Использовать переплату по НДС можно в течение 3 лет. Срок начинает идти со дня вашего извещения, но налоговая чаще всего отсчитывает трехлетний срок со дня уплаты налога — по мнению инспекторов, узнать о переплате вы должны именно в этот день.

Несмотря на то, что инспекция должна уведомить о переплате налога в течение 10 дней, на срок возмещения это никак не влияет. Позиция судов такова, что налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налоги и, следовательно, знать о размере своих обязательств. Поэтому, даже если налоговая не известила о переплате в течение 3-х лет, зачесть НДС будет сложно даже через суд.

Как провести зачет переплаты по НДС

Процедуру зачета НДС выполняют в четыре этапа.

Этап 1 — Запросите акт сверки с налоговой

Налоговая может забыть известить вас о переплате. Тогда действуйте самостоятельно.

Подайте в ИФНС заявление о сверке лично или через электронные каналы связи. В течение 5 дней налоговая направит вам акт. Сверьте его со своими данными. Если возражений нет, подпишите и отдайте один экземпляр в налоговую. Если с чем-то не согласны, в конце раздела 1 напишите «акт подписан с разногласиями».

Вместо акта можно запросить справку о состоянии расчетов с бюджетом. Она поступит за 5 рабочих дней.

Этап 2 — Выберите налог для зачета переплаты

Этап 3 — Подайте заявление о зачете

Сделать это это в свободной форме или по шаблону. По одному заявлению делают зачет переплаты для погашения одного налога. Если суммы переплаты хватает на уплату еще одного налога или штрафа, подготовьте второе заявление.

Зачесть излишне уплаченный налог можно в счет долга или предстоящих платежей. Часто налоговая автоматически засчитывает переплату по одному налогу в счет задолженности по другому. Но пени по задолженности вам все равно начислят с момента возникновения долга и до дня принятия решения о зачете. Поэтому заявление подавайте заранее.

С заявлением подайте документы, которые подтвердят переплату: справку о состоянии расчетов с бюджетом, акт сверки, платежное поручение, декларация и так далее.

Подать заявление можно лично, почтой или в электронном виде.

Этап 4 — Ожидайте решения инспекции

У ИФНС есть 10 дней с момента подачи заявления на вынесение решения. При этом инспекция может попросить подписать акт сверки, если вы не сделали это на первом этапе. Тогда отсчет 10 дней начнется с момента подписания документа.

Ждать придётся дольше, если переплата появилась из-за подачи уточненки вместе с заявлением. Тогда решение о зачете примут в течение 10 дней после проведений камеральной проверки новой декларации, которая длится 3 месяца.

Облачный сервис Контур.Бухгалтерия заполняет декларации по налогам без ошибок. У нас есть встроенная система проверки, которая автоматически сверяет все контрольные соотношения и дает рекомендации, чтобы избежать штрафов и легально сократить сумму НДС к уплате. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Читайте также: