Реализация шкур крс ставка ндс

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В связи с изменениями, внесенными в ст. 161 НК РФ с 01.01.2018, каким образом будет исчисляться и уплачиваться НДС при приобретении сырых шкур животных в случаях: приобретения у организации или ИП, являющихся налогоплательщиками НДС; приобретения у организации или ИП, не являющихся налогоплательщиками НДС; приобретения у физического лица, не являющегося ИП?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С 01.01.2018 в случае приобретения сырых шкур животных у организации или индивидуального предпринимателя, являющихся налогоплательщиками НДС, покупатели (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) будут являться налоговыми агентами по НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ. Обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС в таких случаях возлагается на указанных налоговых агентов.
Продавец, являющийся плательщиком НДС, самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в общем порядке в соответствии с главой 21 НК РФ, а также предъявляет налог к оплате покупателю, только в случае реализации сырых шкур животных физическому лицу, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя (не являющемуся налоговым агентом).
В случае приобретения сырых шкур животных у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (не являющегося плательщиком НДС), а также у организации или индивидуального предпринимателя, не являющихся налогоплательщиками НДС, у покупателя не возникает обязанностей налогового агента по НДС (налог не исчисляется и не уплачивается ни продавцом, ни покупателем).

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ (далее - Закон N 335-ФЗ) статья 161 НК РФ дополнена пунктом 8 (пп. "б" п. 5 ст. 2 Закона N 335-ФЗ), вступающим в силу с 01.01.2018 (часть 4 ст. 9 Закона N 335-ФЗ), в соответствии с которым при реализации на территории РФ налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога), в частности, сырых шкур животных (далее - СШЖ)*(1), налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.
При этом в таких случаях налоговая база определяется налоговыми агентами, если иное не установлено п. 8 ст. 161 НК РФ (абзац пятый пп. "б" п. 5 ст. 2, абзац второй п. 8 ст. 2 Закона N 335-ФЗ). Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом п. 8 ст. 161 НК РФ, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
При реализации СШЖ налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)". В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком-продавцом СШЖ в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)" обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика-продавца товаров.
Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации СШЖ, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.
При реализации СШЖ сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым п. 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (абзац первый п. 8 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
При реализации СШЖ сумма НДС к оплате покупателю не предъявляется, за исключением случаев, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации СШЖ физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (пп. "а" п. 10 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
При реализации налогоплательщиками СШЖ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок СШЖ налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом" (пп. "б" п. 10 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Сумма НДС рассчитывается налоговыми агентами с применением расчетной ставки налога (18/118) (пп. "б" п. 6 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Момент определения налоговой базы определяется налоговыми агентами в порядке, установленном п. 1 ст. 167 НК РФ (п. 9 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ. Положения п. 3 ст. 171 НК РФ применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с главой 21 НК РФ либо исчислил налог в соответствии с абзацем вторым п. 3.1 ст. 166 НК РФ (пп. "б" п. 13 ст. 2 Закона N 335-ФЗ). Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговым агентом, указанным в п. 8 ст. 161 НК РФ, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения СШЖ (пп. "г" п. 13 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с п. 8 ст. 161 НК РФ, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (пп. "а" п. 11 ст. 2 Закона N 335-ФЗ). При этом положения п. 2 ст. 169 НК РФ применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с п. 8 ст. 161 НК РФ (пп. "б" п. 11 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ в отношении СШЖ, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с пп.пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных п.п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ (пп. "б" п. 15 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 8 ст. 161 и п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ (п. 16 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
Учитывая изложенное, мы пришли к следующим выводам:
1. В случае приобретения СШЖ у организации или индивидуального предпринимателя (далее - ИП), являющихся налогоплательщиками НДС, покупатель (за исключением физического лица, не являющегося ИП) будет являться налоговым агентом по НДС вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.
Продавец в данном случае налог не исчисляет (не уплачивает в бюджет) и не предъявляет к оплате покупателю*(2). Продавец выставляет покупателю (налоговому агенту) счет-фактуру без учета сумм налога (например, 100 руб.), в котором проставляется соответствующая надпись или ставится штамп "НДС исчисляется налоговым агентом". Данный счет-фактура будет являться основанием для принятия к вычету суммы налога у покупателя (налогового агента).
Покупатель (налоговый агент) определяет налоговую базу с учетом налога (т.е. увеличивает стоимость реализуемого товара на сумму НДС - 118 руб.). Далее сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется налоговым агентом расчетным методом с применением ставки 18/118 (т.е. 18 руб.).
Уплатить НДС в бюджет налоговому агенту необходимо будет по итогам налогового периода (квартала - ст. 163 НК РФ), сумма которого определяется как общая величина налога, исчисленного в отношении СШЖ, увеличенная на восстановленные суммы (пп.пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ) и уменьшенная на суммы налоговых вычетов. В срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляется налоговая декларация.
2. При приобретении СШЖ у организации или ИП, не являющихся плательщиками НДС (например, применяющих специальные налоговые режимы), сумма налога не исчисляется и не уплачивается в бюджет ни продавцом, ни покупателем. При этом продавец, не являющийся плательщиком НДС, должен в договоре и в первичных учетных документах сделать соответствующую запись или проставить отметку "Без налога (НДС)". В таком случае покупатель вправе не удерживать налог.
Если впоследствии выяснится, что поставщик проставил отметку "Без налога (НДС)", однако не имел на это право, или потерял право на применение специального налогового режима, то ответственность за уплату налога возлагается на поставщика.
При дальнейшей перепродаже СШЖ покупателем - плательщиком НДС обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возникают у нового покупателя (налогового агента), независимо от применяемой им системы налогообложения (за исключением покупателя - физического лица, не зарегистрированного в качестве ИП). Подробнее об исполнении обязанностей налогового агента см. в п. 1.
3. В случае приобретения СШЖ у физического лица, не зарегистрированного в качестве ИП (не являющегося плательщиком НДС - ст. 143 НК РФ), у покупателя не возникает обязанностей налогового агента по НДС (налог не исчисляется и не уплачивается ни продавцом - физическим лицом, ни покупателем).
При дальнейшей перепродаже покупателем - плательщиком НДС СШЖ, приобретенных ранее у физического лица, обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС возникают у нового покупателя (налогового агента), вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ (за исключением покупателя - физического лица, не зарегистрированного в качестве ИП).
При этом отметим следующее. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-14/43942, от 21.05.2013 N 03-07-14/17966). В случае если налогоплательщик закупает продукцию, включенную в вышеназванный перечень, перерабатывает ее, а потом реализует готовую продукцию, то налоговая база при реализации этой продукции определяется в общеустановленном порядке исходя из полной цены реализации (п. 1 ст. 154 НК РФ).
Следовательно, если продукция включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383, то при продаже такой продукции, ранее приобретенной у физического лица, не являющегося плательщиком НДС (без переработки), налоговая база по НДС определяется с межценовой разницы. Сумма НДС в таком случае определяется с применением расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).
В таких случаях продавец в графе 5 счета-фактуры указывает налоговую базу, определенную в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ, т.е. межценовую разницу (пп. "д" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Следует отметить, что новыми положениями, устанавливающими обязанность по исчислению и уплате НДС налоговыми агентами при приобретении СШЖ, не предусмотрены особенности определения налоговой базы применительно к такому случаю. По общему правилу налоговая база определяется покупателем (налоговым агентом), исходя из информации в счете-фактуре продавца. В свою очередь, продавец самостоятельно налоговую базу не рассчитывает, а в счете-фактуре указывает стоимость, по которой товар реализуется, без учета налога.
Поскольку особый порядок исчисления налога покупателями (налоговыми агентами) предусмотрен специальными вновь введенными нормами, не предполагающими осуществление расчета налоговой базы продавцами, а положения п. 4 ст. 154 НК РФ устанавливают специальный порядок, применяемый при расчете налоговой базы самими налогоплательщиками (продавцами), то полагаем, что если в данной ситуации, применив положения п. 7 ст. 3 НК РФ, налоговая база будет определена продавцом с применением нормы п. 4 ст. 154 НК РФ (в счете-фактуре будет указана межценовая разница), не исключено, что данная позиция может привести к возникновению разногласий с налоговыми органами.
В заключение отметим, что при продаже организацией продукции, произведенной из СШЖ, исчисление и уплата в бюджет НДС осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном главой 21 НК РФ порядке.
Обращаем Ваше внимание, что приведенные в ответе выводы являются нашим экспертным мнением. Каких-либо разъяснений официальных органов по вопросам применения рассматриваемых положений нами не обнаружено.
Кроме того, напомним о праве организации обратиться за соответствующими разъяснениями в налоговый орган по месту постановки на учет или в Минфин России (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

К сведению:
Возложение обязанностей по уплате НДС на покупателей - налоговых агентов при реализации отдельных видов продукции (в частности сырых шкур) рассматривается как эксперимент в целях пресечения действующих схем незаконного возмещения НДС из бюджета в ряде отраслей промышленности, по итогам внедрения которого, по мнению специалистов Минфина России, можно будет сделать вывод о целесообразности его более широкого применения (письма Минфина России от 12.09.2017 N 03-07-11/58336, от 14.08.2017 N 03-07-14/51894).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

6 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) В целях налогообложения СШЖ признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке (абзац четвертый пп. б п. 5 ст. 2 Закона N 335-ФЗ).
*(2) Продавец, являющийся плательщиком НДС, самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в общем порядке в соответствии с главой 21 НК РФ, а также предъявляет налог к оплате покупателю, только в случае реализации СШЖ физическому лицу, не зарегистрированному в качестве ИП (не являющемуся налоговым агентом).

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Model.Article.Title

ФНС разъяснила, как заполнять декларацию по НДС при реализации сырых шкур животных, металлолома и какие коды нужно указывать в разделе 7. Кроме того, с 2019 года ставка НДС повысится с 18 до 20 %. Подробнее об этом рассказывает эксперт Контур.Школы Екатерина Костакова.

С 1 января 2019 года ставка НДС повысится с 18 до 20 % соответствующие правки в НК РФ внес Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ. Изменится и расчетная ставка: с 15,25 % она вырастет до 16,67 %. Такую же ставку должны будут применять организации, которые не подтвердили право на нулевую ставку.

При этом все существующие льготы по налогу сохранятся. Среди них пониженная до 10 % ставка для товаров социального назначения: продовольственных, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения. До 01.01.2025 устанавливается нулевая ставка НДС на авиаперевозки в регионы Дальнего Востока, а также на авиаперелеты в Крым и Севастополь.

Законодатели добавили возможность принятия к вычету суммы НДС по товарам, приобретенным за счет субсидий, полученных до 31.12.2018. Это касается сельхозпроизводителей и организаций, реализующих проекты по строительству и реконструкции автодорог.

Решено сохранить льготную ставку по тарифам страховых взносов для НКО, применяющих УСН, а также для благотворительных организаций, применяющих до 2024 года понижающий тариф страховых взносов. Закон устанавливает снижение тарифа страховых взносов в государственных внебюджетных фондах с 34 до 30 % и установление тарифа страховых взносов в ПФР в размере 22 % (вместо общеустановленного тарифа в размере 26 %).

Коды в разделе 7 декларации по НДС

Операции, освобождаемые от налогообложения, отражают в разделе 7 декларации по НДС. С 01.01.2018 перечень таких операций расширен, но в порядке заполнения декларации коды для них не были предусмотрены. В письме от 09.04.2018 № СД-4-3/6748@ ФНС предложила использовать в разделе 7 следующие коды:

  • 1010828 — передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ и 100 % акций которого принадлежит РФ, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями ОЭЗ;
  • 1011201 — реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 № 79-ФЗ.


Пройдите обучение по работе с НДС и не допускайте ошибок, дополнительно — 3 месяца вебинаров «Школы бухгалтера» в подарок.

Отражение в декларации реализации сырых шкур животных и металлолома

При реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налогоплательщики-продавцы не исчисляют сумму НДС. Исключения —реализация этих товаров физлицам, не являющимся ИП, а также случаи, предусмотренные абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В письме от 19.04.2018 № СД-4-3/7484@ ФНС предложила вариант отражения в налоговой декларации по НДС операции приобретения таких товаров. Налогоплательщики-продавцы отражают указанные операции в книге продаж и соответственно в разделе 9 декларации по НДС (в случае выставления корректировочных счетов-фактур — в книге покупок и разделе 8). ФНС предложила заполнять раздел 2 налоговой декларации по НДС так:

  • строки 010–030 не заполняются;
  • по строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с п. 4.1 ст. 173 НК РФ;
  • по строке 070 указывается код 1011715, применяемый при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

С 2018 года реализация лома цветных и черных металлов, а также сырых шкур животных облагается НДС. Особенность этих операций в том, что исчисляет налог не продавец, а покупатель. В 1С такие операции реализованы в минимальном объеме: только для разовых продаж лома металлов и только с позиции продавца.

Из статьи вы узнаете:

  • особенности отражения операций по реализации лома и сырых шкур животных;
  • как оформить данные операции в 1С, чтобы они отражались в книге продаж автоматически;
  • какие правки придется внести вручную в проводки и печатные формы документов.

Пошаговая инструкция

Организация заключила договор с покупателем на реализацию лома двигателей на сумму 9 000 руб.

05 марта получена предоплата в счет отгрузки лома. Выставлен счет-фактура на аванс.

06 марта произведена отгрузка лома. Выставлен счет-фактура на реализацию.

Пошаговая инструкция оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Поступление предоплаты от покупателя
05 марта 51 62.02 9 000 9 000 Поступление предоплаты от покупателя Поступление на расчетный счет — Оплата от покупателя
Выставление СФ покупателю-налоговому агенту (НДС исчисляет налоговый агент)
05 марта Выставление СФ покупателю (НДС исчисляет налоговый агент) Счет-фактура выданный на аванс
Событие Налог исчисляет покупатель — установить вручную Регистр НДС Продажи
Отражение НДС в книге продаж Отчет Книга продаж КВО 33
Реализация лома
06 марта 62.01 91.01 9 000 9 000 9 000 Выручка от реализации материалов Реализация (акт, накладная) — Товары (накладная)
91.02 10.06 8 500 8 500 8 500 Списание себестоимости материалов
62.02 62.01 9 000 9 000 9 000 Зачет аванса
Событие Налог исчисляет покупатель — установить вручную Регистр НДС Продажи
Выставление СФ на отгрузку покупателю
06 марта Выставление СФ покупателю (НДС исчисляет налоговый агент) Счет-фактура выданный на реализацию
Отражение НДС в книге продаж Отчет Книга продаж КВО 34

Нормативное регулирование

С 01.01.2018 реализация лома и сырых шкур животных облагается НДС. Налог исчисляется покупателями-налоговыми агентами (п. 8 ст. 161 НК РФ). ФНС РФ дала подробные разъяснения по порядку учета НДС в Письме от 16.01.2018 N СД-4-3/480@.

Коды видов операций для продавца или посредника:

  • 33 — при регистрации счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры), выставленных при получении оплаты (частичной оплаты) от покупателя в счет предстоящей поставки сырых шкур (лома);
  • 34 — при регистрации счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры), выставленных (полученных) при отгрузке сырых шкур и лома покупателю и изменении стоимости отгрузки.

Поступление предоплаты от покупателя

Учет в 1С

Документ Поступление на расчетный счет вид операции Оплата от покупателя можно:

  • ввести через раздел Банк и касса – Банк – Банковские выписки – кнопка Поступление ;
  • загрузить из программы Клиент-банк или напрямую из банка, если подключен сервис 1С:ДиректБанк.


В документе указывается:

  • Ставка НДС — Без НДС.

Проводки по документу


Документ формирует проводки:

  • Дт 51 Кт 62.02 — поступление предоплаты от покупателя.

Выставление СФ покупателю-налоговому агенту (НДС исчисляет налоговый агент)

Учет в 1С

Поскольку при оформлении поступления предоплаты от покупателя была указана

  • Ставка НДС — Без НДС,

нельзя создать счет-фактуру на основании документа Поступление на расчетный счет .

Счет-фактура оформляется вручную через раздел Продажи — Продажи — Счета-фактуры выданные — кнопка Создать — Счет-фактура на аванс .


Обратите внимание на заполнение полей:

  • Код вида операции — 33 «Авансы, полученные за товары п. 8 ст. 161 НК».

В табличной части указывается:

  • НДС — пустое значение (вручную удалить сумму).

Проводки по документу

В проводках по документу необходимо в регистре НДС Продажи вручную изменить значение графы Событие на Налог исчисляет покупатель .


Документальное оформление

Распечатать форму заполненного счета-фактуры можно по кнопке Печать документа Счет-фактура выданны й.

В печатной форме вручную нужно изменить значения в графах:

  • Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего (графа 5) — сумма полученной предоплаты;
  • Налоговая ставка (графа 7) — НДС исчисляется налоговым агентом;
  • Сумма налога, предъявляемая покупателю (графа 8) — прочерк;
  • Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога — всего (графа 9) — прочерк.


Декларация НДС

В декларации по НДС сумма исчисленного НДС с аванса покупателя отражается:

В Разделе 9 «Сведения из книги продаж»:

  • счет-фактура выданный, код вида операции «33». PDF

В Разделе 3 данная операция не отражается.

Реализация лома

Учет в 1С

Реализация лома оформляется документом Реализация (акт, накладная) вид операции Товары (накладная) в разделе Продажи – Продажи – Реализация (акты, накладные) .

В табличной части вручную указываются:

  • %НДС— 20/120;
  • НДС— пустое значение.


Проводки по документу


Документ формирует проводки:

  • Дт 91.02 Кт 10.06 — списание себестоимости материалов;
  • Дт 62.02 Кт 62.01 — зачет аванса;
  • Дт 62.01 Кт 91.01 — выручка от реализации материалов.

В регистре НДС Продажи необходимо вручную изменить значение графы Событие на Налог исчисляет покупатель .


Документальное оформление

Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа реализации товаров. В 1С используются следующие основные формы:

  • Товарная накладная по форме ТОРГ-12.
  • Универсальный передаточный документ.

Бланки можно распечатать по кнопке Печать – Товарная накладная (ТОРГ-12) и Печать – Универсальный передаточный документ (УПД) .

Выставление счета-фактуры на отгрузку покупателю

Учет в 1С

Выставить счет-фактуру покупателю можно по кнопке Выписать счет-фактуру документа Реализация (акт, накладная) .


Данные счета-фактуры автоматически заполняются на основании документа Реализация (акт, накладная) .

  • Код вида операции — 34 «Реализация товаров п. 8 ст. 161 НК».


Документальное оформление

Распечатать форму заполненного счета-фактуры можно по кнопке Печать документа Счет-фактура выданный .

В печатной форме вручную нужно изменить значения в графах:

  • Налоговая ставка (графа 7) — НДС исчисляется налоговым агентом;
  • Сумма налога, предъявляемая покупателю (графа 8) — прочерк;
  • Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего (графа 9) — прочерк.


Декларация НДС

В декларации по НДС сумма исчисленного НДС отражается:

В Разделе 9 «Сведения из книги продаж»:

  • счет-фактура выданный, код вида операции «34». PDF

В Разделе 3 данная операция не отражается.

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Проводки реализация покупного лома (товар)Программа ругается на проводки по реализации лома (лом перепродажа) :Счет.
  2. Реализация лома1С:Предприятие 8.3 (8.3.13.1644) Конфигурация Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.70.61) ОСНО.
  3. Возврат товара в учете у продавца.
  4. Претензия от покупателей за просрочку с поставкой товара в учете продавца в 1СДобрый день, бухгалтерия только сейчас, в феврале, получила информацию по.

Карточка публикации

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (1)

Добрый день!
В данной публикации размещен скрин счет-фактуры с ошибкой, в столбцах 8 и 9 должны стоять прочерки, в том числе и в итоговой строке. Основание — Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@
«О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ»

С уважением, Филипцева Ирина

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335 статья 161 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров.

Налогообложение операций по реализации и приобретению сырых шкур животных и лома

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335 статья 161 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров.

Если организация приобрела металлолом у плательщика налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на условиях частичной предоплаты, ей придется по-особенному зарегистрировать счета-фактуры продавца в книге продаж и книге покупок. А также учесть определенные нюансы при составлении НДС-декларации.

Когда покупатель и продавец применяют общий режим, а металлолом продается на условии предварительной оплаты (полной или частичной), продавец должен выставить два счета-фактуры: один - на аванс, другой - на отгрузку металлолома.

Ни в том, ни в другом счете-фактуре не должна быть указана конкретная сумма НДС. Должна лишь фигурировать запись, что НДС исчисляется налоговым агентом, то есть покупателем.

Посмотрим, как отражать операции по перечислению аванса продавцу, а также по получению от него металлолома в декларации, книге покупок и книге продаж у покупателя, применяющего общий режим. Главное - то, что при покупке металлолома у плательщика НДС организация выступает, с одной стороны, в качестве налогового агента, а с другой стороны - в качестве покупателя.

Данные из книги покупок и книги продаж при заполнении НДС-декларации будут автоматически разнесены в разделы 8, 9 и 3.

И только если металлолом предназначен для производства и/или реализации сырьевых товаров на экспорт, вычеты за себя регулируются специальным порядком - для их получения по общему правилу надо подтвердить экспортную ставку НДС. Такие вычеты надо отражать в разделах 4, 5 или 6 декларации по НДС (в зависимости от того, подтвержден экспорт в течение полугода или нет).

Если организация - налоговый агент, приобретающая металлолом для облагаемых НДС операций, в одном и том же периоде и отражает исчисление НДС, и заявляет его вычет, то ей вообще не требуется уплачивать агентский НДС в бюджет. Следовательно, нет необходимости отражать его в строке 060 раздела 2 НДС-декларации.

Плательщик НДС, покупая металлолом у организации или индивидуального предпринимателя, также являющихся плательщиками НДС, операции по исчислению НДС в качестве налогового агента и его вычет в разделе 2 декларации не отражает. Соответственно, не требуется заполнять и строку 060 раздела 2.

Если же лом используется в операциях, не облагаемых НДС, то исчисленный налоговым агентом налог учитывается в стоимости лома. Соответственно, вычет по нему не заявляется. Но и в этом случае раздел 2 декларации покупатель, являющийся плательщиком НДС, заполнять не должен.

При приобретении металлолома раздел 2 НДС-декларации заполняется только теми налоговыми агентами, которые:

- не являются плательщиками НДС;

- применяют освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если организация на общем режиме налогообложения будет продавать металлолом гражданам, не являющимся предпринимателями, то для целей НДС-учета это будет обычная реализация. Тогда продавец должен самостоятельно:

- исчислить с нее НДС;

- отразить эту операцию в обычном порядке в книге продаж и НДС-декларации;

- уплатить такой НДС в бюджет вместе с иными суммами исчисленного НДС.


Письмо Министерства финансов РФ
№КВ-18-3/1471@ от 01.09.2020

Федеральная налоговая служба во исполнение поручения Правительства Российской Федерации рассмотрела письмо от 18.08.2020, касающееся продления срока действия освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 19 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.

На основании подпункта 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождается от налогообложения НДС реализация (передача для собственных нужд) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Перечень кодов видов продукции, освобождаемой от налогообложения НДС, перечисленных в подпункте 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в соответствии с ОКПД 2, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 1069 (далее - Перечень № 1069).

Аналогичное освобождение от налогообложения НДС предусмотрено подпунктом 19 статьи 150 Кодекса для ввоза вышеуказанных товаров на территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2016 № 187-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения подпункта 35 пункта 3 статьи 149 и подпункта 19 статьи 150 Кодекса применяются по 31 декабря 2020 года включительно.

Следует отметить, что согласно статистической налоговой отчетности ФНС России по форме 1-НДС выпадающие доходы федерального бюджета в связи с применением налогоплательщиками освобождения по НДС, установленного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса, составили за 2018 год - 1,1 млрд руб., за 2019 год - 1,7 млрд руб., за I квартал 2020 года - 278 млн руб.

Одновременно сообщаем, что в случае отмены с 01.01.2021 освобождения, предусмотренного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса, реализация племенного скота, племенной птицы, инкубационных яиц (полученных от племенной птицы), поименованных в Перечне № 1069, будет облагаться по налоговой ставке НДС 20 процентов. Вместе с тем на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса операции по реализации скота и птицы в живом весе облагаются по налоговой ставке НДС 10 процентов. При этом в Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 (далее - Перечень № 908), включены, в частности, такие категории товаров, как крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, домашняя птица, яйца, а также такие виды племенного скота, как буйволы живые, волы живые, яки живые, зебу живые, их телята и молодняк. Таким образом, в случае отмены установленного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождения по НДС операции по реализации племенного скота, племенной птицы, инкубационных яиц (полученных от племенной птицы) будут облагаться по налоговой ставке НДС 20 процентов, а в отношении операций по реализации скота, домашней птицы, яиц, указанных в Перечне № 908, сохранится преференция в виде применения пониженной ставки НДС, что приведет к неравенству в налогообложении налогоплательщиков, осуществляющих указанные операции. Кроме того, по разным налоговым ставкам будут облагаться операции по реализации племенного скота (в зависимости от вида животного), что также привет к неравенству в налогообложении НДС. В этой связи, по мнению ФНС России, в случае принятия решения об отмене данного освобождения целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в Перечень № 908 в части его дополнения товарами, содержащимися в настоящее время в Перечне № 1069.

Кроме того, обращаем внимание на то, что при отмене с 01.01.2021 освобождения, установленного пунктом 19 статьи 150 Кодекса, суммы НДС, уплаченные при ввозе скота на территорию Российской Федерации, будут приниматься налогоплательщиками НДС к вычету в случае его реализации и (или) использования для производства и реализации облагаемой НДС продукции. Таким образом, отмена освобождения, предусмотренного пунктом 19 статьи 150 Кодекса, не приведет к увеличению поступлений доходов в федеральный бюджет.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Читайте также: