Путевки в детский оздоровительный лагерь ндс

Опубликовано: 12.05.2024

Федеральная налоговая служба (ФНС) разъяснила порядок применения льготы по налогу на добавленную стоимость для путевок в санаторно-курортные и детские учреждения, являющиеся бланками строгой отчетности.

Это разъяснение было получено в ответ на запрос председателя экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике, члена Совета Федерации Игоря Фомина. Он сообщил порталу "Интерфакс-Туризм", что получил обращения от общественных организаций в сфере туризма о том, что территориальные налоговые органы требуют уплаты НДС на путевки санаторно-курортных организаций и детских оздоровительных лагерей, не имеющих медицинской лицензии.

Документ: Запрос председателя экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике, члена Совета Федерации Игоря Фомина (стр.1, стр.2)

"В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности", — говорится в ответе главы ФНС Михаила Мишустина

Документ: Ответ ФНС на Запрос экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике ( стр.1 , стр.2 )

Как уточняет глава ФНС, операции, указанные в статье 149 Кодекса, не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 149 Кодекса). При этом федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность не упоминает организацию отдыха.

"Кроме того, согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.11.2007 № 32262/МЗ-14, доведенному до налоговых органов письмом ФНС России от 17.01.2008 № ШС-6-03/28@, оздоровительные организации могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность. Учитывая изложенное, для применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг организаций отдыха, оформленных путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, лицензия не требуется", — говорится в письме главы ФНС.

И.Фомин, комментируя ответ ФНС, подчеркнул, что он однозначно трактует освобождение от налога на добавленную стоимость услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей. "Для получения льготы услуги должны быть оформлены путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности. И это единственное условие. Данная позиция ФНС очень важна для санаторно-курортной отрасли и граждан, так как освобождение от НДС означает сохранение возможности приобретения путевок по более низким ценам", — сказал сенатор.

Источник: ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ, 22/06/2018


Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

- Оперативные юридические консультации – от 3 000 руб.
- Семинары и вебинары по вопросам изменений законодательства 2017-2018
- Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм
- Договоры для турфирм: готовые формы, индивидуальная разработка, аудит и корректировка
- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2018 г. N 03-07-07/93607 О применении НДС в отношении услуг санаторно-курортной организации

Вопрос: В ходе проведения отделом внутреннего аудита было указано следующее замечание: "За период аудита (2016-2017 годы) и до настоящего времени (25.05.2018 года) отдыхающими в количестве 229 человек была произведена доплата за проживание в номерах повышенной комфортности на общую сумму 4466,9 тыс. рублей, в том числе НДС - 681,4 тыс. рублей.

В соответствии с пп 2. пункта 2. и пп. 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация медицинских услуг, услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками.

Вместе с тем, при улучшении условий проживания, стоимость лечения остается прежней.

За весь период аудита изменения по улучшению проживания в номерах без получения санаторно-курортных услуг не производились.

Таким образом, необоснованно было удержано и перечислено в бюджет с отдыхающих НДС в общей сумме 681,4 тыс. рублей."

ООО поясняет, что при оказании санаторно-курортных услуг населению в соответствии с утвержденным прейскурантом и согласно пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ при оформлении клиента в нашем санатории предоставляется освобождение от НДС только за санаторно-курортные услуги, оформленные бланком строгой отчетности в виде путевки или курсовки.

Для подтверждения освобождения от налогообложения НДС в момент заезда оформляется бланк строгой отчетности с указанием категории номера, продолжительности лечения и суммы стоимости оплаченной услуги в соответствии с утвержденным прейскурантом цен санатория по категориям номеров.

В случае обращения клиента на следующий день после заезда или позднее о переселении в номер повышенной комфортности или получении питания в зале "Люкс" предлагается оформить доплату за улучшение условий проживания или питания с взиманием НДС по ставке 18%.

В связи с вышеизложенным, ООО просит официально разъяснить применение налогового законодательства в Российской Федерации:

Являются ли объектом налогообложения по НДС полученные доплаты за улучшение условий проживания или питания при получении от клиента, находящегося на санаторно-курортном лечении, при смене категории номера?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг санаторно-курортной организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

На основании подпункта 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождаются от обложения НДС.

В связи с этим в налоговую базу по НДС не включаются суммы оплаты стоимости услуг санаторно-курортных организаций, указанные в путевках или курсовках, являющихся бланками строгой отчетности.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Услуги российских санаториев, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей, которые учреждения оказывают по путевкам или курсовкам, не облагаются НДС. Минфин напомнил, что такие документы оформляются на бланках строгой отчетности.

В налоговую базу не включается стоимость услуг, указанная в путевках или курсовках.

Ирина Ерёмина

В данной статье мы разберем, можно ли оформить налоговый вычет за лагерь и положена ли компенсация за отдых.

Картинка на тему Налоговый вычет за детский лагерь

Что такое компенсация за детский лагерь и за какой лагерь можно вернуть деньги

Но не спешите расстраиваться, все-таки за некоторые виды расходов на лагерь можно получить налоговый вычет.

Получить компенсацию за лагерь можно лишь в двух случаях:

Если лагерь оздоровительный

В этом случае к этим расходам можно применить налоговый вычет на лечение и получить хоть какие-то деньги.

Если лагерь образовательный

Тут можно использовать право на вычет за обучение.

Более того, чтобы получить налоговый вычет за обучение или лечение в лагере, обязательное условие - чтобы лагерь имел соответствующую лицензию – на предоставление образовательной деятельности или медицинской.

Не забывайте, что все чеки и платежки за образовательные и медицинские услуги (процедуры) нужно обязательно сохранять, чтобы предоставить их в Налоговую для вычета.

Какие суммы можно вернуть и за что

Если вы хотите получить налоговый вычет за лагерь, точнее, за образовательные или медуслуги, то вы должны понимать, какие есть лимиты.

Если лагерь оздоровительный, и ваш ребенок получал лечение, ходил на процедуры, то эти расходы можно включить в налоговый вычет за лечение, который ограничен суммой 120 000 рублей.

То есть вернуть можно 13% от этой суммы, и максимальный возврат составит 15 600 рублей.

Если образовательный, то это будет считаться налоговым вычетом на обучение. В этом случае лимит вычета на одного ребенка составляет 50 000 в год. То есть вернуть можно 13% от этой суммы - 6 500 рублей.

Кто имеет право на возврат НДФЛ

Заявить на налоговый вычет может резидент РФ, который платит налог 13% со своих доходов (кроме дивидендов).

На налоговый вычет по лечению могут заявлять оба родителя ребенка. А вот на вычет по услугам образования только один из родителей.

Какие нужны будут документы для налогового вычета за лагерь

Прежде всего, вам будут понадобятся:

  • Договор на образовательные (медицинские) услуги с четко выделенной суммой на эти услуги
  • справка об оплате медуслуг, для оздоровительного лагеря обязательна
  • Лицензия (если в договоре нет ее реквизитов)
  • Платежные документы в счет подтверждения расходов

Помните, что к учету будут приняты определенные услуги, оплаченные вами – образовательные или медицинские.

Как получить налоговую компенсацию

Можно вернуть деньги с помощью налоговой или через работодателя.

Через ФНС

Чтобы получить возврат через Налоговую службу, вам нужны будут те же самые документы, плюс, дополнительно понадобятся:

  • 2-НДФЛ
  • 3-НДФЛ
  • Заявление на возврат налога

С ними нужно обратиться в налоговую, дождаться окончания камеральной проверки – обычно она длится три месяца, и получить положенный возврат.

Через работодателя

Вам нужно будет также обратиться в налоговую с перечисленными выше документами, без заявления, 2-НДФЛ и 3-НДФЛ. Но ждать три месяца уже будет не нужно – в течение тридцати дней вам выдадут уведомление для работодателя о праве на вычет. С ним и с заявлением нужно будет обратиться в бухгалтерию, чтоб с вашей зарплаты перестали удерживать налог в счет вычета.

Для оформления налогового вычета через работодателя не нужно ждать окончания календарного года - можно в том же году, когда вы понесли расходы, оформлять вычет.

Теперь вы знаете, в каком случае можно получить налоговый вычет за лагерь, а в каком нет. Но даже если ваш ребенок был в обычном лагере, за который возврат не положен, главное, чтобы он отлично отдохнул!


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшкова Л. Л.

В статье рассмотрено при каких условиях детские оздоровительные лагеря освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горшкова Л. Л.

Текст научной работы на тему «Детские оздоровительные лагеря: освобождение от налога на добавленную стоимость»

Бухгалтер и закон

ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГА НАДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

На основании п. 3.2.10 ГОСТа Р 51185-2008, утвержденного приказом Ростехрегулирования от

18.12.2008 № 518-ст, детские оздоровительные лагеря — это предприятия, предоставляющие услуги размещения для детей, приезжающих для отдыха и оздоровления. В отношении обложения данных предприятий налогом на добавленную стоимость (НДС) Налоговый кодекс РФ (НК РФ) устанавливает определенные налоговые льготы.

Особенности освобождения детских оздоровительных лагерей от обложения НДС на территории РФ в соответствии с подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ. При рассмотрении особенностей освобождения детских оздоровительных лагерей от обложения НДС на территории РФ следует обратить внимание на подп. 18 п. Зет. 149 НК РФ. Согласно данному подпункту не подлежат обложению НДС на территории РФ услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

При анализе данного подпункта следует выделить, прежде всего, такое условие применения указанной льготы, как оформление услуг путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

В соответствии с п. 1 приказа Минфина России от 10.12.1999 № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности» (далее — Приказ № 90н) в качестве документов строгой отчетности утверждаются формы следующих бланков:

— путевка (форма№ 1);

— путевка (форма № 2);

— курсовка (форма № 3).

Необходимо иметь в виду, что технические недостатки путевок или курсовок не имеют значения для применения подп. 18 п. Зет. 149 НК РФ, если бланки содержат предусмотренные для них реквизиты. К такому выводу можно придти при анализе постановления ФАС Поволжского округа от 08.12.2009 №А57-16165/2008. Согласно данному постановлению при освобождении от обложения НДС услуг оздоровительного лагеря технические недостатки путевок не являются основанием для отказа в применении освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость с учетом того, что используемые учреждением бланки путевок содержат все необходимые реквизиты, которые позволяют определить:

— сроки предоставления услуг;

— лиц, выдавших путевки;

— лиц, получивших путевки, поскольку имеют сведения о родителях и организации, направившей ребенка;

— номер путевки, фамилию ребенка, его возраст.

Поскольку формы бланков предусмотрены Приказом № 90н для путевок и курсовок, то можно предположить, что курсовки также можно оценивать с позиции, представленной в постановлении ФАС Поволжского округа от 08.12.2009 № А57-16165/2008.

Далее, в соответствии с постановлением от 14.11.2005 № Ф04-8036/2005(16799-А03-15) ФАС

Западно-Сибирского округа допускается возможность внесения изменений и дополнений в бланк путевки. В данном случае имеется в виду внесение дополнительных сведений о продлении срока путевок.

Согласно п. 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 (далее — Положение № 105), бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом).

Вместе с тем, как следует из постановлений от

01.09.2008 №А42-7317/2007 и от25.08.2006 №А56-53796/2005 ФАС Северо-Западного округа, отсутствие в отрывных талонах к санаторно-курортным путевкам шестизначных номеров, проставленных типографским способом или нумератором, которые не относятся к обязательным реквизитам бланков строгой отчетности, не препятствует применению льготы, предусмотренной подп. 18 п. Зет. 149 НКРФ.

В качестве обоснования постановление от

01.09.2008 № А42-7317/2007 ФАС Северо-Западного округа указывает, что ни постановление Правительства РФ № 745, ни Приказ № 90н не содержат требования заполнять графу «Номер путевки» шестизначным номером типографским способом или нумератором. Более того, согласно постановлению от 25.08.2006 № А56-53796/2005 ФАС Северо-Западного округа доводы, что использованные налогоплательщиком бланки не являются бланками строгой отчетности, так как не пронумерованы нумератором, типографским способом, что противоречит Приказу № 90н, согласно которому бланки путевок, изготовленные по утвержденной данным приказом форме, относятся к бланкам строгой отчетности независимо от способа нумерации бланков.

Кроме того, не является основанием для отказа в применении налоговой льготы, предусмотренной подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ, отсутствие серии путевок на соответствующих бланках (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2008 № А56-2620/2008).

Помимо этого, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2005 № 09АП-5371/05-АК рассматривает случай, когда организация, осуществляющая функции детского оздоровительного комплекса, самостоятельно изготовила бланки путевок по утвержденной Минфином России форме на копировальном оборудовании с последующей нумерацией ручным

способом. Из содержания данного постановления следует, что эти действия не противоречат Положению № 105.

С другой стороны, согласно постановлению от 27.11.2007 № А26-3618/2007 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда отсутствие в бланках путевок такого обязательного реквизита, как указания порядкового номера и серии бланка строгой отчетности, проставленного типографским или иным аналогичным способом, лишает возможности использовать налоговую льготу, установленную подп. 18п. Зет. 149 НК РФ.

Законодательство не дает определения типографского способа проставления реквизитов документа.

Однако, исходя из общего значения слова «типографский», следует заключить, что речь идет о печатном способе проставления реквизитов.

В этом случае указание порядкового номера и серии бланка строгой отчетности ручным способом не соответствует положениям постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 № А26-3618/2007. Таким образом, вопрос о необходимости проставления номеров бланков путевок в конечном счете остается на усмотрение суда.

Особенности освобождения детских оздоровительных лагерей от обложения НДС на территории РФ в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ. При рассмотрении вопросов, связанных с освобождением детского оздоровительного лагеря от обложения НДС, важно обратить внимание на подп. 5 п. 2ст. 149 НК РФ. В силу данного подпункта обложению НДС не подлежит реализация на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, атакже продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

В силу п. 2 ГОСТа Р 50647-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от21.02.1994 № 35, предприятие общественного питания представляет собой предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

При этом следует учитывать, что положения подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений только в случае полного

или частичного финансирования этих учреждений из бюджета.

Чтобы определить статус оздоровительного лагеря как организации для целей обложения НК РФ, обратимся к нормативной правовой базе.

Как устанавливает п. 1 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон № 3266-1), образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Пункт 4 ст. 12 Закона № 3266-1 устанавливает перечень образовательных учреждений. Детские оздоровительные лагеря в данном пункте не указаны.

Иные положения законодательства также не относят детские оздоровительные лагеря к образовательным учреждениям.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми детских оздоровительных лагерей, не освобождается от обложения НДС.

В пользу данного предположения можно привести письмо МНС России от 16.07.2003 № 03-2-06/4/2203/27-Ю160. Данное письмо рассматривает ситуацию с организацией питания детей в летнем оздоровительном лагере комбинатом общественного питания. В соответствии с изложенной в нем позицией детские оздоровительные лагеря не относятся к образовательным учреждениям, и столовые данных заведений не вправе применять при обложении НДС льготу, предусмотренную подп. 5 п. 2ст. 149 НК РФ, при организации питания детей. Соответственно, и оздоровительный лагерь не вправе применять данную льготу.

Вместе с тем утверждение, что оздоровительные лагеря не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 5 п. 2ст. 149 НК РФ, справедливо не для всех случаев.

Постановление от 21.03.2006 № А52-5810/2005/2 ФАС Северо-Западного округа рассматривает случай, когда летние оздоровительные лагеря были учреждены на базе общеобразовательных школ по распоряжению муниципального образования. В этом случае применение льготы, предусмотренной подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, являлось правомерным.

Далее, согласно постановлению от 14.12.2006 № Ф09-11069/06-С2 ФАС Уральского округа освобождаются от обложения НДС в соответствии с подп. 5 п. 2ст. 149 НК РФ комбинаты школьного и детского питания, организующие питание детей в

летних оздоровительных лагерях, при условии, что данные лагеря являются структурными подразделениями образовательных учреждений. Следовательно, можно сделать вывод, если оздоровительный лагерь является структурным подразделением образовательного учреждения и осуществляет реализацию продуктов питания, произведенных столовой данной организации, то подобная реализация продуктов питания не облагается НДС.

Также на основании постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от05.06.2006,01.06.2006 № А50-4265/2006-А4 не подлежит обложению НДС реализация предприятием общественного питания в оздоровительном лагере при образовательном учреждении. Постановление не раскрывает значения нахождения лагеря при общеобразовательном учреждении. Но, исходя из общего смысла этого постановления, можно предположить, что данный лагерь является структурным подразделением общеобразовательного учреждения.

Любопытной представляется ситуация, изложенная в постановлении от 11.07.2006 № А09-10490/05-21 ФАС Центрального округа. Данное постановление рассматривает ситуацию, когда комбинат школьного питания обеспечивал питанием детей в оздоровительном лагере, объекты недвижимости которого находились в оперативном управлении муниципального учреждения дополнительного образования детей. В этом случае решение суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений подп. 5 п. 2ст. 149 НК РФ было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

Можно предположить, что вывод, содержащийся в постановлении от 11.07.2006 № А09-10490/05-21 ФАС Центрального округа, справедлив для случаев организации питания комбинатом общественного питания и самим лагерем при условии, что продукты питания производятся в столовой лагеря. Однако, в конечном счете, вопрос о применении налоговой льготы, предусмотренной подп. 5 п. 2ст. 149 НК РФ, остается на усмотрение суда.

Таким образом, вопрос об освобождении детских оздоровительных лагерей от обложения НДС регулируется, прежде всего, подп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ. В рассмотренном случае не подлежат обложению НДС на территории РФ услуги, оказываемые данными лагерями и оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод, что основные проблемы, связанные с практическим применением данного пункта,

связаны с разрешением вопроса о наличии или отсутствии соответствующих реквизитов. Что же касается освобождения детского оздоровительного лагеря от обложения НДС при реализации на территории РФ продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми данных лагерей, в соответствии с подп. 5 п. 2ст. 149 НК РФ, то подобное освобождение, по общему правилу, недопустимо. Исключение могут составлять случаи, когда:

— летние оздоровительные лагеря были учреждены на базе образовательных учреждений;

— летние оздоровительные лагеря являются структурными подразделениями образовательных учреждений;

— объекты недвижимости летних оздоровительных лагерей находились в оперативном управлении образовательных учреждений.

При этом указанные ранее образовательные учреждения должны полностью или частично финансироваться из бюджета.

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Об утверждении бланков строгой отчетности: приказ Минфина России от 10.12.1999 № 90н.

3. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

Платить ли НДС, если путевки передаются безвозмездно?

У бухгалтерий различных организаций возникало так много вопросов в связи с передачей путевок для сотрудников и их детей безвозмездно, что Министерство финансов ответило специальным письмом от 16 марта 2006 г. (№ 03-05-01-04/68). В письме разъяснено, что в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса операции по реализации услуг санаторно-курортных организаций, расположенных на территории РФ, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника оплаты.

Поэтому услуги российских санаторно-курортных организаций, включенные в стоимость путевок, оформленных по соответствующей форме и оплаченных организациями, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Из этого письма можно сделать вывод: для освобождения от НДС необходимы следующие условия:

  • путевки, стоимость которых компенсируется работникам полностью или частично, должны быть в санаторно-курортные учреждения;
  • эти учреждения должны находиться в России;
  • оплачиваемые путевки (курсовки) непременно оформляются бланками строгой отчетности.

Казалось бы, все понятно, и неоткуда взяться недоразумениям. Однако проверяющие могут сделать и другие выводы. Некоторые варианты решений, принятых налоговыми органами в ходе проверок, а также то, как на них отреагировали суды, мы разберем ниже.

Возмещение организацией части стоимости путевок

Не так уж и редко организация сама покупает путевки, от собственного имени, а уже затем передает их работникам на различных условиях, сотрудники могут оплачивать от 10 до 90 % стоимости. Предприятие считает, что эти операции НДС не облагаются.

Оказывается, налоговые органы могут посчитать и так: поскольку путевка до момента перехода к работнику поменяла собственника, значит, организация уже сама реализовала «товар» (путевки), т.е. передала своим сотрудникам возмездно, создавая объект налогообложения по НДС. Ну и как результат — начисление пени и недоимок. Что делать?

Интересно, что не одна организация обращалась по такому поводу в суд, и суды сделали разные выводы.

Краеугольным камнем является в этой ситуации решение о том, происходит ли реализация при переходе путевок от организации к работнику.

Можно считать, что организация не реализует путевки, а выступает в качестве посредника между санаторно-курортным учреждением и работником. Тогда получается, что, когда предприятие покупало путевки, оно не пользовалось услугами оздоровительных учреждений, и не собиралось ею пользоваться. При передаче же путевки сотруднику не происходит реализации.

На основании такой посылки были приняты решения о том, что организации, приобретавшие путевки для своих сотрудников, не должны платить НДС со стоимости путевок (Постановления ФАС Московского округа от 10.07.2008 № КА-А40/6157-08 и от 03.06.2008 № КА-А40/4825-08).

Но есть и другой подход к данному вопросу. Так, ФАС Уральского округа пояснил, что не подлежат налогообложению услуги санаторно-курортных организаций в связи со льготой, указанной в пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ. И не имеет значения, кто оплачивал путевку, услугой по ней воспользуется только одно лицо (Постановление от 16.01.2008 № Ф09-11153/07-С3).
К чему же мы пришли? На чем бы суд ни основывал свое решение, на льготе, на отсутствии объекта налогообложения, платить НДС организациям, выкупившим путевки для сотрудников, не надо.

Оформление услуг бланками строгой отчетности

Санаторно-курортным учреждениям следует быть особо внимательными в случаях, когда они не в состоянии сами оказать все услуги отдыхающим по собственным путевкам. Есть примеры, когда санатории не могли обеспечить питанием людей, приехавших по путевкам. Поскольку санаторно-курортные зоны чаще всего заполнены оздоровительными организациями, то они обращались к ближайшим лагерям и заключали с ними договоры о платном обеспечении курортников питанием.

Но если при этом получалось так, что эти услуги не были оформлены отдельными бланками строгой отчетности, а это является необходимым условием для получения льготы по налогообложению в соответствии с пп. 18 п. 3 ст. 149 НК, то санаторий вовсе не должен быть освобожден от НДС по этой операции. Зависимость строгая, без бланка строгой отчетности (путевки, курсовки) льгота не может быть применена. Таким образом, услуги по организации питания не будут считаться санаторно-курортными, соответственно будут облагаться НДС. При налоговой проверке обязательно будут сделаны дополнительные начисления. Судебная практика показывает, что подобные споры разрешаются в пользу налоговых органов при условии, что услуги не включены в путевки или курсовки, являющиеся бланками строгой отчетности.

Серьезным минусом могут стать нарушения при оформлении этих бланков. На какие нормативные акты следует ориентироваться? Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112). В данном Положении приведены правила для бланков строгой отчетности.

На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.
Документы должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма — для организации;
  • фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, установлен иной порядок заполнения бланка документа;
  • все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
  • все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

Проставление серии и номера на бланке документа, изготовленного типографским способом, осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланке документа не допускается, за исключением серии и номера, которые наносятся на копию (отрывные части) бланка документа. Бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

В случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Наличие кодов ОКВЭД для освобождения от НДС

Практика показывает, что налоговые органы могут ставить применение льготы в зависимость от условий, не указанных специально в статьях Налогового кодекса РФ, но, по их мнению, подразумевающихся. Подлежат ли льготам по освобождению от НДС те организации, у которых не имеется определенных кодов ОКВЭД? Минфин России в письме от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/68 заявляет, что в отношении услуг оздоровительных комплексов и пансионатов, находящихся на балансе организаций (учреждений), которые по своей основной деятельности не относятся к санаторно-курортным, оздоровительным организациям и организациям отдыха, указанная норма применяется при наличии у этих организаций (учреждений) соответствующих кодов Общероссийского классификатора видов деятельности, предусмотренных для санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, и оформлении вышеуказанных путевок и курсовок.

Что касается документов, подтверждающих правомерность применения указанного освобождения, то налогоплательщик для обоснования льготного налогообложения имеет право представлять в налоговые органы любые документы, не вызывающие сомнения у налоговых органов и свидетельствующие об осуществлении вышеназванных операций.

Но письмо Министерства финансов — это не федеральный закон, тем более, он не является истиной в последней инстанцией для судов, которые могут придерживаться иной точки зрения. Например, ФАС Уральского округа счел, что отсутствие кодов ОКОНХ и ОКВЭД не является основанием для отказа в предоставлении налоговых льгот, так как налоговым законодательством право на применение пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ связывается не с наличием соответствующего кода, а с фактом оказания услуг, поименованных в указанной норме, нахождением налогоплательщика на территории Российской Федерации и оформлением данных услуг путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (Постановление от 16.01.2008 № Ф09-11153/07-С3).

В настоящей статье мы не можем однозначно рекомендовать, как поступать читателям при решении этого вопроса, а лишь подчеркиваем неоднозначность существующих мнений и даем некоторые ориентиры.

Читайте также: