Проверка ндс по новому

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 6 октября 2020 г. № ЕД-20-15/129@ “О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС”

О проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС

Федеральная налоговая служба в целях повышения деловой активности и предоставления комфортных условий налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам, сообщает следующее.

I. В отношении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), в которых заявлено право на возмещение сумм налога из бюджета, предусмотренное статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), камеральная налоговая проверка может быть завершена по истечении одного месяца со дня представления налоговой декларации по НДС.

Для целей настоящего письма днем представления налоговой декларации по НДС понимается 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (предельный срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса для представления налоговой декларации), либо день представления уточненной налоговой декларации по НДС (но не ранее истечения предельного срока, установленного для представления налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период, за который представляется уточненная налоговая декларация) (далее - День представления).

Не позднее 10 календарных дней со Дня представления налоговой декларации по НДС, осуществляется оценка на соответствие условиям:

а) не представлено заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС;

налогоплательщик в соответствии с данными ПП "Контроль НДС" относится к низкому, среднему либо неопределенному (для индивидуальных предпринимателей) уровню риска;

возмещение НДС из бюджета Российской Федерации заявлялось в периоде, предшествующем налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС и по решению о возмещении (полностью либо частично) подтверждение суммы НДС к возмещению составило более 70% от суммы налога, заявлявшейся к возмещению;

более 80% вычетов по НДС от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком в проверяемой налоговой декларации по НДС, приходится на контрагентов низкого, среднего либо неопределенного (индивидуальные предприниматели) уровней риска, и не менее 50% суммы налоговых вычетов по НДС приходится на контрагентов, указанных в налоговой декларации за предшествующий налоговый период;

б) сумма уплаченных налогов за три года, предшествующих налоговому периоду, за который представлена налоговая декларация по НДС, превышает сумму налога заявленной к возмещению из бюджета по такой декларации 1 ;

II. По истечении одного месяца со Дня представления налоговой декларации, налогоплательщики, соответствующие вышеуказанным условиям оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям:

отсутствие ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;

отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, и несоответствий сведениям об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее - Расхождения), либо Расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации или о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации;

отсутствие признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к завышению суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета либо к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации.

При проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС, определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает:

1. Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю:

1.1. Еженедельно, не позднее третьего рабочего дня, формировать перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "а" пункта I настоящего поручения, и в течение двух рабочих дней, следующих за днем формирования перечня, доводить его до управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - Управления), межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН) по месту учета, указанных в перечне налогоплательщиков; 2

1.2. По готовности к использованию программного обеспечения по автоматизированному формированию указанного в пункте 1.1. перечня, довести до Управлений, МИ ФНС России по КН инструкцию на рабочие места по использованию соответствующего программного обеспечения при администрировании НДС.

2. Управлениям, МИ ФНС России по КН не позднее 1 рабочего дня, со дня получения перечней налогоплательщиков, указанных в пункте I настоящего поручения, формировать итоговый перечень налогоплательщиков, соответствующих условиям, указанным в подпункте "б" пункта I настоящего поручения и доводить его до территориальных налоговых органов, подведомственных межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам в тот же срок.

3. Управлениям обеспечить реализацию положений приказа ФНС России от 29.09.2020 N ЕД-8-15/27дсп@ в сроки, достаточные для принятия решений о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации с учетом применения порядка, доведенного данным поручением.

4. Управлениям, МИ ФНС России по КН обеспечить завершение камеральных налоговых проверок по истечении одного месяца со Дня представления налоговых декларации по НДС (уточненных налоговых деклараций по НДС), в отношении налогоплательщиков при одновременном соблюдении условий, указанных в пунктах I и II настоящего поручения.

5. В случае если после вынесения решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, установлены обстоятельства, свидетельствующие:

о наличии признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов),

о выявлении объектов налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса),

о несоблюдении хотя бы одного из двух условий, определенных в пункте 2 статьи 54.1 Кодекса в рамках заключенных налогоплательщиком сделок (операций),

о наличии иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, указывающих на завышение суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, налоговым органам в соответствии с положениями Рекомендаций ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок от 12.02.2018 N ЕД-5-2/307дсп@, незамедлительно организовывать мероприятия по проведению предпроверочного анализа с целью направления его результатов в Управление для рассмотрения вопроса о включении налогоплательщика в План проведения выездных налоговых проверок.

6. Управлениям, МИ ФНС России по КН, Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю обеспечить применение настоящего поручения в отношении налоговых деклараций по НДС, представленных после 01.10.2020 за налоговые периоды начиная с 3 квартала 2020 года.

7. Управлениям, МИ ФНС России по КН представлять информацию в Межрегиональную инспекцию ФНС России по камеральному контролю в срок не позднее 10 декабря, 10 марта, 10 июня, 10 августа по форме, согласно приложению, к настоящему поручению.

8. Управлениям, МИ ФНС России по КН довести настоящее поручение до нижестоящих налоговых органов.

Приложение: в электронном виде.

Д.В. Егоров

1 Совокупная суммы уплаченных налогов в целях применения настоящего письма рассчитывается в соответствии с письмом ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390, при этом учитывается не 3 календарных года, а 36 месяцев, предшествующих отчетному периоду.

2 Пункт действует до введения автоматизированной индикации декларации по НДС налогоплательщика в окне оперативной работы ПП "Контроль НДС"

Приложение
к письму ФНС России
от 6 октября 2020 г.
№ ЕД-20-15/129@

Код региона Наименование региона ИНН Налогоплательщика КПП Налогоплательщика Наименование налогоплательщика, предъявившего сумму НДС к возмещению из бюджета Налоговый период Рег. номер декларации Дата представления декларации Сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, руб. Срок проведения камеральной налоговой проверки Основания продления срока камеральной налоговой проверки декларации более 1 месяца Сведения о передаче материалов КНП в ППА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Итого: Х Х Х Х Х Х Х Х Х

Порядок формирования отчета:

Отчет формируется нарастающим итогом в разрезе налогоплательщиков, в отношении которых камеральная налоговая проверка проводилась (планировалась к проведению) в сокращенный срок

В гр. 6 указывается налоговый период следующим образом: 202002 = 2 квартал 2020, 202003 = 3 квартал 2020 и т.д. В данной графе указывается налоговый период по всем налоговым декларациям, включая уточненные.

В гр. 8 указывается дата представления актуальной налоговой декларации

В гр. 10 указывается признак: 1 - КНП завершена по истечении одного месяцев; 2 -КНП проводится более 1 месяца

В гр. 11 указывается признак: 1 - наличие неустранённых расхождений, сформированных в прикладной подсистеме «Контроль НДС», свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета; 2 - наличие признаков уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета в результате нарушения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации; 3 - наличие иных признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, свидетельствующих о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета.

В гр. 12 указывается признак: 0 - сведения в ППА не переданы; 1 - сведения в ППА переданы

Обзор документа

ФНС составила алгоритм действий по проведению камеральной проверки деклараций по НДС, поданных добросовестными налогоплательщиками.

В отношении деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, камеральная проверка может быть завершена по истечении месяца со дня подачи деклараций. День предоставления декларации по НДС - 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, либо день подачи уточненной декларации.

Не позднее 10 календарных дней со дня направления декларации по НДС налоговые органы проводят оценку на соответствие определенным условиям (приведен перечень). По истечении месяца со дня предоставления декларации в отношении прошедших оценку налогоплательщиков проводится проверка на отсутствие нарушений, а также ошибок в декларациях и противоречий в сведениях.

При проведении камеральной проверки оценка целесообразности налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты, определяется с учетом сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа.

Данный порядок применяется в отношении деклараций по НДС, поданных после 1 октября 2020 г. за налоговые периоды начиная с III квартала 2020 г.

Даны рекомендации по формированию перечня налогоплательщиков, соответствующих перечисленным в письме условиям.

Елизавета Кобрина

Камеральная проверка по НДС

Что такое камеральная проверка НДС и когда она нужна

Камеральная проверка — это стандартная форма контроля от налоговой службы. Ее проводят в офисе ИФНС: к вам в компанию не придут, но могут потребовать дать пояснения и предоставить документы. О проведении проверки вы можете даже не узнать. Налоговая об этом, как правило, не сообщает, если у нее не возникает вопросов.

Таким способом проверяют большинство отчетов и деклараций на соблюдение сроков, наличие ошибок и расхождений с другой отчетностью. Задача проверяющих — убедиться, что вы правильно рассчитали налог, нигде не ошиблись и не обманули.

Камеральную проверку по НДС проводят по каждой представленной декларации с помощью системы АСК НДС. Внимательнее проверяют отчетность, в которой налогоплательщики заявляют налог к возмещению, — то есть хотят вернуть налог из бюджета или зачесть его в счет будущих платежей, а не заплатить еще больше. Так бывает, когда по итогам квартала сумма вычетов оказывается больше суммы рассчитанного налога. По декларациям с возмещением ФНС чаще истребует документы на вычеты, проводит допросы и осмотры помещений.

Сроки камеральной проверки НДС в 2021 году

Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.

Вот возможные сроки камералки по НДС:

  • один месяц с последнего дня срока, установленного для сдачи декларации, — сокращенный срок в рамках пилотного проекта, который применяется для добросовестных налогоплательщиков с 3 квартала 2020 года (письмо Минфина от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
  • два месяца со дня подачи декларации — стандартный срок проверки декларации по НДС;
  • три месяца со дня подачи декларации — продленный срок, к которому переходят, если находят признаки нарушения законодательства или противоречия с имеющимися сведениями;
  • шесть месяцев — для деклараций иностранных организаций.

Декларацию по НДС сдавайте ежеквартально — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если во время камералки вы сдадите уточненную декларацию, инспекция прекратит проверку первичного отчета и начнет проверять новый. Получается, что отсчет нового срока начнется со следующего дня за днем подачи уточненки.

Как проходит проверка НДС

Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.

Углубленную проверку проводят, если:

  • находят противоречия и несоответствия в вашей внутренней отчетности;
  • находят противоречия и несоответствия с данными ФНС, например, когда у вас с контрагентом не сошлись суммы по сделкам или когда контрагент не отразил сделку в отчете совсем;
  • заявлен налог к возмещению;
  • в отчетности заявлены налоговые льготы.

Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.

Как ответить на требование о даче пояснений

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям.

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

Какие мероприятия налогового контроля применяются при камералке

В ходе углубленной камеральной проверки налоговая часто проводит дополнительные мероприятия:

  • Истребование документов и информации у вас и контрагентов. В общем случае это не предусмотрено, но их запрашивают при проверке деклараций с НДС к возмещению, подаче уточненки с уменьшенной суммой налога, заявлении льгот по НДС, есть вероятность занижения суммы налога к уплате.
  • Допрос свидетелей. Некоторые суды считают, что допросы не соответствуют природе камеральной проверки. Но в НК РФ запрета на допрос, на это указывает и Минфин, и ФНС.
  • Назначение экспертизы. Из ст. 95 НК РФ следует, что эксперта можно привлекать для любого налогового контроля, того же мнения придерживаются сами контроллеры и суды.
  • Осмотр помещений, территории, документов и предметов. Осмотр проводится в случае, если в деклараций по НДС заявлено право на возмещение или налоговики выявили в отчетности противоречие, которое указывает на возможное занижение НДС к уплате или завышение налога к возмещению. Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.

Отдельно стоит остановиться на истребовании документов, так как у налогоплательщиков возникает много вопросов по списку бумаг, которые могут запросить. По правилам это любые документы, подтверждающие правомерность вычетов и льгот: счета-фактуры, первичка, специальный реестр. Если в декларации будут расхождения с отчетами контрагентов или внутренние противоречия, могут запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета счетов-фактур.

Представить документы надо в течение 10 рабочих дней через ТКС, личный кабинет или лично в виде бумажных копий. За нарушение срока положен штраф 200 рублей за каждый документ.

Окончание налоговой проверки

Проверка заканчивается, когда работники налоговой получат все необходимые данные и проведут мероприятия по проверке, убедившись в отсутствии нарушений или их наличии.

Документ, который подтверждает завершение камералки — акт проверки. Но его составляют только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах. В ином случае акт не составят и об окончании проверки вам не сообщат. Исключение — проверка декларации по НДС с заявленным к возмещению налогом. Если в ней не будет нарушений, налоговики либо вынесут решение о возмещении сумм НДС, либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений.

Если же по итогам проверки контролеры нашли нарушения, акт обязателен. Его оформляют в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки и передают налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у вас есть возражения по акту, запишите их и подайте в налоговую вместе с подтверждающими вашу позицию документами.

После того как инспекция рассмотрит акт и ваши возражения, руководитель налоговой вынесет решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. Его примут в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений. Решение вам вручат в течение 5 дней после вынесения.

Сдавайте декларации по НДС через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией. Проходите проверку по внутренним и междокументным контрольным соотношениям и вносите корректировки в отчеты еще до отправки в налоговую. Еще в Бухгалтерии можно вести бухучет, проводить расчеты с сотрудниками, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Соответствие контрольным соотношениям ввели в НК

Перечень контрольных соотношений декларации по НДС определен еще письмом ФНС от 23 марта 2015 № ГД-4-3/4550@. Только раньше при их невыполнении декларации принимали, но требовали пояснений о причинах несоответствия.

С 1 июля 2021 года статья 174 НК РФ дополняется пунктом 5.3 (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ). В новой норме говорится, что декларация по НДС должна соответствовать контрольным соотношениям.

Тогда ее примут. В противном случае – сочтут непредставленной.

Новое правило будет действовать для деклараций, поданных после 1 июля 2021 года.

Уведомление об отказе в приеме декларации

Если налоговая обнаружит в вашей декларации несоответствие в контрольных соотношениях, она вас об этом уведомит.

Это произойдет не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

После получения уведомления вы должны в 5-дневный срок представить декларацию, в которой несоответствия контрольным соотношениям устранены.

Нужно успеть вовремя. Тогда налоговая будет считать, что вы отчитались по сроку сдачи первого (признанного непредставленным) отчета.

Ну а теперь о самих контрольных соотношениях.

Перечень контрольных соотношений

Контрольные соотношения - это сверка показателей налоговой декларации по НДС на соответствие общих сумм по разделам декларации. Смотрите их в таблице от ФНС.

Учтите сокращения в графе «Контрольные соотношения» таблицы:

  • «р.» - раздел;
  • «ст.» - строка;
  • «гр.» – графа;
  • «прил.» - приложение;
  • «дНДС» - декларация по НДС.
Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, свидетельствующие о нарушении порядка ее заполнения, в части реализации положения пункта 5.3 статьи 174 НК РФ
№ п⁄пКонтрольное соотношениеОписание Контрольного соотношения
1р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 - ст. 190 гр. 3Сопоставление показателей внутри Раздела 3 Декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – Декларация)
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет по Разделу 3, равна разнице величины общей суммы налога, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога по Разделу 3 и общей сумме налога, подлежащей вычету по Разделу 3
2ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6)Сопоставление показателей Раздела 1 Декларации с Разделами 3, 4, 5, 6 Декларации
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в Разделе 1 Декларации, равна суммарно отраженному к уплате по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации
3гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 050 прил. 1 к р. 9 - ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 2, 3, 4, 6 и 9 Декларации
Общая сумма исчисленного налога по Разделам 2, 3, 4, 6 Декларации равна итоговой сумме налога по Разделу 9 Декларации с учетом Приложения к Разделу 9 Декларации
4ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 - ст. 005 прил. 1 к р. 8]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 3, 4, 5, 6 и 8 Декларации
Общая сумма вычетов по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8 Декларации с учетом Приложения к Разделу 8 Декларации
5сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8Выявление несоответствий в Разделе 8 Декларации
Сумма всех вычетов построчно по Разделу 8 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8
6стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДСВыявление несоответствий в Приложении 1 к Разделу 8 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге покупок Приложения 1 к Разделу 8 и суммы налога по счету фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету равно сумме налога всего по Приложению 1 к Разделу 8 Декларации
7сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 20% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 20% Раздела 9 Декларации на последней странице
8сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 10% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 10% Раздела 9 Декларации на последней странице
9сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 18% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 18% Раздела 9 Декларации на последней странице
10ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 20% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 20%
11ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 10% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 10%
12ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 18% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 18%


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Камеральная налоговая проверка – это вид контроля за соблюдением налогоплательщиками принятого в настоящее время налогового законодательства. Правила проведения камеральной проверки отражены в ст. 88 НК РФ.

Камеральная проверка, в отличие от выездной проводится на территории налогового органа, а сам налогоплательщик в ней участия не принимает. Налогоплательщик может быть не в курсе того, что в отношении его сданной отчетности начата налоговая проверка. В случае обнаружения ошибок ИФНС обязана известить об этом налогоплательщика.

В процессе проведения камеральной налоговой проверки инспектор вправе:

  1. Требовать подтверждающие документы от налогоплательщика.
  2. Требовать пояснений или уточнений сведений, содержащихся в отчетности.
  3. Проводить выемку документов.
  4. Запрашивать данные у контрагентов.
  5. Проводить экспертизу и осмотр помещения.

В данном случае стоит пояснить, что несмотря на проведение камеральной проверки не на территории налогоплательщика инспектор вправе удостовериться в правильности применения организацией территорий и помещений с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Проведение экспертизы или осмотра помещений, а также выемка документов инициируется должностным лицом налогового органа, в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 81 статьи 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

Основанием для такого действия может стать только мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

При проведении осмотра или выемки документов обязательно присутствие понятых, уполномоченного представителя компании, в отношении которой проводится проверка. Без «свидетелей» инспекция не имеет права проводить осмотры и делать выводы.

Что изменилось в порядке проведения камералки в 2021 году

Министерством финансов был принят закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ, в котором инспекторы получают новые полномочия в истребовании документов, подтверждающих хозяйственные операции, а также новые причины приостановки или возобновления камеральной проверки.

1.ИФНС получили полномочия требовать документы и пояснения по операциям, которые не подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения. В предыдущей редакции ст.88 НК РФ запрос мог быть осуществлен только в отношении льгот, которых были лишены другие налогоплательщики.

Операции, не подлежащие налогообложению закреплены в ст. 149 НК РФ. Если вы работали с контрагентом по одной из таких операций, то инспекция вправе затребовать документы для проверки достоверности данного факта и права у вашего контрагента на применение льготы.

2.Новый пункт НК РФ будет содержать случаи, при которых инспекторы откажут вам в принятии отчетности. Согласно новым положениям отчетности считается непринятой и несданной, если:

  • Декларация или расчет подписаны неуполномоченным лицом . И не думайте, что такого не может быть – представьте ситуацию, когда бухгалтер ведет несколько организаций, но только в одной из них оформлен как лицо, уполномоченное подписывать декларации, а в остальных нет, но по запарке бухгалтер может подписать все подготовленные им декларации и вот, инспектор уже не принимает те, в которых данный бухгалтер не имеет права подписи;
  • Декларация или расчет подписаны дисквалифицированным лицом . Дисквалификация может быть подтверждена вступившим в силу постановлением по административному правонарушению и на момент подписания и отправки декларации срок данной дисквалификации не истек.
  • В реестрах ЗАГС содержится информация о дате смерти физического лица , наступившей ранее, чем была подписана декларация или расчет. Ситуация кажется абсурдной, но что в работе бухгалтера только не происходит.
  • До момента подачи декларации в ЕГРЮЛ внесли запись о недостоверности сведений о физическом лице, подписавшем декларацию. Самая частая ошибка тут кроется в смене паспортных данных, особенно, если паспорт был сменен не в связи с наступлением определенного возраста, а скажем, в связи с утерей.
  • До момента подачи декларации или расчета в ЕГРЮЛ появилась запись о реорганизации, ликвидации или прекращении деятельности организации или исключению из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
  • Поданная декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям .

Все контрольные соотношения, которые свидетельствуют о нарушении порядка заполнения декларации по НДС в части реализации п. 5.3. ст. 174 Налогового кодекса представлены в нашем материале:

Описание контрольного соотношения

р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 - ст. 190 гр. 3

Сопоставление показателей внутри Раздела 3 Декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – Декларация) Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по Разделу 3, равна разнице величины общей суммы налога, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога по Разделу 3 и общей сумме налога, подлежащей вычету по Разделу 3

ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6)

Сопоставление показателей Раздела 1 Декларации с Разделами 3, 4, 5, 6 Декларации Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в Разделе 1 Декларации, равна суммарно отраженному к уплате по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации

гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 050 прил. 1 к р. 9 - ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС]

Сопоставление показателей суммового значения Разделов 2, 3, 4, 6 и 9 Декларации Общая сумма исчисленного налога по Разделам 2, 3, 4, 6 Декларации равна итоговой сумме налога по Разделу 9 Декларации с учетом Приложения к Разделу 9 Декларации

ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 - ст. 005 прил. 1 к р. 8]

Сопоставление показателей суммового значения Разделов 3, 4, 5, 6 и 8 Декларации Общая сумма вычетов по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8 Декларации с учетом Приложения к Разделу 8 Декларации

сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8

Выявление несоответствий в Разделе 8 Декларации Сумма всех вычетов построчно по Разделу 8 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8

стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДС

Выявление несоответствий в Приложении 1 к Разделу 8 Декларации Сложение итоговой суммы налога по книге покупок Приложения 1 к Разделу 8 и суммы налога по счету фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету равно сумме налога всего по Приложению 1 к Разделу 8 Декларации

сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней странице

Выявление несоответствий сведений в Разделе 9 Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 20% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 20% Раздела 9 Декларации на последней странице

сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней странице

Выявление несоответствий сведений в Разделе 9 Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 10% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 10% Раздела 9 Декларации на последней странице

сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней странице

Выявление несоответствий сведений в Разделе 9 Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 18% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 18% Раздела 9 Декларации на последней странице

ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС

Выявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9 Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 20% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 20%

ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС

Выявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9 Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 10% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 10%

ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС

Выявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9 Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 18% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 18%

  • Расчет по страховым взносам представлен с ошибками . Эта норма закреплена в п. 7 ст. 431 НК РФ и гласит о том, что в случае, если в представленном расчете по страховым взносам указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным.

Как вы видите, изменения коснулись в основном лиц, имеющих право подписи декларации или расчета, а также достоверности данных, содержащихся в отчетности. Если вы сомневаетесь в правильности сформированной декларации, то можно ее протестировать на наличие ошибок в сервисе БухСофт. Просто закажите бесплатный доступ на 2 недели.

Если инспекторы ФНС обнаружат хоть одно из представленных обстоятельств, в течение 5 дней они обязаны уведомить налогоплательщика о признании налоговой декларации непредставленной, в виду наличия ряда принципиальных ошибок.

Сроки камеральной проверки

Общее правило проведения камеральных проверок гласит, что срок проверки не может превышать 3-х месяцев с даты, следующих за датой предоставления декларации.

Особые сроки выделены только по декларациям НДС.

Декларации, которые были направлены в инспекцию до 4 сентября 2018 года – срок проверки 3 месяца, для тех же, которые попали в налоговую после 4 сентября 2018 года –срок проверки 2 месяца, однако, если будут обнаружены существенные расхождения или нестыковки, то срок проверки может быть продлен до 3 месяцев, о чем инспекция не обязана вам сообщать.

ФНС запустила пилотный проект в котором сроки камералки по НДС могут сократить до 1 месяца .

Кто может пройти камералку по НДС за месяц

ФНС указали особенности проведения проверки в сокращенный срок в письме от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129@.

Все новые правила действуют только в отношении деклараций, которые были сданы после 1 октября 2020 года за налоговые периоды начиная с III квартала 2020 года.

Теперь камеральная проверка по НДС будет проходить в 2 этапа:

Первый этап занимает 10 календарных дней с момента представления декларации. Для его прохождения должны выполняться пять условий:

1. Декларация по НДС представлена не в заявительном порядке.

2. Налогоплательщик, по данным налоговой, относится к низкому, среднему либо неопределенному (для ИП) уровню риска.

3. Налогоплательщик уже заявлял возмещение по НДС в предшествующем периоде. При этом налоговый орган подтвердил возмещение более 70 % от заявленной суммы.

4. Вычеты в представленной декларации соответствуют двум критериям:

  • от 80 до 100 % приходится на контрагентов с низким, средним либо неопределенным (для ИП) уровнем риска;
  • не менее 50 % суммы вычетов приходится на контрагентов из декларации за предшествующий период.

5. Сумма НДС, которую заявили к возмещению, меньше суммы всех уплаченных налогов за 36 месяцев, предшествующих отчетному кварталу. В перечень налогов попадает не только НДС, но и акцизы, налог на прибыль, НДПИ и пр.

Если все в порядке – проверка вступает во второй этап. Для его успешного прохождения должны быть соблюдены следующие условия:

  • нет ошибок или противоречий в представленной декларации;
  • нет различий между книгой покупок и книгой продаж, представленной в декларации компании и декларациях контрагентов;
  • нет признаков нарушения законодательства, приводящих к уменьшению налоговой базы или к завышению налоговых вычетов.

Если все условия соблюдаются, то возмещение по НДС будет одобрено вам через месяц, если у инспектора возникли вопросы, то срок проверки продлят, но сообщать об этом вам не будут.

Есть ли риск в быстрой проверке?

Налоговая будет проверять заявителей даже после того, как закончит камеральную проверку и возместит НДС. Если инспекторы найдут признаки нарушений, то начнут предпроверочный анализ и могут включить ИП или организацию в план выездных налоговых проверок.

Перед сдачей декларации, в надежде на быструю проверку обязательно обратите внимание на следующие пункты:

  1. Все сведения в декларации отражены без ошибок и не приводят к занижению налоговой базы.
  2. Все имеющиеся объекты налогообложения без ошибок приняты к бухгалтерскому и налоговому учету.
  3. Основная цель всех ваших хозяйственных операций - не занизить налог, а получить прибыль. Тут можно много спорить, но если все ваши сделки приходятся на конец квартала, это может вызвать определенные вопросы у инспектора.
  4. Сделка была исполнена по договору контрагентом или лицом, которому было поручено исполнить обязательства.

Декларации, поданные с помощью сервисов БухСофт уже проверены на ошибки и будут поданы в срок.

Читайте также: