Ндс в тсж на осно

Опубликовано: 02.05.2024

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – один из способов реализации управления жилищными объединениями, разрешенный и регламентированный законодательством РФ. Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой структурой, ее деятельность должна подчиняться правилам учета: бухгалтерского и налогового.

В чем состоят нюансы учетных операций по ТСЖ, какими проводками они оформляются, каковы тонкости налогообложения, разбираем в статье.

Зачем создаются ТСЖ

Данные объединения возникают для целей повышения эффективности управления комплексами жилой недвижимости.

К СВЕДЕНИЮ! Более популярны ТСЖ для управления большими домами, состоящими из множества квартир. Но закон ничего не имеет против объединения в такую систему владельцев близкорасположенного приватного жилья.

Задачи, которые призваны решать ТСЖ:

  • следить за поддержанием жилья в надлежащем состоянии;
  • улучшать условия для жизни в своем объединении;
  • своевременно устранять возникающие проблемы в рамках своих компетенций.

Нужно ли применять ККТ при расчетах ТСЖ за оказание услуг своим членам и приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Для решения этих задач ТСЖ может заниматься коммерческой деятельностью, чтобы получать доход и наполнять свой фонд.

Такой деятельностью может быть:

  • сдача помещений внаем;
  • строительство дополнительных зданий, сооружений, других объектов недвижимости;
  • обслуживание и ремонт собственности ТСЖ.

Иногда ТСЖ предпринимает действия, прямо направленные на получение дохода, а не оказание пользы имуществу и жильцам ТСЖ. Однако, полученный доход также пойдет на целевое использование. Коммерческая деятельность, приносящая ТСЖ доход, может быть следующей:

  • заключение договора на размещение рекламы на домах и другом имуществе, находящемся в ТСЖ;
  • договоры с компаниями, проводящими Интернет, кабельное телевидение и т.п.;
  • аренда нежилых помещений, находящихся в собственности ТСЖ;
  • договоры с жильцами на оказание им бытовых услуг и т.п.

ВАЖНО! Учетная политика ТСЖ от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Средства, полученные от коммерческой деятельности ТСЖ, признаются доходами. Источниками средств для деятельности ТСЖ, помимо дохода от коммерции, могут быть:

  • членские взносы;
  • вступительные взносы;
  • текущие платежи;
  • субсидии из бюджета;
  • плата за аренду помещений;
  • спонсорская помощь и др.

Полученные средства следует тратить исключительно на заявленные цели, действуя в интересах членов ТСЖ. Это может быть выполнение ремонтных работ, облагораживание прилегающей территории, организация охраны, дополнительное строительство и т.д. Фонды, из которых берутся средства, оговариваются в Уставе ТСЖ. Текущие платежи жильцов расходуются, как правило, на коммунальные услуги.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все средства, полученные ТСЖ, не являются доходами и не могут использоваться иначе, как по направлениям Устава.

Почему ТСЖ необходим учет

Товарищество собственников жилья с точки зрения права является юридическим лицом. Как в любой организации, в некоммерческом объединении деятельность подразумевает финансовую динамику, а значит, подлежит строгому бухгалтерскому и налоговому учету.

Создание и функционирование ТСЖ регламентировано соответствующими законодательными актами, такими как:

  • ст. 135, 136, 148 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12. 2011 года «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету № 106н «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ 06.10. 2008 года – в тех частях, которые не противоречат вышеуказанному Федеральному закону;
  • Приказ Минфина РФ №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07. 2010 года;
  • внутренняя учетная политика организации.

На основании этих нормативных документов ТСЖ должно вести бухгалтерский учет и подвергаться налогообложению.

Бухучет в ТСЖ призван решать такие задачи:

  • контроль над поступлениями денежных средств;
  • отражение финансов на правильных бухгалтерских счетах;
  • формирование фондов и распределение полученных средств.

Поскольку ТСЖ с точки зрения законодательства является юридическим лицом, оно должно иметь свой управляющий орган, а значит, иметь в своем штате лиц, выполняющих обязанности бухгалтера: вести учет и своевременно предоставлять данные налоговикам, в Пенсионный фонд, в органы статистики.

ТСЖ и нюансы бухгалтерии

Бухгалтерский учет включает в себя анализ хозяйственной деятельности ТСЖ и формирование необходимой документации.

Особенности бухучета в ТСЖ

Юридически бухгалтерия в ТСЖ ничем не отличается от учета любой некоммерческой организации. На практике существует ряд нюансов, которые следует соблюдать.

  1. Любая отчетность подразумевает некий контрольный период. В ТСЖ он, как правило, составляет год. Нужно указать, как изменилось финансовое состояние организации за этот промежуток времени. Годовой отчет допускается к вниманию любого члена ТСЖ, поскольку скрывать прибыль товарищества от его собственников никто не имеет права.
  2. Чтобы правильно распланировать затраты и предусмотреть доходы на следующий период, бухгалтерия должна по итогам предыдущего года составить смету на грядущий год и утвердить ее на общем собрании. Эта смета и станет основой для будущего бухучета.
  3. Смету необходимо опубликовать (на сайте ТСЖ и/или на федеральном ресурсе), а затем отчитываться о ее исполнении территориальной инспекции жилнадзора (приказ Минстроя от 22 декабря 2014 года № 882/пр).

Отчетность по бухгалтерии ТСЖ

Как утверждает ФЗ №402, бухгалтерская отчетность Товарищества как некоммерческого объединения должна включать в себя такие документы:

  • баланс (форма 4) – 1 раз в квартал;
  • отчет с подтверждениями целевого применения финансов – ежегодно;
  • приложения.

ВАЖНО! Если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то отчетность может обойтись и без бухгалтерских приложений, ограничившись первыми двумя пунктами.

Дополнительно сдаются обязательные сведения в Пенсионный фонд по месту регистрации: индивидуальные данные и форма РСВ-1.

Главным финансовым документом ТСЖ, на основании которого составляется бухгалтерский баланс, является смета поступлений и трат, которая сводится ежегодно и утверждается на общем собрании членов ТСЖ. С отчетом о финансовой динамике может ознакомиться любой собственник жилья.

Отражение на балансе обязательных поступлений

Платежи, перечисляемые членами ТСЖ в качестве оплаты за коммунальные услуги, вступительные взносы, другие принятые уставом виды оплат не признаются в качестве дохода объединения. Их следует учитывать как средства, поступившие для целевого финансирования, и отражать на балансе на счете 86 «Целевое финансирование». Дебетом могут быть счета 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета», действующие в корреспонденции со кредитом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение на балансе субсидий из бюджета

Бюджет может субсидировать исключительно целевое финансирование. Счет 86, предназначенный для его отражения, может дополняться такими субсчетами, как:

  • 86-1 «Целевые взносы собственников жилья»;
  • 86-2 «Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг»;
  • 86-3 «Дотации из местного бюджета»;
  • 86-4 «Скидки льготным категориям населения»;
  • 86-5 «Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)»;
  • 86-6 «Прочие целевые поступления»

Учет доходов от коммерческой деятельности ТСЖ

ТСЖ может вести такую деятельность, так как это способствует реализации его целей и задач (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Это может быть оказание ремонтных услуг, выполнение различных работ за счет действий штатных электриков, сантехников и других мастеров. Учет по такой деятельности должен вестись отдельно от других видов поступлений и расходов. Это позволит разделить облагаемую налогом часть финансов и ту, что не считается доходной и по этой причине не входит в налоговую базу.

Выручка, полученная от оказания услуг и выполнения работ, является доходом от обычных видов деятельности. Для ее отражения предназначен кредит счета 91 «Продажи» с субсчетом 90-1 «Выручка», корреспондирующий со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или субсчетом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение затрат ТСЖ

Целевое использование средств ТСЖ проходит по счету 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета для различных направлений основной деятельности, а также коммерческих работ и услуг.

Пример проводки

Представим, что в штате ТСЖ находится электрик, чей труд оплачивается сдельно, который выполнил для одного из жильцов замену проводки. Материалы приобретены самим жильцом. Человек оплатил работу электрика сразу после сдачи по установленным в ТСЖ тарифам. Вот что требуется отразить на бухгалтерском балансе:

  • дебет 50 , кредит 62 – получение оплаты от жильца — заказчика;
  • дебет 62, кредит 90-1 – признание полученных средств доходом;
  • дебет 90-3, кредит 68 – начисление НДС со стоимости выполненной работы;
  • дебет 20-2, кредит 70 – начисление сдельной зарплаты штатному электрику;
  • дебет 20-2, кредит 69 – начисление страховых взносов на сумму трудового вознаграждения;
  • дебет 90-2, кредит 20-2 – списание себестоимости выполненной работы;
  • дебет 90-9, кредит 99 – отражение финансового результата – прибыли.

Помимо перечисленных операций, на балансе ТСЖ будут отражаться затраты на ремонт общего жилого имущества и учет основных средств организации.

ТСЖ и отечественное налогообложение

По умолчанию после регистрации ТСЖ, как и любая организация, находится на общей системе налогообложения. Но она имеет полное право перейти на УСН, и большинство выбирает этот вариант, поскольку в таком случае бухгалтерская деятельность и отчетность будут минимальными.

Отчетные документы, сдаваемые в ИНФС:

  • декларация по «упрощенке»;
  • декларация по налогу на доходы физических лиц-2;
  • среднесписочная численность членов ТСЖ.

ТСЖ выполняет работы и оказывает услуги самому себе, а не другим сторонам, поскольку его главный вид деятельности – это содержание и ремонт собственных жилых помещений, это прямой показатель к использованию УСН. Средства, полученные от этой деятельности, не могут быть признаны доходами, а значит, существуют нюансы с начислением на них налогов.

Еще раз перепроверим: не являются доходами:

  • вступительные взносы;
  • членские взносы;
  • паевые взносы;
  • пожертвования благотворителей;
  • спонсорская помощь;
  • резервные отчисления;
  • государственные субсидии.

Являются доходами и подлежат налогообложению:

  • средства, полученные в результате коммерческой деятельности ТСЖ (реализационные и внереализационные – ст. 249 и 250 НК РФ);
  • обязательные платежи по оплате содержания, текущего и капитального ремонта жилой собственности (письмо Минфина от 05.05 2006 г. №03-03-05/8);
  • суммы, полученные от кого угодно, кроме учредителей и членов организации.

Расходами для целей налогообложения признаются траты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ: экономическая обоснованность и документальная подтвержденность.

ВАЖНО! Имеет решающее значение источник поступления средств, даже на одинаковые цели. Например, если финансы внесены собственниками ТСЖ на капитальный ремонт, они не подлежат налогообложению. Если эти же финансы внесены владельцами недвижимости, не являющимися членами ТСЖ, это будет считаться доходом и входить в налоговую базу.

Как и любая организация на УСНО, ТСЖ должно выбрать одну из форм налогообложения:

  • платить НДФЛ со всех сумм, признанных доходами;
  • выбрать схему «доходы минус расходы».

Если при регистрации не выбрать упрощенную систему налогообложения, ТСж автоматически окажется на ОСНО – общей системе, где оно обязано перечислять в бюджет все налоги и сборы, предусмотренные законом, и вовремя подавать необходимые декларации. Поэтому следует быть очень внимательными при регистрационных мероприятиях.

Главный риск деятельности ТСЖ

С точки зрения бухгалтерского учета, основная неприятность, которая может грозить ТСЖ, это банкротство. Оно наступает, если на счете не хватает резервных средств: поскольку ТСЖ – организация некоммерческая, в случае непредвиденных расходов чаще всего не из чего покрыть недостачу. Если такое случилось и спасти ТСЖ не получается, банкротство может быть одной из форм его ликвидации. Это тяжелое решение должно приниматься на общем собрании членов ТСЖ. Каких-то особенностей банкротства именно для ТСЖ закон не предусматривается, процедура обычна для всех организаций.

Автор: Васильев Ю. А., д. э. н., автор серии книг «Годовой отчет»

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Как известно, долгое время многие ТСЖ относили платежи собственников помещений в управляемом доме к целевым поступлениям, включая в налогооблагаемые доходы (независимо от системы налогообложения) пени, доходы от аренды общего имущества и т. п. Налоговики проводили камеральные и выездные проверки, не имели претензий, по единичным случаям арбитры поддерживали товарищества. Но в последнее время можно говорить, что в судебной практике формируется новый подход, невыгодный ТСЖ. Согласно данному подходу принципы налогообложения ТСЖ не должны отличаться от принципов, по которым считают налоги УК, работающие на основании договора управления МКД.

Мы следим за актуальными тенденциями в арбитражной практике по данному вопросу (подробнее см. консультации «Налоговые обязательства ТСЖ» и «Налоговые обязательства ТСЖ: актуальные тенденции в арбитражной практике») . На случай, если ТСЖ решит отстаивать свое мнение в налоговом споре по материалам выездной проверки за последние три года, предлагаем воспользоваться выводами, сделанными КС РФ в Постановлении от 28.11.2017 № 34-П.

Ситуация, рассмотренная Конституционным судом

Оспаривать конституционность положений Налогового кодекса стал порт, который оказывал судовладельцам услуги по обслуживанию судов. У компании возник спор с налоговым органом об отнесении услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов в период их стоянки в порту, препятствующей растеканию нефтепродуктов при проведении сливо-наливных операций, к услугам, освобождаемым от обложения НДС на основании пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (обслуживание судов в период стоянки в портах, по лоцманской проводке, а также услуги по классификации и освидетельствованию судов).

Долгое время (с 2004 года) налоговые органы соглашались с применением портом налоговой льготы. Налогоплательщик обратился за разъяснениями в Минфин и получил ответ (Письмо от 18.11.2013 № 03-07-07/49469), что вопрос отнесения к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна не относится к компетенции Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики. По рекомендации Минфина порт обратился в Минтранс и получил положительный ответ (спорные услуги могут быть отнесены к прочей вспомогательной деятельности водного транспорта и, соответственно, к услугам по обслуживанию морских судов в период их стоянки в порту). Кроме того, судебная практика основывалась на принципе, что перечень услуг по обслуживанию судов законодателем не ограничен (Определение ВАС РФ от 16.08.2010 № ВАС-10859/10).

Поэтому налогоплательщик был уверен в своей правоте, когда по результатам выездной проверки за 2012 – 2013 годы налоговый орган в начале 2016 года вынес решение о доначислении налога, пени и штрафа. Налоговики опирались на ОКВЭД, а также на Определение ВС РФ от 30.03.2015 № 308-КГ15-1222 по делу № А32-9859/2014, в котором суд согласился, что услуги по бонированию не подпадают под действие пп. 23 п. 3 ст. 149 НК РФ.

При обжаловании данного решения компания потерпела поражение в трех инстанциях, и Определением ВС РФ от 06.03.2017 № 308-КГ17-755 по делу № А32-16940/2016 было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам. Также налогоплательщику не удалось отменить начисление пеней и штрафа на основании п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, поскольку Минтранс не является органом, уполномоченным разъяснять налоговое законодательство.

Предметом рассмотрения Конституционного суда стали положения:

  • подпункта 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, так как на его основании решается вопрос о возможности освобождения от налогообложения оказываемых портом услуг;
  • пункта 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, поскольку ими допускается возможность начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика при наличии письменных разъяснений других (помимо финансовых и налоговых) органов государственной власти по отдельным вопросам отраслевого законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Важные выводы КС РФ

По поводу формулировки понятия налоговой льготы и его толкования

Суд напомнил, что законы о налогах и сборах должны быть конкретными и понятными. Неопределенность налоговых норм может приводить как к нарушению прав налогоплательщиков, так и к уклонению от исполнения конституционной обязанности по уплате налога. Тем не менее не исключается наличие в налоговом регулировании категорий без полного перечисления элементов. Тогда конкретные правоотношения могут быть отнесены к той или иной категории путем соотнесения содержания этих правоотношений с нормативно установленными критериями. В подобной ситуации требование определенности правового регулирования может быть соблюдено посредством выявления более сложной взаимосвязи правовых предписаний, в частности, с помощью даваемых судами разъяснений по вопросам их применения.

Поскольку законодательство о налогах и сборах напрямую не регулирует вопрос о том, следует ли относить услуги буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах, для его решения следует учитывать отраслевое регулирование. Поскольку в нем также отсутствуют прямые указания по данному вопросу, судебные органы имеют большие возможности для формирования своих подходов к составу соответствующих услуг. Таким образом, необходимая степень определенности правового регулирования в данной сфере общественных отношений может быть достигнута как в разъяснениях ВС РФ по вопросам судебной практики, так и в судебных актах, принимаемых в том числе ВС РФ по конкретным делам по результатам рассмотрения кассационных (надзорных) жалоб.

В частности, в Определении ВАС РФ от 16.08.2010 № ВАС-10859/10 суд исходил из того, что перечень услуг по обслуживанию морских судов законодателем не ограничен. Иное направление практике арбитражных судов придал ВС РФ в Определении от 30.03.2015 № 308-КГ15-1222, в котором поддержаны выводы судей о том, что услуга по бонированию не связана с обслуживанием судна и подлежит налогообложению в общем порядке. Основываясь на дополнительных материалах, Конституционный суд отметил, что с принятием данного определения правоприменительную практику фискальных государственных органов и арбитражных судов по этому вопросу можно рассматривать как ориентированную соответствующим образом.

Одновременно исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщика, не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, действовавшего добросовестно, то есть без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения), в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования.

У судей отсутствуют достаточные основания полагать, что у добросовестного налогоплательщика, оказывающего на регулярной основе специализированные услуги буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна, была возможность при планировании своей хозяйственной деятельности в 2012 – 2013 годах (в условиях имевшейся на тот момент благоприятной административной и судебной практики освобождения данной услуги от обложения НДС) в разумных пределах предвидеть, что на него спустя значительное время, а именно в 2016 году, будет возложена обязанность по уплате НДС в отношении данных услуг применительно к прошедшим периодам. Такому налогоплательщику будет весьма затруднительно взыскивать с контрагентов убытки (условные) в виде доначисленной недоимки по НДС, имеющему косвенный характер и учитываемому по общему правилу в цене сделки с покупателем товара (работы, услуги).

Ключевой вывод: пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает обложение НДС оказанных услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов, а также начисление пеней и штрафов по данному налогу за периоды, предшествовавшие изменению толкования этой нормы судами применительно к указанному виду деятельности (с учетом действия налогового периода по НДС и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков), когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от обложения данным налогом.

По поводу освобождения от уплаты пеней и штрафа

Отдельно был рассмотрен вопрос о том, что разъяснения Минтранса действительно не освобождают налогоплательщика от уплаты пеней и штрафа за совершение налогового правонарушения. Конституционный суд отметил, что по смыслу п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ акты информационно-разъяснительного характера уполномоченных органов влекут благоприятные последствия для налогоплательщиков в случае, если они касаются непосредственно норм законодательства РФ о налогах и сборах. Тем не менее может существовать объективная потребность налогоплательщика в получении официальной информации, разъясняющей нормы отраслевого регулирования, не относящегося к законодательству о налогах и сборах. Если целью получения таких разъяснений является желание налогоплательщика иметь представление о своих правах и обязанностях в налоговых правоотношениях, ему надлежит обращаться в финансовый, налоговый или другой орган государственной власти, уполномоченный давать письменные разъяснения о порядке применения налогового законодательства. При недостаточной осведомленности по поставленному вопросу данный орган правомочен получить дополнительные сведения с использованием процедур межведомственного взаимодействия. Но на основе этих сведений он должен в силу своей специализации (исключительной компетенции) в налоговых вопросах принять решение самостоятельно.

Ключевой вывод: п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают уклонение финансовых, налоговых органов и других уполномоченных органов государственной власти от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений о порядке применения законодательства о налогах и сборах и не предполагают переадресацию налогоплательщиков за разъяснениями в иные государственные органы.

В итоге суд постановил пересмотреть правоприменительные решения по делу с участием порта, принятые на основании оспариваемых норм в истолковании, расходящемся с их выявленным конституционно-правовым смыслом.

Ситуация с налогообложением ТСЖ

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в том числе осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов). На ТСЖ не распространяется Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Деятельность товариществ регулируется Жилищным кодексом. Причем в ЖК РФ не раскрывается понятие взносов членов, а говорится об обязательных платежах и (или) взносах, связанных с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг. Эти платежи (взносы) по экономической сущности соответствуют плате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, которую вносят УК собственники помещений в доме, где ТСЖ не создано.

Тем не менее до недавнего времени сложилась устойчивая судебная практика, согласно которой обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг, и есть взносы членов на содержание и ведение уставной деятельности ТСЖ. Суды подчеркивали, что ТСЖ выступают в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений, поскольку не имеют самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов членов товариществ.

В качестве примеров можно привести Определение ВС РФ от 15.03.2016 № 307-КГ16-635 по делу № А42-9863/2014, постановления АС ЗСО от 07.04.2016 № Ф04-1236/2016 по делу № А27-8781/2015, АС ПО от 08.08.2014 по делу № А72-16962/2013, ФАС ЦО от 24.10.2012 по делу № А14-9261/2011, ФАС МО от 08.08.2011 № КА-А41/8467-11 по делу № А41-29834/10, ФАС ДВО от 02.02.2011 № Ф03-9689/2010 по делу № А59-660/2010.

После принятия Определения ВС РФ от 24.01.2017 № 307-КГ16-5541 по делу № А42-7042/2014, которым было отказано в передаче кассационной жалобы ТСЖ на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, судебная практика развернулась в противоположную сторону. Суды стали соглашаться с налоговиками в том, что денежные средства, поступившие ТСЖ от собственников помещений за оказанные услуги, не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку товарищество является исполнителем услуг. Примеры – постановления АС МО от 18.10.2017 № Ф05-15117/2017 по делу № А41-86032/2016, АС СЗО от 20.07.2017 № Ф07-5764/2017 по делу № А42-9864/2014, Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 № 10АП-14346/2017 по делу № А41-38069/2017, от 25.09.2017 № 10АП-12091/2017 по делу № А41-16592/2017.

К сведению: единственное принятое после 24.01.2017 решение в пользу ТСЖ (по делу № А43-4208/2017) не было передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. В Определении от 24.11.2017 № 301-КГ17-17182 суд, отказав в передаче кассационной жалобы налоговиков на рассмотрение, отметил: товарищество в силу своего правового статуса не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов, является некоммерческой организацией. Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, товарищество не преследовало цели получения дохода, а удовлетворяло потребности собственников помещений в МКД. Заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД, а также трудовые договоры со специалистами, товарищество выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества. Товарищество оплачивает услуги организациям, непосредственно выполняющим работы (оказывающим услуги) для собственников помещений дома. Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что денежные средства, поступившие в проверяемом периоде на расчетный счет товарищества от собственников жилых помещений, были израсходованы им на оплату коммунальных услуг, предоставленных сторонними организациями собственникам жилья в МКД, и в силу п. 2 ст. 251 НК РФ не подлежат учету при определении налоговой базы.

Как воспользоваться выводами КС РФ?

Проводя аналогию между ситуацией, с которой столкнулись ТСЖ (применяя пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ), и ситуацией, в которую попал порт (применяя пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ), при оспаривании товариществами решений налоговиков о доначислении недоимки, пеней и штрафов за периоды до 2017 года можно порекомендовать ссылаться на следующие соображения:

  • в налоговом и жилищном законодательстве не приведено определение членских взносов ТСЖ, поэтому необходимая степень определенности правового регулирования была достигнута в судебных актах, в частности, в определениях ВС РФ от 15.03.2016 № 307-КГ16-635, ВАС РФ от 14.06.2007 № 7078/07;
  • ТСЖ, которые, действуя добросовестно, длительное время относили платежи собственников помещений к целевым поступлениям, учитывая сложившуюся судебную и административную практику, не могли предвидеть, что в 2016 году столкнутся с претензиями налоговиков и будут вынуждены изыскивать средства для уплаты недоимки за предыдущие периоды, пеней и штрафов (единственным источником финансирования для них являются платежи граждан);
  • даже учитывая переориентацию правоприменительной практики налоговых органов и арбитражных судов с 2017 года, доначисление недоимки, штрафов и пеней за прошедшие периоды свидетельствует о придании обратной силы новому толкованию норм налогового законодательства, ухудшающему положение налогоплательщика, что не соответствует закону.

Учитывая появление Определения ВС РФ от 24.11.2017 № 301-КГ17-17182, а также нюансы налогового спора, по которому было принято Определение ВС РФ от 24.01.2017 № 307-КГ16-5541 (ставшее основой для переориентации судебной практики), сохраняется вероятность успеха при отстаивании интересов ТСЖ в суде. Если же исходить из того, что теперь получит повсеместное распространение невыгодный ТСЖ подход, можно попытаться признать незаконным начисление недоимки, пеней и штрафов за периоды по 2016 год включительно. Для этого следует воспользоваться доводами КС РФ из свежего постановления. Безусловно, нельзя гарантировать, что это предопределит исход дела (важным моментом является добросовестность налогоплательщика), но попытаться, несомненно, есть смысл.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – один из способов реализации управления жилищными объединениями, разрешенный и регламентированный законодательством РФ. Несмотря на то что ТСЖ является некоммерческой структурой, ее деятельность должна подчиняться правилам учета: бухгалтерского и налогового.

В чем состоят нюансы учетных операций по ТСЖ, какими проводками они оформляются, каковы тонкости налогообложения, разбираем в статье.

Зачем создаются ТСЖ

Данные объединения возникают для целей повышения эффективности управления комплексами жилой недвижимости.

К СВЕДЕНИЮ! Более популярны ТСЖ для управления большими домами, состоящими из множества квартир. Но закон ничего не имеет против объединения в такую систему владельцев близкорасположенного приватного жилья.

Задачи, которые призваны решать ТСЖ:

  • следить за поддержанием жилья в надлежащем состоянии;
  • улучшать условия для жизни в своем объединении;
  • своевременно устранять возникающие проблемы в рамках своих компетенций.

Нужно ли применять ККТ при расчетах ТСЖ за оказание услуг своим членам и приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги?

Для решения этих задач ТСЖ может заниматься коммерческой деятельностью, чтобы получать доход и наполнять свой фонд.

Такой деятельностью может быть:

  • сдача помещений внаем;
  • строительство дополнительных зданий, сооружений, других объектов недвижимости;
  • обслуживание и ремонт собственности ТСЖ.

Иногда ТСЖ предпринимает действия, прямо направленные на получение дохода, а не оказание пользы имуществу и жильцам ТСЖ. Однако, полученный доход также пойдет на целевое использование. Коммерческая деятельность, приносящая ТСЖ доход, может быть следующей:

  • заключение договора на размещение рекламы на домах и другом имуществе, находящемся в ТСЖ;
  • договоры с компаниями, проводящими Интернет, кабельное телевидение и т.п.;
  • аренда нежилых помещений, находящихся в собственности ТСЖ;
  • договоры с жильцами на оказание им бытовых услуг и т.п.

ВАЖНО! Учетная политика ТСЖ от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Средства, полученные от коммерческой деятельности ТСЖ, признаются доходами. Источниками средств для деятельности ТСЖ, помимо дохода от коммерции, могут быть:

  • членские взносы;
  • вступительные взносы;
  • текущие платежи;
  • субсидии из бюджета;
  • плата за аренду помещений;
  • спонсорская помощь и др.

Полученные средства следует тратить исключительно на заявленные цели, действуя в интересах членов ТСЖ. Это может быть выполнение ремонтных работ, облагораживание прилегающей территории, организация охраны, дополнительное строительство и т.д. Фонды, из которых берутся средства, оговариваются в Уставе ТСЖ. Текущие платежи жильцов расходуются, как правило, на коммунальные услуги.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все средства, полученные ТСЖ, не являются доходами и не могут использоваться иначе, как по направлениям Устава.

Почему ТСЖ необходим учет

Товарищество собственников жилья с точки зрения права является юридическим лицом. Как в любой организации, в некоммерческом объединении деятельность подразумевает финансовую динамику, а значит, подлежит строгому бухгалтерскому и налоговому учету.

Создание и функционирование ТСЖ регламентировано соответствующими законодательными актами, такими как:

  • ст. 135, 136, 148 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12. 2011 года «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету № 106н «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ 06.10. 2008 года – в тех частях, которые не противоречат вышеуказанному Федеральному закону;
  • Приказ Минфина РФ №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07. 2010 года;
  • внутренняя учетная политика организации.

На основании этих нормативных документов ТСЖ должно вести бухгалтерский учет и подвергаться налогообложению.

Бухучет в ТСЖ призван решать такие задачи:

  • контроль над поступлениями денежных средств;
  • отражение финансов на правильных бухгалтерских счетах;
  • формирование фондов и распределение полученных средств.

Поскольку ТСЖ с точки зрения законодательства является юридическим лицом, оно должно иметь свой управляющий орган, а значит, иметь в своем штате лиц, выполняющих обязанности бухгалтера: вести учет и своевременно предоставлять данные налоговикам, в Пенсионный фонд, в органы статистики.

ТСЖ и нюансы бухгалтерии

Бухгалтерский учет включает в себя анализ хозяйственной деятельности ТСЖ и формирование необходимой документации.

Особенности бухучета в ТСЖ

Юридически бухгалтерия в ТСЖ ничем не отличается от учета любой некоммерческой организации. На практике существует ряд нюансов, которые следует соблюдать.

  1. Любая отчетность подразумевает некий контрольный период. В ТСЖ он, как правило, составляет год. Нужно указать, как изменилось финансовое состояние организации за этот промежуток времени. Годовой отчет допускается к вниманию любого члена ТСЖ, поскольку скрывать прибыль товарищества от его собственников никто не имеет права.
  2. Чтобы правильно распланировать затраты и предусмотреть доходы на следующий период, бухгалтерия должна по итогам предыдущего года составить смету на грядущий год и утвердить ее на общем собрании. Эта смета и станет основой для будущего бухучета.
  3. Смету необходимо опубликовать (на сайте ТСЖ и/или на федеральном ресурсе), а затем отчитываться о ее исполнении территориальной инспекции жилнадзора (приказ Минстроя от 22 декабря 2014 года № 882/пр).

Отчетность по бухгалтерии ТСЖ

Как утверждает ФЗ №402, бухгалтерская отчетность Товарищества как некоммерческого объединения должна включать в себя такие документы:

  • баланс (форма 4) – 1 раз в квартал;
  • отчет с подтверждениями целевого применения финансов – ежегодно;
  • приложения.

ВАЖНО! Если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то отчетность может обойтись и без бухгалтерских приложений, ограничившись первыми двумя пунктами.

Дополнительно сдаются обязательные сведения в Пенсионный фонд по месту регистрации: индивидуальные данные и форма РСВ-1.

Главным финансовым документом ТСЖ, на основании которого составляется бухгалтерский баланс, является смета поступлений и трат, которая сводится ежегодно и утверждается на общем собрании членов ТСЖ. С отчетом о финансовой динамике может ознакомиться любой собственник жилья.

Отражение на балансе обязательных поступлений

Платежи, перечисляемые членами ТСЖ в качестве оплаты за коммунальные услуги, вступительные взносы, другие принятые уставом виды оплат не признаются в качестве дохода объединения. Их следует учитывать как средства, поступившие для целевого финансирования, и отражать на балансе на счете 86 «Целевое финансирование». Дебетом могут быть счета 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета», действующие в корреспонденции со кредитом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение на балансе субсидий из бюджета

Бюджет может субсидировать исключительно целевое финансирование. Счет 86, предназначенный для его отражения, может дополняться такими субсчетами, как:

  • 86-1 «Целевые взносы собственников жилья»;
  • 86-2 «Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг»;
  • 86-3 «Дотации из местного бюджета»;
  • 86-4 «Скидки льготным категориям населения»;
  • 86-5 «Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)»;
  • 86-6 «Прочие целевые поступления»

Учет доходов от коммерческой деятельности ТСЖ

ТСЖ может вести такую деятельность, так как это способствует реализации его целей и задач (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Это может быть оказание ремонтных услуг, выполнение различных работ за счет действий штатных электриков, сантехников и других мастеров. Учет по такой деятельности должен вестись отдельно от других видов поступлений и расходов. Это позволит разделить облагаемую налогом часть финансов и ту, что не считается доходной и по этой причине не входит в налоговую базу.

Выручка, полученная от оказания услуг и выполнения работ, является доходом от обычных видов деятельности. Для ее отражения предназначен кредит счета 91 «Продажи» с субсчетом 90-1 «Выручка», корреспондирующий со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или субсчетом к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражение затрат ТСЖ

Целевое использование средств ТСЖ проходит по счету 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета для различных направлений основной деятельности, а также коммерческих работ и услуг.

Пример проводки

Представим, что в штате ТСЖ находится электрик, чей труд оплачивается сдельно, который выполнил для одного из жильцов замену проводки. Материалы приобретены самим жильцом. Человек оплатил работу электрика сразу после сдачи по установленным в ТСЖ тарифам. Вот что требуется отразить на бухгалтерском балансе:

  • дебет 50 , кредит 62 – получение оплаты от жильца — заказчика;
  • дебет 62, кредит 90-1 – признание полученных средств доходом;
  • дебет 90-3, кредит 68 – начисление НДС со стоимости выполненной работы;
  • дебет 20-2, кредит 70 – начисление сдельной зарплаты штатному электрику;
  • дебет 20-2, кредит 69 – начисление страховых взносов на сумму трудового вознаграждения;
  • дебет 90-2, кредит 20-2 – списание себестоимости выполненной работы;
  • дебет 90-9, кредит 99 – отражение финансового результата – прибыли.

Помимо перечисленных операций, на балансе ТСЖ будут отражаться затраты на ремонт общего жилого имущества и учет основных средств организации.

ТСЖ и отечественное налогообложение

По умолчанию после регистрации ТСЖ, как и любая организация, находится на общей системе налогообложения. Но она имеет полное право перейти на УСН, и большинство выбирает этот вариант, поскольку в таком случае бухгалтерская деятельность и отчетность будут минимальными.

Отчетные документы, сдаваемые в ИНФС:

  • декларация по «упрощенке»;
  • декларация по налогу на доходы физических лиц-2;
  • среднесписочная численность членов ТСЖ.

ТСЖ выполняет работы и оказывает услуги самому себе, а не другим сторонам, поскольку его главный вид деятельности – это содержание и ремонт собственных жилых помещений, это прямой показатель к использованию УСН. Средства, полученные от этой деятельности, не могут быть признаны доходами, а значит, существуют нюансы с начислением на них налогов.

Еще раз перепроверим: не являются доходами:

  • вступительные взносы;
  • членские взносы;
  • паевые взносы;
  • пожертвования благотворителей;
  • спонсорская помощь;
  • резервные отчисления;
  • государственные субсидии.

Являются доходами и подлежат налогообложению:

  • средства, полученные в результате коммерческой деятельности ТСЖ (реализационные и внереализационные – ст. 249 и 250 НК РФ);
  • обязательные платежи по оплате содержания, текущего и капитального ремонта жилой собственности (письмо Минфина от 05.05 2006 г. №03-03-05/8);
  • суммы, полученные от кого угодно, кроме учредителей и членов организации.

Расходами для целей налогообложения признаются траты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ: экономическая обоснованность и документальная подтвержденность.

ВАЖНО! Имеет решающее значение источник поступления средств, даже на одинаковые цели. Например, если финансы внесены собственниками ТСЖ на капитальный ремонт, они не подлежат налогообложению. Если эти же финансы внесены владельцами недвижимости, не являющимися членами ТСЖ, это будет считаться доходом и входить в налоговую базу.

Как и любая организация на УСНО, ТСЖ должно выбрать одну из форм налогообложения:

  • платить НДФЛ со всех сумм, признанных доходами;
  • выбрать схему «доходы минус расходы».

Если при регистрации не выбрать упрощенную систему налогообложения, ТСж автоматически окажется на ОСНО – общей системе, где оно обязано перечислять в бюджет все налоги и сборы, предусмотренные законом, и вовремя подавать необходимые декларации. Поэтому следует быть очень внимательными при регистрационных мероприятиях.

Главный риск деятельности ТСЖ

С точки зрения бухгалтерского учета, основная неприятность, которая может грозить ТСЖ, это банкротство. Оно наступает, если на счете не хватает резервных средств: поскольку ТСЖ – организация некоммерческая, в случае непредвиденных расходов чаще всего не из чего покрыть недостачу. Если такое случилось и спасти ТСЖ не получается, банкротство может быть одной из форм его ликвидации. Это тяжелое решение должно приниматься на общем собрании членов ТСЖ. Каких-то особенностей банкротства именно для ТСЖ закон не предусматривается, процедура обычна для всех организаций.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-07-07/15433 от 03.03.2020

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа по цене, размер которой утвержден решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, не освобождаются от НДС.

Льгота по НДС для управляющей компании

В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождена реализация услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями, если эти услуги приобретены у организаций и ИП, непосредственно оказывающих данные услуги.

Данная норма перекликается с пунктом 3 статьи 162 НК РФ, согласно которой в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги в многоквартирном доме.

Использование этой льготы выгодно компаниям, которые не выполняют работы самостоятельно. Если управляющая организация имеет большой штат технических специалистов и выполняет работы своими силами, применение льготы влечет необходимость ведения раздельного учета НДС. А в плане налоговой нагрузки фирма теряет часть налогового вычета по общехозяйственным расходам.

От указанной льготы НК РФ предусматривает возможность отказа.

Содержание и ремонт общего имущества

Что входит в понятие «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме»?

Такого понятия в НК РФ нет. На основании пункта 1 статьи 11 НК РФ при применении налогового законодательства следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных актов.

При определении данного понятия следует руководствоваться пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила).

Так, содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома и включает в себя 13 пунктов. Среди них:

обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги;

обеспечение температурного режима помещений, входящих в состав общего имущества;

уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

сбор и вывоз разного вида бытовых отходов;

меры пожарной безопасности;

содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

текущий и капитальный ремонт;

подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, поверка приборов учета и т.д.;

приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме и др.

Услуги по охране придомовой территории и услуги консьержа в данном перечне не поименованы.

Условия для льготирования

Исходя и разъяснений Минфина, приведенных в комментируемом письме, сформулируем условия применения льготы по НДС, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Льготируются работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, выполняемые подрядным способом. То есть если какие‑либо работы производятся собственными силами управляющей компании, то их реализация облагается НДС.

Освобождены от НДС работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, если они соответствуют пункту 11 Правил. Значит, если услуга или работа не упомянута в данном перечне, то ее реализация от НДС не освобождается.

Еще одно условие – это цена реализации. Для освобождения от НДС она должна соответствовать стоимости приобретения этих услуг у поставщиков. Если же управляющая компания реализует услуги, включенные в перечень, по цене выше стоимости их приобретения, то такие услуги также облагаются НДС.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Многие УО и ТСЖ хотят работать по упрощённой системе налогообложения. Но не все знают, как на неё перейти и чем это может обернуться. 16 мая мы провели онлайн-семинар, на котором Юрий Романченко, налоговый юрист, рассказал о рисках, возможностях и правилах работы УО и ТСЖ по упрощённой системе налогообложения.

Что нужно знать об экономии управляющей организации

Понятие упрощённой системы налогообложения

Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.

Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.

Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.

Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на расходы.

Чем может грозить УО дробление бизнеса

Порядок перехода на УСН

Переход на упрощённую систему налогообложения доброволен. Сделать это могут организации и индивидуальные предприниматели.

Перейти на УСН можно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором вы подаёте заявление о переходе на УСН, доходы организации не превысили 45 миллионов рублей без учёта НДС, а с 1 января 2017 года – 112,5 миллионов (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.13 НК РФ перейти на УСН можно только с 1 января нового года. Для этого организация или ИП должны уведомить налоговый орган о смене режима налогообложения не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

Вновь созданные организации и ИП могут уведомить налоговый орган о применении УСН в тридцатидневный срок с момента регистрации лица.

Для перехода на УСН в налоговый орган подаётся заявление. Рекомендованные формы таких заявлений утверждены приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. Если вы не хотите использовать формы приказа, напишите заявление в произвольной форме. При этом обязательно укажите в нём:

  • сведения об организации,
  • вид объекта налогообложения,
  • среднюю численность работников,
  • стоимость основных средств.

Индивидуальный предприниматель в роли управляющей организации

Какие организации не вправе применять УСН

Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.

Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:

  • средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
  • организация зарегистрирована за пределами РФ;
  • организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
  • организация имеет филиалы.

Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Преимущества перехода на УСН для УО, ТСЖ, ЖК

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощённой системы налогообложения освобождает от уплаты некоторых видов налогов:

1. Налога на добавленную стоимость.

Исключение – ввоз товаров в Россию.

2. Налога на имущество организаций.

Исключение – исчисление налоговой базы по кадастровой стоимости.

3. Налога на прибыль организаций.

Исключение – налог, уплачиваемый с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ – при выплате дивидендов, ценным бумагам.

Остальные налоги при УСН выплачиваются по общим основаниям.

Изменения в сфере управления МКД в 2018 году

Изменения в работе УО, ТСЖ, ЖК при УСН в 2018 году

С 2018 года управляющие компании, ТСЖ и ЖК, которые применяют упрощённую систему налогообложения, смогут не учитывать в качестве налогооблагаемых доходов суммы, полученные от собственников в счёт оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Для этого между управляющей и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор ресурсоснабжения.

Это хорошая новость для УК, ТСЖ и ЖК, хотя без сложностей не обошлось. Так, если договор ресурсоснабжения носит посреднический характер, сумму агентского вознаграждения придётся включить в доходы. На онлайн-семинаре Юрий Романченко подробно объяснил, как правильно рассчитать налоговые расходы при такой схеме отношений. Подробные рекомендации вы найдёте в записи онлайн-семинара.

При исчислении доходов по УСН в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, поступления за коммунальные услуги не будут учитываться в доходах и расходах.

При этом УК, ТСЖ и ЖК по-прежнему нужно учитывать в качестве налогооблагаемых доходов иные поступления. В том числе:

  • плату за содержание и ремонт общего имущества МКД;
  • оплату дополнительных услуг.

В выручку по-прежнему не нужно включать:

  1. Средства бюджетов, выделяемые на долевое финансирование капитального ремонта МКД.
  2. Средства собственников на целевое финансирование капитального ремонта общего имущества МКД.
  3. Членские взносы, уплачиваемые товариществу или кооперативу как некоммерческой организации, не связанные с конкретными целевыми программами.
  4. Взносы и пожертвования членов товарищества или кооператива на формирование налогового резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества МКД.

При наличии необлагаемых доходов УК, ТСЖ, ЖК нужно вести раздельный учёт, иначе льготами воспользоваться не получится и все доходы придётся учитывать при расчёте упрощённого налога.

Юрий Михайлович отметил, что при использовании УСН важно не упустить ни одного нюанса такой системы, в противном случае организация может утратить право на её применение.

Изменится порядок подачи документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ

Утрата права на применение УСН

Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.

Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:

  1. Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
  2. Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
  3. Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

С момента утраты права применения УСН налогоплательщик должен рассчитать и уплатить налоги по общему режиму налогообложения, который предусмотрен для вновь созданных организаций или ИП. Пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором налогоплательщик перешёл на общий режим налогообложения, не взимаются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Вернуться к применению УСН можно не ранее, чем через один год после утраты права на неё.

Утрата права на применение УСН – не единственное негативное последствие, которое может возникнуть у УО, ТСЖ, ЖК при неверной уплате налоговых взносов. Юрий Романченко рассказал также о том, за что могут получить штрафы юридические и должностные лица, дал рекомендации, как организациям работать так, чтобы не попасть под штраф.

Но хватит о грустном. Если подробно изучить тему УСН, никакие штрафы вам не страшны. Смотрите видеозапись онлайн-семинара и вы узнаете также о:

  • критериях отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • том, какие доходы и расходы учитываются при УСН;
  • понятии «налоговая база» и его применении;
  • налоговых ставках;
  • налоговом и отчётном периодах;
  • порядке исчисления и уплаты налога;
  • составлении налоговой декларации;
  • том, облагается ли налогом вознаграждение совету МКД.

В раздаточном материале к статье вы найдёте нормативные правовые акты, письма профильных ведомств и образцы документов, которые помогут вам глубже разобраться в теме УСН.

Читайте также: