Продажа товара без ввоза на территорию рф ндс

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация покупает в Финляндии и продает российскому клиенту в Норвегии оборудование (российское морское судно) без завоза на территорию РФ. Услуги, связанные с поставкой оборудования (монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание), компания не оказывает.
Возникают ли у организации обязанности налогового агента при покупке и объект обложения НДС при реализации оборудования?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации товар в момент начала отгрузки находится на территории Финляндии, в связи с чем местом реализации данного товара Россия не признается, у иностранного продавца не возникает объект налогообложения по НДС на территории РФ, а у российской компании-покупателя, соответственно, не возникает обязанностей налогового агента по НДС.
Товар таможенную границу Таможенного союза не пересекает, в связи с чем российской компании не требуется уплачивать НДС в составе таможенных платежей.
Местом дальнейшей реализации товара Россия также не признается, в связи с чем у российской компании-продавца обязанность по начислению и уплате НДС в российский бюджет также не возникает.

Обоснование вывода:

Покупка оборудования на территории Финляндии

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация товаров на территории РФ. В соответствии с п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации рассматриваемых товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
1) товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;
2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Документами, подтверждающими нахождение товаров на момент отгрузки за пределами территории РФ, могут быть любые имеющиеся в распоряжении организации-продавца документы (в том числе транспортные, товаросопроводительные или иные документы), удостоверяющие факт нахождения товаров на территории иностранного государства в момент реализации (письма Минфина России от 01.07.2015 N 03-07-08/37908, от 16.02.2009 N 03-07-08/35).
Если товары находятся в момент реализации на любых других территориях, то независимо от того, кто является покупателем и продавцом, местом их реализации Россия не признается. Такие операции не признаются объектом налогообложения НДС на территории РФ.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и уплате НДС в бюджет у российской компании могут возникнуть только в случае, когда иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, реализует ей товары (работы, услуги) на территории РФ.
В рассматриваемой ситуации товар в момент начала отгрузки находится на территории Финляндии, в связи с чем местом реализации данного товара Россия не признается, у иностранного продавца не возникает объект налогообложения по НДС на территории РФ, а у российской компании-покупателя, соответственно, не возникает обязанностей налогового агента по НДС.

НДС при ввозе товаров

Объектом обложения НДС признается, в частности, ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (второй абзац п. 1 ст. 174, ст. 177 НК РФ).
В рассматриваемом случае таможенную границу оборудование не пересекает (см. пп.пп. 3, 5, 27 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017), в связи с чем российской компании не требуется уплачивать НДС в составе таможенных платежей*(1).

Реализация оборудования на территории Норвегии

В рассматриваемом случае товар в дальнейшем реализуется российской компанией на территории Норвегии и через границу РФ не отгружается и не транспортируется.
На основании вышеприведенных норм пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 147 НК РФ если товар в момент реализации находится на любых других территориях, кроме РФ, то независимо от того, кто является покупателем и продавцом, местом их реализации в целях исчисления НДС Россия не признается, в связи с чем данные операции не признаются объектом налогообложения НДС на территории РФ. Таким образом, при дальнейшей реализации товара у российской компании-продавца обязанность по начислению и уплате НДС в российский бюджет также не возникает*(2).
Данный вывод подтверждается письмами Минфина России от 18.03.2015 N 03-07-08/14651, от 16.02.2009 N 03-07-08/35, от 01.07.2015 N 03-07-08/37908, от 25.09.2012 N 03-07-08/278, от 06.07.2012 N 03-07-08/173, от 16.04.2012 N 03-07-08/105 и др.).
Отметим также, что нормы международных договоров РФ, в частности, Конвенция между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия от 26.03.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, а также Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996 (ред. от 14.04.2000) "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы", к вопросам налогообложения по НДС не применяются (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при ввозе товаров в РФ и вывозе товаров из РФ;
- Энциклопедия решений. Место реализации товаров для целей НДС;
- Энциклопедия решений. Место реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, для целей НДС;
- Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) иностранными лицами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

24 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Дополнительно смотрите материал: Вопрос: Иностранная организация "А" продает товар российской организации "В". Товар минуя границы Российской Федерации транзитом идет до грузополучателя иностранной организации "Б" (товар не попадает на территорию РФ). Каков порядок обложения НДС операций по приобретению товара за рубежом и реализации его без ввоза на территорию РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2015 г.)
*(2) Аналогичная позиция в схожих ситуациях изложена в материалах:
- Вопрос: Российская организация выступает покупателем по договору купли-продажи. Она перечисляет аванс и приобретает товары в Италии у иностранной компании. Товары остаются в Италии. Далее по договору комиссии российская организация передает эти товары на комиссию иностранной итальянской компании "С". Компания "С" ежемесячно представляет отчет комиссионера, а российская организация выплачивает ей комиссионное вознаграждение. Также иностранная компания "D" оказывает российской организации в Италии услуги по хранению, рекламе, транспортные услуги. По договору предусмотрена предоплата. Каков порядок налогообложения НДС и налогом на прибыль данных операций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
- Вопрос: Российская организация (продавец) заключила договор купли-продажи (поставки) с покупателем - другой российской организацией (производителем автомобилей) на изготовление и продажу технической оснастки для изготовления автодеталей. Данная оснастка изготавливается для организации-продавца в Венгрии, там же остается фактически, и на ней будут изготавливаться те автодетали, которые организация-продавец впоследствии будет передавать этой же организации-покупателю. То есть товар (техническая оснастка) передается между организациями в Венгрии, без завоза на территорию России. Должна ли организация-продавец начислять НДС на реализацию в данном случае? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2015 г.)

Стремительное развитие внешнеэкономических отношений в Российской Федерации обусловило расширение границ применения бухгалтерского учета в силу появления новых условий для учета, объектов учета и, как следствие, развития усовершенствованных моделей учета.

Внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД) – существенная составляющая работы современных предприятий в условиях рыночной экономики. Для России это направление приобрело особую актуальность в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью дальнейшей адаптации к условиям мирового рынка. В настоящее время внешнеэкономические связи в России в большинстве своем представлены экспортом и импортом. Быстроразвивающийся рынок мгновенно реагирует на изменения и подстраивается под новые условия. Реэкспорт стал одним из движущих факторов этого процесса. Однако в рамках данной статьи уделим особое внимание вопросам бухгалтерского учета, валютного и налогового регулирования и контроля операций реэкспорта, не предполагающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации для последующей реализации. Рассмотрим более подробно, что понимается под режимом реэкспорт.

Реэкспорт представляет собой вывоз из государства ранее ввезенных в него товаров с целью последующей перепродажи в другие страны. Реэкспорт в международной практике принято делить на две категории – прямой и косвенный. Отличаются они тем, что при прямом реэкспорте товар завозится на территорию страны, а при косвенном – отправляется напрямую к третьему лицу, минуя условие пересечения границы страны-резидента.

Преимущества использования режима косвенного реэкспорта очевидны.

Во-первых, значительное снижение расходов на транспортировку товара покупателю приводит к сокращению издержек с последующим снижением цены товара, что, несомненно, является конкурентным преимуществом для компании, которая собирается выводить товар на международный рынок, также сокращение сроков доставки приводит к снижению нагрузки на окружающую среду, косвенно экофактор повышает доверие потребителя к поставщику.

Во-вторых, сокращение налогового бремени, а именно: товары, реализуемые в режиме косвенного реэкспорта, т.е. без ввоза на территорию Российской Федерации, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Пунктом 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, этим налогом не облагается. Поэтому согласно действующему порядку применения НДС суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации и используемым при реализации такой продукции, нет оснований принимать к вычету. Порядок определения места реализации товаров установлен в ст. 147 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается или транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации

Учитывая, что валютный контроль реэкспортных операций, при которых товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, регламентирован, в данной статье рассмотрим вопросы валютного регулирования и контроля реэкспортных операциях без ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, причем использование термина «косвенный реэкспорт» будет включать сделки (в основном, сделки купли-продажи товаров).

Валютный контроль реэкспортных операций, как правило, сводится к осуществлению валютного контроля безналичных расчетов (по данным внешнеторговым операциям), которые могут осуществляться в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации. Валютное законодательство в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее - Закон о валютном регулировании) В результате проведенного анализа валютного законодательства по регулированию реэкспортных операций, был выявлен ряд особенностей.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом.

Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки. При осуществлении такой сделки в целях правильного оформления необходимых документов настоятельно рекомендуют проконсультироваться в уполномоченном банке. В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может предоставить участнику внешнеэкономической сделки мотивированный отказ контроля операций. В рамках действующего валютного законодательства имеется ряд преимуществ использования операций, применяя косвенный реэкспорт.

1) Отсутствие регламентированного пакета документов подтверждающих совершение сделки. Это означает, что для контроля данной сделки в банк должны быть предоставлены любые документы, подтверждающие совершенную операцию. Такими документами могут выступить:

  • договор поставки;
  • инвойс (счет, спецификация);
  • товарная накладная по форме ТОРГ-12;
  • акт выполненных работ;
  • CMR (международная транспортная накладная).

Валютные операции в рамках сделок между резидентами и нерезидентами, предусматривающих приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации осуществляются без оформления резидентами паспортов сделок в соответствии с положениями Инструкции Центрального Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

2) Не осуществляется контроль сроков исполнения контрактов со стороны органов валютного контроля, т.е. валютные контролеры не зафиксируют нарушение в случае несвоевременного зачисления валютной выручки согласно срокам, указанным в контракте, в связи с тем, что операции данного типа не подпадают под действие Закона о валютном регулировании.

3) Согласно ст. 2 Федерального Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ под внешнеторговой деятельностью следует понимать деятельности в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

К внешней торговле данная статья относит импорт и (или) экспорт товаров. К импортным операциям относят ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, а к экспортным вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Резюмируя вышеизложенное, требования статьи 19 Закона о валютном регулировании распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть норму Закона о валютном регулировании о зачислении денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары. Только если условиями внешнеторгового контракта предусмотрено, что продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом комиссий банков посредников, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым контрактом сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации не будет являться нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

Определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом норм валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю. При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства, в частности, статьей 458 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проиллюстрируем практическим примером.

Контрактом поставки предусмотрено приобретение товаров резидентом у нерезидента на условиях FCA Клайпеда (Инкотермс 2010). В данном случае нерезидент считается выполнившим свои обязательства перед резидентом по поставке товара в момент доставки товаров в оговоренное место поставки. Контракт не предусматривает сроки и обязательства о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Резидент, заключивший такой внешнеторговый контракт, не подпадает под нарушение и соблюдает требования статьи 19 Закона о валютном регулировании в случае несоблюдения нерезидентом сроков поставки товара.

Демократизация внешнеэкономической политики открыла каждому независимому предпринимателю возможность налаживания международных контактов. Вместе с тем, перед каждым российским предприятием, решившим распространить свой бизнес за пределы страны, встает задача организации бухгалтерского учета на более высоком уровне.

В рамках данной статьи хотелось бы отметить вопрос организации бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей, не предназначенных для реализации в режиме косвенного реэкспорта.

Основными задачами бухгалтерского учета реэкспортных товаров можно считать:

  • контроль за движением товаров от иностранного поставщика до места хранения товаров на территории склада за пределами Российской Федерации;
  • уведомление о точном местонахождении товаров по направлениям их движения и местам хранения;
  • контроль за количественной и качественной сохранностью товаров;
  • учет накладных расходов по реэкспортным операциям;

Бухгалтерский учет реэкспортных товаров зависит от вида реализуемых ценностей.

Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно п. 5 ПБУ 5/01 принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Стоимость МПЗ согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и Инструкция по его применению, (утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н.) формируется на счетах 41 «Товары» и 10 «Материалы».

Для обобщения информации о заготовлении и приобретении может также использоваться счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость, будут собираться по дебету счета 15, а сформированная фактическая себестоимость товаров будет списываться в дебет счета 41. Чтобы обеспечить оперативный контроль за движением товаров предназначенных для реализации без завоза их на территорию Российской Федерации, организации -реэкспортеры ведут их синтетический учет. Так, к счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:

  • «Реэкспортные товары в пути»;
  • «Реэкспортные товары на складах и переработке за границей»;
  • «Реэкспортные товары для реализации в страны СНГ»;
  • «Импортные товары в пути в РФ».

Последний субсчет представлен в классификации не случайно, так как может возникнуть в хозяйственной деятельности предприятия ситуация, когда на внутренний рынок необходимо будет поставить товары, предназначенные первоначально для реализации с применением режима косвенного реэкспорта. При этом в учете следует в рамках счета 41 «Товары» их переквалифицировать.

Для того чтобы переквалифицировать товар предназначенный ранее для применения режима реэкспорта, одного желания продавца недостаточно. Чтобы ввезти данный товар на территорию Российской Федерации необходимо будет предоставить документы подтверждающие, что товар предназначен для реализации на территории Российской Федерации, таким документом выступает Инвойс (Invoice) производителя, в котором должно быть указано, что товар предназначен для реализации в России. Это обусловлено тем, что в рамках внешнеторговых отношений ценовая политика на один и тот же номенклатурный номер может отличаться в зависимости от условий поставки.

Поэтому организации-импортеру в данном случае следует обратиться к производителю с просьбой переквалифицировать поставленный товар и внести изменения в первичные документы т.е. инвойс в котором будет указано место реализации товаров. Таким образом, в целях правильного отражения реэкспортных товаров в бухгалтерском учете российским покупателям- реэкспортерам необходимо обеспечить полный контроль за движением товаров, а также четко отслеживать, каким образом во внешнеторговом контракте предусмотрен переход права собственности на эти товары, а также возможность реализации этих товаров на внутреннем рынке.

Елена Ранцева


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Закупки и поставки товаров за рубежом без их ввоза (импорта) в РФ не относятся к категории обычных проектов ВЭД. Их отличает ряд правовых особенностей, существенно влияющих на реализацию таких нетипичных проектов ВЭД. В частности, среди таких нюансов можно выделить следующие:

    В целях законодательства РФ закупки и поставки товаров за рубежом не являются импортом и экспортом и в части товаров также не подпадают под правовые понятия "внешнеторговой деятельности", "внешней торговли товарами". При этом сопутствующие услуги, работы, передача информации могут подпадать под эти понятия, с соответствующими правовыми последствиями в РФ.

В связи с недобросовестной практикой по выводу средств из РФ по фиктивным проектам ВЭД без ввоза в РФ данные операции вызывают повышенные подозрения банков в целях как сомнительных операций, так и валютного контроля.

В случае проведения расчетов через зарубежные счета российских компаний или ИП такие валютные операции подпадают под специфическое правовое регулирование счетов резидентов РФ за рубежом.

В случае использования для проекта своей контролируемой иностранной компании (КИК) у владельцев и контролирующих лиц этой компании в РФ возникают налоговые обязанности и последствия по КИК.

В целях избежания неблагоприятных налоговых последствий за рубежом в случае отгрузки и поставки в одной стране или группе стран с общим налоговым регулированием (ЕС, ЕАЭС) возникает необходимость организации именно международных отгрузок товаров.

В правовых целях в РФ, в том числе для принятия на учет товаров в РФ по первичным документам, возникает необходимость оформления именно международных, а не иностранных национальных документов на товары, и в целом документооборота по контрактам. По возможности, также целесообразно оформление документов согласно российским формам.

Правовая схема или форма проекта - определенная система контрактных отношений между участниками проекта с учетом их стран регистрации, организационно-правовых форм, их коммерческих прав и обя­зан­нос­тей, схемы расчетов, валютно-правовых, налоговых и прочих правовых последствий в РФ. Правильный выбор и реализация оптимальной правовой схемы проекта позволяет добиться снятия или существенного снижения рисков и в ряде случаев - дополнительных коммерческих и финансовых выгод по проекту. В зависимости от особенностей конкретной ситуации правовыми схемами по проектам за рубежом без ввоза в РФ могут быть:

  • закупка по контракту поставки и поставка также по контракту поставки
  • закупки и поставки товаров за рубежом с аккредитивной формой расчетов
  • закупка по дистрибьюторскому контракту и поставка покупателю в другой стране
  • закупка и поставка в качестве агента или комиссионера по поручению другой компании
  • закупка в дальнем зарубежье и поставка в страну ЕАЭС без импорта в РФ
  • закупка и поставка за рубежом с использованием своей компании КИК
  • закупка за рубежом с оплатой со счетов резидентов РФ за рубежом
  • закупка оборудования за рубежом и поставка с сервисным обслуживанием за рубежом
  • закупка давальческого сырья и контракт на изготовление товаров за рубежом
  • закупка за рубежом и дистрибуция товаров за рубежом без ввоза в РФ

Также возможны и другие более специфические правовые схемы с тем или иным комбинированием различных правовых элементов проектов, в том числе лицензионных платежей за объекты интеллектуальной собственности, аккредитивов, займов, инвестиционных правоотношений, зачетов и др.

Основная особенность контрактов и документов по проектам купли-продажи товаров без ввоза в РФ - в том, что их условия и формулировки должны быть взаимосвязаны. При этом настоятельно рекомендуется не повторять условия сделок покупки и продажи на "зеркальной" основе. Наоборот, необходима "дельта" в правах и обязательствах перепродавца в отношениях с продавцом товаров и с конечным покупателем, чтобы в случае незначительных нарушений со стороны продавца были возможности не нарушить свои обязательства перед конечным покупателем. Таким образом, с точки зрения защиты коммерческих интересов перепродавца товаров, следует идти по пути расширения прав перепродавца по отношению к начальному поставщику товаров и сужения обязательств перепродавца перед конечным покупателем товаров. В первую очередь это касается взаимосвязанности базовых условий поставки по Инкотермс, сроков поставок, сроков и условий расчетов, условий о качестве товаров, в особенности ответственности производителя за продукт, о претензиях, в целом алгоритмов закупки и поставки товаров и последствий нарушений контрактов.

В формальных целях в РФ такие контракты обычно требуют предварительного согласования с банком, в особенности, но не только, для избежания взимания "заградительных" (очень крупных) комиссионных банка по платежам за рубеж на покупку товаров без ввоза в РФ. В этом плане существенную роль играет построение понятного нефиктивного документооборота по контрактам, подтверждающим реальность поставки товаров, места и сроки поставок.

Отдельным блоком вопросов по контрактам может стать использование аккредитивов, особенно если они будут применяться по обоим контрактам - покупки и поставки, что требует взаимосвязанности аккредитивных условий.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Оксаны (г. Москва)

Наша Организация собирается приобретать товар на территории Молдовы и продавать его белорусским партнерам. Переход права собственности на товар будет происходить не на территории РФ. Товар будет транспортироваться из Молдовы в Республику Беларусь, не пересекая территорию РФ.

Пожалуйста разъясните, как будет проходить учет НДС и прибыли в нашей ситуации. НДС в нашем случае при продаже будет начисляться? Выписывать ли счет-фактуру белорусским покупателям? Как вести нам надо в этом случае бухгалтерский и налоговый учет?

Объектом налогообложения НДС признаются операции, указанные в п. 1 ст 146 НК РФ, в том числе реализация товаров на территории РФ. Для определения места реализации для целей НДС в данном случае подлежат применению правила ст. 147 НК РФ.

В соответствии с данной статьей местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
- товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Учитывая изложенное, местом реализации товаров, приобретаемых на территории Молдовы и в дальнейшем реализуемых хозяйствующему субъекту Республики Беларусь без ввоза на таможенную территорию РФ, территория РФ не признается и, соответственно, такая реализация не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Из нормы п. 3 ст. 169 НК РФ следует, что счет-фактуру Вы должны составлять в случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:
1) Вы являетесь налогоплательщиком НДС, в том числе имеете право не платить налог в порядке, который установлен ст. 145 НК РФ;
2) операция, которую Вы осуществляете, признается объектом налогообложения по НДС по правилам ст. 146 НК РФ.
Если одно из этих требований не выполняется, Вы не обязаны выставлять счет-фактуру.

Следовательно, при осуществлении операций по реализации товаров, не являющихся объектом налогообложения по НДС, в том числе местом реализации которых в соответствии со ст. 147 НК РФ территория РФ не признается, счета-фактуры не выставляются (см. также Письмо Минфина России от 16.06.2009 N 03-07-13/1/03).

На основании отгрузочных документов молдавского поставщика организация отражает принятие к учету товаров бухгалтерской записью по дебету счета 41 "Товары" на отдельном субсчете, например 41-5 "Товары, находящиеся за пределами РФ", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (п. 26 ПБУ 5/01, Инструкция по применению Плана счетов, см. также п. 2 Письма Минфина России от 24.01.2002 N 04-02-06/1/16).

При переходе права собственности на реализуемый товар к белорусскому покупателю организация признает доходы и расходы, связанные с реализацией товара, являющиеся доходами и расходами по обычным видам деятельности. Данные доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке с использованием счета 90 "Продажи" (п. п. 5, 12 ПБУ 9/99, п. п. 5, 9, 19 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов).

Для целей налогообложения прибыли выручка от реализации товаров признается доходом от реализации на дату перехода права собственности на товар к белорусскому покупателю (п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ). При реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения этих товаров, которая формируется с учетом положений ст. 320 НК РФ (п. 1, пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ БЕЗ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЛИ КОСВЕННЫЙ РЕЭКСПОРТ

Долгое время все внешнеэкономические отношения с зарубежными партнерами носили либо экспортный, либо импортный характер. При вступлении России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) изменился сам подход к внешнеэкономической деятельности. Для оптимизации своих затрат, участники ВЭД стали использовать таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, вывозятся с этой территории с целью последующей перепродажи. Такой вид внешнеэкономической деятельности и называется реэкспортом.

Реэкспорт делится на две основные группы:
- прямой реэкспорт предполагает, что товар завозится на территорию страны-резидента;
- косвенный реэкспорт предполагает, что товар не завозится на территорию страны-резидента, а напрямую отправляется к третьему лицу, минуя пересечения границы страны-резидента.
В рамках данной статьи рассмотрим в чем заключается преимущество косвенного реэкспорта, уделим особое внимание вопросам бухгалтерского учета, валютного регулирования и контроля операций.

Преимущества косвенного реэкспорта

Преимущества использования режима косвенного реэкспорта очевидны по нескольким показателям.
1. У участников внешнеэкономической деятельности, применяющих косвенный
реэкспорт наблюдается значительное снижение расходов на транспортировку товара покупателю, что в свою очередь приводит к сокращению издержек с последующим снижением цены товара. Данный фактор является конкурентным преимуществом для компании, которая собирается выводить товар на международный рынок.

2. Продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим
лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Согласно пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации товаров установлен в статье 147 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
• товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается или транспортируется;
• товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;
Если товары согласно заключенному между сторонами договору передаются от продавца к покупателю не на территории РФ, ни одно из условий, поименованных в п. 1 ст. 147 НК РФ, не выполняется, следовательно, местом реализации товаров территория РФ не признается и у российской организации-продавца не возникает обязанности по начислению и уплате НДС в российский бюджет в связи с осуществлением анализируемой сделки.

3. При косвенном реэкспорте, валютные операции в рамках сделок между
резидентами и нерезидентами, предусматривающие приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации, осуществляются без постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
С 1 марта 2018 года, с момента вступления в силу утвержденной Центральным Банком России Инструкции от 16.08.2017 г № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция), вместо требования об оформлении паспорта сделки в банках действует порядок постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
Обязанность по постановке контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров распространяется на валютные операции, осуществленные между резидентом и нерезидентом, связанные с расчетами через счета резидентов по договорам (в том числе агентским, договорам комиссии, поручения), предусматривающим при осуществлении внешнеторговой деятельности (п. 4.1, 4.1.1, 5.1 Инструкции). В пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» четко определено, что относиться к внешнеторговой деятельности - это импорт и (или) экспорт товаров, информации и интеллектуальной собственности. В свою очередь, под импортом товаров понимается ввоз товара в РФ без обязательства об обратном вывозе, под экспортом товаров - вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе (пп. 10, 28 ст. 2 названного Закона).

4. Операции косвенного реэкспорта не подпадают под действие ст. 19 Федеральным
законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее - Закон о валютном регулировании). Требования данной статьи распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Валютный контроль при косвенном реэкспорте

При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть, что согласно пп. 2. п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании получение на валютные счета компании валютной выручки, а также ее расходование признаются валютными операциями со всеми вытекающими последствиями.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом. Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки, а также органы валютного контроля (Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации) и агенты валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов перечисленные в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может отказать в проведении валютных операций.
Документы, связанные с проведение валютных операций должны представляться в уполномоченный банк при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте.

Сроки представления документов

При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет

Не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении

При списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте

Одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты необходимо представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций

Перед организациями, реализующими товарно- материальные ценности в режиме косвенного реэкспорта, стоит ряд задач организации бухгалтерского учета реэкспортных товаров:
• контроль за движением товаров от иностранного поставщика до места хранения товаров на территории склада за пределами Российской Федерации;
• уведомление о точном местонахождении товаров по направлениям их движения и местам хранения;
• контроль за количественной и качественной сохранностью товаров;
• учет накладных расходов по реэкспортным операциям.

Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов» (далее- ПБУ 5/01) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

На счетах 41 «Товары» и 10 «Материалы» согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и Инструкция по его применению, (утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н.) формируется стоимость материально производственных запасов.

По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость,

В дебет счета 41 «Товары» списывается сформированная фактическая себестоимость товаров.

Бухгалтерский учет реэкспортных товаров зависит от вида реализуемых ценностей.

Чтобы обеспечить оперативный контроль за движением товаров, предназначенных для реализации без завоза их на территорию Российской Федерации, организации ведут их синтетический учет.

К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
• «Реэкспортные товары в пути»;
• «Реэкспортные товары на складах и переработке за границей»;
• «Реэкспортные товары для реализации в страны СНГ»;
• «Импортные товары в пути в РФ».

В ситуация, когда на внутренний рынок необходимо будет поставить товары, предназначенные первоначально для реализации с применением режима косвенного реэкспорта в учете в рамках счета 41 «Товары», товар необходимо переквалифицировать. На товар, предназначенный ранее для применения режима реэкспорта, необходимо будет предоставить документы подтверждающие, что товар предназначен для реализации на территории Российской Федерации, таким документом выступает Инвойс (Invoice) производителя, в котором должно быть указано, что товар предназначен для реализации в России. Организации-импортеру в данном случае следует обратиться к производителю с просьбой переквалифицировать поставленный товар и внести изменения в первичные документы, т.е. инвойс в котором будет указано место реализации товаров.

В целях правильного отражения реэкспортных товаров в бухгалтерском учете российским организациям необходимо четко отслеживать, каким образом во внешнеторговом контракте предусмотрен переход права собственности на эти товары, обеспечить контроль за движением товаров, а также предусмотреть возможность реализации этих товаров на внутреннем рынке.

Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Глухова Н.В.

Читайте также: