Продажа племенного скота ставка ндс 2020

Опубликовано: 13.05.2024


Письмо Министерства финансов РФ
№КВ-18-3/1471@ от 01.09.2020

Федеральная налоговая служба во исполнение поручения Правительства Российской Федерации рассмотрела письмо от 18.08.2020, касающееся продления срока действия освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 19 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.

На основании подпункта 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождается от налогообложения НДС реализация (передача для собственных нужд) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, по перечню кодов видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Перечень кодов видов продукции, освобождаемой от налогообложения НДС, перечисленных в подпункте 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в соответствии с ОКПД 2, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 1069 (далее - Перечень № 1069).

Аналогичное освобождение от налогообложения НДС предусмотрено подпунктом 19 статьи 150 Кодекса для ввоза вышеуказанных товаров на территорию Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2016 № 187-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения подпункта 35 пункта 3 статьи 149 и подпункта 19 статьи 150 Кодекса применяются по 31 декабря 2020 года включительно.

Следует отметить, что согласно статистической налоговой отчетности ФНС России по форме 1-НДС выпадающие доходы федерального бюджета в связи с применением налогоплательщиками освобождения по НДС, установленного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса, составили за 2018 год - 1,1 млрд руб., за 2019 год - 1,7 млрд руб., за I квартал 2020 года - 278 млн руб.

Одновременно сообщаем, что в случае отмены с 01.01.2021 освобождения, предусмотренного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса, реализация племенного скота, племенной птицы, инкубационных яиц (полученных от племенной птицы), поименованных в Перечне № 1069, будет облагаться по налоговой ставке НДС 20 процентов. Вместе с тем на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса операции по реализации скота и птицы в живом весе облагаются по налоговой ставке НДС 10 процентов. При этом в Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 (далее - Перечень № 908), включены, в частности, такие категории товаров, как крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, домашняя птица, яйца, а также такие виды племенного скота, как буйволы живые, волы живые, яки живые, зебу живые, их телята и молодняк. Таким образом, в случае отмены установленного подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождения по НДС операции по реализации племенного скота, племенной птицы, инкубационных яиц (полученных от племенной птицы) будут облагаться по налоговой ставке НДС 20 процентов, а в отношении операций по реализации скота, домашней птицы, яиц, указанных в Перечне № 908, сохранится преференция в виде применения пониженной ставки НДС, что приведет к неравенству в налогообложении налогоплательщиков, осуществляющих указанные операции. Кроме того, по разным налоговым ставкам будут облагаться операции по реализации племенного скота (в зависимости от вида животного), что также привет к неравенству в налогообложении НДС. В этой связи, по мнению ФНС России, в случае принятия решения об отмене данного освобождения целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в Перечень № 908 в части его дополнения товарами, содержащимися в настоящее время в Перечне № 1069.

Кроме того, обращаем внимание на то, что при отмене с 01.01.2021 освобождения, установленного пунктом 19 статьи 150 Кодекса, суммы НДС, уплаченные при ввозе скота на территорию Российской Федерации, будут приниматься налогоплательщиками НДС к вычету в случае его реализации и (или) использования для производства и реализации облагаемой НДС продукции. Таким образом, отмена освобождения, предусмотренного пунктом 19 статьи 150 Кодекса, не приведет к увеличению поступлений доходов в федеральный бюджет.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

nds_na_plemennoy_skot_s_2021_goda.jpg


Похожие публикации

С наступлением 2021 года традиционно изменяется и дополняется законодательство, регулирующее множество производственных и учетных моментов в деятельности отечественных компаний. Не стало исключением и сельское хозяйство. К примеру, законодательно утверждено продление льготы по НДС при осуществлении операций по ввозу и продаже продукции племенного животноводства. Расскажем подробнее, какие нововведения ждут сельхозпроизводителей с 1 января 2021 года в этом сегменте.

Продажа племенного скота: ставка НДС 2020

В настоящее время ввоз племенного скота и его реализацию НДС не облагают. Эта льгота была установлена с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2020 г.: законом № 187-ФЗ от 23.06.2016 были внесены дополнения в налоговое законодательство – пп. 35 п. 3 ст. 149 и пп. 19 ст. 150 НК РФ.

Подпадают под действие данной преференции импорт и реализация животноводческой продукции, соответствующей перечню кодов (Постановление Правительства № 1069 от 20.10.2016), установленных Общероссийским классификатором продукции или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕЭС, утверждаемых Правительством РФ. Это:

  • племенной крупный рогатый скот (КРС), племенные свиньи, овцы, козы, лошади и полученные от них семя и эмбрионы;
  • племенная птица и полученные от нее инкубационные яйца.

Реализация племенного скота: НДС в период 2021-2022 гг.

23 ноября 2020 законом № 375-ФЗ льгота по налогообложению операций ввоза и продажи племенного скота продлена до завершения 2022 года, т.е. действовать она будет еще 2 года. Законодателем применение данной преференции рассматривается как мера, позволяющая снизить расходы сельхозпроизводителей и высвободить средства на развитие сельского хозяйства страны, а отмена льготы в реалиях сегодняшнего рынка может повлечь увеличение времени окупаемости вложенных инвестиций и, как следствие, снижение активности инвесторов, т.е. замедление развития отрасли.

Но уже с 1 января 2023 года НДС по перечисленным операциям будет составлять 10 или 20% в зависимости от вида животных. Например, реализация племенного КРС будет облагаться НДС по ставке 20%, поскольку его нет в списке продукции, облагаемой по ставке 10% (Постановление Правительства РФ № 908 от 31.12.2004 «Об утверждении перечней кодов видов продтоваров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%»).

Впрочем, возможно следует ожидать и дальнейшее продление нулевой ставки, поскольку изначально рассматривался вопрос об увеличении ее срока действия не на 2 года, а на 5 лет.

Условия применения льготы

Итак, если сельхозпроизводитель ввозит на территорию страны или реализует племенной скот, ставка НДС в ближайшие два года (2021-2022) будет составлять 0%. Напомним, что применяться льгота может лишь при наличии племенного свидетельства (ПС), полученного налогоплательщиком в соответствии с нормами закона № 123-ФЗ от 03.08.1995 «О племенном животноводстве». ПС подтверждает происхождение, продуктивность или другие качества животного, а также семени или эмбриона - его отсутствие повлечет обложение реализации по общей ставке НДС.

Дело в том, что племенная продукция (ПП) – это ограниченно оборотоспособный объект (п. 2 ст. 129 ГК РФ) и ст. 8 закона № 123-ФЗ установлены ограничения на ее оборот: сделки с племенной продукцией могут заключаться только между предприятиями и ИП, осуществляющими разведение и использование племенных животных, а отчуждение или иной переход прав собственности на ПП разрешаются при наличии племенного свидетельства. Данный статус сельхозпроизводителя удостоверяет специальное уведомление Минсельхоза РФ об отнесении предприятия к определенному виду деятельности по племенному животноводству (п. 43.5 Административного регламента, утв. приказом Минсельхоза РФ № 430 от 17.11 2011).

Таким образом, применить нулевую ставку налога, как и собственно провести сделку с племпродукцией, сельхозпроизводитель может лишь при наличии уведомления Минсельхоза и племенного свидетельства на нее. На практике к договору купли-продажи племенного скота прилагаются копии уведомлений обеих сторон – продавца и покупателя.

Раздельный учет НДС при реализации племенных животных

Льготная ставка налога применяется только по операциям ввоза и реализации ПП, в том числе реализации семени и эмбрионов племенных животных. Закон № 123-ФЗ предусматривает выполнение работ по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов (ст. 36), а подобные работы облагаются НДС по общепринятой ставке. Поэтому, если сделка предполагает не только передачу племпродукции, но и ее использование продавцом при выполнении работ для покупателя, то в договоре следует указывать цены на разные виды услуг раздельно.

Для сельхозпроизводителей, практикующих продажи ПП, вести раздельный учет НДС по племенным животным необходимо, так как наряду с необлагаемыми операциями у них осуществляются и облагаемые НДС процессы. Организация раздельного учета – обязанность самого налогоплательщика. Отсутствие такого учета лишит его возможности как применить право вычета по входному НДС, так и увеличить стоимость продукции на величину налога (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Отмена льготного НДС на племенной скот в 2021году

В отличие от ввоза и реализации племенных животных, НДС по операциям сдачи их в аренду или лизинг с правом владения и последующего выкупа на основании соответствующих договоров составляет 10%. Эта льготная ставка установлена статьей 26.3 закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 27.11.2017) и действует только до 31 декабря 2020 включительно.

С 1 января 2021 года эта статья упраздняется, ее пролонгация законодателем не предусмотрена, следовательно, с этого времени ставка НДС по операциям передачи продукции племенного животноводства в лизинг составит 20%.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

С 1 апреля 2019 года сразу на несколько категорий ввозимых товаров была изменена ставка НДС. Некоторые продовольственные товары, ввозимые на территорию России, облагаются льготным НДС. Их перечень в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС утвержден правительством России. Изменения перечня связаны со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. №1487 .

НДС на детские товары ↓ в 2 раза

Список детских товаров, которые при ввозе облагаются НДС по льготной ставке был расширен в соответствии с Постановлением. Ставка налога на добавленную стоимость была уменьшена вдвое – с 20% до 10% для:

9619 00 300 0
9619 00 500 1
9619 00 500 9
9619 00 810 1
9619 00 810 9

НДС на скот и птицу ↑ в 2 раза

Ситуация со ставкой НДС для импортируемых живых животных полностью противоположна. Ранее скот, птица и яйца облагались по льготной ставке НДС – 10%, но после вступления в силу Постановления позиции этой категории были исключены из льготного списка. Теперь скот, птица и яйца облагаются по стандартной ставке в 20% вместо 10%.

Наименование продукции Код ТН ВЭД ЕАЭС
Лошади, ослы, мулы и лошади живые 0101 (кроме спортивных и племенных лошадей и пони) 0101
Крупный рогатый скот живой, кроме племенного 0102
Свиньи живые, кроме племенных 0103
Овцы и козы живые, кроме племенных 0104
Домашняя птица живая, то есть куры домашние (Gallus domesticus), утки, гуси, индейки и цесарки, кроме племенных 0105

НДС на пищевые продукты и корма для животных ↑ в 2 раза

Изменения также затронули готовую продукцию. Целый ряд товарных групп и отдельных товарных позиций был исключен из льготного списка. Теперь исключенные товары облагаются на общих основаниях – по ставке НДС 20%.

Наименование продукции Код ТН ВЭД ЕАЭС
Прочие жиры и масла животные и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения их химического состава 1506 00 000 0
Супы и бульоны готовые и заготовки для их приготовления (кроме овощных и (или) не содержащих мясо и мясопродукты) 2104 10 000 0
Корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, декоративных грызунов и рептилий 2309 90
Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао (кроме мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда и прочих видов пищевого льда 2105 00
Яйца птиц в скорлупе, свежие, консервированные или вареные, инкубационные (кроме племенных яиц) 0407
Лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные, (кроме 0703 10 110 0) 0703
Овощи прочие, свежие или охлажденные 0709


Последствия изменения ставки НДС

Изменения ставок взимаемых налогов по оценкам многих аналитиков могут привести к различным реакциям со стороны участников ВЭД. Чаще всего среди специалистов встречается мнение о том, что:

  • снижение ставок НДС на детские товары станет мотивацией для импортеров увеличить объемы ввозимой продукции;
  • повышение ставки НДС на живой скот, птицу и яйца, а также пищевые продукты и корма для животных позволит отечественным производителям улучшить свое положение на аграрном рынке. Это станет стимулом для реализации скотоводческого потенциала как отдельных производителей, так и страны в целом.
  • импортируемые товары, альтернативы которых нет на российском рынке, к сожалению, подорожают, поскольку все издержки, понесенные импортером при ввозе будут перенесены на конечного потребителя. А при учете роста сопутствующих издержек – удорожания электроэнергии, перевозки, хранения.

Какие прогнозы аналитиков окажутся точными, а что пойдет по собственному сценарию станет ясно только по прошествии времени.

фото pixabay.com | «Рогатый» налог: что предлагают в Госдуме

Как сообщает KONKURENT.RU, группа депутатов Госдумы предлагает продлить срок действия льготной ставки НДС в размере 0% в отношении операций по ввозу и реализации на территорию России племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы, яйца, а также полученных от них семени и эмбрионов, до 31 декабря 2025 г.

В настоящее время база племенных ресурсов сформирована по 14 видам сельскохозяйственных животных и представлена уникальным разнообразием пород, как отечественной, так и зарубежной селекции. В государственном племенном регистре зарегистрировано более 2,5 тыс. стад племенных сельскохозяйственных животных, с общим маточным поголовьем 1,7 млн условных голов.

Поголовье племенных коров молочного направления продуктивности составляет порядка 1 млн голов, мясного – 179,4 тыс. голов, свиноматок – 93,3 тыс. голов, овцематок и козоматок – 925,7 тыс. голов соответственно. «Ежегодно сельскохозяйственными товаропроизводителями реализовывается 80 – 100 тыс. голов племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления продуктивности отечественной репродукции, а также 30 – 40 тыс. голов мясного», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Для комплектования вновь построенных или модернизированных производственных мощностей ежегодно импортируется порядка 50 – 68 тыс. голов племенных нетелей высокопродуктивных молочных пород. В небольших объемах для использования в селекции выдающихся генотипов осуществляется импорт племенного поголовья, а также биоматериала свиней, овец и коз.

Несмотря на имеющиеся положительные показатели по производству мяса и пищевого яйца птицы в целом, доля использования импортного племенного материала в виде исходных форм на сегодня остается очень высокой. Производство продукции птицеводства осуществляется посредством использования в воспроизводстве генетического материала ведущих транснациональных зарубежных компаний.

«Очевиден положительный эффект от действия льготной ставки НДС при импорте и реализации на территории Российской Федерации племенного скота и семени, полученного от него», – считают депутаты.

Дополнительный годовой прирост производства товарного молока за счет более высокой молочной продуктивности племенных коров составляет около 235 тыс. тонн. При этом действие льготной ставки НДС 0% при импорте и реализации на территории Российской Федерации племенного скота и семени, полученного от него, способствует снижению затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на указанные цели и высвобождению средств на цели развития сельскохозяйственного производства.

Соответствующий дополнительный ежегодный объем инвестиций в расширение производства, по экспертным оценкам, может составить от 2,6 млрд руб. (при потенциальной ставке НДС 10%) до 5,3 млрд руб. (при потенциальной ставке НДС 20%), что позволяет создавать ежегодно дополнительно от 4 до 9 тыс. скотомест. При этом указанные объемы инвестиций в сельскохозяйственное производство оказывают мультипликативный эффект на дальнейшее развитие отрасли и повышение бюджетной эффективности через создание дополнительных рабочих мест, рост налоговых поступлений (ЕСХН, НДС, НДФЛ, отчисления в социальные фонды, налог на прибыль).

В результате недополученные бюджетом налоговые поступления за счет действия льготной ставки НДС 0% при импорте и реализации в России племенного скота и семени, полученного от него, возмещаются через налоговые отчисления от производства и реализации дополнительно произведенного сырого молока и готовой молочной продукции в течение 11 месяцев.

«Действие льготной ставки НДС в условиях возросшей себестоимости на всех этапах производства (включая инвестиционную фазу реализации проекта) оказывает положительный эффект на финансово-экономическое состояние производителей молока. Отмена льготной ставки НДС в текущих экономических условиях повлечет увеличение срока окупаемости инвестиционных проектов, снижение инвестиционной активности в отрасли, конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке, замедление темпов наращивания производства молока», – уверены депутаты.

Напомним, во внесенном 30 сентября в Госдуму проекте бюджета заложены дополнительные доходы от отмены льготы по НДС в размере 16,6 млрд руб. за 2021-2023 гг. Окончание действия с 2021 г. освобождения от уплаты НДС при реализации племенного скота в 2021 г. должно было дать бюджету 5,9 млрд руб., а освобождение от уплаты НДС при ввозе племенного скота – 10,7 млрд руб.


Правительство РФ поддержало законопроект, но согласно продлить льготу по НДС только до конца 2022 года.

В Госдуме РФ первое чтение прошел законопроект, которым предлагается продлить срок действия льготной ставки НДС в размере 0% в отношении операций по ввозу и реализации на территории РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы, яйца, а также полученных от них семени и эмбрионов, до 31 декабря 2025 года.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в настоящее время база племенных ресурсов сформирована по 14 видам сельскохозяйственных животных и представлена уникальным разнообразием пород, как отечественной, так и зарубежной селекции. В государственном племенном регистре зарегистрировано более 2,5 тысяч стад племенных сельскохозяйственных животных, с общим маточным поголовьем 1,7 млн условных голов.

«Каждый год сельхозтоваропроизводители реализуют 80-100 тысяч голов племенного молодняка КРС молочного направления отечественной репродукции, 30-40 тысяч голов мясного соответственно» - из пояснительной записки к законопроекту.

Для комплектования вновь построенных или модернизированных производственных мощностей ежегодно импортируется порядка 50 — 68 тысяч голов племенных нетелей высокопродуктивных молочных пород.

«Действие льготной ставки НДС 0% при импорте и реализации на территории Российской Федерации племенного скота и семени, полученного от него, способствует снижению затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на указанные цели и высвобождению средств на цели развития сельскохозяйственного производства» - из пояснительной записки к законопроекту.

По экспертным оценкам, дополнительный ежегодный объем инвестиций в расширение производства, может составить от 2,6 млрд рублей (при потенциальной ставке НДС 10%) до 5,3 млрд рублей (при потенциальной ставке НДС 20%), что позволяет создавать ежегодно дополнительно от 4 до 9 тысяч скотомест.

«При этом указанные объемы инвестиций в сельскохозяйственное производство оказывают мультипликативный эффект на дальнейшее развитие отрасли и повышение бюджетной эффективности через создание дополнительных рабочих мест, рост налоговых поступлений (ЕСХН, НДС, НДФЛ, отчисления в социальные фонды, налог на прибыль)» - из пояснительной записки к законопроекту.

В пояснительной записке говорится, что действие льготной ставки НДС в условиях возросшей себестоимости на всех этапах производства (включая инвестиционную фазу реализации проекта) оказывает положительный эффект на финансово-экономическое состояние производителей молока.

«Отмена льготной ставки НДС в текущих экономических условиях повлечет увеличение срока окупаемости инвестиционных проектов, снижение инвестиционной активности в отрасли, конкурентоспособности производимой продукции на мировом рынке, замедление темпов наращивания производства молока, что может оказать негативное влияние на достижение показателя Доктрины продовольственной безопасности РФ по уровню само обеспечения нашей страны молоком и молочной продукцией» - из пояснительной записки к законопроекту.

Кроме того, на фоне роста себестоимости производства животноводческой продукции и увеличения объемов инвестиций на реализуемые проекты в отрасли, изменения, предлагаемые законопроектом, позволят не вводить дополнительную финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей в виде налоговой ставки при реализации и импорте племенной продукции (материала). Это, в свою очередь, окажет положительное влияние на качество проводимых селекционных мероприятий, а также эффективность оказания государственной поддержки по данному направлению.

Правительство законопроект поддержало, но согласно продлить льготу по НДС только до конца 2022 года.

Комитет по бюджету и налогам предложил обсудить срок в рамках второго чтения.

Читайте также: