Тахир давлетшин реформирование ндс

Опубликовано: 15.05.2024

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Бывшие и действующие сотрудники налоговых органов Самарской области, а также обеспечивающие им поддержку работники силовых структур подозреваются в создании одной из крупнейших в стране площадок по уклонению от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).

По версии следствия, этим «сервисом» пользовались подрядчики госкорпораций и крупных компаний из разных регионов страны. О возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий; до четырех лет лишения свободы) сообщил РБК источник в центральном аппарате Следственного комитета, информацию подтвердил собеседник в Федеральной налоговой службе.

Источник в Налоговой службе утверждает, что в Тольятти в межрайонной инспекции № 2 по Самарской области прошел осмотр, а в компаниях, предоставляющих юруслуги по уходу от налогов, а также дома у бывших сотрудников налоговой проводились следственные действия. По его словам, только по эпизодам, которые удалось установить следствию, содействие преступной группы помогло коммерческим компаниям из разных регионов уклониться от выплаты НДС на 4,4 млрд руб.

РБК направил запросы в пресс-службы Следственного комитета и Федеральной налоговой службы России.

С чего началось уголовное дело

Управление Следственного комитета по Самарской области возбудило дело о превышении должностных полномочий сотрудниками межрайонной инспекции ФНС № 2 по Самарской области в октябре этого года, рассказал источник в центральном аппарате СК и подтвердил источник в ФНС. Оно стало началом масштабного расследования деятельности площадки по махинациям с «бумажным НДС», обслуживающей многие регионы России.

Что такое «бумажный НДС»

НДС — самый собираемый налог в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. Сколько НДС компания должна заплатить в бюджет, рассчитывается так: НДС «исходящий» (который компания начислила своим контрагентам при продаже товаров/работ/услуг) минус НДС «входящий» (предъявляют продавцы товаров/работ/услуг, который фирма как покупатель или заказчик оплачивает).

«Бумажный НДС» — это схема ухода от налога, когда компания подставляет в цепочку взаимоотношений фиктивные сделки с фирмами-однодневками. Хотя в реальности она не оплачивала товары или услуги, мнимая операция отражается в документах, увеличивая «входящий» НДС и, соответственно, снижая итоговую сумму налога к уплате.

Фактически оплата по сделкам не перечисляется, операция не отражается в бухучете продавца или же отображается как дебиторская задолженность с последующим списанием по итогам срока исковой давности.

«Бумажный НДС» — устаревшая схема. В 2015 году Федеральная налоговая служба запустила автоматизированную систему АСК НДС-2. Сравнивая счета-фактуры и декларации, она автоматически выявляет налоговые разрывы. Помимо доначисления налога нарушителей штрафуют на 20–40% от суммы недоимки.

Благодаря автоматизированным проверкам налоговый разрыв по НДС в России уменьшился до 0,4% — это самый низкий показатель в мире. При том что еще в 2016 году он составлял 8%.

Дело было возбуждено в отношении неустановленных должностных лиц, сообщил источник в ФНС. По его словам, с марта по апрель 2020 года сотрудники межрайонной инспекции № 2 могли использовать поддельную доверенность коммерческой компании (наименование известно РБК), которая состояла у них на учете, на представление ее интересов в инспекции. По словам источника, налоговиков подозревают в том, что они могли предоставить электронные декларации в налоговую, где содержались не соответствующие действительности данные.

Именно этот небольшой эпизод помог следствию выйти на участников организованной группы, специализирующейся на услугах по уклонению от уплаты НДС.

В чем подозревают налоговиков

Следствие установило, что, предположительно, преступная группа действует на базе компании ООО «Элрем Сервис», рассказал источник в СК. По его словам, аффилированные с ней фирмы — всего задействовано 430 юрлиц — образуют площадку по махинациям с НДС. По телефонам, указанным при регистрации компании «Элрем Сервис» в ЕГРЮЛ, на звонки РБК никто не ответил.

Как следует из базы данных СПАРК, компания зарегистрирована в Тольятти. Ее основной вид деятельности — «торговля оптовая неспециализированная». В 2019 году выручка компании составила 2,7 млрд руб., прибыль — 2,6 млн руб.

Компания «Элрем Сервис» упоминается в обращении сотрудников МИ ФНС № 2 по Самарской области к руководителю Федеральной налоговой службы Даниилу Егорову (есть у РБК; подлинность подтвердил источник в ФНС), в котором они сообщают о коррупции в рядах руководства инспекции.

РБК направил запрос в пресс-службу ФНС с просьбой подтвердить факт получения письма, где, в частности, утверждается, что руководством МИ № 2 выстроена система работы, направленная на извлечение личной выгоды. Заместитель руководителя инспекции, утверждают авторы обращения, привлекает фирмы-посредники для предоставления услуг по сдаче отчетности, которые фабрикуют и подают в электронном виде уточненные нулевые декларации.

В письме также сказано, что процесс поставлен на поток, недостоверная отчетность принимается сотнями, что неминуемо создает «разрывы» в отчетности налогоплательщиков в других инспекциях. Данные о доверенностях на лиц, подающих отчетность, вводятся в информационную систему «Доверенность» по указанию руководства, потом эти доверенности приносят сотрудники как поступившие по почте, но без какой-либо регистрации, без почтовых конвертов, сообщается в обращении к главе ФНС.

В нем также утверждается, что в МИ № 2 есть «неприкасаемые» налогоплательщики, которых контролирует руководство инспекции. «Ранее состоящие на учете в МИ № 2 по Самарской области ООО «Квадрат», ООО «РПЗК», ООО «Легос», ООО «АЗМ Энерго Сервис» являлись звеньями в схеме работы транзитной площадки ООО «Элрем Сервис» и, несмотря на миллиардные обороты, всего за пару месяцев были ликвидированы без проведения контрольных мероприятий по заданию руководства», — говорится в письме.

Источник в ФНС рассказал РБК, что деятельность «Элрем Сервис» и аффилированных с ней структур постоянно обсуждается на совещаниях центрального аппарата ФНС с руководством УФНС по Самарской области». По словам источника, на этих совещаниях федеральное руководство ставит задачи по ликвидации площадки. «При этом она развивается и растет, создавая новые ответвления», — отметил собеседник. РБК направил запрос в УФНС по Самарской области.

Кто мог входить в состав группы

Следователи полагают, что организаторами преступной группы могут быть два бывших сотрудника МИ № 2, сообщил РБК источник в СК. Следствие установило, что раньше один из них был сотрудником отдела выездных проверок этой инспекции, а другой — сотрудником отдела досудебного урегулирования налоговых споров. По словам источника, сейчас оба проходят свидетелями по уголовному делу. «В местах их проживания прошли обыски», — рассказал он.

Источник в налоговом ведомстве уточнил, что, предположительно, в эту группу входят бывшие и действующие сотрудники налоговых инспекций Тольятти, а также прикрывающие их силовики. «Основная часть участников группы работает в МИ ФНС № 2 по Самарской области, также есть представители из управления ФНС по Самарской области», — уточнил он. По словам источника, всего налоговыми махинациями занимались 25 человек.

Во время следственных действий, которые прошли дома у бывших сотрудников налоговой, следователи обнаружили печать нотариуса, поддельные доверенности, флеш-накопители и банковские карты организаторов и участников группы.

Кто мог пользоваться услугами площадки

По версии следствия, услугами тольяттинского «сервиса» могли пользоваться компании из разных российских регионов. В предварительном списке следствия компании из Москвы, Подмосковья, Татарстана, Санкт-Петербурга, Твери, Краснодара и Нижнего Новгорода. Этот список есть у РБК, его подлинность подтвердил источник в СК. Некоторые компании выступают подрядчиками крупных предприятий.

Например, в списке компаний, который следователи составили на основе данных ФНС, указано ООО «Галика-Мет» — подрядчик госкорпорации «Роскосмос», НПО им. Лавочкина и ПАО «ОДК-Кузнецов».

Согласно базе данных СПАРК, ООО «Галика-Мет» выполняло контракты для корпорации «Роскосмос»: в 2017 году — на 71,4 млн руб., в 2018-м — на 98,6 млн руб., в 2019 году — на 49,9 млн руб. В 2020-м компания подписала контракты с НПО им. Лавочкина на 4,9 млн руб. Кроме того, в этом году ООО «Галика-Мет» заключило контракты с ПАО «ОДК-Кузнецов» на 515 млн руб. Все они связаны с поставками и монтажом станочного оборудования.

В списке также есть ООО «Возрождение Петербурга» — подрядчик ГУП «Московский метрополитен». В 2019 году эта компания заключила со столичным метрополитеном контракт на 607,7 млн руб., в 2020-м — еще два контракта на 1,6 млрд руб. Все они были связаны с выполнением путевых работ.

В пресс-службе «Роскосмоса» (куда также входит НПО им. Лавочкина) отказались от комментариев. В пресс-службе ОДК и Московского метрополитена комментариев не предоставили. РБК также направил запросы в ООО «Галика-Мет» и ООО «Возрождение Петербурга».

т. 24, вып. 6, июнь 2018

Получена: 07.05.2018

Получена в доработанном виде: 22.05.2018

Одобрена: 05.06.2018

Доступна онлайн: 30.06.2018

Коды JEL: H20, H25, H30

Страницы: 1432—1446

Давлетшин Т.Г. директор ООО «Буровые и нефтепромысловые насосы», Казань, Российская Федерация
shentmz@yandex.ru

ORCID id: отсутствует
SPIN-код: 9864-6843

Предмет. Проблемы перехода от НДС к НТУ и связанные с ним изменения понятийного аппарата. Рассмотрение распространенных ошибок в трактовке НДС, обусловленных несовершенством понятийного аппарата, их разрешение при переходе на НТУ.
Цели. Анализ недостатков понятийного аппарата действующего законодательства об НДС, меры их устранения при переходе на НТУ
Методология. Общенаучные подходы и методы.
Результаты. Обоснована необходимость переименования налога в соответствии с международными практиками в налог на товары и услуги.
Выводы. Понятийный аппарат Налогового кодекса РФ не соответствует экономической и правовой сущности НДС. Переход с НДС на НТУ требует значительных изменений и дополнений в понятийном аппарате, но не в экономической и правовой сущности налога. Он устраняет основное противоречие гл. 21 Налогового кодекса РФ, вносит определенность в объект налогообложения, приводит к созданию логически цельного и внутренне согласованного документа. Экономическим плательщиком НТУ является конечный потребитель, предприниматели по всей цепочке продвижения товаров (работ, услуг) — налоговые агенты. При переходе на НТУ роль счета-фактуры — выделение налога на потребление, который уплатит в качестве налога покупатель, если он является конечным потребителем, или же суммы налогового вычета, если покупатель не является конечным потребителем.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налог на товары и услуги, налог на конечное потребление, гармонизация налоговых режимов, косвенные налоги

Список литературы:

  1. Шелкунов А.Д. Реализация принципа нейтральности НДС в России в свете новых разъяснений ОЭСР // Закон. 2012. № 7. С. 124—131.
  2. Туфетулов А.М., Давлетшин Т.Г., Синникова Ю.М. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1. С. 184—188. URL: Link
  3. Туфетулов А., Давлетшин Т., Синникова Ю. О реальной ставке налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в РФ // Налоговый Вестник. 2013. № 12. С. 42—50.
  4. Кашин В.А., Абрамов М.Д. Промышленная политика и налоговое регулирование. М.: ИПР РАН, 2015. 164 с. URL: Link
  5. Ручкина Г.Ф., Терехова Е.В. Общие и проблемные аспекты правового регулирования налога на добавленную стоимость // Юридический мир. 2014. № 1. С. 44—50.
  6. Пансков В.Г. Проблемы налогообложения добавленной стоимости // Налоговый Вестник. 2003. № 5. С. 31—33.
  7. Туфетулов А., Давлетшин Т., Салмина С. Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса // Налоговый Вестник. 2014. № 10. С. 44—50.
  8. Трошин А.В. Сравнительный анализ методик определения налоговой нагрузки на предприятия // Финансы. 2000. № 5. С. 44—54.
  9. Чеснокова Л.А., Яшина Н.И. Налоговая нагрузка в сельскохозяйственной отрасли РФ и необходимость ее изменения // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 118—124.
  10. Казакова М., Кнобель А., Соколов И. Качество администрирования НДС в странах ОЭСР и России. Реформирование российской системы взимания налога. М.: ИЭПП, 2010. 128 с. URL: Link
  11. Пансков В.Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются // Финансы. 2016. № 3. С. 22—27.
  12. Гурвич Е.Т., Суслина А.Л. Динамика собираемости налогов в России: макроэкономический подход // Финансовый журнал. 2015. № 4. С. 22—33. URL: Link
  13. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2007. № 7. С. 9—13.
  14. Синельников С. и др. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. В 2 т. М.: ИЭПП, 2000.
  15. Демин А.В. Определенность налогообложения как фундаментальный принцип налогового права // Вопросы правоведения. 2012. № 1. С. 158—173.

Министр финансов А. Силуанов в ходе начавшейся сегодня в Москве ежегодной Недели российского бизнеса, проводимой РСПП, подтвердил, что ведомство выступает за вариант налогового маневра «22/22». Снижение ставки страховых взносов до 22 процентов (в настоящее время стандартный тариф страховых взносов составляет 30%) для федерального бюджета может быть нейтральным, при условии повышения налога на добавленную стоимость (НДС) до 22 процентов (сейчас 18 процентов). Также министерство предлагает унифицировать ставку страховых взносов — то есть ликвидировать порог, с превышения которого в настоящее время взимается дополнительные 10% страховых взносов в Пенсионный фонд, что де-факто предполагает отказ от регрессивного налогообложения доходов физических лиц.

По подсчетам Минфина уменьшение поступлений в социальные фонды (при снижении страховых взносов) будет компенсировано повышением НДС, при этом, повышение ставки НДС на 4 % приведет к разовому скачку инфляции в 2 %.

Перенос налогового бремени с экономических ресурсов на потребление - это общемировая тенденция, она увеличивает стимулы для активного использования капитала и труда(1). «Если говорить об улучшении структуры налогов, снижении прямых налогов за счет увеличения косвенных, то именно это мы хотели бы предложить. Собственно, это уже обсуждается в прессе. Мы видим, что у нас в связи с увеличением прямых налогов, в первую очередь страховых взносов, начала увеличиваться та теневая часть экономики, которая связана с выплатой заработных плат в конвертах», — пояснил министр.

«Если посмотреть по отраслям, то практически все отрасли от таких изменений находятся в выигрыше, особенно те, по которым сегодня есть льготы по НДС. Мы предлагаем сохранить преференции по НДС для отдельных отраслей, речь идет о сельском хозяйстве, медицине, образовании, финансовом секторе», — сказал Силуанов.

Для крупных предприятий предложенный Минфином налоговый маневр будет во благо, т.к. уменьшение страховых взносов приведет к снижению затрат на производство, а ставка НДС для производителя не столь важна: НДС - косвенный налог на потребление (или же, на покупки непроизводственного характера), в итоге его платит конечный потребитель, т.е. граждане.

Однако, для микро- и малых предприятий производственной сферы на УСН и ЕСХН, реализующих свою продукцию более крупным контрагентам на общей системе налогообложения (ОСНО), какой бы отрасли они не относились, освобождение от НДС обернулось налогом с оборота по ставке, равной ставке НДС(2), и этот налог в результате «маневра» поднимется с 18 % до 22 %. Рост ставки НДС без гармонизации общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов приведет к еще большему ухудшению их финансового положения(3). В результате, у микробизнеса в производственной сфере остается выбор: уйти в тень, или же закрыть свое дело.

В результате, вместо ожидаемого увеличения поступлений в бюджет, суммарный эффект с учетом социальных последствий может быть резко отрицательным.

Таким образом, государство совершает хаотические действия, с одной стороны расширяет базу для правонарушений в налоговой сфере, увеличивая ставку НДС и предельную сумму дохода работы на специальных налоговых режимах, с другой, ужесточает налоговый контроль, вводя АСК НДС-2 и контрольно-кассовую технику нового поколения. При этом настоящие реформы не проводятся, правительство ограничивается увеличением ставок собираемых налогов (НДС, акцизы) (4), и уменьшением ставок труднособираемых (социальные фонды).

Эти маневры сопровождаются заявлениями об отсутствии необходимости повышать налоговую нагрузку в России. «Вопрос тоже обсуждался — повышать или не повышать налоговую нагрузку, мы здесь четко определились в том, что нет необходимости повышения налоговой нагрузки, если мы не будем повышать расходные обязательства», — сказал Силуанов. Далее: «Мы считаем, что тот уровень налоговой нагрузки, который сложится в 2019 году, если говорить по показателям, которые сейчас есть у нас, при тех прогнозах, которые мы сделали бюджетных на трехлетку, в 2019 году уровень налоговой нагрузки составляет, которые перераспределяется через бюджетную систему, 31,6% ВВП».

Однако снижение страховых взносов однозначно потребует увеличения трансферта в Пенсионный фонд и ФСС, что не согласуется с другими планами Правительства: один из пунктов Основных направлений налоговой политики – уменьшение зависимости от федерального бюджета в Пенсионном фонде, в фонде соцстраха.

Обсуждение Минфином якобы высокой нагрузки на фонд оплаты труда в России вызывает недоумение: во-первых, у нас дефицит Пенсионного фонда, во-вторых, нагрузка на фонд зарплаты, ставки страховых взносов ниже, чем во многих развитых странах, а если взять еще и подоходной налог, ставка которой 13%, у нас нагрузка на зарплату гораздо ниже. Если пытаться решать налоговые проблемы, кроме НДС есть более важная проблема, чем страховые взносы – НДФЛ, но о нем ни слова. Также нет в выступлении А.Силуанова ответа на вопрос, как будет решаться проблема дефицита Пенсионного фонда. Создается впечатление, что намерения Минфина просты: поднять ставку НДС до 22 %, а взносы в социальные фонды оставить такими, какими были, причины найдутся.

Необходимо отметить, проблема налоговой системы России не в уровне налоговой нагрузки, а в несовершенстве налогового законодательства. И манипулированием налоговых ставок проблема не решается – нужна реформа налоговой системы, в первую очередь реформа НДС и НДФЛ.

При существующей налоговой системе в России нет условий, чтобы микро-бизнес мог вырасти в малый, малый – в средний, и так далее. Перед микро-бизнесом стоит барьер в виде 18 % налога с оборота, который Правительство собирается поднять до 22 %.

«С точки зрения бюджета это предложение нейтральное — оно не приносит нам дополнительных доходов», — сказал министр финансов А. Силуанов. По его словам, дополнительные доходы прогнозируются в связи с «обелением» экономики и снижением уровня нагрузки (?!).

Спорно утверждение, что снижение ставки страховых взносов до 22% приведет к снижению теневого сектора, к «обелению» экономики - кто в тени, они вообще ничего не платят, поэтому 22% или 30% — нет разницы. Теневой бизнес это как правило микро- и малый бизнес, и страховые взносы для них незначительны, а значителен НДС вкупе со страховыми взносами и НДФЛ. Что касается решения проблемы уклонения от налогообложения в среднем и крупном бизнесе, необходимы другие, неналоговые меры.

В числе многих недостатков и недоработок НК РФ особое место занимают недо-статки и недоработки Главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» на концептуальном уровне: в ГК РФ и НК РФ не определены понятия добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость, а в НК РФ не определена методика расчета НДС (дан алгоритм расчета). Являясь краеугольным камнем налоговой системы, несмотря на 25 летний стаж этого налога, НДС продолжает оставаться непонятным налогом для подавляющего большинства экономистов, чиновников и предпринимателей. В предложенной автором «Концепции реформирования налоговой системы» (5) особо подчеркнута необходимость реформирования НДС, без которого невозможен рост экономики, основными положениями которого являются:

- определение НДС в российском законодательстве как НТУ – налог на товары и услуги, или же, налог на конечное потребление, каковым де-факто является НДС согласно Главы 21 НК РФ;

- гармонизация общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов;

- значительное ограничение порога максимальной выручки для работы в специальных налоговых режимах УСН и ЕСХН.

При всей противоречивости выступления А. Силуанова на Неделе российского бизнеса, наибольшее недоразумение вызывает его заявление, что сложившаяся налоговая система отвечает интересам экономического развития страны (!?).

Налоговая система России молодая, имеет недостатки и недоработки как на методологическом уровне, так и на концептуальном, требует модернизации и реформирования, и в настоящее время она не может служить экономическому развитию, а является одним из существенных факторов, способствующих экономическому спаду и стагнации.

Нужна реформа налоговой системы, а не налоговый маневр.

2 А.Туфетулов, Т.Давлетшин, С.Салмина «Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса».//Налоговый Вестник. 2014 № 10. С.44-50.

3 Т. Давлетшин «Нейтральность НДС и гармонизация налоговых режимов»// Налоговый Вестник. 2015. № 10.С. 64-67.

4 Давлетшин Т.Г. «Собираемость НДС. Методологические аспекты» // Финансы и Кредит. 2017. №2. С.64-77.

5 Давлетшин Т.Г. «О концепции реформирования налоговой системы» сайт «Деловой России» .

Участники бизнес-бранча «Реального времени» поблагодарили власти за то, что пока они не добрались до администрирования НДФЛ

«Кто платил 18 процентов НДС, тот будет платить и 20 процентов»
Фото: Камиль Исмаилов

В январе 2019 года ставку налога на добавленную стоимость (НДС) в России планируется поднять с 18 до 20 процентов. Это мера даст бюджету дополнительно 600 миллиардов рублей. Участники бизнес-бранча «Реального времени» обсудили к чему приведет повышение налога, как изменится потребительский спрос, цены на товары и услуги а также нашли плюсы в непопулярном решении правительства.

«Кто-то повысит цену, кто-то будет искать внутренние источники оптимизации расходов»

НДС взимают с бизнеса, но фактически его выплачивают потребители, производитель выступает в роли налогового агента. Это значит, что повышение НДС отразится на потребителях. Эксперты «Реального времени» согласились с тем, что цены вырастут, но меньше, чем на 2%.

— Цены поднимутся незначительно — на 1—1,5%. По идее она должна вырасти на 2%, но из-за конкуренции, рост будет меньше, — считает Тахир Давлетшин, экономист и предприниматель.

Камиль Умаров, менеджер АО «КPМG», считает, что рост составит 1,6%. «Будет играть роль спрос, готовность конечного потребителя покупать по завышенной цене и конкуренция. Кто-то повысит цену, кто-то будет искать внутренние источники оптимизации расходов. Надо исходить из того в какой сфере компания работает и какой режим налогообложения применяет — у «упрощенцев» будет все сложнее», — считает Умаров.

Директор «Открытие брокер» Николай Лаптев ожидает рост на уровне 1,5%, по его мнению, все будет зависеть от спроса и конкуренции. Лаптев считает, что рост цен начнется до января 2019 года.

— Уже сейчас потихонечку незаметно идет повышение. Малый и средний бизнес начинает уже сейчас поднимать цены, объясняя это разными причинами, — говорит Лаптев.


Николай Лаптев считает, что рост цен начнется до января 2019 года

Бизнес ждет льгот в обмен на повышение НДС

Повышение НДС не коснется продуктов питания (кроме деликатесов), лекарств, товаров для детей, книг, учебников — по ним остается льготная ставка 10%. Так же не облагается НДС продажа недвижимости. Но так или иначе цены на эти товары тоже вырастут.

— Рост будет небольшой, но ощутимый, так как затронет почти все отрасли. Цены на недвижимость вроде бы не должны вырасти, но с другой стороны: если все будет расти, другие бизнесы будут повышать цены, то почему риелторы должны остаться в стороне? — считает Лаптев.

— Недвижимость, да, не облагается НДС, но у застройщиков очень много НДСных затрат. Поэтому тоже, возможно, цены возрастут, но возможно, государство предложит интересные ипотечные программы, чтобы как-то раскочегарить этот рынок. У нас много программ в части стимулирования спроса на автомобили. Может быть появятся субсидии, налоговые льготы для бизнеса. За этим надо следить и стараться использовать все меры поддержки, — говорит Камиль Умаров.


По словам Тахира Давлетшина, повышение НДС повлечет спад производства

«Через 1,5—2 года, мы услышим от правительства предложение еще повысить налоги»

По словам Тахира Давлетшина, повышение НДС повлечет спад производства. Во многих отраслях замедлится экономический рост, многие уйдут в серую зону, а это в свою очередь приведет к уменьшению собираемости налогов.

— А раз поступлений в бюджет будет меньше, то через 1,5—2 года, мы услышим от правительства предложение еще повысить налоги. Увеличение НДС — это небольшая толика, и она не спасет положение. Правительство будет вынуждено искать другие способы пополнить бюджет и прибегнет к непопулярным методам — отмена льгот и так далее, — предполагает Николай Лаптев.

— С другой стороны, многое зависит от того как будут использоваться эти 600 млрд рублей (планируемый доход от повышения НДС, — прим. ред.)? Если они на очередную Олимпиаду пойдут, то остается затягивать пояса, а если собранные средства пойдут на поддержку экономики, приоритетных отраслей, рост минимальных пенсий и пособий — тогда и потребление вырастет, — говорит Тахир Давлетшин.

Камиль Умаров считает, что увеличение ставки НДС не повлечет значительного оттока предпринимателей в тень: «Кто платил 18 процентов, тот будет платить и 20%. Вопрос смогут ли они переложить нагрузку на своих потребителей».

— Не смогу сказать будет ли отмена льгот или еще что-то, но если взглянуть в целом, то обычно стараются дособрать налоги с бизнеса, чем отменить льготы у населения. А что будет через некоторые время? Бизнес ждет что, может быть, ему что-то предложат взамен на повышение НДС. Может быть, это снижение страховых взносов, ведь это наиболее существенная нагрузка на бизнес, — считает Умаров.



Камиль Умаров считает, что увеличение ставки НДС не повлечет значительного оттока предпринимателей в тень

Спасибо, что не НДФЛ

Эксперты считают, что при должной поддержке малого и среднего бизнеса повышение ставки НДС и до 25% не страшно.

— Основное, что сейчас требуется — это реформа НДС и НДФЛ. Во всем мире хорошо живут те страны, где налоги высоки. Но надо поднимать налоги так, чтобы это способствовало росту производства и предпринимательской активности, — считает Тахир Давлетшин.

— Где налоги высокие, там и социальные программы хорошие. Где-то жилье оплачивается, где-то транспорт бесплатный, ипотеки низкие. Но у нас здесь повысили, а здесь ничего не изменилось, — говорит Николай Лаптев.

Камиль Умаров вспомнил об опыте других стран, в которых повышался НДС. В Германии, по его словам, 10 лет назад ставку подняли на 3% — это привело к замедлению темпов экономического роста.

Говоря о плюсах, которые принесет повышение НДС, эксперты «Реального времени» нашли, кроме пополнения бюджета, только один: спасибо, что не НДФЛ.

— Повышение НДС даст конечным потребителям возможность выбора — ты можешь покупать товар и платить налог, а можешь не покупать и не платить. Если бы НДФЛ повысили или страховые взносы, то была бы прямая налоговая нагрузка и от нее никуда не деться, — говорит Камиль Умаров.



Дата размещения статьи: 17.11.2015

Включив в российскую систему налогообложения НДС, законодатель предусмотрел взимание косвенного налога на потребление, похожего по своим характеристикам на налоги на добавленную стоимость, взимаемые в странах Европы. Позаимствованный НДС должен взиматься в соответствии с особенностями, вытекающими из его природы. Одной из таких особенностей является нейтральность данного налога для его налогоплательщиков. Нейтральность означает то, что ни один налогоплательщик не должен нести бремя его уплаты, поскольку НДС является косвенным налогом на потребление. Это бремя должно в итоге ложиться на конечного потребителя.

Принцип нейтральности НДС предусматривает освобождение предпринимателей от бремени его фактической уплаты благодаря механизму применения налогового вычета, а также отсутствия ощутимого влияния на конкуренцию предпринимателей на рынке, выбор ими форм, способов и иных обстоятельств непосредственного ведения предпринимательской деятельности .
--------------------------------
Шелкунов А.Д. Реализация принципа нейтральности НДС в России в свете новых разъяснений ОЭСР // Закон. 2012. N 7.

Указанный принцип предполагает, что любой предприниматель - это лишь промежуточное звено, которое призвано участвовать в постепенном, ступенчатом перечислении в бюджет налога со всей стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав). Он за счет предоставляемого права на налоговый вычет не претерпевает имущественного изъятия в счет уплаты данного налога.
Введение специальных налоговых режимов в НК РФ при отсутствии гармонизации специальных налоговых режимов и общей системы налогообложения (далее - ОСНО) привело к тому, что нарушается принцип нейтральности НДС во взаимоотношениях налогоплательщика на ОСНО с теми, кто применяет специальные налоговые режимы. Часто налогоплательщики, применяющие спецрежимы, вынуждены платить значительную часть НДС за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности .
--------------------------------
Туфетулов А., Давлетшин Т., Салмина С. Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса // Налоговый вестник. 2014. N 10; Туфетулов А., Давлетшин Т., Синникова Ю. Проблемы и перспективы применения спецрежима для сельхозпроизводителей // Налоговый вестник. 2013. N 3.

Специальные налоговые режимы представляют собой особый порядок определения элементов налогов, установленный в НК РФ, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях. Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, к сельскохозяйственным товаропроизводителям и участникам выполнения соглашений о разделе продукции.
Специальные налоговые режимы создают действительно благоприятные экономические и финансовые условия для деятельности субъектов малого предпринимательства в сферах розничной торговли и оказания услуг населению. Проблемы возникают в производственной сфере, где субъект малого предпринимательства, применяющий специальный налоговый режим (как правило, УСН и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)), реализует свою продукцию не конечному потребителю, а более крупному предприятию для дальнейшей переработки. Крупная компания в основном применяет ОСНО, для нее продавец, находящийся на специальном налоговом режиме, нежелателен, т.к. такой продавец не выставляет счет-фактуру с выделенным НДС .
--------------------------------
Туфетулов А., Давлетшин Т., Салмина С. Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса // Налоговый вестник. 2014. N 10.

Согласно НК РФ при расчете суммы налога к уплате в бюджет стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) от поставщиков, применяющих специальные налоговые режимы, не уменьшает налоговую базу по НДС, а также налог не увеличивает сумму налогового вычета по НДС (ст. ст. 168, 171 НК РФ).
Таким образом, законодатель, освободив налогоплательщиков на специальных налоговых режимах от бремени уплаты НДС, возложил эту обязанность на покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) на ОСНО, тем самым нарушив нейтральность налога. При этом не достигается и цель - создание льготных условий для налогоплательщиков, применяющих спецрежимы: отсутствие права на вычет НДС у покупателя, применяющего ОСНО (при его способности диктовать цены), возвращается бумерангом продавцу на специальном налоговом режиме в виде снижения цены его товаров (работ, услуг, имущественных прав) на сумму НДС, которая была бы указана в счете-фактуре аналогичного продавца на ОСНО. Восстанавливается нейтральность НДС для покупателя, и катастрофически ухудшаются финансовые результаты продавца. При кажущемся льготном налогообложении снижение цены продукции лица на специальном налоговом режиме приводит к уменьшению его прибыли на 18 (10)% от суммы реализации, что негативно сказывается на финансовых результатах. При наличии в цепочке производства и обращения товаров (работ, услуг, имущественных прав) этапа с участием лица, применяющего специальные налоговые режимы, п. 5 ст. 173 НК приводит к двойному налогообложению НДС.
В данном случае бремя уплаты части НДС возлагается на предпринимателей, тем самым нарушается принцип нейтральности НДС, являющийся фундаментальным принципом данного налога. По мнению автора, российское законодательство по НДС нарушает имущественную и конкурентную нейтральность НДС .
--------------------------------
Шелкунов А.Д. Реализация принципа нейтральности НДС в России в свете новых разъяснений ОЭСР // Закон. 2012. N 7; Туфетулов А., Давлетшин Т., Салмина С. Анализ влияния спецрежимов на финансовые результаты малого бизнеса // Налоговый вестник. 2014. N 10.

Получается, что законодатель, вводя в НК РФ п. 5 ст. 173, де-факто вводит налог с оборота (выручки) на операции между налогоплательщиками на ОСНО и налогоплательщиками на специальных налоговых режимах, что является необоснованным обременением. Как отметил Конституционный Суд РФ, налог на добавленную стоимость, будучи косвенным налогом на потребление, представляет собой форму имущественного изъятия в бюджет, исключительно соразмерного добавленной стоимости, создаваемой налогоплательщиком на стадии изготовления или доведения экономического продукта до конечного потребителя. Возложение на налогоплательщика обязанности уплатить сумму НДС, которая не соразмерна созданной им добавленной стоимости, будет противоречить экономической сущности НДС . Более того, нормы НК РФ не предусматривают права налогоплательщиков по НДС принимать к вычету суммы НДС, предъявленные и выделенные лицами, применяющими специальные налоговые режимы. Если даже лица, применяющие специальные налоговые режимы, оформят соответствующий счет-фактуру в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ, перечислят указанный в нем НДС в бюджет, то НК РФ не содержит нормы, непосредственно наделяющей покупателя - налогоплательщика по НДС правом на вычет суммы предъявленного НДС. Эти факты, по мнению автора, также указывают на наличие серьезных пробелов, недоработок гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.
--------------------------------
Постановление КС РФ от 20.02.2001 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость".

Некоторые авторы видят решение проблемы нарушения нейтральности НДС и гармонизации налоговых режимов в вовлечении в оборот по НДС субъектов, применяющих специальные налоговые режимы. "Использование льгот по НДС должно быть правом, а не обязанностью компаний, которые применяют специальные налоговые режимы", - полагает директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России И. Трунин .
--------------------------------
Трунин И. Использование льгот по НДС должно быть правом, а не обязанностью компаний / http://old.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id_4=20484.

По мнению автора, это предложение действительно восстанавливает нейтральность НДС для налогоплательщиков на ОСНО по всей цепочке, несколько ослабляет налоговое бремя для налогоплательщиков на специальных налоговых режимах - вместо налога с оборота (выручки) вводит НДС, что всегда меньше. Но в связи с переходом на расчет налога на имущество по кадастровой стоимости, значительными взносами в социальные фонды включение налогоплательщиков, применяющих УСН, в оборот по НДС не согласуется с основной идеей введения специальных налоговых режимов (предоставления льготного режима налогообложения). Де-факто при введении таких новшеств налогоплательщик на специальном налоговом режиме облагается налогами на том же уровне, что и налогоплательщик, находящийся на ОСНО. Тем не менее, по мнению автора, предложенное нововведение в НК РФ решает проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН, поскольку для сельхозпроизводителей НДС - налог с отрицательным знаком. В то же время нельзя полностью отвергать идею "вовлечения в оборот по НДС" лиц, находящихся на специальных налоговых режимах. Такой подход мог бы стать переходным: например, при достижении предельной величины выручки, установленной для режима упрощенной системы налогообложения. В течение года налогоплательщик мог бы оставаться на режиме УСН с НДС до окончания финансового года и перейти на ОСНО с начала следующего года. Тем самым решились бы сложности перехода с УСН на ОСНО в течение календарного года.
По мнению автора, для решения проблемы нарушения нейтральности НДС и гармонизации налоговых режимов нужны кардинальные меры. Законодатель должен доработать налоговое законодательство в части устранения нарушения нейтральности НДС, налоговые платежи должны быть приведены к соразмерным добавленной стоимости значениям. Например, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками (п. 4 ст. 154 НК РФ), и автомобилей, приобретенных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками (п. 5.1 ст. 154 НК РФ), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, и ценой приобретения указанных товаров.
Способ достижения нейтральности путем уменьшения налоговой базы на сумму покупки у налогоплательщиков на специальных налоговых режимах (п. п. 4, 5.1 ст. 154 НК РФ) возможен, но нежелателен ввиду того, что должны быть созданы простые условия перехода из специального налогового режима на ОСНО, например, при достижении предельного порога выручки на УСН. В случае с налогоплательщиками, применяющими УСН и ЕСХН, для целей достижения нейтральности НДС предлагается внесение изменения в ст. 169 "Счет-фактура" НК РФ, в которой необходимо прописать обязанность организаций и предпринимателей выставлять счета-фактуры с выделенным НДС и вести книгу покупок и продаж. При этом необходимо отменить п. 5 ст. 173 НК РФ.
Является лицо плательщиком НДС или же освобождено от НДС, определяется отношениями между государством и конкретным налогоплательщиком. Для покупателя должно быть безразлично, какой режим налогообложения применяет продавец. Покупатели на ОСНО смогут принять сумму выделенного НДС к вычету, для налогоплательщика на УСН и ЕСХН сумма НДС, исходящего и указанного в счете-фактуре, будет включена в сумму доходов как сумма НДС, входящего в сумму расходов.

Очевидно, государство недополучит определенную часть налогов в бюджет в виде НДС в пользу льготных категорий налогоплательщиков и региональных бюджетов, куда поступает единый налог от налогоплательщиков на специальных режимах, при этом улучшается администрирование налога. А для предотвращения массового перехода налогоплательщиков на льготные специальные режимы предлагается уменьшение предельной суммы выручки для налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения УСН и ЕСХН.
С учетом изложенного, по мнению автора, представляется обоснованным внесение следующих изменений в положения НК РФ:
а) исключить из НК РФ п. 5 ст. 173;
б) дополнить ст. 169 "Счет-фактура" пунктом, обязывающим лиц, применяющих специальные налоговые режимы УСН и ЕСХН, выставлять счета-фактуры с выделенным НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) плательщикам НДС;
в) внести в ст. 171 "Налоговые вычеты" НК РФ дополнение, закрепляющее право плательщиков НДС на вычет "входящего" НДС, предъявляемого лицами, применяющими специальные налоговые режимы УСН и ЕСХН, при приобретении у последних товаров (работ, услуг, имущественных прав) в целях совершения дальнейших операций, облагаемых НДС;
г) значительно уменьшить предельную сумму выручки для налогоплательщиков, находящихся на специальных режимах налогообложения УСН и ЕСХН без НДС (примерно в 10 раз). Соответствующие изменения необходимо внести в гл. 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
По мнению автора, вышеуказанные изменения в НК РФ устранят причины нарушения нейтральности НДС и гармонизации налоговых режимов, предоставят микропредприятиям производственной сферы действительно льготный режим налогообложения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Читайте также: