Продажа пиломатериала с ндс

Опубликовано: 14.05.2024

фото: пресс-служба ЗСПК | Удар по древесине. Налоговики объяснили лесникам правила игры

В УФНС России по Приморскому краю с участием представителей краевой Ассоциации лесопромышленников прошло тематическое совещание, посвященное обелению лесной отрасли; осуществлению расчета заработной платы нерезидентам; порядку определения и контроля налогооблагаемой базы при экспорте лесоматериалов.

Исполняющая обязанности заместителя руководителя УФНС Дина Михайлова отметила, что среди честных предприятий имеются и недобросовестные предприниматели, которые укрывают реальные доходы от государства: «Своевременная уплата налогов поспособствует обелению отрасли, созданию равных условий для всех участников рынка. Отмечу, что управление нацелено на добровольное уточнение налоговых обязательств, которое можно произвести до 1 ноября. Обратим внимание и на тот факт, что, к сожалению, за 2018 г. объем налоговых поступлений от предприятий снизился».

«Присвоенные» преференции

И. о. начальника отдела камерального контроля УФНС Елена Казакова рассказала об обелении лесной отрасли. Одна из ключевых отраслей экономики Приморья обладает значительными ресурсами, для заготовки древесины используется более 7 млн гектаров. В отрасли более 600 предприятий, из которых 36% — индивидуальные предприниматели. Значительная часть, порядка 80% субъектов экономической деятельности, применяют упрощенную систему налогообложения. По результатам комплексного анализа лесной отрасли 85% предприятий декларируют нагрузку, существенно отклоняющуюся от среднеотраслевых показателей, а в ряде случаев нагрузка и вовсе отрицательная.

Лесной бизнес не приносит бюджету желаемого результата. В 2018 г. сумма поступлений в консолидированный бюджет — всего 1,2 млрд руб., 1% от поступлений по региону. Возврат по НДС превысил поступления на 0,4 млрд. Естественно, такая ситуация не устраивает государство.

Трутнев попенял на пеньки

Среди основных причин невысоких поступлений — преференции, установленные государством по налогу на прибыль и налогу на имущество; возмещение НДС по экспортным операциям, но, главным образом — применение налогоплательщиками незаконных схем минимизации налогов. Лесная отрасль остается «серой зоной», подчеркнула Елена Казакова.

Наиболее используемые схемы — приобретение лесопродукции и оборудования по фиктивным документам у формальных поставщиков (то есть фактически не осуществляющих обязательство по сделке); продажа товаров на экспорт по заниженной цене. Как правило, данные посредники работают по общей схеме, применяя НДС, и не несут самостоятельных финансовых рисков на предмет принимаемой налоговой нагрузки. Такая форма приводит к выводу денег из-под налогообложения, формируя теневой сектор экономики по обороту древесины.

Субъекты в области переработки лесопродукции завышают затраты по закупке древесины и незаконно обращаются за получением НДС из бюджета за продукцию, легальность приобретения которой не подтверждается документами либо подтверждается фальсифицированными документами. Лесозаготовители не отражают либо занижают свои доходы, в том числе и от легально заготовленной продукции.

Распространенным нарушением при экспорте является закуп леса, заготовленного незаконным путем, у физических лиц, предпринимателей, за наличный расчет, без уплаты НДС. Все это провоцирует незаконные вырубки лесных массивов, приводит к медленному лесовосстановлению.

ФНС в настоящее время переходит от концепции проверки отдельных плательщиков к созданию прозрачной среды в отраслях рынка, не допуская получения конкурентного преимущества за счет уклонения от налогов. В отраслях создаются механизмы самоконтроля. Создана Ассоциация добросовестных налогоплательщиков агропромышленного комплекса. При обелении лесной отрасли будут применяться механизмы, аналогичные тем, что применялись при обелении зернового рынка. Оборот лесопродукции можно сделать в Приморье прозрачным, уверена Казакова. Один из рецептов — отказ от взаимоотношений с фиктивными поставщиками.

Как известно, приоритетную роль при администрировании НДС играет риск-ориентированный подход, а он предполагает снижение проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Программа относит плательщика к одной из трех групп риска, в соответствии с которыми к ним применяются комплексы мероприятий контроля разного уровня. Особое внимание к контролю обоснованности возмещения НДС при экспортных операциях, где бдительно проверяется вся цепочка от лесозаготовителей до конечного продавца. Информация о незаконных вычетах передается в другие территориальные налоговые органы. В то же время плательщики имеют возможность добровольно уточнить свои налоговые обязательства.

Зарплата для нерезидентов

По словам руководителя отдела валютного контроля УФНС Ольги Шарановой, все больше компаний в Приморье привлекают на работу иностранных граждан. Притом далеко не все работодатели знают, что выплачивать зарплату нерезидентам необходимо не из кассы предприятия, а обязательно на банковский счет. В частности, это способствует прозрачности валютных операций, проводимых на территории России.

Индия одолжит России 1 млрд долларов и начнет вывозить дальневосточный лес

Выдача денежных средств иностранным гражданам — нерезидентам из кассы не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами, приведенный в ст. 14 Закона № 173-ФЗ. Как таковая, процедура получения заработной платы иностранным работником считается валютной операцией, ее нарушение влечет наложение административного штрафа.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена ответственность в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции, должностные лица будут оштрафованы на 20–30 тыс. руб. Срок привлечения — два года со дня выдачи средств.

УФНС Приморья рекомендует предприятиям включить в трудовой договор обязанность для иностранных работников — открыть счет для получения зарплаты.

Лес на экспорт

Как отметила в своем докладе и. о. заместителя начальника Дальневосточного таможенного управления Ольга Читаева, размер вывозных таможенных пошлин зависит от вида древесины и степени обработки. На необработанную древесину пошлина составляет от 6,5 до 40% от таможенной стоимости, но не менее 15–20 евро за кубометр, на обработанную — 10% от стоимости, но не менее 12 евро за кубометр. Кроме того, предусмотрен ежегодный рост пошлин, на 40% в нынешнем году, до 60% — в 2020 г., до 80% — в 2021 г. В настоящее время порядка 98% экспорта необработанной и 89% обработанной древесины приходится на Китай.

Владимир Путин: «В лесной отрасли ужасное воровство»

Осуществляется контроль таможенной стоимости вывозимого пиловочника и ценных пород непереработанной древесины. В 2018 г. дополнительно в бюджет было начислено более 21 млн руб. Основания о внесении изменений в таможенную декларацию в каждом конкретном случае — разные. Например, пиловочник березы пушистой 1 и 2 сорта, вывозимый в Суйфэньхэ, был оформлен по стоимости 115–120 долларов за кубометр, хотя по контракту стоимость составляла 90 долларов за куб. Довзыскания составили 58 тыс. руб. Документы были получены ДВТУ в рамках международного сотрудничества от отдела по борьбе с контрабандой Харбинской таможни. Зачастую отклонение конкретных сумм составляло 1,5–2 раза.

При экспорте лесоматериалов применяются такие схемы ухода от налогов, как оплата платежа на 90–500 дней. Используются не только фирмы-однодневки, но и многократное продление контрактов при постоянных отсрочках исполнения взаимных обязательств, переуступка права требования. ФНС имеет право обжаловать подобные сделки.

Экспортеры-нарушители при значительных объемах поставок рискуют быть подвергнутым не только штрафам, но и уголовному преследованию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность


Теперь без регистрации в ЛесЕГАИС не получится приобрести, реализовать, илу совершить иную сделку даже с деревянными досками и дровами, которые являются пиломатериалами, включенными в определенный перечень.

Что такое ЛесЕГАИС

ЛесЕГАИС это единая государственная автоматизированная информационная система предназначенная, непосредственно для автоматизации государственного контроля сделок с лесом. Отчетность в ЛесЕГАИС передается через интернет в электронном виде, при этом дублировать и заполнять бумажные копии отчетов не нужно.

Для оформления и отправки отчетности в ЕГАИС, не требуется покупатель отдельно специальное программное обеспечение. Декларация предоставляется в онлайн режиме через интернет после регистрации на сайте lesegais.ru. Пошаговая инструкция по порядку регистрации есть на этом портале.

Что изменилась в 2017 году

По задумке чиновников расширение перечня продукцией первичного лесопиления нацелено на доказательство законности ее происхождения, а также на ужесточение мер по пресечению незаконных сделок с древесиной и пиломатериалами.

Кто предоставляет отчетность

А вот граждане, покупающие древесину или совершающие с ней иные сделки, предусмотренные ГК РФ, никуда отчитываться не должны.

Форма декларации и инструкция по ее заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 06.01.15 № 11.

Когда и как предоставлять отчетность

Следующим шагом нужно задекларировать договор. На регистрацию договора у участника сделки есть пять рабочих дней с момента заключения договора (или оформления доп. соглашения к нему), но не позже одного рабочего дня до момента отгрузки (п. 3 ст. 50.5 Лесного кодекса РФ).

Отдельная декларация оформляется онлайн под каждый договор всеми сторонами сделки. Т.е. поставщик со своей стороны регистрирует договор в ЛесЕГАИС, одновременно это делает и покупатель. При этом декларация оформляется на общую сумму договора, даже если поставок по накладным будет несколько, и осуществляться они будут разными датами.

После этого к сданной декларации оформляются отчеты. Они заполоняются раз в месяц, в них необходимо показать оборот фактических состоявшихся поставок за месяц, по всем накладным. Например, договор заключен в июле, поставки будут осуществляться ежемесячно с июля по октябрь. Декларация оформляется на всю сумму договора, а отчеты заполняются ежемесячно на оборот месяца, в результате система суммирует отчеты всех месяцев и они совпадут с суммой изначально отправленной декларации.

Нулевой отчет

Договоры, заключенные до 1 июля 2017 г. - переходный период

Предположим, что договор на поставку пиломатериалов заключен в июне 2017 года, а поставка по нему начала осуществляться только с июля 2017 г. Возникает вопрос, нужно ли декларировать данный договор? Нормативные акты не содержат прямого ответа на этот вопрос. Но в частных разъяснения чиновники рекомендует такой «переходный» договор задекларировать и в дальнейшем в сопроводительных документах указывать номер этой декларации.

С «переходными» договорами возможны проблемы с пропуском даты декларирования договора (в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора). Чтобы избежать споров с контролерами, старые договоры рекомендуется закрыть, подписав к ним дополнительные соглашения. При этом начиная с июля 2017 года оформлять новые договоры и отчитываться по ним в соответствии с описанным порядком.

Заключение дополнительного соглашения к договору

Необходимость предоставления сопроводительных документов при транспортировке

Скачайте форму сопроводительного документа на транспортировку древесины.

Нормативными актами не установлено количество экземпляров сопроводительных документов, которые требуется оформить участникам сделки. Из буквального толкования норм следует, что должен быть заполнен, как минимум один экземпляр документа под каждую перевозку. При этом если участников сделки несколько, например, несколько перевозчиков, логично, если отдельный экземпляр получит каждый (ст. 50.3 Лесного кодекса РФ).

При этом сопроводительный документ заполнятся под каждую транспортировку, если например, их было несколько в месяце.

Виды перевозки и сопроводительные документы

Не оформлять документ можно только при перемещении по собственной территории организации в пределах одного комплекса. Если же собственник повезет собственный груз за пределы одного своего структурного подразделения в другое или на пилораму, то возникают обязательства по оформлению сопроводительного документа на перевозку, не смотря на то, что перевозиться будет своя древесина или пиломатериалы.

Сделки с физлицами

Граждане, купившие древесину для личных нужд не должны заполнять сопроводительный документ на транспортировку, но в случае проверки им необходимо предъявить документ о переходе права собственности на лес или пиломатериалы.

Ответственность

Обратите внимание, административное наказание по всем ниже перечисленным нарушениям и сумма штрафа определяется только решением суда.

Так, при отсутствии сопроводительного документа на транспортировку древесины влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере - от 30 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой;
  • на юридических лиц - от 500 000 руб. до 700 000 руб. с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
Ответственность за не сдачу деклараций или предоставление в них заведомо ложной информации, также наказывается штрафом:

  • на должностных лиц в размере - от 5 000 до 20 000 руб.;
  • на ИП - от 7 000 до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.
Для того чтобы не пришлось, в суде доказывать, например, что сведения в декларацию включались не заведомо ложные, к оформлению декларации и сопроводительных документов необходимо подойти ответственно, что позволит не допустить ошибку в спешке или по невнимательности.

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

До сих пор некоторые компании используют очень опасную схему – так называемый «бумажный» НДС. Сиюминутная экономия на налогах в конечном итоге оборачивается большими проблемами и финансовыми затратами. Пришло время менять отношение к НДС, так как при грамотной организации бизнеса этот налог не имеет никакого отношения к выручке организации.

Как и зачем компании покупают НДС

Небольшие суммы входного НДС обычно обусловлены тем, что компания:

  • работает не с официальными подрядчиками (исполнителями, поставщиками), а, например, наняла строителей, не зарегистрировавших свою предпринимательскую деятельность в качестве юрлица, или закупила так называемый «серый» товар;
  • закупает товары, работы, услуги или берет в аренду помещения вполне официально у физических лиц или у ИП и даже юридических лиц, но в основном у тех, кто работает без НДС (льготы, специальные режимы, освобождение от НДС).

В целом, фирмы, покупающие НДС, можно разделить на две большие группы:

  1. Обналичивают средства при помощи «бумажного» НДС.
  2. Покупают только документы по фиктивным сделкам.

Компании из первой группы ищут не только сам по себе «бумажный» НДС, им нужны наличные для расчета с такими контрагентами. Основная опасность в том, что инспекторы прекрасно знают все схемы обналичивания, а инструкцию по их обнаружению им помог разработать Следственный комитет.

С новыми опасностями в 2019 году столкнутся те фирмы, покупающие НДС, которые используют оптимизацию в виде фиктивных закупок с «бумажным» НДС. Мы уже рассказывали о том, почему банки будут выявлять схему уклонения от НДС. Скоро возможности, аналогичные тем, что имеют непосредственно банки, получат и налоговики.

«Камеральщикам» скоро станет без надобности запрашивать у банков выписки по расчетным счетам – система АСК НДС-2 будет подключена к банковским сервисам для:

  • автоматизированного получения таких выписок;
  • анализа информации о платежах налогоплательщиков.

Таким образом, анализ банковских выписок будет автоматизирован так же, как и проверка счетов-фактур.

Обзор основных рисков

При использовании агрессивных схем оптимизации налогоплательщиков подстерегают налоговые, финансовые и репутационные риски.

1. Доначисление НДС, пени, штраф

В Налоговом кодексе прописали презумпцию виновности налогоплательщиков еще в 2017 году. И уже сейчас налоговые долги компании по сомнительным сделкам взыскивают с директора. Тем не менее, фирмы, покупающие НДС, до сих пор рассчитывают на обещания продавцов «бумажного» НДС или, другими словами, селлеров (от англ. seller – продавец, торговец) о том, что их декларация пройдет проверку, и инспекторы не снимут вычеты и не попросят доплатить налог и пени.

Возможно, сразу налоговая и не проявит интерес к подозрительным операциям – даже с учетом автоматизации контрольных мероприятий на раскручивание цепочки и обнаружение налоговых разрывов нужно время.

Однако отсутствие интереса не означает, что риски уже позади. Налоговики имеют право сделать доначисления и через 3 года, уже после того, как техническая компания:

  • перестанет существовать (в лучшем случае);
  • будет исключена из ЕГРЮЛ по решению ИФНС, например, по причине недостоверности сведений (если такое произойдет, то это будет дополнительным аргументом для доначисления налога, тогда уже в суде вы будете доказывать, что сделка была реальной).

В 2019 году для покупателей «бумажного» НДС опасность все еще представляют 2016–2018 годы – такова глубина выездной налоговой проверки.

2. Потеря крупных покупателей

Как проверить продавцов

Проверить, пройдет ли «бумажный» НДС камеральную проверку, можно, если получить информацию непосредственно из программного комплекса налоговой службы АСК НДС-2. В частности, речь идет о счетах-фактурах с НДС, который компания указала в своей Книге покупок. Узнать подноготную селлера можно, только если он дал согласие на раскрытие информации о себе из АСК НДС-2. Об этом сказано в письме налоговиков, с которым можно ознакомиться здесь.

Такое согласие дают большинство компаний, которым важно показать своим контрагентам, что выписанные ими счета-фактуры вполне легитимны.

Очевидно, что если контрагент компании не согласен открывать свои данные, то покупателю «бумажного» НДС может грозить камеральная, а, возможно, и выездная проверка. Таким образом, налоговики дали возможность налогоплательщикам оперативно оценивать:

  • с кем заключать договоры;
  • необходимость корректировать уплаченный НДС, если компания убедилась, что ее контрагент неблагонадежен.

Отметим, что однозначные выводы на основании отказа от открытия информации из АСК НДС-2 можно делать только в отношении торговцев «бумажным» НДС. В отношении компаний, которые реально выполняют работы (оказывают услуги, продают товары), такие выводы делать нельзя – вполне может быть, что такой отказ продиктован необходимостью сохранения не столько налоговой, сколько коммерческой тайны.

Альтернатива «бумажному» НДС

Основным и самым действенным способом обезопасить свой бизнес от претензий налоговой является разработка налоговой стратегии , предусматривающей законные схемы снижения налогов. Зачастую, это единственный способ защиты от многомиллионных доначислений.

О нашем опыте разрешения таких ситуаций читайте здесь:

Безусловно, для разработки стратегии необходима помощь специалиста по налоговой оптимизации, если компания планирует заключение крупной сделки. Отметим, что разработка налоговой стратегии является одной из основных услуг нашей компании.

Все предложенные нами варианты представляют собой легальные способы снижения налоговой нагрузки на бизнес, клиенту остается лишь:

  • взвесить все «за» и «против»;
  • сделать выбор в пользу наиболее привлекательного для него варианта.

Если вы решите обелить свой бизнес, то наша компания может помочь выбрать наиболее оптимальный вариант для новой организации бизнеса, рассчитать налоговую нагрузку и предложить законные варианты оптимизации.

Основным принципом нашей работы является «полезная бухгалтерия», бухгалтерия для бизнеса, наши специалисты всегда занимают проактивную позицию и помогают предотвратить налоговые, финансовые, репутационные риски для компании.

Является ли объектом обложения НДС выручка от реализации лесхозом древесины?

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

Пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности), в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Льготы по НДС предоставлены лесхозам пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ,

согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.

Ст. 53 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Таким образом, лесхозы, являясь подразделением федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, входят в систему органов государственной власти.

По мнению арбитражных судов, операции по реализации лесхозом древесины, полученной от мер ухода за лесом, подлежат обложению НДС на общих основаниях.

При этом судьи исходят из того, что положения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в данном случае не подлежат применению, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг) и не являются исключительными полномочиями лесхозов, Ведь в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ данные операции могут выполняться и лесопользователями. Освобождение от налогообложения реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ также не установлено.

Пример. По итогам

выездной налоговой проверки налогоплательщика (лесхоза) по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за 2002-2003 гг. налоговым органом вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, в том числе за неполную уплату НДС по п. 1 ст. 122 НК РФ. Данным решением налогоплательщику также предложено в срок, указанный в требовании, уплатить налоговые санкции, доначисленный налог и соответствующие суммы пени.

Основанием для доначисления НДС послужило то, что налогоплательщик, осуществляя в проверяемый период операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, в нарушение налогового законодательства не включал в налогооблагаемую базу по данному налогу обороты от указанных операций.

Налогоплательщик, считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности в части выводов о неполной уплате НДС, обратился с заявлением об оспаривании ненормативного акта в арбитражный суд.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Он сделал вывод о том, что операции по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не исключает реализацию товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения.

Как указано арбитражным судом, пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не исключает реализацию товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения.

Судом отклонены доводы о том, что доходы, полученные налогоплательщиком от реализации древесины, являются особым видом бюджетного финансирования, не подлежащим обложению НДС.

В данном случае налогоплательщик осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования.

Поскольку в соответствии

с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу п. 1 ст. 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, налогоплательщик в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).

Таким образом, применение к спорным правоотношениям положений пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не обосновано, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ данные операции могут выполняться и лесопользователями.

Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.07 N Ф04-226/2007(31223-А46-25)).

Помимо рассмотренного дела, аналогичные выводы содержатся также в постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.07.04 N 3331/04, от 06.07.04 N 3332/04, а также в постановлениях других ФАС.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2007 N Ф08-7019/2006-2893А арбитражный суд также признал несостоятельным довод лесхоза о том, что средства, полученные им от реализации древесины, по своей природе являются бюджетными и направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.

Ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что к неналоговым доходам бюджетного учреждения относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Является ли объектом обложения НДС выручка от реализации лесхозом древесины?

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг).

Пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности), в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Льготы по НДС предоставлены лесхозам пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ,

согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.

Ст. 53 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Таким образом, лесхозы, являясь подразделением федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, входят в систему органов государственной власти.

По мнению арбитражных судов, операции по реализации лесхозом древесины, полученной от мер ухода за лесом, подлежат обложению НДС на общих основаниях.

При этом судьи исходят из того, что положения пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в данном случае не подлежат применению, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг) и не являются исключительными полномочиями лесхозов, Ведь в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ данные операции могут выполняться и лесопользователями. Освобождение от налогообложения реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ также не установлено.

Пример. По итогам

выездной налоговой проверки налогоплательщика (лесхоза) по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за 2002-2003 гг. налоговым органом вынесено решение, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, в том числе за неполную уплату НДС по п. 1 ст. 122 НК РФ. Данным решением налогоплательщику также предложено в срок, указанный в требовании, уплатить налоговые санкции, доначисленный налог и соответствующие суммы пени.

Основанием для доначисления НДС послужило то, что налогоплательщик, осуществляя в проверяемый период операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, в нарушение налогового законодательства не включал в налогооблагаемую базу по данному налогу обороты от указанных операций.

Налогоплательщик, считая решение налогового органа не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности в части выводов о неполной уплате НДС, обратился с заявлением об оспаривании ненормативного акта в арбитражный суд.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Он сделал вывод о том, что операции по реализации древесины, полученной от рубок ухода за лесом, не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не исключает реализацию товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения.

Как указано арбитражным судом, пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не исключает реализацию товаров из предусмотренных п. 1 этой статьи объектов налогообложения.

Судом отклонены доводы о том, что доходы, полученные налогоплательщиком от реализации древесины, являются особым видом бюджетного финансирования, не подлежащим обложению НДС.

В данном случае налогоплательщик осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования.

Поскольку в соответствии

с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу п. 1 ст. 39 НК РФ признается передача на возмездной основе права собственности на товар, налогоплательщик в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).

Таким образом, применение к спорным правоотношениям положений пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не обосновано, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ данные операции могут выполняться и лесопользователями.

Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.07 N Ф04-226/2007(31223-А46-25)).

Помимо рассмотренного дела, аналогичные выводы содержатся также в постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.07.04 N 3331/04, от 06.07.04 N 3332/04, а также в постановлениях других ФАС.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2007 N Ф08-7019/2006-2893А арбитражный суд также признал несостоятельным довод лесхоза о том, что средства, полученные им от реализации древесины, по своей природе являются бюджетными и направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.

Ст. 41 и 42 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что к неналоговым доходам бюджетного учреждения относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, от иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Читайте также: