При проверке установлено что организация не доначислила следующие налоги ндс за 2 квартал

Опубликовано: 14.05.2024

Организация уплатила позже установленного срока на 15 дней: 1)НДС-20000 рублей; 2)Налог на прибыль-15000 рублей; 3)Транспортный налог-3000 рублей. Начислить финансовые санкции, которые необходимо уплатить в бюджет. Ставка рефинансирования- 10%.

По результатам проверки организация к уплате в бюджет суммы до начисленных налогов:

- Налог на добавленную стоимость - 20000 рублей

- Налог на прибыль - 15000 рублей.

- Транспортный налог - 3000 рублей

Кроме того организация должна уплатить пени за несвоевременную уплату налогов (ст. 75 НК РФ) и штраф за неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ)

Рассчитаем сумму пени по каждому налогу. Пени начисляются за каждый день просрочки уплаты налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Ставка пени составляет 1300 ставки рефинансирования банка России. Количество дней просрочки уплаты налога определяется, исходя из срока уплаты по законодательству и датой фактической уплаты организацией. Произведем расчеты.

а) по НДС размер пени составляет

б) по налогу на прибыль

в) по транспортному налогу

Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет за собой взыскание штрафов в размере 20 % неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).

б) по налогу на прибыль:

в) по транспортному налогу:

Общая сумма штрафа составляет

ООО не подало заявление в НО о постановке на учет и не сообщила об открытии счета в течение 15 дней с момента регистрации деятельность организация не вела. Рассчитайте финансовые санкции, которые необходимо уплатить организации.

Согласно ст.116 нарушение постановки на учет в НО.

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в НО по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.

Заявление об открытии счета подается в течение 5 дней. Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока предоставления в НО информации об открытии ими счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

При проверке установлено, что организация за 2012 год не доначислила налоги: 1)НДС 50000 руб. за 4 квартал 202 года. 2) Налог на имущество организации 2000 руб. Организация по итогам налогового периода должна уплатить НДС 20.01.2013 года, налог на имущество организации 30.03.2013 года. По инкассовому поручению НО 20.08.203 года взысканы денежные средства в бюджет государства. Рассчитайте финансовые санкции, которые необходимо уплатить организации. Ставка рефинансирования банка России 10%

По результатам проверки организация к уплате в бюджет суммы до начисленных налогов:

- Налог на добавленную стоимость - 20000 рублей

- Налог на прибыль - 15000 рублей.

- Транспортный налог - 3000 рублей

Кроме того организация должна уплатить пени за несвоевременную уплату налогов (ст. 75 НК РФ) и штраф за неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ)

Рассчитаем сумму пени по каждому налогу. Пени начисляются за каждый день просрочки уплаты налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Ставка пени составляет 1300 ставки рефинансирования банка России. Количество дней просрочки уплаты налога определяется, исходя из срока уплаты по законодательству и датой фактической уплаты организацией. Произведем расчеты.

а) по НДС размер пени составляет

Количество дней определяется следующим образом:

За 4 квартал 2012года налогоплательщик должен уплатить НДС до 20.01.13г., а уплатил 20.08.13г.

365-153=212 дней задержал уплату

б) по налогу на имущество организации:

Количество дней определяется следующим образом:

Налогоплательщик должен был уплатить налог на имущество организации до 30.03.13г.,а уплатил 20.08.13г.,следовательно,просрочка составляет 143 дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет за собой взыскание штрафов в размере 20 % неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ).

б) налог на имущество организации:

Общая сумма штрафа составляет 10400 руб.

При проверке НО, 25 апреля 2013г. банком были зафиксированы следующие виды нарушения:

1. Открытие банком счета ИП 10.02.13г. без предъявления предпринимателям свидетельства о постановке на учет в НО

2. Не сообщены НО сведения о закрытии счета организации 12.03.13г.

3. Не приостановлены операции по счету налогоплательщика при наличии решения НО от 15.04.13г.Рассчитайте штрафные санкции.

1. В соответствии с п.1 ст.132 НК РФ открытие банком счета ИП, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в НО, равно открытию счета при наличии у банка решения НО о приостановлении по счетам этого лица, влекут взыскание штрафа в размере 20000 руб. Приостановление ИП свидетельства о постановке на учет в НО установлено п.1 ст.86 НК РФ в качестве обязательного условия при открытии банком счетов этим лицам

2. Несообщение банком НО сведений о закрытии счета ИП, согласно п.2 ст132 НК РФ, влечет взыскание в размере 40000 руб. Позитивная обязанность банка в предоставлении такого сообщения не только из положений, но и из нормативных актов иных отраслей права.

3. В соответствии со ст. 134 НК РФ исполнения банком при наличии у него решения НО о приостановлении операций по счетам налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности в размере 20000 руб.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация на общей системе налогообложения (далее - Организация) получила справку о состоянии расчетов по налогам. По данным налогового органа, задолженность перед бюджетом у Организации отсутствует. В то же время в бухгалтерском учете Организации фигурирует кредиторская задолженность перед бюджетом по НДС, НДФЛ, налогу на имущество, образовавшаяся в налоговые периоды до 01.01.2014. Выездной налоговой проверки за эти налоговые периоды не было. Причиной появления задолженности являлось обнаружение Организацией ошибок в исчислении налогов, которые были доначислены в бухгалтерском и налоговом учете. Однако уточненные декларации по налогам в то время не были сданы в налоговый орган.
Может ли Организация списать задолженность по налогам в рассматриваемом случае?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации Организация может списать ранее ошибочно начисленную кредиторскую задолженность по налогам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Обоснование позиции:
В бухгалтерском учете сумма кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, списывается и относится на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета). Обоснованность суммы задолженности проверяется в процессе инвентаризации расчетов (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее - Закон N 402-ФЗ, п. 38 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", далее - ПБУ 4/99, п. 3.44, пп. "в" п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).
Законодательство о бухучете предъявляет определенные требования к бухотчетности, которая, в частности, должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности (часть 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, п. 6 ПБУ 4/99). Руководствуясь этим и принимая во внимание п.п. 6.3.4, 6.5.3, 8.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, полагаем: при истечении срока исковой давности по требованиям о взыскании рассматриваемых налогов отраженные в учете суммы могут быть списаны.
В целях налогообложения в общем случае (п. 18 ст. 250 НК РФ) внереализационным признается доход в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Исключением (пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ) являются в том числе суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ. Смотрите также Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 10.06.2011 "Порядок списания кредиторской задолженности".
Порядок признания внереализационных доходов при методе начисления регламентирован п. 4 ст. 271 НК РФ. Особых правил для признания доходов от списания кредиторской задолженности в этой статье нет. Поэтому датой признания такого дохода следует считать последний день отчетного (налогового) периода, как по иным аналогичным доходам (пп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2008 N 20-12/063584).
Перечень случаев признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, приведен в п. 1 ст. 59 НК РФ.
Однако в рассматриваемом случае недоимка за Организацией по данным налогового органа не числится. Соответственно, рассматриваемая кредиторская задолженность не списывалась налоговым органом.
По нашему мнению, сложившаяся ситуация может быть исправлена двумя противоположными способами:
1) организация признает, что ошибочно не подала в прошлые налоговые периоды уточненные декларации по налогам. В этом случае ей следует подать уточненные налоговые декларации в текущем налоговом периоде, предварительно перечислив в бюджет задолженность по налогам и пени за прошедшие годы.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении самим налогоплательщиком в представленной налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ;
2) организация считает, что в прошлом ошибочно начислила налоги и создала не реальную кредиторскую задолженность по налогам. В этом случае ошибочные суммы кредиторской задолженности могут быть списаны на внереализационные доходы в налоговом учете. Как мы поняли из вопроса, такой способ действий является предпочтительным для Организации.
Возможность списания кредиторской задолженности по налогам в анализируемой ситуации зависит от вероятности выявления налоговым органом недоимки по рассматриваемым налогам и ее взыскания.
В настоящее время ввиду отсутствия у налогового органа сведений о наличии задолженности Организации по налогам нет оснований для направления в установленном ст. 69 НК РФ порядке требования об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа (далее - Требование).
Задолженность Организации по налогам может быть выявлена в результате проведения налоговой проверки. Однако, на наш взгляд, глубина налоговой проверки в настоящее время не может охватывать период 2014 года и ранее. Под глубиной налоговой проверки следует понимать период, который может быть охвачен этой налоговой проверкой.
При камеральной налоговой проверке налоговый орган проверяет только тот период и только тот налог, по которым налогоплательщиком была представлена налоговая декларация (расчет).
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ.
Также налоговый орган вправе проверить налоги текущего года, что нашло свое отражение в разъяснениях контролирующих органов (письма Минфина России от 26.07.2018 N 03-02-07/1/52519 и ФНС России от 17.04.2019 N ЕД-4-2/7305 соответственно). Суды в этом мнении солидарны с фискальными органами (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2017 N А33-8287/2016, АС Западно-Сибирского округа от 04.12.2018 N А27-20641/2017). Однако в этом случае проверяются периоды, в отношении которых наступил срок представления налоговых деклараций (п. 1.3.2 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622). Например, в ноябре 2020 года налоговый орган может принять решение о проведении выездной налоговой проверки по НДС за третий квартал 2020 года.
Из правила о трехлетнем ограничении на глубину проведения выездной налоговой проверки есть следующие исключения.
Во-первых, если капитальные вложения в соответствии с региональным инвестиционным проектом должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).
Во-вторых, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, находящийся за пределами трех лет, предшествующих году, в котором представлена уточненная налоговая декларация.
Как указано в п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г., налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной налоговой декларации, и согласно абзацу 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки, установленного абзацем 2 п. 4 ст. 89 НК РФ. Между тем, как указал Верховный Суд РФ в том же Обзоре, это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время - без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи уточненной налоговой декларации.
В-третьих, в случае проведения проверки инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции проверкой может быть охвачен любой период в течение срока действия соглашения (п. 1 ст. 346.42 НК РФ).
В-четвертых, при проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, в части правильности исчисления и полноты уплаты суммы налога в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта, и имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ).
Как мы поняли из вопроса, указанные выше исключения не имеют отношения к анализируемой ситуации.
Поэтому Организация может списать ранее ошибочно начисленную кредиторскую задолженность по налогам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Повторная выездная налоговая проверка;
- Энциклопедия решений. Доходы от списания кредиторской задолженности (в целях налогообложения прибыли);
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет доходов от списания кредиторской задолженности);
- Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов и процентов;
- Энциклопедия решений. Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов в судебном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

10 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Часто бухгалтеры задают вопрос, каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете налоги, пени и штрафы, начисленные по итогам проверки. В этой статье мы рассказали о корректировках, которые необходимо сделать компаниям, применяющим общую систему налогообложения.

Пени и штрафы

Штрафы и пени (вне зависимости от налога и периода, за который они начислены) нужно отражать по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 68. Дата проводки будет совпадать с датой решения по проверке.

В налоговом учете такие суммы нельзя принять к расходам — об этом прямо говорится в подпункте 2 статьи 270 НК РФ. Соответственно, разница между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.

В июле 2011 года инспекторы приняли решение по проверке, в соответствии с которым оштрафовали предприятие по статье 122 НК РФ за неуплату НДС в 2009 году. Размер штрафа составил 5 000 руб. Кроме того, ревизоры начислили пени в сумме 1 250 руб.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

По итогам проверки бухгалтер сделал проводки в июле 2011 года:

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 5 000 руб. — начислен штраф за неуплату НДС;

ДЕБЕТ 99 «пени и санкции» КРЕДИТ 68

– 1 250 руб. — начислены пени.

Доначисленные налоги

Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.

Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.

Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.

Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.

Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).

Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.

Налог на прибыль

При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.

Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).

Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.

В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).

Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.

В регистрах за 2011 год появились проводки:

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91

– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»

– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;

ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68

– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;

Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).

Если в бухгалтерском учете доходы тоже занижены, то в текущем периоде необходимо отразить прибыль прошлых лет и показать постоянный налоговый актив. Если в бухучете доходы сформированы правильно, то в текущем периоде корректировок не будет (см. таблицу).

Корректировки и проводки по налогу на прибыль

Причина доначисления налога на прибыль

Налог на добавленную стоимость

В Налоговом кодексе нет четкого ответа на вопрос, можно ли включить в расходы при налогообложении прибыли сумму НДС, доначисленную по результатам проверки.

По версии чиновников, включить сумму НДС в расходы можно только в одном случае — если компания ошибочно приняла к вычету сумму, которую следовало включить в первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) на основании статьи 170 НК РФ. После того, как ревизоры аннулируют такой вычет, бухгалтер может списать его на затраты при условии, что стоимость товаров, работ или услуг учтена при расчете налога на прибыль (подобный вывод можно сделать из письма Минфина России от 07.06.08 № 03-07-11/222).

В любых других ситуациях инспекторы не разрешают относить к расходам доначисленный НДС. В качестве аргумента ссылаются на подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В нем говорится, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленным покупателю.

Однако существует и другое мнение. Согласно ему НДС, как и любой другой налог, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. А такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры, когда судьи поддержали данный подход (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.08.09 № А32-5096/2007-12/27).

Если организация все же займет осторожную позицию и не станет включать доначисленный НДС в «налоговые» затраты, в бухучете придется отразить постоянное налоговое обязательство.

Работники ИФНС провели проверку и аннулировали вычет НДС, принятый в прошлом налоговом периоде в размере 150 000 руб. (сумма является несущественной). При этом налог нельзя учесть в стоимости товаров, работ или услуг. Бухгалтер не стал включать доначисленный НДС в расходы для целей налогообложения прибыли.

В бухучете появились проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 150 000 руб. — доначислен НДС;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68

– 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%) — отражено ПНО.

Налог на имущество, транспортный и земельный налоги

Суммы недоимки по налогу на имущество, транспортному или земельному налогу, выявленные при проверке, уменьшают облагаемую базу по прибыли (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Случается, что ревизоры сами отражают это в решении. Но чаще формировать затраты и пересчитывать облагаемую базу приходится бухгалтерам.

Проще всего включить доначисленные суммы в расходы текущего налогового периода. В бухучете их также следует показать в издержках текущего года на дату решения по проверке. Разницы между налоговым и бухгалтерским учетом здесь не будет.

Выездная проверка показала, что организация в 2010 году занизила налог на имущество в размере 55 000 руб. и транспортный налог в размере 23 000 руб.

Бухгалтер списал доначисления в расходы в налоговом учете и сделал проводки:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 55 000 руб. — доначислен налог на имущество за 2010 год;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68

– 23 000 руб. — доначислен транспортный налог за 2010 год.

Если организация собирается оспорить решение по проверке

В случае, когда компания не согласна с решением по проверке, она вправе обжаловать его в арбитражном суде. Должен ли бухгалтер отразить в учете доначисления, пени и штрафы, не дожидаясь исхода судебного процесса?

Некоторые специалисты считают, что должен. А потом, если арбитраж встанет на сторону налогоплательщика, сделанные ранее корректировки и проводки можно сторнировать.

Однако мы полагаем, что вплоть до вынесения окончательного вердикта никаких исправлений делать не нужно, так как они сильно осложнят учет. Тем более что суды разных инстанций, вероятно, будут приходить к противоположным выводам. В этом случае бухгалтеру пришлось бы несколько раз вносить и отменять корректировки. Добавим, что не следует забывать и о требованиях ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Согласно им необходимо оценить вероятность судебного решения, отрицательного для предприятия. Если вероятность велика, то в бухучете нужно сформировать оценочное обязательство по дебету счета 91 и кредиту счета 96 (подробнее об этом читайте в статье «Когда и как применять новое ПБУ об условных и оценочных обязательствах и условных активах»).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Доначисление НДС по акту выездной проверки зачастую свидетельствует не только о пробелах в налоговом учете, но и недальновидном применении гражданско-правовых инструментов. О том, почему расчет НДС выгоднее доверить профессиональной бухгалтерской компании, читайте в публикации.

Доначисление НДС: причина или следствие

От того, по какой причине компании доначислили налог, зависит порядок изменений, которые необходимо будет внести в учет. А уровень компетентности бухгалтера, отражающего доначисления в соответствующих показателях, прямо пропорционален тому, насколько гладко пройдет следующая камеральная проверка.

Замкнутый круг, и вырваться из него будет сложно, если не понять: не существует закрытого перечня формальных признаков, по которым налоговики выбирают «жертву» для доначислений.

В первую очередь инспекторы оценивают, насколько соответствуют предоставленные сведения реальным экономическим действиям компании, а не официальные признаки добросовестности. Поэтому лучше переоценить бдительность инспекторов, чем собственное искусство применения налоговых лазеек.

Чтобы инспекторы не могли дополнительно пополнять бюджет за счет ошибок вашего бухгалтера, отдайте ведение налогового и бухгалтерского учета специалистам на аутсорсинг . Эксперты 1С-WiseAdvice предвидят возможные налоговые риски своих клиентов, поэтому всегда согласовывают бухгалтерский учет с налоговым. На проверку в ИФНС уходит отчетность, тщательно перепроверенная по сотне контрольных соотношений. Наш риск-ориентированный подход в обслуживании клиентов позволяет снизить вероятность того, что инспекторам не захочется присмотреться к вашему бизнесу поближе.

Из-за чего могут возникнуть доначисления по НДС

Если вы «напросились» на выездную проверку, доначисления в таком случае практически обязательный «бонус». Поэтому, как и говорилось, исчерпывающего перечня причин, по которым доначисляют НДС, нет. И это логично – в законодательстве невозможно учесть специфику бизнеса и учетной политики каждой компании. Инспекторы оставляют за собой право – верить вам на слово (доверять информации, представленной в декларации) или усомниться в вашей честности, назначить выездную проверку и доначислить налог.

Рассмотрим несколько ситуаций, которые могут вдохновить инспекторов на доначисления:

  • Если ваша компания начисляет сотрудникам слишком низкие зарплаты, а в бюджет направляет соответствующего уровня налоги.
  • Сомнительные сделки с минимальным доходом или заключенные с ненадежным контрагентом также вызовут подозрения у ИФНС.

  • Налоговики обратят внимание на организацию, которая терпит убытки два года подряд, и придут в гости, чтобы понять, почему доходы не увеличиваются, а расходы растут.
  • Компания заявляет слишком большие суммы вычетов

Когда организация несколько раз проигнорировала запросы инспекции, налоговики не сочтут «неудобной» возможность самим приехать к вам и доначислить НДС.

  • Компания должна была возмещать НДС и не сделала этого.

  • Одна из самых спорных ситуаций – является ли основанием для доначисления НДС наличие в выписке банка сведений о поступлении на расчетный счет компании денежных средств?

Официальной позиции нет, ответ на этот вопрос неоднозначный и его следует искать в многочисленных судебных постановлениях.

К примеру, в постановлении ФАС Уральского округа от 08.05.2013 N Ф09-3523/13 по делу № А34-2619/2012 говорится, что выписка банка при отсутствии договоров, счетов, накладных или иных документов, свидетельствующих о реализации товара (работ, услуг), не может являться доказательством их оплаты (предоплаты). То есть доначисление НДС неправомерно. Аналогичные выводы содержатся в нескольких десятках подобных документов.

Зато согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2008 по делу № А56-43925/2007, суд пришел к выводу, что, поскольку предприниматель не представил в инспекцию первичные документы, налоговый орган правомерно доначислил НДС на основании сведений о выручке, подтвержденных выписками банка.

В постановлении ФАС Уральского округа от 02.09.2009 N Ф09-6426/09-С2 по делу № А71-12904/2008А24 сказано, что налоговики вправе использовать во время проверки все имеющиеся сведения о налогоплательщике, в том числе свидетельствующие о поступлении денежных средств на расчетный счет.

Словом, лучше самим предоставить в инспекцию полный пакет документов, свидетельствующий об открытости вашего бизнеса, чем дать повод налоговикам за вас додумывать способы оптимизации налоговой базы, к которым гипотетически может прибегать ваша компания.

  • Реорганизация или так называемое дробление бизнеса

Является одним из двух законодательно закрепленных оснований для проведения внеплановой выездной проверки. И доначисление НДС в таком случае – обычное дело. В письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ ФНС пояснила: для ее сотрудников не секрет, что часто реорганизация по сути является «созданием искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика». И инспекторы знают, какие именно «инструменты, используемые в гражданско-правовых отношениях, формально соответствующие действующему законодательству» применяются для получения необоснованной налоговой выгоды.

Поэтому инспекторы вправе доначислить НДС, если обнаружатся признаки деления бизнеса, даже несмотря на то, что данный налог не являлся предметом налоговой проверки. Компании, передавшие нам на аутсорсинг ведение налогового и бухгалтерского учета, максимально защищены от доначислений, штрафов и пеней.

Мы отслеживаем приближение к критическому значению по доле вычетов и вместе с клиентом принимаем оптимальное решение: заявить их или перенести на следующий период. Наши специалисты оперативно реагируют на все запросы и требования ИФНС, обеспечивают для вашего бизнеса режим «невидимки».

Налоговые органы имеют право на доначисление налогов при наличии соответствующих оснований. Часто доначисление проводится в рамках проверки. Оно предполагает увеличение суммы налогов относительно той суммы, которая изначально была указана плательщиком. Представители фирмы в этом случае должны оплатить недоимку.

Основания для доначисления

ФНС разместила письмо №БС-4-11/20019@ «О налогообложении» от 16 ноября 2015 года. Этот нормативный акт разъясняет основания доначисления. В частности, платежи могут быть увеличены тогда, когда налоговая установила и доказала факт получения плательщиком доходов, не указанных в декларации. Представители ФНС также должны найти источник поступления дохода, его вид и время получения.

Рассмотрим другие основания доначисления:

  • Обнаружение налоговой выгоды, достигаемой через дробление бизнеса.
  • Образование подконтрольных ЮЛ.
  • Бухгалтер допустил ошибку при расчете налогов.

Доначисление выполняется тогда, когда фактически лицо должно уплатить большую сумму налогов, чем нужно.

Как оплатить доначисленные налоги

Рассмотрим пример уплаты доначисленных налогов, если они начислены в ходе выездной проверки. Необходимо составить платежное поручение на перечисление налогов. Заполняется оно на основании Приложения №2 к Приказу Минфина №106н от 24 ноября 2004 года. В частности, плательщику нужно правильно заполнять поля:

  • В поле 104 нужно прописать код бюджетной классификации. Коды утверждены Приказом Минфина №150н от 30 декабря 2009 года. Если это поручение на уплату налогов, нужно указать код 182 1 01 01011 01 1000 110.
  • В поле 106 нужно указать основание платежа.
  • В поле 107 указывается периодичность оплаты налога.
  • В полях 108 и 109 прописываются реквизиты документа, на основании которого совершается платеж.
  • В поле 110 указывается вид платежа. Если это перечисление налога, нужно прописать «НС».

Нужно помнить, что обязанность плательщика – это не только уплата доначисленного налога, но и отражение операций в учете.

Бухучет доначисления

Доначисление налога на прибыль возможно при наличии этих обстоятельств:

  • Занижение доходов предпринимателем.
  • Завышение трат.
  • Наличие ошибок в декларации.

Если занижение трат произошло в предыдущем периоде, предпринимателю не нужно подавать уточненную декларацию. За него это сделает сама налоговая. В частности, представители органа выполняют доначисление суммы, а затем отражают ее в карте учета расчетов.

Иногда возникает потребность в аннулировании трат не только в бухучете, но и в налоговом учете. Рассмотрим пример. В бухучете нынешнего года требуется отразить прибыль предыдущих периодов. Создается постоянная минусовая разница.

К СВЕДЕНИЮ! В большинстве случаев изменения в бухучете не влекут за собой корректировки в учете налогообложения.

Пример

В 2015 году фирма прошла через контрольное мероприятие. Было обнаружено, что в 2014 году субъект сотрудничал с несуществующими поставщиками. Произошло снятие сумм оплаты за товар в объеме 65 000 рублей. На основании этой суммы произошло доначисление налога на прибыль в размере 13 000 рублей (65 000 * 20%). В процессе выездной проверки обнаружено также необоснованное увеличение амортизации на сумму 14 000 рублей. И по этому направлению произошло доначисление на 2 800 рублей.

Бухгалтер в 2015 году выполняет эти записи:

  • ДТ99 субсчет «Убытки предыдущих периодов» КТ68. Доначисление налога. Первичка: акт выездной проверки.
  • ДТ02 КТ91. Фиксация прибыли в размере 14 000 рублей предыдущих периодов, обнаруженная в нынешнем периоде.
  • ДТ99 КТ68. Условный расход в размере 2 800 рублей.
  • ДТ68 КТ99 субсчет «ПНА». Фиксация ПНА.
  • ДТ99 КТ68. Доначисление налога за предыдущий год.

Корректировка доходов выполняется по той же схеме, что и корректировка трат.

Доначисление НДС

Ситуация с доначислением НДС довольно неоднозначна. В законе нет точных указаний по поводу того, где фиксируются доначисленные суммы НДС. Однако существуют некоторые рекомендации. В частности, доначисление НДС нужно отражать в расходах исключительно при наличии этого обстоятельства – сумма доначисления образует начальную стоимость продукции или услуг (статья 170 НК РФ), но она была принята к вычету по ошибке. Когда получен акт проверки, суммы отражаются в себестоимости, если они уже участвуют в определении налога на прибыль (основание – письмо Минфина №03-07-11/222 от 7 июня 2008 года).

Во всех прочих обстоятельствах доначисленный НДС в траты не включается. Основание – подпункт 19 статьи 270 НК РФ. В ней указано, что нельзя принимать к расходам налог, который был предъявлен покупателю. Однако существует и альтернативное мнение. В частности, НДС можно включить в прочие траты по производству и продаже, которые сокращают базу (подпункт 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). В частности, этой позиции придерживаются некоторые суды. Пример – постановление ФАС №А32-5096/2007-12/27 от 10 августа 2009 года.

Если человек не желает вступать в конфликты с налоговой, то не стоит включать доначисление НДС в расходы. Отражается только постоянное обязательство.

Что делать, если была доначислена большая сумма налогов

Представители государственной структуры выполняют доначисление по итогам установления верности назначения цен по сделкам. Доначисление выполняется только тогда, когда цена сделки отклоняется от расценок на рынке более чем на 20%.

При увеличении суммы налогов представители налоговой должны руководствоваться статьей 40 НК РФ. Это статья, которая устанавливает принципы определения стоимости товаров и услуг. В этом нормативном положении указаны основания доначисления. В частности, это процент отклонения от рыночных цен.

Если предприниматель не согласен с доначислением, он может оспорить решение на том основании, что представители нарушили положения статьи 40 НК РФ. К примеру, часто нарушается пункт 3 статьи 40 НК РФ. В этом случае налоговики не устанавливают рыночные цены. При перерасчете налога применяется показатель себестоимости. Подобное решение признается незаконным (пункт 4 Письма Президиума ВАС №71).

Судебная практика

Налоговики обратились в суд с иском о взыскании недоимки. Последняя сформировалась по итогам занижения налоговой базы. Однако организация не признала своей вины. Обосновала она свою позицию тем, что налоговики неправильно использовали положения статьи НК РФ. Из-за этого произошел необоснованный перерасчет объема налогов.

Арбитражный суд встал на сторону организации.

Обосновал он свое решение тем, что за месяц, в котором налоговики обнаружили занижение цен, наблюдался разброс цен.

То есть установить среднюю рыночную стоимость сложно. Суд установил, что налоговики нарушили пункт 3 статьи 40 НК РФ, так как показатели уровня рыночных цен не анализировались.

А потому требования истца были отклонены (пункт 5 письма Президиума ВАС №71). Имеет смысл проанализировать это судебное решение. Для отстаивания своей позиции имеет смысл апеллировать к нарушению НК РФ. Если человек не ориентируется в законодательстве, рекомендуется обратиться за анализом ситуации к юристу.

Читайте также: