При передаче имущества взыскателю ндс

Опубликовано: 18.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 ноября 2012 г. N 03-07-11/473 О применении НДС при реализации имущества по решению суда

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации имущества по решению суда и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пунктом 4.1 статьи 161 Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Согласно статье 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. В связи с этим при реализации имущества во исполнение судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, уполномоченные лица, осуществляющие реализацию такого имущества, налоговыми агентами не являются и на них, соответственно, не возлагается обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог на добавленную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В частности, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, осуществляет данное агентство.

Согласно пункту 4.1 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений и актов органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного приказом ФССП N 347, Росимущества N 149 от 25 июля 2008 г., если арестованное имущество не реализовано в срок, установленный действующим законодательством, Росимущество (специализированная организация) обязано передать, а судебный пристав-исполнитель обязан принять по акту передачи арестованное имущество (документы на имущество).

Пунктом 11 вышеуказанной статьи 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ установлено, что если имущество должника не реализовано в течение одного месяца после снижения цены, предложение оставить это имущество за собой направляет взыскателю судебный пристав-исполнитель.

Учитывая изложенное, в случае передачи нереализованного имущества взыскателю судебным приставом-исполнителем налог на добавленную стоимость уплачивается в общеустановленном порядке.

Что касается момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, то в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы (если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 данной статьи) является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При определении даты отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав следует руководствоваться следующим.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

На основании указанного пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание хозяйственной операции.

Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи) для доставки покупателю.

В случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то в соответствии с пунктом 3 статьи 167 Кодекса такая передача права собственности в целях применения налога на добавленную стоимость приравнивается к его отгрузке. При этом датой отгрузки такого товара признается дата передачи права собственности, указанная в документе, подтверждающем передачу права собственности.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Комова

Обзор документа

Разъяснено, как применяется НДС при реализации имущества по решению суда.

В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные реализовывать указанное имущество.

Если имущество реализуется во исполнение судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являющихся плательщиками НДС, в т. ч. физлиц, то субъекты, осуществляющие реализацию, не признаются налоговыми агентами. Соответственно, они не должны удерживать и перечислять НДС в бюджет.

В случае, когда судебный пристав-исполнитель передает нереализованное имущество взыскателю, НДС уплачивается в общеустановленном порядке.

Моментом определения налоговой базы (если иное не предусмотрено НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат. День отгрузки (передачи) либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Днем отгрузки (передачи) товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи) для доставки покупателю.

Если товар не отгружается и не транспортируется, но право собственности на него передается, то это приравнивается к отгрузке. Датой отгрузки такого товара признается день передачи права собственности, указанный в документе, подтверждающем передачу.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 февраля 2017 г. N 309-ЭС16-17994

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (г. Челябинск) на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.09.2016 по делу N А76-27390/2015,

Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - Управление судебных приставов) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества) о взыскании 1 037 744 руб. 93 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Арбитражный суд Челябинской области решением от 21.03.2016, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016, отказал в иске.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 06.09.2016 отменил решение от 21.03.2016 и постановление от 26.05.2016 и удовлетворил иск.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судом округа норм материального и процессуального права, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре постановления окружного суда от 06.09.2016, в котором просит отменить постановление от 06.09.2016 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 21.03.2016 и постановление апелляционного суда от 26.05.2016.

Дело 26.12.2016 истребовано из Арбитражного суда Челябинской области.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Управления Росимущества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установили суды, и следует из материалов дела, судебный пристав- исполнитель на основании исполнительного листа от 25.02.2014 АС N 006669594 постановлением от 07.03.2014 N 13587/14/20/74 возбудил исполнительное производство в отношении должника - открытого акционерного общества "Сигнал".

В связи с неисполнением должником требования исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель 10.04.2014 вынес постановление о наложении ареста на имущество должника и составил акт о наложении ареста (описи имущества), включающий приложение N 1 с указанием стоимости имущества.

По заказу Управления судебных приставов от 15.12.2014 общество с ограниченной ответственностью "Профи Оценка" (далее - ООО "Профи Оценка") осуществило оценку рыночной стоимости нежилой недвижимости должника (комплекс недвижимого имущества, состоящий из пяти нежилых зданий, четырех сооружений и земельного участка), и 15.01.2015 составило отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости, согласно которому рыночная стоимость имущества составила 28 449 765 руб. (из которых 20 827 092 руб. - стоимость участка) без налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Судебный пристав-исполнитель постановлением от 27.01.2015 принял результаты оценки на основании отчета ООО "Профи Оценка", а постановлением от 11.02.2015 передал Управлению Росимущества арестованное имущество для реализации на открытых торгах по месту нахождения арестованного имущества в форме аукциона, указав стоимость имущества (28 449 495 руб.) без учета НДС.

В связи с тем, что имущество не было реализовано на первоначальных торгах ввиду отсутствия заявок, судебный пристав-исполнитель по правилам части 10 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановлением от 12.05.2015 снизил стоимость арестованного имущества на 15%, то есть до 24 182 070 руб. 75 коп.

По результатам проведенных торгов победителем стал Чистов Станислав Михайлович, с которым Управление Росимущества 13.07.2015 заключило договор купли-продажи N 54-226 имущества по цене 25 391 173 руб. 75 коп. В договоре купли-продажи не указано, что цена имущества не включает НДС. Имущество передано покупателю, который перечислил его стоимость Управлению Росимущества.

Вырученные денежные средства за вычетом НДС Управление Росимущества перечислило на депозитный счет Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по юридическим лицам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, а сумму НДС перечислило в федеральный бюджет, поскольку должник является плательщиком НДС, а Управление Росимущества как организатор торгов - налоговым агентом.

Управление судебных приставов обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Управления Росимущества денежных средств в размере суммы НДС (1 037 744 руб. 93 коп.), начисленного на стоимость объектов недвижимости за исключением земельного участка (с учетом уточнения требований), ссылаясь на следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму НДС, который с операции по реализации имущества должника должен быть уплачен в бюджет организацией, проводившей торги, поскольку налоговым агентом в данном случае выступает организатор торгов.

Так как должник является плательщиком НДС и в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче данного имущества на реализацию его стоимость определена без учета НДС, то при продаже имущества Управление Росимущества по правилам пункта 4 статьи 173 НК РФ должно было увеличить стоимость продаваемого на торгах имущества на сумму НДС. Между тем Управление Росимущества выставило на торги и продало имущество должника, не увеличив его цену на НДС. В договоре купли-продажи цена имущества также указана без НДС. Поскольку Управление Росимущества не увеличило стоимость проданного имущества на сумму НДС, оно должно перечислить на счет службы судебных приставов все вырученные от продажи денежные средства.

Перечисление денежных средств, вырученных от продажи имущества должника, не в полном размере, препятствует службе судебных приставов осуществить государственную функцию по принудительному исполнению судебных актов, и создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов по искам взыскателей по исполнительному производству либо собственника имущества (должника).

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 105.3, 146, 161, 164, 168 НК РФ, статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 35-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон N 135-ФЗ) разъяснениями, приведенными в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.

Управление Росимущества - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в числе прочих функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, в силу пункта 4 статьи 161 НК РФ является налоговым агентом, который обязан исчислить и удержать НДС с операций по реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда и являющегося объектом налогообложения.

Статьей 3 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость не включает в себя НДС и является величиной, формируемой рынком и не зависит от применяемой системы налогообложения собственником объекта оценки или его покупателем. В случае, если собственник или покупатель объекта оценки являются плательщиком НДС, предполагается, что данный налог входит в определенную величину стоимости, приобретаемого покупателем имущества.

Управление Росимущества должно обеспечивать исчисление и удержание НДС, принимая за налоговую базу оценку имущества, указанную в постановлении судебного пристава-исполнителя либо в решении суда. Судебному приставу-исполнителю следует указывать в процессуальных документах о распределении вырученных от продажи имущества денежных средств.

Самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено по цене, превышающей рыночную стоимость, и могло послужить причиной отсутствия заявок на участие в торгах.

Начальная продажная цена имущества соответствует рыночной цене имущества, которая включает в себя подлежащие уплате продавцом имущества налоги. Поскольку стоимость реализованного имущества определена в договоре купли-продажи без НДС, Управление Росимущества как организатор торгов исполнило обязанность по удержанию НДС из продажной цены реализуемого имущества.

Окружной суд, посчитав, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а именно статьи 105.3, 146, 161, 164, 168 НК РФ и разъяснения, приведенные в пункте 17 Постановления N 33, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и взыскал с Управления Росимущества в пользу судебного пристава-исполнителя 1 037 744 руб. 93 коп.

Суд округа сделал следующие выводы: Управление Росимущества как налоговый агент обязано было дополнительно к цене реализуемых товаров предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму налога; поскольку Управление Росимущества этого не сделало, в договоре купли-продажи от 13.07.2015 стоимость реализованного имущества определена без НДС, то удержание ответчиком денежных средств в виде НДС из стоимости проданного на торгах имущества неправомерно.

В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить постановление от 06.09.2016 и оставить в силе решение от 21.03.2016 и постановление от 26.05.2016, приведя в числе прочих следующие доводы.

Арбитражный суд Уральского округа неправильно применил положения статей 164, 168 НК РФ и статьи 3 Закона N 135-ФЗ.

Управление Росимущества должно обеспечивать исчисление и удержание НДС, принимая за налоговую базу оценку имущества, указанную в постановлении судебного пристава-исполнителя либо решении суда, а судебный пристав-исполнитель должен обеспечить указание в процессуальных документах о распределении взысканных денежных средств и сведений о порядке распределения денежных средств, вырученных от реализации имущества должник.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено к продаже по цене, превышающей рыночную стоимость, включающую в себя подлежащие уплате продавцом имущества налоги.

При определении стоимости спорного имущества эксперт указал, что его рыночная стоимость не включает в себя величину НДС как отдельного элемента. Рыночная стоимость является величиной, формируемой рынком, и не зависит от системы налогообложения, применяемой собственником или покупателем объекта оценки. Оценщик, не являясь специалистом в области налогообложения, опередил рыночную стоимость, то есть тот размер денежных средств, который согласится покупатель отдать за объект оценки. Данный размер был снижен судебным приставом-исполнителем на 15% ввиду отсутствия покупателей.

Учитывая специфические свойства арестованного имущества, механизм реализации арестованного имущества по цене, на 18% превышающей рыночную стоимость, определенную оценщиком, приведет к невозможности исполнения государственных функций по реализации арестованного имущества. Арестованное имущество, стоимость которого будет превышать на 18% среднюю рыночную, не сможет конкурировать с аналогичными объектами, предлагаемыми рынком.

Продав на торгах имущество должника, являющегося плательщиком НДС, по рыночной цене, Управление Росимущества как налоговый агент правомерно удержало из вырученной денежной суммы НДС и перечислило его в федеральный бюджет.

Приведенные в жалобе Управления Росимущества доводы о существенном нарушении окружным судом норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу вместе с дело следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 30 марта 2017 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Елизавета Кобрина

По закону безвозмездная передача товаров, имущества и услуг признается реализацией для целей НДС. Поэтому она облагается налогом. Расскажем, как рассчитать и уплатить НДС в бюджет.

Когда безвозмездная передача облагается НДС

Передать безвозмездно можно товары, здания, транспорт, имущественные права и многое другое. По стандартным правилам такая передача в собственность другим организациям и предпринимателям признается реализацией и облагается НДС (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). Аналогично для выполнения работ и оказания услуг.

Безвозмездная передача во временное пользование тоже облагается НДС. Эта операция признается безвозмездной услугой.

Начислять налог не нужно, только если операция освобождена от налогообложения или не является объектом обложения НДС (ст. 146, 149 НК РФ). Например, НДС не облагается безвозмездная передача долей в уставном капитале, реализация товаров в рамках оказания безвозмездной помощи по № 95-ФЗ, передача в рекламных целях товаров дешевле 100 рублей. Передавать деньги тоже можно без обложения НДС, так как они не являются объектом налогообложения.

Как рассчитать НДС при безвозмездной передаче

НДС при безвозмездной передаче товаров, имущества, услуг

Рассчитывайте НДС на день передачи имущества. Чтобы посчитать налог, разберитесь, как было учтено передаваемое имущество (работы, услуги). Есть два варианта:

Вариант 1. Учет по стоимости, включающей сумму входного НДС

В этом случае начисляйте НДС с разницы между ценами. Для расчета воспользуйтесь формулой:

НДС начисл = (РЦ — ПС) × СН, где:

  • РЦ — рыночная цена передаваемого имущества с НДС и акцизами;
  • ПС — стоимость передаваемого имущества по данным бухучета (остаточная стоимость после переоценок) с НДС;
  • СН — расчетная налоговая ставка 20/120 или 10/110.

Вариант 2. Учет по стоимости, не включающей сумму входного налога

В этом случае посчитайте НДС по рыночной цене с учетом акцизов, НДС в нее не включайте. Формула следующая:

НДС начисл = РЦ × НС, где:

РЦ — рыночная цена передаваемого имущества с акцизами, но без НДС;

НС — ставка НДС 20 %, 10 %, 0 %.

Как определить рыночную цену

База для расчета НДС при безвозмездной передаче — рыночная стоимость. Если стороны сделки не взаимозависимы, то рыночной признается цена, указанная в первичных учетных документах, которыми оформлена передача. Также для расчета можно взять цену, по которой вы уже передавали аналогичное имущество другим лицам, или цену на такое имущество из других открытых источников:

  • биржевые котировки;
  • данные информационно-ценовых агентств;
  • открытые сведения из отчетности других организаций.

Когда стороны взаимозависимы, рыночная цена должна соответствовать дополнительным условиям (п. 1, 3, 8-12 ст. 105.3 НК РФ).

Как составить счет-фактуру на безвозмездную передачу

Вы должны выписать счет-фактуру в течение пяти дней после отгрузки имущества, передачи прав, выполнения работ или оказания услуг. В документе укажите рыночную стоимость переданного имущества или межценовую разницу и сумму НДС к уплате.

Никаких особенных правил тут нет. Единственное отклонение — достаточно одного экземпляра фактуры, так как получатель не может получить вычет и документ ему не понадобится. Если все-таки выдали, регистрировать счет-фактуру в книге получатель не должен.

Вы как передающая сторона должна зарегистрировать счет-фактуру в книге продаж в том квартале, когда произошла безвозмездная передача.

Как уплатить НДС с безвозмездной передачи

НДС вы платите сами из своих средств. Сделать это нужно в сумме налога, рассчитанного за квартал. Уплата производится в стандартном порядке — равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом.

Передающая сторона может принять к вычету входной НДС, который предъявили поставщики. Получатель права на вычет не имеет, так как налог уплачивает именно передающая сторона.

Бухгалтерский и налоговый учет

Для целей расчета налога на прибыль не нужно учитывать в расходах ни стоимость переданного имущества, ни уплаченный НДС (Письмо Минфина от 12.02.2020 № 03-03-06/1/9419).

В бухгалтерском учете стоимость имущества и сам начисленный НДС списываются в прочие расходы. Если речь о передаче основных средств, предварительно нужно списать первоначальную стоимость ОС и амортизацию проводками:

  • Дт 01.09 Кт 01.01 — Списана первоначальная стоимость,
  • Дт 02.01 Кт 01.09 — Списана амортизация.

Рассмотрим оформление передачи имущества на примере.

Пример. ООО «Кейс» продает продукцию собственного производства и покупные товары. В 1 квартале 2021 года в безвозмездном порядке компания передала готовую продукцию на сумму 18 000 рублей и партию покупных товаров на сумму 6 000 рублей. Стоимость не включает сумму входного налога.

Рассчитаем общую сумму НДС к уплате:

  • НДС за готовую продукцию = 18 000 × 20 % = 3 600 рублей;
  • НДС за покупные товары = 6 000 × 20 % = 1 200 рублей;
  • Общий НДС = 1 200 + 3 600 = 4 800 рублей.

Бухгалтер сделает такие проводки:

  • Дт 91-2 Кт 43 — 18 000 рублей — безвозмездная передача готовой продукции собственного производства;
  • Дт 91-2 Кт 41 — 6 000 рублей — безвозмездная передача покупных товаров;
  • Дт 91-2 Кт 68 — начислен НДС к уплате.

Ведите учет НДС и оформляйте безвозмездную передачу в Контур.Бухгалтерии. Заносите все операции и заводите счета-фактуры, чтобы по итогам квартала получить автоматически подготовленную декларацию по НДС. А еще в сервисе можно считать зарплату, начислять пособия, платить налоги и сдавать отчетность онлайн. Все новые пользователи могут бесплатно работать в Бухгалтерии 14 дней.

НДС при передаче имущества в отступное по займу

АС Уральского округа рассмотрел спор, связанный с исчислением НДС со стоимости имущества, переданного в качестве отступного взамен исполнения обязательств по возврату займа. Инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС. И доначислила компании налог, а также соответствующие пени и штрафы (постановление от 23.06.16 № Ф09-5977/16).

Инспекторы выяснили, что компания получила заемные средства от контрагента в размере 174 млн руб. Впоследствии стороны заключили соглашение об отступном. Во исполнение обязательств по договорам займа компания передала заимодавцу недвижимое имущество (растворо-бетонный узел, двухэтажное здание-склад, трехэтажное здание — административный корпус, земельный участок). Компания выставила в адрес заимодавца счета-фактуры без выделения НДС.

При подписании соглашения об отступном обязательства по договорам займа прекратились путем передачи имущества должника кредитору. То есть в обмен на денежные средства должник передал в собственность кредитора имущество.

Контролеры решили, что, по сути, компания реализовала имущество контрагенту. Передача права собственности в счет погашения денежного займа по договору об отступном подлежит обложению НДС (п. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Проверяющие обнаружили, что компания и контрагент взаимозависимы (подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Учредители контрагента располагали сведениями о финансовом состоянии налогоплательщика. Принимая решение о выдаче заемных средств, они изначально знали, что компания не вернет денежные средства. Учредители этих компаний уже на момент выдачи займов предполагали переход права собственности на имущество (реализацию).

Но суды трех инстанций встали на сторону налогоплательщика. Арбитры напомнили, что обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т. д. — ст. 409 ГК РФ). По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Операции займа в денежной форме не подлежат обложению НДС (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Из содержания главы 21 НК РФ не следует, что освобождение от обложения НДС операций по возврату займа возможно только в случае, если заем возвращен денежными средствами. Поскольку операции займа не подлежат обложению НДС, следовательно, передача имущества по соглашению об отступном, прекращающего обязательства по договору займа, также не подлежит налогообложению.

Передача имущества в счет погашения займа — это реализация

В одном из дел компания настаивала, что передача имущества в качестве отступного для погашения долга по договору займа освобождается от налогообложения на основании подпункта 26 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Однако суд поддержал инспекцию. Арбитры отметили, что предоставлением отступного обязательство по договору займа прекращается. При передаче имущества в счет погашения денежного долга по договору займа происходит переход права собственности на переданный объект от заемщика к заимодавцу. Для целей обложения НДС такая передача признается реализацией имущества. У передающей стороны возникает обязанность по исчислению и уплате НДС со стоимости этих объектов (постановление АС Дальневосточного округа от 04.04.16 № Ф03-946/2016, оставлено в силе определением ВС РФ от 21.06.16 № 303-КГ16-6675).

Получатель вправе принять НДС к вычету

Фискалы отказывают получающей стороне (заимодавцу) в возможности принять к вычету НДС со стоимости полученного имущества. В этом случае проверяющие заявляют, что при получении от должника имущества в качестве отступного взамен исполнения обязательства объект обложения НДС не возникает. Соответственно, НДС нельзя принять к вычету (постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.12 № А65-33842/2011).

Но суды поддерживают налогоплательщиков. В одном из дел суд указал, что передача имущества в качестве отступного является реализацией. В связи с чем передающая сторона обязана исчислить НДС с реализации, а получающая вправе принять НДС к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Не имеет значения, что имущество было передано в счет погашения долга по договору уступки права требования. Поскольку при заключении соглашения об отступном обязательство по кредитному договору прекращается путем передачи имущества должника кредитору (постановление АС Московского округа от 21.05.15 № Ф05-5828/2015).

В постановлении ФАС Поволжского округа от 13.06.12 № А65-18274/2011 суд указал, что передача права собственности на имущество признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Если компания осуществляет передачу права собственности в счет погашения денежного займа по договору об отступном, то такая операция подлежит обложению НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Таким образом, передача имущества в качестве отступного — это реализация имущества. Поэтому получающая сторона вправе принять НДС к вычету. К аналогичным выводам суды приходили и во множестве других дел (постановления ФАС Западно-Сибирского от 15.01.14 № А45-5760/2013, Поволжского от 30.10.12 № А65-27596/2011, Северо-Кавказского от 21.11.13 № А32-33165/2012 округов).

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 февраля 2017 г. N 309-ЭС16-17994

Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (г. Челябинск) на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 06.09.2016 по делу N А76-27390/2015,

Управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее - Управление судебных приставов) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества) о взыскании 1 037 744 руб. 93 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Арбитражный суд Челябинской области решением от 21.03.2016, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016, отказал в иске.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 06.09.2016 отменил решение от 21.03.2016 и постановление от 26.05.2016 и удовлетворил иск.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение судом округа норм материального и процессуального права, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре постановления окружного суда от 06.09.2016, в котором просит отменить постановление от 06.09.2016 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 21.03.2016 и постановление апелляционного суда от 26.05.2016.

Дело 26.12.2016 истребовано из Арбитражного суда Челябинской области.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Управления Росимущества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установили суды, и следует из материалов дела, судебный пристав- исполнитель на основании исполнительного листа от 25.02.2014 АС N 006669594 постановлением от 07.03.2014 N 13587/14/20/74 возбудил исполнительное производство в отношении должника - открытого акционерного общества "Сигнал".

В связи с неисполнением должником требования исполнительного документа в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель 10.04.2014 вынес постановление о наложении ареста на имущество должника и составил акт о наложении ареста (описи имущества), включающий приложение N 1 с указанием стоимости имущества.

По заказу Управления судебных приставов от 15.12.2014 общество с ограниченной ответственностью "Профи Оценка" (далее - ООО "Профи Оценка") осуществило оценку рыночной стоимости нежилой недвижимости должника (комплекс недвижимого имущества, состоящий из пяти нежилых зданий, четырех сооружений и земельного участка), и 15.01.2015 составило отчет об оценке рыночной стоимости недвижимости, согласно которому рыночная стоимость имущества составила 28 449 765 руб. (из которых 20 827 092 руб. - стоимость участка) без налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Судебный пристав-исполнитель постановлением от 27.01.2015 принял результаты оценки на основании отчета ООО "Профи Оценка", а постановлением от 11.02.2015 передал Управлению Росимущества арестованное имущество для реализации на открытых торгах по месту нахождения арестованного имущества в форме аукциона, указав стоимость имущества (28 449 495 руб.) без учета НДС.

В связи с тем, что имущество не было реализовано на первоначальных торгах ввиду отсутствия заявок, судебный пристав-исполнитель по правилам части 10 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановлением от 12.05.2015 снизил стоимость арестованного имущества на 15%, то есть до 24 182 070 руб. 75 коп.

По результатам проведенных торгов победителем стал Чистов Станислав Михайлович, с которым Управление Росимущества 13.07.2015 заключило договор купли-продажи N 54-226 имущества по цене 25 391 173 руб. 75 коп. В договоре купли-продажи не указано, что цена имущества не включает НДС. Имущество передано покупателю, который перечислил его стоимость Управлению Росимущества.

Вырученные денежные средства за вычетом НДС Управление Росимущества перечислило на депозитный счет Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по юридическим лицам Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, а сумму НДС перечислило в федеральный бюджет, поскольку должник является плательщиком НДС, а Управление Росимущества как организатор торгов - налоговым агентом.

Управление судебных приставов обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Управления Росимущества денежных средств в размере суммы НДС (1 037 744 руб. 93 коп.), начисленного на стоимость объектов недвижимости за исключением земельного участка (с учетом уточнения требований), ссылаясь на следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму НДС, который с операции по реализации имущества должника должен быть уплачен в бюджет организацией, проводившей торги, поскольку налоговым агентом в данном случае выступает организатор торгов.

Так как должник является плательщиком НДС и в постановлении судебного пристава-исполнителя о передаче данного имущества на реализацию его стоимость определена без учета НДС, то при продаже имущества Управление Росимущества по правилам пункта 4 статьи 173 НК РФ должно было увеличить стоимость продаваемого на торгах имущества на сумму НДС. Между тем Управление Росимущества выставило на торги и продало имущество должника, не увеличив его цену на НДС. В договоре купли-продажи цена имущества также указана без НДС. Поскольку Управление Росимущества не увеличило стоимость проданного имущества на сумму НДС, оно должно перечислить на счет службы судебных приставов все вырученные от продажи денежные средства.

Перечисление денежных средств, вырученных от продажи имущества должника, не в полном размере, препятствует службе судебных приставов осуществить государственную функцию по принудительному исполнению судебных актов, и создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов по искам взыскателей по исполнительному производству либо собственника имущества (должника).

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 105.3, 146, 161, 164, 168 НК РФ, статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 35-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон N 135-ФЗ) разъяснениями, приведенными в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.

Управление Росимущества - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в числе прочих функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений, в силу пункта 4 статьи 161 НК РФ является налоговым агентом, который обязан исчислить и удержать НДС с операций по реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда и являющегося объектом налогообложения.

Статьей 3 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Рыночная стоимость не включает в себя НДС и является величиной, формируемой рынком и не зависит от применяемой системы налогообложения собственником объекта оценки или его покупателем. В случае, если собственник или покупатель объекта оценки являются плательщиком НДС, предполагается, что данный налог входит в определенную величину стоимости, приобретаемого покупателем имущества.

Управление Росимущества должно обеспечивать исчисление и удержание НДС, принимая за налоговую базу оценку имущества, указанную в постановлении судебного пристава-исполнителя либо в решении суда. Судебному приставу-исполнителю следует указывать в процессуальных документах о распределении вырученных от продажи имущества денежных средств.

Самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено по цене, превышающей рыночную стоимость, и могло послужить причиной отсутствия заявок на участие в торгах.

Начальная продажная цена имущества соответствует рыночной цене имущества, которая включает в себя подлежащие уплате продавцом имущества налоги. Поскольку стоимость реализованного имущества определена в договоре купли-продажи без НДС, Управление Росимущества как организатор торгов исполнило обязанность по удержанию НДС из продажной цены реализуемого имущества.

Окружной суд, посчитав, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, а именно статьи 105.3, 146, 161, 164, 168 НК РФ и разъяснения, приведенные в пункте 17 Постановления N 33, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и взыскал с Управления Росимущества в пользу судебного пристава-исполнителя 1 037 744 руб. 93 коп.

Суд округа сделал следующие выводы: Управление Росимущества как налоговый агент обязано было дополнительно к цене реализуемых товаров предъявить к оплате покупателям соответствующую сумму налога; поскольку Управление Росимущества этого не сделало, в договоре купли-продажи от 13.07.2015 стоимость реализованного имущества определена без НДС, то удержание ответчиком денежных средств в виде НДС из стоимости проданного на торгах имущества неправомерно.

В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить постановление от 06.09.2016 и оставить в силе решение от 21.03.2016 и постановление от 26.05.2016, приведя в числе прочих следующие доводы.

Арбитражный суд Уральского округа неправильно применил положения статей 164, 168 НК РФ и статьи 3 Закона N 135-ФЗ.

Управление Росимущества должно обеспечивать исчисление и удержание НДС, принимая за налоговую базу оценку имущества, указанную в постановлении судебного пристава-исполнителя либо решении суда, а судебный пристав-исполнитель должен обеспечить указание в процессуальных документах о распределении взысканных денежных средств и сведений о порядке распределения денежных средств, вырученных от реализации имущества должник.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что самостоятельное завышение Управлением Росимущества начальной продажной цены имущества могло значительно ограничить круг потенциальных покупателей, поскольку имущество было бы предложено к продаже по цене, превышающей рыночную стоимость, включающую в себя подлежащие уплате продавцом имущества налоги.

При определении стоимости спорного имущества эксперт указал, что его рыночная стоимость не включает в себя величину НДС как отдельного элемента. Рыночная стоимость является величиной, формируемой рынком, и не зависит от системы налогообложения, применяемой собственником или покупателем объекта оценки. Оценщик, не являясь специалистом в области налогообложения, опередил рыночную стоимость, то есть тот размер денежных средств, который согласится покупатель отдать за объект оценки. Данный размер был снижен судебным приставом-исполнителем на 15% ввиду отсутствия покупателей.

Учитывая специфические свойства арестованного имущества, механизм реализации арестованного имущества по цене, на 18% превышающей рыночную стоимость, определенную оценщиком, приведет к невозможности исполнения государственных функций по реализации арестованного имущества. Арестованное имущество, стоимость которого будет превышать на 18% среднюю рыночную, не сможет конкурировать с аналогичными объектами, предлагаемыми рынком.

Продав на торгах имущество должника, являющегося плательщиком НДС, по рыночной цене, Управление Росимущества как налоговый агент правомерно удержало из вырученной денежной суммы НДС и перечислило его в федеральный бюджет.

Приведенные в жалобе Управления Росимущества доводы о существенном нарушении окружным судом норм материального права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу вместе с дело следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 30 марта 2017 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Читайте также: