Почему не отменят ндс в россии

Опубликовано: 27.04.2024

В начале 2022 года, согласно заявлению Алексея Моисеева, заместителя Министра финансов России, планируется отмена НДС на золото. Комментируя высказывание, представители Минфина уточняют, что имелся в виду налог на добавленную стоимость, взимаемый с предприятий ювелирной отрасли. А как же быть с инвестиционным золотом? — мнение профессора, экономиста Валентина Катасонова.

НДС на золото отменят в 2022?

Российское государство уже много лет держит курс на дедолларизацию отечественной экономики. Подобная политика обусловлена рисками для национальной безопасности, связанными с возможностью блокировки расчетов через международную систему платежей SWIFT и заморозки золотовалютных резервов страны, хранящихся за рубежом. Дополнительным стимулом к отказу от доллара может служить ослабление американской валюты, вызванное, почти что, триллионной ежемесячной денежной эмиссией, производимой ФРС США в рамках политики количественного смягчения. Но новые бумажные купюры ничем не обеспечены. Все это понимают и заняты поиском альтернативы доллару, которой может стать золото.

Золото — одна из вечных ценностей, проверенных тысячелетиями. Однако в 70-ых годах XX столетия на знаменитой Международной валютной конференции на Ямайке был отменен золотой стандарт, поддерживавший послевоенную мировую экономику и подразумевавший обеспечение бумажных денег золотом. Тем самым, желтый металл был искусственно удален из глобальной финансовой системы и перешел в разряд обычных биржевых товаров. Более четырех десятков лет после этого в мире безраздельно правил доллар. Но его время явно подходит к концу, а незаслуженно забытое золото постепенно возвращает свои позиции.

Дедолларизация только на словах?

Российский Центробанк уже долгое время проводит реструктуризацию золотовалютных резервов страны, замещая в них доллар и валюты других стран золотом. Максимум усилий для этого был приложен в период с 2018 по 2019 год в виде масштабных закупок драгметалла у отечественных золотодобывающих компаний. Так, в позапрошлом году ЦБ РФ приобрел 273,7 тонны, что составило 87% всего добытого в стране золота и стало историческим рекордом. Прошлогодние объемы закупок были уже меньше и составляли 158,6 тонны или 43% от всей добычи драгметалла. С января по март текущего 2020 года было приобретено только 28 тонн. Однако государственный запас золота к этому времени достиг 2.300 тонн, что эквивалентно 23% всех золотовалютных резервов России.

В апреле 2020 года закупки золота Центробанком были внезапно прекращены. И вот, уже более шести месяцев, как процесс дедолларизации приостановлен.

Другое важное направление дедолларизации — это формирование внутреннего инвестиционного и потребительского рынка золота, дающее возможность частным и юридическим лицам беспрепятственно совершать операции с драгметаллом. Пока что, российский золотой рынок объединяет только крупных оптовых покупателей и продавцов, таких как аффинажные предприятия, промышленные и ювелирные производственные компании, банки и золотодобытчики.

Однако, чтобы вытеснить доллар, гораздо более важно развивать розничный сегмент, который будет существовать за счет простых граждан. Предметом торгов здесь может быть, как ювелирное, так и инвестиционное золото, представленное монетами и слитками. Поскольку инвестиционный металл близок по своей ликвидности к любой валюте, то именно он может составить доллару достойную конкуренцию и даже заменить его при расчетах.

Сейчас российского рынка инвестиционного золота практически не существует. Причина кроется в том, что монеты и слитки продолжают оставаться низко ликвидным активом. И государство такая ситуация вполне устраивает, так как НДС в размере 20% никто пока не собирается отменять.

Для частных лиц доступно приобретение инвестиционного золота, но только в специально аккредитованных банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на операции с драгметаллом. Хранение приобретенных слитков, а также любые транзакции должны осуществляться в пределах банка или банковской системы. А при желании получить металл на руки придется уплатить НДС на золото в размере 20% от его стоимости. Кроме того, на обезличенные металлические счета в банках не распространяется действие государственной программы страхования вкладов.

Поэтому, при всем притом, что страна уступает по объемам золотодобычи лишь Китаю, простые россияне практически не имеют доступа к инвестиционному золоту.

Это можно наблюдать на примере 2017 года, когда при произведенных 307 тоннах драгметалла инвестиционный спрос не превысил 1,3% или 4 тонн. Людям просто невыгодно покупать драгметалл при действующей системе налогообложения, поддерживающей банковскую монополию на золото.

Если сравнивать с КНР, то в том же 2017 году из 453,5 тонн добытого желтого металла 61%, а это 280 тонн, приобрели частные розничные инвесторы, то есть простые люди.

Бурное развитие рынка инвестиционного золота наблюдается даже в странах, которые сами его не добывают. Согласно данным, предоставленным Всемирным советом по золоту за III квартал текущего года, граждане КНР, несмотря на пандемию, приобрели 57,8 тонны металла. Аналогичный показатель для Индии составил 33,8 тонны. Даже в Турции частные инвестиции в золото составили 48,5 тонн в III квартале и 91,8 тонны с начала года.

Во многих государствах отмена НДС на золото для розничных частных инвесторов давным-давно состоялась. В странах Евросоюза это случилось еще в конце прошлого века. Новые члены ЕС отказались от налогообложения операций с инвестиционным золотом в 2006 году.

Главным противником отмены НДС на золото у нас в стране всегда было Министерство финансов. По факту, деятельность этой государственной структуры всегда препятствовала процессу дедолларизации экономики России. Сейчас на руках у населения страны, по разным оценкам, может находиться от $40 до $80 миллиардов долларов США. И это без учета сбережений в иных зарубежных валютах.

Отмена НДС на золото в России для частных лиц в течение нескольких суток помогла бы людям перевести всю эту огромную массу бумажных денег в драгоценный металл.

Скорее всего, та же участь постигла бы и огромный объем иностранной валюты, хранимой банками. Он также подвергся бы конвертации в инвестиционное золото. Вот это и стало бы настоящей дедолларизацией, вместо тех разговоров о ней, которые мы сейчас слышим.

В середине 2019 года от инициативной группы депутатов, возглавляемой Евгением Бушминым, в Госдуму на рассмотрение поступила законодательная инициатива с предложением упразднить большую часть налогов на куплю-продажу желтого металла, производимую частными лицами. Особо подчеркивалась необходимость отмены НДС на золото, изымаемое людьми из банковских хранилищ. Авторы законопроекта утверждали, что данная мера позволит увеличить востребованность драгметалла среди населения с ежегодных 3-4 до 50 тонн. С тех пор прошло более полутора лет. Теперь спрос со стороны физических лиц на инвестиционное золото мог бы составить более 100 тонн.

В начале текущего 2020 года указанный законопроект под воздействием мощного лобби со стороны Министерства финансов РФ был заблокирован. Среди указанных причин главным было опасение, что поступление налогов в бюджет может значительно уменьшиться. Но если вспомнить ежегодный объем таких контрактов, который не превышает 4 тонн, то налоговые поступления от них, итак, мизерные. А вот миллионы россиян, свободно приобретающие инвестиционное золото, могли бы оказать мощную поддержку отечественным золотодобытчикам. А возросшие в этом случае налоговые поступления от золотодобывающих предприятий были бы неизмеримо больше НДС, взимаемого с частных покупателей золотых слитков.

Отмена НДС на золото для ювелирной отрасли

Заявление Министерства финансов России об отмене НДС на золото стало почти сенсацией, если бы не одно «но». В нем не совсем ясно, кого именно решили осчастливить финансовые власти. Сегодня налог на добавленную стоимость оплачивают аффинажные заводы, предприятия промышленности, приобретающие драгметалл у производителей, и ювелирная отрасль. Комментируя ситуацию, сам Моисеев и другие представители Минфина намекают, что речь здесь идет только о производителях ювелирных изделий.

По словам заместителя министра, чем скорее произойдет внедрение отличающейся эффективностью системы маркировки золотых украшений, тем скорее можно будет приступить к упразднению НДС на золото. Таков план. Но обещать пока ничего нельзя — это Моисеев особенно подчеркнул.

Напомним, что в декабре текущего года в России вводится экспериментальная маркировка ювелирных изделий. С января 2021 года она станет обязательной. В июле следующего года вводится полный запрет на продажу изделий, не промаркированных новым способом. Без сомнений, отмена НДС на золото станет серьезной поддержкой для ювелиров. Однако пока сомнительно, что новая система контроля будет внедрена в срок. Ожидать продвижения в данном вопросе реальнее в течение двух или даже трех лет.

Но, что планирует Министерство финансов относительно инвестиционного золота? Ответов пока нет. Очень хочется верить, что отмена НДС на золото для частных лиц и ювелирной промышленности произойдет одновременно. Однако молчание Минфина по этому поводу говорит о том, что ювелирами все и ограничится.

Проблема отмены НДС на инвестиционное золото для розничных покупателей должна решаться уже сейчас, а не через 2-3 года. Если бы это входило в намерения правительства, то изменения можно было бы осуществить уже к январю 2021 года. Пока что власти лишь пытаются снять напряженность, возникшую вокруг рынка инвестиционного золота, неоднозначными и туманными заявлениями, исполнение которых перенесено из настоящего в будущее.

Вместо того чтобы насытить внутренний спрос, убрав имеющиеся препятствия, правительство стимулирует экспорт добываемого в стране желтого металла и удовлетворяет инвестиционные и спекулятивные потребности зарубежных рынков золота.

Согласно информации, предоставленной российской Федеральной службой таможни, только за первый осенний месяц за границу было отправлено золотых слитков общим весом 54,9 тонны. Это втрое больше, чем в августе и впятеро относительно сентября 2019 года. Экспортные поставки драгметалла из РФ бьют все исторические рекорды. С января по сентябрь было вывезено за рубеж 220,5 тонн золота стоимостью $12,5 миллиардов. Официально нам радостно рапортуют, что в 2020 году отмечен стремительный рост экспорт желтого металла. Но если объективно оценить суть происходящего, то оно больше похоже на масштабный грабеж имеющихся стратегических ресурсов, которые опять уплывают мимо, тех, кому они должны принадлежать — простых граждан России. Инвестиционное золото по-прежнему недоступно для населения. А правительство, несмотря на все разговоры о дедолларизации, на самом деле не оставляет людям другой надежной альтернативы сбережения накоплений, кроме американского доллара.

Другие прогнозы цен и аналитика рынка:

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Содержание:

Прежде чем отменять какой-то налог, не лишним будет узнать, а зачем его в свое время ввели. Как и для любой системы, «выпадение» одного налогового элемента не останется бесследным для остальных. Почему обязательные платежи в казну государства, они же налоги, редко отменяют? Потому что любая страна строит на их основе свои финансы.

Пополнение бюджета РФ так же складывается из двух частей: налоговой и неналоговой. По данным открытых источников, только за счет НДС российский бюджет получил 31% вливаний. Этот налог называют самым собираемым в России. Для многих он остается при этом и самым непонятным. Мы кратко осветим предназначение НДС, не углубляясь в тему бухгалтерского учета, дерзко отменим его в нашем воображении и оценим результат.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в 137 государствах помимо нашего. Этот платеж не изобретали для нашей экономики специально: впервые НДС появился во Франции 60 лет назад. Налог на добавленную стоимость, как и все остальные, прямо указывает своим названием на налоговую базу — тот вид дохода, с которого рассчитывается. Разберемся на конкретном примере.

Кто создает добавленную стоимость? Очевидно, производитель и продавец. Вспомним известный мультфильм «Пиноккио», в котором старик Джеппетто сделал куклу из полена. Допустим, древесину он купил сам, а Пиноккио решил продать, чтобы заработать. Не вдаваясь в расчеты, примем на веру, что блестящая деревянная кукла дороже небольшого бревна. Вывод: выстругав Пиноккио, Джеппетто создал у бревна добавленную стоимость. С нее он и должен заплатить государству налог, продавая куклу на рынке. Продавцы древесины тоже платят НДС, реализуя свой товар. Они сделали из деревьев бревна и искусственно повысили их стоимость. Т.е. Джеппетто купил дерево за цену с НДС и продал Пиноккио за сумму, в которой уже заложен НДС. Вывод общий: бремя налога на добавленную стоимость лежит на кошельках покупателей.

НДС так сложен для расчетов в бизнесе из-за того, что появляется на каждом этапе купли-продажи в производстве. Для правильного расчета бухгалтеры очищают все суммы на величину НДС, чтобы в финале платить налог только с добавленной стоимости товара, а не со всей суммы. В 2019 году в России действуют три ставки НДС: 20%, 10%, 0%. Сниженная ставка установлена на товары повседневного спроса, например, еду и медикаменты. Нулевая — для экспортных операций.

В любом чеке на товар мы видим цену с НДС и без него: продавец показывает, какая часть суммы уходит государству, а из какой он формирует прибыль. Таким образом, НДС — аналог налога с продаж.

Отмена НДС: целесообразно или бессмысленно?

Повышение ставки НДС с 18% до 20% привело к заметному увеличению бюджета. Даже при прежнем уровне этот налог обеспечивал треть поступлений в казну. Позволяют ли текущие экономические условия его отменить? Скорее нет, чем да. Замена НДС другим налогом — более рациональный выход. Будет ли он более справедливым, не увеличит ли он цены еще больше — весьма спорные вопросы.

Япония и США не применяют НДС в своих экономических системах. Однако уровень собираемости налогов в этих странах на порядок выше, чем в европейских. Также эти государства отличаются высоким уровнем технологий, которые позволяют создавать добавленную стоимость фактически из воздуха. Речь идет, разумеется, об IT-индустрии. Налоговое бремя таких стран складывается из других составляющих.

Благодаря налогам государство обеспечивает свое развитие и безопасность, а также поддерживает незащищенные слои населения. Отменив НДС, придется быстро найти замену или значительно увеличить другие обязательные платежи, например, налог на прибыль. Его ставка в 20% возрастет явно не на 1–2 процентных пункта, что приведет к росту теневой экономики. Производители начнут скрывать свои доходы, искусственно уменьшать прибыль и постепенно подрывать финансовую систему государства. Отмена НДС не поможет потребителям: либо вырастут цены, либо исчезнут товары, потому что производить их станет невыгодно.

Президент РФ Дмитрий Медведев и глава Правительства Владимир Путин неоднократно говорили о том, что снижение налогового бремени и стимулирование инновационного бизнеса являются приоритетными задачами развития экономики страны. На этом фоне отмена НДС обсуждается в экономических и политических экспертных кругах. И вот 20 июня в ИА "Росбалт" состоялась дискуссия, в рамках которой директор Национального института развития, академик РАН Сергей Глазьев предложил самый радикальный способ решения проблемы НДС - его полную отмену, причем без введения налога с продаж.

НДС в России был введен еще в 1992 году. Это один из основных источников налоговых поступлений для российского бюджета. Однако многие добросовестные экспортеры испытывают серьезные трудности с получением возмещения НДС из бюджета, кроме того, широкое распространение получили "серые" схемы возмещения НДС, что наносит ощутимый урон бюджету. Эти проблемы с администрированием НДС и положили начало разговорам о сокращении НДС или его замене другими налогами.

В настоящее время существует три подхода к решению проблемы НДС. Первый подход, который продвигает Минфин, заключается в том, что нужно все оставить, как есть. Ведь по данным Федеральной налоговой службы только за первые пять месяцев нынешнего года поступления в бюджет от НДС составили 451,3 млрд руб., что на 10,4% превысило результат за аналогичный период 2007 года. Второй способ решения проблемы направлен на снижение налоговой ставки, такую меру по просьбе бизнесменов отстаивает Правительство РФ. Третий вариант выдвигает администрация президента - это замена НДС налогом с продаж.

Сергей Глазьев и заведующий лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института РАН Юрий Петров предлагают НДС вообще полностью отменить, без введения налога с продаж. Для компенсации выпадающих расходов бюджета предлагается повысить ставки НДПИ на газ и ввести прогрессивную шкалу для НДФЛ. "Если взять данные 2007 года, то мы увидим, что НДС принес бюджету около 3 трлн руб. Сейчас НДПИ для газа в 21 раз ниже, чем ставка НДПИ для нефти. Если поднять ставку НДПИ на газ хотя бы в 5 раз, мы сможем компенсировать более 1,5 трлн руб. Примерно такой же результат даст увеличение налога на доходы и единого социального налога для богатых", - сказал Юрий Петров. По словам экономиста, сейчас средняя ставка НДФЛ на высокие доходы граждан составляет около 14,5%. Г-н Петров считает необходимым повысить эту ставку до 25%.

Инициаторы полной отмены НДС уверены, что рост поступлений от других налогов сможет как минимум на 40% скомпенсировать потери бюджета, а остальные потери в условиях профицита бюджета для российской экономики не опасны. "Профицит федерального бюджета последние 4 года превышает по своему объему поступления от НДС. В некоторые годы профицит превышал и НДС, и социальный налог, и налог на прибыль вместе взятые. Резервы для отмены НДС есть. Сейчас уникальная ситуация, когда мы действительно можем безболезненно снизить налоговое бремя", - объясняет Сергей Глазьев. Более подробные расчеты в цифрах 2009 года инициаторы радикального предложения планируют представить Госдуме этой осенью.

С необходимостью снижения налогового бремени согласны и другие аналитики. Однако к отмене НДС, в частности предложенным Сергеем Глазьевым способом, эксперты относятся скептически. Так, ведущий аналитик Банка "Петрокоммерц" Ольга Лапшина отмечает, что хотя предложения по увеличению ставки НДПИ на газ давно активно обсуждаются, пока что газовикам удается успешно лоббировать перенос такого повышения на все более отдаленные сроки. "Сейчас, когда сроки достижения принципа равнодоходности поставок на внутренний и внешний рынки были отложены с 2011 года на 2014-2015 гг., у газодобытчиков появился еще один аргумент для отстаивания своей позиции против повышения налога", - добавляет аналитик.

Замена НДС на налог с продаж, по мнению Ольги Лапшиной, также неэффективна. В качестве разъяснения своей позиции аналитик приводит следующий пример: "В 2007 году доходы от НДС составили 14,4% общих доходов федерального бюджета или 2,26 трлн руб. Для сравнения оборот розничной торговли составил за тот же период 10,727 трлн руб., то есть если бы НДС был полностью замещен налогом с продаж, то ставка налога должна была бы составить порядка 21%!" Кроме того, введение налога с продаж, пусть даже и в меньшем размере, наверняка вызвало бы повышение уровня потребительских цен, что в текущих условиях раскручивания инфляционной спирали вряд ли выглядит целесообразным, считает эксперт.

С нецелесообразностью отмены НДС согласна главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. "Вообще аннулировать НДС - такого прецедента нет ни в одной из развитых стран мира", - говорит аналитик. По мнению г-жи Орловой, единственный реалистичный способ решения проблемы НДС, который стоит обсуждать - это снижение ставки НДС. Однако поскольку в России наблюдается высокая инфляция, любое ослабление бюджетной политики чревато еще большим ростом цен. "Даже снижение ставки окажет существенный негативный эффект на доходы федерального бюджета", - предупреждает экономист.

Мария Привалова, Finam.ru

Рейтинг событий, влияющих на Российский рынок

Событие Рейтинг Прогноз
МАКРОЭКОНОМИКА
Общая ситуация на мировых фондовых рынках C
Макроэкономическая ситуация в CША B
Макроэкономическая ситуация в России C
ПОЛИТИКА
Медведев и Лукашенко подписали совместную декларацию о развитии двух стран C
СЫРЬЕВЫЕ РЫНКИ
Уровень мировых цен на нефть C
Уровень мировых цен на металлы C
ОТРАСЛЕВЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ НОВОСТИ
ТГК-13 и СУЭК заключат договор на поставку угля на 2008-2010 годы C
Аэрофлот выплатит дивиденды за 2007 год в размере 1,367 руб. на одну акцию C
Седьмой Континент приобрел 100% уставного капитала компании ООО "МИС" D

Инвестиционный фон - умеренно позитивный

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Власти хотят отменить НДС и НДФЛ и ввести новый налог

Экономический кризис – не лучшее время для налоговой реформы, но в правительстве так не считают. Премьер Михаил Мишустин и первый вице-премьер Андрей Белоусов через Минэкономразвития запустили идею радикального упрощения налоговой системы. Они предлагают заменить четыре наиболее популярных налога одним – налогом с продаж. Новый налог подавит потребление и ударит по отраслям с небольшой рентабельностью, предупреждают эксперты.

Новый налог в разгар кризиса

  • В 2019 году федеральный бюджет пополнялся на 40% сырьевыми налогами, на 35% – НДС и на 5,5% налогом на прибыль. Минэкономразвития предлагает от них отказаться и заменить одним – налогом с продаж в размере 6,2%. По мнению ведомства, эта мера позволит обеспечить равенство налогообложения между сырьевыми и технологическими компаниями, а также избавиться от теневых зарплат.
  • Как пишет министерство, сейчас налоговая нагрузка на организации из сферы строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения достигает 24-27% от выручки, а в ТЭК и ретейле – 6-14%. Это дает односторонние налоговые преимущества одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ретейл) за счет остальных отраслей, которые подвергаются «налоговой дискриминации» и попадают в «налоговое рабство». Поэтому единый оборотный налог обеспечит «равенство налогообложения», которое декларируется в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
  • Налог предлагается удерживать с компаний и ИП автоматически – при поступлении суммы на расчетный счет с нее будет списываться налог. В ретейле эта операция может производиться при инкассации наличных денег. Предельная простота налогового администрирования позволит «получить идеальную защиту от присущего современной системе налогообложения уклонения от уплаты налогов», считают в правительстве.
  • Эксперты оценивают новацию как «достаточно радикальное изменение налоговой системы». Оборотный налог может подавить потребление и ударить по отраслям с низкой рентабельностью. По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, любые изменения налогового законодательства в момент падения экономики – «это не очень хорошо». Новый налог будет «дополнительным фактором негативного воздействия» на экономику, пока Россия не выйдет на траекторию роста.

Александр Мельников

Написать комментарий


Только ЗА . Правильно,кто должен платить НДС,его не платит в полном объеме,находят кучу схем. А малый бизнес задыхается

Я думаю. что НДС придумали не случайно Это самый коррумпированный налог. Он появился в 1993 году, когда в стране наступил хаос, хозяйничали бандиты. С помощью НДС деньги до сих пор обналичиваются. А кто против отмены НДС, -это как раз ОЧЕНЬ заинтересованные люди! И все красивые слова в позьзу данного налога-это фальш! Если заменить НДС на налог с оборота, то налогообложение будет прозрачным и легко проверяемым. В Бюджет деньги потекут рекой! Сразу исчезнет повод обналичивать деньги.

Орлова могла бы быть и более логичной - сообразно занимаемой должности. В 1992г. острейший экономический кризис в стране почему-то не помешал Егору Гайдару ввести НДС, а в 2020г. какой-то коронавирусный чих якобы может мешать. Нежелание менять что-то к лучшему - вот чем продиктованы подобные лже-опасения.

Рост объема поступлений будет кратковременным и переведет часть бизнеса в тень

Поддерживаю комменты за единый налог, за равенство налогообложения. Может наведут в стране порядок?

Все будет зависеть от того что будет входить в налогооблагаемую базу. Если действительно доход, то да, идея хорошая! Если же любой приход на р/с и на баланс, то это идиотизм, так как не все деньги приходящие на счет это доход.

Журналисты эта самые несведущие люди на земле, которые пишут обо всем. как можно заменить четыре налога одним расскажите мне , когда один "налог" он ведь не налог , а страховые взносы (ВЗНОСЫ). НДФЛ вообще уплачивают физические лица получающие к примеру заработную плату, а лица выплачивающие эту плату являются налоговыми агентами, которые удерживают налог на доходы физ. лиц и перечисляют его в бюджет. Я помню как пришел работать в налоговую инспекцию в 1993 году. И был тогда налог на фонд оплаты труда 2%, как во всех СМИ трубили о то, что это "плохой налог" сдерживающий рост фонда оплаты труда. Сейчас это налог завётся "Социальные взносы"35%, Но СМИ молчат дружно, команды не было.

Налог с продаж -правильный и справедливый налог. При этом нужно отменить все налоги дохода. Это позволит автоматизировать сборы, избавиться от раздутых штатов налогов инспекторов, которые далеко не бесплатно выполняют свою работу. Важно также чтобы налог с продаж зависел от класса продукта. На продукты питания и первой необходимости он должен быть минимальным на роскошь-максимальным.

Если властям не хватает денег для реализации взятых на себя обязательств, то может стоит начать экономить на содержании этой самой власти?

НДФЛ надо прогрессивным сделать, а НДС как в штатах каждый регион пусть регулирует сам. Это было бы идеальным вариантом.

Надо вообще убрать все налоги оставив налог с оборота. Тогда в тени ничего не останется, весь бизнес будет белым,зарплаты белыми а для распределения средств в бюджете бюджетный кодекс сделать пропорциональным с секвестром отдельных частей бюджета по малозначимости, например расходы на гос. аппарат, помощь братским народам и т.д. Это будет стимулировать всякие администрации к оптимизации штатов и качеству работы. Можно оставить акцизы на алкоголь, табак, газировку и т.д.

Давно пора. Мишустин красавчик. Работать будет легче. Штат бухгалтерии меньше, претензий со стороны налоговой будет меньше. Махинаций контрагентов меньше.

что не день, то новая идиотическая новость от наших тупых властей!

Поддерживаю, давно пора

Отличная идея давно пора

И это было бы правильно. Упрощается бухгалтерия, налог легко собирается и контролируется, уничтожаются цепочки посредников и, как следствие, уменьшаются цены для конечного потребителя, значительно упрощается жизнь тех, кто что-то производит. Но все разумное при нынешней власти произойти не может по определению!

Прежде чем что-то вводить новое- надо перетряхнуть старое: все отраслевые министерства и ведомства, Минэкономразвитие (непонятная абракадабра) и так в Регионах, постепенно наводить порядок. Новое Правительство- новая система исполнения! Иначе нам удачи не видать!.

Давно пора. В Советском Союзе предприятия платили налог с оборота, не было никаких НДСов, налогов на прибыль, взнос в Пенсионный 1% брали, и ничего страна жила и заводы строились. Еще бы курс рубля сделать 36 за доллар, тогда и модернизацию страны можно проводить полноценно))

Всех под одну гребенку-Что может быть страшнее? Это как НДФЛ для всех единый - 13% и для миллионеров и для нищих. Как можно было такое придумать? Или для того, чтобы потом милости раздавать как сейчас это делают для малоимущих?

Для производственников однозначно будет лучше, НДС убивает нас.

Власти хотят свести нас с ума. Это уж точно. А что бы они не делали, всё направлено именно на эту цель. И как следствие снижение численности населения России. И чтобы все умирали тихо, молча и не создавали проблем этой кровожадной власти.

А если просто все перейдут на наличный расчет, то как они узнают сколько выручка?

Я думая это лучшее, что можно вообще придумать . Налог с продаж - самый удобный налог и нет заморочек с, как с НДС!

Все верно. Такая реформа приведет к улучшению экономической ситуации, когда (и если) Россия выйдет из кризиса. Однако проблема состоит ровно в том, что существующая власть, за 20 лет выработавшая массу механизмов коррупционного давления на экономику и отъема денег, никогда не выведет Россию из кризиса. Помимо внешних проблем, частично этой же властью вызванных, огромное значение имеют проблемы внутренние, созданные коррупционными механизмами, тормозящими и убивающими экономику России. Поэтому для любого человека, разбирающегося в экономике, единственный путь спасения России - в смене руководящих субъектов при сохранении конституционного и государственного устройства. Сегодня вопрос не в государственном строе, а в личностях, приватизировавших государственный строй. Полная смена руководства - от президента до руководителей департаментов госкомпаний и ведомств, люстрация и тщательное расследование источников собственности вплоть до родственников 2-го уровня (внуки, дедушки-бабушки, племянники) и полная конфискация имущества, по которому не доказаны легальные источники доходов. Для госслужащих - презумпция виновности при сохранении властных полномочий и высокого уровня содержания. Только так.

От теневых зарплат можно избавиться только в одном случае- когда платежи в ПФР м другие фонды будет осуществлять каждый работник, а не работодатель.

Нужно делать так, что бы малым бизнесом могли заниматься в стране те кто считает себя готовым к этому не легкому труду. В этом случае очень многие социальные проблемы в стране будут решены. При этом жесткий контроль по ценообразованию со стороны государства должен быть постоянным, чтобы никто не был бы обделенным в итоге.

В путинской воровской системе ни чего хорошего из этого не получиться. Могу доказать, но это получиться целая статья.

Это просто идеальное предложение! А еще принять кардиальные реальные меры по обеспечению широкого дешевого финансирования быстрого развития экономики, в первую очередь промышленности и машиностроения! При этом щедро дотировать реального сельхозпроизводителя, а не гигантские олигархические сельскохозяйственные корпорации!

Как бухгалтер с 30 летним стажем поддерживаю. Будут меньше скрывать налоги и будет меньше коррупции, исчезнет куча "тупых" законов. Для честного бизнеса - это очень выгодно.

А налог на секас будет? Нет. Ну тогда слава Путину!

А мы за!!) Если заменят НДС, Прибыль, НДФЛ и социалку (на всех сотрудников), то это будет круто. Не надо деклараций, не надо содержать бухгалтеров и бояться налоговой, если что-то эти бухи сделают не так- занимайся себе бизнесом и развитием.

Мы на упрощёнке платим 15% от дохода, плюс НДФЛ, плюс социальные налоги, плюс НДС (налоговый агент). Мы отстаёмся без трусов. А 6% от дохода - это красота. Я ЗА. Появились умные люди в налоговой системе. ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОХОД, ТЕМ бОЛЬШЕ НАЛОГ. ОТЛИЧНОЕ РЕШЕНИЕ.

Если действительно заменят НДС, налог на прибыль ,страховые взносы и НДФЛ на налог с оборота 6.2% , то пожалуй это дельное предложение. Конкретный пример по моему предприятию. Система налогообложения УСН доходы -расходы. Оборот за прошлый год 80млн. ФОТ-19.8 млн. Уплочено УСН-800 т.руб. страховые взносы-6 млн, НДФЛ- 2.5 млн. Итого 9.3 млн.руб. При том же обороте при 6.2 % составит около 5 млн.руб. Что то слабо вериться , в такой подарок.

Правильно, конечно, только взимать налог у ретейла сразу при поступлении наличности, а не инкассации. И отменить платные услуги бюджетных госучреждений, т.е. исключить двойное налогообложение граждан и двойную маржу госучреждений.

это лучше чем делали наши предки. 10% считалось (десятиной)от дохода,а здесь 6,2%. можно упростить бухгалтерию или вовсе закрыть ее.

Я наверное отношусь к тем людям которые (как говорит Алексей) несут ахинею. Не давно прочитал о новых налогах слегка не разобрался. Кто нибудь может объяснить на пальцах какая выгода для государства и как всё будет отслеживаться, чтобы предприятия не смогли их обмануть.

я за к стати если такое случится то может и заживет в стране кто нибудь еще кроме нефтянки а то всех уже задушили но радоваться рано посмотрим что получится

на мой взгляд решение правильное - проще , понятней и лучше

Читайте также: