Плательщиками ндс по операциям не связанным с перемещением товаров через таможенную границу являются

Опубликовано: 15.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Дедова О.В., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Принципы взимания налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67334 (дата обращения: 23.04.2021).

Основой косвенного налогообложения в Российской Федерации является налог на добавленную стоимость (НДС), правила взимания которого предусматривают обложение налогом каждого факта реализации продукта с момента его производства и заканчивая приобретением конечным потребителем.

Каждый факт реализации увеличивает стоимость продукта и влечет за собой уплату налога на добавленную стоимость, сумма которого определяется как разница между величиной налога, начисленной продавцом при реализации продукта, и величиной налога, уплаченной при приобретении данного продукта у поставщика [3,5].

Категория плательщиков НДС разнообразна и включает как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, в том числе тех, которые признаются плательщиками налога по операциям, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ [4].

Теория косвенного налогообложения предусматривает два метода налогообложения добавленной стоимости: прямой и косвенный. При прямом методе определяется добавленная стоимость продукта и исходя из ее размера исчисляется сумма налога. Например, в основном цена продукта включает три главных компонента – материальные затраты, оплату труда и прибыль. Элементами добавленной стоимости будут только оплата труда и прибыль. Таким образом, исходя из данной концепции, сумма НДС будет определяться по следующей формуле:

НДС = (ОТ + П) * Ст (1)

НДС – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;

ОТ – оплата труда персонала;

На практике применение прямого метода исчисления налога вызывает большое количество проблем, решать которые порой не представляется возможным. Поэтому при исчислении НДС используют косвенный метод расчета, который не предусматривает определение размера добавленной стоимости в цене продукта [2]. При косвенном методе в самом общем виде цена товара все также складывается из трех основных компонентов – материальных затрат, оплаты труда и прибыли:

ЦТ = МЗ + ОТ + П (2)

ЦТ – цена товара;

МЗ – материальные затраты.

Исходя из этого, добавленная стоимость будет выражена как разница между ценой реализации товара и материальными затратами на его производство:

ДС – добавленная стоимость.

Сумма НДС будет равна:

НДС = (ЦТ-МЗ) * Ст = ЦТ * Ст – МЗ * СТ (4)

Практически все современные системы налогообложения применяют данный метод исчисления НДС. В соответствии с ним, продавцом продукта уплате в бюджет подлежит сумма налога на добавленную стоимость, которая является разницей между исчисленным налогом с цены реализации продукта и уплаченным НДС при приобретении сырья, материалов и услуг, необходимых для его создания, либо сумма НДС, уплаченная при приобретении данного продукта с целью последующей перепродажи.

Практикой международной торговли выработано два, кардинально отличающихся друг от друга, принципа косвенного налогообложения внешнеторговых сделок: по стране происхождения или по стране назначения [1].

Первый принцип предусматривает обложение НДС экспортируемых товаров и услуг при освобождении от налогообложения импортных операций. То есть при пересечении государственных границ продукт облагается НДС только в той стране, где был произведен. Недостатком данного принципа, ограничивающим его широкое распространение в налоговую практику, является то, что налоговое бремя на экспортируемые из страны товары и услуги, может оказаться значительно выше, чем на их импортируемые аналоги. Это приведет к тому, что собственная продукция в стране будет иметь худшие конкурентные условия, чем импортируемая.

Поэтому наиболее распространенным в мировой практике является принцип обложения НДС внешнеторговых операций по стране назначения. В этом случае уже импортируемые товары и услуги облагаются НДС, а экспорт освобожден от налогообложения. Преимуществом данного метода является то, что аналогичные товары и услуги в пределах одного государства облагаются по одной ставке НДС и имеют одинаковые конкурентные условия в части косвенного налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Следует отметить, что действующий режим налогообложения внешнеторговых операций существенно влияет на распределение налоговой базы между государствами, осуществляющими обмен товарами и услугами. Принцип налогообложения внешнеторговых операций по стране происхождения увеличивает налоговую базу той страны, чей экспорт в страну-партнера преобладает над импортом из нее. Использование принципа налогообложения по стране назначения приведет к кардинально противоположным результатам.

Широкое внедрение в международную практику именно этого принципа связано с тем, что значительно сокращаются издержки на таможенный контроль. Это объясняется тем, что не требуется оценка таможенной стоимости импорта, которая необходима при налогообложении налогом на добавленную стоимость внешнеторговых операций по принципу страны происхождения продукта.

Таким образом, косвенное налогообложение в части налога на добавленную стоимость является сложным процессом, который строится на международном опыте данных отношений и требует серьезного анализа при разработке и применении законодательных и подзаконных актов, регулирующих эту сферу налогообложения. При этом необходимо учитывать интересы государства и обеспечить такие условия для отечественных производителей товаров и услуг, которые, по крайней мере, не ухудшали их конкурентные возможности по сравнению с иностранными производителями.

Библиографический список

  1. Дедова О.В., Мельгуй А.Э., Ковалева Н.Н. Налогообложение НДС товаров при осуществлении внешнеторговых операций // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2015. – №9. – с. 58-67.
  2. Гудкова О.В., Дворецкая Ю.А., Ермакова Л.В. Оптимизация налоговой нагрузки торговой организации / В сборнике: Наука и образование в социокультурном пространстве современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2016. – С. 58-66.
  3. Ковалева Н.Н., Сабадашев А.Г. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №2. – с. 23-27.
  4. Кузнецова О.Н. Международные налоговые отношения: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. – 2014. – №21 (80). – С. 353-355
  5. Хоружий Л.И., Дедова О.В. Бухгалтерский учет расчетов по НДС при применении специальных налоговых режимов // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2013. – №9. – с. 29-37.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются:

- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС), определяемые в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Согласно ст. 11 НК РФ организациями для целей законодательства о налогах и сборах признаются:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации),

- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации). Иностранные организации, состоящие на налоговом учете в российских налоговых органах уплачивают НДС самостоятельно, а иностранные организации, не состоящие на налоговом учете в российских налоговых органах, но осуществляющие облагаемые российским НДС операции, уплачивают НДС через налоговых агентов.

Индивидуальные предприниматели (ИП) - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 11 НК РФ). Реализация имущества индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налогоплательщиками НДС, подлежит налогообложению данным налогом в общеустановленном порядке.

Примечание

Если реализуемое ИП имущество не использовалось для предпринимательской деятельности, то при его реализации НДС не исчисляется, поскольку на основании ст. 143 НК РФ физические лица при реализации товаров (работ, услуг) в рамках непредпринимательской деятельности налогоплательщиками НДС не признаются (см. также письмо Минфина России от 28.10.2016 N 03-07-14/63214).

Напомним, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не являются ИП. Следовательно, эти лица не признаются плательщиками НДС.

Примечание

В ст. 143 НК РФ публично-правовые образования не названы в качестве плательщиков НДС. Вместе с тем, государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юридического лица (государственные или муниципальные учреждения), в силу п. 1 ст. 143 НК РФ могут являться плательщиками НДС по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях. См. постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33.

Не являются налогоплательщиками НДС в соответствии с п. 3 ст. 143 НК РФ:

- FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе от 07.06.2013 N 108-ФЗ;

- конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ и являющиеся иностранными организациями, в части осуществления ими операций, связанных с проведением определенных Законом N 108-ФЗ мероприятий.

Также не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, уплачиваемого при таможенном оформлении импортируемых товаров, а также уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ:

- организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) (п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ);

- организации и ИП, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отношении операций, облагаемых ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);

- организации и ИП, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);

- индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (ПСН), в отношении видов деятельности, по которым применяется ПСН (п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Плательщики НДС

Плательщиками НДС (субъектами налогообложения) в соответствии со ст. 143 НК признаются организации, ИП и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) не являются организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подлежат обложению ЕНВД.

Кроме того, в период с 2008 по 2016 гг. не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщиков НДС.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика: НК предусматривает право организаций и ИП освободиться от исполнения обязанностей налогоплательщика, критерием такого освобождения выступает объем выручки от реализации.

Согласно ст. 145 НК организации и ИП могут освободиться от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций и ИП без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

Следует иметь в виду, что такое освобождение применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с проведением операций на территории РФ. Но это положение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Освобождение также не распространяется на налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС принимается добровольно. Лица, претендующие на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту налогового учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого они собираются использовать право на освобождение. К документам, которые представляют налогоплательщики, относятся: выписки из бухгалтерского баланса (для организаций), из книги продаж, из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей), а также копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Данное освобождение предоставляется на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. Лица, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения указанного срока. Исключение составляет случай утраты ими права на освобождение.

Налогоплательщик утрачивает право на освобождение, если в течение периода его использования сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС превысит установленные ограничения или будет произведена реализация подакцизных товаров. В этом случае налогоплательщик начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения уплачивает налог на общих основаниях. В случае непредставления налогоплательщиком необходимых документов или представления документов, содержащих недостаточные, недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет с взысканием соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Согласно ст. 163 НК налоговый период по НДС с 1 января 2008 г. для всех налогоплательщиков (налоговых агентов) установлен как квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг за истекший налоговый период не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты уплачивают НДС по каждой операции одновременно с переводом денежных средств в пользу продавцов, не являющихся плательщиками НДС (иностранным лицам, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления).

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС уплачивается в бюджет в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

13.02.01. Плательщиками НДС по операциям, не связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ, являются:

а) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения

б) организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход

в) индивидуальные предприниматели.

13.02.02. Носителями налога на добавленную стоимость выступают:

а) производители продукции

б) производители продукции и торговые организации

в) конечные потребители продукции

г) торговые организации и промежуточные потребители продукции.

13.02.03. Объектом обложения НДС является:

а) передача имущественных прав организации ее правопреемнику

б) операции по реализации земельных участков

в) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

13.02.04. Освобождается от НДС оказание услуг:

а) консультационного характера в сфере образования

б) скорой медицинской помощи

в) санитарно-эпидемиологических, предоставляемых на коммерческой основе

г) по перевозке пассажиров маршрутными такси.

13.02.05. При проведении сделки между взаимозависимыми лицами, связанной с реализацией товара, облагаемый НДС оборот определяется исходя:

а) из рыночных цен на этот или аналогичный товар, сложившихся на момент совершения сделки

б) из средней цены реализации такого или аналогичного товара, рассчитанной за месяц, предшествующий совершению сделки

в) из покупной стоимости товара.

13.02.06. При уплате НДС по импортным подакцизным товарам облагаемая база определяется как:

а) таможенная стоимость

б) сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины

в) сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины и акциза.

13.02.07. Не облагаются НДС по нулевой (0%)ставке:

а) экспортируемые товары и услуги

б) работы, выполняемые в космосе

в) товары детского ассортимента

г) товары для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами.

13.02.08. Расчетная ставка НДС по продовольственным товарам в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем составляет:

13.02.09. Основным первичным налоговым документом по НДС выступает:

а) платежное поручение

г) другой документ.

13.02.10. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров не превышающими 2 млн. руб. уплачивают налог:

а) ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом

б) ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом

в) ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Ответы: 13.02.01 в); 13.02.02 в) ; 13.02.03 в); 13.02.04 б); 13.02.05 а) ;

13.02.06 в); 13.02.07 в) ; 13.02.08 в); 13.02.09 б); 13.02.10 а

Тест №13.03 Налог на доходы физических лиц

13.03.01. Налогоплательщиками по НДФЛ в России являются:

а) только граждане РФ

б) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства

в) только граждане РФ и иностранные граждане.

13.03.02. Объектом налогообложения для физических лиц - нерезидентов РФ признается доход, полученный:

а) как на территории РФ, так и за ее пределами

б) только из источников в РФ

в) за пределами РФ.

13.03.03. К доходам, не подлежащим обложению НДФЛ относятся:

а) вознаграждения за передачу в государственную собственность вкладов

б) компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника

в) пособие по временной нетрудоспособности.

13.03.04. Доход, полученный физическим лицом, рассматривается в качестве материальной выгоды, если это:

а) не лимитированная материальная помощь

б) превышение рыночной стоимости ценных бумаг над ценой фактического приобретения

в) страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения норматива.

13.03.05. Доход плательщика - физического лица при определении налогооблагаемой базы уменьшается на величину:

а) расходов на благотворительные цели

б) расходов на содержание работающего ребенка 19-летнего возраста

в) расходов на престарелых родителей, получающих пенсию.

13.03.06. У военнослужащих, проходивших службу в Афганистане, облагаемый доход уменьшается на сумму, не превышающую за каждый полный месяц получения этого дохода:

13.03.07. В случае продажи имущества важным показателем, влияющим на размер налогового вычета, является:

а) размер полученного дохода

б) количество проданных объектов за ограниченный период времени

в) время нахождения объекта в собственности налогоплательщика.

13.03.08. Самая высокая ставка НДФЛ установлена в размере:

13.03.09. Налоговые органы имеют право при определении налогооблагаемого дохода, полученного предпринимателем, засчитывать расходы в размере:

а) фактически произведенных расходов

б) фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода

в) 30% от валового дохода.

13.03.10. Граждане не обязаны подавать декларацию о доходах, если:

а) зарегистрированы в качестве предпринимателей

б) исчисление налога по полученным ими доходам производится непосредственно налоговыми органами

в) имеют в истекшем году доход только по месту основной работы.

Ответы : 13.03.01 б); 13.03.02 б); 13.03.03 а); 13.03.04 б); 13.03.05 а);

13.03.06 в); 13.03.07 в); 13.03.08 б); 13.03.09 б) ; 13.03.10 в)

Тест №13.04. Прочие федеральные налоговые платежи

13.04.01. Не относится к подакцизным товарам:

б) ювелирные изделия

в) табачная продукция

г) легковые автомобили.

13.04.02. В настоящее время действуют следующие ставки акцизов:

а) твердые и комбинированные

б) только в процентах

в) только комбинированные

г) только твердые ставки.

13.04.03. Налоговым периодом по единому социальному налогу признается:

в) календарный год.

13.04.04. В отношении единого социального налога применяется метод налогообложения:

13.04.05. Не являются налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых пользующиеся недрами:

б) индивидуальные предприниматели

в) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

13.04.06. Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены в зависимости:

а) от вида полезных ископаемых

б) от объема добытых полезных ископаемых

в) от категории налогоплательщиков.

13.04.07. В качестве субъектов обложения государственной пошлиной выступают:

а) только физические лица

б) только юридические лица

в) как физические, так и юридические лица.

13.04.08. Государственная пошлина может уплачиваться:

а) только наличными деньгами

б) только безналичным путем

в) как наличным, так и безналичным путем.

13.04.09. Сбор за пользование объектами животного мира уплачивается налогоплательщиком:

б) один раз в год

в) при получении лицензии на пользование объектами.

13.04.10. Ставки водного налога установлены в зависимости:

а) от вида водопользования;

б) от объема потребляемой воды;

в) от категории налогоплательщика.

Ответы: 13.04.01 б); 13.04.02 а) ; 13.04.03 в); 13.04.04 в); 13.04.05 в) ;

13.04.06 а); 13.04.07 в) ; 13.04.08 в); 13.04.09 в); 13.04.10 а)

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (подп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

О том, как исчислить налоговую базу по «импортному» НДС, сказано в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса РФ. В нее входят:
– таможенная стоимость ввозимых товаров;
– сумма акцизов, которую нужно уплатить, если товары подакцизные;
– таможенная пошлина.

Таможенная стоимость. Основным документом, регламентирующим принципы ее определения, является Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон). Согласно пункту 1 статьи 12 Закона, таможенную стоимость ввозимых товаров исчисляют исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. И только если сделать это невозможно, таможенную стоимость устанавливают:
– по стоимости сделки с идентичными товарами;
– по стоимости сделки с однородными товарами;
– методом вычитания;
– методом сложения;
– резервным методом.

Итак, как правило, таможенная стоимость определяется исходя из фактически уплаченной (подлежащей уплате) на момент пересечения таможенной границы РФ цены ввозимого товара с учетом дополнительных расходов. К числу таковых, в частности, относят вознаграждение агенту, стоимость услуг по упаковке и маркировке товара, по его доставке до места ввоза на таможенную территорию РФ, по погрузке, выгрузке, перегрузке, страхованию на время перевозки (ст. 19, 19.1 Закона).

Учтите, что в определенных случаях для подтверждения таможенной стоимости товаров, а также для того,чтобы удостовериться в предоставленной информации, таможенники могут потребовать дополнительные документы и сведения.

Таможенная стоимость товаров, исчисленная из стоимости сделки, подтверждается соответствующей декларацией (ее формы утверждены приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. № 829).

При использовании основного метода заполняется форма № ДТС-1, в остальных случаях – форма № ДТС-2 (является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации).

Обратите внимание: следует различать таможенную стоимость товара и его фактурную стоимость, так как их величины совпадают не всегда. Если первая нужна для исчисления таможенных платежей, то вторая – для расчета первоначальной стоимости импортируемого товара (ее определяют из условий внешнеэкономического контракта).

Ввозная пошлина и акциз. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «Таможенный тариф Российской Федерации» введены ставки таможенных пошлин в виде процента от таможенной стоимости товаров (адвалорные ставки). Но есть и специфические ставки. Они рассчитываются в фиксированной сумме в евро на физическую единицу измерения товара (на штуку, на тысячу штук и т. д.). Также может использоваться комбинированный порядок. В таком случае расчет делают и по адвалорной, и по специфической ставке. Далее полученные суммы сравнивают. В бюджет уплачивается большая из сумм.

Порядок расчета акциза приведен в статье 194 Налогового кодекса РФ. Так, сумма акциза по товарам, облагаемым по адвалорным ставкам, исчисляется в виде процента от налоговой базы (суммы таможенной стоимости и таможенной пошлины).

Акциз по товарам со специфическими ставками рассчитывается как произведение соответствующей ставки и налоговой базы (принимается во внимание объем ввозимых товаров в натуральном выражении).

Если в отношении товаров применяются комбинированные ставки, акциз исчисляется как сумма акциза по специфической и адвалорной ставкам.

Пример 1. Компания «Арго» заключила договор с иностранным контрагентом на поставку товаров на сумму 100 000 условных единиц. При этом в контрактную стоимость не включены следующие дополнительные услуги:
– по перевозке товаров до таможенной границы РФ в сумме 100 000 руб.;
– по упаковке – 60 000 руб.

Ввозимые товары не являются подакцизными, ставка таможенной пошлины, используемая в данном случае, – 10 процентов.

Согласно договору, право собственности на товары перешло к «Арго» 10 июля 2010 года (в день оформления таможенной декларации). Курс на эту дату – 30 руб. за условную единицу.

Определим таможенную стоимость товара, используя метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами:
100 000 у. е. х 30 руб/у. е. + 100 000 руб. + 60 000 руб. = 3 160 000 руб.

Тогда таможенная пошлина составит:
3 160 000 руб. х 10% = 316 000 руб.

Сумма налога на добавленную стоимость, которую необходимо уплатить на таможне при ввозе импортного товара, рассчитывается так:

НДС = (Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз) x Ставка НДС.

Имейте в виду, что существуют категории товаров, при импорте которых НДС не уплачивается вовсе (ст. 150 Налогового кодекса РФ).

Уплачиваем налог в бюджет

«Таможенный» НДС уплачивают в бюджет в особом порядке: не по итогам квартала, в котором товары ввезены в Россию, а одновременно с другими таможенными платежами. Причем сделать это должен тот, кто товар декларирует (ст. 143, п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ, ст. 328 Таможенного кодекса РФ).

Налог уплачивается не позднее дня подачи таможенной декларации.

Если данный документ своевременно не представлен, то сроки внесения таможенных платежей исчисляются со дня, когда истекает срок для подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).

В том случае, если товары декларируются в предварительном порядке, все таможенные пошлины и налоги следует перечислить не позднее дня выпуска этих товаров.

Факт уплаты «ввозного» НДС может подтвердить штамп «Выпуск разрешен», который проставляется в графе «Д» грузовой таможенной декларации (Инструкция о порядке заполнения ГТД, которая утверждена приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057). На это неоднократно обращали внимание и арбитражные судьи (см. постановления ФАС Московского округа от 30 января 2008 г. № КА-А40/ 105-08, от 20 марта 2007 г. № КА-А40/983-07, от 24 января 2007 г. № КА-А40/13676-06).

Обратите внимание: если налог уплачен не полностью, в декларации проставляется отметка об условном выпуске товара.

Сумму уплаченного на таможне НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Но только если:
– товары ввезены в Россию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, для временного ввоза, для переработки вне таможенной территории;
– активы приняты к учету;
– имеются документы, подтверждающие уплату «ввозного» налога.

Как правило, она совпадает с моментом перехода права собственности. Ведь если иное не предусмотрено законом или договором, у нового владельца это право возникает с момента передачи вещи (п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).

Если ввозимые товары предназначены для перепродажи, то датой, когда они приняты на учет, считают день их оприходования на счет 41 «Товары». При приобретении же объекта основных средств с определением даты принятия актива к учету не все так просто.

Многие специалисты считают, что это дата, на которую объект принят к учету на счет 08 «Приобретение объектов основных средств» или 07 «Оборудование к установке». Согласен с этим и Президиум ВАС РФ, что подтверждает постановление от 24 февраля 2004 г. № 10865/03. В пользу данной позиции говорит и письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-07-08/20. Здесь специалисты главного финансового ведомства согласились, что «ввозной» НДС по оборудованию, требующему монтажа, можно поставить к вычету после принятия оборудования к учету на счет 07.

Однако многие инспекторы на местах настаивают, что для вычета «ввозного» НДС по основному средству необходимо ввести этот актив в эксплуатацию. Такая трактовка действующего законодательства отражена и в письме ФНС России от 5 апреля 2005 г. № 03-1-03/530/8@.

«Таможенный НДС» принимается к вычету на основании:
– внешнеэкономического контракта;
– инвойса иностранного контрагента;
– таможенной декларации, где указана сумма уплаченного НДС;
– документов, подтверждающих факт его внесения в бюджет (таможенная декларация, платежные документы, свидетельствующие об уплате НДС таможенному органу).

Уплата платежей таможенной картой. Если налог уплачен таможенной картой, у таможенников можно запросить письменное подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов по форме, утвержденной распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р. Этот документ и будет основанием для принятия НДС к вычету (письма Минфина России от 2 октября 2009 г. № 03-07-08/198, от 6 ноября 2008 г. № 03-07-08/249).
Налог уплачен заранее. В том случае, если таможенные платежи, в том числе и НДС, вносятся авансом, специалисты таможенной службы в течение 30 дней выдадут отчет о расходовании денежных средств (п. 4 ст. 330 Таможенного кодекса РФ).

Товар для торговой фирмы ввозит посредник. В такой ситуации компании следует позаботиться о наличии документов, подтверждающих, что посредник заплатил НДС, а фирма возместила ему эти расходы (письмо Минфина России от 28 августа 2007 г. № 03-07-08/242).

Требовать дополнительные документы, не оговоренные действующим законодательством, налоговики не в праве (постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/47-08, от 8 августа 2007 г. № КА-А40/7613-07). Правда, если все же придется отстаивать свою правоту в суде, организации могут пригодиться любые иные документы. Например, акты приема-передачи ценностей на ответственное хранение, акты сверки c таможенными органами. Подтверждает это и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 24 сентября 2008 г. № КА-А40/9086-08, от 16 июля 2007 г. № КА-А40/6676-07).

Учтите: принять к вычету сумму «ввозного» НДС следует в том налоговом периоде, когда выполнены все условия для его применения. На это же указывают налоговики (письма УФНС России по г. Москве от 29 октября 2009 г. № 16-15/113588, от 23 января 2009 г. № 19-11/4833). Заявлять вычет позже, чем возникло право на него, нельзя. С чиновниками соглашается и ВАС РФ. В определении от 27 июня 2008 г. № 5704/08 сказано, что нормы главы 21 Налогового кодекса РФ («Налог на добавленную стоимость») не предоставляют право выбора при определении налогового периода, в котором НДС предъявляется к вычету.

В ряде случаев суммы «таможенного» НДС учитывают в стоимости ввезенных товаров. В частности, если:
– товары приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
– компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ;
– организация находится на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы» либо платит единый налог на вмененный доход.

Читайте также: