Экспорт лекарственных средств ндс

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 июля 2020 г. N 03-07-08/65932 О применении НДС при реализации на экспорт медицинских товаров

Вопрос: ООО просит дать разъяснения по следующему вопросу:

Основным видом деятельности организации является импорт и оптовая торговля важнейшими и жизненно необходимыми медицинскими изделиями (ОКВЭД 46.46.2 - Торговля оптовая изделиями, применяемыми в медицинских целях), реализация которых на территории РФ освобождена от налогообложения НДС в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

По договору поставки с иностранным поставщиком (Италия) ООО осуществляет продажу поставщику ранее импортированного на территорию РФ качественного медицинского оборудования (импорт подтвержден Таможенной декларацией от 28.01.2015 г.), относящегося к важнейшим и жизненно необходимым медицинским изделиям по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042. Данный медицинский товар будет вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта в Италию.

Освобождаются ли от налогообложения НДС операции по продаже иностранному поставщику российской организацией важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий в таможенной процедуре экспорта или в их отношении применяется нулевая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 164 НК РФ?

В случае применения нулевой ставки, какие документы следует предоставить в нашу налоговую инспекцию для подтверждения нулевой ставки в данном случае?

И в случае неподтверждения экспорта по нулевой ставке Обществу необходимо будет начислить НДС в размере 20% от стоимости товара и доплатить пени?

Ранее официальная позиция Минфина РФ по схожим вопросам была изложена в Письмах от 02.02.2011 N 03-07-08/32, от 07.03.2013 N 03-07-14/7054, от 01.02.2013 N 03-07-13/01-2073, от 10.04.2008 N 03-07-07/42, а также от 24.03.2017 N 03-07-08/17201, где было сказано, что операции по реализации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники на экспорт освобождаются от НДС. Следовательно, в отношении таких операций нулевая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 164 НК РФ, не применяется.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации на экспорт медицинских товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом на основании норм данной главы Кодекса указанные операции подлежат налогообложению этим налогом по ставкам в размере 0, 10 или 20 процентов, предусмотренным статьей 164 Кодекса, либо освобождаются от налогообложения.

Перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 149 Кодекса. В связи с этим реализация медицинских товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения).

Таким образом, операции по реализации российской организацией вышеуказанных медицинских товаров на экспорт также освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость и, соответственно, в отношении таких операций нулевая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 164 Кодекса, не применяется.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Реализация на экспорт медицинских товаров, поименованных в НК в числе освобождаемых от НДС, освобождается от НДС. Соответственно, в отношении таких операций нулевая ставка НДС не применяется.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Медицинские услуги не облагаются НДС (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а товары и изделия облагаются по льготной ставке (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). Но у этих положений есть много тонкостей, к тому же законодательство регулярно корректируется, и у представителей медицинского бизнеса возникают вопросы. Расскажем о ставках НДС для медицинской сферы в статье.

Медицинские услуги

В ст. 149 Налогового кодекса перечислены все товары и услуги, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость. К ним относятся медицинские услуги и еще несколько видов услуг, которые можно встретить в клиниках:

  • уход за детьми и больными;
  • реализация ряда медицинских товаров.

Обязательное условие для освобождения от НДС — у клиники должна быть лицензия на оказание этих услуг.

Есть и другой документ, который декларирует освобождение от НДС для медуслуг в 2020 году — это постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 года. Постановление приводит перечень услуг в условиях дневного и круглосуточного стационара, услуги поликлиник и санаториев, услуги по проведению медэкспертизы и санитарно-гигиенических мероприятий.

Еще один документ, который разъясняет освобождение от НДС, — это письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ № 03-07-07/97292 от 12.12.2019.

Понятие медицинской услуги есть в ФЗ-323 «Об охране здоровья граждан». В этом документе сказано, что медицинская услуга — это комплекс медицинских вмешательств, включая диагностику, профилактику, лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию.

Закон относит к медицинским услугам, не облагаемым НДС:

  • услуги из перечня, которые предоставляют по ОМС;
  • услуги по диагностике, профилактике и лечению из перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132;
  • услуги по сбору крови;
  • услуги по скорой медицинской помощи;
  • услуги по дежурству медперсонала рядом с тяжелыми больными;
  • патолого-анатомические.

Облагаются НДС косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги (кроме тех ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, которые финансируются из бюджета).

НК РФ не дает предписаний по поводу формы оплаты медуслуг, так что услуги не облагаются НДС независимо от наличной или безналичной формы оплаты. Льгота применяется и при оказании услуг гражданам, которые оплачивают за них юрлица — например, их работодатели (письмо ФНС России от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@) или страховые компании (письма Минфина России от 17.06.2015 № 03-07-07/35004, от 26.02.2013 № 03-07-07/5466).

Медицинские товары

Медицинские изделия и оборудование — социально значимые товары, поэтому для них установлены льготные ставки НДС — 0% и 10%. Перечни медицинских товаров для льготных ставок утверждаются Правительством РФ. Расскажем, какую именно льготу нужно применять в каждом случае.

Не облагаются НДС

НДС на медицинские товары

Прежде всего не облагаются НДС важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия. Они перечислены в постановлении Правительства РФ в от 30.09.2015 № 1042, которое опирается на п.2 статьи 150 НК РФ, пп.1 п. 2 статьи 49 НК РФ. Это закрытый перечень, его могут изменить или дополнить только сами чиновники, что они и делают при необходимости. Например, перечень медицинских товаров в постановлении Правительства №1042 в 2020 году обновлялся четыре раза.

Вот виды товаров, которые могут закупать и продавать медицинские учреждения и которые при этом не облагаются НДС:

  • медицинское оборудование и медицинские изделия по специальным перечням, которые вводит Правительство РФ (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • оснащение для реабилитации инвалидов или профилактики инвалидности — перечень есть в постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042;
  • продукты питания, которые произведены в столовых медучреждений и продаются в таких учреждениях, а также продукты питания, которые произведены на предприятиях общепита и продаются столовым в медучреждениях (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ и письмо ФНС России от 19.10.2011 № ЕД-4-3/17283@).

НДС не облагаются медицинские товары, произведенные в России или других странах, реализуемые на территории России или импортируемые.

Облагаются НДС по ставке 10%

При импорте или реализации медицинских товаров работает льготная ставка 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Коды медицинских товаров, которые можно ввозить и продавать по льготной ставке 10%, перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 (ред. от 20.03.2018). Постановление № 688 чиновники тоже корректируют практически ежегодно.

Вот виды товаров, облагаемые по 10% ставке:

  • лекарственные средства для лечения и клинических исследований, в том числе фармацевтические субстанции, лечебные препараты, изготовленные аптеками;
  • медицинские изделия кроме важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий из Перечня №1042.

Условия применения льготных ставок

Регистрационное удостоверение. Для применения 0% или 10% льготной ставки у налогоплательщика должно быть регистрационное удостоверение на медизделия или оборудование. Если регистрационного удостоверения с кодом нет или оно просрочено, право на льготную ставку теряется, и НДС придется платить по ставке 20% (письма Минфина России от 13.09.2018 № 03-09-19/65511, от 24.01.2018 № 03-07-07/3560).

Соответствие кодам. В регистрационном удостоверении медицинского товара должен стоять код. Товары, произведенные на территории России имеют код из Общероссийского классификатора продукции (ОКПД 2), а импортные товары — код из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Для освобождения от НДС код по ТН ВЭД ЕАЭС или ОКПД 2 в регистрационном удостоверении медицинского товара должен совпадать с кодом из перечня в постановлении Правительства №1042 или в постановлении №688. Если компания не может предъявить такое регистрационное удостоверение, придется заплатить НДС по ставке 20%.

Будьте внимательны, запрашивайте у поставщиков регистрационные удостоверения на медицинские товары, чтобы применять льготные ставки, следите за сроками давности этих удостоверений. Тщательно сверяйте код в регистрационном удостоверении и код в Перечне №1042 или Перечне №688. При проверках налоговая запрашивает регистрационные удостоверения, сверяет коды, чтобы убедиться в вашем праве на льготную ставку. При несоответствии кодов или истечении срока давности удостоверения, вам доначислят НДС и могут назначить штраф.

Ведите учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия и оптимизируйте НДС законными способами. Система подскажет, как вы можете уменьшить налог и что для этого нужно сделать. В сервисе — простой учет, зарплата, отчетность и другие инструменты для руководителя и бухгалтера. Первые две недели бесплатны для всех новых пользователей.

Документ полезен? 0 m n 0

Вопрос: Общество приобретает и реализует на территории РФ лекарственные средства для медицинского применения и лекарственные средства ветеринарного назначения иностранного производства.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС по ставке 10% производится при реализации и ввозе в РФ лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов. При этом коды видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов".

Согласно п. 26 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон) документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата, является регистрационное удостоверение лекарственного препарата.

Частью 1 ст. 33 Закона установлено, что перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в государственном реестре лекарственных средств.

Пунктами 1 и 3 ст. 33 Закона предусмотрено ведение государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных средств для ветеринарного применения, а именно:

- ведение государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения в РФ осуществляется Минздравом России. Государственный реестр лекарственных средств размещен на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет;

- ведение государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения в РФ осуществляется Минсельхозом России. Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения размещен на официальном сайте Россельхознадзора в сети Интернет.

Согласно ч. 14 ст. 29 Закона в период проведения процедуры подтверждения государственной регистрации лекарственного препарата его обращение в РФ не приостанавливается.

Заявления о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения и лекарственного препарата для ветеринарного применения поданы обществом в Минздрав России и Россельхознадзор соответственно (что подтверждается отметкой о приеме на заявлении).

Может ли общество при ввозе и реализации на территории РФ лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных средств ветеринарного назначения, у которых истек срок действия регистрационных удостоверений, применять пониженную ставку НДС 10%, предусмотренную пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, в период прохождения процедуры подтверждения государственной регистрации?

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 14.12.2018 о применении ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении лекарственных средств, по которым истек срок действия регистрационных удостоверений, и сообщает.

Согласно подпункту 4 пункта 2 и пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение НДС по ставке 10 процентов производится при реализации и ввозе в Российскую Федерацию лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями. При этом перечни кодов видов указанных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической (ОКПД2) и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688.

На основании примечаний к данным перечням коды ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в перечнях, применяются в том числе в отношении лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза. При этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию.

Статьей 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусмотрено, что регистрационное удостоверение лекарственного препарата является документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата.

Таким образом, в отношении лекарственных средств, на которые регистрационные удостоверения отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока их действия, пониженная ставка НДС в размере 10 процентов не применяется. Соответственно, по таким лекарственным средствам следует применять ставку НДС в размере 18 процентов.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


НДС при экспорте традиционно относится к сложным темам, которые вызывают у бухгалтера множество вопросов. Обязательно ли облагать экспортные отгрузки ставкой 0%? Каковы особенности экспорта в страны ЕАЭС? Есть ли нюансы в заполнении декларации при опоздании со сбором подтверждающих документов? Рассмотрим сложные моменты экспортного НДС в нашей статье.

Ставка НДС при экспорте

С одной стороны, НДС — это косвенный налог, уплачиваемый покупателем. Иностранные покупатели не подчиняются российскому НК РФ, следовательно, не должны уплачивать российский НДС. В связи с этим реализация иностранцам российских товаров и услуг должна происходить без налога.

С другой стороны, экспорт имеет большое значение для экономического роста страны, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы бизнес стремился развивать продажи не только внутри страны, но и за ее пределами. Для повышения интереса предпринимателей к экспортным операциям существуют различные стимулирующие экономические инструменты. Одним из них является ставка НДС при экспортных операциях, равная 0%. На фоне достаточно высоких регулярных ставок НДС, одна из которых к тому же недавно была увеличена, применение нулевой ставки НДС при экспорте выглядит весьма привлекательно.

Напомним, какие ставки НДС существуют в России в 2019 году:

 11

Нулевая ставка

Пункт 7 ст. 164 НК РФ введен недавно и разрешает в некоторых ситуациях отказаться от ставки 0%:

11

Логично спросить, а с какой целью или по каким причинам можно отказаться от льготной ставки? Одна из причин такова: нельзя просто взять и применить ставку 0 НДС при экспорте, необходимо подтвердить ее. А подтверждение ставки 0 НДС при экспорте требует сбора большого количества документации, то есть трудовых и временных затрат.

Что нужно для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте, расскажем дальше.

Подтверждение права на ставку 0 процентов

Для доказательства правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте необходимо сформировать следующий пакет документов:

11

Вместо копий указанных документов п. 15 ст. 165 НК РФ позволяет представлять электронные реестры с указанием регистрационных номеров соответствующих деклараций.

Электронные реестры должны быть составлены по утвержденным форматам и отправлены в налоговый орган по ТКС через оператора ЭДО, должным образом зарегистрированного в РФ.

Необходимо иметь в виду, что в ходе проверки налоговики могут потребовать представить документы из электронного реестра.

Если налогоплательщик все же соберет весь пакет документов по истечении 180 дней и уплатит НДС по ст. 164 НК РФ, то право представить документы в налоговую сохраняется. Если налоговики придут к выводу, что ставка 0% стала подтвержденной, уплаченный ранее НДС с экспорта вернут налогоплательщику.

Пункт 10 ст. 165 НК РФ гласит, что декларация по НДС и документы-подтверждения надо сдавать в налоговую инспекцию одновременно.

Особенности учета НДС при наличии экспортных операций

Рассмотрим понятие экспорта применительно к товарам. При экспорте услуг НДС уплачивается в общем порядке, если они оказаны на территории РФ. Услуги не облагаются НДС, если оказаны за пределами РФ.

Если организация совершает как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции, то п. 4 ст. 149 НК РФ предписывает вести раздельный учет таких операций, ведь одним из основных для принятия входного НДС от поставщика к вычету является условие о том, что приобретенный товар (работа, услуга) используется для операций, облагаемых НДС.

По аналогии можно говорить, что при применении ставки 0% возникает необходимость вести раздельный учет таких операций. Таким образом, необходим раздельный учет НДС при экспорте.

Обратимся к нормативной базе. Абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ предписывает вести раздельный учет НДС по правилам, установленным самим налогоплательщиком, если у него есть деятельность, облагаемая по ставке 0%. Однако из этого правила есть исключение: при экспорте несырьевых товаров, принятых на учет после 01.07.2016, раздельный учет можно не вести и принимать НДС к вычету в общем порядке.

Срок определения налоговой базы:

22

Налогоплательщики, применяющие УСН, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, должны уплачивать НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Однако ничего не сказано о необходимости уплаты НДС при экспорте. Таким образом, при экспорте никаких обязанностей в части НДС у упрощенцев не возникает.

Вычет при экспортных операциях

Отнестись к процессу вычета НДС с особым вниманием необходимо лицам, кто занимается распределением НДС при экспорте.

Порядок применения вычетов при исчислении налога на экспорт описан в п. 3 ст. 172 НК РФ. В нем говорится, что экспортеры несырьевых товаров могут принимать к вычету входной НДС в общем порядке, то есть так же, как при обычной неэкспортной реализации. Данные правила были введены с 01.07.2016. Аналогичным образом поступают те экспортеры, кто отказался от использования льготной ставки.

Для экспортеров сырьевых товаров процесс применения вычетов зависит от того, собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку, или нет. Кроме того, если НДС был принят к вычету ранее, потребуется восстановление НДС при экспорте данного товара.

33

Заполнение декларации по НДС при экспорте

Декларация при экспорте несырьевых товаров

Пример заполнения декларации в части экспорта, то есть заполнения указанных строк, показан ниже.

3у

Как отчитаться по НДС, если экспортируют сырьевые товары

12

Заполненные разделы декларации (они могут быть в разных декларациях за разные налоговые периоды) представлены ниже:

efwe

Возмещение НДС при экспорте

Такая же ситуация, как с возвратом экспортного НДС, может возникнуть и по обычным операциям, проводимым внутри страны. Порядок возмещения экспортного НДС и обычного никак не различается. Отличается только пакет необходимых документов: как уже упоминалось, для возврата НДС при экспорте из России необходимо собрать документы, подтверждающие нулевую ставку налога.

Отличия экспорта в ЕАЭС и другие страны

На особых условиях находятся страны, входящие в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС):

21

Итак, какие особенности учета НДС при экспорте в Белоруссию и другие страны ЕАЭС существуют?

2ц

Несмотря на то что НДС при экспорте в Казахстан и прочие государства ЕАЭС равен нулю, так как в любом случае применяется нулевая налоговая ставка, счет-фактура должен быть составлен. Указание нулевой ставки НДС и кода вида товара по ТН ВЭД обязательно. Приведем пример заполнения счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС при экспорте в Белоруссию в 2019 году:

wd

Импорт из стран ЕАЭС

Главная особенность состоит в том, что при импорте из Казахстана в Россию НДС придется уплатить в любом случае, в отличие от уплаты НДС при экспорте в Казахстан. Даже упрощенцам и тем, кто от уплаты НДС освобожден.

Декларация по импортному НДС отличается от обычной декларации по данному налогу. Она представляется в налоговый орган по месту учета организации до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортных товаров к учету. Те же сроки установлены для уплаты данного налога. Впоследствии его можно принять к вычету.

Учет НДС при экспорте — достаточно трудоемкий процесс. Экспорт может облагаться по льготной нулевой ставке, но для этого необходимо в определенный срок представить в налоговую пакет документов. Если этого не сделать, необходимо будет применять к экспортным операциям регулярную ставку НДС.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 1993 года

МИНИСТЕРСТВО ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

7 февраля 1993 г. N 01-3/3957

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 1993 года

О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет порядок разрешения экспорта и импорта лекарственных средств, основой которого является перечень медицинских товаров, приведенный в Приложении 1, в Российской Федерации и распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм их собственности, принадлежности и места регистрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

2. На территории Российской Федерации действует единый режим разрешения импорта и экспорта лекарственных средств, включая поставки в страны СНГ, Азербайджан, Грузию, Латвию, Литву, Эстонию. При необходимости Министерство здравоохранения Российской Федерации имеет право выдавать генеральное разрешение на поставку в страны СНГ лекарственных средств.

3. Порядок экспорта и импорта наркотических средств, психотропных веществ и ядов осуществляется соответствующим регламентирующим положением, утвержденным Правительством Российской Федерации в строгом соответствии с требованиями действующих Конвенций Организации Объединенных Наций, стороной которых является Российская Федерация.

4. Выдача разрешений осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации субъектам хозяйственной деятельности, зарегистрированным на территории Российской Федерации, независимо от форм их собственности. Выданные разрешения не подлежат передаче другим юридическим лицам.

5. Обязательным условием для выдачи разрешения является наличие лицензии (сертификата), предоставляющей данной организации право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных препаратов, устава, в котором оговорен вид деятельности, а также представление подписанного или парафированного контракта.

При изменении основных условий контрактов выданные разрешения подлежат переоформлению.

Наличие у субъектов хозяйственной деятельности подписанного контракта с иностранным заказчиком без наличия лицензии (сертификата) и решений организаций, которые дают право на экспорт и импорт товаров, указанных в Приложении 1, не является основанием для получения разрешения.

За выдачу разрешений взимается плата в установленном порядке.

6. Разрешения оформляются на основании заявлений, представленных на типовых бланках (Приложение 2), в соответствии с инструкцией, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Ответственность за достоверность сведений, представляемых в заявлении на выдачу разрешений, несет организация-заявитель в установленном порядке.

Заявителям могут оформляться генеральные или разовые разрешения в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7. Разрешение оформляется на каждый вид товара, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт. В отдельных случаях допускается оформление генерального разрешения на несколько видов товаров, если они в соответствии с ТН ВЭД входят в единую товарную подгруппу.

Генеральное разрешение оформляется заявителю сроком на один календарный год для осуществления экспортных или импортных операций по поставкам лекарственных средств для государственных нужд. Экспортные или импортные операции по генеральному разрешению могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.

Разовое разрешение оформляется заявителю сроком до 12 месяцев для осуществления экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке.

По мотивированной просьбе заявителя срок действия разрешения может быть продлен. Продление срока действия разрешения подтверждается в письменной форме.

8. Министерство здравоохранения Российской Федерации принимает решение о выдаче разрешения в срок не позднее 25 дней с даты поступления заявления.

9. Основанием для отказа в выдаче разрешения могут являться неправильное оформление заявлений, сообщение недостоверных данных о сделке, демпинговые цены или другие условия контрактов, действие которых наносит ущерб здравоохранению и экономическим интересам Российской Федерации. Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивированным и направляться заявителю в письменной форме.

10. Поставка товаров может осуществляться только после оформления соответствующего разрешения.

11. В случае нарушения настоящего Положения, возникновения обстоятельств, приводящих к нанесению ущерба здравоохранению и экономическим интересам Российской Федерации или вытекающих из обязательств Российской Федерации по международным соглашениям, Министерство здравоохранения Российской Федерации имеет право приостанавливать или аннулировать выданные разрешения. Споры, возникающие по данным вопросам, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Субъекты хозяйственной деятельности при нарушении настоящего Положения несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

13. Разрешения на ввоз в качестве гуманитарной помощи лекарственных средств в количестве свыше 100 упаковок одного наименования или микстовых (смешанных) поставок общим весом более 250 кг выдаются только учреждениям здравоохранения.

14. Выдача разрешений на вывоз лекарственных средств зарубежного производства, закупленных в счет Республиканского валютного фонда, допускается только в случае возмещения их стоимости по рыночному курсу валют.

15. Настоящее Положение не распространяется на наркотические средства, психотропные вещества и яды, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.93 г. N 854.

Примечание. Порядок экспорта и импорта наркотических средств, психотропных веществ и ядов определен п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 года N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации".

РАЗРЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Судебная практика и законодательство — "Положение о порядке разрешения экспорта и импорта лекарственных средств в Российской Федерации" (утв. ГТК РФ 02.02.1993, МВЭС РФ 07.02.1993 N 01-3/3957, Минздравом РФ 29.01.1993) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.04.1993 N 224)

В целях реализации вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации ГТК России, МВЭС России, Минздрав России разрабатывают для представления в Минюст России совместное Решение об отмене Положения о порядке разрешения экспорта и импорта лекарственных средств в Российской Федерации, утвержденного ГТК России, Минздравом России, МВЭС России и зарегистрированного в Минюсте России 12.04.93 N 224.

1. В п. 5 слово "представляющей" заменить словом "предоставляющей".

2. В п. 6 слово "лицензий" заменить словом "разрешений".

3. Пункт 11 после слов "экономическими интересами Российской Федерации" дополнить словами "или вытекающих из обязательств Российской Федерации".

Разрешения на экспорт и импорт лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники оформляются Минздравом России в соответствии с "Положением о порядке разрешения экспорта и импорта лекарственных средств в Российской Федерации" от 07.02.93 N 01-3/3957, согласованным в установленном порядке с МВЭС и ГТК России. Право подписи разрешений на экспорт и импорт медицинской продукции согласно Приказу Минздрава России от 23.07.93 N 177 представлено заместителям министра А.М. Москвичеву и В.К. Агапову, а также начальнику Управления обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой М.М. Саповскому (телефон для справок и консультаций: 927-27-78).

Настоящая инструкция определяет порядок оформления документов "Заявление на экспорт и импорт лекарственных средств" и "Разрешение на экспорт и импорт лекарственных средств" на базе типовой унифицированной формы документа "Заявление / разрешение", приведенного в приложении N 2 ("Положение о порядке экспорта и импорта лекарственных средств в Российской Федерации").

Читайте также: