Плата за предоставление сведений из егрн ндс облагается ли

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 марта 2011 г. N 03-07-11/43 О применении НДС в отношении услуг по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, оказываемых государственными бюджетными учреждениями по субъектам РФ, подведомственными Росреестру

Вопрос: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации. Согласно подпункту 5.1.16 Положения на Росреестр возложены полномочия по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подведомственные организации Росреестра наделены полномочиями органа кадастрового учета, в том числе полномочиями по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

За предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в соответствии с действующим законодательством взимается плата, которая согласно бюджетной классификации Российской Федерации относится к доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и в полном объеме зачисляется в доход федерального бюджета.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В этой связи просим дать разъяснения по вопросу применения нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении подведомственных организаций Росреестра - федеральных государственных учреждений по субъектам Российской Федерации, в части оказания ими услуг по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Ответ: В связи с вашим письмом по вопросу применения нормы подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении услуг по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, оказываемых государственными бюджетными учреждениями по субъектам Российской Федерации, подведомственными Росреестру, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи Кодекса установлен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В указанный перечень включены операции по выполнению работ (оказанию услуг) органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Поскольку бюджетные учреждения по субъектам Российской Федерации органом государственной власти не являются, услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, оказываемые данными учреждениями, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 марта 2011 г. N 03-07-11/43

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Рассмотрен вопрос, облагаются ли НДС услуги, оказываемые государственными бюджетными учреждениями "Земельная кадастровая палата" по субъектам Федерации, подведомственными Росреестру.

Речь идет об услугах по предоставлению сведений, внесенных в госкадастр недвижимости.

Согласно НК РФ НДС не облагаются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) органами госвласти и местного самоуправления в рамках их исключительных полномочий, установленных нормативными актами.

Минфин пояснил, что вышеуказанные учреждения не являются органом госвласти. Поэтому их услуги должны облагаться НДС в общеустановленном порядке.

Бюджетный учет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Орган, оказывающий государственную услугу по предоставлению сведений из ЕГРП, не обязан оформлять акт выполненных работ и счет-фактуру по оказанной услуге.
Документальным основанием для отражения в учете факта оказания учреждению рассматриваемой государственной услуги является один из документов, предусмотренный п. 32 Административного регламента.

Обоснование вывода:
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Первичные учетные документы являются главным документальным свидетельством совершения той или иной операции. Иные документы могут подтверждать факт хозяйственной жизни только косвенно и служат, как правило, для получения более детальной информации о совершенной хозяйственной операции и об обстоятельствах, сопутствующих ее совершению.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а в установленных случаях они должны оформляться еще и с обязательным применением унифицированных форм. Такие документы могут оформляться в учреждении или поступать от контрагентов.
Обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, хотя и не предусмотренных такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) содержащиеся в ЕГРП сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с названным законом.
Предоставление сведений из ЕГРП является государственной услугой и осуществляется на условиях платности (п. 1 ст. 8 Закона N 122-ФЗ).
Размеры платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Отметим, что размеры платы за оказание госуслуги установлены приказами Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 N 650 и от 15.02.2012 N 58 (далее - Приказ N 650 и Приказ N 58 соответственно).
Согласно п. 2 раздела II "Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 N 180, предоставление сведений из ЕГРП осуществляется на основании запроса, представленного в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в виде бумажного документа или в электронной форме.
В гражданском законодательстве под договором понимаются не только единый документ, определяющий условия обязательств, возникающих между сторонами, и подписанный ими, но также и соглашение сторон, оформленное любым соответствующим закону способом (в том числе путем совершения определенных действий) и являющееся основанием возникновения у этих сторон взаимных прав и обязанностей (п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ). В ряде случаев контракты, договоры могут заключаться не только путем подписания единого документа ("договора"), но и иными способами (смотрите также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минфина России от 31.07.2014 N 02-02-04/37921). При этом оплата может осуществляться в наличной форме, а заключение договоров (контрактов) вполне может подтверждаться кассовым чеком или иным документом, подтверждающим совершение сделки. Полагаем, что применительно к рассматриваемой ситуации факт заключения договора подтверждается фактом направления запроса заявителем о предоставлении сведений.
Порядок оказания госуслуги регламентируется приказом Минэкономразвития РФ от 18.05.2012 N 292 "Об утверждении Административного регламента_по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" (далее - Административный регламент), согласно п. 31 которого конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
- предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП;
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений;
- отказ в предоставлении запрашиваемых сведений.
Процедура предоставления государственной услуги завершается путем выдачи (направления) заявителю (п. 32 Административного регламента):
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка;
6) уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений;
7) сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
Данные документы на основании запроса заявителя предоставляются одним из способов, указанных в п. 33 Административного регламента.
Таким образом, фактом надлежащего оказания государственной услуги в данной ситуации будет предоставление заявителю документа, предусмотренного п. 32 Административного регламента. Предоставление органом, оказывающим государственную услугу, иных документов (актов, счетов и т.д.) не предусмотрено.
С учетом изложенного в учете учреждения факт хозяйственной жизни "получение государственной услуги по предоставлению сведений из ЕГРП" может быть подтвержден одним из документов, предусмотренных п. 32 Административного регламента. Дополнительно может быть оформлена Бухгалтерская справка (форма 0504833).
Напомним, что каждая бухгалтерская запись (проводка) в регистрах бухгалтерского учета может быть отражена только на основании какого-либо первичного документа или свода первичных документов. Если соответствующая унифицированная форма отсутствует (не должна применяться), а разработка специальной формы для оформления конкретного факта хозяйственной жизни нецелесообразна, должна оформляться Бухгалтерская справка (форма 0504833).

К сведению:
Исходя из положений законодательства составление акта приема-передачи результатов выполненных работ или оказанных услуг является обязательным при приемке работ по договору подряда (п. 2 ст. 720 ГК РФ) и приемке работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
В свою очередь, счет-фактура не является первичным учетным документом. Он применяется только для целей главы 21 НК РФ и служит основанием для принятия покупателем предъявленных сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном указанной главой (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Документы, прилагаемые сотрудниками госучреждения к авансовым отчетам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

14 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Понятие «сервитут» известно из римского права, но в России оно законодательно закреплено Гражданским Кодексом РФ только в 1995 году. Слово латинского происхождения и в прямом переводе означает «рабство вещи».

В России данное понятие в упрощенной форме используется в качестве закрепления права использования участка третьего лица (если речь идет о земле). Но предметом сервитута могут быть земельные участки, сооружения на них, здания или части помещений.

Определение нашло свое закрепление и в Лесном и Земельном кодексах страны. Именно земля является основным предметом сервитута.

Понятие и предмет сервитута

Ситуации, когда требуется оформление сервитута:

  • Вы не можете использовать собственный участок без наложения сервитута на соседний;
  • Участки являются смежными и пользование одним без другого затруднено.

ВАЖНО: установить сервитут могут не только собственники, но и арендаторы с правом «постоянного бессрочного» пользования землей. Обычно понятие ассоциируется исключительно с землей. Если обратиться к ГК РФ, то подобные ограничения все- таки возможно ввести и в отношении помещений. Будет ли это именно ограничением или вещным правом? Законодательно это закреплено в качестве обременения в использовании вещного права.

ВАЖНО: участниками сервитута обязательно являются 2 и более сторон, в зависимости от характеристики участников сервитут бывает частным и публичным.

osobennosti-ucheta-servituta.jpg

Сколько стоит сервитут

Стоимость сервитута может быть определена в формате единовременной выплаты или аннуитетного платежа. На практике чаще всего оценка сервитута и его закрепление происходят в судебном порядке. Ведь у противоположных сторон кардинально разное видение ситуации: плательщик не хочет платить много, а собственник участка наоборот. Для определения стоимости могут использоваться следующие методики:

  • По величине реального ущерба;
  • В размере упущенной выгоды;
  • По фактически понесенным убыткам.

Правила учета сервитута при различных формах оценки

При отражении стоимости сервитута в налоговом учете используются следующие правила:

1. Для определения величины реального ущерба рассчитывают разницу между стоимостью земли без обременения и с обременением. Обычно для этого изучают цены на рынке земельных участков. Однако на практике почти невозможно найти одинаковые участки в одной локации с подобным требованием.

На рынке действительно продаются земельные участки с обременениями, но корректно понять каким образом изменилась стоимость практически невозможно. Для этого есть всего 1 важная причина: низкий уровень развития рынка купли-продажи подобных участков.

2. Размер упущенной выгоды для целей налогового учета оценивается по величине денежных потоков, которые мог бы получать собственник до введения сервитута на свою недвижимость.

Например, на рассматриваемом земельном участке предполагалось строительство базы отдыха общей площадью 1 000 кв.м. А после установления бессрочного обременения на земельный участок общая площадь построенного объекта может быть не более 500 кв.м., ввиду конфигурации сервитута. Таким образом, сервитут снижает общую площадь планируемой к строительству базы отдыха, а оценщик может помочь определить стоимость такого сервитута.

3. Реальную величину понесенных убытков рассчитывают по факту расходов, понесенных сразу после установления ограничения, выявляя прямую зависимость между сервитутом и убытками.

Например, на земельном участке с/х назначения был установлен временный сервитут для проведения работ по укладке газопровода. После проведения всех работ, собственник участка обнаружил, что подрядная компания нанесла урон мелиоративной системе его участка. В таком формате восстановление системы является реальным убытком для собственника.

Варианты отражения сервитута в налоговом учете

  • Сервитут, когда компания на ОСНО

Признать в качестве расходов можно обоснованные документально подтвержденные затраты (см. ст. 252 НК РФ), а также понесенные налогоплательщиком убытки (см. ст. 265).

Получается, если расходы на сервитут экономически оправданы их можно признать при расчете налогооблагаемой прибыли.

В налоговом учете такие расходы относятся к прочим (см. ст. 264 НК РФ, п. 1, пп. 49, письмо Минфина 03-03-06/1/36 от «01» февраля 2010 г.).

  • Сервитут, когда компания на УСНО

Расходы, которые можно учесть «урощенцам» перечислены в перечне (см. ст. 346.16 НК РФ п. 1). Там нет затрат, относящихся к сервитуту. Значит, включить подобную плату в расходы при расчете налогооблагаемой базы не получится.

Пример № 1 – фирма платит за сервитут:

У компании есть недвижимость. Сервитут оформлен для прокладки трубопровода через участок соседней фирмы. Ежемесячная плата составляет 75 000 руб. (в т.ч. НДС 18% 11 440,68 руб.). В бухгалтерском учете сервитут является расходом по обычным видам деятельности начисляется проводками в дебет счета 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» на сумму 63 559,32 руб., дебет счета 19 «НДС» на сумму 11 440,68 руб. в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками». Уплата госпошлины за оформление сервитута отражается в учете проводкой: Д-т 68 «Расчеты с бюджетом» К-т 51 «Расчетный счет».

В налоговом учете госпошлина будет отражена как прочий расход на производство и реализацию, ежемесячная плата будет прочим расходом для фирм на общем режиме налогообложения. Размер платы учитывается за минусом НДС.

Пример № 2 – фирма получает плату за сервитут:

В бухгалтерском учете такие доходы считаются прочими и отражаются по счету 91 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с прочими дебиторами (Д-1 76 К-т 91-1). Учет ведется в размере платы за сервитут. Расходы на НДС учитываются проводкой в дебет счета 91 «Прочие расходы» с кредита счета 68 «НДС». Полученная плата фиксируется по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76.

Доходы от сервитута в налоговом учете признаются и у налогоплательщиков на ОСНО и УСН. «Упрощенцы» признают такие доходы в момент получения платы за сервитут. Фирмы на общем режиме отражают их методом начисления в соответствии с условиями договора. Такие доходы признаются в качестве внереализационных при расчете базы для налогообложения прибыли.

Можно ли поставить сервитут на баланс

К примеру, ваша организация заключила договор сервитута на пользование земельным участком сроком 5 лет. Как отразить данную операцию в учете компании? Можно ли поставить участок на баланс или следует учесть его за балансом?

По правилам ведения бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации найдет свое отражение только плата за сервитут. Поставить сервитут на баланс в качестве актива нельзя, так как у фирмы нет на него права собственности, да и самого объекта в материально-вещественной форме не существует. Поэтому учесть сервитут нельзя даже за балансом. В финансовой отчетности условия сервитута раскрываются в пояснительной записке.

Вот если бы фирма несла ответственность за утрату имущества, на которое оформлен сервитут, тогда такой объект мог бы отражаться за балансом, но не в самом балансе. Ведь это лишь обременение, а не отдельно существующий актив. Конечно, информация о его существовании вносится в кадастр недвижимости, но не на счета бухгалтерского учета компании, хотя сервитут и неразрывен с самим участком, на который он наложен и передать его отдельно от земли нельзя.

Используют сервитут обычно для прохода или проезда, прокладки инженерных сетей (временных или бессрочных), доступа к прибрежным полосам и другое. Причина возникновения сервитута обусловливает срок, на который он оформляется. Для бухгалтерского учета специфика отражения будет единой. В дебете собираются все расходы на сервитут в корреспонденции со счетом расчетов с поставщиками.

Забалансовый учет сервитута в казенном учреждении

Учет называют забалансовым т.к. его результаты не отражаются в бухгалтерском балансе. Он предназначен для контроля и наблюдения за операциями, которые не оказывают влияние на состояние капитала.

На счете 01 учитывается:

  • имущество, полученное в безвозмездное пользование;
  • аренда и лизинг (за исключением случаев, когда имущество числится на балансе лизингополучателя- т.н. финансовая аренда);
  • недвижимость, полученная в управление;
  • сервитут.

Сервитут предоставляет право пользоваться чужим земельным участком без изъятия этого участка у полноправного владельца. Установление сервитута требуется в случаях, когда не существует возможности решить проблему другим способом. Сервитут может рассматриваться как расход или как самостоятельный актив, но в отечественной практике он чаще всего выступает в качестве расхода.

Объект необходимо отражать на основании акта приема-передачи или другого документа, подтверждающего получение прав на пользования. Учет ведется отдельно по каждому объекту имущества, с указанием инвентарных номеров, присвоенных собственником.

Забалансовый учет не предусматривает двойной записи. Информация о поступлении и выбытии, а также образовании прав и обязательств проводят на одном счете, с указанием содержания и количественно-стоимостных показателей.

Первоначальная оценка сервитута осуществляется по фактической стоимости, установленной на дату принятия. Если сервитут признается расходом будущих периодов, необходимо определить срок полезного использования. Расходы по оплате сервитута включаются в состав расходов, связанных с обычной деятельностью предприятия. Ежемесячные расходы могут определятся по формулам, применяемым для расчета арендной платы за аналогичное имущество в том же регионе.

Для ведения сводного учета предназначены «Ведомости сводного учета сервитутов», это очень удобно для организаций, которые устанавливают большое количество сервитутов (предприятия занятые в сфере связи, энергетики, газоснабжения).

Списать объект с забаланса можно после возврата собственнику или постановки его на баланс как нефинансового актива.

Вопрос-ответ

Вопрос: "Нужно ли платить НДФЛ с платежа по сервитуту?

Ответ: Для оплаты НДФЛ одна из двух сторон, которые заключили сервитут, должна являться налоговым агентом (юридическое лицо, ИП). Именно на ней лежит ответственность по уплате НДФЛ с платежа по сервитуту. Некоторые организации, которые заключают такой договор с физическим лицом, должны обязательно об этом знать. Даже если в договоре прописать уплату НДФЛ с физического лица, то есть обязать его отчислять налог, то это будет ничтожное требование (вне закона), так как физическое лицо не является налоговым агентом. Если сервитут заключен между двумя юридическими лицами, то НДФЛ платит тот, кто получил доход (к примеру, ИП) И так же, нельзя обязать другую сторону отчислять НДФЛ (здесь обе стороны налоговые агенты).

Что касается собственника участка (если оно физическое лицо), то в соответствии со статьёй 274 п.5, он имеет право устанавливать соразмерную плату для тех, кто пользуется частью его земли. Собственник в свою очередь платит за эту землю, земельный налог в полном объёме, вне зависимости от того, что часть земельного угодья находится под сервитутом. Поэтому, в этом случае, законодатель решил, что денежные отношения здесь урегулированы и в казну средства так же поступают.

Ответ: ст. 346.16 НК РФ определяет перечень издержек, при которых затраты могут быть уменьшены (уменьшение налогооблагаемой базы). Что касается самих затрат, то они должны отвечать требованиям статьи 252 ч.1 НК РФ. Что касается самой госпошлины, то такой платеж относится к федеральным сборам. Поэтому, отнесение госпошлины к расходам при упрощенном порядке, всегда зависит от того, за что конкретно была уплачена госпошлина.

Для ответа на вопрос снова обращаемся к статье 346.16 НК РФ. В перечне нет расходов, которые как-то связаны с сервитутом, то есть в «упрощенку» нельзя внести расходы, которые не определены в закрытом списке.

Следовательно, расходы по госпошлине за оформление сервитута в упрощенном порядке не могут быть приняты в налоговом производстве. Так же об этом пишет в своем официальном письме Минфин ( № 03-11-06/2/81 от 02.07.2012 года). Если говорить коротко по разъяснениям, то данные расходы не являются экономически обоснованными со стороны упрощенного порядка, поэтому и не включены в список статьи НК РФ. Но, такие расходы можно включить во внереализованные расходы, если обратиться к статье 265 НК РФ.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.


1 раз в месяц


Выписка из ЕГРН понадобится вам при покупке или продаже квартиры, дачи, дома, земельного участка или иной недвижимости. Выписка из ЕГРН является единственным доказательством права собственности на объект недвижимого имущества.

Ниже инструкция о том, как заказать выписку из ЕГРН не по 250 рублей, а по 4 (четыре) рубля за штуку. Если же вам выписки нужны для проведения общего собрания, вы можете воспользоваться нашей услугой по составлению реестра собственников многоквартирного дома. Стоимость такого реестра намного ниже в сравнении с заказом и самостоятельного анализа выписок из ЕГРН, при этом реестр содержит всю необходимую для проведения собрания информацию. Подробнее.

Выписку из ЕГРН можно получить разными путями, к примеру, обратившись в ближайшее МФЦ или филиал Росреестра (от 400 рублей), либо запросив на сайте Росреестра по 250 рублей за одну штуку.

Заказать срочную выписку из ЕГРН от 45 до 100 рублей за штуку.

Наиболее дешевый способ — это получение выписки через Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН. Стоит такая выписка всего лишь 4 (четыре) рубля, а это значит, что вы можете не ограничивать себя при проверке прав собственности, можете как заказывать выписку на каждый объект при покупке, так и просто для удовлетворения праздного интереса.

Выписка из ЕГРН

Доступ к ФГИС ЕГРН предоставляется на основании уникального ключа доступа.


I. Уникальный ключ доступа получается в личном кабинете на сайте Росреестра по rosreestr.ru.

Выписка из ЕГРН

II. Авторизация в личном кабинете происходит с помощью учетной записи Госуслуг.

Если же вы еще не зарегистрированы на Госуслугах, то настоятельно рекомендую это сделать перейдя по ссылке — gosuslugi.ru. Госуслуги — это уникальный информационный ресурс, с данными учетной записи которой, вы не только сможете получать доступ к получению дешевых выписок из ЕГРН, но и: подать документы в суд, получить доступ к личному кабинету налогоплательщика и многое другое.


III. После авторизации в личном кабинете вам первым делом нужно будет сформировать ключ доступа.


IV. В разделе «Мой баланс» переходим на вкладку «Предоставление сведений ЕГРН» и нажимаем на кнопку «Внести оплату«.


V. Далее вы выбираете наиболее комфортный пакет и производите оплату, нажав кнопку «Заказать».


VI. Оплата поступает в среднем за 3 дня, но бывает, что срок увеличивается до недели.

Если Вам необходима выписка прямо сейчас, и вы не в состоянии ожидать, закажите выписку у нас. Пожалуйста укажите в форме, что вам необходима выписка из ЕГРН.

Заказать срочную выписку из ЕГРН от 45 до 100 рублей за штуку.

VII. После поступления оплаты необходимо в раздел «Мои ключи» скопировать ключ доступа.


И ввести его для авторизации в разделе «Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН».


VIII. После авторизации вам доступны запросы по объектам и по правообладателям.

Вам следует выбрать «Поиск объектов недвижимости», поскольку для осуществления запроса по правообладателю необходима электронная цифровая подпись.

Поиск объектов недвижимости осуществляется по кадастровому или почтовому адресу.


IX. После нажатия на кнопку «Найти» вам открывается найденный объект, чьи более подробные характеристики вы здесь же можете посмотреть.


X. О том, что выписка готова, вам придет сообщение на электронную почту. Порой выписка формируется за считанные минуты, а иногда в течение суток. Готовая выписка скачивается в разделе «Мои заявки» в виде архива, в котором два файла: выписка и цифровая подпись.


XI. Данные файлы необходимо перевести в человекочитаемый формат, используя специальный сервис Проверки электронного документа.


Если вам понравилась данная инструкция, поделитесь ею в социальных сетях.

Заказать срочную выписку из ЕГРН от 45 до 100 рублей за штуку.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Читайте также: