Письмо о ставке ндс

Опубликовано: 04.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

О применении ставки НДС 10% при реализации медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с кодом ОКПД 2 32.50.50.190.

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 10.09.2019 и приложенное к нему обращение ООО (далее - организация) от 29.08.2019 о возможности применения пониженной ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации медицинского изделия и сообщает следующее.

Как следует из обращения организации, в выданном ей регистрационном удостоверении медицинского изделия содержится код ОКПД 2 - 32.50.50.190, не указанный в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 перечне кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации. Вместе с тем в сертификате соответствия на данное медицинское изделие указан код ТН ВЭД ЕАЭС, содержащийся в утвержденном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации перечне кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в Российскую Федерацию.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 10 процентов. Данная ставка НДС применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка. Имеется в виду примечание 2 к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688 , а не пункт 2.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее - Перечень). Согласно пункту 2 Перечня для целей применения данного Перечня следует руководствоваться кодами ОКПД 2, приведенными в Перечне, и наименованиями товаров с учетом примечания 1 (1), в соответствии с которым указанные в Перечне коды ОКПД 2 применяются в отношении медицинских изделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. - при представлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1 (1) к Перечню.

На основании приказа Росстандарта от 29.12.2018 N 1190-ст с 01.01.2020 года код ОКПД 2 32.50.50.000 (Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие) заменен на код ОКПД 2 32.50.50.190 (Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки). При этом налогоплательщики вправе досрочно применять код ОКПД 2 32.50.50.190 в правоотношениях, возникших с 01.01.2019 (Изменение 35/2019 ОКПД 2). Соответствующие изменения в Перечень в части замены кода ОКПД 2 32.50.50.000 на код ОКПД 2 32.50.50.190 не внесены. В этой связи в настоящее время налогоплательщикам выдаются регистрационные удостоверения с указанием кода ОКПД 2 32.50.50.190, отсутствующего в Перечне.

Вместе с тем, по мнению ФНС России, так как наименование продукции по новому коду ОКПД 2 32.50.50.190 соответствует наименованию продукции по старому коду ОКПД 2 32.50.50.000 (Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие), то допустимо применять ставку НДС в размере 10 процентов в отношении медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с указанием кода ОКПД 2 - 32.50.50.190.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395, Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере автомобильного транспорта.

В связи с этим, оценка Федеральной налоговой службой правильности применения налогоплательщиками тех или иных форм или форматов транспортной накладной для документирования гражданско-правовых отношений, возникающих по факту перевозки грузов, а также принятие решений в отношении сроков действия того или иного порядка документирования грузовых перевозок в компетенцию Федеральной налоговой службы не входит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (пункт 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 8 Устава Автомобильного транспорта (далее — УАТ)). Пунктом 2 статьи 8 УАТ установлено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» утверждена форма транспортной накладной (Приложение N 4). Соответственно, транспортная накладная является документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу статьи 252 НК РФ иные документы при отсутствии транспортной накладной могут быть расценены как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Статьей 313 НК РФ предусмотрено, что основанием для принятия к налоговому учету расходов на перевозку грузов являются первичные учетные документы, то есть документы, подтверждающие изменение финансового положения контрагентов в результате заключения и исполнения договора перевозки.

Необходимо отметить, что транспортная накладная может быть применена как первичный учетный документ исключительно при наличии реквизитов, определенных статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», то есть транспортная накладная по форме, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, принимается к бухгалтерскому и налоговому учету при правильном заполнении раздела 16. При не заполнении данного раздела, транспортная накладная является документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и, согласно статье 252 НК РФ, подтверждающим затраты на перевозку. При этом для целей отражения в бухгалтерском и налогом учете на такую перевозку должен быть оформлен первичный учетный документ, отвечающий требованиям статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Вследствие этого, представление организациями документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в области транспорта, является достаточным условием для подтверждения правомерности признания расходов в целях налогообложения (при соответствующей цели их несения).

Вместе с тем, пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, установлено требование отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой). В силу этого, отступление налогоплательщика от установленных гражданским законодательством в конкретный момент времени требований в области оформления грузовых перевозок не может быть единственным условием, достаточным для признания неправомерным учета понесенных расходов в целях налогообложения. В таких случаях при проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы будут учитывать всю совокупность конкретных обстоятельств, свидетельствующих о реализации налогоплательщиком своих прав по исчислению налоговой базы в пределах, установленных статьей 54.1 НК РФ.

Также следует отметить, что в целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции, в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 26 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», в частности, указано, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, при разрешении спора о подтверждении перевозки суд будет оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Помимо этого, суд будет оценивать относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Алексей Смирнов

Начиная с 01.01.2019 будет применяться новая ставка НДС, равная 20 %. При этом Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ не содержит переходных положений о порядке налогообложения сделок, не закрытых до нового года. Рассмотрим эти ситуации на практических примерах.

В связи с изменением ставки НДС в зону риска попадают сделки, обязательства по которым на 1 января 2019 года будут не исполнены или исполнены не полностью. Помимо ситуаций, когда получение денег и отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) приходятся на разные годы, сложности могут возникнуть и с теми договорами, которые подписаны в текущем году, а исполняться полностью или частично будут только в следующем.

Нормативные документы:

  • ст. 154, 164, 167, 168, 170, 171, 172 НК РФ;
  • ст. 452 ГК РФ;
  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ;
  • Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2017 № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015;
  • письма Минфина от 06.08.2018 № 03-07-05/55290, от 28.08.2018 № 24-03-07/61247, от 18.09.2018 № 03-07-11/66752;
  • письмо ФНС России от 10.09.2018 № СД-4-3/17537.

Отгрузка 18, деньги 20

Когда реализация прошла в текущем году, а деньги пришли в следующем, налоговая база будет окончательно определена уже на день отгрузки и в дальнейшем на дату оплаты корректироваться не должна (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Такие операции облагаются НДС по ставке 18 % и никаких сложностей в связи с изменением ставки бухгалтеру не доставят.

Однако если в текущем году отгружен не весь товар (работы, услуги), предусмотренный договором, ставку НДС надо будет определять по каждой отгрузке отдельно, исходя из даты реализации. Следовательно, по товарам (работам, услугам), отгруженным после 01.01.2019, будет применяться новая ставка налога (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ). Допустим, стороны заключили договор поставки, предусматривающий отгрузку первой партии товара в ноябре 2018, а второй — в марте 2019. Тогда при составлении документов по первой отгрузке нужно будет указать ставку НДС 18 %, а по второй — 20 %. Налог начисляется на стоимость фактически отгруженных товаров в каждой партии (п. 1 ст. 154 и пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Деньги 18, отгрузка 20

Куда сложнее ситуация с исчислением НДС, когда обязательства сторон распределяются между годами в обратном порядке. Если деньги за товар (работу, услугу) поступили в 2018 году, а отгрузка произойдет только после 01.01.2019, получателю денег придется исчислить и уплатить с них НДС по ставке, которая действует на дату получения (пп. 2 п. 1 ст. 167 и п. 4 ст. 164 НК РФ, п. 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ). Поэтому налог будет рассчитан по ставке 18/118, а определенная таким образом сумма налога будет отражена в счете-фактуре, переданном покупателю (заказчику), и в декларации. А значит, определенный по этой ставке НДС будет перечислен продавцом (исполнителем) в бюджет, а покупателем (заказчиком) принят к вычету.

В 2019 году после отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) обе стороны должны будут произвести обратную операцию — принять к вычету и восстановить авансовый НДС. И тут надо помнить, что к вычету и восстановлению принимается та сумма, которая была исчислена. Поэтому увеличение ставки на момент отгрузки на эту часть операции по исчислению налога не влияет. Поскольку 303-ФЗ не установил никаких специальных правил в этой части, руководствуемся общими правилами: п. 8 ст. 171, п. 3 ст. 170 НК РФ.

Причем описанный выше порядок применяется как при полной, так и при частичной предоплате. Если договором предусмотрено, что в 2018 году перечисляется только часть денег, а остальное — после нового года, то деньги, полученные в текущем году, будут облагаться налогом по ставке 18/118, а те, которые поступят после праздников, — по ставке 20/120. И здесь бухгалтеру важно четко развести финансовые потоки, чтобы не возникло путаницы с суммами НДС, восстанавливаемыми и принимаемыми к вычету, — во всех случаях речь идет об исчисленных суммах, пусть и по разным ставкам.


XVI Контур.Конференция «Бухгалтерские новшества 2018–2019»: одна из ключевых тем — изменение НДС в 2019 году. Пройдет в Москве 21–22 ноября, онлайн-трансляция и записи некоторых докладов будут доступны из любого региона.

Рассмотрим ситуацию на примере. Предположим, заключен договор подряда, согласно которому заказчик перечисляет оплату частями: в декабре 2018 года и январе 2019 по 10 000 ₽. Акт по выполненным работам будет подписан в марте 2019 года. В этом случае подрядчик в декабре исчислит НДС с полученной предоплаты в размере 1 525 ₽ (10 000 × 18/118) и укажет эту сумму в авансовом счете-фактуре. Заказчик на основании данного документа примет к вычету 1 525 ₽. Со второй части оплаты подрядчик исчислит НДС уже по новой ставке: 1 667 ₽ (10 000 × 20/120) и отразит эту сумму в счете-фактуре, выданном заказчику. Заказчик примет ее к вычету. В марте после подписания акта подрядчик примет к вычету весь исчисленный ранее авансовый НДС в размере 3 192 ₽ (1 525 + 1 667). Заказчик восстановит такую же сумму НДС.

Даже в ситуации, когда отгрузка осуществляется частями и приходится на разные годы, это правило останется неизменным, поскольку при восстановлении и вычете налога по предоплате в расчет принимаются только суммы, которые зачтены в счет отгруженного товара, выполненной работы или оказанной услуги (п. 6 ст. 172 НК РФ и п. 3 ст. 170 НК РФ). Частичная отгрузка товара приведет к дроблению суммы предоплаты для целей НДС, но в расчет будут приниматься исчисленные суммы налога.

Например, заключен договор поставки, по которому оплата осуществляется в ноябре 2018 года и феврале 2019 по 10 000 ₽. Товар отгружается партиями: в декабре 2018 на сумму 5 000 ₽ (в том числе НДС по ставке 18 % — 763 ₽) и в марте 2019 года на оставшуюся сумму. Поставщик, получив в ноябре первую предоплату, исчислит НДС в размере 1 525 ₽ (10 000 × 18/118) — покупатель примет эту сумму к вычету. После поставки первой партии товара поставщик примет к вычету 763 ₽, а покупатель эту сумму восстановит.

В 2019 году в части второго платежа обе стороны проведут схожую операцию, но уже по новой ставке: поставщик исчислит НДС в размере 1 667 ₽ (10 000 × 20/120), а покупатель примет его к вычету на основании второго «авансового» счета-фактуры. После отгрузки второй партии в марте поставщик примет к вычету авансовый НДС в размере 2 429 ₽ (1 525 — 763 + 1 667). Эту же сумму восстановит покупатель.

Когда все деньги по договору получены в 2018 году, а реализация товара пройдет в 2019 году, разницу в 2 % между прежним и нынешним НДС можно восполнить, если договориться с контрагентом об уменьшении стоимости единицы товара, чтобы сумма товара, увеличенная на новую ставку НДС, стала равна предоплате.

Ищем источник

Особенно остро стоит вопрос уплаты дополнительных 2 % налога, если все деньги по договору были получены в 2018 году, а реализация пройдет уже в 2019 году. Тогда в предоплате «сидит» НДС по ставке 18 %, а уплатить его надо уже по повышенной ставке. Есть два варианта, как можно решить эту проблему.

1. За счет продавца

Можно договориться с контрагентом об уменьшении стоимости единицы товара, чтобы сумма товара, увеличенная на новую ставку НДС, стала равна предоплате. К примеру, если цена договора составляла 118 000 ₽ (НДС по ставке 18 % — 18 000 ₽, стоимость без НДС — 100 000 ₽), можно согласовать уменьшение цены до 98 333,3 ₽. Общая стоимость не изменится и составит те же 118 000 ₽ (НДС по ставке 20 % — 19 666,7 ₽). Полученных в качестве предоплаты 118 000 ₽ хватит на уплату налога по новой ставке.

2. За счет покупателя

Предъявить дополнительную сумму НДС покупателю разрешает п. 1 ст. 168 НК РФ. Причем осуществить это можно именно при реализации. Таким образом, если на дату реализации ставка налога выросла, продавец обязан допредъявить дополнительный НДС покупателю.

Однако корреспондирующей обязанности покупателя доплатить НДС продавцу ни НК РФ, ни ГК РФ не установили. Поэтому увеличение суммы НДС желательно согласовать отдельно, оформив дополнительное соглашение к договору, с момента подписания которого у покупателя возникнет обязанность по уплате соответствующей суммы. Если же заключить допсоглашение не получается, нужно официально уведомить контрагента об изменении обязательств по НДС еще до исполнения договора. Предъявление требования о доплате НДС незаконно, если обе стороны неверно определили обязательства по НДС в период заключения и исполнения сделок (определение Верховного Суда РФ от 23.11.2017 № 308-ЭС17-9467 по делу № А32-4803/2015).

Отдельного внимания заслуживают государственные и муниципальные контракты. Цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением (письмо Минфина от 28.08.2018 № 24-03-07/61247). Это означает, что поставщики (исполнители) по таким контрактам не смогут ни уменьшить стоимость единицы товара, ни допредъявить 2 % покупателю (заказчику). Это значит, что им придется фактически уплатить этот налог за свой счет, «накинув» его сверху на стоимость товара.

Чтобы избежать лишних трений с контрагентами и налоговиками из-за того, что в документах указан НДС по старой ставке, нужно заблаговременно переделать договоры и счета по тем отгрузкам, которые произойдут в будущем году, и указать в них новую ставку НДС.

Гражданско-правовая сторона

Поскольку ставка НДС указана и в договорах, и в счетах, выставляемых контрагентам, мы рекомендуем по тем отгрузкам, которые произойдут в следующем году, переделать договоры и счета с указанием в них НДС по новой ставке. Такой подход не только полностью соответствует п. 1 ст. 168 НК РФ, который требует добавлять НДС к цене реализуемого товара, но и позволит избежать лишних трений как с контрагентами, так и с налоговыми органами из-за того, что в документах НДС указан по старой ставке. Обратите внимание, что вносить изменения в договор можно только в том случае, если на дату подписания допсоглашения он еще полностью не исполнен обеими сторонами, значит, озаботиться правками нужно заблаговременно (п. 3 ст. 425 ГК РФ).

При оформлении в 2018 году договоров, которые будут исполняться в новом году, стороны уже сейчас могут включить в текст договора НДС по новой ставке ссылку на п. 4 ст. 5 Закона № 303-ФЗ, указав, что отгрузка произойдет в 2019 году, когда ставка НДС будет равна 20 % (письмо Минфина России от 18.09.2018 № 03-07-11/66752). Аналогично можно формулировать условия договоров и тогда, когда отгрузка производится частями в 2018 и в 2019 годах. В этом случае стороны вправе отдельно указать цены для каждой партии товаров (этапа работ, услуг), заложив туда соответствующую ставку НДС.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/65684 от 27.08.2019

Экспорт товаров облагают НДС по ставке 0%. Чтобы использовать нулевую ставку, компания должна подтвердить факт экспорта.

Чтобы подтвердить факт экспорта и возместить из бюджета «экспортный» НДС, необходимо выполнить определенные требования:

нужно собрать документы, подтверждающие, что экспортер действительно вывез товары за границу России. Перечни документов содержатся в ст. 165 НК РФ применительно к ситуациям, приведенным в п. 1 ст. 164 НК РФ;

нужно заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с документами, подтверждающими экспорт.

Какие документы нужны

Чтобы возместить НДС, необходимо представить в налоговую инспекцию пакет документов. Вот их перечень.

Внешнеэкономический контракт (копия контракта) с иностранным партнером на поставку товаров за пределы России. Т. е. документ, отражающий данные о сторонах и предмете сделки, а также условиях ее выполнения.

Таможенная декларация (ДТ) или ее копия.

На ДТ обязательно должны быть:

  • отметка таможни, которая провела таможенные операции;
  • отметка пограничной таможни, через которую товары были вывезены из России.

Если компания подает таможенную декларацию в электронной форме, то отметку «Выпуск разрешен» достаточно представить в виде сведений о выпуске товаров. Такая отметка появится в документе автоматически, когда таможенный орган закончит проверку декларации и пришлет соответствующее сообщение в сервис для таможенного декларирования.

Если вывоз товаров осуществлялся через территории государств-участников Таможенного союза ЕАЭС, где таможенный контроль отменен (Белоруссию, Армению, Киргизию или Казахстан), на ДТ достаточно отметки «Выпуск разрешен» той таможни, которая проводила с товарами таможенные операции.

Отметку «Товар вывезен» необходимо получить в виде оригинального штампа только в случае, если компания-экспортер будет подавать документы о подтверждении нулевого НДС в налоговую на бумаге. Штамп проставляется на таможенной декларации и на транспортном документе таможенным органом в пункте пропуска через границу.

До 2019 года (точнее до 1 октября 2018 года) экспортер также должен был представлять в ИФНС копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа о вывозе товаров. Сейчас эти документы подаются только по истребованию налоговой. Об этом напоминает Минфин России в письме от 27.08.2019 г № 03-07-08/65684.

Реестры документов

При большом объеме документов возможно подать по ним реестры (п. 15 ст. 165 НК РФ). Это действует для перевозочных, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, а также таможенных деклараций. ИФНС вправе запросить для контроля любой из документов, попавших в такой реестр.

Данные реестры представляются исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Формы этих реестров и порядок их заполнения, а также форматы и порядок представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 г № ММВ-7-15/427.

Срок для сбора подтверждающих документов

Срок для подтверждения правомерности использования ставки 0% единый 180 дней и не зависит от того, для какой конкретно ситуации применена такая ставка.

Сформированный комплект документов должен быть подан в ИФНС вместе с налоговой декларацией, оформленной за период, в котором этот комплект собран (п. 10 ст. 165 НК РФ). Подать документы для подтверждения нулевого НДС необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации компании. Сделать это можно на бумаге или в виде электронных реестров.

Упрощенный порядок подтверждения экспорта

По действующим правилам заявить к вычету НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным для экспортных операций, можно в общеустановленном порядке до того, как собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку НДС. То есть в момент принятия к учету этих товаров и получения счетов-фактур от поставщиков.

Исключение из этого правила – экспорт сырьевых товаров, к которым относятся: минеральные продукты, продукция химической промышленности и связанные с ней другие отрасли промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Читайте также: